Тимуровское движение: история возникновения, идеология и интересные факты. Тимуровское движение в городе пласте в годы великой отечественной войны

«Отечество - 2013»

Из истории детского движения

Городская научно-практическая туристско-краеведческая конференция «Отечество», посвященная 270-летию основания г. Оренбурга

Тимуровское и волонтёрское движение: черты сходства и различия


г. Оренбург

С одержание


Введение……………………………………………………………………

3

1.

Особенность тимуровского и волонтёрского движений: добровольчество ………………………………………………………......

4

2.

Тимуровское движение …………………………………………………...

7

3.

Волонтёрское движение…………………………………………..………

11

4.

Волонтёрское движение Оренбуржья……………………………………

14

5.

Результаты социологического опроса школьников…………………......

17

Заключение…………………………………………………………….......

19

Список использованных источников.……………………………………

20

Приложение………………………………………………………………..

21

Введение


Книгу А.П. Гайдара «Тимур и его команда» знают многие. Имя Тимур мы связываем сразу с «тимуровцами», то есть оно стало как бы нарицательным. А слово «команда» - синоним слову «друзья». Получается под названием книги «Тимур и его команда» подразумевается «тимуровцы, друзья».

О тимуровцах я узнал ещё в детстве. Смотрел художественный фильм «Тимур и его команда». А вот о волонтёрах я узнал совсем недавно, когда к нам в школу пришел выпускник нашей школы Байрамов Фариз. Именно он познакомил меня со своей деятельностью. Отряд волонтёров проводит различные акции, разрабатывает и реализует социальные проекты.

На «Первом форуме добровольцев» я узнал, что существует множество других подобных организаций. Там же я узнал о том, что начало волонтёрского движения уходит глубоко в историю. Именно поэтому мне и стала интересна эта тема.

Данная работа связана с изучением добровольческих организаций, а именно волонтёров и тимуровцев.

Цель работы: найти сходства и различия между этими движениями.

Объект исследования: тимуровское и волонтерское движение.

Предмет исследования: роль тимуровского и волонтерского движений в общественной жизни.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

Определить характер тимуровского и волонтерского движений;

Изучить исторические аспекты развития тимуровского и волонтерского движений;

Провести социологический опрос учащихся;

Провести анализ результатов социологического опроса;

1. Особенность тимуровского и волонтёрского движений: добровольчество

Добровольничество основано на вовлечении различных слоев населения в процессы решения социальных проблем. Но часто возникает вопрос: добровольчество – это новое или хорошо забытое старое?

Термин «добровольчество» в современном его понимании или, тем более, «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов XX века. До этого времени «добровольцами», в первую очередь, называли людей, которые в военное время, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли защищать свою страну. Так было и в первую мировую войну, и в Великую Отечественную. Практика многопланового толкования этого термина существовала и за рубежом. В Италии безвозмездная социальная помощь называется «социальным волонтерством».

И в нашей стране в советское время была масса людей, которые добровольцами ехали на целину, на строительство БАМа.

Сегодня мы вкладываем в термин «добровольчество» нечто другое. Существует Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 7 июля 1995 г. Но законодатель ограничил круг деятельности, которую можно отнести к благотворительной, а также и круг организаций, называемых благотворительными. Но добровольческую активность трудно ограничить. Очень широк круг работ, выполняемых добровольцами, организаций, которые привлекают к работе добровольцев, поэтому правильнее будет звучать следующее определение.

Доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем.

Но для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к более глубокой истории нашей страны. Здесь также нет четкой терминологии, но налицо добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, чему в российской истории есть множество примеров.

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.

Случается, что термин «доброволец» оказывается связанным с другими реалиями нашей жизни. В декабре 1996 г. на Новосибирском радио был проведен прямой эфир. Передача называлась «Почему люди работают бесплатно?». Название передачи некоторыми радиослушателями было связано с многомесячными задержками выплаты заработной платы. Люди звонили и говорили о своем тяжелом положении, требовали призвать к ответу директоров предприятий и правительство. Многие в возникшей дискуссии называли себя добровольцами. Их аргумент был следующий: «Мы работаем и не получаем за это оплату, следовательно, мы - добровольцы». Но можно ли людей, которым задерживают заработную плату, называть добровольцами? Я уверен, что нет.

Отличительной особенностью добровольца является то, что, выполняя ту или иную работу, он осознанно идет на полное отсутствие денежного вознаграждения или же соглашается на значительно заниженную оплату своего труда, имея при этом реальную возможность за свои услуги в это же время получить более высокий заработок. Согласились бы люди, звонившие во время радиопередачи, работать бесплатно, отказавшись даже от надежды получить причитающиеся им деньги в будущем? Вероятно, нет. Задержки выплаты заработной платы - очень тяжелая проблема, но с добровольчеством у нее ничего общего нет.

Сегодня добровольчество продолжает оставаться в обществе сравнительно новой идеей, воспринимаемой неоднозначно. Одни воспринимают как стартовую площадку, другим оно кажется непонятным и, следовательно, не очень нужным.


  1. Тимуровское движение

Тимуровское движение - массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло оно в СССР в начале 40-х гг. ХХ века под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Тимуровское движение - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов.

Освободительная борьба советского народа против фашизма явилась мощным стимулом развития тимуровского движения, возникшего ещё в мирное время. «День рождения» этого изумительного по своей природе и направленности движения вполне определенно датируется временем появления на экранах страны в 1940 году кинокартины «Тимур и его команда» (сценарий А. Гайдара, постановка режиссера А. Разумного). Исключительная популярность фильма заключалась в том, что фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей - быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. Фильм раскрыл детям романтику их простых дел, заставил всмотреться в окружающую жизнь, быть чуткими и внимательными. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 миллионов человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам.

Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. В одной лишь Челябинской области в 1942-1943 учебном году 3138 тимуровских команд, объединявших 28 тысяч учащихся, помогали свыше 15 тысячам семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тысячи тимуровских команд ремонтировали квартиры семье фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тысяч школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Тимуровцы провели также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941-1942 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. В августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

Размах тимуровского движения, полнокровность содержания работы обеспечивались постоянным вниманием, заботой и повседневным руководством местных партийных и комсомольских организаций. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тысяч пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941-1942 учебном году только в 17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3818 ребят. В 1943-1944 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тысяч школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тысяч тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тысяч теплых вещей, 6 тысяч индивидуальных посылок.

Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность Коммунистической партии и Советского правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходили традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артеке состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития тимуровского движения. Даже в настоящее время в некоторых регионах нашей страны сохранились тимуровские отряды, в которых ребята хотят помогать людям.


  1. Волонтёрское движение

Слово «волонтер» произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius и в дословном переводе означает доброволец, желающий.

Волонтерское движение можно разделить на 4 вида деятельности:

1. Военное волонтёрство.

2. Трудовое волонтёрство.

3. Миссионерское волонтёрство.

4. Общественное волонтёрство.

В данной работе я рассматриваю общественное волонтёрство.

В последние два года в российском волонтерском движении произошли изменения в направлении деятельности волонтеров. Сейчас большинство волонтерских движений делится на три группы:

первая (самая многочисленная) – профилактическая работа по борьбе с ВИЧ/СПИДом, заболеваниями, передающимися половым путем;

третья (новое направление) – просветительская деятельность, направленная на формирование культуры здорового образа жизни, работа проводится с теми категориями населения, которых волонтеры могут заинтересовать и способствовать формированию у них культуры здорового образа жизни. Волонтерское движение уходит корнями глубоко в историю. Еще английский гуманист и писатель Томас Мор, пытаясь определить суть идеальных взаимоотношений личности и общества, подчеркивал их неразрывную связь и ее добровольный характер: «Эти двое – общество и индивид - неразрывны. У вас не может быть подлинного общества, если оно не состоит из истинных индивидуумов, и вы не можете быть индивидуумом, если вы не вовлечены свободно глубочайшим образом в дела общества».

Словарь Вебстера дает такое определение волонтерству: «Добровольное (на основе собственного побуждения) участие в каком-то действии или системе».

Историю волонтерского движения довольно трудно проследить, поскольку ранее точно никто не фиксировал действия такого рода. Но сама история человечества указывает на то, что не одному обществу были не чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство - понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором им довелось родиться и жить.

Добровольческая помощь может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности и т.д.

В некоторых государствах система волонтерства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий. Например, в Великобритании такой способ комплектования армии оставался до 1961 года.

В России волонтерство связывают не просто с добровольной бесплатной работой в интересной области, но с жертвенным бескорыстным служением немощным, больным, неимущим.

В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая. Никакого закона о добровольческом труде не было. Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России приобрело конкретную форму только в 90-е годы одновременно с зарождением так называемого третьего сектора, который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. 7 июля 1995 года появился закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который дает определение волонтера: «Волонтеры – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

4. Волонтерское движение Оренбуржья

Большинство волонтеров России - в Оренбуржье.

В 2012 году областной молодежной общественной организацией «Союз оренбургских студентов» был проведен ряд мероприятий, основными показателями которых стала поддержка молодежных советов, как на предприятии, так и в учебных заведениях в области.

В рамках содействия студенческой молодежи были проведены молодежные образовательные лагеря «Активация», «Первый шаг», «Лагерь-сбор для руководителей молодежных общественных объединений», а для развития творческого потенциала фестивали «Любимая песня» и «На Николаевской». Для работающей молодежи были проведены III областной образовательно-туристический слет работающей молодежи, ряд тренингов на развитие личностного роста, профессиональной коммуникабельности и творческого потенциала.

Завершающем мероприятием стало участие Оренбургской области в XII Всероссийском Фестивале творчества и спорта работающей молодежи «ЮНОСТЬ», на котором делегация области получила Гран-при фестиваля и 1 места в творческих и спортивных направлениях фестиваля.

Кроме того, Оренбургская область занимает 1 место в рейтинге регионов Российской Федерации по развитию добровольческого движения и объединяет 35 429 волонтера.

Ярким примером является работа волонтёров в Реабилитационном клубе «Радуга» Оренбургской клинической психиатрической больнице № 1 и в клубе «Эдельвейс» Областного психотерапевтического центра ОКПБ № 2. Волонтёры способствуют активному вовлечению в социум больных, особенно утративших социальные связи.

При более частом взаимодействии студенты получают и закрепляют навык установления контакта, ведения беседы с душевнобольным, раскрытия его внутренней картины болезни. Последующее обсуждение в группе волонтёров под руководством специалиста способствует не только закреплению знаний полученных по учебной программе, но и расширению понимания психологического состояния пациента. Опытные волонтёры проводят занятия с вновь пришедшими студентами-волонтёрами, тем самым, передавая собственные навыки, формируя преемственность клубной работы и систематизируя собственные знания («уча - учимся»).

В реабилитационном клубе существует 7 кружков пациентов, пять из которых ведут студенты-волонтёры с опытом групповой досуговой работы с пациентами от 1 до 4 лет.

Кроме внутрибольничной работы, волонтёры вместе с пациентами участвуют в мероприятиях, проводимых за пределами больницы. Здесь их роль особенно велика, так как любой выход из привычных условий является для пациентов стрессовой ситуацией. Волонтёры помогают пациентам подготовиться, заранее обсуждают с ними возможные трудные ситуации, а затем сопровождают их и поддерживают. Ярким примером подобного сотрудничества явилась городская спартакиада для инвалидов. Пациенты больницы, при поддержке волонтёров, активно участвовали в спортивных соревнованиях и завоевали пять призовых мест.

Во время встреч пациент и волонтёры вместе посещали магазины, рынки, делали покупки, оплачивали коммунальные услуги, ходили в кино, в театры, музеи, гуляли, общались с другими людьми. Отношения с добровольцами являлись образцом, по которому пациенты в дальнейшем могли реконструировать социальные и практические навыки, необходимые члену сообщества (например, умение договариваться о встречах, налаживать контакты, планировать какую либо деятельность, посещать общественные учреждения, самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя).

Подводя итоги опыта волонтёрского движения в Оренбургской области необходимо отметить значительную пользу, как для пациентов, так и для самих студентов-волонтёров, а именно:

1) в процессе волонтёрской деятельности студенты определяются с выбором своей будущей профессии, приобретая первые навыки работы с душевнобольными уже со студенческой скамьи, тем самым решается проблема пополнения психиатрической службы молодыми кадрами;

2) несмотря на то, что волонтёрство в психиатрии в России - относительно новый вид психосоциальной помощи, развитие этого движения является одной из основных составляющих формирования «психиатрии с опорой на сообщество»;

3) активное участие волонтёров создаёт возможность применения новых прогрессивных форм и методов психосоциальной работы, которые осваивают студенты;

4) происходит расширение социальных связей пациентов через возможность организации их досуга, улучшается социальное функционирование и качество жизни больных;

5) снижается уровень самостигматизации пациентов, а поскольку волонтёры несут психиатрическую культуру в общество, то они тем самым способствуют снижению стигматизации психиатрии в социуме в целом;

6) улучшается компетентность пациентов к различным формам психосоциальной реабилитации, в результате чего, повышается эффективность лечения.

Следует отметить, что в июне 2010 на базе Областного психотерапевтического центра ОКПБ № 2 (заведующий д.м.н. Бабин С.М.) состоялось учредительное заседание Общественного Совета по психическому здоровью Оренбургской области, который призван объединить усилия общественных организаций нашего региона, работающих в области психического здоровья. Одной из приоритетных задач Совета и является активная поддержка развития волонтёрского движения в психиатрии.


  1. Результаты социологического опроса школьников

В ходе работы был проведён опрос учащихся 9-11 классов нашей школы. В опросе принимало участие 43 человека. Вопросы были следующими:

Слышали вы о тимуровском движении?

Чем, по вашему мнению, занимались тимуровцы?

Слышали ли вы о волонтёрском движении?

Чем, по вашему мнению, занимаются волонтёры?

Как вы думаете, тимуровцы и волонтёры - это одно и то же?

Считаете ли вы понятие «тимуровцы» устаревшим?

Какими качествами должен обладать волонтёр?

Цель данного опроса - узнать, что думают о тимуровском и волонтёрском движении ученики и знакомы ли они с этими понятиями вообще.

Проводя социологический опрос, мне хотелось узнать, какими качествами, по мнению моих сверстников, должен обладать волонтёр. После опроса учеников, у меня получились следующие результаты. Самым важным качеством волонтёра оказалось трудолюбие. Также немаловажными качествами оказались доброта, милосердие, жалость, отзывчивость, понимание, добросовестность, общительность, бескорыстность, благородство, щедрость, ответственность. Ребята решили, что такие качества, как сочувствие, ум, честность, целеустремлённость и патриотизм тоже не помешали бы волонтёру. И лишь единицы считают, что волонтеру свойственны раскованность, терпеливость, самостоятельность, искренность, пунктуальность, чувство юмора, идейность и сила воли. К сожалению, среди качеств волонтёров лишь небольшое количество ребят назвали сочувствие. На мой взгляд, большая часть опрошенных ребят нашей школы не смогут помогать тяжелобольным или инвалидам.

Результаты показали, что только 21% опрошенных имеют понятие о волонтёрах, в то время как 70% имеют понятие о тимуровском движении. Стоит отметить, что многие знают о тимуровцах из книжки Гайдара.

Самый распространённый ответ на вопрос «Чем занимаются тимуровцы?» был «помогают людям и переводят бабушек через дорогу». К сожалению, многие не знают, чем занимаются волонтёры. Среди ответов на вопрос «Чем занимаются волонтёры?» были такие ответы: «Может быть, защищают природу» и «Ездят по разным странам или по России, помогают собирать урожай, например. За это бесплатно отдыхают». Действительно, существуют такие люди и их тоже называют волонтёрами.

На вопрос «Тимуровцы и волонтёры это одно и то же?» 72% ответили отрицательно. 5% опрошенных считают, что понятия «волонтёры» и «тимуровцы» значат одно и то же. А 23% не знают, похожи ли эти движения или нет. Возможно, это связано с тем, что ученики незнакомы с особенностями каждого из движений.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что немного ребят в нашей школе знакомы с тимуровским, а особенно, волонтёрским движением. Именно поэтому, я планирую познакомить ребят нашей школы с основными направлениями деятельности тимуровского и волонтёрского движений.

Заключение

Изучив историю, направления деятельности и проведя опрос среди школьников, я сделал вывод, что понятия тимуровцы и волонтёры различны, хотя направления их деятельности иногда совпадают. Волонтёрское движение не является продолжением тимуровского движения, каждое из этих движений имеет свою собственную историю.

Подводя итоги, хотелось бы указать сходство волонтёрского и тимуровского движения.

1. Деятельность этих движений направлена на оказание помощи, которая носит общественный характер.

2. Помощь оказывается людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: пожилым, детям, больным и др.

3. Дух романтизма пронизывает оба эти движения.

В наше время тимуровское движение не столь широко распространено, как в 40-70 годы прошлого столетия. Волонтерское движение развивалось и развивается в настоящее время в разных странах мира.

Список использованных источников
Литературные источники

1. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. 2-е изд. - Новосибирск: «Ин-кварто», 2002. - 98 с.

2. Ухъянкин С. П. Пионеры-тимуровцы. - Москва, 1961.

3. Камов Б. К. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар).- М.: Молодая гвардия, 1971. - 415 с.

4. Фурин С. А., Симонова Л. С. Юным тимуровцам. - Москва, 1975.

5. Школьный французско-русский и русско-французский словарь.

Материалы Интернет-сайтов

6. www.webster.ru -- Электронный английский толковый словарь

7. www.kdm56.ru – молодежный информационный портал Оренбургской области

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Сбор информации

Встреча с волонтером Байрамовым Фаризом

Приложение 4

Социологический опрос учащихся школы

"Взялся сделать — сделай хорошо", — говорил главный герой повести "Тимур и его команда". Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о мальчике, тайно помогающем семьям солдат и офицеров, вызвала невероятный резонанс. Так в Советском Союзе появилось первое добровольческое движение — тимуровцы.

Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции.

Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Порой волонтерство приобретало добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на бескорыстную помощь, альтруизм.

Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.

© РИА Новости Репродукция иллюстрации к книге Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

© РИА Новости

С чего все начиналось

В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть "Тимур и его команда" про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт.

Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.

Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.

Затем такие отряды возникли по всей стране. Причем порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.

Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.

Расцвет, угасание и возрождение

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев.

После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.

Добровольчество возродилось лишь в период оттепели — в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.

Выход на новый уровень

В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.

В 1970-х при редакции журнала "Пионер" был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере "Артек" состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.

Более того, оно вышло за пределы СССР — отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Развал Советского Союза логично привел к ликвидации практически всех советских начинаний, не исключая тимуровского движения.

Однако желание помогать невозможно искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны.

Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.

Быть или не быть

"Это была, с одной стороны, игра, с другой — мы чувствовали себя причастными к чему-то очень важному и взрослому", — вспоминает бывший тимуровец Евгений.

По его словам, молодежные движения и объединения развивают в подростках уважение к пожилым людям. К тому же вырабатывается ответственность: ты берешь деньги у людей, если идешь в магазин или аптеку, покупаешь именно то, что нужно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее хобби. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение.

Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. Напомню, что, по книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать и в современных условиях, поддерживать его, развивать", — отмечает психолог Алиса Курамшина.

По ее словам, если вменять помощь ближнему в обязанности каждому школьнику, то стоит делать это очень аккуратно, мягко, выдавать как норму жизни, без которой человек не может считаться полноценным гражданином, членом общества.

"Соблюдая эти условия, можно надеяться на то, что ответственность и забота о людях будут прививаться. Еще лучше будет результат, если к этому привлекать не только школьников, но и их семьи", — считает психолог.

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

* * *

Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.

Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.

Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства
О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.

В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. «Конспирация» и «тайные планы» осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.

Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.

И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

За полгода активной деятельности отряд завоевал безукоризненную репутацию. И тогда власти выделили им пустующую комнату, в которой расположился штаб. Сюда тримуровцы, да и местные жители, несли подарки для солдат на фронте и для госпиталей: вязаные носки, безрукавки, шарфы, шапки, варежки.

Интересно и то, что в шахтах близ города Пласта добывали золото, за которое мы, СССР, покупали у Америки и Британии военную технику и продукты. Основную работу по добыче делали шахтёры, но если вдруг отключали свет (а происходило такое частенько) сотрудники звали на помощь тимуровцев. Мальчишки спускались под землю и вместе со взрослыми поднимали на поверхность тяжелый груз.

Ещё одно дело, которое им доверяли – они заползали в отвалы и отбирали из уже отработанных пород то, что пропустили шахтёры.

Несмотря на такую занятость, дети всё-таки ходили в школу. Их ратный труд не остался незамеченным – об отряде городка Пласт не раз писали в советских газетах. А сегодня упоминание об этой тимуровской команде можно найти в энциклопедии Великой Отечественной войны.

В 1942 году педагогическая общественность заволновалась: тимуровские команды начали подменять, вытеснять пионерские организации. Всплыл факт о том, что в столице была расформирована пионерская организация. Комсомольцы испугались и начали активную работу по слиянию пионеров и тимуровцев. В финале взяли тимуровцев под свой контроль. Были здесь и свои плюсы, и минусы. Рассуждать об этом можно долго. Но суть в том, что теперь тимуровцы потеряли свободу выбора, их перевели в категорию дополнительной формы работы пионерской организации. И некоторые исследователи считают, что в 60-70-х движение умерло.

Я не историк. Родилась в 1979 году. И детство мое пришлось на вторую половину восьмидесятых. В памяти остались длинные очереди, талоны, кусковой сахар вместо конфет. Но ещё я помню, как входила в школьную тимуровскую команду ПГТ Сарата Одесской области.
Мы носили бабушкам воду, убирали в квартирах у инвалидов, помогали в огородах и играли с чужими детьми. Я не помню, чтобы все это я делала из-под палки. Наоборот – гордилась тем, что смогла принести своей стране пользу и сделать для кого-то что-то хорошее. Так думали и мои школьные друзья. Так нас воспитывали.

Поэтому разговоры о том, что в последние годы СССР тимуровское движение себя изжило, считаю нечестными.
Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Отряды есть при школах, и при спортивных клубах. Но всё-таки это немного другое. Потому что новое время рождает новых кумиров. И это неизбежно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общие хобби. Так уж они, вернее, мы с вами, люди, устроены. А вот что это за группы, и что это за увлечения, определяет время. Вернее, те взрослые, которые это время, эту историю делают сегодня. К примеру, во время войны в СССР были тимуровцы, чуть позже – мальчишки сбегали покорять Север, строить БАМ, осваивать целину. В 70-х были хиппи, в 90-х махровым цветом расцвело движение скинхедов.

Сейчас возрождаются поисковые отряды, патриотические движения, спортклубы, говорят, кое-где есть и новые тимуровцы. Навряд ли они смогут быть реальной альтернативой «тем самым» тимуровцам, но хорошо уже то, что они есть. Сейчас тема любви к Родине, к России выходит на первый план и это дает нам надежду на то, что в недалеком будущем мы увидим новое поколение. И оно будет лучше, чем мы…

Светлана Хлыстун

Борисенкова Екатерина, Ким Артем

Большими историческими событиями богато прошлое страны. И Южный Урал – наш родной край всегда был в центре этих событий. Одним из таких важных периодов является Тимуровское движение 1941-1945гг. В год 70 – летия Победы широко транслируется информация о событиях этого периода: о победах и поражениях, о простых солдатах и офицерах, о первом Параде Победы, о первом салюте в честь Победы над фашистской Германией. А знают ли ученики нашей школы о таком факте в годы Великой Отечественной войны, как Тимуровском движение? Мы обратились к ним с несколькими вопросами: Где оно было организовано? С какой целью? Кто был его создателем, организатором? Какую помощь и кому оказывали тимуровцы? Хорошо, что 90% опрошенных предположили, что такие отряды были и, конечно, помогали в госпиталях и выполняли другую посильную работу (собирали дрова, занимались с малышами, учились….). Но о тимуровском отряде в городе Пласте нашей области, к сожалению, ничего не знают. И поэтому мы поставили перед собою цель: узнать историю становления и развития Тимуровского движения в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать материалы о Тимуровском движении в годы Великой Отечественной войны, посетив городскую библиотеку им А.С.Пушкина, ЧОУНПБ

2. Принять участие в экскурсионной поездке в г. Пласт:

· посетить Пластовский районный историко-краеведческий музей,

· встретиться с участницей тимуровского движения, живущей в г. Пласте,

· просмотреть фильм по данной тематике, снятый с участием членов данной тимуровской команды.

3. Провести опрос среди учеников нашей школы и выяснить, что знают они об истории возникновения и развит ия Тимуровского движении вообще и в частности на Урале (городе Пласте)

4. Создать в литературно-краеведческом музее «Кораблик» сменную экспозицию «Тимуровское движение в годы Великой Отечественной войны в г Пласте»: познакомить с данной темой учащихся 7-х классов, провести викторину и подарить буклет лучшему знатоку этой темы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап областной конференции

исследовательских работ обучающихся «Отечество»

Тимуровское движение

в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

Направление Всероссийской программы «Отечество»

«Историческое краеведение»

город Челябинск

2016 год

Введение

стр.3

Основная часть

Глава 1

История Тимуровского движения

стр.4

1.1.Возникновение тимуровского движения

стр.4

стр.5

Глава 2.

Тимуровская команда в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

стр.6

2. 1. Организация команды бабы Шуры

стр.6

2.2.Мероприятия тимуровской команды

стр.8

стр.10

  1. Благодарности

стр.12

Заключение

стр.13

Список литературы

стр.14

Приложения

стр.15

Введение

Большими историческими событиями богато прошлое страны. И Южный Урал – наш родной край всегда был в центре этих событий. Одним из таких важных периодов является Тимуровское движение 1941-1945гг. В год 70 – летия Победы широко транслируется информация о событиях этого периода: о победах и поражениях, о простых солдатах и офицерах, о первом Параде Победы, о первом салюте в честь Победы над фашистской Германией. А знают ли ученики нашей школы о таком факте в годы Великой Отечественной войны, как Тимуровском движение? Мы обратились к ним с несколькими вопросами: Где оно было организовано? С какой целью? Кто был его создателем, организатором? Какую помощь и кому оказывали тимуровцы? Хорошо, что 90% опрошенных предположили, что такие отряды были и, конечно, помогали в госпиталях и выполняли другую посильную работу (собирали дрова, занимались с малышами, учились….). Но о тимуровском отряде в городе Пласте нашей области, к сожалению, ничего не знают. И поэтому мы поставили перед собою цель: узнать историю становления и развития Тимуровского движения в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать материалы о Тимуровском движении в годы Великой Отечественной войны, посетив городскую библиотеку им А.С.Пушкина, ЧОУНПБ
  2. Принять участие в экскурсионной поездке в г. Пласт:
  • посетить Пластовский районный историко-краеведческий музей,
  • встретиться с участницей тимуровского движения, живущей в г. Пласте,
  • просмотреть фильм по данной тематике, снятый с участием членов данной тимуровской команды.
  1. Провести опрос среди учеников нашей школы и выяснить, что знают они об истории возникновения и развития Тимуровского движении вообще и в частности на Урале (городе Пласте)
  2. Создать в литературно-краеведческом музее «Кораблик» сменную экспозицию «Тимуровское движение в годы Великой Отечественной войны в г Пласте»: познакомить с данной темой учащихся 7-х классов, провести викторину и подарить буклет лучшему знатоку этой темы

Источники : письменные (периодическая печать, краеведческая литература), изобразительные, техногенные, устные.

Объект исследования : тимуровское движение, предмет исследования : тимуровская команда бабы Шуры в г. Пласт.

Методы исследования : сравнительно-сопоставительный анализ статей, краеведческой литературы, их обобщение, наблюдение, работа с иллюстрациями, социологический опрос, посещение краеведческого музея тимуровского движения г. Пласт

Гипотеза : сведения о Тимуровском движении в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны сохранены, и сегодня уточняются, пропагандируются.

Научная новизна работы определяется выбором метода получения информации, а именно совершением экскурсионной поездки в г. Пласт: посещение Пластовского районного историко-краеведческого музея, в котором есть экспозиция по данной теме и встреча с участницей тимуровского движения в годы в годы военного времени 1941- 1945 годов, штаб команды бабы Шуры, школу, где учились тимуровцы.

Практическая значимость данной работы состоит, во- первых, в применении собранных и систематизированных материалов по данной теме для краеведов, педагогов города, а так же тех, кто интересуется тимуровским движением в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, работа может быть использована на уроках краеведения и на уроках истории в качестве регионального компонента.

Несомненно, критики XXI века откликнулись на события далёкой давности, теперь уже 70-летней. Практически к каждому юбилейному году появлялись в печати новые исследования, статьи, заметки, их жизненного и творческого пути. Наиболее известным, заметным событием в изучение истории Южного Урала является книга «Огоньки в проулках» написанная тимуровкой Ириной Захаровой. Автор отмечает, насколько трудной, но интересной и насыщенной была работа в те годы.

Глава 1. 1.1. Возникновение тимуровского движения

Тимуровец - понятие из советский времён, обозначающее пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо людей, социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда, написанной в 1940 году, герой которой Тимур организовал отряд ребят, тайно помогавших семьям фронтовиков, пожилым или больным людям . После появления этой книги стало зарождаться тимуровское движение. Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской области- в городе, где Аркадий Петрович Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе №2, а 1940 году. Состояла она из 6 тимуровцев: Анны Васильевной Калининой, Владимира Ивановича Дуженкова и др. . (Приложение 1)

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллионов тимуровцев они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960 –е г.г. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовало открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Канаве организованно библиотека – музей имени Гайдара в начале 1970 –х годов был создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер». (Приложение 1)

Традиции тимуровского движения нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых. Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях стран социалистического содружества.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов, а еще в настоящее время набирает обороты волонтёрское движение.

1.2. Развитие Тимуровского движения в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов быстро шло быстрыми темпами: тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства, только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллионов тимуровцев.

Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов. К 1943 году в Челябинской области действовали уже 3133 тимуровские команды, которые объединяли 28 тысяч учащихся. Они обслуживали 15 тысяч семей фронтовиков.

В годы Великой Отечественной войны тимуровское движение росло и ширилось буквально с каждым днем. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующее, побуждало их к благородным патриотическим поступкам.

Тимуровцы ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Они дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям освобожденных районов, собирали и отправляли им литературу, учебники и учебные пособия, подарки.

В августе 1943 года из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось.

О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах, журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев шествовали над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

Глава 2. Тимуровская команда в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

2.1. Организация команды бабы Шуры

В первый же год войны в городе появились эвакуированные москвичи. И однажды в школу пришла немолодая, но очень энергичная женщина. Звали ее баба Шура Рычкова. Она была эвакуирована на Урал из Москвы вместе с семьей сына. Она казалась на удивление крепкой, моложавой, деятельной и справедливой.

Впрочем, многие ребята, известные в школе как «неисправимые», вступив в тимуровскую команду, под влиянием Александры Петровны Рычковой сами исправлялись и становились прекрасными общественниками и хорошими учениками. Тимуровский же отряд бабы Шуры начался с трёх её внучек, к которым потом присоединились другие. Баба Шура возглавила команду, каждое утро раздавала задания. Сначала в отряде было 20 человек. К 1 марта 1943 года тимуровская команда насчитывала 135 пионеров, большинство из которых учились в школе на хорошо и отлично, неуспевающих учеников не было вообще! И это было непременным условием самой бабы Шуры: «Двоечникам не место в отряде!» Ребята, которых она быстро «сколотила» в тимуровскую команду, очень ей доверяли и подчинялись беспрекословно». Баба Шура была с нами строгой, – вспоминает тимуровка, – но очень справедливой».
В команде бабы Шуры было несколько капитанов команды т.к. многие семьи переезжали. Первым капитаном команды была Рита Луканина, вторым - Назифа Идельбаева, а третьим - Инна Филипп (Приложение 2)

История самой этой женщины поразительна. Она родилась в крестьянской семье - была двенадцатым ребёнком. Так как земельный надел давали только на мальчиков, от дочерей нередко пытались избавиться - и Шуру подбросили на рынок. Но она выжила, даже участвовала в Гражданской войне - была пулемётчицей в армии Будённого. К началу Великой Отечественной войны ей уже было 72 года.

Еще один замечательный факт в биографии бабы Шуры. Как и многие другие женщины военного времени, она «усыновила» солдата, с которым у нее завязалась сердечная переписка. Ее названым сыном стал Петр Трушко, следы которого после войны, к сожалению, затерялись, но письмо его сохранилось в областном госархиве. Вот фрагмент из него: «7 июня 1943 года. Здравствуй, дорогая мамочка! Спешу уведомить вас в том, что ваш сын Петр жив и здоров! Дорогая мамаша, я ваше письмо получил, за что и сердечно благодарю, за вашу заботу обо мне и за приглашение вернуться с победой к вам домой. Да, мама, у меня этот день был самым счастливым днем в моей фронтовой жизни. Ведь я как вновь уродился на свет, теперь у меня есть мать, которой я должен гордиться. Я не одинок, я опять получил письмо с таким ласковым словом, как родной сынок. Я этих искренних материнских слов не слыхал уже 23 года - с тех пор, как похоронил свою старушку-мать. Я думал, что уже никогда не услышу материнской ласки, но я ошибся, ведь вся русская земля является моей матерью, и каждая русская старушка является матерью русского воина, который защищает родину-мать. Дорогая мамаша! Мы ваше письмо читали всем взводом. Когда я получил ваше письмо, то мое сердце радовалось, а глаза мои плакали от радости и от гордости...»

По данным музея, в г. Пласте проживают бывшие тимуровцы Клара Николаевна Коптягина, Елена Константиновна Поносова, Вячеслав Константинович Поносов, Наяда Константиновна Поносова, Воля Федоровна Киселева. В Верхней Кабанке Галине Григорьева Григоренко, в Чебаркуле Леонид Михайлович Черняев, в Челябинске Нина Ивановна Южанина, в Набережных Челнах Нина Квасова. Возможно, список неполный, и поговорить сейчас можно только с нескольким тимуровцами в силу их возраста и слабого здоровья.

2.2. Мероприятия тимуровцев

В декабре 1941 года на областном слете тимуровских команд Александра Рычкова говорила: «Мои ребята умеют делать и делают все. Они косят, пилят, умеют починить крышу, лестницу, грабли, наточить косу, сплести лапти, лукошко, замесить глину и заштукатурить стену. Они сами берутся за любую работу. Дети учатся друг у друга, учатся у взрослых и с полной ответственностью относятся к делу».

Баба Шура умела убеждать, увлекать своим энтузиазмом и темпераментом! «И так страстно и зажигательно говорила, что даже мурашки по коже бежали», - вспоминала одна из тимуровок. Ребята в «команде бабы Шуры» не только взяли на себя обязательство учиться лишь на отлично, но и помогали раненым в госпиталях, даже работали в шахтах Пласта - толкали вагонетки.

В феврале 1942 года команде выделили помещение под штаб. Теперь было куда приносить собранные ребятами теплые вещи для фронта. Там же собирались посылки и комплектовались подарки раненым бойцам трех ближайших госпиталей - вышитые девочками кисеты, вязаные носки и варежки. Такие задания, как сбор металлолома для строительства танков и самолетов, сбор лекарственных трав и выращивание овощей, касались каждого тимуровца. (Приложение 3)

На нескольких шахтах в Пласте добывалось золото, которое шло на покупку в Англии и США самолетов, танков, продовольствия. Когда в шахтах отключали электроэнергию, мальчишки из тимуровской команды спускались в забои и наравне со взрослыми толкали к выходу на поверхность тяжелые, груженные рудой вагонетки.

Тимуровцы активно участвовали в «собиранках» - ползая по отвалам, нужно было отобрать из пустой породы руду с прожилками медного колчедана. Приходилось ребятам работать и в поле - в жару и непогоду они пололи и окучивали посадки на отведенных им десяти гектарах земли, помогали сельчанам на колхозных полях. Не забывали тимуровцы заботиться и о семьях 309 фронтовиков: носили им воду, пилили и кололи дрова, ухаживали за больными, нянчились с малышами, стирали белье и делали уборку в домах. При этом голодные, постоянно уставшие дети не бросали школу.

Каждую неделю тимуровцы проводили собрания. Сын бабы Шуры работал заведующим «Золотопродснабом» и разрешал ребятам собираться у себя в красном уголке. Каждый должен был встать и отчитаться перед товарищами, что он успел сделать за неделю. А баба Шура направляла и подсказывала. Каждому тимуровцу «давали» по улице. Он должен был пройти по домам и узнать, кому какая помощь нужна: напилить и наколоть дрова, натаскать воды из колодца, помочь в уходе за скотиной (тогда почти у всех было домашнее подворье), посидеть с детьми, убраться в доме.

Помогали тимуровцы не только горожанам, помогали и фронту. Совершая обходы по закрепленным улицам, они обращались ко всем, кто мог, чтобы связали для фронтовиков хотя бы по паре теплых носков и двупалых перчаток, чтобы в них можно было и стрелять, и снаряды подтаскивать. И люди охотно откликались.

Организовывали и денежную лотерею. Тот же сын бабы Шуры выделял ребятам небольшие суммы. Они приобретали на них нехитрые канцелярские товары и разыгрывали их в лотерею. Вырученные таким образом средства также шли в общую копилку для фронта.

В тыловых областях и республиках не было такого госпиталя, где бы ни побывали тимуровцы. Они дарили раненым свои рисунки, предметы рукоделия, чинили им белье, помогали писать письма, давали концерты художественной самодеятельности. Летом ребята приносили своим подшефным лесные ягоды; цветы; некоторые пионеры специально держали кур, чтобы питать бойцов свежими яйцами. Бойцы и командиры очень ценили ласку и заботу школьников

Из письма Маргариты Луканиной, капитана тимуровской команды Пласта своему отцу: «Здравствуй, папочка! У нас в городе большие новости. Помнишь, мы с тобой давно смотрели картину про Тимура? Он организовал такую команду из ребят, которая помогала семьям красноармейцев, заботилась о них. Помнишь, тебе понравилась эта картина, и ты говорил, что хорошо, если бы такие команды в самом деле появились. Так вот у нас теперь появилась такая же команда. А кто организовал ее, это тебе ни в жизнь не угадать. Знаешь бабушку Рычкову? Все ее любят и зовут бабой Шурой. Я тоже записалась. Мама говорит: «Бездельничать хоть не будешь». У нас сейчас большая радость: райком комсомола вручил нам Красное знамя. На нем золотыми буквами вышито: «Лучшей тимуровской команде». А сколько вещей мы собрали для жителей освобожденных районов и для госпиталя! И книги, и подушки, и одежду, и посуду - все нам несли. Много денег собрали в Фонд обороны, своими силами концерты устраивали, да и по домам ходили.
…Сейчас у нас много работы. Малыши лекарственные травы собирают, а мы ходим картошку полоть. Научились работать тяпками и делают это быстро и чисто. Краснеть не приходится. А скоро мы будем ягоды да грибы заготовлять. Словом, дел хватит. Тимуровцы без дела не сидят!» (Приложение 4)

2.3. Отчетность Тимуровского отряда

В 1942-1943 гг. в Челябинской области действовали 3133 тимуровские команды, объединяющие 28 тыс. школьников. Они обслуживали свыше 15 тыс. семей фронтовиков. Тимуровцы завезли и распилили 9800 куб. м дров, выполнили много другой работы.

За 18 месяцев Отечественной войны тимуровская команда под руководством «бабушки Рычковой» проделала гигантскую работу. Собрали и сдали 124 тонны металлолома. По весу этого металла, хватила бы на четыре танка Т-34! Собрали денег на подарки бойцам Красной Армии путем организации концертов, от сдачи металлолома - 81 тысяч рублей.

Оказали помощь одеждой, мануфактурой, обувью 228 семьям красноармейцев, эти вещи тимуровцы собрали и отремонтировали. Слава о команде бабы Шуры прокатилась по всей стране. О них писали в «Комсомольской правде» и «Пионерской правде».

В конце 1942 года тимуровцы приобрели на свои заработанные деньги и послали большое количество подарков детям освобожденных районов: 1000 учебников, 100 метров мануфактуры, детское платье, белье, обувь, посуду и другие вещи. Вместе с бабой Шурой тимуровцы семь раз выезжали за 50 километров в госпиталь № 3755 с концертом художественной самодеятельности для раненых бойцов.

За годы войны тимуровская команда собрала и сдала 131 т металлолома, собрала и отремонтировала обувь и одежду для 401 красноармейской семьи, заготовила 2 тыс. куб. м дров для 600 семей. На заработанные деньги тимуровцы приобрели и послали детям освобожденных районов 1000 учебников, 100 м мануфактуры, детские платья, обувь, белье, посуду и другие необходимые предметы. (Приложение 5)

2.4. Благодарности

Были не только тяжёлый труд, но и праздники. А один случай можно назвать даже сказочным. Он произошёл с Лией Волошиной. Когда выросла, она была учителем физики, директором школы, возглавляла управление образования Чебаркуля. А во время войны в 10-летнем возрасте была просто тимуровкой, увлекалась хореографией. Весной 1942 года в местном клубе ставили балет «Праздник цветов». Сольную партию исполнила Лия. Это было блестящее выступление! И под занавес на сцену вышла хореограф Лидия Осипова и вручила Лие подарок - настоящие хрустальные туфельки! Так что чудо случилось не только с Золушкой, но и с девочкой-тимуровкой суровых военных лет.

Об этой замечательной тимуровской команде много писали. В 1942 году вышла статья в «Комсомольской правде», а в 1943-м - в «Пионерской правде». Тимуровская команда города Пласт упоминается в энциклопедии Великой Отечественной войны.

О команде бабы Шуры узнал даже Сталин и прислал в Пласт благодарность: «Передайте тимуровцам первой тимуровской команды Кочкарского района (так до 1955 года назывался Пластовский район), собравшим 81 000 рублей в фонд Красной Армии, 55 000 рублей на создание добровольческого корпуса, металлический лом для промышленности, оказавшим помощь семьям фронтовиков, мой горячий привет и благодарность Красной Армии». (Приложение 6)

Сегодня на стене здания, в котором располагался штаб тимуровцев, висит мемориальная доска с высеченными на ней золотыми буквами: «Здесь в годы войны 1941–1945 гг. работал штаб тимуровской команды бабы Шуры». В местном краеведческом музее имеется экспозиция, рассказывающая об юных тимуровцах, которые в годы войны делали то, что порой не под силу было даже взрослому человеку».

В 1943 г. ЦК ВЛКСМ всем тимуровцам вручил почетные грамоты, а А. П. Рычковой - серебряную шкатулку. К 50-летию Победы над фашистской Германией всех тимуровцев г. Пласта наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», на здании, где собиралась команда бабы Шуры, была установлена мемориальная доска. В 1993 г. решением Пластовского исполкома одна из новых улиц названа Тимуровской.

В том же году ЦК ВЛКСМ всем тимуровцам Пласта вручил почетные грамоты, а Александре Рычковой - серебряную шкатулку. Более 300 благодарственных писем пришло в адрес тимуровцев Пласта от бойцов и командиров Красной Армии. Вот одно из них: «Я, боец энской части, получил новогодний подарок и теплое письмо от неизвестной мне девушки. Кто бы ты ни была, милая девушка, благодарю тебя от всего сердца, благодарю трудящихся Челябинской области за заботу о нас, защитниках Родины... Принимая посылку, я поклялся перед всеми товарищами в том, что буду служить Родине еще лучше, разить ещё больше…боец Я. Лонкин.»

В музее Пласта сохранилось 15 уникальных портретов тимуровцев и самой бабы Шуры. Автор этих рисунков Лидия Александровна Преображенская, написавшая с натуры портреты юных пластовчан.

Заключение

Результаты анкетирования убедили нас в том, что необходимо обратиться к данной теме, т.к. информация, которой владеют ученики нашей школы, незначительна. Благодаря средствам массовой информации слышали, о тимуровском движении на Южном Урале в годы войны, называют их поступки благородными, правильными, а конкретной информацией не владеют.

Мы обобщили, систематизировали информацию и поняли, что значительно познавательнее и интереснее ее структурировать, если одновременно читать источники и совершить поездку в город Пласт- место формирования тимуровского отряда на Южном Урале.

Мы создали сменную экспозицию «Тимуровское движение в городе Пласте в годы великой Отечественной войны», буклет на эту тему, познакомили с этой информацией некоторых учащихся нашей школы. (Приложение 8).

Тимуровское движение 1941-1945гг. – наша история. История этого события актуальна и в наше время, вызывает понимание нынешних людей о детях тех далеких времен. Давайте вместе прикоснёмся к тайнам истории.

Как продолжим работу? Узнаем про аналогичные команды на Южном Урале в эти тяжелые военные годы.

Исследование по данной теме позволило нам открыть еще одну славную и героическую страницу небольшого, но нужного и значимого вклада нашего края в Победу!

Список литературы

  1. Гайдар А. Тимур и его команда, М.: РИО «Самовар», 2014.- 144 с.
  2. Гитис М.С. Тетрадь юного краеведа, Пластовский район, Челябинск-2011г.
  3. Еловских И.М. Огоньки в проулках, Ч.: -1993.
  4. Пластовский районный музей, 100 лет зданию музея «Особняк Баласа»: современность на фронте истории. Пласт-2015.- 25 с.
  5. Тимуровцы // Знамя Октября.- 2015- № 51(9734).- с. 3-4

Интернет-источники

  1. Гайдар А. Краткое содержание повести «Тимур и его команда» [Режим доступа 09.10.15] http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00759831225987167272
  2. Гизатуллин Эльдар. Сталин был впечатлен [Режим доступа 06.10.15] http://maxpark.com/community/5652/content/3489193 . [Режим доступа 05.10.15] http://www.chel.aif.ru/society/persona/komanda_baby_shury_v_plaste_vo_vremya_voyny_deystvovala_timurovskaya_komanda

Устные источники

Рассказ Клары Николаевны Коптягиной , тимуровки из команды баба Шуры

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи...

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.
Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Обратимся к истории организации


Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.
Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.


Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства

О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.
В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. «Конспирация» и «тайные планы» осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

Отряд бабы Саши


В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.
Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.
И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.