Техника рисования монотипия пошагово. Монотипия – это что такое? Особенности нетрадиционной техники рисования. Как рисовать картины в технике монотипия

Класс: 3

Цели урока:

  • выполнить пейзаж в технике “монотипия”;
  • создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально-эстетического отношения к исследуемому предмету, явлении.

1) развивать навыки работы в технике “монотипия”;
2) обучать приемам техники “монотипия”, изображению природы;
3) развивать творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы;
4) воспитывать интерес и любовь к искусству.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: рисование по представлению.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Приемы: педагогический показ, сравнение.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы: бумага формата А3, масляные краски, слабопахнущий растворитель, оргстекло, кисти, салфетки, валик.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Тема нашего урока: “Пейзаж в технике монотипия”.

Что же такое монотипия?

Монотипия - уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Монотипия: два слова: “моно” и “типия”. Монотипи?я (от “моно” – один и греч. “типос” - отпечаток, оттиск, касание, образ...) - вид печатной графики.

Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.

Техника монотипии известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой (“Концерт в кафе “Амбассадор”). Слайд 3

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново “открывшей” эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно “открыла” монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Слайд 4

Главным отличием монотипии является неповторимость работ, и большой элемент случайности в окончательном результате. С помощью монотипии легче создать абстрактный образ, чем изобразительный. Однако и в создании изобразительных образов монотипия обладает большим потенциалом зрелищности и неожиданности.

Основной сложностью при выполнении изобразительных работ текучими красками является предвидение и контроль поведения краски после разделения матрицы и бумаги.
Элемент непредсказуемости, уникальность, легкость выполнения, богатство возможностей хорошо характеризуют монотипию как графическую технику.

Монотипия как графическая техника

Метод выполнения монотипии можно описать просто – любая красящая субстанция наносится на любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производится печатание путем прижатия к матрице целевой поверхности оттиска.

При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь некоторые.

Перейдем к более подробному рассмотрению материальной части данной техники.
Начнем с красок. По отношению к краскам эта техника всеядна! “Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде - в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картона, пластик разной толщины, пластины из разных металлов: цинк-медь-сталь-латунь. А также стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала задачам и целям художника”.

Относясь к типам красок, следует отметить, что в зависимости от цели, художник должен варьировать густоту и текучесть краски согласно целям своей работы. При высокой текучести краска образует характерные фрактальные образования, а при высокой густоте или, наоборот, при сильной разжиженности и тонком слое нанесения – фактуры, схожие с точечными или образованными мелкими пятнами. Фактуры эти равномерны при разжиженной краске и повторяют движения и фактуру кисти (как полусухой тушевой кисти) при большой густоте. Однако окончательного обобщения здесь сделать нельзя, – все зависит от выбранного автором типа красочного материала. Например, при работе маслом фрактальные образования будут, скорее всего, в области объемной фактуры одного цветового пятна.

Что же касается поверхности, то тут любой выбор будет обуславливать вид работы. В расчет следует принимать смачиваемость матричной поверхности и ее способность к впитыванию красочного материала и растворителя (воды или другого) как факторы, важные для создания работы. В частности, например, при акварельной монотипии, если поверхность сильно впитывает краситель, а требуется высокая прозрачность, то следует ожидать белых пятен. При монотипии, например, гуашью, если поверхность сильно впитывает растворитель, то можно предположить, что густота краски будет более высокой, и т. д.

Таким образом, с помощью красочного материала, поверхности матрицы и поверхности, на которую производится печать, можно косвенно контролировать окончательный результат.
Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову.
Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня - используется литографский печатный станок.
Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ватные палочки...

Способы создания монотипии

Первый способ, из самых простых, его еще называют - “фрактальная монотипия”.

Берете выбранную твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии”.

Следует заметить, что создание образа и расположение фрактальных узоров можно контролировать. Производится это с помощью расположения более текучей краски там, где должны проявиться фрактальные узоры. Важным является то, что узоры начинают проявляться при нарушении пленки поверхностного натяжения, что происходит, когда работа отделяется от матрицы. Таким образом, направление ветвления фракталов можно контролировать с помощью направления отрыва работы. То есть если вы оторвете работу сверху вниз, то есть за верхний край, то фракталы скорее всего будут ветвиться в противоположном направлении.

Второй способ. Слайд 6

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ. Слайд 7

Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст - аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ. Слайд 8

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Если вы не уверены в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать произведение на листе, то, до того, как вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее начинаете рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки - все зависит от толщины линии, которую хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист.

Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу.

Пятый способ. Слайд 9

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидеть тот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим.

Надо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду (один край, а потом только, как бы по дуге, второй край). И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде, краски создают удивительные живописные сочетания, как в калейдоскопе.

Шестой способ - смешанная техника Слайд 10

Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.

Сама прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии - наверное, самое захватывающее из всего действия! Слайды 11-23

III. Формулировка задания практической работы

Задание. Изобразить пейзаж, используя технику “монотипия”.

Прежде, чем перейти к практической работе, давайте вспомним что такое “пейзаж”?

Жанр, в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от французского paygag – природа).

Многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, “радостной” или “мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.

IV. Инструктаж

Первый этап:

Для работы нам понадобится материал:

  • бумага формата А3;
  • масляные краски;
  • валик;
  • кисти;
  • тряпочка или салфетки, для вытирания с кистей краски и с поверхности;
  • оргстекло;
  • баночка с растворителем;
  • палитра для смешения цветов;
  • газета.

Третий этап:

Выбор темы, цветовой гаммы (в зависимости от эмоциональной окрашенности пейзажного мотива). Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию.

Можно подправить рисунок на стекле, используя шпатель, ватные палочки. Сбрызнуть растворителем.

Четвертый этап:

После того, как выполнили эскиз в цвете, мы берем лист бумаги, предварительно смоченный водой, чтобы масло не приставало к бумаге, и накладываем на окрашенную поверхность.

Пятый этап:

Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, прокатать валиком. Поверх, в зависимости от задумки, черенком кисти можно прорисовать детали.

Шестой этап:

Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла. Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.

Седьмой этап:

Затем полученный оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.

V. Практическая работа

Во время работы звучит музыка Вивальди “Времена года”, звуки природы.

VI. Подведение итогов. Просмотр работ.

Литература:

  1. Википедия.

Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,
член Профессионального Союза Художников, преподаватель худ.графа МПГУ,
учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,
преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,
Москва.

Упасть и вздрогнуть, сникнуть, расцвести,
Сливовой веткой, росчерком узора…
Так с чем еще бы мне соотнести
Игру шелков в сознаньи фантазера?

Из стихотворения «Тающий мир» Л. Зымалевой

Многим знакома игра «На что похоже облако?» Ребята считают ее очень веселой – так интересно догадываться по очертанию, на что же действительно оно похоже, а взрослые полезной – ведь игра развивает внимательность, ассоциативное мышление, фантазию (яркий пример монотипий в психологии – пятна Роршаха). Вариаций этой игры множество: можно искать образы в трещинах стены или кусочках сосновой коры, имеющей причудливые формы. А можно самим создать основу, с которой не только интересно играть в «угадайку», но и которую легко можно превратить в удивительную творческую работу.
Сравнительно недавно «весь Интернет» обошла картинка с подписью «Крышка от банки рисует лучше, чем я» (см. фото).

То, что отпечаталось на крышке и явственно выглядело, как красивый горный пейзаж являлось случайно получившейся монтипией.

Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος - отпечаток) - вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607-1665).
Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей.

Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне (1616-1670)

Француз Эдгар Дега (1834-1917) соединил монотипию с темперой в работе «Концерт в кафе «Амбасадор».

Англичанин Уильям Блейк (1757-1828) создал на основе монотипии картину «Ньютон».

В России начала XX века технику монотипии активно практиковала Елизавета Сергеевна Кругликова. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А.Добров, К.Е.Костенко, М.Н.Волошин, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова, Л.В.Яковлев, В.П.Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавались ее ученикам, многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.

Репродукция 185068 Танго в Луна парке 1914г — Кругликова Елизавета

Горят глаза, работа тоже горит: руки бывают иногда, как говориться, «по локоть в краске» (в защитной одежде это нестрашно), вслух звучат предположения, на что похоже, кто-то уже начал рассказ о получившемся герое или сюжете — это юные художники в школе «Москвич» знакомятся с монотипией!

Если рассказывать кратко о процессе изготовления монотипии , то метод выполнения весьма прост: краска наносится на любую гладкую или фактурную поверхность, затем поверх накладывается лист бумаги или иного материала и с помощью надавливания руками, или валиком происходит печатание, также может быть и наоборот: поверхность с краской может быть оттиснута на лист. В итоге на бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые зачастую напоминают очертания холмов и рек, гор, ветки деревьев, водоросли и многое другое.

Краска на печатную поверхность может наноситься как спонтанно (рекомендуется для занятий с детьми с целью развития фантазии), так и осознанно, когда взрослый или достаточно опытный юный художник частично представляет, какой результат он бы хотел получить.

Материалы для монотипии используются самые разнообразные:

  • Оттиски можно делать с разнообразных поверхностей: бумага, картон, пластик, пластины из разных металлов, кафельные плитки, стекло, фанера и пр.
  • Выбор краски тоже разнообразен: акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские даже строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде - в зависимости от задач.
  • Краска наносится на печатающую поверхность также различными инструментами: кисти, мастихин, даже рука художника.
  • Виды поверхностей, на которых будет сделан оттиск: различные виды бумаги, картон, фанера, холст, ткани и пр.
  • Для создания отпечатка используют нажатие рук, прокатывание валиком, для печати с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня - используется литографский печатный станок.

В процессе практики и экспериментирования с различными сочетаниями краски и поверхности для оттиска у художника появляется понимание того, для решения какой именно задачи подходит то или иное сочетание и появляются свои личные предпочтения.

Не менее, чем материалы, разнообразны и способы получения монотипии , вот некоторые из них, подходящие именно для занятий с дошкольниками:

Первый способ или «фрактальная монотипия»

На основу наносится краска, изобразительная поверхность придавливается к основе руками или валиком, снимается. Получается красочное пятно со множеством «узоров», которое интересно рассматривать, творческое осмысление которого мотивирует к созданию художественного образа. Этот способ достаточно трудно управляем, особенно, если используются водорастворимые краски: акварель, гуашь. Трудно заранее сказать, каким именно получится оттиск, таким образом этот способ как нельзя лучше подходит для занятий с дошкольниками, так как не требует особенной аккуратности и значительно развивает творческую фантазию. Подходит для занятий в больших группах.

Второй способ

Полноценный рисунок на тему (или детали рисунка) выполняется плотными красками (гуашь, акрил, темпера) красками на листе или картоне. Затем бережно накладывается бумага или картон, аккуратно прокатывается валиком. Получаются довольно точные копии основы, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

Третий способ

В емкость (таз, фотографическая ванночка) наливается вода. Берутся типографские или масляные краски, в некоторых случаях акрил или темпера, наносятся на воду тонким слоем до создания плавающего на поверхности узора. Затем лист бумаги кладется на воду, как бы по дуге, сначала один, затем второй край и также снимается. Полученное изображение сушится и дорабатывается. Вариант с акрилом и темперой вполне подходит для занятий с детьми, тогда как масло не рекомендуется, не смотря на то, что именно с помощью масляных красок получаются самые качественные цветовые пленки на воде. Способ как довольно трудоемкий рекомендуется для занятий в небольших группах.

Четвертый способ

На пластик или стекло валиком накатывается плотный слой краски, по нему острым предметом (палочка, шпатель, карандаш и пр.) рисуется изображение. Затем накладывается лист и аккуратно прокатывается тем же валиком (руками при этом способе лучше не пытаться прижимать лист). Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит. Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

И пятый способ. Симметричная монотипия.

Для занятий с дошкольниками я бы особо обратила внимание на метод выполнения симметричной монотипии, когда лист-основа складывается пополам и часть рисунка наноситься относительно линии сгиба. Такой способ подходит для занятий с маленькими детьми. Я со своими учениками традиционно выполняю монотипию «Бабочка» или «Стрекоза» на уроках-знакомствах, на первом занятии по моей авторской программе для дополнительного образования «Я и образ» в НОЧУ СОШ «Москвич» и АНО ДУТМ «Скоморохи». Когда ребенок видит, как половинка бабочки, нарисованной вдоль линии сгиба после печатания превратилась в полноценное изображение – причем крылышки покрыты тончайшими узорами – линиями, получающимися при оттиске, это сильно повышает его заинтересованность предметом, помогает быстрее войти в творческий коллектив. А также значительно повышает творческую самооценку ребенка: ведь получить симметричное изображение для дошкольника задача трудновыполнимая, а разнообразные объекты, та же бабочка, требуют именно такого умения, и тут на помощь приходит способ симметричной монотипии.

Я достаточно подробно рассказала о технических аспектах, но самый важный момент работы с монтипией – «угадайка», придумывание ребенком, на что же похоже получившееся изображение. Затем проговаривание этого вслух, обсуждение с педагогом и другими учениками, и только затем бережная дорисовка некоторых значимых деталей (опять же, значимые детали обсуждаются с окружающими), призванная подчеркнуть характерные особенности того, что видит юный художник в своей работе. В процессе этой деятельности происходит не только развитие фантазии и абстрактного мышления, но и способности отделять главное от второстепенного, стилизовать, понимать что означает «характер предмета/героя/явления». Таким образом, при создании монотипии происходит не только художественное, но более всестороннее развитие ребенка.

Как художник и как педагог я очень люблю монотипию, применяю ее в своей личной профессиональной художественной деятельности и на занятиях с учениками. Каждый раз создание монотипии – и для ребенка, и для взрослого захватывающий процесс, вдохновляющий не только на дальнейшее изобразительное творчество, но и на многое другое из творческой сферы, например на стихосложение:

Красота незаконченных линий
В ожерельях мерцающих пятен…
Цвет глубокий: фиалковый, синий
Притягателен и непонятен.

Ускользающий образ рождаться
Обречен между светом и тенью.
Вам пришлось без остатка отдаться
Этой силе, чье «Я» — вдохновенье.

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию в технике "Монотипия"

Арт - терапия или рисование с настроением



Тема: Нетрадиционное рисование в технике «Монотипия». Композиция «Горный пейзаж».
Данный мастер-класс предназначен для педагогов, родителей, детей от пяти лет
Цель:
- создание композиции «Горный пейзаж» в нетрадиционной технике рисования. «Монотипия».
- получить огромное удовольствие от самого процесса рисования.
Задачи:
- Расширение кругозора через получение теоретических знаний о новой технике рисования.
- Знакомство с техникой выполнения монотипии
- Развитие творческого воображения, фантазии;
- Воспитание старательности, усидчивости, аккуратности.
Предназначение: композицию можно использовать для украшения интерьера, в качестве подарка.

Ход занятия:

Здравствуйте уважаемые коллеги.
Я предлагаю вам занятие, которое снимет усталость, поднимет настроение, самооценку и каждый из вас почувствует себя художником. Использовать буду метод арт- терапии.
Занятия арт-терапией - это художественное лечение творчеством. Оно в основном задействует невербальные способы общения и самовыражения, применяется во многих направлениях психотерапии, в бизнесе, социальной работе, в педагогике.
Рисование - самый популярный метод арт-терапии.
Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет.
Главное - получить огромное удовольствие от самого процесса рисования.
Заниматься арт- терапией может любой желающий, потому что в каждом из нас есть творческое начало, которое порой мы так усердно губим и скрываем даже от самих себя, а уроки рисования помогут нам его открыть. В сочетании цветов, смешении красок и интуитивном создании образов Вы найдете алхимическую формулу удачи! А шедевры, написанные в процессе занятий, станут не только украшениями, но и талисманами вашего дома. Сейчас мы с вами немножко поиграем с красками и вы убедитесь сами, что в каждом из вас живет художник, за 15 минут мы создадим 2 шедевра.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
Валентин Берестов

Тема нашего занятия «Горный пейзаж» в технике «Монотипия».
Монотипия - один из удивительных видов изобразительного искусства. Mono означает «один», typos - «отпечаток». Единственный отпечаток, который может быть сделан любыми красками на любых основах.
Монотипия – это техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе.
Первооткрывательницей этого художественного метода была художница Елизавета Кругликова, которая сто лет назад делала офорты и в спешке сделала «кляксу» на печатной доске. Эффект отпечатанной «кляксы» ей понравился и она стала использовать его в своих работах.
Для работы нам потребуется:


Гуашь, кисть№1,№3
Четыре листа плотной белой бумаги формата А4
Стекло или керамическая плитка (обязательно идеально чистая поверхность)
Баночка с чистой водой

Ход работы

1. Положите стекло на лист белой бумаги


2. Нарисуйте горы темно-коричневой краской


3. Сверху на темно-коричневую краску нанесите охру


4. Добавьте вниз черной краски


5. Нарисуйте небо белой и синей гуашью


6. Нарисуйте воду


7. Наложите лист белой бумаги на влажный рисунок, прижмите лист руками



8. Осторожно снимите рисунок


9. Используйте рисунок на стекле второй раз, добавив немного зеленой краски и белизну в небо


10. Сбрызните рисунок чистой водой и положите сверху лист белой бумаги


11. Осторожно снимите рисунок


12. Сбрызните рисунок на стекле водой и получите третий оттиск


Монотипная печать – отличный подмалевок для работы в смешанной технике. Плавные переходы тонов монотипии усиливают декоративный эффект .
13 Полученные изображения можно доработать, используя пастель или краски. Тонкой кистью дорисовать необходимые детали.


Высохшие работы вставьте в рамки


Вот так мы получаем удовольствие от рисования. А вы? Вам было интересно? Как и обещала за 15 минут -2 шедевра. Творческих вам успехов и спасибо за внимание. Монотипия

Монотипия - техника изобразительного искусства, сочетающая в себе качества гравюры и рисунка. Создание техники приписывается Джованни Кастильоне, итальянскому художнику и гравёру, жившему в 17 веке. Появление монотипии в России связывают с именем художницы начала 20 века Елизаветы Кругликовой.

Суть монотипии в нанесении изображения красками на гладкую поверхность с последующим отпечатыванием этого изображения на бумаге или холсте. С одного изображения получается только один отпечаток (отсюда название техники). Получение картинки методом отпечатывания роднит эту технику с гравюрой, а невозможность полного повторения оттиска относит её в область уникальной, не тиражной графики.

В качестве основы - печатной формы - используют самые разные материалы - металл, камень, дерево, стекло, пластик, бумагу... Краску для создания изображения используют тоже практически любую - от типографской до акварельной. Для отпечатка с листов пластика и металлических листов профессионалы используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня используется литографский печатный станок.

Монотипия нечасто используется профессиональными художниками, хотя её выразительные возможности интересны и разнообразны. Гораздо чаще сейчас монотипию используют в работе с детьми.

Но всё же мне удалось найти интересные профессиональные работы.

Работа Джованни Бенедетто Кастильоне.

Работа Ю.С.Ушакова

Работа А.Даур

Работа Л.Стойлик

Натюрморт С.М.Кочетковой.

Пейзаж В.М.Сырова.

Как сделать монотипию в домашних условиях.

Монотипия, как и любая другая техника, таит в себе множество возможностей и постигать её можно бесконечно. Но для того, чтобы начать и получить удовольствие, нужно совсем немного.Заинтересованный человек с любым уровнем художественной подготовки может найти в этой технике приятный способ самовыражения.
Самый простой материал для домашнего использования - акварельные или гуашевые краски. Быстро, дёшево, легко отмывается (последний пункт немаловажен при работе с детьми). На одном листе нарисовали, к другому припечатали. Подсушили, посмотрели, включили воображение, дорисовали. Одна проблема - основа очень быстро высыхает. Чуть задумался - и оттиск уже не получится.

Если хочется неторопливой и вдумчивой работы, стоит взять масляные краски. У них процесс высыхания растягивается на несколько дней - у Вас будет сколько угодно времени на исправление и доделывание, прежде, чем Вы решитесь сделать оттиск. А после первого оттиска можно будет немного подправить рисунок основы и сделать ещё один оттиск или даже два. В среднем одного нанесения масляной краски хватает на 3-5 оттисков (конечно, они будут очень разными, но общий рисунок и цвет сохранятся).

Итак, нам понадобятся : масляные краски, кисти, палитра, тряпочки, кусок стекла или прозрачного пластика, эскиз будущей работы. И, конечно, бумага или картон для оттисков. Бумага для оттиска может быть белой или цветной. Иногда может быть нужен растворитель для масляных красок. Можно ещё использовать мастихин, палочки и тому подобные инструменты для усложнения фактуры будущего изображения.

Стекло очень советую обклеить по периметру скотчем или изолентой, особенно если собираетесь дать его ребёнку.

Советы для тех, кто никогда не использовал масляные краски. Материалы (краски, кисти, при необходимости - разбавитель) можно купить в любом художественном магазине. В качестве палитры отлично подойдёт вышедшая из употребления тарелка или кафельная плитка. Со всех поверхностей масляные краски удаляются тряпочкой (их понадобится много), потом поверхность домывается (достирывается) тёплой водой с мылом. Краску на кисти для более тщательного её вытирания можно размягчать подходящим разбавителем.

Масляные краски желательно "подсушить" - выдавить на бумагу и оставить на несколько часов - чтобы после изготовления работы на оттиске не осталось маслянистых пятен. Итак, выдавливаем краски и пока они сохнут - рисуем эскиз. Помним, что при печати рисунок проявится в зеркальном отображении. Поэтому - нарисовали что хотели, потом с помощью окна или светостола перевели изображение на обратную сторону листа. "Перевёрнутый" эскиз подложили под стекло. Переложили краски на палитру, приготовили кисти и тряпочки.

Нанесли краски на стекло, ориентируясь на линии эскиза. Можно месить, крутить и процарапывать красочный слой, добиваясь желаемых фактур. Лишняя краска легко стирается тряпочкой.


Прикладываем лист чистой бумаги к изображению. Притираем ладонью или тряпочкой. Важно не сдвинуть бумагу в процессе притирания.


Аккуратно снимаем лист и смотрим, что получилось.


Обычно после оттиска на стекле ещё много краски. Можно, посмотрев на получившееся изображение, что-то подправить, добавить, убрать - и сделать ещё оттиск. И ещё один. Например, я добавила своей лягушке летающую рядом мошку.

На фотографии на стекле остатки изображения после четырёх оттисков. Рядом сами оттиски. Первый оттиск - самый "фактурный". Второй и последующие - более гладкие. Оттиски разложите в недоступных для детей местах на несколько дней для просушки.


На фотографиях представлен процесс работы с расчётом на белый фон. А можно работать и "от тёмного" - сначала покрыть всё стекло слоем краски, потом постепенно высветлять нужные участки.

Монотипии школы-студии изобразительного искусства "Зелёная палитра".





Монотипия техника рисования – один из видов нетрадиционного творчества . Ее используют как дошкольники, так и художники-профессионалы. При чем, дети особенно любят этот вид искусства. Ведь это легко и весело, каждая работа уникальна, а создать ее очень просто. Техника не требуют специальных навыков и подготовки, зато дает возможность каждому выразить себя. Монотипия бабочка — легкий и красивый рисунок, который понравится и детям и взрослым.

Монотипия (Monotype)- это графическая техника рисования, название которой в переводе означает - «один отпечаток» . При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилась отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.

После того как отпечаток перенесен на бумагу, его дополняют деталями и украшениями. Полученное пятно может стать чем угодно, и рыбой, и цветком, и облаком, крылом бабочки или пачкой балерины. Все зависит от того какими деталями его дополнить. Художник ограничен только своей фантазией.

Данная техника очень нравится маленьким детям, она не требует подготовки, прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление. Также широк выбор красок: акварель, гуашь, акриловые, масляные или пальчиковые краски. Кстати, последние — совершенно безвредны, их можно использовать даже детям до двух лет.

Важно! В детском творчестве единственное ограничение – безопасность. Ни в коем случае нельзя использовать малышам токсичные краски и вредные растворители!

Польза монотипии для детей

Монотипия техника рисования очень простая, дети легко осваивают ее. В то же время она очень хорошо развивает цветовосприятие и воображение.

Всем известно, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. Вход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляют им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств.

Почему бы не использовать эту склонность малыша в созидательном русле? Монотипия – это именно тот вид творчества, который поможет в этом.

Что получает ребенок на занятиях:

  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса.
  • Радость и удовольствие.
  • Аннулирование страхов и тревог.
  • Развитие мелкой моторики.

Монотипия активно используется в арт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Как проходит занятие монотипия бабочка, что потребуется?

Перед тем как приступить к работе обязательно следует показать малышу принципы данной техники. В качестве примера педагог делает показательный рисунок и на примере объясняет ребенку. как проходит работа. После чего следует позволить малышу погрузиться в творческий процесс, делать все на свое усмотрение.

Внимание! Рисование в технике монотипия не имеет жестких рамок и ограничений. Не стоит вмешиваться в процесс тогда, когда это не нужно.

Что понадобится для работы:

  1. Альбомная бумага или ватман
  2. В качестве дополнительных материалов можно использовать любые гладкие поверхности: картон, доска для рисования, стекло, пластик, сухие листья деревьев

Какие используют краски:

  • Гуашевые
  • Масляные
  • Акриловые
  • Пальчиковые

В качестве кистей подойдут:

  • Ватные палочки
  • Щетки
  • Губки
  • Кисти для рисования жесткие
  • Собственные пальчики.

Рисунок также можно украсить элементами декора. Для декорирования используют:

  • Пайетки
  • Глиттер (разноцветные блестки)
  • Мелкие стразы и бусинки
  • Яркие наклейки
  • Глиттерные ручки (разноцветные гелевые ручки с добавлением блесток)

Также понадобиться клей ПВА и стакан с водой.

Справка. Для монотипии лучше всего подойдет акриловая краска. Она наиболее яркая и не теряет цветовых свойств при создании отпечатков. Также подойдут гуашевые краски, это менее затратный вариант.

Урок рисования монотипия бабочка поэтапно

Этап № 1 Начало работы

  1. Дети с помощью педагога раскладывают принадлежности, преподаватель рассказывает малышам о предстоящей работе.
  2. Ведущий показывает на примере, как аккуратно согнуть лист бумаги и нарисовать крыло бабочки. Крыло рисуется с одной стороны листа, таким образом, чтобы тельце бабочки было на сгибе. Вторая половина листа остается чистой.
  3. Педагог предлагает ребенку повторить показанные действия.

Этап № 2 Побор цветовой гаммы, закрашивание

  1. Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать.
  2. На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко.
  3. Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток.

Этап № 3 Создание отпечатка

  1. Когда все крыло заполнено краской, лист быстро сворачивают и аккуратно похлопывают по нему ладошкой.
  2. При необходимости педагог помогает ребенку, сделать работу более аккуратно.
  3. Теперь можно развернуть лист и оценить работу. У бабочки — два крыла!

Этап № 4 Дорисовка деталей

  1. На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры).
  2. Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами. Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс.

В остальном лучший советчик — фантазия малыша.

Этап № 5 Декорирование

Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом.

Как украсить бабочку:

  1. Аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно.
  2. Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА.
  3. Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов.
  4. Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины.
  5. Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений.

По окончании занятия преподаватель обязательно должен поблагодарить детей за участие и похвалить за проделанную работу.

Монотипия техника рисования бабочки, видео

В видеоролике наглядно показано как нарисовать бабочку в технике монотипия

Галерея рисунков в технике монотипия

Ниже представленны рисунки сделанные в технике монотипия:

Заключение

Прелесть монотипии в ее необычности и простоте. Монотипия техника рисования всегда непредсказуема и несет в себе элемент чуда. Ни один рисунок не похож на другой, и никогда не известен результат. Именно за это монотипию так любят дети. Ведь здесь не надо ни учиться, ни стараться, требования минимальны, результаты – неповторимы, а удовольствие — гарантировано.

Статью прочитали: 7 006