Творчество пахмутовой. Александра пахмутова - биография, информация, личная жизнь. Сквозь войну – в музыку

Недавно ей исполнилось 85 лет, пятьдесят из которых она любит одного мужчину - своего мужа. Она не стареет сердцем, и поэтому по-прежнему молода, как и сотни ее песен, написанных в разные годы и ставших народными. Рассказываем об уроках жизни хрупкой женщины и талантливого композитора Александры Пахмутовой.

Александра Пахмутова с мужем Николаем Добронравовым и другом семьи Сергеем Гребенниковым

Жить по средствам

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом. Музыкальный талант она унаследовала от отца, который самостоятельно научился играть на фортепиано, балалайке, скрипке, арфе. Он имел безупречный музыкальный слух, создал в Бекетовке любительский оркестр, но получить специальное образование не имел возможности.

Талант у Али, как называли и называют ее близкие, проявился очень рано. В три года, после посещения кинотеатра, девочка уселась за пианино и стала подбирать на слух только что услышанные мелодии. Отец начал заниматься с дочерью, и в четыре года она уже написала свою первую музыкальную пьесу «Петухи поют». В шесть лет поступила в Сталинградскую музыкальную школу, куда трижды в неделю возила ее на электричке мама. А в девять лет вместе с отцом в четыре руки играла первую часть соль-минорной симфонии Моцарта.

Война на время прервала ее учебу, но не помешала ей осуществить мечту. В 1943 году отец привез четырнадцатилетнюю Алю в Москву. Здесь она поступила в музыкальную школу при консерватории. Через 10 лет она окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, еще через три года - аспирантуру.

Со своим будущим мужем Николаем Добронравовым они встретились весной 1956-го. Познакомились на Всесоюзном радио, в студии детского вещания. Николай Николаевич тогда работал в Московском театре юного зрителя и читал свои стихи в передачах для подростков, а Александра Николаевна писала для них музыку. С детской песенки «Лодочка моторная» и началась их совместная работа. Для нее он был мушкетером Арамисом, которого Добронравов играл тогда в ТЮЗе. Поэтому, когда Аля ждала его после спектакля, он просил друзей, чтобы спектакль играли чуть быстрее.

Они не стали откладывать свадьбу: поженились в том же году, шестого августа. Особого торжества, как и белого платья у невесты, не было: Александра выходила замуж в простом розовом костюме, сшитом мамой и сестрой. В свадебное путешествие отправились в Абхазию, к родственникам Добронравова.

Поэтому: начиная семейную жизнь стоит помнить, что лучший стартовый капитал - любовь, которую молодая семья должна сохранить и приумножить. А вот белые платья, лимузины и дорогостоящие свадебные путешествия, к сожалению, не дают гарантии счастья на долгие годы.

Хранить верность себе и друг другу

Большинство песен Александра Пахмутова написала в соавторстве со своим мужем, Николаем Добронравовым. Супруги говорят, что изменяли друг другу только творчески: песня «Старый клен» написана на стихи Михаила Матусовского, а «Песня о тревожной молодости» - на стихи Льва Ошанина. К появившимся на свет мелодиям Александра Николаевна очень строга и не допускает ни малейшего намека на плагиат: «Бывает, сочинишь потрясающую мелодию, влюбишься в нее и вдруг с сожалением обнаруживаешь, что у нее уже есть автор. Если не хочешь быть звездой, а настоящим мастером, надо найти в себе силы отказаться от этой мелодии. Это примерно то же самое, если бы понравившаяся вам женщина оказалась женой вашего друга».

Композитор Родион Щедрин как-то сказал о песнях Пахмутовой и Добронравова: «Им Бог фонариком посветил… Не названия песен, а афоризмы: «Трус не играет в хоккей», «Надежда - мой компас земной», «Усталая подлодка». Душой они всегда были с теми, о ком писали: космонавтами, спортсменами, строителями. Но для того, чтобы написать песни о любви, нужно любить друг друга так, как любят они.

Поэтому: если научиться делать выбор в пользу того, что вам действительно дорого, то верность - к близкому человеку или своему делу - никогда не будет в тягость. А результатом этого станет успех и благополучие.

Радоваться жизни

Александра Пахмутова, несмотря на свою публичность, хранит свой семейный очаг от посторонних глаз. «Особого рецепта семейного счастья у нас нет, - ответила она как-то на вопросы журналистов, - главное, не принципиальничать и не придираться по мелочам». А Николай Добронравов добавил цитату из любимого Экзюпери: «Любить - смотреть не друг на друга, а в одном направлении».

Свою семью они называет нетрадиционной в том смысле, что они с Николаем Добронравовым всегда живут очень просто, довольствуясь тем, что есть. По-прежнему путешествуют по стране , участвуют в фестивалях и концертах, с интересом общаются с молодежью, помогают открыться новым именам, и конечно же, пишут песни.

Поэтому: оптимист, человек, излучающий любовь к окружающему миру, никогда не будет одиноким. В этом не приходится сомневаться, глядя на улыбку Александры Николаевны Пахмутовой, всегда молодой и всегда современной.

Другие фото Александры Пахмутовой смотрите в галерее.

Жизнь ее дочери будет связана с музыкой — к такому выводу пришла мама Саши, Мария Пахмутова, когда той было всего 3 года. В их доме стояло пианино, на котором иногда играл отец семейства, Николай Пахмутов. Однажды, вернувшись домой из кино, Мария услышала, как на пианино кто-то наигрывает мелодии из фильма. Это могла делать только трехлетняя Саша, но как?!

Чтобы достать до клавиш, девочке приходилось ставить стопку книг на стульчик, но остановить ее тягу к музицированию такие мелочи уже не могли. В 5 лет Саша Пахмутова написала свою первую пьесу для пианино, и только через два года родители привели ее в музыкальную школу. В ней она проучилась до начала войны.

Юный композитор

Поселок Бекетовка, где жили Пахмутовы, находился недалеко от Сталинграда. Жестокие бои подходили все ближе и ближе к городу. Семья эвакуировалась в Казахстан, и больше в провинцию Саша не вернулась. 14-летней девочкой она приехала в Москву, чтобы продолжить обучение музыке.

Пахмутову приняли в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, где, помимо основной учебы, она еще посещала кружок юных композиторов. К образованию девушка всегда относилась очень серьезно: понимала, что одного лишь таланта для успешной работы мало. Сколько композиторов ежегодно выпускаются из консерватории — и сколько из них действительно успешны?

«В жизни все происходит в движении. Может быть, есть композиторы, поэты, которые сидят в своих домах на берегу реки и творят — я такого не видела ни разу. Поэтому нужно что-то сделать — только успеваешь заметить, что это не очень получилось, или, кажется, что-то получилось», — скажет Пахмутова через много лет в интервью.

Дуэт

Николай Добронравов и Александра Пахмутова Деятельная натура, трудолюбие и интерес к профессии заставляли Пахмутову пробовать себя в совершенно разных жанрах. Серьезные произведения для оркестра, музыка для мультфильмов, эстрадные песни — она не боялась любой работы, и выполняла ее неизменно талантливо.

Своего будущего мужа и лучшего компаньона в творчестве она встретила в момент очередного эксперимента. В 1956 году она писала музыку для программ Всесоюзного радио «Пионерская зорька» и «Внимание, на старт!», а он читал в них свои стихи. Познакомившись, Пахмутова и Добронравов сразу же записали первую совместную песню — «Лодочка моторная». А уже через три месяца, 6 августа, отправились в ЗАГС.

«Как только мы подъехали к загсу на такси, полил дождь. Говорят, это к счастью. Мы очень обрадовались. Помню, пока ждала в очереди, прочитала все услуги, которые оказывает загс: рождение, брак, развод, смерть… Жутко стало», — вспоминала Пахмутова день их свадьбы.

Медовый месяц прошел сказочно: Абхазия, Черное море, лунная дорожка. Они столько мечтали и планировали! Едва вернувшись в Москву, принялись за работу. Творческий союз Пахмутовой и Добронравова стал на советской эстраде знаком качества. А власть именно им поручала все важнейшие госзаказы — к юбилеям Победы, Олимпийским играм.

За работу они брались с удовольствием. Под песню «До свидания, Москва», звучавшую на церемонии закрытия Олимпиады-80, плакал весь мир. Пахмутова и Добронравов сумели создать настоящий гимн важнейших соревнований планеты. Но их отношения с советской властью всегда оставались сугубо рабочими.

Несмотря на бесконечные уговоры, ультиматумы и даже прямые помехи в работе, супруги так и не вступили в КПСС.

«В коммунистической идеологии одни кидались за идеи в огонь, другие прятались за их спинами и возводили себе чужими руками роскошные дачи. Как раз те люди, которые относились к коммунистической идеологии крайне цинично, и тащили меня в партию», — объяснила однажды Пахмутова свою позицию в интервью «Аргументам и Фактам».

В одном направлении

РИА Новости/Лев Иванов Так и не став родителями, свою бесконечную нежность они целиком потратили друг на друга. «Главное — смотреть не друг на друга, а в одном направлении», — цитирует Экзюпери Николай Добронравов, когда их спрашивают о секрете крепкого брака.

«Мы просто стараемся не принципиальничать», — чуть менее романтично отвечает сама Пахмутова.

Их невероятная способность дарить любовь однажды даже спасла другой крепкий союз — Муслима Магомаева и Тамары Синявской. Их романтические отношения завязались, когда Синявская была замужем за другим мужчиной и однажды, после какой-то ссоры, передумала с ним разводиться ради Магомаева.


Узнав об этом Пахмутова и Добронравов написали для них две песни: «Мелодию» для Магомаева и «Прощай, любимый» для Синявской. Они произвели на влюбленных такое впечатление, что пара снова воссоединилась. В интервью Магомаев и Синявская называли эти песни своими «музыкальными талисманами».

Единственное, чего не подарила Александре Пахмутовой судьба — это возможность стать матерью. За долгие годы брака они с Добронравовым так и не стали родителями, но зато написали десятки хороших детских песен для маленьких слушателей.

И сейчас, когда обоим уже далеко за 80, Александра Пахмутова и Николай Добронравов все равно полны творческих планов и не перестают писать песни. «Чем же еще заниматься композитору и поэту?»

✿ღ✿История любви Пахмутовой и Добронравова✿ღ✿

Николай Добронравов и Александра Пахмутова.

Знаменитый композитор Александра Пахмутова и её супруг, поэт Николай Добронравов, считают, что для счастья в семейной жизни не надо «принципиальничать».

Легенда советской популярной музыки, композитор Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, который сегодня является частью Волгограда. Музыкальные способности девочки были настолько очевидны, что уже в 3 года родители стали учить ее игре на фортепиано.Именно музыка помогла Пахмутовой найти своего «принца» и главного партнёра в творчестве. С молодым поэтом Николаем Добронравовым они познакомились в студии детского вещания на Всесоюзном радио. Пахмутова писала музыку для программ «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Добронравов читал в этих программах стихи собственного сочинения. Практически сразу они написали свой первый дуэт, - «Лодочка моторная» - ещё через три месяца расписались в ЗАГСе.

Пышного торжества не устраивали: на это попросту не было денег. На невесте был скромный розовый костюмчик, сшитый мамой. Когда Пахмутова и Добронравов расписывались, в жаркий августовский день вдруг хлынул ливень. Влюблённые сочли это хорошим знаком.

В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывают в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, они считают самым счастливым в жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы… С тех пор были написаны десятки совместных произведений, не устаревающие многие годы хиты («Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были»), спортивные гимны («Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей»), задорные песни («Главное, ребята, сердцем не стареть!»).


Слева направо: композитор Оскар Фельцман, монгольская певица Цэцэгээ Дашцэвэгийн, поэт Николай Добронравов, певица Галина Ненашева, певец Иосиф Кобзон, председатель жюри, композитор Александра Пахмутова, кубинская певица Лурдес Гиль и поэт Роберт Рождественский. III Международный фестиваль молодежной политической песни в Сочи. 1969 г.

Пахмутову и Добронравова считают неразлучным творческим дуэтом и едва ли не самой гостеприимной в советском искусстве парой. В их дом всегда приходили пить чай и музицировать знаменитые артисты, музыканты.

Как рассказывает в своих интервью Лев Лещенко, в доме Пахмутовой и Добронравова всегда удивительно теплая атмосфера, называют композитор и поэт друг друга не иначе, как Колечка и Алечка. Александра Николаевна признаётся, что каких-то особенных рецептов семейного счастья у них с Николаем Николаевичем нет.

Они просто стараются не придираться друг к другу по мелочам и не «принципиальничать». А Добронравов, рассказывая о том, на чём основана их семья, любит цитировать Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это на самом деле так в их случае. Пахмутова и Добронравов перенесли немало трудностей, но никогда не разобщались и вместе боролись за свое место в искусстве. Однажды они признались в интервью «АиФ», что у них «полно песен, которые запрещали». Не могла пробиться к публике песня, посвящённая ветеранам Первого Белорусского фронта. Цензуре не понравились слова: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский, и лично маршал Жуков повёл нас на Берлин». Как так, как можно называть и воспевать этих военачальников, если у нас есть один герой: Леонид Ильич Брежнев?! Пахмутова звонила «наверх», ругалась, кричала. Придирались не только к словам, но и к музыке. В песне «И Ленин такой молодой» звучали барабаны, был задан бешеный ритм. Чиновники сочли песню «сумасшедшей» и положили на полку на полтора года. Пахмутова отказалась менять даже ноту. И всегда во всех решениях её поддерживал любимый человек, лучший друг и партнёр по творчеству Николай Николаевич Добронравов.

Интересно, что творчество Пахмутовой и Добронравова не только стало основой их собственного семейного счастья, но и вершило личную жизнь других знаменитых артистов. Однажды романтические отношения Муслима Магомаева и Тамары Синявской дали трещину.

Тамара Ильинична тогда была замужем за другим человеком и в какой-то момент решила ради Магомаева не разводиться. Тогда Пахмутова с Добронравовым, узнав, что звёзды поссорились, написали две песни. Одну - «Мелодию» - для Муслима Магометовича: «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей». Вторую - «Прощай, любимый» - для дивы Большого театра Синявской: «Весь мир наполнен песней лебединой, прощай, любимый, мой неповторимый». Как рассказывали потом в своих интервью Тамара Ильинична и Муслим Магометович, эти потрясающие мелодии и щемящие душу стихи произвели на них настолько большое впечатление, что Синявская развелась и они с Магомаевым расписались в 1974 году. Всю жизнь легендарная пара считала две эти песни, написанные к их несостоявшемуся расставанию, своими музыкальными талисманами любви.

Глядя сегодня на Пахмутову и Добронравова, трудно поверить, что они женаты более полувека. Они смотрят друг на друга влюблёнными глазами, часами разговаривают, полны творческих планов. Своих детей у знаменитой пары нет, но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.


Герой Социалистического труда, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный гражданин городов Москвы, Волгограда, Луганска, Братска

Музыка Александры Пахмутовой стала, если образно выразиться, музыкальным сопровождением, саунд-треком к многосерийному документальному фильму о жизни нашей страны. Ее песни на слуху и на устах поколений; они звучали на «стройках века», собраниях, парадах, концертах, школьных балах и сельских танцплощадках. Даже заказные, политизированные ее произведения столь талантливы, что существуют вне любой пропаганды. А еще есть симфонии, оратории, концерты, музыка к любимым всеми фильмам. Сложилось устойчивое словосочетание - «феномен Пахмутовой». Последовательно отмечая все исторические события, ее песни с честью и признанием пережили «оттепель» 1960-х, «развитой социализм», эксперименты перестройки. И теперь, когда, казалось бы, закончилась романтизированная и воспетая ею эпоха, они продолжают жить, восхищать слушателей самого разного возраста и социального уровня.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка. Отец - Пахмутов Николай Андрианович (1902–1983), мать - Пахмутова (Кувшинникова) Мария Амплиевна (1897–1978). Супруг - Добронравов Николай Николаевич (1928 г. рожд.), поэт, лауреат Государственной премии СССР.

Детство Александры прошло в поселке Бекетовка на Волге, в 18 километрах от Сталинграда (ныне - Волгоград), с почти деревенским бытом: куры, сено, огород. Еще свежи были в памяти родителей ужасы смутного времени гражданской войны. Дед, Андриан Виссарионович, помощник командира полка, был зарублен белоказаками в 1921 году. Много позже его соратник написал о Пахмутовой, тогда уже известном композиторе: «...она молодец... внучка стоит своего так трагически погибшего деда».

Мать в неполные 20 лет осталась вдовой с двумя детьми, но справилась с бедой, самоучкой стала парикмахером, вышла замуж за Николая Андриановича. Он работал на электростанции и был многогранно талантлив: писал маслом, играл на домре, балалайке, пианино; в местном клубе организовал оркестр народных инструментов и чудом добыл пианино, на котором профессионально таперствовал, озвучивая немые фильмы, аккомпанировал «синеблузникам», исполнял Шопена, Бетховена, Чайковского.

Музыкальная одержимость отца, его вечернее музицирование оказали огромное влияние на девочку. Классическая музыка, популярные и народные песни, русские романсы - самые светлые впечатления Алиного детства. Она и помнит-то себя с первых попыток в три с половиной года подобрать на пианино услышанные в кино мотивы; а первая композиция, навеянная родным двором, - «Петухи поют» написана ею в 5 лет. Удивительно, но детские нотные записи уцелели.

Решено было дочь серьезно учить. «Благодаря маме, - рассказывает Александра Николаевна, - моя учеба, моя судьба стали самым главным в семье, в которой было еще трое детей постарше (Михаил, Зоя, Людмила)». Аля в 7 лет поступила в общеобразовательную школу в Бекетовке и в музыкальную - в Сталинграде, куда ездила с мамой три раза в неделю на поезде, что отнимало много сил. «Сейчас я понимаю внутреннее состояние родителей, - продолжает Александра Николаевна. - Они боялись, что я не смогу получить настоящего музыкального образования и жизнь у меня сложится, как у отца, который мог бы стать и пианистом, и живописцем, у него были для этого все данные, но он так и остался самодеятельным музыкантом и художником».

Уже через полгода в переполненном клубе, на вечере памяти Ленина, Николай Андрианович и его 8-летняя дочь Александра исполнили на рояле в четыре руки первую часть симфонии соль-минор Моцарта. Кстати, через 38 лет удостоенная многих почестей композитор Пахмутова повторила эту музыку в зальцбургском доме-музее композитора, на его клавикорде, и записала в книге посетителей: «Когда люди будут жить на других планетах, то и там будет звучать Моцарт».

В 1941 году Аля окончила 4-й класс музыкальной школы и получила направление в интернат при Ленинградской консерватории. Утром 22 июня на городской олимпиаде детской художественной самодеятельности она отыграла вальс и прелюдию собственного сочинения. Сразу вслед за этим кто-то выбежал на сцену: «Война!!».

Дальше были бомбежки, пожары, эвакуация - мучительный месячный переезд в Караганду. «Мы увидели немецкий бомбардировщик... он стал разворачиваться и заходить на нас. Эшелон остановился. Мы закрыли окна и стали ждать. И вот, как чудо, появились два наших истребителя и сбили бомбардировщик. Мы видели, как он горел...», - вспоминает Александра Николаевна. Потом шли пешком в стылый осенний Темир-Тау. Начались жизнь в бараках на берегу речки Нуры, голод, зима, детские игры в войну, сбор и отправка на фронт посылок со сбереженными от школьных завтраков и высушенными на сухари булочками, самовязанными варежками и носками. Пианино не было. По счастью, вместе с бекетовским клубным имуществом привезли аккордеон, который девочка легко освоила.

Весной 1943 года семья вернулась домой, в хаос и неустроенность. Только что закончились бои, Сталинград лежал в развалинах, многие жили в землянках; погибла любимая учительница музыки. Аля много пела для солдат под аккордеон популярные песни тех лет (и первые собственные, на стихи Иосифа Уткина - «Если будешь ранен, милый, на войне» и «Если я не вернусь, дорогая...»). Болезненно ощущалась необходимость учиться дальше, но Ленинград стал недоступен. Отец взял ее с собой в командировку, чтобы показать в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории.

Завуч Екатерина Мамоли и педагог Теодор Гутман прослушали Алю и определили ее в 6-й класс: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников по технической подвижности [сказались два года без фортепиано], но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив». Алю приютили жившие в коммуналке на Большой Бронной друзья детства Пахмутовых, семья Спициных. Нарком электростанций, услышав историю дожидавшейся отца в коридоре наркомата девочки, выделил ей пропуск в ведомственную столовую (он хранится в семье до сих пор), талоны на костюм и пальто. А рабочие продовольственные карточки высшей категории дети получали в ЦМШ.

Город жил с затемнением, буржуйками, противотанковыми ежами на окраинах. Музыкальные домашние задания Аля делала в школе до начала уроков, поспевая туда пешком рано утром, пока еще не ходил трамвай. Носила бурки, сшитые мамой из шинели, штопаные кофточки. И была счастлива. В школе преподавали легендарные музыканты, профессора Московской консерватории: Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Давид Ойстрах, Лев Оборин, Святослав Кнушевицкий. Александр Гольденвейзер рассказывал о встречах со Львом Толстым, Чайковским, Рахманиновым, Юрий Шапорин - о знакомстве с Блоком. Школьников приобщали к музыкальным событиям: играл на органе Александр Гедике; Сергей Прокофьев дирижировал своей Пятой симфонией; итальянский дирижер Карло Цекки репетировал с оркестром оперу Россини; Ойстрах вместе с румынским скрипачом, дирижером и композитором Джордже Энеску играл концерт для двух скрипок Баха; Энеску управлял исполнением Четвертой симфонии Чайковского... Однажды Аля играла для венгерского композитора и музыковеда Золтана Кодая. Еще она вспоминает:

«Моих товарищей и меня Дмитрий Борисович Кабалевский приглашал к себе домой послушать музыку, поиграть... это просто свалилось неслыханное счастье, судьба... было такое время, когда были живы великие музыканты... И они возились с нами. Они нас учили...».

Режиссер Вера Строева без лишнего умиления перед «вундеркиндами» запечатлела в скромной ленте («Юные музыканты», 1945) лучших учеников ЦМШ, и среди них - Пахмутову, игравшую скерцо из своей сонатины для фортепиано. А первая публикация о ней, с фото за роялем, появилась в 1946-м в «Московском комсомольце».

Александра окончила школу с отличием как пианистка в 1948 году. Классный руководитель Дмитрий Сухопрудский напутствовал ее в письме: «Желаю тебе быть такой по характеру, какой ты была в школе... мы можем гордиться тобою». Она должна была поступить на фортепианный факультет консерватории. Но задолго до окончания школы преподаватель Ираида Васильева показала композиции своей ученицы директору консерватории и художественному руководителю ЦМШ Виссариону Шебалину, усмотревшему в них незаурядность.

Девочку приняли в школьную факультативную группу по сочинению, которую курировал этот выдающийся педагог. «Он считал, что в композиторском хозяйстве должен быть абсолютный порядок во всех деталях вплоть до самых незначительных штрихов и оттенков, - вспоминает Александра Николаевна, - презирал поверхностное отношение к делу... Его глазами мы смотрели на партитуры великих мастеров, где нет места случайности и небрежности...». В итоге заниматься она стала на теоретико-композиторском факультете у Шебалина.

В консерватории Александра зарекомендовала себя как автор разноплановый: написала «Русскую сюиту» и «Концерт для трубы с оркестром», но уделила особое внимание сочинению песен. «Шебалин умел понимать индивидуальность учеников, а это божий дар (ведь никто не знает, как заниматься с композиторами), - замечает Александра Николаевна в интервью «Московскому комсомольцу» (09.11.2009). - И никакого разделения по жанрам. В первую очередь - да, писала академическую музыку. Впрочем, уже тогда в диплом вошла моя «Походная кавалерийская». [ст. Юлии Друниной, 1953]».

Вот строчки из документов экзаменационной комиссии: «Александра Пахмутова выполнила дипломную работу по сочинению с оценкой «отлично». Представлены: Кантата на стихи А. Твардовского «Василий Тёркин»; Симфоническая сюита; «Походная кавалерийская» - массовая песня». В журнале «Смена» появилась статья Шебалина с отзывом: «Александра Пахмутова - талантливый музыкант. Ее сочинения радуют яркостью, свежестью, русским национальным колоритом... я верю в ее дальнейшие успехи».

В аспирантуре написана диссертация «Партитура оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Но на вопрос (в том же интервью МК) - почему она не осталась «в лоне классической музыки», Александра Николаевна отвечает: «Почему? Да просто… понимаете, вот окончила я консерваторию, аспирантуру, а в стране такое время началось! Яркое время! Это и разоблачение культа Сталина, «оттепель», полет в космос, сибирские стройки замечательные, небывалый подъем! Обнаружился огромный интерес к песне как к жанру. К тому же... вы знаете, можно написать очень хороший квартет, его, может быть, похвалят в Малом зале консерватории. И все. А если успех у песни - то успех шумный, сразу на всю страну! Если бы у меня не было песен, вы бы мне и не позвонили, правда?» - смеется Пахмутова.

Появились ее первые популярные песни, одна из которых - «Лодочка моторная» (стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова, 1956) положила начало знаковому союзу композитора с поэтом Николаем Добронравовым. Александра познакомилась с ним весной 1956-го на Всесоюзном радио, где он читал свои стихи в детских передачах. Глава музыкальной редакции Ида Горенштейн сказала: «Начинаются летние каникулы. Ну напишите про это какую-нибудь песенку!» «На этой лодочке мы и отправились в плавание по жизни», - улыбается Николай Николаевич. «6 августа была жуткая жара, - вспоминает Александра Николаевна. - Но как только мы подъехали к загсу, полил дождь. Говорят, это к счастью! Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сшили мне костюм - такой красивый, розовый».

Этот трепетный, идиллический, детский взгляд на мир они перенесли во все совместные песни, и даже в «главные», посвященные Ленину, Октябрю, комсомолу.

Родион Щедрин как-то сказал о творениях супругов: «Им Бог фонариком посветил...». А Добронравов часто в интервью вспоминает слова Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это направление за всю совместную жизнь ни разу их не подвело.

К снятой Фёдором Филипповым в 1958 году картине «По ту сторону» Пахмутова написала музыку и пять песен на стихи Льва Ошанина, в том числе эпохальную «Песню о тревожной молодости». «Первая встреча двух до этого вместе не работавших авторов чаще всего оказывается удачной... Две индивидуальности сталкиваются впервые - непременно будет яркая вспышка». Так писал об этом успехе Евгений Долматовский в книге «50 твоих песен».

В 1961–1962 годах создана музыка к фильму Юрия Чулюкина «Девчата», песня из которого - «Старый клён» на стихи Михаила Матусовского тоже сделалась невероятно популярной.

С 1962 года Пахмутова много ездила в творческие командировки по стране вместе с соавторами - мужем и Сергеем Гребенниковым. Посетили Усть-Илим, Братскую ГЭС, воинские и флотские части. В Братске ей вручили «наряд на работу»: «Фамилия: Пахмутова. Профессия: композитор. Задание: написать песню, достойную наших ребят». Ответом стал цикл из 13 достойных песен («Таежные звезды», 1962–1963, стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Марчук играет на гитаре» и другие).

Она живо откликалась на все ключевые события, однако при этом в своей «песенной публицистике» органично уходила от штампов, делая главный акцент на общечеловеческих ценностях. Писала точные восхищенные песни о профессионалах своего дела - спортсменах, летчиках, строителях, геологах, космонавтах. Ее гражданская лирика проникала под кожу и вызывала слезы - весь мир плакал, когда улетал олимпийский Мишка на стадионе в Лужниках в 1980-м.

А еще были пронзительные песни о войне и любви. Невероятно, но некоторые из этих шедевров сначала имели трудную историю.

В фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» Пахмутова сначала отказывалась писать для «тетки, приехавшей в Москву мясом торговать», но сразу согласилась после просмотра видеоряда с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым («Нежность», стихи Н. Добронравова, 1965). Иосиф Кобзон первоначально не захотел петь «Надежду» (стихи Н. Добронравова, 1974), сочтя ее «женской». Изысканно и проникновенно спела ее Анна Герман.

Евгений Светланов в своей статье восторгается пахмутовской способностью создавать в каждой песне «мелодическую изюминку», которая «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании. Мало кто может так быстро завоевать слушателя, как это удается Пахмутовой».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего, - соглашается Александра Николаевна. - Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, развито ее тематическое зерно, сделана партитура, запись в студии - все это не последние вопросы, и из всего этого тоже складывается образ».

А это слова Михаила Плетнёва, пианиста, дирижера, композитора: «Музыка Пахмутовой - ...простая? Но прост Шуберт, прост Григ. Далеко не всякий автор симфонии может написать песню. Задача композитора - уловить физиономию времени. Ярче и лучше нее это не сделал, по-моему, никто. А сколько за внешней простотой внутренней композиторской культуры! Для меня Пахмутова не менее, если не более интересна, чем, например, «Битлз»: богаче фантазия, совершеннее форма».

Она обладает неисчерпаемой любознательностью и готовностью впитывать новое: в официальном «олимпийском» фильме «О спорт, ты - мир!» написала виртуозное соло для эстрадного ударника; в фильме «Полынь - трава горькая» использовала сочетание электронного звука с русскими народными инструментами и сама с наслаждением играла на синтезаторе. «Учиться нужно не только у тех, кто старше тебя. Обязательно надо учиться у тех, кто моложе; они идут вперед смелее и в некоторых аспектах искусства могут оказаться впереди», - подтверждает Пахмутова.

Она создала огромное количество произведений: симфонические «Русская сюита» (1952), Концерт для трубы с оркестром (1955), Концерт для оркестра (1971), Концерт для ансамбля колоколов и оркестра «Ave Vita» (1989), скерцо для оркестра «Веселые смычки» (2009) и симфоническую поэму «Птица-тройка» (2009); увертюры «Юность» (1957), «Русский праздник» (1967) и «Веселые девчата» (1954); «Динамо-марш» (1965); балет «Озаренность» (1973); кантаты «Василий Тёркин» (1953), «Красные следопыты» (1962), «Отрядные песни» (1972) и «Прекрасная, как молодость, страна» (1977).

Написала музыку к спектаклям «Великие голодранцы» (1970), «Неизвестный солдат» (1971), «Сказ о гранитном памятнике» (1973), «Нина» (1975), «Город Мир» (1983), «Волшебный апельсин» (1990); радиопостановкам: «Противная сторона» (1955), «У самого синего моря» (1956), «Не проходите мимо» (1956) и «Педагогическая поэма» (1958); фильмам «Экран жизни» (1955), «За рулем автомобиля» (1956), «Семья Ульяновых» (1957), «По ту сторону» (1958), «Девчата» (1961), «Яблоко раздора» (1962), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Закрытие сезона» (1974), «Камни говорят» (1975), «Начальник стройки» (1976), «Моя любовь на третьем курсе» (1976), «Рожденная революцией» (1976), «Баллада о спорте» (1980), «О спорт, ты - мир!» (1981), «Полынь - трава горькая» (1982), «Товарищ ЧТЗ» (1983), «Битва за Москву» (1985), «Облака нашего детства» (1990), «Сын за отца» (1995), «Великая Победа. Народная память» (2004).

Около 40 из почти 400 песен вошли в 7 песенных циклов, среди которых «Обнимая небо» (1965–1966, стихи Н. Добронравова: «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты»; стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Нежность»); «Созвездье Гагарина» (1970–1971, стихи Н. Добронравова: «Запевала звездных дорог», «Знаете, каким он парнем был» и другие).

Вехами времени стали песни на стихи Добронравова: «Орлята учатся летать» (1965), «Мелодия» (1973), «И вновь продолжается бой» (1974), «Нам не жить друг без друга» (1974), «Белоруссия» (1975), «Беловежская пуща» (1975), «Как молоды мы были» (1976), «Команда молодости нашей» (1979), «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «Виноградная лоза» (1988), «Остаюсь» (1991), в его соавторстве с Гребенниковым: «Куба - любовь моя» (1962), «Трус не играет в хоккей» (1968) и десятки других; «Ненаглядный мой» (стихи Риммы Казаковой, 1970); «Горячий снег» (стихи Михаила Львова, 1974), а также на стихи Юрия Визбора, Андрея Вознесенского, Расула Гамзатова, Инны Гофф, Евгения Долматовского, Николая Заболоцкого, Марка Лисянского, Роберта Рождественского и других больших поэтов. Исполнители - выдающиеся певцы и актеры: Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Александр Градский, Юрий Гуляев, Людмила Гурченко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Сергей Лемешев, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Нонна Мордюкова, Георг Отс, Эдита Пьеха, София Ротару, Валентина Толкунова, Эдуард Хиль и другие; прославленные коллективы - Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, Детский хор Гостелерадио под руководством Виктора Попова, а также ВИА «Верасы», «Добры молодцы», «Песняры», «Пламя», «Самоцветы» и «Сябры», группы Стаса Намина, «Living Sound» (Англия) и другие.

В альбоме «Звездопад» (2002) группы «Гражданская оборона» (ее лидер Егор Летов был страстным противником официальной культуры) замечательно звучат пахмутовские песни. Тогда же в Санкт-Петербурге состоялся совместный концерт композитора и бельгийского гитариста Франсиса Гойи, приуроченный к выпуску его альбома «Посвящение Александре Пахмутовой». А апологет тяжелого рока, популярная немецкая группа «Раммштайн» иногда заканчивает концерты мощным исполнением пахмутовской «Песни о тревожной молодости» на русском языке.

С 1960 года выпущено множество дисков, среди которых: «Советские композиторы - Армии: песни Александры Пахмутовой» (1971), «Любовь моя - спорт» (1980), «Птица счастья» (1981), «Шанс» (1990), компакт-дисков «Симфонические произведения» (1995), «Как молоды мы были» (1995), «Зарево любви» (1996), «Александра Пахмутова. 100 любимых песен» (2009), «Никто не забыт. Песни Александры Пахмутовой» (2010). В США вышел компакт-диск Лайзы Верзелла «Труба XX века» с Концертом для трубы с оркестром (2000). Изданы нотные сборники: «Песни тревожной молодости» (1963), «Чьи песни ты поешь» (1965), «Звездопад» (1972), «Солнце любви твоей» (1990), «Вираж» (1990), «Звездопад» (2001), «Земля моя златая» (на стихи С. Есенина, 2001) и многие другие.

Много лет Пахмутова была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров; секретарем правления Союза композиторов СССР (1968–1991) и России (1973–1995); депутатом Моссовета (1969–1973); депутатом Верховного Совета РСФСР (1980–1990); избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. С 1968 года более 20 лет возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика».

А.Н. Пахмутова - народная артистка СССР (1984) и РСФСР (1977), заслуженный деятель искусств РСФСР (1971), Герой Социалистического Труда (за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность, 1990).

Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Среди ее наград - ордена Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени, Франциска Скорины (Белоруссия).

Лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Государственной премии РФ (2015), премий: Ленинского комсомола (1966), «Российский национальный Олимп» в номинации «Выдающийся деятель культуры» (2004), Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусства (2004), Межгосударственной премии «Звезды Содружества» (2009). Обладает титулом «Живая легенда» от Российской национальной премии «Овация», «Золотым диском» фирмы «Мелодия» за грампластинку «Песни Александры Пахмутовой».

Почетный гражданин Москвы, Волгограда, Братска и Луганска.

Ее именем названа и зарегистрирована в Планетном центре в Цинциннати (США) малая планета - астероид Pakhmutova №1889.

Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но - закон. Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, как будет развиваться ее тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии - все это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ.
/А. Пахмутова/


Пахмутова Александра Николаевна, композитор, народная артистка СССР родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, Пахмутова в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. Эта знаменитая на весь мир школа дала путевку в жизнь многим выдающимся мастерам музыкального искусства. В одном классе с Александрой Пахмутовой учились будущие лауреаты Международных конкурсов Е.Малинин, Л.Берман, И.Безродный, Э.Грач, Х.Ахтямова.

По окончании музыкальной школы в 1948 году А.Пахмутова поступает в Московскую Государственную консерваторию, где занимается у выдающегося композитора и уникального педагога профессора Виссариона Яковлевича Шебалина. В 1953 году она заканчивает консерваторию, а в 1956 году - аспирантуру с диссертацией на тему «Партитура оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра («Русская сюита», Концерт для трубы с оркестром, Увертюра «Юность», Концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», Музыка для ансамбля колоколов и оркестра «Ave Vita»), и сочинения кантатно-ораториального жанра («Василий Теркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни»). На музыку А.Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность».

Александрой Пахмутовой написана музыка к кинофильмам: «Семья Ульяновых», «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь - трава горькая», «Баллада о спорте», «О спорт, - ты мир!» (официальная картина, созданная по заказу Международного Олимпийского комитета, посвященная Олимпиаде-80 в Москве), а также к фильмам «Битва за Москву», «Сын за отца».

Особое, можно сказать, исключительное значение имеет творчество Александры Пахмутовой в жанре песни. Поднимая высокие гуманистические темы, композитор воплощает их в лирическом плане. У Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. В песнях композитора есть та мелодическая «изюминка», которая, как заметил Евгений Светланов , «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании». Все партитуры своих песен она всегда пишет сама - будь то симфонический оркестр или эстрадный, оркестр народных инструментов или современный компьютер. Пахмутова писала: «Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но - закон. Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, как будет развиваться ее тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии - все это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ».

Среди около четырёхсот песен, созданных композитором, широко известны такие, как: «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Девчонки танцуют на палубе», «ЛЭП-500», «Прощание с Братском», «Усталая подлодка», «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Созвездие Гагарина», «Знаете, каким он парнем был», «Смоленская дорога», «Ненаглядный мой», «Старый клен», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Поклонимся великим тем годам», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «И вновь продолжается бой», «Мелодия», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Как молоды мы были», «Виноградная лоза», «Остаюсь», «Люби меня», «Русский вальс», «Мать и сын», «Песенка о господах и госпоже» и многие другие.

Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой выдающиеся поэты: Л.Ошанин, М.Матусовский, Е.Долматовский, М.Львов, Р.Рождественский, С.Гребенников, Р.Казакова, И.Гофф. Но наиболее плодотворным и постоянным является творческий союз А.Пахмутовой с поэтом Н.Добронравовым, давший нашему песенному жанру многие яркие, творчески самобытные песни. Песни Пахмутовой исполняли и исполняют такие талантливые и очень разнохарактерные певцы, как Л.Зыкина, С.Лемешев, Г.Отс, М.Магомаев, Ю.Гуляев, И.Кобзон, Л.Лещенко, Э.Хиль, М.Кристалинская, Э.Пьеха, В.Толкунова, А.Градский, Т.Гвердцители, Юлиан, Н.Мордюкова, Л.Сенчина, П.Дементьев. Её песни были и остаются в репертуаре таких прославленных коллективов, как: Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова, Государственный русский народный хор имени Пятницкого, Детский хор Гостелерадио под руководством В.Попова, а также ансамбли «Песняры», «Самоцветы», «Надежда», «Верасы», «Сябры», группа Стаса Намина, группа «Living Sound» (Англия) и многие другие.

Выпущено несколько десятков авторских грампластинок композитора. Среди них - «Созвездие Гагарина», «Обнимая небо», «Таежные звезды», «Любовь моя - спорт», «Птица счастья», «Шанс», пластинки с записями музыки к кинофильмам. А.Пахмутова - обладатель «золотого» диска фирмы «Мелодия» за грампластинку «Песни Александры Пахмутовой». В 1995 г. вышел компакт-диск с записью симфонических произведений в исполнении Государственного Академического симфонического оркестра под управление Евгения Светланова (фирма «Мелодия»). В том же году выпущен компакт-диск с песнями Пахмутовой «Как молоды мы были», а в 1996 г. - компакт-диск «Зарево любви».

Не только песни, но и симфонические произведения композитора с успехом исполняются за рубежом. Наиболее часто зарубежные симфонические оркестры включают в свой репертуар «Концерт для трубы с оркестром» и «Русскую сюиту».

Активная творческая деятельность А.Пахмутовой всегда успешно сочеталась с деятельностью общественной. В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика». С 1968 по 1991 год была секретарем правления Союза композиторов СССР, с 1973 по 1995 г. - секретарем правления Союза композиторов России. С 1969 по 1973 г. была депутатом Моссовета, с 1980 по 1990 г. - депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. Общественная деятельность А.Пахмутовой - это не только работа в руководящих органах Союза композиторов и Верховного Совета, это и никем не зарегистрированные, никем не подсчитанные сотни, а может быть, тысячи шефских выступлений и встреч с рабочими, воинами, студенческой и спортивной молодежью.

А.Н.Пахмутова - Народная артистка СССР (1984 г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1967 г.), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982 гг.), Герой Социалистического Труда (1990 г.). Ее именем названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в г.Цинциннати (США) малая планета № 1889.

Живет и работает в г.Москве.

Ключевые слова: Когда родился Александра Пахмутова? Где родился Александра Пахмутова? Какой возраст у Александра Пахмутова? Какое семейное положение у Александра Пахмутова? Чем знаменит Александра Пахмутова? Чьё гражданство у Александра Пахмутова?