Ученые записки тну. Правила подготовки рукописей для публикации в научных журналах "ученые записки таврического национального университета имени в. И. Вернадского" Михайлова Т. В. Последовательность чтения была таковой

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ТАВРИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Выпуск N 6 (45)

ЭКСПЕРТОЛОГИЯ

Позаченюк Е. А., кандидат географических наук, доцент кафедры геоэкологии

В начало | Предыдущий выпуск | Следующий выпуск
Оглавление | Предыдущая статья | Следующая статья

В настоящее время складывается несколько парадоксальная ситуация: экспертиза становится нормой жизни общества и престижной формой деятельности. Тем не менее теория экспертиз до настоящего времени не сформировалась. Необходимость становления новой науки экспертологии была отмечена П. К. Космачевым . Активное внедрение экспертной деятельности шло со второй половины ХХ века, когда в развитии системы природа-общество возникли достаточно сложные задачи, связанные с осознанием наличия блока неопределенности в развитии нелинейных систем и ряда их свойств, в частности, свойства размытости. Понимание этого требует несколько иных подходов к решению проблем природно-хозяйственных систем. Это хорошо отражает принцип несовместимости Л. А. Заде: высокая точность исследования не совместима с большой сложностью объекта исследования. Из этого следует, что в географических системах значение и возможности строгих методов исследования сравнительно ограничены, на первый план выходят методы не формализованные и слабо формализованные. Подобного рода задачи стали решаться с использованием экспертного метода исследования. Под экспертизой в общем виде понимают исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний (словарь иностранных слов, 1954, с. 799). Термин экспертиза происходит от лат. еxpertus (франц. expertise) - опытный. Основу метода экспертных оценок заложили Дельфийские оракулы (жрецы храма Аполлона у подножия г.Парнас в Греции), которые обнародовывали предсказание после ознакомление всех членов совета с обстоятельствами дела и тщательного обсуждения на совете дельфийских мудрецов. При принятии решений они пользовались системой правил, к которым, например, относились: "Хорошо во всем соблюдать меру", "Ничего слишком", "Познай самого себя", "Все наперед обдумай" и др. В настоящее время метод коллективного обсуждения и согласования различных мнений получил названия метода Дельфи. Развитие экспертного метода шло снизу от потребностей практики. Появилось большое число типов, классов и видов экспертиз и около 300 методов экспертных оценок. При этом прослеживается отставание общей теории и методологии экспертного метода исследования: в первую очередь научно-обоснованной терминологии, классификации, выявление общих понятий и принципов исследования. С учетом современных данных понятие "экспертиза" следует определить как метод исследования и разрешение проблемных ситуаций крупными специалистами, обладающими специальными знаниями, путем выбора наиболее аргументированных решений. Экспертный метод исследования применяется в тех случаях когда:
1) на основании известных законов невозможно предсказать поведение системы в будущем;
2) при невозможности экспериментальной проверки предполагаемого хода процесса;
3) при наличии неопределенных факторов, которые не поддаются контролю;
4) при наличии многовариантных путей решения проблемы;
5) при неполноте информации, на основе которой принимается решение. При формировании экспертных решений уже используются формализованные методы исследования. Основываясь на положениях теории операций и следуя логике С. Н. Сархисян и др. , мы предлагаем при рассмотрении сложных систем, требующих экспертных решений, выделят три типа факторов, определяющих их функционирование и развитие:
1) детерминированные факторы, которые можно определить на основании строгих детерминированных зависимостей. В географии к таким относятся зональные закономерности; показатели, определенные через балансовые уравнения; региональные закономерности такие как микрозональность, позиционность, гидроморфная поясность и др.;
2) стохастические факторы, которые описываются случайными величинами с известным законом распределения: климатические и демографические показатели, производство биомассы, волнения моря и др.;
3) неопределенные факторы, для каждого из которых известна только область возможных значений. Неопределенность - системное свойство, подразумевающее невозможность исчерпывающего отображения сложных природных и природно-социальных систем. С учетом указанных факторов экспертная задача формулируется следующим образом: при заданных значениях детерминированных факторов А1...., Аi..., Ар, вероятностных факторов с известным распределением В1...., Вi..., Вn и с учетом неопределенных факторов Х1..., Хi..., Хк, найти оптимальное значение У1..., Уi..., Ум из области Qу..., Qуi..., Qум. Подобные задачи, содержащие три блока, которые определяются разными условиями, при непременном присутствии неопределенного блока и являются объектами экспертного метода исследования (рис.1). С трехблоковой структурой экспертизы корреспондирует три типа информации:
1) информация подтвержденная экспериментами или статистическими наблюдениями (эмпирические факты);
2) информация подкрепленная малым количеством свидетельств, основанная на знании существующей ситуации (информация в виде гипотез);
3) информация основанная на единичных фактах, мнениях (информация в форме предположений). Эти три типа информации, также как и структура экспертизы образует триаду: закон-гипотеза-предположение. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что идет активное становление экспертного метода исследования. В соответствие со структурой методов научного познания экспертный метод можно отнести к общенаучным (рис.2), наряду с такими методами как сравнительный, исторический, географический, математический, системный, экологический и др. Экспертный метод, все в большей степени используется в научных исследованиях и производственной деятельности, а с углублением наших представлений о реальном мире роль его будет возрастать.

Рис.1 . Структура экспертного метода исследования


Рис.2 . Место экспертного метода в системе методов познания

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТИЗ . На начальном этапе формировании теории и методологии экспертологии важное значение имеет классификация экспертиз. Классификацией экспертиз, в той или иной степени, занимались В. А. Лисичкин , В. Л. Горелов , Г. Тейл , Н. Ф. Глазовский и др., тем не менее к настоящему времени не создано ни одной опщепризнаной классификационной системы.
Признавая экспертизу научным методом, и учитывая связь экспертиз с определенными сторонами человеческой деятельность, можно утверждать, что количество их типов будет соответствовать количеству научных направлений. Примерное обоснование такой классификации показано в табл.1, где выделены пять направлений, которые в соответствии с основанием деления ранжируются на виды. Рассмотрим более подробно классификационные направления. 1) В зависимости от уровня организации они бывают: межгосударственные, государственные, общественные, ведомственные, а в соответствии с уровнем проработки делятся на первичные и вторичные. Последние проводятся тогда, когда в первичной экспертизе указаны недостатки, требующие доработки и представления на повторную экспертизу, или проводятся повторно по требованию заказчика и др. По форме экспертизы могут быть постоянные и временные. 2) Экспертиза чаще всего выступает как вид государственной деятельности, или метод принятия решения, а в последнее время - как научное исследование предмета изучения экспертологии. 3) В зависимости от экспертируемого объекта большинство исследователей различают экспертизу проекта и экспертизу реального объекта. Объектов экспертизы существует множество. Их классификация может идти в направлении развития классификации всевозможных систем: природно-хозяйственных, технических, информационных (наука, культура, юриспруденция и др.), социальных и др. (см. табл.). Кроме того объектами экспертизы выступают материалы и вещества и др., а также проекты объектов. 4) Экспертизы можно классифицировать в зависимости от мировоззренческих уровней отражения существующей реальности (рефлексии). На самом общем уровне, исходя из всеобъемлющей системы знаний, отражающей целостность мира - универсума, Ю. М. Федоровым предложено подразделение экспертиз на ноологические, гуманитарные, социетальные и естественно-исторические. В основе каждой группы экспертиз лежит определенная форма отражения универсума. Ноологическая экспертиза базируется на трансцендентальной рефлексии, энеологической гипотезе. Экспертами в ноологической экспертизе выступают, люди со сверчувственным восприятием, пониманием целостной картины мира. Гуманитарная рефлексия составляет основу гуманитарной экспертизы, задача которой - определить насколько условия рассматриваемого явления (проекта, реальной ситуации, перспектив развития и т.д.) способствуют сохранению и созданию ценностей, поддерживающих, а не разрушающих органическую соразмерность человека и мира . Гуманитарная экспертиза представляет собой приложение "человеческих мерок" к социальным, экономическим, политическим, экологическим и иным явлениям, способствующим развитию человеческого универсума или сдерживающим его. В рамках этой экспертизы все структуры оцениваются лишь с точки зрения того, насколько они соответствуют идеалу всестороннего, гармоничного, универсального развития человека. Целостность человеческого универсума фиксируется в качестве представлений о системе ценностей. Гуманитарная экспертиза основывается на использовании ценностной формы знания, носителем которой в той или иной мере выступает любой человек, воплощающий так называемое "личностное знание". Наиболее концентрировано оно выражается у деятелей культуры и искусства. Выход из кризисных ситуаций представителям гуманитарной экспертизы видится в перестройке общества в соответствии с приоритетом общечеловеческих ценностей. Социетальная экспертиза (политическая, социологическая, экономическая, юридическая и др.) базируется на различных видах социетальной рефлексии. Экспертами выступают политические деятели, экономисты, юристы, т.е. специалисты в области управления различными процессами и сферами общественной жизни. Данная экспертиза базируется на нормативных формах знаний, позволяющих защитить целостность социума от деструктивных воздействий со стороны "человеческого фактора", поэтому выводы формулируются в репрессивной форме. Панацея от всех бед видится там в создании рынка товаров и рабочей силы. Социетальные виды экспертиз исходят из приоритета интересов социума над интересами человека и Космоса, которые при этом рассматриваются лишь как частичный индивид и элемент природы. Естественно-научная экспертиза отражает соответствующую форму знания (точные и естественные науки), объективированное знание. Экспертами выступают ученные, инженерные работники - специалисты в конкретных областях наук. При этом необходимо, чтобы естественно-научные экспертизы учитывали основные приоритеты экспертиз высших уровней отражения. К естественно-научным экспертизам относим: гидрологические, метеорологические, геологические, географические, геоэкологические, биологические (экологические), медико-биологические, технические, инженерно-строительные и др. Классификация экспертиз может происходить с учетом дисциплинарного или междисциплинарные знания, положенного в основу осуществления экспертизы. Они могут быть монодисциплинарные (сингулярные) или междисциплинарные (полисистемные). Термин "сингулярные экспертизы", принадлежит В. Л. Горелову и др. , т.е. одиночные простые экспертизы, осуществляемые на уровне знания одной науки. Когда в основе экспертизы лежит система наук ее называют комплексной или междисциплинарной (полисистемной). Примером междисциплинарных экспертиз являются эколого-социально-экономическая или эколого-социально-географическая экспертиза. 5) По выполняемой функции экспертизы будем подразделять на монофункциональные и полифункциональные. К монофункциональным отнесем: контрольные, оценочные, диагностические, прогнозные, конфликтные. На практике экспертиза чаще всего полифункциональна. В зависимости от поставленной цели экспертизы могут иметь самое разнообразное сочетание функций, например, оценочно-контрольные, диагностико-прогнозные, конфликтно-диагностико-прогнозные, контрольно-конфликтные и др.

Таблица

Направления развития классификации экспертиз

Классификационные направления

Основание классификации

Примеры классификационных категорий

Организационное

уровень организации

межгосударственные
государственные
общественные
ведомственные

уровень проработки

первичные
вторичные

постоянные
временные

Деятельное

вид деятельности

вид государственной деятельности
метод принятия решений
научное исследование

Объектное

реальные объекты природно-хозяйственных и социальных систем

природно-хозяйственные
технические
информационные
социальные

материалы, вещества и др.

физические
химические
бактериологические

проекты и программы развития природно-хозяйственных и социальных систем

все виды природно-хозяйственных и социальных систем, документация по созданию новой техники, технологий, материалов, веществ и др.

Мировоззренческие уровни рефлексии

форма отражения

ноологические :
трансцедентальные
мистические
астрологические
гуманитарные :
философские
философско-антропологические
социетальные :
политические
социологические
экономические
юридические
социально-медицинские
естественно-научные :
гидрологические
геологические
географические
геоэкологические
биологические
метеорологические
медико-биологические
технологические
инженерно-строительные

уровень отражения

монодисциплинарные
междисциплинарные

Функциональное

основная задача, выполняемая экспертными исследованиями

монофункциональные :
контрольные
оценочные
диагностические
прогнозные
конфликтные
полифункциональные :
прогнозно-диагностические
контрольно-оценочные
оценочно-прогнозно-диагностические и др.

Рассмотрим сущность основных функциональных экспертиз, так как они - одно из основных направлений в развитии теории экспертологии. Контрольный вид экспертиз в настоящее время наиболее широко распространен, хотя исходно экспертиза возникла как диагностическая и прогнозная. Функция контроля выдвигается на первое место в технических и научно-технических экспертизах проектов, материалов и веществ, в современной экологической экспертизе и ряде других. Основой данного вида экспертиз являются законодательные акты, нормы, нормативные документы, стандарты и правила. Экспертиза базируется на очень важном в развитии общества принципе - принципе ограничений. Несмотря на безусловную необходимость контрольного вида экспертиз, они имеют один существенный недостаток: как правило, нормы несут в себе эффект "запаздывания" (отстают от развития науки) и далеко не всегда соответствуют многообразию природных и социальных условий. Оценочный вид экспертизы выступает как одно из важнейших направлений развития экспертного метода исследования. Методы экспертной оценки находят широкое применение при решении научно-технических, экономических и экологических проблем. Они позволяют более четко представить основные цели, задачи и последствия их решения при оптимизации использования природных ресурсов и минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду. Типы оценок и их нормативная база широко изменяются в зависимости от объектов оценки и знаний, лежащих в основе оценки. Уязвимым местом оценочных экспертиз является нормативная база оценок. Критерием оценки часто является натуральная величина или денежная и товарная ценность. Практика однако показала, что многие природные, социальные и культурные ценности нельзя оценить ни в натуральных, ни в денежных единицах, что является косвенным подтверждением того, что рыночные отношения не охватывают всей сферы функционирования природно-хозяйственных систем и не могут быть приняты как единственный базис преодоления социально-экологического кризиса, который ереживает современное общество. Для оценки многих состояний и явлений широко применяется балльная оценка по специальным методикам и шкалам, которые не стандартизированы и не упорядочены. Они часто видоизменяются и несопоставимы друг с другом. Поэтому, данные балльных оценок, давая представление об условных относительных величинах на ограниченном пространстве и для коротких промежутков времени, не могут быть положены в основу теоретических обобщений. Оценочный метод экспертных исследований в одних случаях выступает как самостоятельный, а в других как сопутствующий метод прогноза, особенно при нормативных типах прогноза, и как основа контрольной функции экспертиз. Своеобразный характер имеют диагностические экспертизы. Элементы диагностических экспертиз (собственно диагноз определяющих условий) имеет место во всех видах экспертной деятельности. Как особый вид они распространены в юриспруденции, медицине и технике. Показательными диагностическими являются экспертизы, устанавливающие причину аварий самолетов, других технических конструкций. В них определенное место занимает и география. Однако, диагностические экспертизы довольно часто применяются и для выяснения естественных (географических) причин, осложняющих функционирование природно-хозяйственных систем. Прогнозные экспертизы. Вопрос о прогнозе будущих событий приобрел чрезвычайно важное значение для развития науки, техники и экономики. Эффективность управления природно-общественными системами не может быть реализована без знания направления развития системы. Под научным прогнозом понимают высказывание в виде вероятностного утверждения определенной степени достоверности, относительно неизвестных или неустановленных фактов на основании изучения и обобщения опыта прошлого и интуиции о развитии систем в будущем. По С. Д. Бешелеву и Ф. Г. Гурвичу задача прогноза состоит в том, чтобы выйти за пределы известного, перешагнуть границы сложившейся системы знаний. Для успешного прогноза необходимо не только хорошо знать закономерности развития системы от ее прошлого состояния к современному, но (как показывают исследования по синергетике) необходимо идти от возможного будущего к настоящему. Естественные системы строят свое развитие в соответствии с грядущим порядком, т.е. они способны улавливать тенденции развития будущего . В условиях неопределенности, интуиция ученого способна со значительной достоверностью предсказать роль случайного импульса (так называемого странного аттрактора) в отклонении направления развития геосистемы. В основе прогнозных экспертиз лежит достаточно хорошо разработанная теория прогнозирования - прогностика. Большинство экспертиз природно-общественных систем сталкиваются с внешними и внутренними конфликтными ситуациями, которые возникают на локальном, региональном и глобальном уровнях. Экспертизы, в которых основное внимание уделяется решению конфликтных ситуаций следует отнести к конфликтному типу. Конфликтные экспертизы сводятся к проблеме принятия решений в условиях неопределенности. В данном случае неопределенность может порождатся тремя условиями:
а) неопределенность природы объекта;
б) неопределенность "противника" (человек всегда существует в условиях при которых результаты его решений не строго однозначны, они зависят от партнеров, противников, действия которых нельзя полностью предвидеть или учесть);
в) неопределенность желаний, целей (перед исследователем всегда несколько целей достижение результатов, которых может идти за счет друг друга). Конфликт необходимо рассматривать как способ взаимодействия сложных систем, способ их саморазвития, выхода на новый мета уровень. Поэтому цель экспертизы - решение конфликтной ситуации, через выход на новое целостное видение объекта с высшим кругом интересов. Для нахождения решение, которое отвечает требованием консенсуса между всеми заинтересованными, вовлеченными в ситуацию сторонами, нужно стремится не к тому, чтобы конфликтующие стороны отказались от своих точек зрения в пользу одной из них, и даже не к тому, чтобы убедить каждую конфликтующую сторону немного поступиться своими интересами во имя общего блага. Необходимо, чтобы конфликтующие стороны вышли на мета уровень, найти в нем те основания, которые их объединяют. Это могут быть высшие интересны региона, страны, социума, общечеловеческие, космические. Может ли консенсус всегда быть выражен как однозначный и односторонний результат? Вряд ли. Здесь в ряде случаев применим "восточный" способ мышления: движение вокруг конфликтного объекта по сужающимся концентрическим кругам, формировании многомерного впечатления, основанного на наблюдении объекта с разных точек. "Восточный путь" дает результат, возможно, менее однозначный, менее логически строгий, но позволяющей учитывать различные нюансы. Функциональные типы экспертиз во многом базируются на теории прогнозов, теории оценок, теории диагноза, теории решения конфликтов и нечетких множеств. Приведенные выше, некоторые аспекты терминологического аппарата, терхблочная структура экспертного метода исследования, направления развития классификации экспертиз и общие требования к экспертным видам деятельности могут быть положены в основу создания общей теории экспертиз или экспертологии, как междисциплинарного направления развития науки, направленного на решение класса сложных задач, имеющих блок неопределенности.

Литература .

1. Космачев К. П. Географическая экспертиза. (Методологические аспекты). Новосибирск: Наука, 1981. - 107 с. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. - М.: Наука, 1973. - С. 157. 2. Вентцель Е. С. Исследование операций. - М.: Советское радио, 1972. - 551 с. 3. Саркисян С. А., Лисичкин В. А., Каспин В. И. Введение в теорию принятия решений // Теория прогнозирования и принятия решений. - М.: Высшая школа, 1977. - С. 223-269. 4. Лисичкин В. А. Экспертные методы // Теория прогнозирования и принятия решений.- М.: Высшая школа, 1977. - С. 149-155. 5. Горелов В. А. Сингулярные методы прогнозирования // Рабочая книга по прогнозированию. - М.: Мысль, 1982 - С.132-189. 6. Тейл Т. Экономические прогнозы и принятие решений. М.: Статистика, 1971. - 488 с. 7. Глазовский Н. Ф. Проблемы эколого-географической экспертизы// Новое мышление в географии. - М.: 1991. - С. 110-118. 8. Федоров Ю. М. Гуманитарная экспертиза: основные понятия интратеории // Гуманитарная экспертиза. Возможности и перспективы. - Новосибирск: Наука. Сибирск. отд., 1992. - С. 33-66. 9. Гуманитарная экспертиза. Возможности и перспективы. - Новосибирск: Наука. Сибирск. отд., 1992. - 210 с. 10. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. - М. Наука, 1973. - С. 157. 11. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии.- 1992, - N 12. - С. 3-20.

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

Серия «Исторические науки». Том 24 (63), № 2: спецвыпуск «История Украины». 2011 г. С. 105–110.

УДК: 947.7 (477.75)

УЧЕБНИКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА И. ГАСПРИНСКОГО ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

СВЕТСКИХ ДИСЦИПЛИН В МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛАХ

Сеитмеметова С. А.

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: [email protected] Представлен краткий анализ учебной печатной продукции издаваемой типографией газеты «Терджиман». Рассмотрены основные учебные пособия, рекомендованные И. Гаспринским для преподавания светских дисциплин в мусульманских школах.

Ключевые слова: «Терджиман», И. Гаспринский, крымские татары.



В марте 2011 г. в Крыму отмечался 160-летний юбилей со дня рождения Исмаила Гаспринскиого выдающегося общественного деятеля, публициста, реформатора старометодной религиозной школы, просветителя, получившего известность и признание среди всего мусульманского мира. С 1883г. И.Гаспринский стал издавать и редактировать первую национальную газету на крымскотатарском и русском языках под названием «Переводчик-Терджиман». Свою типографию, располагающуюся в Бахчисарае, где ныне находится Дом музей, просветитель развивал в достаточно сложных условиях, пытаясь следить за новинками полиграфического дела. Конечно же, здесь издавались газеты, литературные произведения, справочники по медицине, экономике, философии, книги религиозной тематики. Чего стоит, издаваемый в различных форматах Коран, который неоднократно выигрывал в конкурентной борьбе с мощными полиграфическими предприятиями Великобритании на Восточном рынке, значительная часть тиражей которого отправлялась в Египет, Индию и другие страны для продажи. Однако самым важным направлением для издательства И. Гаспринского стала учебная печатная продукция, которая непосредственно содействовала распространению просвещения среди крымских татар.

Целью данной работы является выявление и анализ учебной печатной продукции издаваемой типографией газеты «Терджиман», рекомендованной И. Гаспринским для изучения светских дисциплин в мусульманских школах. Отдельные аспекты этой проблемы были рассмотрены в работах Ганкевича В.Ю., Абибуллаевой Э.Э., Аблаева Э.А. и Богдановича И.А.

Светские дисциплины внедрились в систему образования крымских мектебов лишь благодаря реформам, вызванным общественно-педагогическим движением джадидизмом, где И. Гаспринский был общепризнанным лидером, самым известным пропагандистом звукового метода. Джадидизм в Крыму обладал рядом специфичных особенностей, совсем не характерных для развития этого движения в других регионах империи. Вся борьба за создание и развитие сети новометодных школ обычно шла путем законности, и дискуссия велась лишь в существующих правовых СЕИТМЕМЕТОВА С. А.

рамках, лишь изредка сходя с них. В последних случаях деятели национального просвещения все же пытались войти в легальную сферу, стремясь изменить законодательство путем убеждения чиновников и демонстрацией прогрессивных моментов в крымскотатарском образовании. Со своей стороны мусульманское духовенство достаточно быстро перешло на позиции джадидизма, поддерживая и развивая его основополагающие принципы в педагогике.

Для успешного распространения новых методов понадобилась принципиально новая учебная и методическая литература. К концу XIX века национальная школа столкнулась с острейшей проблемой нехватки учебной литературы. Недостаток в этих пособиях частично заполняли книги, изданные в Казани, однако и их недоставало и приходилось обращаться к иностранным, прежде всего турецким книгам. К литературе изданной за рубежом российское и губернское учебное начальство относилось очень настороженно. Именно по этому 10 июля 1892 года по соглашению МВД министр народного просвещения признал нужным принять правило, чтобы в подведомственных Министерству народного просвещения мусульманских школах употреблялись лишь печатные книги, одобренные русской цензурой. Проблеме учебной литературы уделялось достаточное внимание и в «Правилах 1906 года». В национально-конфессиональных училищах могли применяться лишь книги российского издания .

Для новометодных школ Крыма И. Гаспринским были написаны и изданы популярные учебные пособия. Среди них на особом месте стоят 4 выпуска знаменитого «Ходжа-и субъян» («Учитель детей»), ставшего первым светским учебником для крымскотатарских мектебе. «Ходжа-и субъян» был издан в 1884 г. На его обложке были написаны такие слова: «В невежестве детей ответственны их родители» .

«Ходжа-и субъян» представлял собой классическое учебное пособие для учащихся начального звена образования. Именно по этому учебнику крымскотатарские дети занимались на протяжении 30 лет, изучая азбуку по звуковому методу. Кроме того, что «Ходжа-и субъян» был учебником для начальных новометодных школ, он так же был одобрен как учебник для земских министерских начальных школ и конфессиональных мектебов. Взяв за образец учебные книги К. Д. Ушинского, И.

Гаспринский ввел в издание произведения классической литературы, фольклора, а так же собственные литературные миниатюры и сказки. По смыслу учебник был близок к русским учебникам, однако все же был составлен с учетом национальной специфики. Содержание букваря охватывает рассказы религиозного характера, отрывки из жизнеописания пророков, примеры сур из Корана и т.д. Вместе с этим в учебнике было представлено большое количество разнообразных упражнений, направленных на пояснение предметов чувственного мира, который мы можем виУЧЕБНИКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА И. ГАСПРИНСКОГО ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ … деть (обувь, лампа, очки, часы, швейная машинка и т.д.). Одним из составных успеха учебника являлся религиозно-духовное и прогрессивно-демократическое направление его содержания. Эти качества обеспечили букварю теоретическую и практическую актуальность для педагогической науки .

Букварь реализует общепедагогическую концепцию И. Гаспринского, состоящую из идеи народности воспитания и обучения детей родным языком, так как чтобы народность стала самостоятельной, нужно два условия – родной язык и национальное просвещение. Особое место в учебнике занимает тема любви к Отечеству.

На понятном для детей материале подаются эпизоды по отечественной истории, географии, биологии, фольклора и т.д. Учебник пронизан стремлением воспитать в детях такие качества, как правдивость и честность, дисциплинированность и организованность, любовь и уважение к родителям, старшим и окружающим, культура в поведении, стремление к науке и знаниям, инициативность, активность. На эти темы и направлены материалы всех четырех частей учебника.

И. Гаспринский на страницах «Терджимана» определял, что «составленное и проверенное нами на практике начальное пособие под названием «Детский Учитель» - «Ходжа-и субъян» - содержит (для учителей) основание школьной дисциплины и порядка, начала педагогики и приемы обучения, и последовательные уроки для детей (с указаниями для преподавателя) по татарской и арабской грамоте, диктовке, арифметики и мусульманскому закону. Учебник приноровлен для пользования людей, не имеющих педагогической подготовки, и, думаем, что книжка наша послужит не только для годжи и мектебдара, но и всякой грамотной матери для обучения своего ребенка» .

Одним из передовых принципов обучения является осознанность и активность в обучении. Ярким примером этому служит использование Гаспринским звукового метода обучения грамоте. Он рекомендует аналитико-синтетический метод письма и чтения, введенное К. Д. Ушинским.

Последовательность чтения была таковой:

звуковой разбор слова, письмо; чтение написанного; чтение слов и цитат в азбуке;

чтение и переписывание новых слов из азбуки; поиск знакомых букв и словосочетаний в тексте; составление слов из букв печатной азбуки, наклеенных на картон.

«Ходжа-и субъян» является лучшим примером крымскотатарского учебника, составленного по принципу наглядности. Оценивая значение наглядности в начальном обучении, И. Гаспринский писал: «Мы отвели значительное место рисункам…»

Впрочем, эти иллюстрации не противоречили шариату. Далее пояснял, что третья часть учебника содержит 18 рисунков, а четвертая – 31. Упражнения, рассказы, истории написаны простым, доступным языком, что бы книгу «могли легко понять в татарской семье». В первой части предоставлялось изучение всех букв алфавита. После усвоения всех букв дети должны были перейти к чтению маленьких рассказов («Сад», «Огород», «Мать и сын», «Падишах и старик», «Русское государство» и т.д.). Затем изучался арабский язык. На обложке второй части учебника указывалось: «Специальный учебник по изучению тюркского языка». Третью часть учебника составляло «Обучение чтению и полезные сообщения». Учебник был издан на двух языках – крымскотатарском (арабская графика) и русским (кириллица) .

СЕИТМЕМЕТОВА С. А.

В 1894г. был издан учебник «Къырает тюркий» («Турецкая хрестоматия») хрестоматия для «детского чтения», являющаяся неким продолжением учебника «Ходжа-и субъян». Хрестоматия включает в себя материалы по арифметике, чтению, письменным упражнениям, географии и истории, которые все время перемежаются . Литературные произведения, помещенные в хрестоматии в основном небольшие рассказы познавательного характера, а так же нравственновоспитательного содержания – о добре и зле, справедливости и обидах, о человеческой преданности и пр. Таким же образом дается наставление по географии, сначала в общем плане, потом к каждому уроку. В процессе знаний по географии учащиеся получают элементарные знания о воде и суше, о земле, о странах света, о людях их населяющих, о морях, океанах, экономике и хозяйстве . По своему содержанию «Къырает тюркий» дополняет «Ходжа-и субъян» поучительными рассказами по некоторым общеобразовательным предметам: арифметике, географии, истории, естествознанию, ботанике, зоологии. В условиях, когда в крымскотатарской школе не было ни одного официального учебника ни по одному предмету, «Къырает тюркий» представлял собой не просто хрестоматию, но своеобразный синтетический учебник для начальной школы на родном языке .

Для обучения правильному и красивому почерку И. Гаспринский предлагал наборы дешевых каллиграфических тетрадей-прописей, которые широко использовались в начальных новометодных школах. Они помогали научиться правильно писать арабской вязью «способом наведения». Для обучения крупному письму рекомендовались тетради «Слюс», а для мелкого «Рик-а». Совершенствовать свое умение в написании персидских текстов помогала тетрадь «Талик» .

После приобретения типографии И. Гаспринский, еще до появления «Терджимана» издал отдельные брошюры. В 1882 г. были изданы: «Мираат джедид» («Новое зеркало»), «Сальнаме-и-тюркий» («Краткая тюркская грамматика»). В 1885 г.

было издано пособие «Русие джогърафиясы» («География России»). В 1897 г. – вышла целая серия учебников по грамматике. Среди них: «Персидская грамматика», «Арабская грамматика», «Турецкая грамматика» .

Особое внимание следует уделить пособию «Сарф тюркий» («Турецкая грамматика») 1897года. Это учебное пособие включает в себя сведения по фонетике, графике и грамматике тюркских языков. Теоретические положения сопровождаются иллюстрациями и материалом для практических работ, даны грамматические правила, охватывающие отдельные явления морфологии тюркских языков. «Сарф-и тюркий» состоит из двух небольших по объему частей. В первой части, названной «Харф» («Буква»), рассматриваются вопросы графики, излагаются правила письма арабскими буквами. Вторая часть посвящена частям речи, их грамматическим категориям и словообразованию. В данном учебном пособии, как и в других грамматиках этого времени, использовалась заимствованная из арабского языка терминология. Однако еще в начале XX века автор «Грамматики» делает попытку отойти от традиционной арабской терминологии и использовать в качестве терминов общетюркские слова.

Среди методических пособий стоит выделить «Рехбер муаллимин яки муаллимлер елдаши» («Руководство учителю или спутник учителей»), который знакоУЧЕБНИКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА И. ГАСПРИНСКОГО ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ … мил с основными принципами джадидизма. На страницах труда были освящены проблемы обучения в мектебах «усул-и кадим». В первую очередь, он давал ценные советы по организации научной работы учителя и вообще школы.

В 1889 году И. Гаспринский издает книгу под названием «Джиан наме»

(«Страноведение»), в которой дает общее понятие о географии, о географической карте, о странах мира, народах живущих в различных частях света, традициях и обычаях. Книга практически становится пособием по географии, знакомя школьников с политической, экономической, физической картой мира .

В 1892 г. в типо-литогрографии газеты «Терджиман-Переводчик» был издан «Беден-и инсан» («Анатомия»), в 1894 г. – «Нумюне-и хаттат ве ресим» («Правила правописания»), в 1897 г. – «Мухтасир ильм-и эсап» («Научная математика»), в 1901 г. – «Атласлы джография».

В книге «Насихат-и тыббие» («Врачебные наставления»), изданной 1901 году, И. Гаспринский делает краткий обзор несчастных случаев в жизни человека и рассказывает, как следует оказывать первую помощь в домашних условиях, какие меры предосторожности следует соблюдать при обращении с больными и раненными .

В 1910 году вышел целый комплект учебников и учебных пособий, куда кроме «Ходжа и субъяна» входили Коран, «Течвид» – учебник для обучения правильному произношению сур Корана, «Ильми-хал» – учебник по богословию для мусульмансунитов, где раскрывались основные вероучения, богослужения, морали, основные религиозные обряды, «Тарих ислям» – учебник, посвященный священной истории в освещении исламской догматики, «Сарф» – краткая грамматика родного языка, «Талик фарси» – краткий учебник персидского языка.

Благодаря успешной деятельности И. Гаспринского на ниве просвещения, фонды крымскотатарской педагогики пополнились десятком учебников, брошюр, многочисленной и разнообразной периодики и иной книжной продукции, учебного, научно-популярного, общеобразовательного, художественного направления и среди них учебники для преподавания светских дисциплин, таких как: анатомия, география, математика занимали одно из центральных мест. Учебные пособия, написанные И. Гаспринским, внесли в жизнь новометодных школ новые дидактические принципы, подняли значение урока как основной формы организации учебного процесса, став первыми светскими пособиями для мусульманских школ Крыма.

Список литературы

1. Ганкевич В.Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования. Реформирование этноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической губернии в XIX – начале XX веков / В. Ю. Ганкевич. – Симферополь: Таврия, 1998. – 164 с.

2. Гафаров С. Исмаил Гаспринский – великий просветитель / сост. Зиядинов Ф. – Симферополь:

Тарпан, 2001. – 258 с.

3. Османов Ю. Из плена лжи: научные статьи о творчестве и деятельности Исмаила Гаспринского / Ю. Османов. – Симферополь: Доля, 2001. – 256 с.

4. Абибуллаева Э.Э. Педагогічні основи «Ходжа-и субїян» / Э.Э. Абибуллаева // Эстафета поколений: мат-лы науч.-практ. конф. посвященной 130-летию со дня открытия Симферопольской татарской учительской школы (21–22 ноября 2002 г.) – Симферополь: Доля, 2003. – С. 62–68

СЕИТМЕМЕТОВА С. А.

6. Аблаев Э. А. Прогрессивные педагогические идеи крымских татар второй половины XIX – начала XX века.: на материале педагогического наследия И. Гаспринского: дисс. … д-ра. пед. наук:

13.00.01. – Ташкент, 1991. – 266 с.

7. Богдановіч І. О., Ганкевич В. Ю. До джерел кримськотатарської журналістики: навчальний посібник / І. О. Богдановіч., В. Ю. Ганкевич. – Сімферополь, 2004. – 356 с.

Сєїтмеметова C. А. Підручники видавництва І. Гаспринського для викладання світських дисциплін у мусульманських школах / С. А. Сєїтмеметова // Вчені записки Таврійського національного університету ім. В. І. Вернадського. Серія «Історичні науки». – 2011. – Т. 24 (63), № 2: спецвипуск «Історія України» – С. 105–110.

У статті наданий короткий аналіз навчальної друкованої продукції надрукованої видавництвом газети «Терджиман». Розглянуто основні навчальні посібники, рекомендовані І. Гаспринським для викладання світських дисциплін у мусульманських школах.

Ключові слова: «Терджіман», І. Гаспрінський, кримські татари.

Seitmemetova S. A. Books by I. Gasprinsky" edition for teaching secular disciplines in Muslim

schools / S. A. Seitmemetova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. – Series:

Historical Scince. – 2011. – Vol. 24 (63), No 2: “History of Ukraine”. – P. 105–110.

In the article is a short analysis of educational printed production published by the publishing house "Terdzhiman." Here are considered the main educational publications which are recommended by I. Gasprinsky for teaching secular subjects in Muslim schools Keywords: «Terdzhiman», I. Gasprinskiy, Crimean Tatars.

–  –  –

Похожие работы:

«13/05/2014 ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОБЗОР ИТОГИ ЗА ДЕНЬ, НОВОСТИ, КАЛЕНДАРЬ КОРПОРАТИВНЫХ СОБЫТИЙ Индексы акций: УТРЕННИЙ ОБЗОР РЫНКА: Американские рынки идут на новые рекорды, Европа и Ср.Восток попутно потянув за собой Европу и Азию. KASE Index 1 072,74 -0,16% Торги на американском рынке прошли на EURO STOXX 50 3 206,97 +0,72% оптимистичной ноте. Итогом первого дня недели FTSE 100 6 851,75 +0,55% стало то, что индексы S&P 500 и Доу Джонс в США очередной раз обновили свои рекорды, закрывшись Dow Jones...»

«Социальные движения 20-х годов XX века в Афганистане, 1989, 264 страниц, Хакназар Назарович Назаров, 5836600112, 9785836600112, Дониш, 1989 Опубликовано: 18th March 2011 Социальные движения 20-х годов XX века в Афганистане СКАЧАТЬ http://bit.ly/1cAJ3A9 Афганистан, борьба и созидание, Олег Григорьевич Чернета, 1984, Afghanistan, 141 страниц.. The Afghanistan crisis problems and perspectives, Nehru Memorial Museum and Library, 2002, History, 171 страниц. This Volume Is A Serious Academic...»

«Утвержден решением Единственного акционера ОАО «Оренбургэнергосбыт» «06» июня 2014 года ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ЭнергосбыТ Плюс» («Оренбургэнергосбыт») ЗА 2013 ГОД И.о. Генерального директора ЗАО «КЭС -Энергосбыт управляющей организации ОАО «Оренбургэнергосбыт» Ю.Б.Чернявская Директор филиала ЗАО «Учетно-финансовый центр» Т.П. Антипова в г.Оренбурге Московская область 2014 год СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Обращение к акционерам Генерального директора Управляющей организации...»

«Отчёт о мероприятиях в честь 70-летия Победы 70 лет назад отгремели праздничные салюты, сменив грохот артиллерийских орудий. 70 лет мирного неба над головой. Много ли это 70 лет? Для человека это целая жизнь, для истории лишь мгновенье. Памяти великой войны. В нашей школе есть такой замечательный цикл: уроки памяти. Что ж, наше время поистине прекрасно. Мы защищены и счастливы. Всегда нам хватает и еды, и развлечений. Но что будет, если опять начнется война. Ужасы, голод, бомбежки, страх,...»

«Пашковский Пётр Игоревич ИНТЕГРАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РОССИИ: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ В статье рассматривается проблема периодизации российской интеграционной активности на евразийском пространстве. На базе анализа исторического опыта конкретизировано содержание её основных этапов. Приведены подходы специалистов. Показано, что периоды взлётов и падений имперского могущества России не подчиняются хронологической ритмичности, имея различную протяжённость во времени. Выделяются пять стадий...»

«Полное наименование на русском языке: Некоммерческое партнерство «Национальная Федерация массажистов»Полное наименование на английском языке: «National Federation of Massage Therapists» Организация – это сила сегодняшнего дня. Без нее нельзя достичь ничего сколько-нибудь значимого. Sophia Palmer (1897) В 2011 году была создана, а в 2012 году зарегистрирована профессиональная организация специалистов в области массажа в качестве Некоммерческого партнерства «Национальная Федерации массажистов»....»

«Оглавление РАЗДЕЛ 1. ОБРАЩЕНИЕ К АКЦИОНЕРАМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО «КРАСПРИГОРОД». 1.1. Основные финансовые и производственные показатели отчетного года. 1.2. Введенные в строй за прошедший год объекты основных средств 1.3. Участие Общества в реформировании отрасли железнодорожного транспорта России. 7 1.4. Основные вехи развития Общества в отчетном году, достигнутые за 2014 год результаты. 1.5. Задачи, стоящие перед Обществом в следующем году 1.6....»

«ГАСАН ГУЛИЕВ СМЕРТЬ ДИПЛОМАТА, ИЛИ К ИСТОКАМ КОНФЛИКТА В КАРАБАХЕ Документально-публицистический очерк Издатель Вахид Азиз Издательство «Эргюн» Баку 1995 г. Г 94 О 21 Г 95 Гасан ГУЛИЕВ. Смерть дипломата, или к истокам конфликта в Карабахе. Баку, 1995 г «Эргюн». В книге писателя и литературоведа Гасана Гулиева освещены истоки Карабахского конфликта; они увязаны с деятельностью и смертью дипломата и поэта А. С. Грибоедова, оказавшегося в эпицентре важнейших исторических событий начала XIX века....»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Рассмотрены труды крупнейшего историка-востоковеда – Акдеса Нимета Курата. Его разработки, посвященные прошлому средневековых тюркских государств и Османской империи, взаимоотношени- ям Турции со странами Запада и Россией вошли в золотой фонд исторической науки. Результаты своих многолетних исследований А. Н. Курат на протяжении долгого времени передавал многочисленным ученикам. Представлен перечень его работ. Охарактеризован один из трудов, который является фун- даментальным исследованием о редких источниках по истории средневековых тюрко-татарских госу- дарств, хранящийся во дворце османских султанов в Стамбуле – «Ярлыки и битики ханов Золотой Орды, Крыма и Туркестана в архиве музея дворца Topkapi». Так же мы узнаем, что А. Н. Курат сделал огромный вклад в изучение фондов архива Topkapi, ввел в научный оборот ценнейшие материалы по истории Крымского ханства – в частности, письма крымских ханов османским султанам, послания крымских беев и мурз. Ключевые слова: А. Н. Курат, архив Топкапы, Крымское ханство. Наиболее фундаментальные исследования крымских источников в архиве Дворца-музея Topkapi развернулись к середине ХХ века. Одни из наиболее ранних принадлежат перу турецкого историка Акдес Нимет Курата. Ученый родился в 1903 году в небольшом татарском селе Беркет-Ключ (ныне деревня Черемшанского рай- она Татарстана). Он был представителем старинной династии мусульманских свя- щеннослужителей, происходящей от золотоордынских мурз, правнуком талантли- вого и авторитетного богослова Нигматуллы бин Хабибуллы, сына муллы-джадида Тахира Шахмурата. После окончания начальной школы отец Нимета послал его и брата в русскую среднюю школу в провинции Бугульма. Мальчики жили в доме родственника – ис- торика Хади Атласи. Нимет был очень трудолюбив: через год он сдал экзамены и был зачислен в русскую неклассическую среднюю школу. Здесь изучались матема- тика, физика, история, география, немецкий и французский языки. Нимет был од- ним из лучших учеников в своем классе. 7 августа 1922 года, получив благослове- ние от родителей, Нимет покинул Беркет для того чтобы продолжить учебу в Гер- мании. Это был последний раз, когда он видел своих родителей и родственников. Без гроша в кармане парень переехал в Чаллы, потом в Казань, далее – в Моск- ву и Петроград. Сначала он пытался пересечь границу с Латвией незаконно, так как не было паспорта, из-за чего провел месяц в тюрьме. Позже он пытался пересечь границу с Литвой, но также неудачно. В третий раз будущий историк достиг Поль- ши и снова был отправлен в тюрьму. После того как Акдес был освобожден, провел несколько месяцев на улицах Польши. В конце концов, Нимет был нанят богатым польским фермером и работал у него в течение полутора лет. Он решил не тратить время напрасно и изучить польский язык . Не имея возможности поехать в Германию, будущий историк обратился к ту- рецкому консулу в Варшаве с просьбой выдать ему паспорт и отправить в Турцию. Получив положительный ответ, Нимет направился в Стамбул в ноябре 1924. Здесь он установил контакт с татарской интеллигенцией, в частности, с Юсуфом Акчура и Садри Максуди. Все свое свободное время будущий историк посвящал чтению книг и изучения турецкого языка. В Стамбуле Нимет обратился к директору и профессору вновь созданного Тюр- кологического института Фуату Копюрлю с просьбой дать ему должность. Знание Ниметом польского, русского, немецкого языков заинтересовало Фуата Копюрлю. С 25 августа 1925 Акдес начал работать ассистентом в Тюркологическом институте Стамбульского университета. В этот же год поступил на исторический факультет. В 1929–1933 годах его мечта сбылась – историк поехал учиться в Германию. В 1933 году он защитил дипломную работу по истории Византии и получил степень доктора философии исторических наук. После возвращения в Турцию в 1933 году ученый продолжил работу в универ- ситете Стамбула. В это время Нимет полностью посвящал себя научным исследова- ниям. Он писал новые книги и публиковал статьи. Нимет решил взять себе новую фамилию – «Курат». В переводе она означала «построить, создать», что в полной мере отражало его трудолюбие. Однако, через некоторое время, из-за личностных конфликтов Нимет принял решение покинуть университет и переехать в Швецию, в которой прежде бывал. Здесь он получил должность профессора в Университете Упсалы. Кроме чтения лекций Курат изучал материалы для своих новых книг в университетской библиотеке, работал в архивах Берлина, Дрездена, Мюнхена, Вены и Парижа. Впоследствии работа стала причиной его возвращения в Турцию. Здесь он сно- ва встретился с теми, кто завидовали его успеху. Благодаря их усилиям человек, ко- торый получил степень доктора в Германии, читал лекции в Швеции, работал в ев- ропейских архивах, был отправлен в маленький городок Денизли, преподавать ис- торию в школе. Но Курат никогда не сдавался. Исследователь посвятил свое время систематизации материалов, собранных в архивах. В 1939 году исследователь переехал в Анкару и работал школьным учителем истории. Позже он был отправлен учить русский язык на факультет языка, истории и географии Университета Анкары. В 1940 году исследователь стал доцентом и на- чал работать в качестве помощника профессора истории. И, наконец, в 1943 году, преодолев все трудности на своем пути, Акдес Нимет Курат стал профессором. Ученый написал много книг и статей, работал в архивах различных стран (Ев- ропы и США), поддерживал контакты со многими выдающимися учеными, прини- мал участие в многочисленных конференциях. Курат изучил много языков, чтобы иметь возможность читать архивные документы в оригинале. Он хорошо знал рус- ский, польский, немецкий, турецкий, английский, шведский, французский языки, обладал знаниями во многих сферах истории. Ученый написал девятнадцать книг и более семидесяти статей. В 1953–1955 годах был назначен деканом факультета языка, истории и геогра- фии Анкарского университета. Акдес Нимет Курат приобрел огромную популяр- ность в Турции. Его лекции посещали как ученные, так и простые люди. 28 августа 1971 года Курат направлялся из Анкары в Стамбул, однако его авто- бус столкнулся с автомобилем. Акдес получил тяжелые травмы и через десять дней – 8 сентября 1971 года – умер. После прощания в Стамбульском университете Курат был похоронен на кладбище Арканай . Некоторые труды Акдес Нимет Курата:  Die türkische prosographie bei Leonikas Chalcocondilas (Hamburg, 1933).  Çaka Bey: İzmir ve Civarındaki Adaların ilk Türk Beyi (M.S. 1081 – 1096) (İstanbul, 1936, 1945, 1966).  Peçenek Tarihi (İstanbul 1937).  Kazan Hanlığını Kuran Uluğ Muhammed Hanın Yarlığı (İstanbul, 1937).  Topkapı Sarayı Müzesi Arşivindeki Altınordu, Kırım ve Türkistan Hanlarına Ait Yarlık ve Bitikleri (İstanbul, 1940).  İsveç Kralı Kari XII m Hayatı ve Faaliyeti (İstanbul, 1940).  İsveç Kral Karl XII m Türkiye"de Kalışı ve Bu Sıralarda Osmanlı İmparatorluğu (İstanbul, 1943).  Rusya Tarihi. Başlangıcından 1911"ye Kadar (Ankara, 1948, 1999).  Prut Seferi ve Barışı, I-II (Ankara, 1951, 1953).  Türk-İngiliz Münasebetlerinin Başlangıcı ve Gelişmesi (1553–1610) (Ankara, 1953).  The Despatches of Sir Robert Sutton. Ambassador in Constantinople 1710–1714 (Londra, 1953).  Türk Amerikan Münasebetlerine Kısa Bir Bakış (1800–1959) (Ankara, 1959).  Başkan Lyndon B. Jonson ve Amerika Birleşik Devletleri Cumhurbaş- kanlığı (Ankara, 1964).  Türkiye ve İdil Boyu. 1569 Astrahan Seferi, Ten-İdil Kanalı ve XVI–XVIII. Yüzyıl Osmanlı-Rus Münasebetleri (Ankara, 1966).  Türkiye ve Rusya: XVIII. Yüzyıl Sonundan Kurtuluş Savaşma Kadar Türk-Rus İlişkileri (1798–1919) (Ankara, 1970).  IV–XVIII. Yüzyıllarda Karadeniz Kuzeyindeki Türk Kavimleri ve Devletleri (Ankara, 1972). В исследовании «Topkapı Saray Müzesi Arşivindeki Altın ordu, Kırım ve Türkistan hanlarına ait yarlık ve bitikler» он выделил из архива Дворца-музея «Тopkapı» доку- менты по истории Золотой орды, Крыма и Туркестана . Его труды, посвященные прошлому средневековых тюркских государств и Ос- манской империи, взаимоотношениям Турции со странами Запада и Россией вошли в золотой фонд исторической науки. Результаты многолетних исследований Курат на протяжении долгого времени передавал многочисленным ученикам. Книга «Яр- лыки и битики ханов Золотой Орды, Крыма и Туркестана в архиве музея дворца Топкапы» является фундаментальным исследованием, характеризующим редкие источники по истории средневековых тюрко-татарских государств, хранящиеся во дворце османских султанов в Стамбуле. Книга состоит из трех частей: 1) письма, отправленные Золотоордынскими ха- нами правителям Османской империи; 2) письма, отправленные Крымскими ханами и вельможами; 3) письма ханов Туркестана. В интересующей нас второй части, автор рассмотрел девять документов. Среди них – один из самых старинных оригинальных документов, сохранившихся в архиве Дворца-музея – тарханный ярлык первого Крымского хана Хаджи-Герая, пожало- ванный Хеким Яхъе из Анкары . В работе он также привел три письма Менгли-Герая. Первое из них – адресо- ванное султану Фатих Мехмеду. Автор считал, что оно написано на литературном языке Золотой Орды, как и ярлык Хаджи-Герая, но с бόльшим количеством араб- ских слов. А. Н. Курат относит послание к периоду до вассальной зависимости Крыма от Османской империи, датирует 874 годом по Хиджре (1469 г.) . Следующим историк рассмотрел письмо Менгли-Герая, написанное пятью- шестью неделями после взятия Кафы османами. Адресатом предположительно на- зывает визиря Гедик Ахмед-пашу. В письме Менгли-Герай говорит о своем жела- нии быть правителю «другом для друзей и врагом для врагов», так же о положи- тельном влиянии ислама после взятия города. Датируется 880 годом по Хиджре (1475 г.) . Третье письмо адресовано султану Фатих Мехмеду и датируется 881 годом по Хиджре (1475/1476 г.). Его содержание позволяет судить о первых шагах Осман- ской власти на полуострове. Послание свидетельствует об усилении турецкого влияния на Крым . А. Н. Курат также привел два обращения Эминек мурзы султану Фатих Мехме- ту. Первое письмо связано с походами султана на Молдавские земли. Здесь мурза объяснял причину неспособности оказать должную помощь в них. Документ дати- руется 881 годом по Хиджре (1476) . Из второго письма Эминека от 883 года по Хиджре (1478) мы узнаем, что беи и мурзы не повинуются правящему хану Нур- Девлету, в связи с этим просил прислать Менгли-Герая на престол, который, по его словам сможет навести порядок . Каждый документ рассмотрен в следующем порядке: сначала дается факсимиле оригинала письма, потом печатный текст на староосманском, следом латинская транскрипция текста. Далее автор представил расшифровку значений сложных или спорных слов, с учетом поправок предшественников: И. Н. Березина , В. В. Вельяминова-Зернова, Хусаина Фаизхана. Биография последнего ученого раз- работана менее всего. Хусаин Фаизхан (1828–1866) – татарский ученый, просвети- тель, ученик Марджани. Сначала обучался в родной деревне Сабачай (Собачий ост- ров) Курмышского уезда Симбирской губернии. Потом отправился в Казань, где обучался во II Казанском медресе, затем в VI медресе. В 1850 году перешел на обу- чение к Марджани, хотя оно было недолгим (всего четыре года). С помощью Мард- жани Фаизханов установил творческие контакты с А. К. Казембеком и И. Н. Березиным – преподавателями Казанского университета. В 1853–1854 годах отправился в Санкт-Петербург, где преподавал восточные языки в Санкт- Петербургском университете. Деятельность Фаизханова не ограничивается только педагогикой. Вклад его в востоковедение еще до конца не исследован. Увидела свет лишь одна монография Фаизханова – «Краткая грамматика татарского языка», из- данная в 1862 году. Знание языков ученого использовали петербургские востокове- ды, такие как В. В. Вельяминов-Зернов, Д.А.Хвольсон и др. Умер на 38-м году жиз- ни в Симбирской губернии . Отдельное внимание автор уделяет именам, встречающимся в письмах и ярлы- ках. Также он приводит описание и расшифровку печатей. Таким образом, А. Н. Курат сделал огромный вклад в изучение фондов архива Topkapi, ввел в научный оборот ценнейшие материалы по истории Крымского хан- ства – в частности, переписку крымских ханов с османскими султанами, послания крымских беев и мурз. Список использованных источников и литературы 1. Akder Necati. Profesor Akdes Nimet Kurat"ın Ardından: Hatıralar ве Düşünceler // Türk Kültürü. – 1971. – № 108 (Ekim). – S. 913–927. 2. Turan Osman. Bir Alim ve İdealistin Kaybı // Belgelerle Turk Tarihi Dergisi. – 1971. – № 48 (Eylul). – S. 30–33. 3. Baştav Şerif. Kazan Turklerinden Prof. Dr. Akdes Nimet Kurat // Turkiye Cumhuriyeti Devletinin Kuruluş ve Gelişmesine Hizmeti Gecen Turk Dunyası Aydınları Sempozyumu Bildirileri: 23−26 Mayıs 1996. Haz. Abdulkadir Yuvalı vb. Kayseri: Erciyes Universitesi Yay, 1996. – S. 119–126. 4. Шəрəфетдинов Ф. Һиҗрəттəге бөек миллəттəшебез // Гасырлар авазы − Эхо веков, 2002. – № 3/4. – C. 167–171. 5. Shahin L. Tatar scholars in exile: Kurat Akdes // Tatarica: Personalia. – Kazan, 2014. – № 1. – C. 247– 251. 7. Kurat А. N. Topkapı Saray Müzesi Arşivindeki Altın ordu, Kırım ve Türkistan hanlarına ait yarlık ve bitikler / А. N. Kurat. – Istanbul, 1940. – Dil ve tarih – coğrafiya fakültesi yayinlarindan. Tarih serisi 1. – 212 s. 7. Ibid. – S. 61– 81. 8. Ibid. – S. 84– 86. 9. Ibid. – S. 87– 90. 10. Ibid. – S. 91– 100. 11. Ibid. – S. 101– 107. 12. Ibid. – S. 107– 115. 13. См. подробнее: Непомнящий А. А. Подвижники крымоведения / А. А. Непомнящий. – Т. 2: TAURICA ORIENTALIA / Респ. комитет АРК по охране культурного наследия.– Симферополь, 2008.– С. 90–100 – (Серия: «Биобиблиография крымоведения»; вып. 12). Sm. podrobnee: Nepomnyashiy А. А. Podvijniki krimovedeniya / А. А. Nepomnyashiy. – Т. 2: TAURICA ORIENTALIA / Resp. komitet ARK po ohrane kulturnogo naslediya.– Simferopol, 2008.–С. 90– 100. – (Seriya “Bibliografiya krimovedeniya”; vyp. 12). 14. Очерки Марджани о восточных народах / пер. А.Н. Юзеева. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. – 175 с. Ocherki Mardjani o vostochnih narodah / per. A.N. Yuzeeva. – Kazan: Tatar. kn.i zd-vo, 2003. – 175 c. Seyt-Mametov Sh. E. Akdes Nimet Kurat – researcher of the sourses on the history of the Crimean Khanate in the Ottoman arcives / Sh. E. Seyt-Mametov // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. – Series: Historical Scince. – 2014. – Vol. 27 (66), No 1. – P. 67–72. The Palace Museum Topkapı (Topkapı Sarayı Müzesi) – public institution subordinated to the Ministry of Culture and Tourism of the Republic of Turkey. In the second half of XV – first half of XIX century it was СЕЙТ-МАМЕТОВ Ш. Э.

Ученые записки Таврического Национального Университета им. В. И. Вернадского

Том 19 (58) №1. Философия

I секция. Метафизические интенции отечественной философии:

  • Цветков А. П. - Отечественная философия как философская проблема
  • Волкогонова О. Д. - Философия для общества или философия для себя?
  • Лазарев Ф. В. - Мудрость для славянского выбора
  • Аляев Г. Е. - О возможности и невозможности религиозной философии (опыт С. Л. Франка)
  • Степаненко И. В. - Познавательные возможности веры и разума в философской концепции Л. Шестова
  • Возняк В. С. - Проблема соотношения рассудка и разума в философии С. Н. Булгакова и В. Ф. Эрна
  • Окороков В. Б. - Об "открытости" современного сознания (проблема "открытости" мышления в творчестве Л. Шестова и других мыслителей XX века)
  • Архангельская А. С., Трофимов А. А. - Соотношение религиозного и светского мира в творческой судьбе Владимира Соловьева
  • Евтушенко Р. А., Пронякин В. И. - Христианство: богословие и философия. Западно-восточные параллели
  • Оленич Т. С. - Трансформация русского религиозного сектантства в творчестве русских религиозных философов (философско-культурологический аспект)
  • Прокопенко В. В. - Лев Шестов о преодолении метафизики
  • Бессарабова М. Л. - Философские прозрения Л. Шестова в контексте современной "философии нестабильности"
  • Сацик I. К. - Проблема iмяславiя, як некласичної фiлософської передумови у Павла Флоренского
  • Петрушин А. А. - Философия Н. А. Бердяева в метафизической оппозиции "Восток-Запад"
  • Титаренко С. А. - Религиозная философия Николая Бердяева
  • Океанская Ж. Л. - Космологический статус языка в "философии имени" С. Н. Булгакова
  • Шичанина Ю. В. - Иномерный человек: отечественная философия в поисках антропологической меры
  • Кораблева В. Н. - Идея поколений в супраморализме Н. Ф. Федорова: современный контекст
  • Кушнаренко Я. В. - Аксиология Н. О. Лосского в контексте различения классической и неклассической рациональности
  • Александрова Е. С. - Содержание категории хозяйства в творчестве С. Н. Булгакова
  • Степаненко М. Д. - Философская антропология Л. Шестова: возможности интерпретации в теоретическом поле жизненной компетентности личности
  • Лимаренко А. С. - Проблема богочеловечества и смысла жизни в русской философии Н. А. Бердяева
  • Жук И. В. - Информационное общество или "тьма" Просвещения? (После "Сумерек Просвещения" В. В. Розанова)
  • Дубровiна К. О. - Здатнiсть духовного пiзнання в фiлософських концепцiях П. Юркевича та М. Бердяева
  • Минеев Р. С. - Войно-Ясенецкий и Папюс: мировоззренческие альтернативы
II секция. Методология и семиотика
  • Шоркин А. Д. - Генезис означения
  • Бакуменко В. Д., Руденко О. М. - Инновационные фильтры как инструмент обеспечения новизны научного исследования
  • Загороднюк В. П. - Русский космизм и философия науки
  • Кизима В. В. - XXI век: исчерпание науки как завершение метаисторического цикла социума
  • Гусаченко В. В. - Проблема уникальности в техногенной цивилизации и методологии XXI века
  • Ратников В. С. - О статусе синергетического подхода в современной методологической культуре (на пути к более "мягкой" методологии)
  • Смирнов Г. С. - Ноосферная история: философский универсум В. И. Вернадского
  • Смирнов Д. Г. - Универсумная (ноосферная) семиотика
  • Кудряшова Т. Б. - О модификациях модусов сознания: футурологический аспект
  • Никитина В. В. - Методологическая ценность философских размышлений Л. Шестова для познания современного общества
  • Юркевич Е. Н. - Герменевтическая феноменология и философия языка Г. Шпета
  • Кривцова Л. А. - О семиотической специфике изобразительного искусства
  • Куликова Т. Н. - Негомогенность в сетях бинарных оппозиций
  • Павлов В. Л. - О некоторых особенностях современной философии
  • Тарасенко И. В. - Проблема символа в отечественной философии
  • Тимофеев М. Ю. - Семиотика в национальных исследованиях
  • Чудомех В. Н. - "Неоматериализм" и перспективы постнатурфилософии
  • Товарниченко В. А. - Роль рациональности в философии хозяйства и права
  • Микитинец А. Ю. - Проблема метода в современной отечественной философской антропологии
  • Овчеренко О. В. - Онтологический релятивизм в философии языка Уилларда Куайна
  • Кобачевская К. В. - К вопросу об определении волновых процессов в общественном развитии
  • Панасенко О. И. - Сравнительный семантико-этимологический анализ терминов "мудрость" и "София"
  • Атик А. А. - Мусульманский Восток и христианский Запад: две парадигмы взаимного восприятия
III секция. Культура и этика
  • Берестовская Д. С. - Эстетика П. А. Флоренского
  • Воеводин А. П. - Регулятивная функция эстетического
  • Зиннурова Л. И. - Культуротворческая функция православия в отечественной философии
  • Савельева М. Ю. - Мифический характер "этического поворота" в философии
  • Худякова Н. Л. - Структурно-генетическая концепция ценностей
  • Бельский И. С. - Этический универсализм и абсолютные ценности
  • Курьянова И. А. - Жизнетворчество: философия реальности
  • Быстрова С. П. - Понятие "гуманизм": классическая и культурантропологическая интерпретации
  • Макогонова В. В. - Л. Шестов и проблема взаимодействия философии и литературы в современной культуре
  • Наливайко И. М. - Способы тематизации повседневности в русской и западной философских традициях
  • Кулсариева А. Т. - Перевод как феномен диалога культур
  • Шевцов С. В. - Мифологические основания трагедии Софокла "Царь Эдип"
  • Архангельская А. С. - Интегративная роль ценностной функции философии
  • Бондарь С. И., Бондарь Т. А. - Категория "благо" в утопическом времени: опыт (не)воплощаемости;
  • Баева Л. В. - Ценности человека как фактор свободы;
  • Осетрова О. А. - Проблема смерти и самоубийства как следствие усложнения человеческой организации;
  • Парамонова С. П. - Творчество, прагматика и гедоника как этические универсалии в оценке фаворитизма
  • Савостьянова М. В. - Наука как ценность, как идея и как факт
  • Барыкин Ю. В. - Гуманизация общественного развития как закономорность
  • Ерофеева К. Л. - Родовая и индивидуальная сущность человека
  • Казанцева С. А. - Проблема духовного в контексте современной культуры и цивилизации
  • Переход С. О. - Характеристика абсолютного Добра в русской религиозной философии
  • Брижань Е. Ю. - Русские философы об "умозрении в красках"
  • Куровська О. С. - Символ як унiверсальна категорiя осягнення культури
  • Могдалева И. В. - Проблема суицида: аксиологический анализ
  • Сероштан С. И. - Маска и ее место в триаде "лик-лицо-личина"
  • Подольска Т. В. - Фiлософiя наративу та проблема iдентичностi
  • Зайцев К. А. - Формирование светского морального сознания и его проблемы
  • Никишина Н. В. - Проблема сублимации любви
  • Лисицына О. Ю. - Символика света и цвета в живописи Феофана Грека
  • Чупахина И. В. - Взаимодействие культуры и субкультур (ценностный уровень)
  • Турпетко А. С. - Любовь как этическая универсалия
IV секция. Политическая философия
  • Малафеев Л. Ф., Лукаш В. Я. - Социальные тупики неолиберализма
  • Войтович Р. В. - Цивiлiзацiйнi стандарти та модернiзацiйнi концепти формування принципу вiдкритостi у полiтичнiй фiлософiї
  • Шрейдер В. Ф. - Общественная экспертиза как форма гражданского действия
  • Гонюкова Л. В. - Вiдкритiсть i прозорiсть у твореннi полiтики як нова парадигма вiтчизняної полiтичної фiлософiї
  • Кузьмин Н. Н. - Общество и культура: исследовательские абстракции или идеологические ориентации?
  • Кузьмин П. В. - Противоречия оппозиционной политической деятельности в современной Украине и некоторые пути их разрешения
  • Николко М. В. - Исследования современной политической культуры: актуализация образа Трикстера
  • Павлов Ю. В. - Синергетические модели в современной политической философии
  • Крылов В. С. - Слово и поступок в политике: реализация некоторых врожденных программ социального поведения. Биополитический аспект
  • Мезенцев Ю. Л., Мезенцева В. Д. - Методологические основы нации и национальных отношений
  • Крет В. Н. - Крым на пути глобального проникновения Запада к южным границам Украины и России
  • Дюльберова Л. Я. - Политическое развитие и национальная интеграция в Украине
  • Гадеев А. В. - Философский анализ гитлеровской доктрины национально-государственных интересов Германии
  • Митина И. В. - Концепции справедливого общества: ретроспектива двух традиций русской философии
  • Мамченко Н. В. - Правовые ценности и справедливость
  • Гончарова Н. И. - Этическое и правовое осмысление проблемы виктимности в современном обществе
  • Курта А. А. - Феномен преступления: социально-философский анализ
  • Супруненко О. С. - Феномен насилля: витонченiсть проявiв
  • Гринь А. Н. - Суверенитет личности в современной Украине
  • Данилюк А. Л. - Агрессия и ее роль в обществе
  • Збрицкая Л. Г. - Терроризм как мифологема современного общества
  • Михайлов А. Н. - Государственный бюджет Украины как фактор развития демократии
  • Бондаренко О. В. - Особливостi релiгiйної духовностi в iсторiї України та їх вплив на стан економiчної ментальностi сучасної України
  • Семиколенов В. Н. - Роль моральной рефлексии в информационном сообществе
  • Шавкун И. Г. - Этические категории современного менеджмент-образования
  • Горбань О. В. - Фiлософiя освiти в контекстi переходу до Болонського процессу
  • Шевченко О. К. - Специфика осуществления власти в современной Украине
  • Ремез Л. В. - Политический анектод как социокультурный феномен

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.