Танец как искусство: Звезды танца: Мэри Вигман. Биография

Мэри Вигман (англ. Mary Wigman , первоначально Мари́ Ви́гманн , нем. Marie Wiegmann ; 13 ноября 1886, Ганновер - 19 сентября 1973, Берлин) - немецкая танцовщица, хореограф. Её называли «величайшей артисткой Германии». Училась у пионеров свободного танца - Далькроза, Лабана. Создала собственный стиль - экспрессивный танец, не похожий ни на балет, ни на неогреческий лиричный танец А. Дункан, ни на восточную экзотику, популярную среди танцоров начала XX века.

Биография

Мэри Вигман (слева) в своей студии в Берлине, 1959

Детство прошло в Германии эпохи Вильгельма II. Родители, преуспевающие владельцы магазинов колониальных товаров, дали ей имя, которое напоминало о дальнем родстве семейства с английской аристократией. Мэри хотела учиться медицине, но её родители боялись, что она станет «синим чулком». Вместо этого ей было разрешено изучать языки в Англии. Примириться с уготованной ролью жены и домохозяйки она не могла и разорвала две помолвки. Наконец она услышала о том, что швейцарский композитор и преподаватель музыки Эмиль Жак-Далькроз открывает недалеко от Дрездена в Хеллерау школу, где будет преподавать новый предмет - ритмическую гимнастику: нечто среднее между свободным танцем и подготовкой к игре на музыкальном инструменте. Выпускники получали диплом преподавателей музыки и ритмики.

Вигман впервые увидела выступление учеников Далькроза в Амстердаме, потом побывала на концерте других танцовщиц: знаменитых сестёр Визенталь из Вены. Лёгкость и «греческая» непосредственность их танца поразили её. Несмотря на то, что ей было уже 23 года - возраст, в котором редко начинали учиться танцам, - Вигман поступила в школу Далькроза в Хеллерау. Для этого ей пришлось порвать с семьей; примирение состоялось позже. Вигман писала, что её всегда разрывали два непримиримых стремления - к «человеческому, женскому», с одной стороны, и к «одиночеству и танцу», с другой. Слова эти были парафразой из Ницше, который противопоставил всему «человеческому, слишком человеческому» - миру обычных людей - своего Сверхчеловека, танцующего на заснеженных горных вершинах.


Мэри Вигман, немецкая танцовщица, которая произвела революцию в мире танца, считается одним из основателей современного танца - контемпорари.

Ранние годы Мэри Вигман

Урожденная Мария Уигманн появилась на свет в 1886 году в Ганновере, Германия. Среднюю школу девочка посещала за рубежом - в Англии и Швейцарии. Во течение некоторого времени, проведенного в Амстердаме, Мэри как-то пошла на танцевальный концерт швейцарского композитора Эмиля Жака-Далькроза и с тех пор ее дальнейшая судьба была решена. Она мгновенно влюбилась в танец и в то, как танец может быть использован в качестве самовыражения.


Пойдя против воли своих родителей, она поступила в школу, которую Жак-Далькроз открыл в Дрездене, в 1911 году. Однако, в занятиях этой школы делался упор на ритмическую гимнастику, поэтому она не сильно подошла по духу Мэри, поскольку девушка была не в состоянии свободно танцевать. Поэтому Вигман переехала в Швейцарию, чтобы учиться в школе "Лабан", в которой она оставалась до 1919 года, работая в качестве помощника хореографа.


Эволюция гения

После учебы в Лаван, Мэри Вигман решила некоторое время пожить в одиночестве в горах Швейцарии. В это время, в горном шале, Мэри непрерывно придумывала новую хореографию, в которой основным являлось самовыражение танцора. Она назвала это "новым немецким танцем", поскольку в нем, с одной стороны, были учтены существующие танцевальные наработки, а с другой стороны - ее танец полностью не придерживался классических жестких норм балета.


Мэри Вигман представила свой первый моноспектакль в Берлине в 1919 году, в том же году зрители увидели еще 2 ее постановки. Однако, мир еще не был готов к подобной новизне - все 3 спектакля были восприняты очень плохо, и Мэри сильно критиковали. Но Мэри Вигман не сдавалась и продолжала придерживаться своего нового стиля, и постепенно ей удалось завоевать сердца аудитории. К 1920 году Мэри Вигман стала лидером современного танца в Германии.


Мэри основала собственную танцевальную труппу и дебютировала в США в 1930 году. Критики единогласно отозвались о ее работах, как о мрачных и серьезных, но в которых все же есть оттенок надежды и любви к жизни. В музыке, которой сопровождались постановки, Мэри также внедряла инновационные подходы: в ранних постановках Мэри зачастую вообще отказывалась от музыки или же использовала простой, примитивный аккомпанемент - к примеру барабанов или тарелок.

Школа Мэри Вигман расширялась, открывались ее филиалы по всей Германии, а также Соединенных Штатах. Со временем ее стиль танца начали преподавать даже в государственных школах. Ближе к концу своей жизни, Мэри уехала из Восточной Германии в Западный Берлин и открыла еще одну школу, продолжая ставить хореографию и сделать небольшие выступления в 1950-х. Мэри Вигман умерла в сентябре 1973 года.


Танцы Мэри Вигман были беспрецедентны, поскольку в основе каждого танца лежали человеческие эмоции. Каждое движения рассказывало какую-то историю, и даже при том, что Мэри часто критиковали и не понимали до самой ее смерти, ее вклад в современный танец считается монументальным.

Мэри Уигман, урожденная Кэролин Софи Мари Уигман - танцовщица, хореограф и преподаватель танцев, родилась 13 ноября 1886 года, умерла 18 сентября 1973 года. По заверениям современников – «величайшая артистка Германии». Основоположница экспрессионистского танца и один из пионеров танца в стиле "модерн" в Германии. Ее танец не был похож на балет или неогреческий лирический от Айседоры Дункан, ни на популярную в то время восточную экзотику.

Кэролин Софи Мари Уигман родилась в Ганновере, Германия, в семье преуспевающих владельцев магазинов. Разорвав отношения с родителями, которые хотели выдать ее замуж, в 1910 году она поступила в школу художественной гимнастики в Хеллерау (возле Дрездена), где преподавал Эмиль Жак-Далькроз, известный швейцарский композитор и преподаватель музыки. Более всего она любила инновационный для тех времен предмет – ритмическую гимнастику - которая была чем-то средним между подготовкой к игре на музыкальном инструменте и свободным танцем. Выпускники такой школы получали по окончанию диплом преподавателя музыки и ритмики. В возрасте 27 лет, в 1913 году, Мэри начала изучать танец Монте Верита под руководством Рудольфа Лабана, который был новатором танца в стиле "модерн".

Уигман начала преподавать в школе Дрездена в 1920 году, более известной под именем "Центральная школа Дрездена" - центре инновационного танца в стиле "модерн". Ее знаменитые студенты и коллеги - Ивонн Георги, Ханя Холм, Харальд Кретзберг, Грет Палукка, Макс Терпис, Маргарэт Уолман и Инга Вэйс. Мэри Уигман гастролировала в США в 1930 году в группе танцовщиц. Ее учениками в 1931 году была основана школа танцев в Нью-Йорке.

Ее школа продолжает свою работу и во времена правления Германией нацистами, когда был выпущен указ об отстранении от учебы всех лиц еврейской национальности, которых среди танцоров было большинство. Она несколько раз преподавала в Лейпциге - в 1948 и 1950 году и до самой смерти в 1973. После Мэри Уигман преподавала хореографию в студии в Западном Берлине.

Хореография Мэри Уигман довольно часто была основана на игре восточных инструментов: колокольчиков, гонгов, барабанов Индии, Китая, Таиланда. Тем не менее, основным музыкальным сопровождением для наиболее известных танцев были ударные инструменты, которые придавали контраст тишине выступления. Мэри частенько использует маски в своих выступлениях, под влиянием восточных мотивов. Ее стиль танца основывался коммунистическими танцевальными коллективами в 1930-ых годах при выступлениях в Нью-Йорке. Костюмы Уигман были простыми, среди них было несколько примитивных азиатских, сотканных из грубой ткани. Некоторые из танцев были лирическими, другие - касающиеся смерти, и игр с ней. Наиболее радостными по содержанию стали картины «Festive Rhythm» и «Dance of Summer». Многие критики и зрители не принимают точку зрения и мнения Уигман, хотя осознают, что ее вклад в искусство был действительно немалым.

(1886-11-13 )

Биография

Детство прошло в Германии эпохи Вильгельма II . Родители, преуспевающие владельцы магазинов колониальных товаров, дали ей имя, которое напоминало о дальнем родстве семейства с английской аристократией. Мэри хотела учиться медицине , но её родители боялись, что она станет «синим чулком» . Вместо этого ей было разрешено изучать языки в Англии . Примириться с уготованной ролью жены и домохозяйки она не могла и разорвала две помолвки . Наконец она услышала о том, что швейцарский композитор и преподаватель музыки Эмиль Жак-Далькроз открывает недалеко от Дрездена в Хеллерау , где будет преподавать новый предмет - ритмическую гимнастику : нечто среднее между свободным танцем и подготовкой к игре на музыкальном инструменте. Выпускники получали диплом преподавателей музыки и ритмики.

Вигман впервые увидела выступление учеников Далькроза в Амстердаме , потом побывала на концерте других танцовщиц: знаменитых сестёр Визенталь из Вены . Лёгкость и «греческая» непосредственность их танца поразили её. Несмотря на то, что ей было уже 23 года - возраст, в котором редко начинали учиться танцам, - Вигман поступила в школу Далькроза в Хеллерау . Для этого ей пришлось порвать с семьей; примирение состоялось позже. Вигман писала, что её всегда разрывали два непримиримых стремления - к «человеческому, женскому», с одной стороны, и к «одиночеству и танцу», с другой. Слова эти были парафразой из Ницше , который противопоставил всему «человеческому, слишком человеческому» - миру обычных людей - своего Сверхчеловека , танцующего на заснеженных горных вершинах.

Напишите отзыв о статье "Вигман, Мэри"

Литература

  • Gabriele Fritsch-Vivié . Mary Wigman. Reinbek bei Hamburg, 1999.
  • Santos Newhall M.A. . Mary Wigman. London: New York: Routledge, 2009

Отрывок, характеризующий Вигман, Мэри

– Ты была ещё слишком маленькой, чтобы помнить меня. Твой отец когда-то привёз тебя к нам. Я из Мэтэоры...
– Но я никогда не была там! Или ты хочешь сказать, что он просто мне никогда об этом не говорил?!.. – удивлённо воскликнула я.
Незнакомец улыбался, и от его улыбки мне почему-то вдруг стало очень тепло и спокойно, как будто я вдруг нашла своего давно потерянного старого доброго друга... Я ему верила. Во всём, что бы он не говорил.
– Ты должна уходить, Изидора! Он уничтожит тебя. Ты не сможешь противостоять ему. Он сильнее. Вернее, сильнее то, что он получил. Это было давно.
– Ты имеешь в виду не только защиту? Кто же мог ему дать такое?..
Серые глаза погрустнели...
– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
– Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.
– О нет, ошибаешься Север! Я имею любое право, если оно поможет мне избавить Землю от этой гадюки! – возмущённо крикнула я.
– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.

Легенды танцы — Мэри Вигман


Мэри Вигман, немецкая танцовщица, которая произвела революцию в мире танца, считается одним из основателей современного танца — контемпорари.

Ранние годы Мэри Вигман

Урожденная Мария Уигманн появилась на свет в 1886 году в Ганновере, Германия. Среднюю школу девочка посещала за рубежом — в Англии и Швейцарии. Во течение некоторого времени, проведенного в Амстердаме, Мэри как-то пошла на танцевальный концерт швейцарского композитора Эмиля Жака-Далькроза и с тех пор ее дальнейшая судьба была решена. Она мгновенно влюбилась в танец и в то, как танец может быть использован в качестве самовыражения.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Пойдя против воли своих родителей, она поступила в школу, которую Жак-Далькроз открыл в Дрездене, в 1911 году. Однако, в занятиях этой школы делался упор на ритмическую гимнастику, поэтому она не сильно подошла по духу Мэри, поскольку девушка была не в состоянии свободно танцевать. Поэтому Вигман переехала в Швейцарию, чтобы учиться в школе «Лабан», в которой она оставалась до 1919 года, работая в качестве помощника хореографа.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Эволюция гения

После учебы в Лаван, Мэри Вигман решила некоторое время пожить в одиночестве в горах Швейцарии. В это время, в горном шале, Мэри непрерывно придумывала новую хореографию, в которой основным являлось самовыражение танцора. Она назвала это «новым немецким танцем», поскольку в нем, с одной стороны, были учтены существующие танцевальные наработки, а с другой стороны - ее танец полностью не придерживался классических жестких норм балета.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Мэри Вигман представила свой первый моноспектакль в Берлине в 1919 году, в том же году зрители увидели еще 2 ее постановки. Однако, мир еще не был готов к подобной новизне — все 3 спектакля были восприняты очень плохо, и Мэри сильно критиковали. Но Мэри Вигман не сдавалась и продолжала придерживаться своего нового стиля, и постепенно ей удалось завоевать сердца аудитории. К 1920 году Мэри Вигман стала лидером современного танца в Германии.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Мэри основала собственную танцевальную труппу и дебютировала в США в 1930 году. Критики единогласно отозвались о ее работах, как о мрачных и серьезных, но в которых все же есть оттенок надежды и любви к жизни. В музыке, которой сопровождались постановки, Мэри также внедряла инновационные подходы: в ранних постановках Мэри зачастую вообще отказывалась от музыки или же использовала простой, примитивный аккомпанемент - к примеру барабанов или тарелок.

Школа Мэри Вигман расширялась, открывались ее филиалы по всей Германии, а также Соединенных Штатах. Со временем ее стиль танца начали преподавать даже в государственных школах. Ближе к концу своей жизни, Мэри уехала из Восточной Германии в Западный Берлин и открыла еще одну школу, продолжая ставить хореографию и сделать небольшие выступления в 1950-х. Мэри Вигман умерла в сентябре 1973 года.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Танцы Мэри Вигман были беспрецедентны, поскольку в основе каждого танца лежали человеческие эмоции. Каждое движения рассказывало какую-то историю, и даже при том, что Мэри часто критиковали и не понимали до самой ее смерти, ее вклад в современный танец считается монументальным.