Толкование евангелия от иоанна глава 20. Новый завет. Дорогое нам евангелие

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб . Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе.

А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь?

Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь?

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Иисус говорит ей: Мария!

Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: «Учитель!»

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома , где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

20:1 В первый же [день] недели в день, наступивший после субботы. Сегодня этот день недели известен как «воскресенье».
В Иудее на иврите все дни недели назывались по дням недели: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой и день отдыха (шаббат).
Названия "воскресенье" как первый день недели - у них не было.
См. также разбор Мтф. 28:1.

Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно и видит, что камень отвален от гроба
Здесь не обязательно видеть противоречие с Мтф. 28:1: на рассвете первого дня недели («при восходе солнца», Мк. 16:2).
Иоанн мог иметь в виду время, когда Мария вышла из дома, а синоптики - когда она подошла к гробнице. Возможно также, что Мария оказалась у гробницы раньше, чем другие женщины, о которых пишут синоптики.
Нельзя сказать о Марии, что она была из робкого десятка: проделать такой путь к кладбищу в темноте и в одиночестве - не всякий отважится.

20:2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус.. К Петру и Иоанну

и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
Выражение «не знаем, где положили его» из уст одной Марии говорит, во-первых, о том, что она была всё же не одна, как об этом сообщают синоптики. А, во-вторых, что женщины не ожидали воскресения Иисуса, несмотря на то, что он неоднократно прежде говорил об этом.
Как видим, даже те, кто слышал многое от самого Христа - не обязательно сразу же понимали смысл его слов. Тем более, сегодня не стоит ожидать, что читающий Писание тотчас сможет всё понять с первого прочтения.
(о том, куда елось тело Христа, если он воскрес в виде духа - см. разбор Лк. 24:3)

20:3-8 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
Естественно, ученики не поверили Марии на слово, поэтому решили собственными глазами убедиться в том, что она говорит правду.
Как видим, силы и способности могут быть разными у учеников Христа, поэтому скорость движения - тоже. Кто-то отстает, кто-то обгоняет, но это нормальное явление. Ненормально – к этому неадекватно относиться: отстающий не должен обижаться на обгоняющего, а обгоняющий не должен превозноситься над отстающим.
Главное - добежать до места назначения. Иоанн бежал быстрее.

Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб
Однако Пётр оказывается смелее. Так и бывает среди христиан: один быстрее бегает, другой смелее действует, а вместе - делают Божье дело.

Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
Иоанну пришлось поверить словам женщины Марии.
Бывает часто такая суета под солнцем: смотрят на того, КТО говорит, а не слышат ЧТО говорит говорящий, поэтому часто не могут поверить, преткнувшись о ЛИЧНОСТЬ говорящего истину.
Многим, к примеру, очень трудно представить себе, что Бог может решить открыть что-либо важное через женщину, почему-то до сих пор считается, что этого удела достойны только мужчины.
Но Писание - как видим, показало совсем иной поворот событий, открыв Марии то, что было сокрыто на тот момент от мужчин: исполнение пророчества о своём воскресении.

Иоанн с Петром внимательно осмотрели гробницу и увидели в ней полный порядок: не похоже было на то, чтобы кто-то вломился в гробницу и утащил только тело Иисуса Христа: вряд ли они стали разматывать погребальные пелены, утащили бы с ними и с платом на голове, не стали бы аккуратно всё складывать и порядок в гробнице наводить.

20:9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
Итак, ученики Христа не ожидали воскресения Христа и были озадачены происшедшим с телом Господа.
Они ещё на тот момент не знали из Писания, что именно так и должна была произойти смерть Христа - с последующим воскресением НЕ в ПОСЛЕДНИЙ день, как он говорил о воскресении своих последователей и как было обещано иудеям (11:24), а практически сразу, на третий день после смерти (Деян.2:25-32, 13:35-37)

Многие христиане с этим моментом так до сих пор и не разобрались и считают, что воскресение умерших происходит так же, как оно происходило и у Христа: на третий день, не беря во внимание, что только о Христе предсказано было в Писании воскресение на третий день.
Отсюда – и обычаи разные и суеверия образовались. На третий день – ТОЛЬКО Христос воскрес. Все остальные, в том числе и те, кому надлежит быть с ним на небесах – будут воскрешены не скоро (Иоанн 6:39,40,11:24, 1Фессал. 4:16,17)

20:10,11 Итак ученики опять возвратились к себе. 11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб
Все, кроме Марии, разошлись, она же искренне опечалилась от того, что не смогла проделать над телом Иисуса всё положенное при погребении с благовониями.
Мария вообще мало что понимала из происходящего, но сердце её возлюбило самогО Христа. Этого было достаточно, чтобы он открылся ей и ободрил её. Одни лишь знания - надмевают, а любовь ко Христу – основа основ для верующего человека.

20:12,13 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса
В этом месте данные четырех Евангелий несколько расходятся: в Мф. 28:2 сообщается об одном ангеле, в Мк. 16:5 - об одном юноше, а в Лк. 24:4 - о двух мужах, которые тоже названы "ангелами" (24:23).
В этом - необязательно противоречия, поскольку ангелы могли иметь человеческий облик, а один из них мог быть особо выделен, может быть, по той причине, что говорил лишь он один.
Виденное Марией могло отличаться от того, что видели другие женщины, потому что она оставалась одна в гробнице, после того как Петр и Иоанн ушли.

И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Беспокойство об участи умершего Иисуса не давало ей покоя, она очень сильно нуждалась в утешении.

20:14-16 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
Мария не сразу узнала в стоящем рядом человеке – Христа: она и подумать не могла, что стоящий рядом может быть Христом, ведь Христос умер.
Да и выглядел воскресший Иисус, скорее всего, совсем иначе, потому и не был узнан Марией: он воскрес в виде дУха (1Петра 3:18), а дух, как видно, может принимать какие угодно формы и выглядеть по-разному.

15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его
Как видим, здесь дух Христа явился в виде садовника (к мысли о том, что дУхи имеют способности являться в разных обликах, см.
Лк. 24:3 1 ). Обратим внимание также и на то, что если бы Иисус воскрес в своём теле, как учат сторонники телесного воскресения Христа, то тело и лик его должны были бы быть сильно обезображены ранами и кровоподтёками. Но здесь же был явлен Марии человек с нормальным внешним видом, которого Мария ничуть не испугалась. Это лишний раз показывает способность дУхов, кем стал Иисус после воскресения - являться в разных образах.

Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!
И только когда он обратился к ней по имени, как обращался Иисус – тогда она почувствовала, что это он.
И кто ещё, кроме Марии, мог подтвердить эту её внутреннюю уверенность? Никто: только она сама ЗНАЛА по ощущениям, КАК её называл Христос и могла отличить его по голосу и по обращению.

Здесь развенчаем мысль о бытующем мнении «непригодности» женщин для понимания Божьих намерений: если мыслить, скажем, по шаблону книжников-фарисеев, то следовало бы ожидать, что Христос по воскресении своём должен был бы первым явиться своим апостолам, к братьям, которым он открыл заключение Нового Завета. Тем более, что женщины в Иудее отодвинуты были на дальний план по авторитетности.
Но нет: не подходит шаблонное мышление книжника- фарисея на все случаи жизни. И первым, как ни странно может показаться, Иисус явился и открыл исполнение пророчества о своём воскресении - не будущим членам Иерусалимского руководящего совета первого христианского собрания, а женщине, к тому же - в прошлом блуднице.

У Христа своя логика: кто любит его и печалится о нём более всего, кто не поторопился уйти ни с чем, кто желал получить ответы и приложил к этому усилия (вспомним, Мария не испугалась темноты и не поспешила покинуть гробницу) - тому Христос и открылся.
20:17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему;
Возможен перевод: «не держи» или «не удерживай» (Всемирный БПЦ, Со.П, В. Кузнецовой)То есть, Иисус не говорит о неком магическом явлении прикосновения, а всего лишь просит Марию не задерживать его.

а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
Иисус разъяснил Марии, что на него пока что нельзя рассчитывать, продолжение его пути – не здесь, ему надо следовать дальше, а Марии предстоит сообщить ученикам о восхождении Христа.

Интересно, что даже после воскресения Иисус назвал Иегову –СВОИМ Отцом и СВОИМ Богом, как, впрочем, Бог воскресшего Иисуса – и Отец, и Бог людей.
Это означает, что не может Иисус Христос быть Самим Иеговой, сошедшим с небес во плоти, как учат некоторые христиане. И частью Иеговы Бога – Иисус также не может быть. Он - целостная духовная личность, но ДРУГАЯ, НЕ Иегова, а сын Его.

20:18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей.
И снова братья должны были бы удивиться: как это женщине Бог открыл то, что не открыто им? У них был выбор: не поверить её словам и поверить. В первом случае с исчезновением тела Христова из гроба - они имели возможность проверить, говорит ли Мария правду или нет. Теперь у них этой возможности не было. Оставалось только довериться ей на слово, поверив, что Иисус открыл ей предсказание на скорое восхождение к Отцу.

20:19
Серия доказательств тому, что вернувшийся из небытия человек - не кто иной, как Иисус Христос.
Доказательство номер № 1: появление Христа из ниоткуда в запертой комнате.
В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев

Двери накрепко заперты из опасения от иудеев. Ученики не могли открыто собираться в то время, опасаясь иудеев. Нет смысла вызывать огонь на себя специально, зная неприязненное к себе отношение и, тем самым, провоцируя тяжёлые для себя обстоятельства. Мудрость помогает понять, что подобная осторожность - не трусостью продиктована, а благоразумием: искусственно создавать себе трудности - не по Христу.

Однако деталь о запертых дверях упомянута Иоанном неслучайно:
пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
То есть, ученики должны были бы задуматься над тем, как же Иисус мог попасть в запертую комнату. Христу запертые двери - не помеха, но и не факт, что он сквозь закрытые двери входит, просто он появляется, а откуда - вообще никто не знает.

Появление Иисуса в комнате при запертых дверях согласуется и со свидетельством двух других учеников, которые рассказали о том, что Иисус, находясь с ними в доме, вдруг стал невидимым (Лк. 24,31).

20:20 Доказательство № 2: Иисус демонстрирует руки, ноги и рёбра, те части тела, которые были в ранах. Увидев, что раны Иисуса - в целости и сохранности, и в первозданном виде показаны, ученики должны были бы догадаться, что перед ними - Иисус, а значит, он всё же воскрес из мёртвых, о чём ранее сообщила Мария:
Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

Многие, показывая и эти тексты, считают, что Иисус воскрес в своём прежнем теле и поэтому верят в телесное воскресение Христа, а не в виде духа.
Однако снова размышляем, как и в тексте 20:15 : если бы Иисус был воскрешен снова в человеческом теле, то Бог, обновляя тело его при воскресении, не оставил бы на нём ни дырок от гвоздей, ни ран от побоев, ни лика обезображенного. Как не оставит и в воскрешённых людях - изъяны и недостатки от их прежних тел, но обновит их, сделает свежее, нежели в молодости (Иов 33:25)

Иисус, воскреснув в виде духа, явился апостолам в виде тела ТОЛЬКО с ранами от гвоздей (заметим, об обезображенном лике, о кровоподтёках и ранах от побоев - ничего не сказано, ибо нельзя было Христу являться обезображенным, напугал бы учеников до смерти) - для того, чтобы укрепить в учениках веру в то, что это именно он воскрес, тот самый Иисус, которого распяли на Голгофе 14 нисана.

20: 21-23 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. …. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Иисус наделяет своих учеников полномочиями решать проблемы в христианских собраниях, а не приговаривать кого-то из людей к осуждению.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго .
Иисус уже воскрес, уже был прославлен и уже мог дать ученикам помощника свыше – святой дух от небесного Отца своего. Раньше он не мог этого сделать (Иоан7:39

Возникает вопрос: зачем же в пятидесятницу – ПОСЛЕ сего события -понадобилось им снова давать святой дух?

Минимум по 4м причинам.
1) чтобы исполнить Ветхозаветный праздник сбора начатков урожая - пятидесятницы - в виде сбора начатков духовного урожая (первого множества помазанников Нового Завета, получившим святой дух благодаря Христу).
Сам праздник Пятидесятницы ознаменовал вступление в силу действия Нового Завета с Богом: это произошло через 50 дней после Пасхи нового Завета - так же, как и Ветхий Завет был заключён с народом Иеговы спустя 50 дней после выхода из Египта
(Исх.19:1-11).

2) чтобы после своего ухода на небеса укрепить веру не только 11 апостолов (Фомы не было во время передачи апостолам святого духа), но и всех, кто стал членом первого христианского собрания, вступив в Новый Завет с Богом на 50й день после смерти Христа (Пасхи Н.З): ведь Иисус уже ушёл от них и вместо себя дал другого помощника, как и обещал (Иоан16:7)

3) 120 свидетелей явлению схождения святого духа благодаря воскресшему Иисусу Христу – это серьёзное свидетельство: если явление схождения святого духа видят не 11, а 120 человек – значит, события не случайные и реальные.

4) это понадобилось для начала проповеди многонациональной земле: на праздник в Иерусалим стекались все поклонники Иеговы из разных стран, как раз удобный случай НАЧАТЬ исполнять дело Иеговы, порученное Христом.

20:24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
Случай, породивший крылатое выражение «Фома неверующий». Он пропустил всего лишь одну встречу собрания учеников Христа, а столь многого лишился: не увидел Христа и дар помазания святым духом получил не со всеми апостолами, а позже.

20:25 если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю
Нельзя его упрекать в полном неверии: конечно, гораздо легче поверить в видимое, но некоторым даже и это не помогло (вспомним пример древнего Израиля)
Фома не был безнадёжен, скорее, ему недоставало веры в кое-что частично. Иначе Христос не стал бы специально ради укрепления его веры являться лично Фоме: Христос посчитал нужным помочь и Фоме уверовать в то, что Бог воскресил его, и что теперь он жив.

Не стОит делать поспешных выводов о неверии тех, у кого не получается поверить в Бога и Христа Его - с первого раза.

20:26 После восьми дней.. пришел Иисус…
на этом явлении Иисуса Фоме в 8-й день - также многие христиане сегодня строят суеверие в то, что умершие являются к близким своим – на 8-й день после похорон. А если их не помянуть, то они обидятся и могут начать вредить.
Однако помним, что явления эти происходили только с Христом - человеком совершенным, явившимся на землю - с небес. С грешными людьми, рождёнными самым простым человеческим образом, подобных явлений не происходит.

20:27 говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим
Как видим, Христос не осуждает его, напротив: он терпеливо помогает Фоме удостовериться в правдивости слов остальных учеников о том, что Бог воскресил Христа. Но при этом он не поощряет всех быть такими же, как он.
Если есть возможность помочь кому-то уверовать кропотливыми и дополнительными разъяснениями истины Божьей из Писания - не стоит в этом отказывать никому.

20:28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Проверка возымела действие: Фома убедился в том, что пред ним - Иисус Христос, воскрешённый Богом.
О чём говорит его восклицание "Господь мой и Бог мой!"?
Кто-то может решить, что Фома говорит о том, что Иисус - это и Господь Фомы, и Бог его, чего не может быть: Иисус Христос даже после воскресения объяснил, кто именно является Богом Фомы и всех остальных учеников, самого Иисуса - в том числе:
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему , и к Богу Моему и Богу вашему. (Иоан.20:17).

Точно известно, что Иисус всегда говорил истину, после воскресения - тоже: он - однозначно не Бог Фомы и остальных своих учеников. Подлинность и истинность слов Христа - неоспорима. Так о чём же говорил Фома и почему Иисус не исправил его ? (дескать, я не Бог)

1) Само выражение "Господь мой и Бог мой" - может быть переведено выражением "Господи Боже мой", какое часто встречается в В.З. Это выражение - и сегодня актуально. Откуда оно взялось? Ясно, что из древней истории Израиля, потому - отражено в Библии и стало идиомой (идиом в Библии - немало: "на три дня пути" - имеется ввиду "очень далеко"; "краеугольный камень" - "основа чего-то важного", "труба иерихонская" - "кто-то очень громко кричит" и т.д.).

2) В Израиле использование этого выражения было распространено в случаях, когда иудеи находились в эмоциональном потрясении из-за какой-либо невероятности трагедии или, напротив, какого-то чуда, произошедшего на их глазах.
Так как любая чудом произошедшая невероятность - от Иеговы, о чём все иудеи прекрасно знали, - они и реагировали на все невероятности, обращаясь к Иегове словами "Господи Боже мой"! (например, 3Цар.17:20,21; 1Пар.21:17 Пс.29:3; 39:6; 103:1Ион.2:7).
Эти слова выражали восхищение Иеговой и благоговейный трепет перед Тем, Кто творит невиданные чудеса и всегда потрясает невиданными возможностями.

То же самое произошло и в случае с Фомой: увидев чудо явление Христа пред ним, погибшего недавно и похороненного, он испытал сильное эмоциональное потрясение: слишком невероятной была эта картина. Как?! Иисус может стоять пред ним, если он умер?! Слова восхищения возможностями Иеговы и трепетного благоговения пред Ним вырвались из уст потрясённого до глубины души Фомы при виде этого чуда из чудес: факт, что Иегова воскресил Христа, во что до этого Фома не верил - теперь подтверждали и собственные глаза Фомы и его руки, проверившие достоверность ран воскресшего Христа.

Отсюда становится ясным, почему Иисус не исправил Фому: так как Иисус понимал, что именно имеет ввиду Фома, говоря так (Фома выразил восхищение Иеговой, что и всегда выражали иудеи в случаях невероятных происшествий) - потому он и не воспринял эти слова на свой счёт (не было необходимости исправлять Фому).

Итого: в этом тексте Фома выразил восхищение Иегове, воскресившему Христа, а не Иисусу Христу. Все апостолы и другие иудеи знали, что их всемогущим Богом является Иегова, о чём Иисус заверил их и после того, как воскрес, сказав, что у него и и всех его учеников - по-прежнему один и тот же Бог и Отец - Иегова, к кому воскресший Иисус вскоре направится на небо (Ин.20:17; 16:28; 6:62).
Иегова и после вознесения Христа, и даже после тысячи лет правления Христа останется Богом Иисуса и христиан - навеки
(Откр.1:6; 21:22; 1Кор.15:24).

20:29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Иисус использует возникшую ситуацию для того, чтобы ещё раз показать ученикам, насколько ВАЖНО ВЕРИТЬ в НЕВИДИМОЕ, тем более, что к большинству будущих учеников Христос уже не придёт так, как пришёл к Фоме, лично, рассказывая им благую весть: на это он поставляет апостолов.

Никто не спорит, верить в невидимое - намного сложнее: для этого надо поразмыслить и найти Бога в разуме духом ума своего. И кто сможет уверовать в невидимое - тот блажен.
Всё возможно Богу: Он помогает верить в невидимое каждому, кто прилагает усилия в нахождении Его и приближении к Нему.

20:30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Иисус, оказывается, чудес совершил гораздо больше, чем записали евангелисты. Выбрались главные и разные по сути: исцеление, кормление, воскрешение, владение стихиями. Чтобы все они были понятны позже и в духовном значении, разъясняя суть условий жизни в миропорядке Бога.

Вообще в жизни, если разобраться, практически всё для нас кажется главным. Но из множества главного надо успеть научиться выбирать ТО главное, которое поможет становиться христианином по образу и подобию Божьему. На всё вообще главное - не хватит не только времени, но и жизни. Так же, как и на описание всех чудес Христа.

20:31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его
Бог побудил записать апостолов только те фрагменты из жизни Христа, которые важны человеку для познания Бога чрез Христа, для знакомства с Его намерениями и для уверования в то, что благодаря появлению Христа на земле и тому, что он пожертвовал собой - человечество имеет шанс жить вечно.

Е. Пустой гроб (20:1-9)

Евангелие от Иоанна заканчивается провозглашением победы Иисуса Христа над смертью (глава 20), за которым следует эпилог (глава 21). Каждый евангелист выделяет те или иные аспекты описываемых событий. Так у Иоанна при завершении повествования в сущности звучит его собственное свидетельство о том, как он поверил во Христа, убедившись в том, что гроб Его оказался на третий день пуст

Иоан. 20:1-2 . В первый же день недели (т. е. в воскресенье) Мария Магдалина (и, видимо, другие женщины, судя по не знаем, где положили Его в стихе 2) приходит ко гробу рано… Ее преданность Иисусу в жизни Его и в смерти родилась из глубокого чувства благодарности Ему за то, что освободил ее из оков сатаны.

Она стояла у креста, на котором Он умирал, и теперь первой пришла к Его гробу, т. е. к высеченной в скале пещере, куда положили тело Иисуса; по совершении погребения ко входу в нее был привален большой камень (Мар. 16:3-4), и на камень положена печать римского прокуратора Понтия Пилата (Матф. 27:65-66). Вот почему женщины пришли в изумление, увидев, что камень отвален, и убедившись, что гроб пуст Они побежали к Петру и к другому ученику, которого любил Иисус (сравните с 19:26), чтобы сообщить об этом. Видимо, они подумали, что во "гробе" побывали воры, опустошившие и осквернившие его.

Иоан. 20:3-9 . Петр и Иоанн тотчас пошли ко гробу. Иоанн опередил Петра и, прийдя первым, заглянул, наклонившись, в пещеру. Совсем пустой она не была, но все, что в ней было, это погребальные пелены. В гроб Иоанн, однако, не вошел, возможно, из боязни оскверниться. Но подошедший Петр вошел в пещеру и тоже увидел (точнее: "увидел, внимательно присмотревшись") одни пелены лежащие и головной платок… особо свитый на другом месте. Видимо, Петр какое-то время оставался внутри, пораженный тем, что предстало его взгляду.

Потом Иоанн тоже вошел в гроб и увидел и уверовал. (Заметим, что русскому "увидел", "видит", "увидел" в греческом тексте соответствуют три разных глагола, чем усиливается экспрессия этой сцены.) Петр же наверное рассуждал так: Почему грабители оставили пелены и плат в таком порядке? И зачем унесли они тело Иисуса?

Но Иоанн сразу сообразил, что отсутствие тела и положение погребальных пелен отнюдь не об ограблении свидетельствует. Он понял, что Иисус воскрес из мертвых и "вышел" из пелен, сбросив их с Себя. Камень же был отвален не для того, чтобы Ему "легче" было выйти из гроба, но во свидетельство ученикам дан всему миру о том, что гроб пуст и лежавший в нем воскрес.

Эти стихи в Евангелии от Иоанна (20:1-9) действительно звучат как впечатляющее свидетельство, убедительное и в психологическом и в историческом аспектах. Иоанн как бы попутно замечает (стих 9), что даже и после долгого пребывания с Иисусом ученики, слушавшие Его изо дня в день, все еще не уразумели, что и в Писании сказано о том, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых (Пс. 15:10-11; 109:1,4; Ис. 53:11-12).

Ж. Явление Иисуса Марии (20:10-18)

Иоан. 20:10-14 . Воскресший Иисус первой явился Марии Магдалине, из которой Он ранее изгнал семь бесов (Лук. 8:2). (Таблицу явлений Иисуса Христа в толковании на Матф. 28.) Итак, ученики… возвратились домой, а Мария осталась у гроба: она стояла… и плакала. Видимо, Иоанн был так потрясен, что ушел, не поделившись с ней тем, что Иисус воскрес. Плача, Мария наклонилась во гроб, и тут она увидела двух Ангелов… (Ангелы, являющиеся на страницах Библии людям, тоже имеют человеческий облик; обычно у них нет крыльев, ни сияния над головою. Хотя в некоторых видениях ангелы имеют крылья - например, Ис. 6, - чаще они выглядят, как люди.)

Охваченная печалью Мария не заметила в сидевших ничего необычного. Следуют их вопрос и ее ответ, которые служат прелюдией к величайшей в истории "сцене узнавания" (в Библии сравнимой разве что со сценой встречи Иосифа с его братьями - Быт. 45:1-3). Может быть, и потому, что менее всего ожидала увидеть Господа, Который вдруг возник за ее спиной, Мария, "обратившись", не узнала, что это Иисус. Весьма примечательно, что сначала Иисус явился не Пилату или Каиафе и даже не одному из своих учеников, а именно Марии, женщине.

Это может говорить и об избирательности Его любви, но одновременно удостоверяет историчность события. Никакой еврейский автор той поры не придумал бы истории, в которой первой свидетельницей столь важного события выступала бы женщина. Возможно, Иисус первой явился именно Марии, потому что она искала его настойчивее, чем другие. Она стояла у креста, когда Он умирал, и в то воскресное утро, едва дождавшись рассвета, пришла к Его гробу (20:1).

Иоан. 20:15-16 . Мария, даже разговаривая с Иисусом, все еще не узнавала Его. Некоторые предполагают в этой связи, что воскресший Иисус изменился внешне, другие же думают, что глаза Марии "были удержаны", как это произошло с учениками, шедшими в Еммаус (Лук. 24:16).

Иисус говорит ей: Мария! Как Пастырь Добрый, Он зовет Своих овец по имени (Иоан. 10:3), и "они знают голос Его" (10:4). Сразу же она узнала Иисуса. Из ее груди вырвался возглас: Раввуни! … Учитель!

Иоан. 20:17-18 . По-видимому, Мария, бросившись к Христу, хотела ухватиться за ноги Его. Но Он сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им… (Надо заметить, что это "не прикасайся" при более точном переводе прозвучало бы как "не хватайся за Меня" - в значении "не удерживай Меня".) В этих словах отражено начало новых взаимоотношений, нового "родства" и новой ответственности.

Иисус в сущности сказал следующее: ты хватаешься за Меня, боясь, что Я вновь исчезну как физическая реальность; но в дальнейшем Мое присутствие и не будет ощутимым и зримым, ибо с момента Моего вознесения к Отцу между Мной и вами начнутся новые взаимоотношения - посредством Святого Духа, Который станет действовать в Церкви…

Далее Иисус ставит Марию перед фактом нового родства, назвав своих учеников братьями своими. (Напомним, что ранее Он называл их "друзьями": "Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями"; 15:5.) То есть верующие в Иисуса Христа становятся членами семьи Его, Отец которой - Сам Бог (Евр. 2:11-12; Рим. 8:15-17,29; Гал. 3:26).

Новой ответственностью, возложенной на Марию, стало свидетельство о Его воскресении. Четырех особых благословений удостоилась эта женщина: она увидела Ангелов; она увидела воскресшего Иисуса; она была первой, увидевшей Его живым; и ей повелел Он возвестить эту Благую Весть Его "братьям". Той же ответственности удостоены в веках и все верующие во Христа - свидетельствовать о Нем миру (Матф. 28:16-20).

Слова Христа: восхожу к Отцу Моему… указывают на уникальность Его сыновства.

Мария возвестила ученикам, что видела Господа, однако, согласно Луке, они не поверили ни ей, ни другим женщинам: "И показались им слова их пустыми" (Лук. 24:11; сравните с Лук. 24:23).

З. Явление Иисуса Его ученикам (20:19-23)

Иоан. 20:19-20 . При задержании Иисуса ученики едва избежали той же участи. Но оставшись на свободе, они жили под непрестанным страхом мщения со стороны Иудеев (точнее - иудейских властей), а потому и собирались они тайно, под покровом ночи, за закрытыми дверями. (Насколько другими сделаются эти люди недель через семь, в день Пятидесятницы!) Итак, они собрались, заперев за собой двери, и вдруг среди них появился Иисус, появился, пройдя сквозь запертые двери (сравните со стихом 26)! Это свидетельствовало о новых свойствах Его воскресшего тела, которое, тем не менее, сохраняло "плотность" и явную "преемственность" по отношению к телу Его до распятия (стих 27).

Первые Его слова: мир вам! - соответствовали обычному еврейскому приветствию - шалом. Но теперь они заключали в себе более глубокий смысл, ибо Господь принес своим последователям мир в том его значении, какое находим в 14:27; 16:33; Рим. 5:1; Фил. 4:7).

Он показал ученикам пронзенные руки (и ноги) и ребра Свои, и они обрадовались (тогда как сначала, видимо, испугались - Лук. 24:37-41), увидевши Господа. Разительный переход от страха и уныния к радости!

Иоан. 20:21-23 . Затем Иисус вновь повторил апостолам об их назначении и подтвердил его: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (сравните с 17:18) - посылаю как Моих представителей, облеченных Моей властью - проповедовать, учить и творить чудеса (Матф. 28:16-20; Лук. 24:47-49). Для исполнения своего назначения, которому в новых условиях предстояло принять иные масштабы, ученики нуждались в новой духовной силе. И вот Иисус дунул и говорит им: примите Духа Святого. Самое действие Его и слова, произнесенные при этом, напоминают об акте творения, в результате которого Богом был создан Адам (Быт. 2:7).

Но сейчас, после воскресения, "дуновение" Господа знаменовало собой как бы новую ступень в процессе созидания - в том смысле, что Его ученикам предстояло вскоре стать новым "творением" (Еф. 2:8-10). Это принятие Духа Святого апостолами - в предвосхищение дня Пятидесятницы - нужно рассматривать как "даяние" им особого, но все же частичного и ограниченного (до дня Пятидесятницы) дара знания, понимания и силы.

Прощение грехов - это одно из главных благословений, полученных людьми в результате смерти Иисуса Христа. В нем - сущность Нового Завета (26:28; Иер. 31:34). Из книги Деяний Апостолов мы видим, что прощение грехов сопутствовало проповеди апостолов и было органической и наиболее замечательной частью ее. Эту привилегию "прощать грехи" на условиях, "продиктованных свыше", Христос даровал апостолам (и приемнице их - Церкви) во время первого Своего явления им. Понимать это надо в том смысле, что, если кто уверует в Иисуса Христа, то любой христианин вправе объявить такому человеку о прощении его грехов. И, напротив, отвергающему жертву Иисуса Христа - заявить, что грехи его на нем останутся.

И. Явление Иисуса Фоме (20:24-29)

Иоан. 20:24-29 . В Евангелии Иоанн прослеживает развитие неверия, которое своей кульминации достигает в распятии Иисуса Христа Его врагами. В то же время - на примере учеников Христа - Иоанн показывает нам развитие (рост) веры, которая в этой сцене достигает своего апогея в Фоме. Другие ученики говорили (в греческом тексте именно так) Фоме, что видели воскресшего Господа.

Но не убедили его. Ему нужны были зримые и осязаемые доказательства Его воскресения. И при повторном явлении Иисуса, восемь дней спустя, ему такие "доказательства" были представлены. Снова явился Иисус в комнате, в которой, заперев за собой двери, собрались ученики, и предложил Фоме осмотреть и "потрогать" Его, чтобы более не быть неверующим, но стать верующим.

Ответ Фомы: Господь мой и Бог мой! - не много имеет себе равных в Евангелии по эмоциональной силе. Вот, был человек сомневающийся, но, получив доказательство воскресения Христа, он от всего сердца провозгласил, что Галилеянин по имени Иисус есть Бог, пришедший на землю во плоти. Так апостол Фома стал "причастником" истин, возвещаемых в первой главе этого Евангелия (1:1, 14, 18). И теперь он с чистой совестью сам мог провозглашать их миру.

Воскресение Иисуса Христа а) продемонстрировало, что верным было Его предсказание о том, что Он восстанет из мертвых (Мар. 8:31; 9:9,31; 10:34; Иоан. 3:19); б) оно доказало, что Иисус - Сын Божий (Рим. 1:4) и послан был Богом ("Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе" - 1-Тим. 3:16); в) оно засвидетельствовало об успехе Его миссии по спасению человечества (Рим. 4:25); г) привело Иисуса к славе (1-Пет. 1:11); д) им Иисус провозглашен "Господом" (Деян. 2:36).

Здесь Христос произносит слова, в которые вложен смысл "на все времена": блаженны те, которые станут веровать в Него, "не опираясь" на видимые, "вещественные" доказательства, то есть те, которые будут веровать Благовестию и свидетельствам истинности Евангелия. Так что верующие наших дней, для которых Иисус - невидим, отнюдь не "обездолены" - ведь именно на них распространяется Его особое благословение: блаженны не видевшие и уверовавшие.

К. Цель написания книги (20:30-31)

Иоан. 20:30-31 . Иоанн объявляет, с какой целью написал это Евангелие: чтобы люди могли размышлять над богословским смыслом Иисусовых знамений (в греческом тексте не "чудеса", а "знамения" - семейа) и постигать его. В наше время многие просто не желают задуматься над значением того, что явил миру Иисус; другие отрицают факты, описанные в Евангелиях, а третьи пытаются найти им какое-то рационалистическое объяснение. В дни же Христа одни считали, что Он "подает знамения" силою Бога, а другие - что силою сатаны (3:2; 9:33; Матф. 12:24).

Игнорировать, отрицать или объяснять эти чудеса с материалистических позиций Его современникам было невозможно - слишком многочисленны, разнообразны и явны были эти чудеса-знамения. Иоанн знал обо всех них, описанных в синоптических Евангелиях: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей, - замечает он. Всего в четырех Евангелиях сообщается о 35 чудесах, совершенных Иисусом (Таблицу в Иоан. 2:1-11). Сам Иоанн "отобрал" семь из них - как повод к глубокому размышлению и с той целью, чтобы читающие уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий.

1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.

6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,

7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10 Итак ученики опять возвратились к себе.

11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,

12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

Мария Магдалина у гроба. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель!

17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.


Воскресший Христос является Марии Магдалине. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.


Явление Иисуса ученикам. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

, , , , , , , , , , ,

ГЛАВА 20

1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб .
6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
10 Итак ученики опять возвратились к себе.
11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!
17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома , где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.