Тема Основы военно-патриотического воспитания Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества. Военнослужащий. Патриотизм, верность воинскому долгу – нравственные традиции и основы духовного потенциала российского офицерского к

Вопросы:
1. Происхождение понятия «долг».
2. Патриотизм как фундамент для развития чувства долга.

Долг - это категория этики, в которой выражается нравственная задача определенного индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством.
По своему общечеловеческому содержанию понятие «долг» включает в себя выполнение ряда выработанных исторически простейших правил человеческого общежития. Что касается природы долга, то данная проблема всегда была ареной столкновения различных школ и направлений философской этики. Возникновение долга связывалось с той или иной нравственной необходимостью (исполнение божественных велений, официальных или неофициальных общественных установлений и т.д.).

В истории нравственного развития человечества содержание долга толковалось по-разному, сообразно обще социальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху, оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества.
Начиная с первобытных времен одним из признаков, отличающих человека от животного, являлось именно чувство долга. Это чувство присуще только человеку, а у животных оно заменяется инстинктами.
Можно выделить различные виды долга:
Родительский долг. С древнейших времен он выражается в стремлении родителей вырастить и воспитать свое потомство.
Постепенно, когда в человеческой общине четко сформировался родительский долг обоих родителей по отношению к детям, формируется ответный - сыновний долг. До того как он появился, существовали такие бесчеловечные обычаи, как избавление от престарелых людей (оставление их без пищи в одиночестве или умерщвление).
Развитие в истории производительных сил и товарно-денежных отношений создало условия для зарождения еще одного вида долга - материального, денежного долга.
С появлением моногамной семьи как ячейки общества стало формироваться понятие супружеского долга. Это понятие активно поддерживала церковь, понимая, что крепкая семья укрепляет и общество. Сегодня семью старается поддерживать государство, потому что это гарантирует социальную стабильность.
С зарождением первых государств в мире возникла необходимость охранять их границы от внешних угроз. Для защиты государства были нужны специально обученные люди - воины и армия. С созданием армий возникло понятие «воинский долг», который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, особенности, обычаи и традиции российского народа, исторические факты и события.
Изначально чувство воинского долга у людей возникало спонтанно в экстренных ситуациях при защите поселений, основываясь на моральном долге перед сородичами.
В «Слове о полку Игореве» есть фраза: «А мои-то куряне - опытные воины... Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы». Так понимался воинский долг воина перед князем, трансформировавшийся из долга перед сородичами.
Армия была важнейшим инструментом становления русского государства, а флот часто служил орудием международной политики. Со времен Петра I офицерство играло значительную роль в жизни общества. Постепенно долгу как элементу духовной составляющей воина стали отводить особое место в воспитательном процессе, формируя чувство долга еще в детстве.
Так, граф М.С. Воронцов отмечал в наставления от 1859 года: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания...».
Генерал-лейтенант царской армии начала XX века Н.Д. Бутовский писал: «Солдат, поступая на службу, не приносит с собой решительно никакой охоты к тому необычному делу, которое его заставляют выполнять; вся она находится в полной зависимости от воспитания, которое он получает, состоя на службе».
Преподаватель А.А. Преображенский говорил, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины».
Применять такую форму воспитания необходимо, для того чтобы воин исполнял свои обязанности не из-за страха, а прежде всего из-за осознания своего священного долга перед Родиной не только как гражданина, но и как слуги своего Отечества.
Вице-адмирал С.О. Макаров, командовавший в Русско-японской войне Тихоокеанской эскадрой, в этой связи считал, что «русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой».
Сегодняшнее отношение российского общества к исполнению воинского долга неоднородно и свидетельствует о разительных переменах в современной жизни нашей страны. При этом надо помнить: отказавшись выполнить воинский долг перед Родиной, гражданин несет не только прямую уголовную ответственность, но и ответственность за будущее своего Отечества.

Долг гражданина перед Родиной может ассоциироваться с сыновним долгом, т.е. долгом по отношению к Родине как к своей матери. Чаще такой долг мы называем патриотизмом.
«Долг», «честь, «патриотизм» - эти слова для части сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как непонятные, чуждые их слуху и восприятию термины. Молодые люди не осмысливают данные категории как ценности, как установки для жизни. В результате огромный пласт ценностей не находит признания у наших граждан и не работает на пользу стране и личностному развитию как молодых, так и зрелых людей.
Как подтверждение этого нельзя не вспомнить слова известного писателя, педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Определение патриотизма имеет много вариантов и зачастую трактуется по-разному. «Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества», - отмечают философы В. Лутовинов и В Карпов. Патриот по В. Далю - «это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы, у разных возрастов и поколений.
От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям, к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства), к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии, к самоуважению и уважению других. От преданности своей стране и патриотизма зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной, политической жизни человека.
Детство и юность - это самая благодатная пора для привития чувства патриотизма, который будет не просто на слуху у нового поколения, а станет священным для них, пройдет через сердце наших детей, синтезируется с их жизнью и останется там навсегда.
Отсутствие корней, исторической памяти - это и прерванная связь между целыми поколениями, и отрицание традиций, отсутствие внимания к менталитету народа, его истории, подвигам и доблести, и конечно, это отсутствие преемственности в создании условий для роста патриотизма как основания для развития и формирования воинского долга.
К сожалению, в наши дни идеи добра, национального единства, любви к Родине, народу и семье подменяются в СМИ культом силы, зла, вседозволенности, секса, ложными символами престижа и положения в современном российском обществе.
Прививать молодежи истинные жизненные ценности должны в первую очередь родители, социальные и образовательные учреждения, государство в целом, в Вооруженных Силах - командный состав, специалисты по работе с личным составом.
Развивая патриотизм у детей и юношества, мы создаем условия для укрепления и упрочения связи человека с его Родиной. В этимологии слова «Родина» не спроста есть связь со словом «родной», то есть привязанность не должна быть теоретической, а именно искренней, неотъемлемой частью каждой личности.
Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый философский, нравственный, даже религиозно-мистический смысл как часть менталитета народа. В подтверждение можно привести слова диакона Андрея Кураева: «Патриотизм - это аксиома русского православного сознания». А писатель А.Н. Толстой отмечал: «Патриотизм - это не значит только любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых переживаний и несчастных дней».
В сложный период развития нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого века, патриотическому воспитанию отводилась незначительная роль, что сразу же отразилось на всех аспектах духовно-нравственного развития юных граждан Российской Федерации. Этот негативный факт отразился и на участившихся случаях уклонения от службы по призыву в рядах Вооруженных Сил.
Положение изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В соответствии с ней образовательные учреждения получили реальную возможность активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Однако такое воспитание необходимо начинать не в школах, а гораздо раньше - в семье, но только при одном условии, емко подмеченном известным философом Ш. Монтескье. Он писал: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Если гражданин с самых ранних лет получит представление о разнообразных проявлениях долга: родительского, материального, духовного, то исполнение им воинского долга при помощи родных, учителей и офицерского состава пройдет безболезненно.
Таким образом, создавая условия для формирования патриотизма, мы формируем предпосылки для ответственного выполнения людьми в будущем воинского долга. Этот процесс долгий и кропотливый и требует соблюдения определенных условий:
Воспитание патриотизма и создание условий для становления и развития чувства воинского долга не должно быть довлеющим, жестким. Это может привести к эффекту «бумеранга».
Субъектам, решающим задачи патриотического воспитания, самим необходимо быть истинными патриотами своего Отечества без всяческих оговорок.
Для формирования патриотических настроений у военнослужащих особенно важно раскрывать перед ними историческое предназначение Вооруженных Сил, чаще упоминать о великих победах, одержанных Российской армией в прошлом, пропагандировать воинские традиции.
Формирование у личного состава верности военной присяге и уставам, неуклонное следование их требованиям как в мирное, так и в военное время важно для воспитания патриотов Отечества.
Также важно формировать такие морально-боевые качества, как стойкость, мужество, отвага, воспитывать войсковое товарищество и коллективизм, добиваться уважения к командиру.
Кроме того, необходимо уделять внимание воспитанию личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к конкретному виду (роду) войск, к своей части.
В процессе работы с людьми надо учитывать, что они приходят к пониманию сущности патриотизма по- разному: одни - через природу или искусство, культуру родной Отчизны, другие - через ее историю, подвиги предков, третьи - через религиозную веру, а кто-то - через службу в армии.
Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, формируя воинский долг, доблесть, честь, гордость за родное Отечество. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества.

Методические рекомендации.
Руководитель группы должен использовать на занятии примеры из отечественной истории, художественных произведений, документальной литературы и т.д., которые помогут слушателям осмыслить понятия «патриотизм», «воинский долг». Чтобы пробудить интерес к теме, руководитель должен апеллировать к фактам, затрагивающим личностно значимые стороны жизни обучаемых.
Целесообразно попросить аудиторию дать самостоятельные определения терминов «патриотизм» и «долг», сравнить их с существующими научными определениями.
Для лучшего восприятия и усвоения изучаемой темы можно организовать дискуссию, посвященную роли патриотизма в современном российском обществе.
В заключительной части занятии руководителю необходимо сделать выводы, поблагодарить наиболее активных участников обсуждения темы, ответить на вопросы слушателей.

Рекомендуемая литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе - М.: «Айрис-Пресс», 2002.
2. Лутовинов В, Карпов В. Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского воина//Ориентир, № 6, 2000 г.
3. О долге и чести воинской в Российского армии / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников. - М.: Воениздат, 1991.
4. Патриотическое воспитание / Сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.

Наталья ДЬЯЧЕНКО, старший преподаватель Академии государственной противопожарной службы МЧС РФ, кандидат педагогических наук

В настоящее время объективные условия складываются таким образом, что над многими духовными ценностями, составляющими основу жизнедеятельности общества армии и флота, нависла реальная угроза их утраты. Во многом это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой – расширился круг нежелательных воздействий на их духовный мир.

Как известно, во все времена ослабление внимания к сохранению духовных ценностей, утрата интереса к духовным проблемам всегда приводили к деградации нации.

Современный переходный период развития российского общества требует дальнейшего глубокого и критического осмысления основных направлений совершенствования отечественной духовности, этапов ее развития, воссоздания эффективно функционирующей духовно-нравственной общественной атмосферы, где нет места невежеству, насилию и стяжательству. Нельзя забывать, что подлинная демократия основывается на духовности, сознательности, осмыслении происходящих процессов.

Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что во все времена одной из важнейших задач органов государственной власти было воспитание чувства патриотизма, преданности Отечеству и самоотверженного выполнения долга (см. схему 1).

Изучение отечественной военной истории

Проведение воинских ритуалов

Использование плановых занятий, особенно по ОГП

Пути формирования патриотизма, верности воинскому долгу

Пропаганда боевых традиций

Разъяснение требований уставов и приказов МО РФ

Проведение культурно-досуговыхмероприятий

Усиление внимания государства к укреплению ВС РФ

Повышение воспитательной роли ВС

Чувство патриотизма формируется прежде всего под влиянием объективных условий социально-экономической и духовной жизни общества. А поскольку сущность общества меняется, характер, природа патриотизма находятся также в постоянном развитии. Следовательно, как не существует абстрактных отечеств, так невозможен и абстрактный патриотизм. Любовь можно питать к Родине, конкретному Отечеству. И об этом должны всегда помнить армейские воспитатели.

На формирование патриотических чувств у российских воинов большое внимание оказывают служба в Вооруженных Силах, то внутренний войсковой порядок и боевая учеба, которые организуются командирами в каждой части.

Большую роль в воспитании патриотизма у личного состава играет целенаправленная политико-воспитательная работа офицеров и прапорщиков.

В современных условиях значение умелой организации патриотического воспитания воинов армии и флота возрастает. Это обусловлено сложностью решаемых в ходе военной реформы задач, нерешенностью многих материально-технических и социально-бытовых проблем в некоторых воинских частях, необходимостью повышения эффективности работы всех звеньев воинского организма, более ответственного выполнения воинского долга каждым военнослужащим и другими факторами.

Основу работы по воспитанию воинов-патриотов составляют формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений военной присяги, воинских уставов, а также требований приказов министра обороны по вопросам боевой учебы, выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что реальным выражение его патриотических устремлений являются отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность.

В этих целях широко используются плановые занятия в системе боевой учебы, особенно по общественно-государственной подготовке, культурно-досуговые мероприятия и другие формы массовой работы.

Широкие возможности для воспитания патриотизма у военнослужащих представляют занятия, лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Все это позволяет офицерам, прапорщикам, всему личному составу широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил. Яркие примеры героизма наших предков не оставляют равнодушными воинов, вызывают у них потребность подражать подвигам в боевых условиях, совершать мужественные поступки. В некоторых частях подобные занятия проводятся в комнатах и музеях боевой славы, в местных краеведческих музеях.

Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие военной присяги, вынос боевого знамени, принятие в воинский строй молодого пополнения и проводы воинов в запас. Вручение боевого оружия и передача военной техники новичкам оставляют заметный след в душах воинов, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям.

В некоторых частях хорошо организована пропаганда боевых традиций, в частности, регулярно проводятся уроки мужества. Они посвящаются героическим подвигам однополчан, знаменательным событиям части, рода войск.

В местах боевых сражений многие воины участвуют в Вахтах памяти, в проведении поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков.

Важное значение в патриотическом воспитании воинов имеет изучение лучших произведений литературы и искусства народов России, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест.

Таким образом, в Вооруженных Силах России проводится активная работа по патриотическому воспитанию воинов. Она ведется по различным направлениям с использованием разнообразных форм. Успех ее зависит от многих факторов и прежде всего от активности и инициативы офицеров, всех воспитателей.

Успешное решение задач, стоящих перед нашей страной, требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки у них активной жизненной позиции для вовлечения в практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения страны высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина. Оно наполняет смыслом службу в Вооруженных Силах. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины реализуют каждодневно на занятиях в поле, на стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы.

Что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в это понятие?

Содержание этого понятия определяется прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда тенденции развития общества требуют от его граждан большого напряжения сил. В таких условиях патриотизм проявляется в высоких благородных порывах, жертвенности во имя своего народа. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и неординарном чувстве.

Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Это объясняется сложной природой данного явления, структурой и многообразием форм его проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в различных условиях в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к Отечеству, от использования ими различных сфер знаний и т.д.

В период общественных катаклизмов, когда происходит переоценка нравственных ценностей, понятие «патриотизм» подвергается своеобразной девальвации. Поэтому проблема патриотизма требует к себе самого пристального внимания.

В литературе имеются различные подходы к пониманию патриотизма:

Во-первых, патриотизм рассматривается как одно из высших чувств, которое впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни.

Во-вторых, понимание высшего развития патриотизма связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм представляет собой не только суть жизни общества, но и источник его существования и развития.

В-четвертых, одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития нашего общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, главной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл ее жизни, исполненной служению Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм – в его духовности. Глубоко духовный в своей основе, патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла человеческой жизни и ее предназначения.

Основываясь на этих и других подходах к пониманию понятия «патриотизм», представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, дать ему целостное определение.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил, здоровья общества, его жизнеспособности и силы, особенно сильно проявляющихся в переломные периоды развития, в годы трудных испытаний.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в военной организации нашего общества. Чувство патриотизма, долга воинов всегда были самым животворным источником силы армии и флота, их побед в сражениях за защиту Отечества.

Самоотверженный, жертвенный характер службы российского воинства всегда подкреплялся всеобщей любовью и уважением к человеку в погонах, к армии, как главному гаранту свободной и безопасной жизни.

В современной России, как и в прежние времена, патриотизм находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. Защита Отечества – это высший воинский долг каждого гражданина России. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Истинный патриотизм находит свое проявление в выполнении гражданином высшего долга перед Отечеством, которым является военная служба. «Издревле, - отмечал замечательный русский философ В.С.Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному и почетному, которому всегда служили самые лучшие, первейшие люди, вожди народов, герои. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвою, освещалось и возвеличивалось в церквах».

К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ, относятся:

  • гражданский долг – постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным требованиям своего государства;
  • воинский долг – система социально-значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, уставах и приказах командиров и начальников;
  • профессионализм – степень овладения своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
  • воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности военнослужащих.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих боевых и морально-психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу – значит своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, если потребуется, встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов, которыми гордится вся страна.

Тема 1. Основы военно-патриотического воспитания
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РФ.

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и защита Российской Федерации.

Военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать свою Родину, с честью выполнять свой воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Для того чтобы в полной мере отвечать своему высокому предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации. Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине и ее народу, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями. Патриотизм - это чувство гордости за успехи и победы своей Родины и горечи за ее неудачи и поражения. Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства. Для военнослужащих патриотизм проявляется, прежде всего, в верности воинскому долгу. Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть независимым от него. Все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятие долга и чести. Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть - есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. Высшим выражением долга в обществе выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей. Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение его гражданского долга. Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Без патриотизма и верности воинскому долгу нет защитника Отечества, а сеть просто наемник, выполняющий свои обязанности за деньги, всегда готовый перейти туда, где больше заплатят. Патриотизм и верность воинскому долгу - это те морально-духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.

^ Дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений

Дружба и войсковое товарищество - это неотъемлемые составляющие Российской Армии. Это боевая традиция развивается на протяжении всей истории Российской Армии. Отличительными чертами настоящего товарищества являются добросовестность и ответственность. Ответственность предполагает добровольную готовность взять на себя труд партнера, помочь ему выполнить его часть работы ради общего дела. Товарищеские взаимоотношения в армейских условиях играют наиболее значимую роль, что связано с самим предназначением Вооруженных Сил и ответственностью каждого военнослужащего за выполнение воинского долга по защите Отечества. Кодексом войскового товарищества являются воинские уставы. Так, в общих обязанностях военнослужащего определено: "Дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, удерживать их от недостойных поступков". Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А. В. Суворов в своей знаменитой "Науке побеждать": "Сам погибай, а товарища выручай". Это стало традицией воинов русской армии. Взаимовыручка в бою, ответственность перед товарищами - все это делает любой воинский коллектив единым целым, увеличивает его боевые возможности и обеспечивает победу в бою. Наиболее полно традиции войскового товарищества нашей армии проявились в годы Великой Отечественной войны. Верные своему народу, Родине советские воины в боях с врагом проявляли образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки Каждый боец в минуту смертельной опасности действовал самоотверженно, шел на смерть ради достижения победы в бою. Дружба и войсковое товарищество создаются и крепнут в повседневной армейской жизни. Одна из ее главных традиций в мирное время - всяческая поддержка военнослужащих молодого пополнения. Это прежде всего помощь при адаптации к условиям воинской службы, постижении всех тонкостей военной профессии, овладении оружием и техникой. Современная военная техника, как правило, подразумевает коллективную эксплуатацию, а это значит, что целая группа воинов (экипаж танка, боевой расчет и т.д.) решает одну общую задачу. В таких условиях ошибка даже одного члена воинского подразделения может нанести ущерб боевой готовности и даже сорвать выполнение поставленной задачи. В современных условиях успех в бою любого подразделения, части, корабля складывается из боеспособности каждого воина, входящего в состав отделения, расчета, экипажа, взвода, роты, от психологической совместимости членов любого подразделения, от их способности действовать слаженно, как единое целое. Достичь этого можно, только воспитывая себя в духе морально-психологических основ боевой дружбы и войскового товарищества. Так, например, воинское подразделение есть воинское формирование, имеющее, как правило, постоянную организацию и однородный состав. К подразделениям относятся: батальон, дивизион, эскадрилья, рота, батарея, звено, боевая часть корабля, взвод, отделение.

| План проведения занятий на учебный год | Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством выполняющий свой долг

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 25
Военнослужащий - патриот,
с честью и достоинством выполняющий свой долг


Великие военачальники и полководцы постоянно подчеркивали, что духовно-нравственные качества имеют приоритетное значение среди других слагаемых боеспособности воина. Исключительное внимание укреплению моральных сил армии придавали А. В. Суворов и М. И. Кутузов, что способствовало их победам во многих сражениях. Генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов говорил: «...сколь ни велики сии предметы (субординация и дисциплина) сами по себе, но останутся бессильными тогда, когда не оживятся они тем воинским духом, который преоборяет все обстоятельства...»

Русский военный теоретик и педагог М. И. Драгомиров (1830-1905) изложил главные требования к солдату.

Преданность Отечеству до самоотвержения;
вера в нерушимость приказа;
решительность и храбрость;
стойкость и решимость безропотно переносить труды, нужды и лишения;
взаимная выручка;
частный почин (разумная инициатива).

Наиболее важное среди духовных качеств российского воина - любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям и народу, т. е. высочайший патриотизм. Чувство патриотизма вполне понятно.

Почти нет людей, которые безразлично бы относились к своей семье, к местности, где они родились и проживают, а значит, и к своей Отчизне. Что же понимают под словом «патриотизм»? Слово это происходит от греческого patris и обозначает преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам и защищать ее от врагов. История нашей страны знает много примеров патриотизма народа.

Один из них - оборона от монголо-татар весной 1238 г. русского города Козельска. Войско хана Батыя, численностью около 120 тыс. хорошо вооруженных и обученных воинов, осадило небольшую крепость, в которой было всего примерно 10 тыс. жителей. Враги атаковали город почти непрерывно в течение 49 дней. Русские отчаянно дрались, делали ночные вылазки, убивали монгольских воинов и уничтожали осадные орудия. После безуспешных попыток взять Козельск штурмом захватчики пошли на хитрость и сделали вид, что уходят. Защитники города стали преследовать монголов и вышли за крепостные стены. И тогда находившиеся в засаде вражеские отряды напали на немногочисленную русскую рать и ворвались в крепость. Бой был страшным. Горожане пошли в ножи. В один день пали еще четыре тысячи врагов, но рядом с ними полегли и последние защитники города. Женщины, старики и дети погибли в огне и дыму, а оставшиеся в живых были безжалостно вырезаны по приказу хана Батыя.

Ярко проявился патриотизм и в событиях 1612 и 1812 гг., когда народ явился решающей силой, которая изгнала неприятеля из России, а также в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Недаром в одной из бесед на вопрос, какие человеческие чувства сильнее всего пробудила в людях война, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков ответил, что во время войны у каждого человека особенно обнаружилось чувство любви к Отечеству.

У российских воинов патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, высокой дисциплине и преданности Отечеству.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Требования воинского долга закреплены в военной присяге и делают поведение воина высоконравственным и общественно значимым. Принимая присягу, российский воин клянется «достойно выполнять свой воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ, Отечество». Чувство воинского долга было присуще и дружинникам Древней Руси, и солдатам Суворова, и бойцам Великой Отечественной войны. Сегодня быть верным воинскому долгу - это значит прикладывать максимум сил и стараний, чтобы умело владеть своим оружием и боевой техникой, успешно применять их в бою.

Одно из решающих условий, которые обеспечивают победу в бою, - воинская дисциплина . Дисциплина есть определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям какой-либо организации. Различают дисциплину государственную, трудовую, воинскую, техническую и т. д.

Под воинской дисциплиной понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников). Значение и роль воинской дисциплины в современных условиях возрастают. Это связано прежде всего с необходимостью согласованных и быстрых действий воинов, подразделений и частей в условиях частых изменений обстановки, больших физических и моральных нагрузок. Поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным. Без крепкой воинской дисциплины и безупречной исполнительности невозможно овладеть современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и сложной военной техникой.

Трудное военное дело требует от людей высоких морально-волевых качеств, а эти качества не приходят сами собой. Они - результат глубокой внутренней убежденности воина в обязательности выполнения требований воинских уставов и сознательном отношении к воинской службе.

Вопросы

1. Что вы понимаете под чувством патриотизма?

2. В чем проявляется патриотизм у российских воинов?

3. Что такое воинский долг?

4. Что понимают под дисциплиной и какие виды дисциплины вы знаете?

5. Что такое воинская дисциплина?