Самая сложная русская народная загадка. Фольклорные загадки


ИЗ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

* * *
Золотой ушел,
серебряный пришел.
(Солнце и месяц)

* * *
Заря-зареница
По миру ходила,
Слезу уронила;
Месяц видел,
Солнце скрало.
(Роса)

* * *
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером.
(Ночь)

* * *
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром - нет ничего.
(Звезды на небе)

* * *
Белая простыня
Всю землю обошла.
(Облака)

* * *
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)

* * *
Серебряные нити
Сшивают землю и небо.
(Дождь)

* * *
Золотое коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)

* * *
Плаваю под мостиком -
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю.
(Рыба)

* * *
Гость гостил,
Золотой мост мостил -
Без ножа, без топора,
Без железного долота.
(Мороз)

* * *
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать -
И на коне не обогнать.
(Вода)

* * *
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет.
(Эхо)

* * *
Не кузнец, а с клещами,
С длинными усами.
Когда он черен -
Куслив и задорен.
А лишь покраснеет,
Так и присмиреет.
(Рак)

* * *
Теремок ползет,
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая.
(Улитка)

* * *
Кто первый землю пашет?
(Червяк)

* * *
Два рога - не бык,
Шесть ног без копыт
Летит - так воет,
Сядет - землю роет.
(Жук)

* * *
Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
(Кошка)

* * *
Серый маленький Денис
На веревочке повис.
(Паук)

* * *
Белы хоромы, красны подпоры.
(Гусь)

* * *
В воде родится,
А воды боится.
(Стрекоза)

* * *
Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает.
(Филин)

* * *
Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.
(Скворец)

* * *
Кто ни разу шага не сделал?
(Воробей)

* * *
Как снег бела,
Как сажа черна.
Вертлява, как бес,
Повертелась да в лес
(Сорока)

* * *
Бородой трясет,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
(Козел)

* * *
Лежит - молчит,
Подойдешь - заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)

* * *
Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки,
А не кошка.
(Кот)

* * *
Белый по белому
Написал белым.
Рыжая пойдет,
Белого найдет.
(Лиса и заяц)

* * *
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
(Еж)

* * *
Красна девица,
Каменное сердце.
(Вишня)

* * *
Стоят Ермачки,
Красные колпачки.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон им отдает.
(Земляника)

* * *
Вырос в поле дом
Полон зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(Колос)

* * *
Маленек, удаленек,
сквозь землю прошел,
красну шапочку нашел.
(Гриб)

* * *
Сам худ, голова с пуд.
(Молот)

* * *
Был ребенок -
Не знал пеленок,
Стал стариком -
Сто пеленок на нем.
(Капуста)

* * *
И зелен, и густ -
На грядке вырос куст.
Начали щипать -
Стали плакать и рыдать.
(Зеленый лук)

* * *
Желтый Антошка
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит.
(Подсолнух)

* * *
В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берет
И воронам не дает.
(Пугало)

* * *
Выгляну в окошко:
Лежит долгий Антошка.
Кабы он встал -
До неба достал;
Сам не ходит,
А других водит.
(Дорога)

* * *
Сам не видит,
А другому указывает.
(Столб)

* * *
Идут, идут,
А с места не сойдут.
(Часы)

* * *
Маленький Ерофейка
Утонул до шейки.
(Гвоздь)

* * *
В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)

* * *
Зимой нет теплей,
Летом нет холодней.
(Печь и погреб)

* * *
Мать толста,
Дочь красна,
Сын- бес,
Долетел до небес
(Печь, огонь, дым)

* * *
На улице столбом,
В избе скатертью.
(Дым)

* * *
Горенка нова,
Головка черна,
Шапочка золоченая.
(Свеча)

* * *
В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та на спине.
(Чайник)

* * *
Скорчится в кошку,
Растянется в дорожку.
(Веревка)

* * *
Кто в избе рогат?
(Ухват)

* * *
Черный конь
Прыгает в огонь.
(Кочерга)

* * *
Четыре брата
Под одной шляпой стоят,
Одним кушаком обвязаны.
(Стол)

* * *
Зелененький,
Маленький,
По полу елозит,
Себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок.
(Веник)

* * *
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
(Самовар)

* * *
Три братца
Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли.
(Коромысло, ведра)

* * *
Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где пройдет - коснется,
Там след остается.
(Карандаш)

* * *
Книги читают,
А грамоты не знают.
Своих глаз нет,
А видеть помогают свет.
(Очки)

* * *
Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает.
(Пила)

* * *
Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.
(Топор)

* * *
Два брюшка, четыре ушка.
(Подушка)

* * *
Без рук, без ног, а рубашку носит.
(Подушка)

* * *
Два конца, два кольца, в середине гвоздь.
(Ножницы)

* * *
Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько,
ио полу скок-скок, по лавкам скок-скок и сел в уголок.
(Веник)

* * *
Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь.
(Клубок)

* * *
Сошлись три батрака и говорят - один: “Мне летом тяжело!”,
другой: “Мне зимой тяжело!”, третий: “Мне всегда тяжело!”
(Телега, сани, лошадь)

Один говорит: “Побежим, побежим”, другой говорит: “Постоим, постоим”,
третий говорит: “Пошатаемся, пошатаемся”.
(Река, берег и трава)

* * *
Сам наг, а рубашка в пазухе; сам бел, а детки красные.
(Свеча)

* * *
Семьдесят одежек, все без застежек.
(Капуста)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ФОЛЬКЛОРА

* * *
Его мы изредка встречаем на дороге.
Без палки ходит он, безглазый и безногий.
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов.
(Червяк)

* * *
Получил я ее в лесу,
Уселся и стал рассматривать.
Чем больше смотрел,
Тем меньше она мне нравилась.
И так как я не нашел ее,
То принес с собою домой.
(Заноза в ноге)

* * *
Тонкая девчонка,
Белая юбчонка,
Красный нос.
Чем длиннее ночи,
Тем она короче
От горючих слез.
(Свеча)

Загадка

Элизабет, Лиззи,
Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять
Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось,
И все же четыре
На месте осталось.

Разгадка

Хоть разные
Названы здесь имена
(Элизабет, Лиззи,
Бэтси, Бэсс),
Но так называлась
Девчонка одна.
Она и ходила
С корзинкою в лес.

Вопрос и ответ

Спросил меня голос
В пустыне дикой:
- Много ли в море
Растет земляники?
- Столько же, сколько
Селедок соленых
Растет на березах
И елках зеленых.

Загадки как малый жанр фольклора.
Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека. Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба. В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.
– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.
Что ходит утром на 4 ногах,
В полдень – на 2 ногах, А вечером на 3 ногах? Ответ: Человек.
Почему вы так думаете?
Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.
Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.
– Как создаются загадки?
– Кто создает загадки?
А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:
"Сидит девица в темнице, А коса на улице".
Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

Как “сделана” загадка.

"Стоит девица в избе, А коса – на дворе".
Кого надо нам разоблачить?
Девицу с косой.
Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.
Что это за предмет? Печь.
Как получилась эта загадка?
Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.
В каждой загадке есть главные слова.
На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?
"Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)
Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.
"Выше леса стоячего, Ниже облака ходячего,Стоит безуглый дом,Без дверей, без окон". (Гора.)

Загадки бывают различных типов.
1. Где перечисляются различные признаки:
Кафтан на мне зеленый,А сердце, как кумач.На вкус, как сахар сладок,А сам похож на мяч. (Арбуз.)
2. Краткая характеристика предмета:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
(Здесь признак предмета и сравнение.)
3. Сравнение. Отрицательное сравнение.
Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)
Летит, а не птица, Воет, а не зверь. (Ветер.)
4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.
Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).
Отгадывание загадок и определение их тематики.

Составление загадок.

Вот мы с вами и на острове загадок.
Со страницы книжки в гостиК вам я шла,Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.
На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.
– Из рассыпанных слов составить загадку.
1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик.)
2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река.)
3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)

Произведения устного народного творчества передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Это песенки и потешки, пестушки и прибаутки, считалки и заклички, сказки и загадки.

Загадка – самый распространённый жанр устного народного творчества и представляет собой «иносказательное поэтическое описание предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.» Русский фольклор обладает огромным богатством загадок, которые раскрывают представления народа об окружающих его предметах, о природе, её явлениях. В них всегда указаны главные качества загадываемого предмета, по которым он отличается от других, похожих на него.

Современная жизнь внесла свои изменения в содержание загадок. В них отразился технический прогресс, быт и культура другого поколения людей. Многие загадки стали авторскими и относятся уже к разделу литературных загадок.

Загадки имеют огромное воспитательное значение, так как они развивают мышление и внимание, память и наблюдательность, речь и звукопроизношение.

Использование загадок помогает мне разнообразить занятия, интересно организовать досуг детей, где они расширяют свой кругозор и самостоятельность.

При отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо соблюдать важное требование – их доступность. Каждая загадка – это своего рода логическая задача, в ней содержится вопрос, а решением этой задачи будет являться ответ. Поэтому, подбирая загадки для младшего дошкольного возраста я ориентировалась на то, чтобы они были конкретными, без многочисленных признаков предмета, чтобы ребёнку можно было легче их запомнить и соотнести с загадываемым предметом. В начале предлагала загадки, в которых говорится об игрушках, о домашних животных, о предметах домашнего обихода. Старалась, чтобы в вопросе были отмечены внешний вид предмета (форма, цвет, величина) или какие-либо свойства, хорошо знакомые детям (голос животного, внешний вид, повадки).

Например: «Хвост крючком,

Нос пятачком.» (Поросёнок)

«Семьдесят одёжек,

И все без застёжек.» (Капуста)

«Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет – песенку поёт.» (Кошка)

«Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.» (Мяч)

Организовывала с малышами викторины «Узнай и покажи», «Отгадай, что в кузовке». Нужно было отгадать загадку и правильно найти картинку к отгадке. Детям очень нравятся подобные мероприятия.

Дети пятого года жизни уже могут выделять в предметах и материал, из которого они сделаны, и вкус, и сравнивать предметы между собой. Поэтому и тематика подбора загадок гораздо шире. Детям этого возраста подбирала загадки, в которых отражены особенности домашних и диких животных, овощей и фруктов, некоторых предметов домашнего обихода и одежды, орудий труда, транспорта и явлений природы. Признаки предметов должны быть четко выражены.

Например:

«Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.» (Лиса)

«Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня… (Луной).»

Также использовала загадки, где есть сравнения – метафоры.

Например:

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.» (Снег)

«Вился, вился белый рой,

Сел на землю — стал горой.» (Снег)

Чтобы занятия по развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, художественной литературе были интереснее и разнообразнее, подбирала нужные загадки, которые соответствуют теме данного занятия.

Проводила с детьми различные развлечения с использованием загадок на разные темы. Например : «К нам в гости пришли и подарки принесли.» (Каждый из гостей загадывал загадку о своём подарке.); «Приход тётушки Загадушки».

Кругозор старших дошкольников значительно расширяется. Дети шестого года жизни сравнивают, обобщают и уже могут делать выводы по своим наблюдениям. Учитывая эти возрастные особенности в работе использую загадки разнообразной тематики на занятиях, прогулках и в быту. Характеристика загадываемого предмета может быть краткой, среди признаков должен обязательно присутствовать существенный, именно для данного предмета. Например , на прогулках, чтобы вызвать интерес к какому – либо объекту или явлению, предлагаю детям разгадать загадку.

«Пушистая вата

Плывёт куда-то.» (Облако)

Затем вместе с детьми рассматриваем облака, высказываем мнение, на что они похожи, быстро или медленно движутся, как можно определить силу ветра по их движению (сильный ветер – облака двигаются быстро, слабый – медленно).

Помогая младшему воспитателю во время хозяйственно-бытовой деятельности, предлагаю детям догадаться, о чём я спрашиваю:

«Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.» (Пылесос)

Летом и осенью с детьми наблюдали за жизнью насекомых, за различными растениями, а затем все свои наблюдения использовали при проведении викторин. «Угадай на вкус» (дары осени), «Поле чудес» (загадки о птицах и насекомых) «Когда это бывает» (загадки о явлениях природы), «Из какой сказки» (загадки о сказочных героях).

Для работы по использованию загадок в воспитании и всестороннем развитии детей подбираю нужную литературу, записываю загадки, классифицирую их по темам.

Используемая литература:

1. Русский фольклор/Составитель В. Аникин. — М: «Художественная литература», 1985.

2. Загадки, считалки и скороговорки. О.Д. Ушакова. — Санкт-Петербург: «Дом «Литера», 2013.

3. Загадки для малышей. В. Степанов. — «Издательство «Фламинго», 2014.

4. Загадки для малышей. Юрий Кушак. — «Издательство «Фламинго», 2013.

5. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры . Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia - притча 1).

Загадки - одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка - это

"иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки". 2

Фольклористы определяют загадку как

"иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать". 3

Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. 4 Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает - другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" - ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" - звезды). Загадки могут строиться на диалогах: - Это черное? - Нет, красное. - А почему белое? - Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь. (Репа)

В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес" - сорока), метафоры ("пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" - руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки - однолетки" - курица с цыплятами).

Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" - опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" - молотьба хлеба) 5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" - "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" - разговор ухвата и помела).

В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.