Тема материнской любви в русской литературе. Родительская любовь в литературе. Материнская любовь Насколько сильна родительская любовь аргументы

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • С. Есенин - стихотворение «Письмо матери». Странни­чество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, все­прощающей материнской любви. Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он - хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тос­ки мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихот­ворении эпитетами «вечерний», «горький». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов - возращение домой из странствий. Он зву­чит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему. В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски, неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни. Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь - образ матери. Закрывается тема беспокой­ством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шу­шуне».
  • А.А. Ахматова - поэма «Реквием». В 1935 году был аре­стован единственный сын Ахматовой, Лев. Вскоре освобож­денный, он еще дважды подвергался арестам, тюремному за­ключению и ссылке. Много часов провела Анна Андреевна в страшной очереди возле старой петербургской тюрьмы «Кре­сты». И когда ее спросили, сможет ли она все это описать, она ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе со­ставившие «Реквием», - поэму обо всех безвинно загублен­ных в годы сталинского произвола. Поэма раскрывает траге­дию матери, потерявшей сына. Причем Ахматова рассматри­вает этот сюжет сквозь призму мифологии, истории. Страда­ния всех матерей в поэме выражены через образ матери Христа, Богородицы, молча переносящей свое горе. Мотив материнс­кой любви, поднятой до общечеловеческого звучания, стано­вится в произведении определяющим: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, Атуда, где молча мать сто­яла, Так никто взглянуть и не посмел». Материнское горе ста­новится у Ахматовой символом горя общенародного и обще­человеческого.
  • В.А. Сухомлинский - статья «Рождение добра». В этой статье В.А. Сухомлинский обращается к старой легенде. Сын, подстрекаемый женой, губит свою мать, вырывает у нее серд­це. Сердце же ее продолжает беспокоиться о сыне. И тогда он горько раскаивается в содеянном и понимает, что натворил. Он уходит вместе с матерью, и они превращаются в два кургана в степи. В этой легенде автор говорито силе материнской любви, о всепрощающем сердце матери.

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:
– К. Г. Паустовский, «Телеграмма»
– И.С. Тургенев, «Отцы и дети»

В матери от природы заложено стремление оградить своего ребенка от всех бед и забот, окружить заботой и лаской. Материнское сердце бесконечно прощает и несмотря ни на что считает свое дитя самым лучшим. Проблема отношения к матери является актуальной по сей день, так как полноценно отвечать взаимностью на все проявления материнской любви способен не каждый.

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» мы можем проследить яркий пример невнимательного отношения к матери. Катерина Петровна проживает в селе Заборье, в старом доме, который построил её отец. Единственными гостями старушки являются знакомый сторож Тихон и дочь сапожника Манюшка, они помогают ей по дому и стараются как-то скрасить её одиночество. Катерина Петровна ценит их помощь, испытывает искреннюю благодарность, но ничто не может отвлечь её от тоски по дочери – единственному родному человеку. Настасья Семёновна живет в Ленинграде и уже три года не приезжает к матери. Настя периодически присылает деньги маме, но даже написать полноценное письмо у нее нет времени. Она работает в Союзе художников, устраивает конкурсы и выставки, обыденность и ответственная должность поглощают девушку целиком.

Безграничная любовь Катерины Петровны к своей дочери не позволяет ей обижаться на неё, она понимает новый склад жизни Насти и смиренно ждет писем. Но увидеться им больше не суждено – старушка вскоре умирает. Анастасия не успевает приехать даже на похороны матери и муки раскаяния преследуют девушку до конца дней.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» одним из второстепенных персонажей является Арина Власьевна. Она живет в своем имении вместе с мужем, Василием Базаровым, в глубинке России. Арина Базарова пожилая дворянка, набожная и мнительная, добрая и боязливая. Она очень любит своего единственного сына Евгения, одновременно боится его и старается во всем понять, даже в нигилистических взглядах. После долгой разлуки она плачет и обнимает “Енюшку”, не желает отходить от него, постоянно смотрит и вздыхает.

Отношение Базарова младшего к матери не назвать примерным, он не показывает своих чувств и редко обращается к ней. Проявление нежностей для него неприемлемо, он не выказывает бурных эмоций сам и запрещает это делать своей матери. Арине Власьевне тяжело сдерживаться, но она покорно слушается и старается никак не обременять сына своим вниманием и заботой.
Судя по словам Евгения своему другу Аркадию, он ценит своих родителей и уважает их, но проявить чувств не может, не считает необходимым. Его признанием в любви к ним можно расценить слова «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». К сожалению, показать свое искреннее отношение к матери и отцу Евгения заставляет лишь скорое приближение смерти.

Мама является самым близким и родным нам человеком, она чувствует нашу боль и переживания, смену настроения и все страхи. Сердце матери невозможно обмануть, но очень легко задеть. Она не покажет обиды, никогда не будет держать зла или обвинять своего ребенка. К сожалению, многие не замечают острых слов, что говорят матери, пользуются бесконечным пониманием, а со временем уделяют все меньше внимания. Мы не должны допускать этих ошибок, чтобы не жалеть когда станет слишком поздно.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема отношения к матери: сочинение ЕГЭ ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

«Что такое материнская любовь»

г. Мыски Кемеровской обл.

В качестве литературного примера можно взять

· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,

· тексты одного блока,

· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.

Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …

При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.

Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …

Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.

Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».

«Что такое материнская любовь»

г. Мыски Кемеровской обл.

В качестве литературного примера можно взять

· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,

· тексты одного блока,

· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.

Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …

При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.

Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …

Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.

Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».

Тема материнской любви в русской литературе.

«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время , в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг , «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.


«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг, «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек , он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек , и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина . И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога. В данной статье я представлю вам сочинение на тему: “Проблема отношения к матери: аргументы “. Данный вариант вы можете использовать при подготовке к экзамену ЕГЭ по русскому языку.

Проблема отцов и детей актуальна и по сей день. От родителей зависит будущее ребенка и его становление, как личности. С годами дети становятся самостоятельными людьми и очень часто забывают о том, что именно мама и папа были их проводниками во взрослую жизнь. Именно эту проблему и раскрывает автор в своем произведении.

Многие великие поэты и писатели в своих работах рассматривали данную тему. Классическую форму семьи мы можем наблюдать в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. По мнению автора, отец должен заниматься христианско-нравственным воспитанием ребенка, а мать отдавать свою любовь и ласку, будучи хранительницей очага, окружать каждого члена семьи заботой.

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева “Воробей” материнский инстинкт, стремление защитить свое потомство ведет птицу к героическому бою с собакой. Любовь матери к своим детям здесь воплощена в образе воробья.

Проблема отношения к матери ярко прослеживается в произведении Константина Георгиевича Паустовского “Телеграмма”. Главная героиня Настя живет в городе Ленинграде. Её жизнь полна забот и проблем. По ее мнению, они настолько важны и неотложны, что, получив телеграмму о болезни своей родной матери, Настя не может вырваться к ней домой. Лишь осознав то, что ее промедление может привести к трагическим последствиям, она отправляется к маме в деревню. Но уже слишком поздно, и время не повернуть вспять: мать умерла.

Трепетное отношение к матери находит место в стихотворении Сергея Есенина “Письмо к матери”. Главный герой беспокоится о здоровье своей мамы и не хочет волновать ее своими заботами: “ты жива еще старушка, жив и я, привет тебе, привет”.

На мой взгляд, проблема отношения к матери будет актуальной всегда, ведь очень часто под грузом своих проблем и забот мы забываем о самых близких нам людях и почему-то не можем просто позвонить домой и сказать: “Привет, у меня все хорошо, я вас люблю!”.

Вот так выглядит один из вариантов сочинений на заданную тему с соответствующими аргументами. Все мои работы вы можете найти в категории “ “. Надеюсь, они помогут вам в построении своих мыслей и подготовке к ЕГЭ. Если у вас остались какие-либо вопросы по каркасу или грамматическим вкраплениям, задавайте их в комментариях, я обязательно дам вам ответ! Всего доброго!