Темы проектов по литературе 5. Темы исследовательских работ по литературе

Тема проекта: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ» Авторы проекта: учащиеся 5 класса МБОУ «Тат-Китнинская ООШ»


  • Цель и задачи проекта
  • Гипотеза
  • Актуальность проекта
  • История
  • Выводы

Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. формировать у себя знания о русских народных сказках. 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 3. прививать любовь к книге. 4. сочинить свою собственную сказку


Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка.

Методы исследования:

1. Чтение и изучение русских народных сказок;

2. Просмотр мультфильмов и сказок;

3. Рисование героев сказок.

Актуальность данного исследования в том, что: - Сказка - прекрасное творение искусства. - Русская народная сказка - произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы - Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. - Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком. - В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла. Сказки разных народов схожи между собой. Но у каждого народа сказки особенные. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков


История:

Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.

Основная часть: Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев. Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой. Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально - чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что то хорошее.



Выводы: Как известно именно из этих незамысловатых, веселых и порой волшебных историй малыш начинает свой путь познания мира. Образы и сюжеты, созданные в сказках малыш легко способен перенести на свою жизнь и применить, когда появится такая возможность. Одной из функций сказки – является формирование ценностей для самых маленьких. Ведь именно сказочные герои стают в последствии путеводителями по жизни, именно из сказок в игровой подачи ребенок получает точные знания того, что такое добро и зло, радость и горе, трусость и геройство. Многие образы, к которым ребенок привыкает в сказке, способны сохраниться на всю жизнь. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родители бросили её. Девочка умела колдовать.

Однажды Елена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. На другой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне и собрала целое лукошко.

На третий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет. Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачем вы плачете?»

«Видишь ли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчас превратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочется всегда быть молодой и красивой».

«Вы не плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».

Поверила бабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушка превратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но Елена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока она будет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она снова превратится в дряхлую старушку.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Насыров Амирхан, ученик 5 класса

Сказки, сочинённые учащимися 5 класса

В одной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал, принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Там жила серая мышка. Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку, загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу. Узнал про это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкая река. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежала дальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом. Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её из леса. Вскоре Маша увидела свою деревню. Но как чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула она платочком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.

Мухамедгалиева Диляра, ученица 5 класса

Сказки, сочинённые учащимися 5 класса

Маленькая девочка.

Жила-была девочка. Она была очень маленькой, размером с букашку. Хоть была она маленькой, но была очень работящей. У неё родители умерли, и она осталась сиротой. Зато бабушка и дедушка остались живы. И девочка жила у бабушки и дедушки. Так как она была очень маленькой, она могла потеряться дома, или бабушка и дедушка могут на неё наступить Бабушка и дедушка думали, где она пожила бы, пока не вырастет. Думали, думали. Наконец, бабушка придумала, что можно её поселить в подсолнухе.Так они и сделали. Бабушка сшила девочке подушку и одеяло. И бабушка говорит: « Подсолнух -то необычный, он волшебный. Если соберёшь в день больше семечек, чем надо, то ты станешь старушкой. Девочка не хотела быть старушкой и сказала. Стала девочка жить в подсолнухе. Вытащила в первый день одно семечко. Во второй день одно семечко и в третий день тоже одно семечко. Надоело ей за целый день выдёргивать одну семечко и отдыхать. Забыла она, что говорила ей бабушка. И за один день она выдернула из подсолнуха половину семечек.Стала она старушкой.Она так выросла!Не выдержал её подсолнух, и упала старушка на землю.Хотела она зайти в дом, но ходит она очень долго. Долго ли, коротко ли, шла старушка и наконец дошла и увидела какую -то старушку. Девочка-старушка помахала ей рукой. Старушка говорит: «Разве мы с вами знакомы?» Девочка говорит: «Конечно, знакомы!» Старушка говорит: «Я вас не помню». А девочка говорит: «Я твоя внучка. Собрала я в один день половину подсолнуха и стала старушкой. Как мне стать обратно девочкой?» Бабушка говорит: «Собери семечки и вставь их на место, но оставь место для четырёх семечек и станешь девочкой. Так и сделала девочка-старушка. И стала она теперь по -прежнему девочкой. С тех пор девочка поняла,что надо слушаться взрослых.

Хайбрахманова Динара, ученица 5 класса


Предварительный просмотр:

Титульный лист

Проектная работа

По литературе

на тему__________________________

учащегося ________класса

Ф.И. ____________________________

Требования к выполнению работы

  1. Работа должна быть выполнена в строгом соответствии одной из тем, заявленных в перечне проектных работ.
  2. Содержание работы должно раскрывать тему.
  3. Работа должна быть написана от руки по трафарету или распечатанным линиям (допускается использование линованой бумаги формата А4).
  4. Работа не должна содержать орфографических, пунктуационных и других ошибок.
  5. Допускается использование картинок из Интернета с подписями к ним.
  6. Работа должна быть аккуратной и эстетически привлекательной.

проектных работ по литературе

В 5 классе

  1. Иллюстрации к произведению.
  2. Литературная география.
  3. Викторина для друзей.
  4. Живое слово
  5. История в литературе
  6. Сценарий.

Инструкции по выполнению проектных работ

«Иллюстрации к произведению»

Основное задание предполагает создание цветных рисунков к изучаемому художественному произведению в количестве 1-3 .

Каждое изображение должно сопровождаться выдержкой из текста произведения или выпиской фрагмента, которому соответствует.

Допускается раскрашенное красками (карандашами) контурное изображение, распечатанное из Интернета.

Как выполнить задание под рубрикой

«Литературная география» и

«История в литературе»

Основной вид деятельности заключается в подборе информационного материала по одной из тем, заданных в перечне работ.

Материалы можно брать из любых доступных источников. Его следует переработать и оставить самое основное.

Далее нужно от руки переписать текст сообщения на линованую бумагу формата А4 и оформить титульный лист в соответствии с заданными требованиями.

Не допускается использование слов «реферат», «доклад» и др. в оформлении итоговой работы.

Как выполнить задание под рубрикой

«Живое слово»

Задания в данной рубрике предполагают исследование словарного состава художественного произвдения или творческой лаборатории писателей.

  1. Задание «Словарик» должно содержать толкование слов и оформляться по типу словарных статей.
  2. Задание «Афоризмы» включает поиск высказываний писателей и поэтов, которые известны многим людям и используются в качестве цитат. Данные высказывания следует оформлять крупно, так, чтобы они были легко читаемы в классе с доски.
  3. Задание «Что бы это значило?» должно содержать объяснение смысла какого-либо заданного высказывания, фразы и состоять из 3-4 предложений.

Как выполнить задание под рубрикой

«Викторина для друзей»

В данной рубрике размещаются задания, в которых учащиеся придумывают вопросы и упражнения по тексту изучаемого художественного произведения или биографии писателя. Вопросы могут быть с ответами или без них. Допускается свободное оформление: обычный перечень заданий, кроссворды, анаграммы, ребусы и др.

Предварительный просмотр:

Проектные работы по творчеству И.А.Бунина, Л.Н.Андреева, А.И.Куприна

  1. Иллюстрации к произведению . Нарисовать по 1 рисунку к рассказам И.А.Бунина «В деревне», Л.Н.Андреева «Петька на даче», А.И.Куприна «Золотой петух» и подписать их выдержками из текста.
  2. Литературная география.
  1. «На родинеИ.А.Бунина»;
  2. «Орёл. Край детства Л.Андреева»;
  3. «Родина А.И. Куприна».
  1. Викторина для друзей . Составить 10 вопросов по Биографии одного из писателей.
  2. Живое слово. Напишите рассуждение на одну из тем:
  1. Как в рассказах решается вопрос детского счастья?
  2. Город и деревня: где человек становится счастливым по мнению авторов рассказов?
  1. История в литературе

Написать сообщение на тему «И.А.Бунин. Нобелевская премия»

  1. Сценарий.

Составить сценарий к любому рассказу одного из трёх авторов.

Предварительный просмотр:

Проектные работы по творчеству А.Блока и С.Есенина

  1. Иллюстрации к произведению . Нарисовать рисунки к стихотворениям А.Блока и С.Есенина и подписать их выдержкой из текста (по 1 рисунку для каждого автора).
  2. Литературная география. Написать сообщение на одну из тем:
  1. «Шахматово – лучшее место на земле (о родине А.Блока)»;
  2. «Петербург А.Блока»
  3. «Село Константиново – родина С.Есенина;
  4. «Город и деревня в жизни С.Есенина».
  1. Викторина для друзей . Составить 10 вопросов по стихотворениям А.Блока и С.Есенина.
  2. Живое слово. Провести анализ одного из стихотворений А.Блока и С.Есенине, помещённых в учебнике.
  3. История в литературе. Написать сообщение на тему «Памятник поэту» (о памятниках А.Блоку или С.Есенину)

Предварительный просмотр:

Проектные работы по творчеству А.П.Чехова

  1. Иллюстрации к произведению . Нарисовать рисунки к рассказам и подписать их выдержкой из текста.
  2. Литературная география.

Написать сообщение на одну из тем:

  1. «На родине А.П.Чехова»;
  2. «Донской край в жизни А.П.Чехова»;
  3. «Таганрог – родина А.П.Чехова».
  1. Викторина для друзей . Составить 10 вопросов по Биографии А.П.Чехова
  2. Живое слово

Найти и красиво оформить 5 афоризмов (поучительных, мудрых выражений) А.П.Чехова или высказываний о нём других людей.

  1. История в литературе

Написать сообщение на тему «Памятники А.П.Чехову»

  1. Сценарий.

Составить сценарий к любому рассказу А.П.Чехова.

Предварительный просмотр:

Проектные работы по творчеству И.С.Тургенева

  1. Викторина для друзей . Составить 10 заданий по тексту рассказа «Муму».
  2. Живое слово
  1. История в литературе

Напиши сообщение на тему «Положение крестьян в XIX веке», используя факты приведённые Тургеневым в рассказе «Муму».

Учебник. Задание под рубрикой «Минуты творчества», стр. 243.

Предварительный просмотр:

  1. Иллюстрации к произведению
  2. Литературная география.

Написать сообщение на одну из тем:

  1. «На родине П.Н.Толстого»;
  1. Викторина для друзей
  2. Живое слово
  1. История в литературе
  1. Сценарий.

Предварительный просмотр:

Проектные работы по творчеству М.А.Шолохова

  1. Прочитать рассказ «Судьба человека»
  2. Выполнить одно из заданий на выбор.
  1. Иллюстрации к произведению . Нарисовать 3 картинки к тексту рассказа «Судьба человека» или подобрать 3 картинки из любых источников. Сопроводить каждую выдержкой из текста, которой соответствует рисунок.
  2. Литературная география.

Написать сообщение на тему «Донской край – Родина М.А. Шолохова».

  1. Живое слово

Найти в тексте рассказааааа описание внешности героев и проанализировать речевое оформление.

  • Викторина для друзей . Составить 10 заданий по биографии Н.А.Некрасова.
  • Живое слово
  • Составьте словарик данных слов: вереница, вирши, умиленье, забрёл, утомлённый, шпионы, мякины, плуты, нега, лудильщик, шерстобит, потрафлять, роптать, прибаутки, пожня, лукошко, снопы, рига, цепы, гарцевать .

    Напиши сообщение на тему «Положение крестьян в XIX веке», используя факты приведённые Н.А.Некрасовым в стихотворении «Крестьянские дети» «Муму».

    Составить сценарий к стихотворению «Крестьянские дети».

    Проектные работы по творчеству Л.Н.Толстого

    1. Иллюстрации к произведению . Нарисовать 3 картинки к тексту рассказа «Кавказский пленник». Сопроводить каждую выдержкой из текста, которой соответствует рисунок.
    2. Литературная география.

    Написать сообщение на одну из тем:

    1. «На родине П.Н.Толстого»;
    2. «Кавказ в жизни Л.Н.Толстого»;
    3. «Ясная Поляна – родина Л.Н.Толстого сегодня».
    1. Викторина для друзей . Составить 10 воросов по содержанию рассказа «Кавказский пленник».
    2. Живое слово

    Найти и красиво оформить 5 афоризмов (поучительных, мудрых выражений) Л.Н.Толстого (см. учебник с.298)

    1. История в литературе

    Напиши сообщение на тему «Как велась война с горцами», используя факты приведённые Л.Н.Толстым в рассказе «Кавказский пленник».

    1. Сценарий.

    Составить сценарий к рассказу «Кавказский пленник» .


  • Шишкина Светлана, 5 класс (Алтайский край, Заринский район, МКОУ «Зыряновская СОШ»). Имена собственные в пословицах и поговорках: –– ;
    –– .
  • Волченко Н.А., учитель русского языка и литературы (Челябинская область, Сосновский район, МОУ Полетаевская СОШ). Галка в Обители Цукербринов (наброски для главы электронного учебника, раздел «Современная литература. Проблема семьи в реальности XXI века»):
  • Капустина Диана, 5 класс (Алтайский край, Петропавловский район, с. Алексеевка). Проект по истории дома и домашних оберегов «Возвращение к истокам. Куклы – обереги»:
  • Резвых Софья, 5 класс (Алтайский край, Петропавловский район, МБОУ «Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Д.А. Жукова»). Тайна неизвестной могилы моего прапрадедушки (информационно-поисковый проект):
  • Ряшина И.Б. (Челябинская область, Сосновский район, МОУ Долгодеревенская СОШ). Веб-квест «Образ патриархальной семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере семьи Ростовых):
  • Волкова Е.А., учитель русского языка и литературы, учащиеся 10Б класса (Алтайский край, Алейский район). Коллективный творческий проект как форма внеурочной работы по литературе: Создание сценария к 200-летию со Дня рождения Михаила Юрьевич Лермонтова и подготовка его презентации:
  • Обухова Анна (Алтайский край, МБОУ «Лицей № 124»). Визитка проекта по литературе Календарь «Родная природа в стихотворениях русских поэтов»:
  • Кирилина Екатерина, 8 класс (Алтайский край, МБОУ «СОШ № 59»). Почему мы верим в приметы (проектно-исследовательская работа):
  • Цыбанова И.В. (Брянская область, п. Чемерна, МБОУ Чемерновская средняя общеобразовательная школа). Мысль «семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: Веб-квест:
  • Маматов Владимир, 4 класс (Алтайский край, Шипуновский район, с. Кособоково). Проект: Моя Малая Родина и Великая Отечественная война:
  • Дворко Григорий, 5 класс (Алтайский край, Немецкий район, МБОУ «Гальбштадская СОШ»). Проектно-исследовательская работа «Педагоги в моей семье»:
  • Бердюгина Л.А., Головизина О.Г. (Алтайский край, Заринский район). Создание Wеb-страницы «Новые имена в литературе. Светлана Алексиевич». Интегрированный урок-проект литературы и информатики в 11 классе:
  • Каратаева Н.А., учитель русского языка и литературы (Алтайский край, Бийский район, МБОУ «Енисейская СОШ»). Педагогический проект школьного конкурса – Битва чтецов «Ты мой дом, ты мой берег, родная Земля!»:
  • Масликова Н. А, учитель русского языка и литературы (Алтайский край, Тюменцевский район, МКОУ Заводская СОШ) . Проект: интерактивная игра. Викторина по литературе «Своя игра»: ––
    ––
    ––
    ––
  • Проектно-исследовательская работа «Что в имени моём…»:
  • Маркграф Ирина, Корнаго Валентина, Бебекина Наталья, Маркова Алина, Циттель, учащиеся 8 класса (Алтайский край, Тюменцевский район, МБОУ Тюменцевская СОШ). Литературно-творческий проект «Образы героев в сказе Н.С. Лескова «Левша»:
  • Обухова Анна, 8 класс (Алтайский край, МБОУ «Лицей № 124). Проект: Календарь «Родная природа в стихотворениях русских поэтов»:
  • Троян Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы (Алтайский край, Целинный район, МБОУ «Воеводская СОШ»). Веб-квест «Аз-Буки-Веди», посвящённый празднованию Дня славянской письменности и культуры:
  • Плех Антон, 5 класс (Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск, МБОУ СОШ №5). Проектно-исследовательская работа «Герои моей семьи»:
  • Тулинова Татьяна, 6 класс (Алтайский край, Панкрушихинский район, МКОУ «Панкрушихинская СОШ»). Заочная экскурсия: Малая Родина в судьбе В.С. Золотухина:
  • Шадринцева Лиана, 10 класс (Алтайский край, Целинный район, МБОУ «Воеводская СОШ»). Индивидуальный проект по литературе: Литературная викторина «Отцы и дети в русской литературе»:–– ;
    –– .
  • Ряполова Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы (Алтайский край, Бийский район, МБОУ «Енисейская СОШ»). Проект: Интерактивная викторина «Родному краю – 75»:–– ;
    –– .
  • Грачева В.Г., учитель английского языка, Тараскина И.И., учитель русского языка и литературы, Бачурин Д.Н., учитель информатики (Алтайский край, Бийский район, МБОУ «Первомайская СОШ № 2). Проект: «Интегрированный урок на тему «Несу родину в душе» (в форме телемоста «Бийск – Лондон»): ––
    ––
    –– .
  • Потехина Н.В., учитель русского языка и литературы (Алтайский край, Бийский район, МКОУ «Светлоозёрская СОШ»). Проект: «Своя игра»: Викторина по биографии и творчеству Шукшина. 11 класс:
  • Жумабаева Алия, 4 класс (Омская область, БОУ «Гимназия №140», Гимназическое научное общество учащихся «Поиск»). Влияние художественной литературы на духовный мир младшего подростка: проект в области литературы:
  • Шаучулене Е.М., учитель русского языка и литературы (Республика Алтай, МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа»). ПРОЕКТ: Студия «Академия творчества»:
  • Гимназия № 11, творческий коллектив (Новосибирская область). Письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине:
  • Попова Е.Б., учитель русского языка и литературы (МБОУ Алтайская
    основная общеобразовательная школа №3) УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ «Семейные традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских»»:––
  • Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – Теренгульская средняя общеобразовательная школа

    « Баба Яга – ведьма или богиня?»

    Выполнила:

    ученица 5 класса

    Квас Наталия

    Руководитель:

    Цымбал Е. В.

    учитель русского языка

    И литературы

    Тема проекта: « Баба Яга- ведьма или богиня?»

    I .Введение

    Актуальность проекта : Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?

    Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.

    Задачи:

    1) Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки.

    2) Изучить некоторые традиции русского народа.

    Методы исследования:

    1) Изучение литературы (анализ русских народных сказок).

    2) Работа с Интернет- ресурсами.

    3) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных).

    II . Практическая часть

    Баба Яга-это очень запоминающийся персонаж: и по своему виду, и по характеру. Но вот что удивило нас: а такая ли уж плохая, эта Баба Яга? Перечитав множество сказок, пересмотрев большое количество художественных фильмов и мультфильмов, где мы встретились с самой Бабой Ягой, мы разобрались в ее характере и сделали поразительное открытие – Бабу Ягу не справедливо обвиняют в злодействах. Мы беремся доказать, что Баба Яга положительный сказочный герой.

    Многие говорят, что Баба Яга – ведьма. Я обратилась к большой советской энциклопедии и узнала что Ведьма, колдунья, женщина – служительница дьявола, якобы обладающая сверхъестественной способностью вредить людям и животным.

    Другие имена Яги вы видите на слайде.

    Проанализировав множество сказок с участием Бабы Яги можно предположить что она Ведьма, потому что:

      Она всем вредит.

      Создает на пути трудности.

      Похищает детей.

      Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.

      У неё страшный вид.

    Исходя из этого я узнала, что Баба Яга - одноногое божество -божество, имеющее недостаток в ноге (хромоногое);

    Баба Яга – змея -человекоподобное существо со змеиным хвостом;

    Баба Яга - вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой.

    Я предполагаю что Баба Яга все таки не такой уж отрицательный персонаж в сказках. И мы решили узнать кто же такая богиня, обратившись к советской энциклопедии.

    Мы выяснили что Бог - фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного поклонения и веры.

    Просмотрев ряд мультфильмов и сказок, а также изучив некоторые материалы о некоторых традициях русского народа, я пришла к мыслям что, Баба Яга может быть богиней, потому что она Умеет делать волшебство.

      Указывает герою дорогу.

      Дает добрые советы.

      Может понимать язык зверей и птиц, повелевает ими.

      Её боятся отрицательные персонажи.

    В доказательство этому представляю вам иллюстрации, взятые из сказок и мультфильмов.

    Выводы по результатам исследования:

      Так как Баба Яга живет в лесу и повелевает животными, то она-богиня леса, БЕРЕГИНЯ леса и природы.

      Баба Яга могла лечить людей-она хорошо знала все лекарственные травы, толкла их ПЕСТОМ в СТУПЕ и делала отвары. Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в ПЕЧИ. Но в прежние времена больного ребенка обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь.

      Баба Яга- древняя славянская БОГИНЯ.

    Список использованной литературы:

    1.Афанасьев А.Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002.

    2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.

    3. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001.

    4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.

    5. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

    В этом разделе темы исследовательских работ и проектов по литературе для 5 класса посвящены античной мифологии, творчеству Астафьева Виктора Петровича, Гоголя Николая Васильевича, Крылова Ивана Андреевича, Пушкина Александра Сергеевича, Тютчева Фёдора Ивановича, Фета Афанасия Афанасьевича, Чехова Антона Павловича и др.


    В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса , распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе общеобразовательной школы.

    Представленные темы проектов по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, написания школьнику наиболее актуального индивидуального проекта.

    Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять, добавляя новые задачи в предстоящее исследование.

    Темы проектов по литературе 5 класс (античная мифология)

    Примерные темы проектов по литературе для учащихся 5 класса:


    Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
    Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
    Лексика любовной лирики русских поэтов.
    Миф об Орфее в произведениях живописи.
    Образ Геракла в произведениях живописи.
    Образ дракона в детской литературе.
    Подвиги Геракла на античных вазах.
    Сказка – ложь, да в ней намёк...
    Красна речь пословицей
    Литературная сказка – прямая наследница сказки народной.
    Мы в зеркале пословиц
    Малые жанры фольклора
    Мифологический сюжет в изобразительном искусстве.
    Пословица не даром молвится.
    Пословицы, поговорки, загадки нашего края.
    Русская народная тематика в курсе математики 5 класса.
    Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
    Сказка ложь, да в ней намек.
    Фольклор моей семьи
    Фольклорная шкатулка.

    Астафьев Виктор Петрович

    Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
    Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
    Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
    Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

    Гоголь Николай Васильевич

    Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
    Гоголь и Пушкин.
    На родине Гоголя.
    Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
    Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Славянские предания и легенды в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

    Крылов Иван Андреевич

    Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
    «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
    Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

    Лесков Николай Семёнович

    "Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
    Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
    Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
    Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.

    Чехов Антон Павлович


    Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
    Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте.
    Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
    “Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
    Книга в жизни Чехова.
    По чеховским местам (Мелихово).
    Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
    Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
    Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
    "Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
    Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова
    Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова.

    Пушкин Александр Сергеевич

    Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
    Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.
    Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
    Пушкин и книги.

    Тютчев Фёдор Иванович

    Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
    Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
    Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

    Фет Афанасий Афанасьевич

    Античные образы в поэзии А.А. Фета.
    Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
    Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.

    Тургенев Иван Сергеевич

    Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
    Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.

    Бажов Павел Петрович

    Екатеринбург П.П. Бажова.
    Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.
    Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

    Лермонтов Михаил Юрьевич

    Лермонтов и книга.
    Литературное путешествие по лермонтовским местам.

    Темы исследовательских работ по литературе (дополнительно темы)

    Примерные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5 класса:


    Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
    Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
    Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
    Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
    Герои английских лимериков.
    Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
    "Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
    Кавказ в русской живописи.
    Какие загадки знают современные школьники?
    Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
    Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
    В лаборатории поэта
    Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы).
    Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни».
    Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес».
    Литература и мой край
    Мои любимые басни
    Мои ровесники в литературных произведениях.
    Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению).
    Писатели, поэты рядом
    Прозвища моих одноклассников и их значения.
    Произведения в интерпретации иллюстраторов.
    Противопоставление Жилина и Костылина.
    Родная природа в лирике Сергея Есенина.
    Родная природа в русской поэзии XX века.
    Роза в произведениях литературы
    Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности).
    Сборник сочинений нашего класса о животных.
    Сборник стихов и рассказов о животных.
    Сельская школа в XIX веке.
    Толстой и Ясная Поляна.
    Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.
    Энциклопедия одного слова. Счастье.
    Энциклопедия слова "Ворона"
    Энциклопедия слова "Декабрь"
    Энциклопедия слова "Сентябрь".