Телеведение. Сериал «Черное зеркало

Но в основном про другое.

С именем Клода (Лоррена) оказалось связано загадочное приспособление, именуемое англо-вики стеклом Клода или черным зеркалом (A Claude glass or black mirror).
Я не нашла, "как это сказать по-русски", в вики-р стекла нет, а поиск выдает бесчисленное количество черных зеркал-игр-сериалов-телепередач и пр.
Не знаю даже, известно ли это приспособление у нас вообще.
"Оно лихо использовалось художниками в Англии в конце 18 и начале 19 веков в качестве основы для рисования эскизов живописных пейзажей. "
"Стекло Клода названо в честь Клода Лоррена, пейзажиста 17-го века, имя которого в конце 18-го века стало синонимом живописной эстетики. Стекло Клода должно было помочь художникам создавать произведения искусства, аналогичные Лоррену. Уильям Гилпин, изобретатель живописного идеала, выступал за использование стекла, говоря "оно дает объекту природы мягкий, сочный оттенок, как краски этого Мастера» ."

Эта картинка Лоррена используется во всех 7 виках, повторяющих практически один и тот же текст про черное зеркало Клода.

Хотя вики-а не утверждает, что Клод изобрел это стекло-зеркало, делает это:))
"...было изобретено французским художником Клодом Лорреном в семнадцатом веке ".
Там же сообщается, что "стекло Клода вышло из моды около середины девятнадцатого века, вероятно, из-за враждебности Джона Раскина, влиятельного арт-критика, который раскритиковал их в «The Elements of Drawing», потому что они фальсифицировали внешний вид (appearance); он предпочитал, чтобы художники работали непосредственно с натуры. Фотография была на подходе и заменяла некоторые функции рисования вручную, но Раскин также предупредил об опасности для художников фотографии: тени на фотографии были темнее в четыре раза по его расчетам. Его идеи были подхвачены французскими импрессионистами, которые относились к нему с восхищением ."

Вероятность изобретения самого Клода англичанами в конце XVIII века, на мой взгляд, слегка увеличивается))).

Обнаружив имя Раскина-Рёскина в третьем художественно-галерейном журнале, решила все-таки поинтересоваться персонажем, хотя бы бегло.
Выяснила, что Бриан Рёскин - это голова:))
Но непонятно, почему у нас он обзывается Рёскиным, когда он явно Раскин, а может быть даже Рускин - Ruskin:)

"Джон Раскин (8 февраля 1819 - 20 января 1900) был ведущий английский художественный критик викторианской эпохи, также меценат, рисовальщик, акварелист, видный общественный мыслитель и филантроп. Он писал на такие разнообразные темы, как геология, архитектура, миф, орнитология, литература, образование, ботаника и политическая экономия. Его письменные стили и литературные формы были так же разнообразны. Раскин писал эссе и трактаты, стихи и лекции, путеводители и руководства, письма и даже сказку.
Он был чрезвычайно влиятельным во второй половине 19-го века и вплоть до Первой мировой войны. После периода относительного упадка, его репутация постоянно улучшается с 1960 года с публикацией многочисленных научных исследований его работы. Сегодня его идеи и проблемы получили широкое признание, как предвидение интереса к энвайронментализму, устойчивости и ремеслу (environmentalism, sustainability and craft).
"

Очень значительная личность оказалась.
Очень много букв в вики-а)).
Вики-ру , конечно, гораздо лаконичнее, но из нее можно узнать, что "Творчество Рёскина оказало значительное влияние на Уильяма Морриса, Оскара Уайльда, Марселя Пруста, Махатму Ганди, а в России — на Льва Толстого. В Новом Свете его идеи пытались воплотить в жизнь сеть утопически-социалистических коммун, включавших «Колонии Раскина» в Теннесси, Флориде, Небраске и Британской Колумбии. "

Из всего обширного творческого наследия Раскина мозг зацепила его борьба с классицизмом и восхваление готики, как стиля, гораздо более близкого к природе.
Ну, не знаю, "жираф большой, ему видней" про природную близость, но по крайней мере, теперь-то мне известно, кому обязана вся эта готическая вакханалия позапрошлого века)).

Биография Джона заинтересовала больше, но не проблемы с психикой и не вероятная любовь к маленьким девочкам.

Занятно про родителей.
Дед Джона, Джон Томас, был то ли бакалейщиком в Эдинбурге, то ли оптовым торговцем, но в любом случае "неадекватным бизнесменом", и наделал долгов, которые пришлось разгребать отцу Джона, Джону Джеймсу (1785-1864), который занялся торговлей вином и хересом, основав фирму "Раскин, Телфорд и Domecq", и с дедушкиными долгами рассчитывался много лет. Поскольку дана ссылка на нынешнюю Allied Domecq, видимо, предполагается преемственность и успешность папиного стартапа:).
Мать Джона, кузина папы Джона "с английской стороны" - Маргарет Кокс, урожденная Кок (Margaret Cox, nee Cock) (1781-1871). Непонятно, как Кокс может быть урожденной Кок, разве что она уже была замужем за этим Коксом, до того как стать компаньонкой бабушки Джона.
Обручились Джон Джеймс и Маргарет в 1809, когда девушке было 28, а поженились в 1818, когда ей было 37, да и то "без празднования", поскольку дедушка против брака сильно возражал.
Джон родился, соответственно, когда маме было 38.

Удивительная удача для женшины в те времена, я думаю.
Вот Параша Жемчугова, про которую я как раз вчера читала в связи с посещением Кусково, родила в 34 и через три недели покинула сей мир. Ей не повезло.
А мама Джона дожила до 90 лет потом.
Хотя, памятуя о возрастных несостыковках в Иван Сергеича, можно начать подозревать всеобщие возрастные несостыковки на рубеже XVIII-XIX вв.
С другой стороны, может тогдашние жители действительно были здоровее нынешних? Хотя бы некоторые)).

Вся семья, начиная с раннего джонова детства регулярно и со вкусом путешествовала по европам. Францию мальчик впервые посетил в 6 лет, Ирландию в 11, Италию в 14.
Первый раз путешествовать в одиночестве Джон отправился в 26 лет, но и после этого совместные поездки не прекратились. Даже женившись, Джон отправился в Европу с родителями, оставив дома жену, которая "была слишком больна, чтобы провести европейское турне".
Последний раз в "семейный тур" Джон ездил в 1859 году. Его маме было 78 лет, папе 74 года. Какие героические люди!
Дальше мне стало неинтересно.
Думаю, кстати, что про Раскина я читала в связке с пре-рафаэлитами, но тогда не впечатлилась почему-то и напрочь забыла.

Творческая карьера Клода Лоррена охватывает почти целое столетие. Его ранние работы датируются концом 1620-х годов, и за свою жизнь его стиль подвергся значительным изменениям. В начале творческого пути Лоррен писал небольшие работы с пасторальными фигурами на холсте или меди, затем порты с заходящим солнцем. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой. Часто это иллюстрации «Энеиды» Вергилия.

Сведений о детстве художника крайне мало. Родился он в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище - Лотарингец (по-французски - Лоррен). Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. В возрасте 13 лет в 1613 году Клод приезжает в Италию, где пройдёт 10 лет его жизни. Сначала он становится слугой художника Кавалера Арпино, затем Агостино Тасси. Вместе с Тасси и немецким пейзажистом Готфридом Вальсом в 1618-20 работает в Неаполе, затем - в Риме. Ни одна работа живописца, созданная в этот период жизни не сохранилась.

В 1625 Лоррен через Венецию и Баварию возвращается в Лотарингию, где работает помощником Клода Дерюэ, выполняя фрески в Нанси. Но уже через год, в 1627 возвращается в Рим. С тех пор Италия становится его новой родиной.

К 1629 относится первая сохранившаяся до наших дней картина «Пейзаж со стадом и крестьянином». С 1630 года он начинает вести каталог своих картин, где пишет каждую картину с записью даже имени покупателя. Таким образом он задукоментировал почти 200 своих работ на протяжении 50 лет.

В 1629-35 Клод Лоррен пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути, а в конце 1630-х гг. живописец становится одним из ведущих пейзажных мастеров Рима. В 1633 принят Клод был принят в Академию св. Луки, в 1643 - в «Конгрегационе деи виртуози», а также входит в «Клуб перелетных птиц», содружество иностранных художников в Риме, где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник».

Его ближайшими друзьями стали Никола Пуссен и Питер ван Лар, с которыми он обычно отправлялся на этюды за стены города. В доме Лоррена подолгу жили многие художники, прибывавшие в Рим, среди них его первый биограф Иоахим фон Зандрарт и голландский пейзажист Германн ван Сваневельт.

Вдохновителями Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы - нидерландец Пауль Брилль, немец Адам Эльсхеймер. Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. Лоррен лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката, и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая высшей правдивости, не известной до него.

Его мастерство достигло таких высот, что ещё на протяжении двух столетий его картины являлись образцом для подражания художников.

Известны многие именитые покупатели картин Лоррена. Одним из них был французский посол в Ватикане, купивший у Лоррена в 1637 году две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолеем».

В 1639 году испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ, которые ныне находятся в музее Прадо. Среди них два пейзажа с отшельниками.

Из других заказчиков необходимо упомянуть Папу Урбана VIII, купившего 4 работы, кардинала Бентивоглио, принца Колонну.

Последняя работа Лоррена «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» закончена в год смерти художника, и считается настоящим шедевром.

Лоррен не был женат, но имел дочь Агнесс, родившуюся в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество, в том числе клавесин, пресс для печатания гравюр и каталог своих картин «Liber veritatis».

Умер Клод Лоррен в 1682 году в Риме.

Три сезона и один рождественский спецвыпуск «Черного зеркала» ясно очертили тематическую направленность нового детища Чарли Брукера. Сквозной темой для всех серий стала дегуманизация нашего общества. Человек больше не вершина эволюции, а лишь винтик в сложно устроенном механизме. С одной стороны, он по прежнему главный герой, но это только кажется. Зрительская привычка, шаблонное восприятие. Присмотритесь к сюжетам «Черного зеркала» — технологии явно побеждают там главных героев.

Чарли Брукер

Конечно, именно в Британии, на родине Хью Лори и Монти Пайтонов, мог добиться успеха Чарли Брукер. Сценарист и журналист, он посвятил себя изучению влияния современных медиа на жизнь человека. И вот что интересно. Истории из телевизионного закулисья притягивают внимание едва ли не больше, чем сами телешоу. Жанр, что тут и говорить, не новый. Однако у всех этих передач есть один общий признак: это позитивный настрой. Да, показывать настоящую телевизионную кухню не принято. Перед нами либо история успеха, либо драматичная история провала. Как вариант — хроника подготовки телевизионного шоу. Но история о том, как телевидение влияет на жизнь своего зрителя, саморефлексия медиа — это большая редкость. Переступить эту черту отваживается не каждый. Телевидение отлично препарирует чужую работу, заглядывает в самые недоступные места… Но что если развернуть камеру и, самое главное, осмыслить увиденное.

Чарли Брукер — комик, высмеивающий изъяны медиа

Это и сделал Чарли Брукер. В его послужном списке-газетные статьи с «телекритикой» и такие же передачи. Он рассказывал зрителям о том, как устроено производство телепрограмм, а главное не стеснялся сопровождать эти рассказы едкими комментариями. Обычная сатира? Не совсем! Скорее, попытка изменить систему изнутри. Разбудить зрителя, вывести его из состояния завороженности электронными образами.

Зеркало Клода

Понятное дело, что под «черным зеркалом» в данном случае следует понимать поверхность экрана современного телевизора, компьютера или мобильного гаджета.

В выключенном состоянии они продолжают свою работу-отражают нашу действительность, корректируя ее в соответствии со своей «зеркальной» спецификой. И кстати, выключенный гаджет не отменяет существования виртуального мира, живущего по своим законам. Даже если мы и не «онлайн», наши странички в соцсетях продолжают функционировать. Нам пишут сообщения, ставят лайки… не находите ли вы это немного странным? Это мир который невозможно отключить, который живет независимо от нас.

Телевидение приучило нас монтажно мыслить и конструировать реальность «как в клипе», собирая жизнь из осколков изображений. Соцсети научили нас корректировать изображение, меняя фильтры. И где же теперь реальность? И что такое реальность?

На самом деле, аналог инстаграмным фильтрам был известен еще в конце восемнадцатого века. Актуальная молодежь и просто состоятельные люди того времени облюбовали один простой аналоговый гаджет.

Прообраз инстаграмных фильтров существовал в конце 18 века

Это — черное зеркало, в отражении которого и любовались природой во время путешествий. Натуральные природные цвета казались слишком вульгарными. А вот если добавить нехитрый фильтр, то банальный сюжет будет выглядеть совсем как на картине Клода Лоррена. А это уже круто, потому что необычно.

А если на вашем зеркальце дефект, трещинка маленькая, то это просто запредельный шик. Почти ломография рубежа веков.

История про зеркало Клода напоминает нам о том, что стремление «подкорректировать» окружающий мир у человека было всегда. Только вот в нашем, двадцать первом веке, кажется запущенные процессы корректировки полностью «отбились от рук» и сами стали корректировать человека.

Общество зрелищ

Французский философ Ги Дебор, основоположник ситуационизма, написал свою работу «Общество спектакля» в 1967 году. Один из основных постулатов этой программной работы — замена непосредственного обращения и передачи информации ее представлением. Работа носит пророческий характер, за электронными образами, конструируемыми ежедневно, скрыта подлинная сущность вещей. На самом деле, в этих «лабиринтах виртуального» давно потерян оригинал. А машина по производству зрелищ поглощает любой бунт и протест.

Против общества зрелищ невозможно устроить бунт

Один из примеров такой машины — реалити шоу, блестяще показанное в серии «15 миллионов призов». Бунт героя привлекает внимание продюсеров и становится брендом. Еще один вариант показан в серии «Белый медведь» — сафари, где главной жертвой является человек. Подобный способ развлечения отсылает нас к практике человеческих зоопарков.

А в серии «Момент для Уолдо» мы имеем дело с историей человека и его маски. И если традиционно речь идет о сращивании образа и актера, то Чарли Брукер предлагает нам иной поворот этой темы: образ начинает жить отдельно от его создателя. Такое возможно в мире виртуальной реальности. Общество зрелищ поглощает все необходимое и отторгает лишнее.

Виртуальная реальность

Станислав Лем в своей работе «Сумма технологий» предлагает термин «фантомология» для описания реальности, неотличимой от окружающей нас действительности, но живущей по другим законам. Идеальное описание виртуального пространства создано авторами трилогии «Матрица». Однако в культовых фильмах речь идет о тотальной власти над человеком и спасителе. который освободит нас от гнета машин.

Но Чарли Брукер предлагает нам иную версию, утвердившегося в культуре штампа. В серии «Сан Джуниперо» перед нами разворачивается мелодраматическая история, часть которой происходит в виртуальном мире. Этот мир — искусственный рай, в который попадают люди после смерти. В нем же можно погостить и при жизни. «Матрица наоборот» — это бесконечная дискотека, воплощенная мечта. Мир, свободный от телесных изъянов, но не отменяющий категорию наслаждения. Впрочем, это не отменяет морального выбора человека, решившего загрузить свое сознание в эту программу.

Новый человек

Роман Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» был написан в 1818 году. С тех пор идея о создании нового человека не раз поднималась художниками. Любопытно, что Чарли Брукер и здесь вносит свою особую ноту в тему. В серии «Скоро вернусь» мы становимся свидетелями творения нового человека по лекалам уже существовавшего. Анализ данных, оставляемых нами в социальных сетях, помогает в конструировании голоса, интеллекта, а затем и тела. В отличии от доктора Франкенштейна, героиня имеет дело не с трупами, а с компанией и хорошо налаженным бизнесом. На первый план выходит история о разнице между физическими данными и личностью. Да и где скрыта личность человека? Что делает человека человеком. если, как выясняется, его так просто заменить?

Деформация зрения

Один из самых интересных мотивов сериала — это деформация зрения человека. Да, в названии вынесена тема искаженного отражения реальности. Но что, если искажено изображение поступающее нам в мозг? Нет никакой перевернутой картинки на сетчатке, глаз не камера обскура. То, что мы видим, проходит сложный процесс обработки в нашей зрительной системе. Картинка формируется из множества факторов. А что если добавить технический фильтр? Получается, управление восприятием нашего мира.

Контролировать то, что мы видим, — удобно, если пульт в наших руках

Во-первых, видеозапись заменяет память. В серии «Все о тебе» представлена история о моральных проблемах, связанных с этой «электронной» памятью. Как выясняется, иногда забвение — это тоже важная часть нашего восприятия окружающего мира. Во-вторых, это способность не видеть то, что не хочется. Мечта многих, поставленная под контроль, оказывается сущим кошмаром. Именно об этом серия «Белое рождество» и история про блокировку людей.

Ну и, конечно, фильтры восприятия лиц, искусственные фантазмы, корректирующие окружающую реальность, продемонстрированные в серии «Я против огня» в виде военной технологии. Пара кликов, и человек теряет свой облик. И лишь только ошибка программы позволяет снять пелену с глаз.

Получается, именно в неточностях, сбоях, поломках систем и скрывается путь к реальному. Выберет ли его человек будущего?