Тема: А. Платонов "Разноцветная бабочка". Конспект урока по литературному чтению А. П. Платонов «Разноцветная бабочка» (4 класс) За ней, как за своей мечтой ушел Тимоша

Сформировать представление о силе материнской любви, о нравственном поиске главного героя. Закреплять навыки выразительного чтения, умение давать характеристику герою и анализировать произведение.

· Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения с помощью других литературных жанров; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

· Воспитывать чувства доброты и сострадания; любови и трепетного отношения к матери; уважения мнения одноклассников, умение слушать, обсуждать, принимать единое верное решение; интерес к предметам.

Тип урока: интегрированный урок.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, слайд – фильм «Бабочки»; текст легенды, рабочая тетрадь, принадлежности для рисования, шаблон открытки, карточки

ХОД УРОКА

Организационный момент

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Сообщение темы урока .

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И чтобы урок прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока» –

    Быть активным!

    Высказывать своё мнение!

    Слушать мнение других!

    Быть внимательным и аккуратным!

На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным советским автором и его произведением «Разноцветная бабочка». А сегодня мы проанализируем произведение и выявим идею легенды.

Насколько вы были внимательными при чтении рассказа, я узнаю, если вы сможете вставить слова в данный текст. Работа с «дырявым» текстом (карточки).

Актуализация знаний.

Краткий пересказ, заглавие каждой части

1. Работа над первой частью

Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
- Что на это говорила и советовала мама? Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность, детство на берегу моря.
(На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.)
2. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть?
Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.
З. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?
- Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)
- Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
4. Работа над четвертой частью. .
- Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
Материнская любовь.
5 . Характеристика поступков героев – Тимоши, Анисьи.

Работа с кластером (характеристика героев) в рабочих тетрадях.

Вам предлагается проблемная задача.

Как поведение характеризует героев?

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.

Обобщение.

Что для вас значит мама?

Высказывания, стихи о матери

Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.(Кайл Гибран)

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери. (Паддок)

Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать. (Сухомлинский).

У вас на листе бумаги обведён шаблон, цвет бабочки выберите сами, а после украсите её с помощью тёплых и холодных тонов. Прежде чем вы начнёте работу, предлагаю вам посмотреть разнообразие цветных бабочек. (видеофильм)

Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

Рефлексия. Ребята на заранее приготовленных листочках в виде цветочков записывают то, без чего, по их мнению, невозможна полноценная жизнь. Их работы оформляются на доске. Учитель обобщает написанное ребятами.

Я желаю вам, чтобы в вашей жизни была заветная мечта и, чтобы она осуществилась, но при этом, чтобы каждый из вас не забывал о своих родных и близких, друзьях, о родном доме.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

Оценки за урок.

Оценить вашу работу хотела бы пословицами

«5» Кто в работе впереди, у них орден на груди. Умение везде найдёт примененье.

«4» Постоянство – залог успеха. Книгу читаешь – на крыльях летаешь.

«3» Без труда хлеб не родится никогда. Без знаний будешь делать дело – не жди плодов.

Домашнее задание. Написать отзыв о произведении.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС
ТЕМА: Андрей Андреевич Платонов «Разноцветная бабочка»
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с автором Андреем Андреевичем Платоновым и его произведением «Разноцветная бабочка»
ЗАДАЧИ:
Образовательная: познакомить с главной идеей произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»;
Развивающая: развивать умения выражать свои мысли и чувства, внимание;
Воспитательная: воспитывать чувство долга перед родными и близкими.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.2. Выразительно читать и пересказывать текст.3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.4. Умение работать в группах.Регулятивные УУД1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.2. Проговаривать последовательность действий на уроке.3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.4. Учиться работать по предложенному учителем плану.Личностные результаты1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ТИП УРОКА: Изучение новых знаний.
ВИД УРОКА: Новые подходы в усвоении новых знаний: социальное взаимодействие учеников на уроке
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- по источнику полученных знаний: словесный, наглядный.
- по способу организации познавательной деятельности:
частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА
Этапы урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. Момент
Создание комфортной атмосферы
Психологический настрой Приветствие
Здравствуйте ладошки- хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки – топ, топ.
Здравствуй мой носик – бип, бип.
Здравствуйте все.
Тихонечко садимся. Выполняют
Создание проблемной ситуации
Решение проблемной ситуации
Формулировка темы урока
Работа с текстом
Работа в группах по прочитанному тексту
Прогнозирование
Дом. Задание
Рефлексия
Итог урока
Сегодня, мы с вами продолжаем работать с разделом «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». МЫ БУДЕ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ.
Кто мне может напомнить правила работы в группе.
- работать дружно и активно;– уметь слушать друг друга;– уважать друг друга;– выслушивать ответы другой группы.
Девиз сегодняшнего урока:
Вместе не трудно,вместе не тесно,вместе легкои всегда интересно!
Сегодня мы будем работать с новым произведением. А вот кто его написал, попробуйте расшифровать сами в группах.
Перед вами слоги(БЕЛЫЙ ЦВЕТ), вам необходимо расположить их в таком порядке, чтобы получилась фамилия автора.
ТАК ЧЬЁ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЫ С ВАМИ БУДЕМ ЧИТАТЬ?
МОЛОДЦЫ!
И правда, мы сегодня будем читать произведение А.П. ПЛАТОНОВА
Рассказ об Андрее Платоновиче Платонове. А.П.Платонов (Климентов) родился в 1899 году в слободе (поселок, пригород) Ямской при Воронеже. Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. По окончании начал работу. Жизнь, как и творческая судьба, была трудной. Но это закалило его характер. Очень любил книги. Читал и писал обо всем.
- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений.
А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (Бабочка)
Попробуйте сформулировать тему урока
Давайте, мы с вами откроем учебник стр.117 и посмотрим на это произведение.
Прочитайте
А как вы думаете, каких целей мы, сегодня должны достичь?
Правильно, а ещё мы с вами
А как вы думаете, что такое легенда?
Давайте, сверим наше предположение с учебником
А как вы думаете
1 ЧАСТЬ
Положите текст перед собой и внимательно следим, какие слова вам не понятны, подчеркиваете простым карандашом.
ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ
ОСТАНОВКА
Какие слова были непонятны?
(ХИЖИНА, ХУДОЕ, ЧЕРЕПИЦА, ОСЕРЧАЛА)
Давайте посмотрим, что они обозначают.
Беседа
1.Где жила Анисья?
2.Где она работала?
3.А сейчас она работает?
4.Что за горе произошло у Анисьи?
Анисья, МАМА, у неё был сын, но однажды он ушел из дома и не вернулся. Но она все ждала его. Мама надеется и ждет, когда к ней вернется ее сын.
2 ЧАСТЬ
Продолжаем работать с текстом.
АУДИОЗАПИСЬ
ОСТАНОВКА
Беседа, выборочное чтение
1.Для чего Тимошка убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек) 2.Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того что бабочка не летает). 3. Что говорила и советовала мама? Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!) 4. Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте. (- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).
Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (БАБОЧКА)
3 ЧАСТЬ
Я начну, а кто продолжит. Следим.
1. С кем встречался Тимоша в горах? (С бабочкой). 3. Что необычного было в ней? Прочитайте. (Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.) 4.Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.) 5. Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю) 6. Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный) 7. Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
8. Что произошло с ТИМОШЕЙ? (упал в пропвсть)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Мы с вами прочитали 3 части произведения, давайте теперь поработаем с ними в группе.
Возьмите листочки желтого цвета.
У каждой группы свое задание (ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ).Внимательно его прочитайте.
И выполните.
А мы потом проверим.
Синквейн на тему МАМА
Синквейн на тему ТИМОША
Синквейн нп тему БАБОЧКА
Паспотрт героя произведения
Паспорт героя произведения
МОЛОДЦЫ!
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ЕЩЕ РАЗ ВПОМНИМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО С ТИМОШЕЙ.
Возьмите листочек зеленого цвета.
А сейчас давайте подумаем, что произойдет дальше. У каждой группы свой листочек с номером (ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ). Нам необходимо заполнить листочек, ответив на вопрос.
1.Что произойдет с ТИМОШЕЙ дальше?
2. Дождется ли мама сына?
Читает один, из группы и вывешиваем на дерево.
А что на самом деле, произошло дальше, мы с вами узнаем на следующем уроке. Дома вам необходимо будет дочитать произведение до конца, и тогда мы с вами узнаем, правильно ли мы с вами предсказали судьбу мальчика и мамы.
Ребята, перед вами бабочки, давайте мы их вместе с вами раздадим звездочкам, которые у нас есть на доске.
РЕФЛЕКСИЯ
1 – Было трудно, не все смог выполнить и понять.
2 – Почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!
3 – Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично!
Молодцы. Мне очень понравилось, как вы работали. А вам понравился урок, если да похлопайте в ладошки, если нет, потопайте ножками, если вы еще не знаете просто сядьте красиво. Слушают
Читают хором
Выполняют
Отвечают
Слушают
Отгадывают
Формулируют
Читают
Дети следят по тексту и подчеркивают непонятные слова
Разбор слов
Отвечают на вопросы
Чтение
Выборочно читают текст
Отвечают
Слушают
Отвечают
Работа в группе
Читают получившийся результат
Отвечают на вопросы

    1. О разлуке мамы с сыном.
    2. О вечной материнской любви.

    4.Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия. Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД - формирование умения доказывать свою точку зрения, умения работать с источником информации, сохранение учебной задачи.

    Каждая группа работает по индивидуальному заданию.

    1 группа - Составить характеристику героя.

    2 группа - Проследить взаимосвязь между словами- бабочка, звезда, пропасть.

    4 группа - Что для Тимоши стало главным.

    5 группа - Жизнь матери без сына.

    ФИЗМИНУТКА (способствует снятию эмоционального и физического напряжения, способствует поддержанию активной мыслительной функции)

    Коммуникативные, познавательные УУД - использование речевого средства для решения заданной задачи, формулирование собственного мнения, выявление познавательного интереса.

    Работа со словарями.

    Значение слов - любознательность, любопытство;

    Синоним к слову жалость.

    Обобщение учителя: В жизни каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, но какой бы ни была мечта, не забывайте, что нет ничего на земле дороже, сильнее и преданнее, чем материнская любовь.

    Составление синквейна.

Творческое задание

Что для вас значит мама?

Регулятивные, личностные УУД - осознание своего участия в организации учебной деятельности, формирование самооценки.

Когда возникли затруднения?

6.Домашнее задание

Составить синквейн о Тимоше.

Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие по литературному чтению по теме "Разноцветная бабочка" »

Тема: А.Платонов. Разноцветная бабочка.

Цель: формирование представлений учащихся о силе материнской любви.

Задачи: формировать умение давать нравственную оценку человеческим поступкам;

совершенствовать умения работать с текстом;

развивать познавательную активность, творческие способности, умение анализировать, делать выводы;

воспитывать трепетное отношение к матери, чувство уважения к мнению одноклассников.

Оборудование: презентация, текст легенды, карточки с заданиями для групп, оценочные листы, словарь синонимов, толковый словарь, слова для характеристики героя и его поступков, принадлежности для выполнения творческой работы.

1.Мотивирование к учебной деятельности

Коммуникативные УУД – способствует созданию состояния психо -эмоциональной стабильности, внешней мотивации;

Личностные УУД – внутренняя позиция ученика на уровне положительного отношения к процессу обучения.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать пора.

Посмотрите на наших гостей,

Подарите им свои улыбки.

Закройте глазки, поблагодарите своих родных за заботу, любовь, которую они вам дарят, пожелайте им удачи и добра.

2.Актуализация

Познавательные, регулятивные УУД – обеспечивает высокий уровень вовлечённости учащихся в учебную деятельность, создание ситуации речевого высказывания

Прочитайте слова.

ПРОПАСТЬ

Что их объединяет?

Сегодня заключительный урок по произведению А.Платонова.

Как вы думаете, какой итог работы над произведением, мы должны подвести?

Правильно, нужно выявить идею произведения, или главную мысль,

ответить на вопрос: Почему А.Платонов назвал произведение «Разноцветная бабочка»?

Цель перед нами поставлена.

Сформулируем учебные задачи сегодняшнего занятия.

3.Анализ условий решения задачи.

Регулятивные УУД – принимать установленные правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий.

Коммуникативные УУД – создание ситуации речевого высказывания, участие в диалоге.

Познавательные УУД – выделение необходимой информации, применение полученных знаний.

Работа в группах. В каждой группе есть координатор, который направляет работу группы.

Чтобы работа удалась, напомним правила урока:

    Быть активным.

    Высказывать своё мнение.

    Выслушивать мнение другого.

Как развиваются события, описанные в легенде? (краткий пересказ)

Перед вами несколько утверждений.

Какое утверждение, по вашему мнению, определяет главную мысль произведения?

    О разлуке мамы с сыном.

    О мечте, которая увела сына от мамы.

    О вечной материнской любви.

    Каждая группа работает по индивидуальному заданию.

    О прозрении сына, оценившего силу материнской любви.

В ходе работы, вам предстоит подтвердить предположение или опровергнуть.

4.Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия. Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД – формирование умения доказывать свою точку зрения, умения работать с источником информации, сохранение учебной задачи.

Каждая группа работает по индивидуальному заданию.

1 группа – Составить характеристику героя.

2 группа – Проследить взаимосвязь между словами- бабочка, звезда, пропасть.

3 группа - Составить характеристику поступков героя.

4 группа – Что для Тимоши стало главным.

5 группа – Жизнь матери без сына.

ФИЗМИНУТКА (способствует снятию эмоционального и физического напряжения, способствует поддержанию активной мыслительной функции)

Коммуникативные, познавательные УУД – использование речевого средства для решения заданной задачи, формулирование собственного мнения, выявление познавательного интереса.

Какие черты характера выделили у Тимоши? (жестокость, упорство, упрямство, любознательность)

Нужны ли человеку такие качества?

Какую роль сыграла в судьбе Тимоши бабочка?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться своей мечты? (доброта, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие)

Как вы оценили поступки Тимоши? (безразличие, эгоизм, жестокость, жалость, сострадание)

Работа со словарями.

Значение слов – любознательность, любопытство;

Синоним к слову жалость.

Почему Тимоша больше не ловил бабочек?

Что предпринял он, чтобы вернуться к маме?

Почему плакал? Какие сны видел?

Сумел ли Тимоша понять, что жил неправильно?

Какие черты открылись в нём? (любовь, раскаяние, трудолюбие)

Как жила мама, пока ждала сына? Считала ли она время? Куда по её мнению ушёл Тимоша? Что ей чудилось в ночном небе? О чём говорят её тихие слова, обращённые к сыну? Кого увидела мать перед собой? Что она сказала ему? Что в этот момент желала мать? Что она почувствовала, когда обняла сына?

Рефлексия.

Какое чувство стало главным для мальчика?

Какую роль сыграла бабочка в этом произведении? (помогла понять, что нет ничего важнее чем мама)

Какова главная мысль произведения?

Сумели ли вы подтвердить предположение о том, какое утверждение определяет главную мысль легенды?

Обобщение учителя : В жизни каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, но какой бы ни была мечта, не забывайте, что нет ничего на земле дороже, сильнее и преданнее, чем материнская любовь.

Составление синквейна.

Добрая, нежная (ласковая, единственная)

Любит, ждёт (надеется, стареет)

Всегда простит своих детей (защитит своих детей)

Счастье, что есть мама! (Мама - самое дорогое!)

О чём заставило задуматься произведение А.Платонова «Разноцветная бабочка»?

Творческое задание

Выполните работу для своих мам. Бабочка, изображённая на сердечке.

Что для вас значит мама?

5.Рефлексия

Регулятивные, личностные УУД – осознание своего участия в организации учебной деятельности, формирование самооценки.

Что было интересным на уроке?

Когда возникли затруднения?

Обведите свою ладошку, запишите пять качеств, которые вы считаете самыми важными в человеке, которыми должен обладать человек.

6.Домашнее задание

Составить синквейн о Тимоше.

Класс: 4

Учитель: Смолькина Е.В.

Тема:

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

    Совершенствовать навыки чтения

    Формировать правильное, осознанное чтение без ошибок

    Активно формировать речевые умения учащихся

Развивающие:

    Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное

    Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.

Воспитательные:

    Воспитывать уважение и любовь к матери

    Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим

    Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)

    Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приёмы: объяснительно – побуждающий, инструктивно – практический, частично – поисковый, беседа, чтение с остановками, ассоциации, пятистишье, анализ.

Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, беседа

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо

Оборудование: портрет А.П.Платонова, текст, слайды «Бабочки», памятки «Пятистишье», проектор, выставка книг.

Ход урока

I .Организационный момент

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

II . Сообщение темы урока.

    Тему урока вы определите сами, разгадав загадку

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

    Ассоциация

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «бабочка»?

Дети отвечают. Ответы записываю на доску.

    Прогнозирование по названию

Судя по названию, о чём будет произведение?

А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»

Дети высказывают предположения

После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

Показ слайдов «Разнообразие бабочек»

«БАБОЧКИ (чешуекрылые) (Lepidoptera), один из наиболее крупных отрядов насекомых, включающий более 140 тысяч видов. Разделяется на более чем 100 семейств. Распространены всесветно, за исключением областей, занятых ледниками. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (Psychidae) (размах крыльев 1-2 см), самая крупная - южно-американская совка агриппа (Thysania agrippina), с размахом крыльев в 30 см.. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одними из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее».

На уроке мы познакомимся с произведением А.П.Платонова

Прочитайте про себя лексическое значение слова «притча»

«Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ» словарь Ожегова

Прежде чем знакомится с притчей, давайте познакомимся с автором

Сообщение автобиографов

А. П. Платонов (1899-1951)

Русский советский писатель. Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Андрей Платонович – старший сын в семье, где было десять детей. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Пятнадцати лет начал работать. Еще подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Работал в редакции многих газет, в журнале “Железный путь”. Платонов участник Гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт. В 1927 г. переезжает в Москву, где выходит первый сборник рассказов “Епифанские шлюзы”, принесший ему известность. В 1928 г. появились две книги “Луговые мастера”, “Сокровенный человек ”. С 1926 г. работал над большим романом о революции “ Чевенгур”. Во время войны был специальным корреспондентом газеты “ Красная Звезда”, находился на фронтах Отечественной войны. В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, много работал. Писал Платонов и для детей, и для взрослых. Какие произведения вам уже известны? Сказки: “Неизвестный цветок ”, “Безручка”, рассказ “Никита”.Но о чём бы не писал А.Платонов, его сердце всегда оставалось добрым и чутким к каждому человеку, а каждая книга дарила и дарит радость и счастье новых открытий. Не сразу поняли и приняли читатели произведения А.Платонова.Они казались подчас слишком своеобразными, оригинальными, сложными, потому что в них нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас.

Выставка книг А.П.Платонова

Давайте вспомним “золотое правило” во время творческой работы.

Дети читают вслух:

    Мы должны активно работать на уроке.

    Высказывать свое мнение, не бояться слушать мнение другого, не перебивать его.

    Не смеяться над высказываниями других (уважать мнение одноклассника).

III . Знакомство с текстом

Инструкция:

    Если вы прочитали, а время ещё осталось, перечитайте ещё раз.

    Строго выдерживать время, отведённое на чтение части.

Чтение до 1 остановки (чтение шепотом)

Что вас поразило?

Что вы почувствовали?

Было ли с вами подобное?

Лексическая работа по словарю С. И. Ожегова.

    Хижина – небольшой сельский домик, избушка.

Чтение 2 части (чтение про себя)

Подтвердились ли ваши предположения? (сверяем)

Какая была бабочка? Опишите её внешний вид.

Почему мальчик решил, что бабочка недобрая? Почему он всё – таки побежал за ней?

IV . Физминутка под музыкальное сопровождение

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – тихонечко присела,

На четыре улетела.

V . Работа над текстом

Чтение 3 части (чтение учителем)

Подтвердились ли ваши предположения?

Какое чувство стало главным для Тимоши? Что же наконец понял он?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство даёт ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

О чём говорят тихие слова матери, обращённые к Тимоше? Объясните, как вы их понимаете.

Какая же концовка у притчи? Трагическая или счастливая?

Чтение 4 части (хорошо читающий ученик вслух)

Вывод:

Сверим с нашими первыми предположениями. Что подтвердилось, а что нет?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель:

    О разлуке матери с сыном?

    О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?

    О материнской вечной любви?

    О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, или как звезда в высоком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу каждому из нас.

Рефлексия:

    Обратная связь

Напишите пятистишье по своим переживаниям

1. МАМА

2. добрая, нежная, ласковая

3. любит, надеется, стареет

4. всегда простит своих детей

5. счастье

    Публикация

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы и сдают учителю.

Домашнее задание (силуэты бабочек) (1 мин)

На выбор:

    написать сказку или рассказ о силе материнской любви

    проиллюстрировать произведение

    подобрать пословицы о матери

Оценивание .

    Кому на уроке все было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно, прикрепите свою фишку веселого человечка.

    Если вы затруднялись при выполнении задания, чувствовали себя неуверенно, прикрепите фишку второго человечка.

    • Кому на уроке ничего не было понятно, трудно было отвечать на вопросы, прикрепите фишку грустного человечка.

Прикрепите карточки – настроения на доску.

Оценивание учителем.

Вот опять звенит звонок.

Пора заканчивать урок.

Вам спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

Ситникова Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 33"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка. Конспект урока.
Тема: Технологическая карта урока А. Платонов "Разноцветная бабочка"..
Дата публикации: 02.04.2017
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Литературное чтение.

Класс: 3 Б.

Учитель : Ситникова Ольга Викторовна.

Тема урока : Платонов А. «Разноцветная бабочка». (Урок № 2)

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать навыки чтения.

Формировать правильное, осознанное чтение.

Активно формировать речевые умения учащихся.

Развивающие:

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на

прочитанное.

Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.

Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и любовь к матери

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим

Воспитывать коммуникативные умения учащихся (работа в парах)

Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П. Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Используемые технологии:

технология проблемного обучения;

информационно-коммуникативные технологии;

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

индивидуальные;

групповые.

Ход урока.

Этапы урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент.

Создание

комфортной

атмосферы.

Психологический

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

«Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает».

Дени Дидро

Как вы понимаете это высказывание?

Чтобы урок наш прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока»

1. Быть активным!

2. Высказывать своё мнение!

5. Быть внимательным!

Тихонечко садимся.

Высказывают свои мнения,

формируют общее, единое

Отвечают

II. Мотивация

деятельности.

Чему мы учимся на уроках чтения?

Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим

дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.

Речевая разминка

Работа над выразительным чтением (про себя, вслух).

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

«Что ты спрятала в ладони?» -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала, счастье я держала. (Агния Барто)

Дети отвечают (на уроках чтения

Дети читают стихотворение про

Дети читают стихотворение вслух

(нежно, тихо, громко, радостно)

III. Актуализация

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Дети отвечают, слушают,

дополняют, уточняют высказанные

Каков жанр этого произведения?

Вспомните значение слова легенда.

В какой раздел вошло произведение А.П. Платонова?

А почему это произведение включено в этот раздел?

Легенда

Легенда - фантастический рассказ,

поэтическое предание о каком-либо

событии или лице.

О совести и долге.

Потому что оно учит нас любить,

все живое, любить свою мать.

IV. Создание

проблемной

ситуации

О чём рассказывается в легенде? Назовите тему этого произведения.

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель? Какая основная мысль (идея) этого

произведения?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

А что для этого нужно сделать?

Высказывания детей.

с другом во время беседы

Проанализировать легенду

IV. Сообщение

темы урока.

Постановка

учебной задачи.

Сегодня мы с вами продолжим работу над легендой А. П. Платонова «Разноцветная

бабочка».

Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке?

Дома вы дочитали легенду до конца. Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?

Назовите главных героев легенды?

Слушают, принимают единую точку

зрения в ходе выявления цели и

Проанализировать произведение

А.П. Платонова «Разноцветная

бабочка» и сформулировать идею.

Обменяться мнениями,

аргументируя своё

Мать, Тимоша, бабочка.

V. Решение

проблемной

задачи. Работа с

кластером

(характеристика

Чтобы решить поставленную задачу, я предлагаю дать характеристику героям и заполнить

1. Характеристика Тимоши.

Где жили Тимоша с мамой?

Что произошло с мальчиком?

Почему Тимоша убегал из дома?

Как это характеризует его?

Как он вел себя после прогулок?

О каких качествах это свидетельствует?

Что советовала ему мама? Прочитайте.

Заполняют кластер

Находят характеристику героя в

тексте, ищут информацию,

подтверждающую высказывания

На берегу Черного моря в

каменной хижине.

Убежал из дома и не вернулся.

Поиграть, разговаривать с

камнями, ловить бабочек.

Он был любознательный.

Горевал от того, что бабочка не

- Жалость, сострадание.

Не умрет и жить не будет, -

говорила мать.- Ей надо летать,

чтобы жить, а ты ее поймал и взял в

Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.

Это предупреждение для Тимоши, но ни он, ни его мать не поняли этого.

Что увидел Тимоша, возвращаясь однажды вечером домой?

Какой вывод сделал Тимоша?

Почему она добрая?

Какая черта характеризует Тимошу в этой ситуации?

С кем состоялась следующая встреча?

Что необычного было в ней? Прочитайте

Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая?

Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери?

Как это характеризует героя?

Что увидел Тимоша в конце тропинки?

Где оказался Тимоша?

Прочитайте описание пропасти, в которой оказался мальчик.

Отчего он заплакал?

О чём это говорит?

Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери?

Как это характеризует его?

руки, крылышки ей обтер, и она

стала больная... Ты не лови их!

Проложил неизвестный человек,

который ушел по ней на небо через

самую высокую гору,- ушел и

больше не вернулся; он был

бездетный, никого не любил на

свете, земля ему была не мила, и все

его забыли.

Упала капля росы на былинку.

Это добрая капля!

- Наблюдательный.

С бабочкой.

Она была велика, словно птичка, и

крылья ее были в цветах, каких

Тимоша не видел никогда. От

дрожания ее крыльев мальчику

казалось, что свет отходит от нее и

Не говорила, не смотрела на него.

Поймать только одну бабочку,

самую хорошую, последнюю.

- Упрямый, непослушный,

целеустремленный

Все небо, а близко от него сияла

большая добрая жмурящаяся звезда

На дне пропасти.

От разлуки с матерью.

О раскаянии, о любви к матери.

Царапал стену ногтями; бил и

крошил гору, пробивая себе путь.

Трудолюбивый.

Физминутка.

VI. Обобщение

изученного.

Какое чувство стало главным для Тимоши?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство даёт ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери?

Высказывания детей.

Взаимодействуют с учителем, друг

с другом во время беседы

Что вы взяли полезного для себя?

1.Составление синквейна.

А теперь я предлагаю вам поработать в группах и составить синквейн.

Что такое синквейн?

Синквейн на тему «ТИМОША»

2. Упорный, любознательный.

3.Убегает, ловит, долбит.

4. Увлечён своей мечтой.

5. Судьба.

Можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный перед нами в начале урока?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель?

О разлуке матери с сыном?

О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?

О материнской вечной любви?

О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит

основа жизни, её смысл.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу,

или как звезда в высоком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет

ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу

каждому из нас.

Работа в группах

Синквейн – это необычное

стихотворение, состоящее из 5

Читают получившийся результат

Обменяться мнениями,

аргументируя своё

Обобщают, систематизируют;

VII. Итог урока.

Что вы для себя поняли?

Чему научила вас эта сказка-быль?

На следующем уроке мы продолжим работу над легендой А.П. Платонова «Разноцветная

бабочка».

Отвечают на вопросы

Дополняют, уточняют, принимают

иную точку зрения

VШ. Домашнее

Подготовить краткий пересказ

Определяют степень трудности