Театр ужасов париж. Театр ужасов Theatre du Grand-Guignol, Париж. Война - черная комедия

Представь, ты сидишь в огромном театральном зале. Ты не помнишь, как тут очутился и что ты здесь делаешь. Осматривая тёмный зал, ты едва видишь, что, похоже, место давно заброшено: в потолке огромная дыра, через которую можно рассмотреть тёмное облачное небо, вокруг летает пыль и забивает ноздри так, что хочется чихнуть. Ты пытаешься сдержаться, но не можешь, и зал оглашает звонкий чих.

Пссс, вы не могли бы потише!

Ты резко поворачиваешь голову в право и зал едва не оглашает крик ужаса. Рядом с тобой сидит то, что когда-то наверняка было человеком. У ЭТОГО нет головы! Ты можешь рассмотреть кусочки гниющего мяса и остатки челюсти. Чувствуешь, тебя начинает тошнить? Лучше отвернись и не смущай того, кто так и не обрёл покой. Они очень обидчивы и переменчивы в настроении. И если их обидеть, то они обидят тебя. Бойся мести мертвых! Они ничего не прощают и ничего не забывают. Ты пытаешься смотреть на что угодно, лишь бы не на своего жуткого соседа, но чем больше ты всматриваешься в темноту, тем страшнее становится. Глаза, немного привыкшие к темноте могут уловить силуэты, передвигающиеся по залу. Эй, не всматривайся в темноту, а не то темнота начнёт всматриваться в тебя. Ты не знаешь, что делать. Хочется вскочить и убежать, но ты не знаешь, где безопаснее: на твоём месте или там, среди темноты и тех, кого мы всегда боялись по ночам. Тех ночных чудовищ, которые жили у нас под кроватью и в шкафу. Сейчас ты осознаёшь, что это были не просто ночные кошмары и детская фантазия, а все это - реальность. Просто с возрастом мы перестали так часто всматриваться в темноту. И зря. Они всегда здесь. Казалось, что отведи взгляд, - и она набросится на тебя, но ты зажмуриваешься так, как делал всегда в детстве, в надежде, что как и в детстве кошмар пропадёт, но все тщетно. Тот же зал и та же тьма.
Внезапно на сцене раздаётся шорох, и загорается одинокая лампочка. На сцену выходит девушка, но то, как она двигается, выдаёт, что с ней что-то не так: то, как она двигается… Что-то странно… Но тебе сейчас она не важна. Ты оборачиваешься и хочешь осмотреть все, что было не видно в темноте.
Несмотря на малый свет, такой жуткой тьмы, как была, нет, и ты уже можешь обернуться и осмотреть то, что в темноте не было видно. Ты так наивно и по-детски надеешься, что там ничего нет, что все, что было, твой мозг дорисовал но… Надежды напрасны. И ты уже жалеешь, что решил обернуться и посмотреть.
Весь зал переполнен твоими словами и ночными кошмарами. Но страшно не это, а то, что все они смотрят на тебя и только на тебя. В зале висит звенящая тишина. Казалось, что если посмеешь её нарушить, то на тебя накинутся все твои страхи и поглотят в своём безумии. Не известно, сколько это уже длится, может, мгновение, а может, вечность, но тишину прерывает девушка со сцены:

Прошу внимания!

Ты оборачиваешься и смотришь на девушку. На ней серый узкий свитер с широким горлом, скрывающий часть её лица. Помимо ворота лицо скрывает часть ворота водолазки, надетой под свитер. Водолазка неплотно облепляет лицо до носа, глаза скрыты под круглыми черными солнечными очками в тонкой оправе. На голове чёрная шляпа, а недлинные тёмные каштановые волосы спрятаны за ворот свитера.

Дамы и Господа! Вам наверняка интересно, как же вы здесь оказались. На что я вам отвечу, что это мой Театр Ужаса, и я каждый раз в своём театре буду вашим путеводителем по Истории Ужасов. Все, что вы сейчас видите, создано вашими страхами, а я провожу вас по вашим самый затаенным и не очень страхам. Итак, сегодня в вашу жизнь в буквальном смысле ворвутся ваши кошмары.

Ты с ужасом наблюдаешь как к тебе приближается Э. О. Как же ты раньше не заметил! Походка была странной, потому что оно ходило на двух ногах, хотя ходит на четырех. Это как если собаку заставляли постоянно ходить прямо, ощущение неправильности точно такое же.
Сейчас ЭТО встало на четыре конечности и теперь походило на гигантскую лягушку. И ты понимаешь, что самое жуткое
сейчас перед тобой. Воплощение твоих страхов сейчас приблизилось к тебе, и ты от страха не можешь двинуться. Кажется, сейчас сердце, скованное диким неконтролируемым ужасом, не выдержит.
Внезапно лягушкоподобное существо делает резкий прыжок вперёд, запрыгивает на тебя. Тебе так хочется завопить от ужаса, но ты не можешь. Воздуха не осталось даже на это.
Лицо напротив лица. И ты чувствуешь мерзкий и
странный запах. Лица существа не видно, но ты смотришь прямо в стекляшки черных очков, не смея отвести взгляд. Тебя трясёт как в припадке, но остановиться ты не можешь. К тебе наклоняются ещё ближе, хотя, казалось, это уже невозможно, и мерзкий шипящий голос говорит прямо тебе в ухо:

Ты чувствуешшшшь этот запаххх? Так пахнет твой страх. Сейчас тебе пора уже просыпаться, но помни: я всегда рядом. То, что ты боишься, всегда с тобой. А теперь - до скорой встречи.

Руку обжигает болью, и ты с воплем подскакиваешь на собственной кровати. За окном видно рассвет, которому ночь постепенно уступает. Ты не можешь сдержать вздоха облегчения. И через этот вздох выходит весь тот страх, который ты пережил за такое, казалось бы, короткое время. Но ты не можешь отделаться от того мерзкого пугающего запаха, а рука ужасно саднит. Ты поднимаешь ладонь. И твои глаза в ужасе расширяются. На руке выцарапаны слова:
«До скорой встречи в твоих кошмарах!»…

Тот факт, что римский император Калигула возвел свою лошадь в сенаторское достоинство, формально сделал ее, быть может, самым высокопоставленным и привилегированным животным в истории, хотя Гаврила Державин протестовал, утверждая, что конь «не мог сиять, сияя в злате». На самом деле это была не очень завидная участь, в годы правления Калигулы известность и достоинство были достаточным основанием для смертной казни. Мы не знаем дальнейшей биографии этой конкретной лошади, но большинству животных, с которыми мы вступаем в контакт, не очень приходится рассчитывать на нашу пощаду, даже если им не пожалован титул. Самая легкая доля, на которую они вправе надеяться, это быть откормленными и съеденными.
Кошкам, однако, так легко не отделаться, потому что едят их редко. Но зато устроить им такую жизнь, чтобы не показалась римским сенатом, мы наловчились довольно хорошо — в Cредние века и позже в числе излюбленных забав населения Европы были кошачьи холокосты: хвостатых пособников дьявола отлавливали, набивали ими огромные мешки и сжигали с карнавальным ликованием. Сегодня таких публичных празднеств уже нет, но топить котят в некоторых субкультурах пока не отвыкли.
Все это, конечно, гримасы и пережитки проклятого прошлого. Сегодня кошкам, казалось бы, выпал счастливый билет, они попали в число самых любимых домашних животных, опередив кое-где собак. Свидетельством их популярности могут быть многие европейские языки, включая русский, в которых наиболее употребительные ласкательные эпитеты и междометия связаны с кошками — впрочем, русскому зайцу аналогичная слава помогла мало.
Кто-то должен был сделать логический шаг и попытаться извлечь из кошек прямую, то есть конвертируемую пользу, не ограничиваясь умильными фотографиями котят, избежавших проруби. Этот шаг сделал Юрий Куклачев со своим «театром кошек», то есть кошачьим цирком. Кошки издавна известны как своенравные и не поддающиеся дрессировке животные — тем замечательнее заслуга первопроходца, сумевшего заставить их преодолеть этот предрассудок.
Ключевое слово тут, конечно же, «заставить». В природе тигры не прыгают сквозь горящие обручи, медведи не ездят на велосипедах, кошки не ходят на передних лапах. Как их приохотить к тому, к чему у них охоты явно нет? Очевидный способ — жестокостью. Как тут не вспомнить старинный анекдот про мумию, которую археологи не могли опознать, пока не прибыли эксперты КГБ и она сама во всем не созналась?
Или все таки лаской? Каждый хозяин кошки знает, что она способна на многое. Беда в том, что заставить ее регулярно повторять смешные трюки, особенно при большом стечении народа, категорически невозможно. Тут нужна ласка поистине индустриальной силы.
Когда мы были детьми, нас пытались уверить во многом, в том числе в том, что советский цирк дедушки Дурова — самый гуманный на свете. С тех пор многие иллюзии рассеялись, в том числе потускнела и эта. Но Юрий Куклачев настаивает на том, что он является исключением из общего правила, и что его животные не могут на него нахвалиться. Он был удостоен ряда международных наград, в том числе, как упоминает в целом пустынный и безлюдный сайт его театра, за кошачий спектакль протеста против использования натурального меха.
Неприятные слухи, тем не менее, просачивались, на интернет чехла не накинешь. Кто-то упоминал о страшной вони и отчаянном голодном мяукании при перевозках, другие — о раскаленных плитках, на которые стряхивали животных, обучая вспрыгивать на плечи благодетелю. Упоминались выброшенные в мусорник утопленные котята. Тут бы, конечно, имело смысл привести ссылки, но мешает вот какая деталь. В прошлом году владельцы ряда сайтов с подобными наблюдениями получили уведомление за подписью лица, звучно отрекомендовавшегося как «пресс-атташе» театра кошек.
На вашем ресурсе x размещена информация заведомо лживого, клеветнического характера, оскорбляющая честь и достоинство народного артиста России Юрия Куклачева, а также порочащая репутацию государственного учреждения культуры города Москвы Театр кошек Куклачева... В случае если указанные материалы не будут удалены с сайта x в течение семи календарных дней с момента получения данного письма, мы будем трактовать это, как готовность владельца ресурса отвечать за публикации в суде...
Это письмо отбило охоту к чрезмерной гласности у многих — но не у математика Михаила Вербицкого, человека, довольно широко известного в русском интернете, администратора сайта lj.rossija.org, задуманного как неподцензурная альтернатива livejournal.com. Он собрал у себя в блоге многие из вышеперечисленных наблюдений. Ему и пришлось в конечном счете отвечать перед судом. Суд отверг обвинения в клевете, но приговорил Вербицкого к штрафу за лексику , к которой он прибегал, характеризуя методы дрессировки и личность дрессировщика.
Установить реальные факты трудно, поскольку потенциальные информаторы явно запуганы примером Вербицкого. Мне удалось списаться с ветеринаром Николаем Логиновым, у которого в свое время была клиника при театре Куклачева, и он описал некоторые из жестоких методов, в том числе удавку, в которую попадает животное, не совершив требуемого прыжка. Он также сообщил, что Куклачев пренебрегал кастрацией, а котят просто выбрасывал. Логинов, конечно, может быть заподозрен в пристрастии, поскольку дрессировщик резко порвал с ним отношения, но сам Куклачев на уже упомянутом сайте приводит в доказательство своей гуманности тот факт, что дает своим кошкам по крайней мере раз окотиться, потому что в противном случае им якобы грозит рак. Этого мне лично достаточно, чтобы понять степень осведомленности великого друга кошек об их физиологии.
Тут же, впрочем, он разместил, очевидно в порядке похвальбы, заметку из «АиФ» о том, что некий кот Борис «вывел из строя 25 актрис». Если у кого-то хватит воображения представить себе Юрия Куклачева, пекущегося о судьбе помета 25 кошек (не говоря уже о кошках, вышедших на пенсию), я вынужден признаться в нищете своего собственного и хотя бы мысленно прибегнуть к лексике, инкриминируемой Вербицкому.
Насколько я понимаю, штраф, который ему присужден, в настоящее время оспаривается, и в целом решением суда Вербицкий не расстроен. Но меня со стороны поражает тот факт, что судьба самих животных осталась за пределами внимания юстиции, равно как и обвинения в жестокости, имплицитно выдвинутые против Куклачева. В конце концов, сами кошки никакими правовыми полномочиями не обладают и дела возбудить не могут.
Впрочем, в России они не обладают и правами. На проект закона о защите животных в свое время наложил вето тогдашний президент Путин, отметив, что эта область уже в достаточной степени регулируется, в частности, законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Похоже, он не видит особой разницы между собственным лабрадором Кони и охотящейся на него блохой.
Мне могут возразить, что в России даже существующие законы об охране людей соблюдаются без чрезмерной тщательности, а органы, призванные заниматься этой охраной, практикуют в основном вымогательство, пытки и контроль над приростом народонаселения путем стрельбы в супермаркетах и езды по встречной полосе. Не буду вдаваться в юридические импликации такого аргумента, но нравственной критики он не выдерживает. Мы не можем бросить все силы на борьбу с убийствами, а грабежи и изнасилования оставить в покое до лучших времен. Мораль не делится на половинки.
Ситуация с охраной прав животных ставит Россию особняком среди большинства сегодняшних развитых обществ, хотя я понимаю, что это не единственное, что ставит ее особняком. Курсы по этике в отношении животных преподаются в большинстве юридических школ США. Но я пока не стану углубляться в эту этику, а хочу ограничиться самой минимальной платформой. Наше отношение к животным характеризует в первую очередь нас самих, именно этому учат нас «Муму», «Холстомер» и «Каштанка». Иммануил Кант, который еще не признавал животных объектами этики, тем не менее считал, вслед за Джоном Локком, что жестокое отношение к ним дегуманизирует самого человека. И уж никак нельзя вынести за пределы морали ложь.
Ложью, в данном случае, является утверждение, что существует «гуманный» цирк с участием животных. Догадки тех, кто относится к животным с любовью, а не с корыстью, верны: их можно научить многому, но не тому, чего они откровенно боятся и не любят, их страх преодолевается лишь еще более сильным страхом наказания со стороны «дрессировщика». Сегодня ведущие цирковые труппы мира, в том числе знаменитый канадский Cirque du Soleil, отказываются от использования животных в своих программах, а в отношении тех, которые медлят, организуются бойкоты. Судя по всему, что диктует здравый смысл и совесть, место «театра кошек» Куклачева — в числе последних.


Театр «Гран-Гиньоль» (Le Théâtre du Grand-Guignol ) в Париже был местом, где драматурги ставили ужасающие спектакли о насилии и мести в стенах бывшей часовни. В течение 65 лет работы «Гран-Гиньоля» было представлено более тысячи постановок, которые шокировали и восторгали аудиторию. Этот театр остался в истории как один из популяризаторов жанра ужасов для развлечения.






Название «Гран-Гиньоль» тесно связано с шокирующими кровавыми представлениями, являясь квинтэссенцией театрального ужаса, хотя первоначальная миссия театра была совершенно иной. «Гран-Гиньоль» был основан в 1895 году французским драматургом Оскаром Метенье (Oscar Méténier). Он купил старую часовню, расположенную в конце глухого переулка в Монмартре, и переоборудовал в театр, оставив готические религиозные украшения нетронутыми. Деревянные ангелы свисали с потолка и возвышались над оркестром. Решетчатые загородки для исповеди превратились в частные кабинки, а деревянные скамейки переместились на балкон. Всего лишь в 293 места, театр был самым маленьким в Париже, но его устрашающее готическое оформление сделало его единственным в своем роде, не говоря уже о необычных постановках.





Метенье открыл «Гран-Гиньоль» как «натуралистический» театр. Натурализм был популярным течением в европейской драме XIX века, в котором традиционные сюжеты происходили в реалистичных условиях повседневного бытия. Однако, взгляды Метенье на натурализм больше склонялось к «низкой» стороне жизни. Во многих из его пьес изображались падшие женщины, преступники и уличные мальчишки - персонажи, к которым зритель относился с неодобрением. Одну из постановок о проститутке, «Мадемуазель Фифи», полиция даже временно запретила. Хотя пьесы Метенье были спорными в их описаниях низших слоев общества, они были далеки от мрачных и аморальных сюжетов, которые скоро пришли в стены «Гран-Гиньоля».





В 1897 году театр был передан Максу Мори (Max Maurey), который повел «Гран-Гиньоль» в направлении жанра ужасов. Под руководством Мори в театре было поставлено множество пьес, от комедий до драм. А когда театральный сезон закончился, начали ставить произведения наподобие «Сердце-обличитель» Эдгара Аллана По. В них затрагивались социальные и политические темы, а также жестокие истории убийства, мести, галлюцинаций и насилия.





В 1901 году поставили новые пьесы авторства Андре де Лорда (André de Lorde). Это были жуткие произведения. Де Лорде сочинял истории о няне, убивающей детей, о безумном докторе, который сделал лоботомию из мести, о ревнивой женщине, выколовшей ножницами глаза более красивой конкурентке.

За время своего пребывания в «Гран-Гиньоле» де Лорде написал 150 пьес, которые ознаменовали самую знаковую эпоху в жизни театра. Тихий библиотекарь днем, де Лорде получил прозвище «Принц насилия» за его сценарии ночью.





В 1910-х гг. повышается реалистичность постановок. Пьесы о сексе и насилии сами по себе шокировали, но в «Гран-Гиньоль» добавили еще больше ужаса с помощью спецэффектов. Кровь хлестала из ран, а тела разрезали на куски. Вместе с театральным освещением и озвучкой ощущения были настолько шокирующим, что иногда вызывали панику. Зрители вызывали врачей или полицию прямо во время выступлений. Однажды в сцене с переливанием крови сразу 15 человек потеряли сознание.

Популярность театра продолжала расти, достигнув своего пика в период между двумя мировыми войнами. Театр стал туристической достопримечательностью и настоящим хитом. Как и во многих страшилках, в постановках «Гран-Гиньоль» жертвами чаще всего становились женщины. В это время его главной актрисой была актриса Паула Maxa (Paula Maxa). Она заработала сомнительный титул «самой убиваемой женщиной в мире». За ее карьеру с 1917 по 1930-е гг. ее «лишали жизни» более 10000 раз. Она получала удары ножом, в нее стреляли, душили, отравляли, и ее даже съедала пума. Вызывает беспокойство, что она подвергалась сексуальному насилию на сцене 3000 раз.





Статья в журнале TIME описывает жуткую сцену одной из постановок: «Очередная жертва была с кляпом во рту, связана и избита. Затем кончики ее грудей обрезали садовыми ножницами, а ее глаза вынули с помощью столовой ложки и ножа».

Но все сопровождающееся тошнотой и садистскими развлечениями не могло продолжаться бесконечно. Когда началась Вторая мировая война, театр потерял былую популярность. Но даже после войны его посещали известные гости, среди которых Хо Ши Мин и король Румынии, у которого даже была комнатка в закулисье театра, где он спал со своей любовницей. В 1962 году известный театр закрыли. Его директор заявил, что «мы никогда не сможем сравниться с Бухенвальдом. До войны каждый считал, что происходящее на сцене невозможно в реальной жизни. Но теперь мы знаем, что эти вещи, и даже хуже, возможны».

Театр «Гран-Гиньоль» видел много ужасных сцен, но это все были постановки, в отличие от .

Совсем недавно редакция WuzzUp всем коллективом отправилась за новыми эмоциями и ощущениями в популярное московское заведение — Театр ужасов «ПСИХОЗ» .

Рассказывать о том, что нас там ожидало, не будем. Мало ли, вдруг, вы захотите сами сходить туда с друзьями.

Вкратце о том, что же это за местечко такое…

«Театр ужаса «Психоз» - это абсолютно новый и уникальный арт-проект на территории России, созданный только с одной целью, показать Вам предел человеческого страха.» Т ак написано на их сайте. И, скажем мы вам, они ни капельки не врут.

Интересные декорации, профессиональная игра актеров и множество различных «фишек» настолько погружают в созданную атмосферу, что в какой-то момент задумываешься, — «А это точно игра?» . А потом еще страшная мыслишка закрадывается в голову, — «А ведь, по сути все фильмы ужасов так и начинаются — с нелепой игры. А еще в начале заварушки все такие веселые…» .

В общем, нам не удалось расслабиться ни на секунду, а когда все закончилось, мы подумали, — «Черт! Уже закончилось? Хотим еще! Надо будет как-нибудь повторить!»

Так вот, е сли вы еще не планировали ничего на выходные, присмотритесь к этому варианту. И, кстати, не забудьте сразу же выбрать уровень страха. Там их три (советуем третий уровень для крепких ребят):

  • Первый Уровень (нормальный);
  • Второй Уровень (кошмар);
  • Третий Уровень (ад).

Официальный сайт ПСИХОЗа: www.psychoz.ru

И напоследок небольшой промо-ролик, смотрим…