Тема милосердия в произведении гоголя шинель. О любви и сострадании в повести «Шинель. Другие сочинения по этому произведению

Гоголю многим обязаны те, кто

нуждается в защите.

Н. Чернышевский

На мой взгляд, очень справедливы слова Ф. М. Досто-евского о современной русской литературе: «Все мы выш-ли из гоголевской шинели», ведь именно благодаря Гоголю объектом внимания писателей стала нелегкая судьба «ма-ленького человека». Одним из первых Гоголь с необычай-ной силой заговорил об этих незаметных, жалких и, как кажется с первого взгляда, смешных людях, призывая об-ратить на них внимание, стараясь вызвать сочувствие, по-нимание, жалость.

С глубоким чувством сострадания писатель рассказы-вает нам о жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя повести «Шинель», показывая несправедливость и жестокость общества по отношению к этому маленькому человеку». Во многом отношение к Башмачкину товарищей по работе связано было с его неуме-нием постоять за себя, робостью, а также с тем, что на протяжении многих лет в департаменте он, получая до-вольно скудное жалованье, исполнял одну должность — чиновник для письма. Сослуживцы, даже совсем моло-дые, не уважали его, смеялись, «острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия», всячески из-девались над Акакием Акакиевичем: оскорбляли, сыпали на голову бумажки. Не умея ответить обидчикам, Башмачкин все сносил терпеливо, потому что его мысли и чувства были отданы работе. Материал с сайта

Не умея ничего, кроме переписывания документов, Ака-кий Акакиевич трудился «с любовью», у него даже были собственные любимые буквы. Несомненно, перед нами в это образе предстает ограниченная личность, потому что Башмачкин вел скучную и неинтересную жизнь (которая, кстати, его вполне удовлетворяла): он не позволял себе никаких развлечений, не обращал внимания на еду, у него не было других интересов, кроме переписывания, и все мысли — о ровных строчках. Но ведь личность формируется не только на основе тех внутренних задат-ков и способностей, которые даны человеку от рождения, но и в процессе взаимодействия с обществом. Социум зачастую жесток и несправедлив по отношению к «ма-ленькому человеку». Искаженные моральные нормы, лож-ные ценности являются причиной того, что мир принад-лежит богатым и именитым, а честные, порядочные, та-лантливые люди вынуждены прозябать в безвестности, потому что все их усилия пропадают даром. Окружаю-щих не интересует внутренние достоинства человека, но привлекают внешние признаки достатка, удачливости, успеха. Заслуга Гоголя в том, что он сумел не только увидеть, но и показать опасность деградации общества, в котором все более и более увеличивается невнимание, равнодушие людей друг к другу, где в, привычку вошло не только принимать и провожать, но и относится к человеку «по одежке». Это на самом деле страшно, ведь весь смысл жизни, все свое будущее счастье Башмачкин видит не в реальных достижениях, освоении неизвестного, а в пошиве новой шинели, которая из простой одежды вдруг превращается в символ благополучия, уверенности в себе, уважения в глазах других. Еще более ужасно то, что без этой шинели общество не хочет замечать не только жизнь человека, но и его смерть, ведь умершего Акакия Акакиевича в департаменте хватились только на четвертый день.

Впоследствии многие писатели обратили свое внима-ние на «маленького человека», сделав его героем своих произведений. Но именно благодаря Н. В. Гоголю чита-тель впервые услышал тихий жалобный голос, в котором звучит отчаяние и безнадежность: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагедия маленького человека повести шинель
  • трагедия маленького человека
  • трагедия "маленького человека" в повести "шинель"
  • в чем видели свое счастье башмачкин
  • маленький человек в повести гоголя шинель эпиграф

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве.

Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.Что же такое “маленький человек”?

В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного.

В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям.

Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... ОБРАЗ “МАЛЕНЬКОГОЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ”Это неправило, но в жизни нередко случается, чтожестокие и бессердечные люди, оскорбляющиеи унижающие достоинство других, выглядят вконечном...

  2. Загрузка... Мы все вышли из гоголевской “Шинели”.Ф. ДостоевскийРусская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении...

  3. Загрузка... Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается...

  4. Загрузка... Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека»,...

  5. Загрузка... В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их...

Проблемы, которые поднимал в своих произведениях Гоголь, носят злободневный характер. Я считаю, что все они актуальны и по сей день. Писатель не мог смириться с той несправедливостью, которая была свойственна обществу его времени. Люди сильные, властные, бессердечные без тени сомнения могли обидеть, оскорбить людей, которые были намного слабее их. Именно эту проблему раскрывает Гоголь в повести «Шинель».

Надо сказать, что к подобному герою и к подобной проблеме обращались не впервые, но настолько актуальна эта тема звучала только теперь.

Что же собой представляет «маленький человек», и как стоит воспринимать такое явление в обществе?

Да, конечно, не нужно понимать данное выражение буквально. Здесь речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник.

Но «маленьким» является этот человек еще и потому, что его внутренний мир ограничен и ничего собой не представляет. Гоголевский герой беден, во многом незначителен и незаметен. Акакий Акакиевич Башмачкин очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин даже не пытается измениться, совершенствоваться, а снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

По-моему, этот человек не стремится к истинным ценностям. Жизнь его настолько бессмысленна, что, возможно, он и сам не знает, для чего живет. Единственным смыслом его жизни становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания.

Неудивительно, что в дальнейшем кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем.

Прочитав это произведение, приходишь к печальному выводу: людей, подобных Акакию Акакиевичу, великое множество. Значит, много таких же униженных и незаметных. «Маленький человек» является обобщенным образом. Гоголю удалось весьма правдоподобно и, между тем, сатирически показать главного героя, общество, где процветает подобная несправедливость. Автор призывает обратить внимание на «маленького человека», помнить о его существовании.



Но вся жизнь подчиняется только внешнему лоску и блеску. Отсюда и чинопочитание, преклонение перед вышестоящими и пренебрежение остальными: «Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству». Только внешность является основным критерием, по которому люди делятся на тех, кого нужно замечать, а кого нет.

Нельзя говорить о том, что люди не видят, что причиняют боль и страдания другим. Все это прекрасно осознается. И Гоголь знал это. Некоторые обидчики Акакия Акакиевича даже иногда испытывали муки совести из-за своих поступков. Достаточно вспомнить молодого служащего, подшутившего над главным героем. Этот человек вдруг осознал, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…»

Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича, который теперь блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя.

Я думаю, что этот момент можно считать кульминационным, ибо только теперь в некоторой степени восторжествовала справедливость. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.

Гениальность этого произведения заключается в том, что, читая повесть, невольно задумываешься над тем, как ты сам относишься к окружающим людям, и есть ли среди них подобные Акакию Акакиевичу Башмачкину.

Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Повесть «Шинель» Н. В. Гоголя входит в цикл «Петербургские повести». В нем писатель изображает быт и нравы жителей Петербурга, рисует их психологию. Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя. Ее идейно-художественные особенности были оценены многими русскими и зарубежными писателями. «Шинель» считается образцом русской реалистической повести. Недаром писатели последующих поколений считали, что «все они вышли из гоголевской «Шинели».



В центре повествования – судьба чиновника самого низшего разряда Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь описывает нам жизнь и смерть «маленького» человека. Чтобы глубже и полнее раскрыть образ Башмачкина, Гоголь использует такой художественный прием, как гипербола. Можно сказать, что в изображении Акакия Акакиевича переплетаются реализм, гипербола и фантастика. Гиперболические нотки просматриваются везде, уже начиная с описания крещения героя. Долго мучались, выбирая имя младенца, но не нашли ничего лучше имени Акакий: «Ну, уж я вижу, что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться как и отец его. Отец был Акакий, да пусть и сын будет Акакий». Таким образом, подчеркивается неизбежность судьбы героя. Его предки были мелкими чиновниками, и сам он не может прыгнуть выше своей головы. Гиперболически выглядит речь Башмачкина. Говорит он только предлогами, наречиями и частицами, никак не может закончить фразу. Это подчеркивает крайнюю робость героя, забитость, неуверенность.

Гипербола усиливается, когда начинается описание службы Акакия Акакиевича в департаменте. Человек, не блещущий умом и не имеющий никаких интересов, кроме служебных, Акакий Акакиевич жил своими бумагами: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности… он служил с любовью». Действительно, в простом переписывании бумаг он находил свой «разнообразный и приятный мир». Только никто не замечал этого его служебного рвения, получал он самую маленькую зарплату в департаменте, но ему было все равно: «Вне этого переписывания, казалось, для него ничего не существовало». Можно сказать, что Башмачкин был по-своему счастлив. Но мирное течение его жизни было нарушено чрезвычайным происшествием: Акакию Акакиевичу срочно понадобилось сшить новую шинель. Ради этого ему пришлось урезать себя во всем: не зажигать лишний раз свечу, не ужинать по вечерам, ходить по улицам на цыпочках, чтобы не натирать обувь, не занашивать белье и так далее. Все эти лишения он с лихвой замещал мыслью о будущей шинели. Эта мысль стала для него подругой, скрашивающей его одинокую, убогую жизнь: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель». Само провидение помогало Акакию Акакиевичу, и скоро он набрал вожделенные восемьдесят рублей. Вместе с портным Петровичем они выбрали все самое лучшее, и, наконец, шинель была готова.

Можно сказать, что шинель вернула Башмачкина к жизни. Он впервые за несколько лет вышел на вечерние улицы Петербурга, обратил внимание на огромные перемены, произошедшие в городе, любовался на женскую ножку, изображенную в витрине магазина, иронически(!) усмехнулся, увидев прическу какого-то франта.

Но недолго длилось преображение Акакия Акакиевича. Он и дня не проходил в своей обновке. На следующий день вечером ее украли. Это было страшнейшее потрясение для Башмачкина. Он решился на невиданный для него поступок – бороться за свою шинель. Но чиновничья машина не дала ему никакого шанса. Башмачкин добрался даже до «значительного лица» и посмел ему перечить. «Значительное лицо» обвинило Башмачкина в вольномыслии. После этого «Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять… он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения». После этого Башмачкин заболел и умер. В этом также проявляется гипербола: шинель стала для героя целью, смыслом, опорой всей жизни. Без нее существовать он больше не смог.

Но на этом повесть не заканчивается. Далее гипербола перерастает в фантастику. В Петербурге появился призрак в виде чиновника. Он искал пропавшую шинель и под этим предлогом сдирал шинели со всех прохожих, независимо от чина. В этом ходячем мертвеце узнали Акакия Акакиевича. В конце концов, от «рук» привидения пострадало и «значительное лицо», которое тоже лишилось своей шинели: «Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек, - отдавай же теперь свою!»

Так, после смерти Башмачкина восстанавливается справедливость. Кроме того, в фантастических сценах звучит мысль Гоголя о равенстве всех людей. Их отличие только в шинелях, а человеческая сущность у всех одна. Можно сказать, что в этих сценах он встает на защиту маленького человека, «униженного и оскорбленного». Человека, потерявшего свою сущность и ставшего безликим винтиком в огромной машине Петербурга.

Таким образом, при создании образа Акакия Акакиевича Башмачкина основным художественным приемом является гипербола, перерастающая в фантастику. Преувеличением наполнен весь образ Башмачкина. Иногда очень трудно разделить, где реальные факты из жизни бедного чиновника, а где уже применяется гипербола. Мне кажется, что именно этот художественный прием автор использует для того, чтобы показать весь ужас положения маленького человека в большом городе. Такое существование зависит не только от вышестоящих людей, имеющих власть, но и от самого маленького человека, позволяющего себе существовать, подобно растению.

О чем скорбит и кому сострадает Гоголь в своей повести?

Сия есть заповедь моя,

да любите друг друга,

яко аз возлюбил вы.

Эгоизм и хладнокровие - вот, пожалуй, характерные черты современного человека. Забота о себе и преступное равнодушие к своим близким, своим соотечественникам - явление беспрецедентное в истории России.

Такое общество исторически обречено; немало тому примеров можно увидеть в фактах гибели высокоразвитых цивилизаций, представители которых стали заботиться лишь только о полнейшем удовлетворении своих потребностей. Сегодня, как никогда, нам надо очнуться от той духовной спячки, в которую мы погрузились, став организованными потребителями и пользователями, осознать уровень той нравственной деградации, парализовавшей общество, и постараться всем миром Воскреснуть!

Ключи от Возрождения России - в бессмертной душе каждого из нас, в её еще не полностью утраченной способности верить, надеяться, сострадать, любить! Этому сегодня снова надо учиться, учиться с азов... Учиться в лоне Церкви, у святых отцов Православия, у наших русских классиков.

Творческое наследие Н.В. Гоголя, русского писателя-христианина, должно быть по-настоящему востребовано, прочитано, продумано. Сегодня его повесть «Шинель» должна стать нашей настольной книгой и научить нас сострадать и любить ближнего своего. Только братская любовь друг к другу поможет нам сохраниться и окрепнуть как нации...

1. Тема сострадания и любви в повести «Шинель»

1.1.Биография последней повести Н.В. Гоголя.

«Шинель» увидела свет в 1842 году. Первая мысль этой «чудной повести» возникла еще в тридцатые годы. Ей послужила одна история, похожая на анекдот, услышанная Гоголем на одной из петербургских вечеринок.

Речь шла об одном чиновнике, всю жизнь мечтавшем иметь ружье для охоты и копившем на него из своих скудных доходов. Купив же наконец желаемое и отправившись на первую охоту по Финскому заливу, он потерял свое сокровище: ружье было стянуто в воду густым тростником... Вернувшись домой, он слег и уже не встал: его мучила горячка. Лишь тогда, когда товарищи, собрав деньги, купили ему новое ружье, он был возращен к жизни. «Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову», - пишет один из биографов Гоголя П.В.Анненков .

Гоголь вернулся к этой истории спустя несколько лет, будучи за границей, в Италии, пережив венский кризис 1840 года, БУДУЧИ на грани жизни и смерти. Именно тогда он обратился к Богу с горячей молитвой, прося продлить его жизнь хотя бы на два года, чтобы завершить свое произведение.

В «Шинели» 1842 года мы видим нового Гоголя, ранее нам неизвестного. Автор «Миргорода» и «Ревизора», где он выступил беспощадным обличителем человеческих пороков, в своей новой повести глубоко сострадает главному герою. В этом произведении великого русского писателя живет скорбь, печаль о нравственном несовершенстве человека.

Ф.М.Достоевский ощутил в ней плач скорбящей души своего гениального учителя: «Он (Гоголь) из анекдота о пропавшей у человека шинели сделал ужаснейшую трагедию».

«Смех Гоголя 30-х годов преклонился на жалость, - пишет исследователь И.П. Золотусский, - эта последняя повесть Гоголя лежит на полпути от первого тома «Мертвых душ» ко второму и является узловой почтовой станцией на дороге русской литературы».

1.2. Образ Башмачкина и мотив пошлости в повести «Шинель».

О чем скорбит и кому сострадает Гоголь в своей повести?

Чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин служит в одном из департаментов Петербурга. Автор, рисуя его портрет, подчеркивает его ничем не примечательную внешность: «...низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат...». И этот человек самой скромной внешности занимает самую скромную должность: он переписывает деловые бумаги. Но как переписывает! «Мало сказать, он служит ревностно, - нет, он служит с любовью. Так в этом переписывании ему видится какой-то разнообразный и приятный мир», - пишет Гоголь. Мы видим, что для Акакия Акакиевича эта деятельность была источником наслаждения, радости, утешения, даже, можно сказать, вдохновения; она «является для него почти «религиозным» служением и доставляет едва ли не духовное утешение», - считает И. А. Виноградов в статье «Я брат твой...».

Примечательны детали портрета героя в момент «творческого акта»: «...некоторые буквы у него были фавориты, до которых, если добирался, был сам не свой: и посмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило его перо»

Вся жизнь, весь ее смысл, все силы души героя сосредотачиваются на его занятиях копииста - переписчика: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выведенные строки» .

«Эта почти религиозная сосредоточенность Башмачкина на своем ничтожном деле виделась Гоголю отнюдь не просто комической чертой характера, но осмыслялась куда серьезнее - как извращение присущей каждому человеку способности к самоуглублению, к творчеству», - пишет И. А. Виноградов .

Гоголя в «Петербургских повестях» интересует проблема таланта, его расцвета или гибели в душе человека. В «Шинели», рассматривая самоотверженную любовь героя к своему должностному занятию, Гоголь говорит нам о гибели в Акакие Акакиевиче таланта «художника» не в собственном значении этого слова, а в смысле способности человека к «искусству», самоотверженному служению в своей сфере деятельности.

Тема долга является ключевой для замысла «Шинели». «Долг - Святыня, - замечал Гоголь в отдельном наброске. - Человек счастлив, когда исполняет долг» . Сам Николай Васильевич с юности возгорелся ревностью к службе на благо Отечества. С этими благими мыслями он покидал Нежинский лицей и направлялся в северную столицу.

После долгих мытарств в поисках места службы юноша был принят в Департамент уделов, где, начиная с сентября 1829 года, он осваивает канцелярскую науку. Впечатления внимательного молодого человека от своих должностных занятий и общения с сослуживцами послужат ему тем бесценным материалом, на основании которого позднее будет сделан важнейший вывод о роли и значении деятельности государственного служащего.

В статье «Петербургская сцена в 1835 - 36 гг.», написанной в 1836 году, говоря о героях, заслуживающих обличения на русской сцене, Гоголь упоминает о чиновнике канцелярии, который вместо того, чтобы исполнять священную обязанность, наложенную на него должностью, думает только о том, чтобы красиво была написана бумага.

Таким образом, в «Шинели», как и в других творениях Гоголя, где речь идет «об оскудении и извращении души, о ничтожестве и пустоте ее движений при наличии других сил, могущих поднимать человека», сильным аккордом звучит мотив пошлости . «Всюду, где речь идет о пошлости, - пишет протопресвитер Василий Зеньковский, - слышится затаенная грусть автора, - если не настоящие «слезы сквозь смех», то скорбное чувство трагичности всего, к чему фактически сводится жизнь человека, из чего она слагается» .

И поэтому совсем неудивительно, что шинель, на которую долго копил Башмачкин, отказывая себе в необходимом и даже порой голодая, и которая после ее приобретения стала для него «приятной подругой жизни», «женой», стала единственной целью и тем «высоким» смыслом, озарившем столь жалкую, ограниченную, пошлую жизнь героя. Так родилась самая главная страсть в жизни Башмачкина - страсть к вещи, которая и определила название повести.

И когда в результате известного трагического случая шинель исчезает, это событие становится вполне объяснимой причиной его смерти, ибо справедливы слова Спасителя во все времена: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

В 1847 году, при жизни Белинского, увидевшего в образе Башмачкина тип социально-угнетенного «маленького» человека, критик Аполлон Григорьев в своем труде «Гоголь и его последняя книга» писал: «...в образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного...» .

Так в середине 19 века было заявлено о религиозном уровне осмысления повести, но голос критика почти не был услышан. В наше время М.М.Дунаев в своей книге «Православие и русская литература» пишет, что пошлость для Гоголя есть «понятие религиозное», и многих своих персонажей Гоголь судит, сопоставляя их поступки с откровениями Священного Писания.

Гоголевские герои нарушают евангельские заповеди любви, милосердия, снисхождения к ближнему. Нарушая заповеди, они совершают богоотступничество, в результате чего мертвеют их души, а жизнь оказывается пустой и бессмысленной. Душа человека становится беззащитной перед силами зла и может подвергаться различным плачевным состояниям: от животного страха до смертельного уныния, в отличие от души высокой и твердой, которая, по выражению преподобного Серафима Саровского Чудотворца, «не отчаивается ни при каких несчастьях ».

1.3.Евангелийские истины в произведении Н.В. Гоголя.

Но выносит ли Гоголь своему герою суровый и беспощадный приговор?

Что же лежит в основе такого сострадания? «Ключ ко всему, - пишет М. М. Дунаев, - в том знаменитом месте, о котором говорили слишком много, но слишком простой заключенной в нем истины, кажется, так и не обнаружили» . Гоголь, повествуя об атмосфере совершенно бесчеловечного отношения чиновников, сослуживцев к Акакию Акакиевичу, упоминает об одном молодом человеке, который, по примеру других, позволил было посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный , и с тех пор все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных светских людей, и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысиной на лбу, со своими пронизывающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой» .

Я брат твой... «Понятие братства», как пишет М. М. Дунаев, не имеет смысла без понятия об отцовстве. Речь идет о духовном родстве: «Акакий Акакиевич Башмачкин брат каждому из нас, поскольку у нас с ним единый Отец Небесный. Гоголь сострадает не жертве социального угнетения, но творению Божию, не сумевшему проявить в своей любви образ и подобие Отца, в нем, в творении, заключенного» .

Я брат твой... В этих знаменитых, ключевых словах, заключается не только мольба о снисхождении к слабому, беззащитному человеку, сострадании к его тяжкому положению, но и прямой призыв к помощи погибающему таланту. Свидетельством тому служит отношение самого автора к своему герою не как к безнадежному «идиоту» и «уроду», но как к «возможно полноценному и даже гениально одаренному человеку».

Я брат твой... Здесь Гоголь опирается на Евангельские истины: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 11-12, 19-21).

Любовь к ближнему, заповеданная Христом Спасителем, является высшей добродетелью христианина. «...О человеке, как о брате твоем... едином с тобой веры, единого Бога и Отца именующем, сожалей и соболезнуй», - наставлял святитель Тихон Задонский . Очень интересны и важны высказывания святителя о состоянии сердца человеческого, которое праздно быть не может: «Если любовь в сердце живет, то и плоды являются любезные... и благородные, людям приятные. Если враждой занято, то приносит ссоры, злословия... клевету, осуждение, презрение, насмешки и прочее....»[ 13, 494].

Вот этой атмосферой враждебности к человеку, царящей в Департаменте, и был поражен молодой человек. Страшным словом «содрогнулся» (ибо душа ужаснулась при виде беззакония) Гоголь выносит беспощадный приговор всякому унижению человека, созданного по образу и подобию Божию.

1.4. Н.В. Гоголь о смысле сострадания и любви к ближнему.

Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить». А Митрополит Московский Макарий в письме своей духовной дочери утверждал, что «любить ближнего нужно не языком, а делом» [ 14, 25]. Он же пишет: «Какой бы лед не был в сердцах людских, любовь, как солнце, все растопит».

Гоголь, по воспоминаниям товарищей по Нежинской гимназии, с большим вниманием относился к бедности, очень переживал, встречаясь с нею, всегда подавал милостыню, проходя мимо нищих, отказывая себе в покупке любимых лакомств.

По приезде в Петербург в конце 1829 года он сам испытал сильную нужду из-за столичной дороговизны и зимней стужи. В письмах к матери он скорбел о высоких ценах за квартиру, на одежду; в одном из писем была упомянута шинель, которую необходимо было переделать, заменить воротник. «Эти впечатления явились тем бытовым, житейским материалом, который был использован Гоголем при изображении тяжелого материального положения своего героя», - пишет И. А. Виноградов в статье «Я брат твой» .

Позже, уже будучи известным писателем и продолжая испытывать финансовые затруднения, в 1844 году он выделил деньги, вырученные от продажи «Сочинений», бедным студентам Петербургского и Московского университетов. Оставшееся после смерти Гоголя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей, а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукой и искусством», составлял более двух с половиной тысяч рублей.

В духовной зрелости Гоголь, изучая творения святых отцов Церкви, приходит к пониманию, что одной внешней помощи человеку бывает недостаточно. «Любовь... велит нам гораздо больше любить ближнего и брата, чем мы любим, она велит нам оказывать не только одну вещественную помощь, но и душевную, не только заботиться о его теле, но и душе...» ,- пишет Гоголь в «Правиле жития в мире».

Комментируя эти высказывания, И.А.Виноградов пишет: «Проблему оказания душевной помощи современнику - проблему возрождения его мертвой души Гоголь непосредственно связывал со служением Отечеству - на конкретной должностном месте каждого...» В конечном счете исполнение служебных обязанностей - в их подлинном, не подмененном мертвой бумажной перепиской, - решило бы, по Гоголю, и проблему шинели, проблему материального достатка» .

Представитель революционно - демократической критики, Н.Г.Чернышевский в статье «Не начало ли перемены?», оправдывая Акакия Акакиевича, писал: «...вся беда его приписывается бесчувствию, грубости людей,от которых зависит его судьба».

Но позиция Гоголя, человека глубоко верующего, воцерковленного, «идущего и в жизни, и в творчестве самым трудным, самым сложным путем - путем очищения, восстановления в себе образа Божия» , совсем не совпадает с мнением радикального критика. Неблагополучие социальной среды - якобы единственной виновницы в произрастании «современных идиотов» - Гоголь объяснил не влиянием... злонамеренных лиц, но видел в этом проявление присущей каждому человеку общей греховности человеческой природы - неблагополучного состояния души каждого из членов этой среды. «Утопическим упованиям на социальные реформы и революции Гоголь противопоставлял трезвое понимание необходимого духовного воспитания каждого члена общества» , - делает важнейшие выводы И.А.Виноградов, раскрывая подлинный смысл повести «Шинель» каждому читающему и думающему современнику. «Нет уже старого самодержавия, а самовластие по-прежнему царит на Руси, по-прежнему нет уважения к человеку, к человеческому достоинству, к человеческим правам»,-рассуждает философ Н.А. Бердяев в статье «Духи русской революции» .

Сколько пережила Россия революций и социальных реформ, сколько видела и великого человеческого горя и страдания, переживает она и сейчас совсем не простое время.

И сегодня, как никогда, актуальны проблемы, поднятые Гоголем в своей последней повести, потому что не исчезает «неблагополучное состояние среды» из-за состояния души каждого из нас и нашего отношения к своим должностным обязанностям. С особой, набатной силой звучат сегодня, в эпоху глубокого нравственного кризиса в России, слова Н.В. Гоголя: «Нужно вспомнить человеку, что он высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданства, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство» .

Человек, просветленный Божественной истиной и осознавший смысл своей земной жизни, дорожит сокровищами своей души, среди которых любовь к Богу и ближнему своему и жертвенное служение Отечеству.

Позднее в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь задаст насущный вопрос: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей? - Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного!» . Любовь - это огонь, это пламя, охватившее сердце человеческое, и рождается она из первой искры - сострадания. Сострадания к России, ее мукам, ее бедам, ее крестному пути. А Россия - это прежде всего люди, разделяющие с ней ее необыкновенную судьбу. «Беда Башмачкина - одна из частных бед народа», - пишет М.М. Дунаев и цитирует отрывок из статьи Н.В. Гоголя «Нужно любить Россию»: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть вся Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой люби нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А сострадание есть уже начало любви» .

Таким образом, великий смысл «Шинели» открывается нам в «Выбранных местах из переписи с друзьями», шедевре духовной прозы Гоголя. Здесь, в важнейшем итоговом произведении зрелого мастера, находят свое завершение магистральные направления творчества писателя, начало которых положено во всей его художественной прозе. Здесь сделаны окончательные выводы, здесь душа художника успокаивается в открытых ей самим Богом истинах.

Проблема отчуждённости в повести «Шинель» и современное состояние общества в России.

Повесть «Шинель» интересна сегодня для нас еще одной проблемой - проблемой отчужденности. Суть понятия изложена в книге священника Андрея Горбунова «За всех и за вся»: «Отчужденность не является естественным состоянием людей, она противоречит богозданной природе человека. Отчужденность - это внутреннее непризнание личности в другом... т.е. внутреннее убийство другого. Вот почему в Священном Писании сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» .

Непризнание в герое повести «Шинель» личности, отсутствие элементарного человеческого отношения к нему со стороны сослуживцев и «должностного лица», неспособность помочь человеку в беде - все это следствие отчужденности, которое «явилось следствием грехопадения людей...» .

Утрата любви ведет к смерти: «... и Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его никогда и не было». Авторский комментарий к этому событию значителен и заставляет читателя глубоко задуматься: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не нужное». А в подтексте утверждение: «каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно» .

Повесть Н В Гоголя «Шинель» является поистине пророческим произведением русской классической литературы, а проблема отчужденности сегодня - самая насущная наша проблема. При высочайшем уровне разнообразнейших технологий, при господствующем культе наслаждения как смысле жизни и стремление современного человека к полнейшему удовлетворению всех потребностей в современном мире наблюдается катастрофический уровень падения нравственности и разрыва связей между людьми - родственных, дружеских, братских.

В результате такого состояния общества в современной России официально насчитывается более полумиллиона сирот, огромное количество старых и больных людей, умирающих нередко без всякого попечения, а также молодых, погибающих от алкоголя и наркотиков.

Страшный грех - грех безразличия и немилосердия, словно проказа, поразил наши души. Отказываясь от сострадания и любви друг к другу, мы рискуем потерять свое «самостоянье» и исчезнуть как народ.

И как спасительно сегодня возвращение к своим духовным корням, к бесценному литературному классическому наследию, достойное место в котором занимает творчество Н.В.Гоголя, истинного патриота, безгранично любившего Россию и завещавшего эту любовь нам: «Мне кажется, что все, о чем хлопочем и спорим, есть просто суета, и только об одной любви надо нам заботится... О, да поможет нам Бог, и тебе, и мне взрастить эту любовь в сердцах наших» .

Истинное Возрождение России начнётся с возрождения души каждого человека, в котом должна возгореться любовь к Богу и ближнему своему, тогда Господь наш Иисус Христос не оставит нас и никто не сможет отлучить нас от любви Божией.

Гоголь учился любви у святых, которые заботились не только о своем Небесном Отечестве. «Кто носит в себе Духа Святого,- свидетельствует преподобный Силуан Афонский, - тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие...» . Великий чудотворец и подвижник, игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский завещал всем своим чадам: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего...».

Достойный ученик своих великих учителей, Гоголь подвигом своей жизни и творчества сумел повернуть русскую литературу от «эстетики к религии», тем самым освятив ее вечными Евангельскими истинами. Повесть «Шинель» обозначила новое направление в развитии словесного искусства, призвала его на путь воспитания в обществе таких основных христианских добродетелей, как сострадание и любовь к ближнему. Это в высшей мере оценил Ф.М.Достоевский, когда сказал: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».

Литература

Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

1. Анненков П.В. Н.В. Гоголь в Риме летом 1841г. Русская литература 19 века. Первая половина. М., - 1981

2. Бердяев Н.А. Духи русской революции. Литературная учеба. Книга вторая. - 1990

3. Виноградов И.А. «Я брат твой». О повести Н.В. Гоголя «Шинель». В сб.: Евангельский текст в русской литературе 19-20 веков. Петрозаводск. - 2001

4. Воропаев В.А. Малоизвестная часть творческого наследия Н.В. Гоголя. В сб.: Евангельский текст в русской литературе 19-20 веков. Петрозаводск. - 2001

5. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 2х томах. Том 1. Москва-Киев-Париж.- 2002

6. Гоголь Н.В. Нужно любить Россию. Санкт-Петербург. - 2007

7. Гоголь Н.В. Из писем. «Что может доставить пользу душе». М. - 2007

8. Данильцева З.М. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Литература в школе. -2004 №4

9. Дунаев М.М. Православие и литература. Том 2. М. -1996

10. Золотусский И.П. Гоголь М. - 1984

11. Священник Андрей Горбунов «За всех и за вся» М. - 2006

12. Православная энциклопедия, т 11 М. - 2006

13. Творения святителя Тихона Задонского, Том 1. М. - 2004

14 Митрополит Московский Макарий «Письма к духовной дочери»,М. 2006

Щелкунова Светлана Александровна , учитель литературы школы №22 (г.Сергиев Посад)

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам.

Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н.В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А.С. Пушкина. “Маленький человек” - это бедный, незнатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. А.С. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле “петербургских повестей”: “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет” и “Шинель”.

Героем повести “Шинель” является Акакий Акакиевич Башмачкин. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,-- так говорит о Башмачкине сам автор. Гоголь не скрывает ироничной усмешки, описывая ограниченность и убожество своего героя. Он подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин -- робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев”. Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мире, он «ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице», и лишь в «переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать. И вот таким человеком овладело жгучее желание обзавестись новой шинелью. При этом Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Даже внешность его меняется: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... Огонь порою показывается в глазах его...» И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина: «значительное лицо», к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, «распекает» Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет из своего дома. “Значительное лицо” -- обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького человека”. Из кабинета “значительного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без движения”. Только в предсмертном бреду Башмачкин начинает “сквернохульничать, произнося самые страшные слова”; только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть.

Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели “со всех плеч, не разбирая чина и звания”. Оно успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника. Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со «значительным лицом» заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть "маленького человека" чиновничьему Петербургу. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт «маленького человека» становится главной темой повести, бунт Акакия Акакиевича сродни бунту Евгения из «Медного всадника», осмелившегося на мгновение стать на равных с Петром I.

В конце повести мы приходим к страшному выводу: предметом повествования становится отнюдь не история о том, как у героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь. Акакий Акакиевич, по сути, и. не жил. Он никогда не размышлял о высоких идеалах, не ставил перед собой никаких задач, ни о чем не мечтал. И незначительность происшествия, положенного в основу сюжета, характеризует у Гоголя сам мир. Писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Гоголь в повести «Шинель» обратился ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами: одиноких, неуверенных, лишенных надежной опоры, нуждающихся в сочувствии.

Лично я не могу ни беспощадно судить “маленького человека”, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно таким, по моему, изображает его Гоголь.