Та самая школа. Очерк о любимых учителях член кружка «Русское слово»

Тапасханова Лариса Мусабиевна,
ученица 11 класса МКОУ СОШ
с.п.п.Звёздный Чегемского района
Кабардино-Балкарской Республики

Учитель … Нет профессии добрей


Учитель…Нет профессии добрей. Учитель открывает нам двери в удивительный мир знаний, человеческих отношений, нравственных ценностей. Учитель – самый верный друг. Именно учитель придёт на помощь в самую трудную минуту, протянет руку помощи. Сначала мне казалось, что это как игра: стоять у доски, писать мелом, проверять тетради, читать, рассказывать, смотреть в глаза сразу целому классу. Став старше, я поняла, что труд учителя напряжённый, ответственный и очень важный. Мы такие разные, у каждого свой мир. Шалуны, задиры, порой придумываем отговорки, порой обманываем. И каждого учитель должен выслушать, понять, научить, простить.

Наверное, ни для кого не секрет, что одним из самых трудных школьных предметов является русский язык, особенно в школах, где русский язык изучается как неродной. Я родилась и воспитывалась в балкарской семье.

Высоко в горах живёт моя бабушка, с ней мы общаемся на своём родном балкарском языке, но когда я приезжаю в свой посёлок с таким символическим названием Мир, я слышу другой, ставший моим вторым языком – русский. Я уже и не смогу, наверное, вспомнить, как произошла моя первая встреча с русским языком, и не представляю свою жизнь без него. Это как чистый горный воздух, как яркое солнце, отражающееся в наших уникальных Голубых озёрах и неумолкающих Чегемских водопадах, как песни моей матери. Замечательный балкарский поэт Кайсын Кулиев писал:

Мне в сердце запали уроки,
Когда я впервые постиг
Зовущий, как мир, и широкий,
Чарующий русский язык.


Уроки русского языка. Я не открою истину, если скажу, что любовь к предмету, интерес неразрывно связаны с профессиональным мастерством учителя, его увлечённостью, его стараниями. Каким должен быть учитель русского языка? Я с уверенностью могу сказать: таким, как наша Калайтанова Наталья Владимировна. Родилась она в г.Арциз Одесской в области 1958г. в семье военнослужащих. Судьба офицерских семей – переезжать с места на место. Вот так и семья Натальи Владимировны в 1965г. переехала к новому месту службы родителей в г.Хабаровск-47. Здесь она пошла в первый класс, здесь в 1975г. окончила школу, а затем - учёба в Хабаровском Государственном педагогическом институте. Это были замечательные годы: сотрудничество на Дальневосточной радиостанции «Юность», работа в студенческом путинном отряде на Курильском острове Шикотан походы в театры, на художественные выставки и концерты, участие в институтских капустниках, занятия в вокальном кружке и кружке журналистики. Незабываемые студенческие годы! Получила диплом - и снова в путь. В 1979г. родителей перевели в г.Нальчик-20. Сначала она работала в филиале Краеведческого музея - доме-музее украинской писательницы Марко Вовчок старшим научным сотрудником. Да, писательница провела здесь последние годы жизни. Здесь же, недалеко от маленького домика, находится её могила. Наталья Владимировна с увлечением рассказывала нам, каким необыкновенным человеком была Марко Вовчок, о её знакомстве и переписке с такими известными писателями и поэтами, как Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Жорж Санд. Однажды на пороге дома-музея появился невысокий пожилой человек. Им оказался известный поэт Али Шогенцуков. Так началось знакомство с творчеством поэта, ведь раньше Наталья Владимировна практически мало знала о литературе народов нашей Республики. Наталья Владимировна с гордостью показывает сборник стихов поэта с дарственной надписью.

Когда же представилась возможность преподавать в школе, Наталья Владимировна, не раздумывая, согласилась. «Я прежде всего учитель», - говорила она своим родным, которые не могли понять, почему она решила сменить такую интересную, как им казалось, работу. Более тридцати лет преподаёт она русский язык и литературу в нашей школе. За многолетнюю плодотворную работу в системе народного образования Кабардино-Балкарской Республики, значительный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения она неоднократно награждалась грамотами Чегемского Муниципального района КБР, Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. Но о своих достижениях Наталья Владимировна не любит говорить, её больше радуют достижения учеников. Её ученики становились победителями и призёрами районных, региональных, Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Она радуется их успехам, с гордостью рассказывает о каждом. А Кагаева В.В., учитель русского языка и литературы, и Воропай А.А., учитель английского языка, - учителя нашей школы, её бывшие ученики.

Встреча учителя и ученика происходит на уроке. Нужно ли изучать русский язык или достаточно того, что мы знаем родной язык? Ответы могут быть самые разные: одни скажут, что русский язык очень трудный, и им легче общаться на родном языке, другие – русский язык вообще не нужен, потому что они живут в Кабардино-Балкарии и не собираются никуда уезжать, а значит достаточно знания родного языка. Я не могу согласиться с таким утверждением. Я живу в республике, где два коренных народа, и они должны общаться, а делать это лучше на русском языке. Кроме того, русский язык даёт нам возможность обмениваться своими мыслями и чувствами с представителями других народов, слушать радио, смотреть телевизор, общаться в интернете, изучать мировую культуру. Некоторые ребята из нашей школы профессионально занимаются в ансамбле народного танца «Балкария». Часто с концертами они выезжают в другие города и страны. Они с радостью рассказывали, как, находясь на гастролях в Турции, бродя по улицам Стамбула, они услышали русскую речь. И сразу так светло стало на душе, как будто побывали на Родине. Да, жизнь очень разнообразна, в ней много интересного. Каждый народ через свой язык передаёт красоту своих обычаев, культуры, души. Но в жизни современного человека русский язык играет не меньшую роль. Наша балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова пишет об этом:

Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
…………………………
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.


Для меня уроки русского языка – это уроки истины, поисков, счастья общаться со своими ровесниками разных национальностей. Ведь наша школа многонациональная, она находится на территории нескольких войсковых частей ВВ. Состав учеников часто меняется: родителей переводят к новому месту службы. Уезжают друзья, но благодаря знанию русского языка, мы легко можем делиться своими радостями и успехами. И эту радость дарит нам наша Наталья Владимировна. Помню, как впервые я пришла в 5-й класс. Новые предметы, разные учителя… Мне было очень страшно. Но вот прозвенел звонок, и в класс вошла учительница. Она улыбнулась, и сразу стало так легко, словно солнышко заглянуло в школьное окно. Начались годы нелёгкого труда, труда постижения законов русского языка. Скучные правила превратились в рисунки и коротенькие стихотворения, которые легко запоминались. Всевозможные правила руки, окна (справа – с окна, влево – на окно), звезды (над каждым лучиком по кругу написаны согласные буквы, а между лучами гласные - Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ – после этих букв пишется суффикс -чик-, воз - возчик, так легко запомнить). У нас были специальные табличные тетради. Мы любили в них работать. Рисовать, писать, пробовать сочинять. Конечно, наше «творчество» было далеко от совершенства, но нам казалось, что это подлинные шедевры. Наталья Владимировна поддерживала нас во всех наших начинаниях. Я ждала каждый новый урок с нетерпением. Однажды открылась дверь, и в класс вошла фея Здрасте. Конечно же, это была старшеклассница. Но мне тогда казалось, что это настоящая фея. Потом она приходила к нам ещё и ещё, знакомила нас с правилами поведения в школе и за её пределами. А праздники, которые устраивали в честь той или иной части речи! Мы придумывали девизы, рисовали гербы и представляли себе ту или иную часть речи как некое живое существо. Наталья Владимировна предоставляла нам возможность самим составлять тексты графических и буквенных диктантов, составлять индивидуальные карточки для своих товарищей. Но самая большая радость – это побывать в роли учителя. Мы составляли вопросы, вызывали к доске, ставили оценки и комментировали их. С помощью опорных конспектов мы составляли ответы к темам уроков. Я увлекалась рисованием и посещала школу искусств, может, поэтому мне нравилось писать сочинения по картинам. Наталья Владимировна вводила нас в мир прекрасного, ведь не всегда есть возможность побывать в художественной галерее. Но на уроках всегда использовались репродукции художников; если это был пейзаж или натюрморт, обязательно подбирались стихотворения о природе, иногда звучала классическая музыка. Я тогда удивлялась: откуда наша учительница знает и о живописи, и о композиторах и с таким увлечением рассказывает нам о различных оттенках цветов, комментирует музыкальные произведения.

Были у нас и уроки-праздники. Приходила бабушка-рассказушка, вынимала из корзинки волшебный клубок с лингвистическими сказками, которые сочиняли мы сами, а обрабатывала их Наталья Владимировна. Были песни, инсценировки, викторины, но не простые: то на пути нас встречала полянка с подснежниками, то чудо-дерево с волшебными листочками. Мы по очереди подходили к дереву или на полянку, срывали листок или подснежник с заданием, записывали правильный вариант на доске, собирали первый «весенний букет». Это сейчас, став почти взрослой, я понимаю, что сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. И все эти качества характеризуют нашу учительницу как талантливого педагога.

Мы подрастали, и менялись формы работы на уроке. Наталья Владимировна учила нас самостоятельно мыслить, высказывать свои суждения, отстаивать активную жизненную позицию. Работа в группах прививала нам такие качества, как коллективизм, терпимость, взаимовыручка, ответственность за себя и своих друзей. Исследовательская работа, составление презентаций, умение анализировать и использовать на уроках дополнительную литературу позволяют нам почувствовать себя взрослыми, самостоятельными людьми. Состязания ораторов, дискуссии, круглые столы, ролевые игры – это одна из ступенек в мир, который нас ждёт за окном. «Не могу я жить в покое» - это о нашей учительнице. Учёба продолжается, когда кончаются уроки. Разве можно забыть предметные декады! Они позволяют пробудить живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь.

Для Натальи Владимировны главное - привить любовь к языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а ещё просто воспитать человека, нужного своей стране.

Особый интерес вызывают заседания любителей словесности, где мы учимся творить: создавать рассказы, очерки, стихи, вести поисковую работу, результатом которой становятся наши выступления на научно-практических конференциях, творческие работы на всероссийских и республиканских конкурсах, на заседании любителей словесности «Проба пера». Эта работа буквально заражает творческим настроением, становится праздником неожиданности, удивления, радости, зажигает в каждом искру надежды на успех.
Много лет Наталья Владимировна была руководителем школьного театра. Да, именно театра. Вместе с ребятами знакомились со сценариями, распределяли роли, шили костюмы, подбирали музыкальное оформление, делали декорации. Ставили настоящие спектакли, на которые приходили не только дети, но и взрослые. Да, это было просто чудо. Чудо, которое живёт рядом с нами. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Имя ему - спектакль. К сожалению, я сама не участвовала в постановках нашего школьного театра, но спектакли «Кошкин дом», «Золушка», «Снежная королева» запомнились мне, тогда ещё ученице 2-го класса, наверное, надолго. Я верила, что это не ученики, а настоящие герои. И мне очень жалко было бездомных котят, которых выгнала тётя Кошка, я радовалась, когда принц нашёл свою Золушку, мне так хотелось, чтобы сердце Кая оттаяло и снова стало добрым. Выросли котята, Кай стал офицером и нашёл свою любовь, а Золушка… Золушка не рассталась со сценой. Наташа Каграманян (Кравцова) окончила наше училище искусств, затем Щукинское в Москве, а теперь покоряет сцену Музыкального театра в родном Нальчике, иногда с труппой приезжает к нам со спектаклями. Я вижу, как встречаются две Натальи, мило беседуют, словно две подружки. Наталья Владимировна всегда интересуется судьбой своих «птенчиков», так ласково называет она своих выпускников.

Театрализованные литературные вечера, концерты, выпускные – ни одно мероприятие не обходится без Натальи Владимировны. Наступает вечер, зажигаются свечи, а в актовом зале звучат вечно живые волнующие строки М.Ю.Лермонтова: «Мне нужно действовать…», раздаются звуки фортепиано и чарующие романсы, а также песни, которые сочиняют вместе со своим учителем ребята, заполняют весь зал. Творчество, неустанный поиск, горящие глаза, лучезарная улыбка - такой знают и любят её ученики и коллеги.

«Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ищущего ума, развитие воли» – вот девиз Натальи Владимировны, вот к чему должен стремиться каждый педагог.

Уже больше двадцати лет на торжественных мероприятиях учителя исполняют гимн нашей школы, который они сочинили сами.

Ты для них будешь самым правильным,
И другим ты не смеешь быть,
И не только мудрёным правилам -
Нужно счастью детей учить.
Нарисуй им дорогу звёздную,
Научи их шагать по ней.
Если люди для счастья созданы,
Детям счастье нужно вдвойне.

Наталья Владимировна учит нас не только орфографии и пунктуации. Её уроки – это уроки, честности, любви, добра, терпимости, уважительного отношения к культуре других народов, это уроки дружбы и справедливости, это наша звёздная дорога, по которой мы делаем первые шаги во взрослую жизнь.

Каким должен быть учитель русского языка? С уверенностью могу сказать: «Таким, как Наталья Владимировна».

«Слово об учителе»

(очерк о Почётном гражданине

города Костромы ёгиной)

Я хочу рассказать о человеке, которого я совсем не знала и не могла знать, - о Корегиной Зинаиде Васильевне. Она умерла 1 июля 1991 года, ровно через месяц после моего рождения. О Зинаиде Васильевне я узнала от учителей, которые когда-то были ее учениками. Меня заинтересовал тот факт, что 29 декабря 1972 года именно этому человеку было присвоено Звание «Почетный гражданин г. Костромы». Она не была героем войны, не делала великих открытий, а была просто учителем. За что ей такая честь? И мне в тот момент захотелось узнать о ней больше.

В первую очередь я обратилась к племяннице Зинаиды Васильевны Корегиной Наталье Ивановне. Она оказалась очень доброжелательным человеком и хорошим собеседником. Благодаря ее отношению к семейным ценностям, архивам, мне удалось заглянуть в историю их старинного рода. И вот что я узнала.… Считается, что фамилия Корегиных произошла от названия реки Корега – правого притока реки Костромы, которая впадает в Волгу. В исторических документах пятнадцатого века впервые упоминается Корегинская волость Костромского уезда Московского княжества. Жители волостей Кореги, Железного Борка, Ликурги и Залесья подали челобитную московскому князю Ивану Грозному с просьбой защитить их от набегов казанских татар. Указ был подписан, и было построено «укрепление Буй – городок на Кореге». Места здесь были глухие. Основными занятиями жителей были охота, рыболовство, бортничество. Позднее, добыча соли, извести, глины. Именно в это место московские государи ссылали неугодных им, по их мнению, людей.

в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» описал жизнь русского народа. «И тут настала каторга корежскому крестьянину…»

Не по этой ли причине Корегины покинули свои родные места и перебрались в г. Кострому? Неизвестно, когда это произошло. Из «Родословия мещан Корегиных» видно, что Корегины уже в 1786 году жили в Костроме.

В семейном архиве также хранятся документы на покупку дома. Это был небольшой двухэтажный домик с кривыми коридорами, маленькими окнами. Он простоял 120 лет. Сейчас на его месте стоит Костромская филармония и сквер с двумя березками, которые очень долго украшали двор дома Корегиных. В нем выросли и жили все последующие поколения этой семьи.

Дел – пропасть! Но цель видна

Благородная и прекрасная…

Из воспоминаний:

«… По существу эта школа – коммуна была школой поисков. Ребята тут же и жили. Большое внимание уделялось вопросам самоуправления… Что отличало детей тех лет? Стремление к знаниям, жажда знаний. В 1920, 1924 годах в школу прибыли дети Поволжья после голода, и лицо школы, сама организация учебного процесса изменилась. В этой школе я не только сама давала свои первые уроки, но впервые получала уроки от ребят, от общения с другими учителями. Тогда едва ли не самым важным считалось решение задач «из задачника окружающего мира». Мир перестраивался, перекрашивался, и детям предстояло многое понять».

Затем была первая в Костроме семигодичная школа. Около 1000 учащихся, 22 начальных класса, из них 11- классы переростков. Дети были из разных семей, лишенных порой материнской ласки, но хорошо знающие цену куска хлеба. Молодая учительница не боялась трудных ребят, она их любила и в каждом старалась увидеть неповторимую личность.

О чем могут рассказать скупые записи в трудовой книжке? Наверное, о многом: о времени, трудовом пути человека.

1932 год. переведена в школу ФЗС№2 им. К. Либкнехта. Тогда это была образцовая школа. В 1935 году назначена на должность зав. учебной части школы им. Либкнехта.

В разделе «Сведения о поощрениях и награждениях» читаю, что в эти годы Зинаида Васильевна была премирована за высокие показатели в учебно-воспитательной работе, награждена, Грамотой Ударника, была участницей слета ударников в г. Иванове.

О Зинаиде Васильевне тех далеких предвоенных лет есть воспоминания Татьяны Александровны Селиверстовой, бывшего завуча школы №38: Она знала всех нас.

Каждое утро, когда мы, ученики 26-й школы, переступали порог школы, мы именно Зинаиду Васильевну видели. Она нас встречала. Всегда подтянутая, строгая, она оглядывала нас, здоровалась и, если что-то было не в порядке, очень коротко, но внушительно высказывала свое недовольство. И вот эту привычку – первой встречать учеников в школе – я позднее, став завучем, переняла у Зинаиды Васильевны…».

Зинаида Васильевна смолоду жила жизнью, которая не давала возможности остановиться и подумать о себе. При этом никогда никакой поспешности, суетливости, наоборот: Во всем, что бы Зинаида Васильевна ни делала, видна была продуманность, четкость. Она привыкла жить работой. Искренняя озабоченность множеством складывающихся человеческих характеров и судеб, глубокая откровенность за них как бы заслоняли от нее собственную судьбу. Это именно тот случай, когда человек предан делу самозабвенно, поглощен им весь без остатка и иначе жить не может…

И вот наступил 1941 год… Запись в трудовой книжке от 01.01.01 года:

«В связи с призывом директора средней школы №26 т. в ряды РККА назначить на должность директора этой школы т. Корегину».

И еще одна запись 1941 года:

«В моей памяти она учитель и директор школы. Строгая, всегда элегантная. Строгий костюм собственного шитья в английском стиле. Всегда внимательная, заботливая, каждое утро встречающая всех учеников и вечером провожающая их. У меня ощущение такое, что все ее уважали, а некоторые боялись и уважали. Я никогда не слышала, чтобы она повысила голос… Неунывающая, если даже ей было плохо, и если она болела. Я стала учителем, а потом председателем городской профсоюзной организации. Когда было плохо, было трудно, когда я начинала психовать, плакать и расстраиваться, она мне говорила так: «Снявши голову, по волосам не плачут. Приняла решение – сама и находи выход из ситуации. Не вешай свои неприятности на других, умей слушать людей и слышать их».

(, председатель Костромской городской профсоюзной организации работников образования и науки, Отличник народного просвещения).

«В ее внешности не было ничего броского, вызывающего. Темные волосы, в которых с годами все больше появлялась «серебра» Неизменный темно – синий костюм с белоснежной блузкой был нарядным и строгим одновременно. Конечно, тогда мы, ученики, еще не понимали, что эта внешняя скромность всегда отличала подлинную русскую интеллигенцию. К ней относилась и наша Зинаида Васильевна. Удивительно, но за пять лет от памятного дня открытия школы №12 до выпускного вечера я ни разу не слышала, чтобы Зинаида Васильевна на кого-то повышала голос, была резкой и раздражительной. А ведь ученики ей достались всякие. Какой силой она обладала, чтобы от одного укоризненного взгляда самый бесшабашный «нарушитель» как-то сникал и чувствовал себя виноватым! В ней сочетались твердость, строгость и сердечность, человеческая теплота, нежность, которую не всегда можно было разглядеть за этой внешней строгостью. Наше детство, юность совпали с трудным послевоенным временем. У большинства моих одноклассников не вернулись с войны отцы. Жили мы все небогато. Не было тогда у нас ни компьютеров, ни телевизоров, ни других чудес техники. Нашим домом, местом общения была школа, и Зинаида Васильевна сделала этот дом теплым, добрым, уютным…

В единственном зале на втором этаже, куда выходили двери большинство классов, не было беготни, но часто звучали музыка и смех. Здесь нас учили танцевать, здесь проходили веселые новогодние «бал-маскарады» и репетиции нашего замечательного хора, а однажды был поставлен настоящий спектакль по сказке Габбе «Город мастеров» И всей этой радостной, многообразной, бурной школьной жизнью мудро, ненавязчиво управляла Зинаида Васильевна. Не одна. Вместе с учителями, которые были ее единомышленниками и друзьями. Мы любили своих учителей. Мария Юрьевна Пурэн, Наталья Филипповна Колосова, Нина Константиновна Ильичева, молодой тогда выпускник пединститута Константин Андреевич Морев потом сами возглавляли школы, получили почетные звания. М. Ю Пурэн и – Заслуженные учителя РСФСР, – Почетный гражданин г. Костромы. Но тогда в пятидесятые годы, как и для нас, школьников, была для них учителем и наставником. Она умела понимать людей. Неважно, кто передней был: девчонка – школьница со своими радостями и горестямимолодой учитель или пожилая женщина с нелегкой судьбой. Я очень благодарна Зинаиде Васильевне не только за себя, но и за мою бабушку. Война отняла у меня родителей, их заменила бабушка и дедушка. Но….он был священником. А в те годы это считалось чем-то плохим, почти позорным. Зинаида Васильевна пригласила мою бабушку в родительский комитет, и моя милая бабуся почувствовала себя человеком, который может помочь другим детям, который нужен и пользуется уважением. До конца своей жизни она хранила перевязанные ниточкой небольшие листочки тетрадной бумаги с приглашениями на заседания родительского комитета и благодарностями за воспитание внучки, подписанные.

Бывают такие люди, встретить которых в своей жизни счастье. Таким человеком была Зинаида Васильевна Корегина. (, Отличник народного просвещения).

Когда я слушала рассказы о ее бывших учеников, людей очень разных, я вдруг почувствовала, что они почти одинаково описывают ее внешний облик: не яркие броские наряды, а скромную элегантную женщину, красивую в своем строгом костюме. Наверное, о таких людях сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

И еще раз я обратила внимание на то, что все эти люди, с которыми я встречалась или разговаривала по телефону, - учителя. Они сами уже не молоды, многие ушли на пенсию, имея заслуженные награды за педагогический труд. Многие из них были директорами школ. А может, все это не случайно? Может быть, они стали замечательными учителями потому, что в начале их жизненного пути им встретилась?

Людмила Павловна Алядинова вспоминает, что Зинаида Васильевна была не только ее школьным учителем, но и старшем товарищем по работе, ее наставником.

« После второго курса института по семейным обязательствам я пришла в школу работать старшей – пионервожатой и вести уроки русского языка в пятых классах. Это была идея Зинаиды Васильевны. Так началась моя педагогическая деятельность. И сейчас я поняла, как Зинаида Васильевна формировала во мне педагога.

Посетив мои уроки в пятом классе недели через две с начала моей работы, Зинаида Васильевна проанализировала их так подробно, но так доброжелательно, что я удивилась, как это я сама не додумалась до некоторых моментов. Но очень захотелось быть хорошим педагогом. «Самое главное – говорила Зинаида Васильевна – ты должна определить цель, чего ты хочешь достичь, а потом уже ищи методы достижения».

Большим событием в школе были педагогические советы. Слушать Зинаиду Васильевну было одно удовольствие. Она е столько анализировала наши уроки и знания учащихся, сколько как-то очень ненавязчиво подталкивала нас к творчеству. В 1966 году меня пригласили работать в Гороно на должность заведующей методическим кабинетом. Естественно, что опыта у меня никакого как у руководителя не было. И вот тут опять на помощь пришла Зинаида Васильевна.

Зинаида Васильевна была ни просто талантливым и мудрым педагогом, она щедро делилась своим талантом, стала учителем учителей и сыграла огромную роль в судьбе многих педагогов. Это яркая звезда на небосклоне образования, которая щедро святила нам многие годы».

Мирра Моисеевна Скаржинская тоже была и ученицей, и коллегой Зинаиды Васильевны. По состоянию здоровья она не смогла принять меня лично, но по телефону сказала о том, чем особенно запомнилась ей Зинаида Васильевна Корегина: «Внешний облик: невысокого роста, худенькая, с пронизывающим взглядом темных глаз. Голос глуховатый, спокойный. Волосы серебряные, слиток серебра. Она несла традиции русской интеллигенции. Предельная, аскетическая скромность. Доброжелательность, принципиальность и строгость, предельно строга к себе. Будучи депутатом, она образовала депутатскую группу, в которую входили и учителя. Зинаида Васильевна умела воспитывать из них общественных деятелей. Она окружала себя талантливыми людьми. Таким человеком была первая директор вашей 38 школы Мария Юрьевна Пурэн. Зинаида Васильевна считала, что каждый учитель должен иметь свою индивидуальность, соответствовать моде, одеваться красиво».

(, Отличник народного просвещения).

В 1959 году Зинаида Васильевна ушла на пенсию. Казалось бы, впереди ее ждет заслуженный отдых, тихая и спокойная жизнь, но и на пенсии она осталась Учителем для всех. С 1939 года она неоднократно избиралась депутатом городского совета народных депутатов. С новой силой, энергично она принялась выполнять свои депутатские обязанности. Будучи депутатом, она ничуть не изменилась: тот же стиль, те же принципиальные установки. Она умела сделать свою работу для каждого нужной, интересной. Тогда в егоды в Костроме почти ежегодно появлялись новые садики, школы. Проводились капитальные работы.

Общественник большой, руководитель

Все ясно ей, к чему идем в наш век,

Она и методист, и лектор, и Учитель,

Наставник, мудрый друг и просто ЧЕЛОВЕК!

Документы:

1. «Трудовой список» Корегиной З. В 1927 год.

2.Трудовая книжка

4.Рукопись и рисунок.

5. Поздравительные адреса.

Воспоминания: (в устной и письменной форме).

Сорок лет Надежда Алексеевна Дурасова посвятила воспитанию подрастающего поколения, работе в сельской школе. В её трудовой книжке одна единственная запись - о назначении на работу в 1968 году в Новоузелинскую восьмилетнюю школу Матвеевского района Оренбургской области учителем начальных классов.

Изо дня в день ходила Надежда Алексеевна учить детей. Сначала в небольшую деревянную школу, а затем двухэтажную, новую. Я проучилась до седьмого класса в старой, деревянной. Теперь, когда я сама проработала в школе учителем вот уже 30 лет, не перестаю удивляться тому, как сумела ещё неопытная, хрупкая молодая учительница научить всех нас, несмышлёнышей-первоклашек, читать, писать, считать?!.. Ведь большинство из нас даже по-русски говорить не умели - в мордовских семьях росли. Всех она сумела научить, всех воспитала хорошими людьми!.. О каждом своём ученике Надежда Алексеевна может рассказать всё. И мы тоже помним о ней.

Так сложилась моя жизнь, что я связала свою судьбу с родной деревней, с родной школой. С 1980 года я работаю учителем русского языка и литературы. Очень трудно начинать свой трудовой путь в коллективе педагогов, многие из которых учили тебя в школе. Какая это высокая ответственность - довелось испытать сполна…

Но мне посчастливилось. Рядом со мной была моя первая учительница Дурасова Надежда Алексеевна, преподававшая в то время географию и исполнявшая обязанности завуча школы. Она помогала мне во всём: как жить в коллективе и как провести первый урок, как вести себя с такими разными учениками - ведь я начала работать в средних и старших классах. У Надежды Алексеевны я брала уроки честности, доброты, стремясь стать хорошим учителем.

На долгом жизненном пути не обойтись без проводника. В нём особенно нуждается молодость. Мне повезло, что у меня таким добрым наставником была Надежда Алексеевна. Девять лет, с 1994 года по 2003-й, мы с ней были руководителями школы. Надежда Алексеевна - директором, я - завучем. Строгий, рассчитанный до минуты распорядок дня, самодисциплина, тяга к новизне, активность, высокая требовательность к себе и к подчинённым - вот что позволяло не снижать Надежде Алексеевне с годами работоспособность, добиваться вверенному ей педагогическому коллективу хороших стабильных результатов.

Сегодня, по прошествии стольких лет, всплывают перед мысленным взором моим те первые минуты встречи с первым учителем, учителем на всю жизнь. На уроке я любовалась её элегантной внешностью. Короткая высокая причёска, открытый лоб, карие глаза. Мы все её сразу полюбили и так хотели ей понравиться!

После уроков спешила Надежда Алексеевна домой, где её ждали дети, муж, домашние дела, хозяйство, огород…
Своего мужа, Николая Филатовича, она встретила в нашей деревне. Вот уже более сорока лет они живут в любви и согласии, воспитали двоих сыновей, которые обзавелись своими семьями, и уже радуют дедушку с бабушкой внуки и внучки.
Родом Надежда Алексеевна из Асекеевского района. В живописной холмистой местности раскинулось село Алексеевка, или Зорькино, так в народе привыкли называть эту деревню. Здесь, в семье железнодорожников, родилась Надя Полякова. В 1952 году поступила в первый класс Яковлевской восьмилетней школы, в 1964 году окончила её и поступила в Бугурусланское педагогическое училище.

Любовь к учительской профессии мне привила моя первая учительница, а затем и классный руководитель Богусеевич Раиса Ульяновна, - рассказывает Надежда Алексеевна. - Я очень благодарна ей за её отзывчивость, внимание, наставничество. В 1968 году я приехала в село Новоузели, где никого не знала. Но заметила сразу, как сходна узелинская природа с асекеевской! И я попала как бы в родные места своего детства. Поэтому и полюбила Новоузели на всю жизнь. Мне очень помогли директор школы Дмитрий Иванович Ледяев и его жена Тамара Ивановна, работавшая тоже учителем начальных классов. Я им очень и очень благодарна. Жаль, что так рано они ушли из этой жизни. Начало трудовой деятельности - в моей памяти навсегда.

С 1977 года Надежда Алексеевна - учитель географии и завуч школы. Совмещала работу с учёбой в педагогическом институте. Под руководством Надежды Алексеевны ученики вели большую работу по краеведению, проводили экологические экспедиции, успешно участвовали в предметных олимпиадах не только на уровне района, но и области, занимая призовые места. Выпускники сдавали экзамены по географии, свыше девяноста баллов по ЕГЭ - результат Ильиной Ольги, ученицы Надежды Алексеевны, которая пошла по стопам своего учителя - окончила Оренбургский педагогический университет и стала учителем географии.

Любовь к учительской профессии Надежда Алексеевна привила очень многим своим ученикам. Восемь её воспитанников выбрали специальность учителя географии! Двадцати своим ученикам, для которых она была первым учителем, дала путёвку в педагогику. Все они стали учителями, работают в разных уголках нашей великой страны и родного оренбургского края. Среди первых её тридцати четырёх учеников учителями стали одиннадцать человек! Разные учительские специальности охватили ученики Надежды Алексеевны. Это четыре преподавателя физкультуры, два учителя истории, два математика, один учитель физики, три учителя русского языка и литературы, один педагог-организатор. Надежда Алексеевна может по праву гордиться ими!

Надежда Алексеевна довольна, что у ее воспитанников в жизни всё сложилось хорошо. Живут её ученики и в Самаре, и в Москве, и в Оренбурге. Чавкин Иван Иль-ич стал кандидатом медицинских наук, работает главным врачом Матвеевской районной больницы, Горич Татьяна Александровна - ведущий специалист отдела образования Матвеевского района, Дурасова Марина Леонидовна работает учителем математики, имеет высшую квалификационную категорию, призёр районного конкурса "Учитель года-2009", обладатель Президентского гранта в 2009 году и победитель (3-е место) Всероссийского конкурса проектов "Классный руководитель 21 века", Дурасова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, в 2008 году стала Лауреатом премии Губернатора Оренбургской области в рамках Всероссийского приоритетного национального проекта "Образование", Кабаева Надежда Александровна, учитель математики - Лауреат премии Губернатора Оренбургской области, руководит педагогическим коллективом Борискинской школы, Назина Елена Васильевна, замдиректора Сарай-Гирской средней школы и ещё можно назвать многих учеников Надежды Алексеевны, кто трудится честно, с высокой самоотдачей.

Их повседневный самоотверженный труд, преданность своей профессии, безмерная любовь к школе и к детям не могли быть незамеченными. Чуткая и внимательная наставница, наша первая учительница, - это первый импульс, который заставил всех нас определиться, сделать дальнейший выбор. Великое благо, когда на твоём пути окажутся такие люди, как Надежда Алексеевна Дурасова - героиня моего очерка - умудрённые опытом, отзывчивые и внимательные.

Мне в этом смысле повезло. И ничуть не жалею, что работаю в школе, учу детей быть полезными для жизни, как учила меня моя первая учительница.

Надежда Алексеевна - хороший методист. Молодые учителя учились у неё рациональной организации урока. Она была постоянным докладчиком на районных методических объединениях учителей географии, совещаниях завучей и директоров школ. Вот такая она - моя наставница! Она сумела раскрыть нам не только первые школьные учебники, но и душу свою - чистую, гордую, красивую, смелую. Мы сразу потянулись к ней.

Всю жизнь Надежда Алексеевна отдала сельской школе, сельским детям. И сейчас, будучи на пенсии, не сидит дома. Она нередко по просьбе администрации школы замещает учителей начальных классов, учителя географии. Советы опытной учительницы - это настоящий институт усовершенствования учителей для молодых коллег. Надежда Алексеевна всегда принимала активное участие в общественных делах села. Её судьба так тесно переплелась с судьбами односельчан, что она не мыслит себе жизни в ином месте.

За честный и добросовестный труд сельская учительница Надежда Алексеевна Дурасова отмечена значком "Отличник народного просвещения", дважды награждена медалями Министерства и ЦК профсоюза "Победитель соцсоревнования", Почётными грамотами районного отдела образования, Почётной грамотой отдела образования облисполкома в 1985 году за высокий профессионализм в обучении географии, медалью Президиума Верховного Совета СССР "Ветеран труда".

Надежду Алексеевну в селе знают все и почитают. Она по-прежнему любима и уважаема в своём педагогическом коллективе. В этом и заключается счастье учителя. Спасибо Вам, мой дорогой Учитель, за беззаветное служение благородному делу - обучению и воспитанию человека!..

Т. ДУРАСОВА (Василькина). с.Новоузели.
На снимке: Н.А. Дурасова.

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

ДУША ЧЕЛОВЕКА

«Лечит слово, трава и нож» - сказал Гиппократ, и «слово» поставил первым в этом ряду.
Есть люди, которые врачуют словом. К ним принадлежит Еникова Любовь Захаровна, одна из ярких личностей в УТОСе, в организации, где трудятся слепые и полузрячие люди. Она работает и в городском обществе инвалидов, руководит первичной организацией слепых; она и помощник депутата Верховной Рады Крыма Лютикова В. М.
Симпатичная блондинка, невысокая, фигуристая, с крепким, боевым характером, она знакома многим руководителям предприятий города, бизнесменам, потому что часто хлопочет перед ними о своих подопечных, беспомощных людях.
Какова история её жизни? Родилась в 1944 году на Смоленщине. Детство провела в Крыму.
Гнали немцы пленных через небольшое крымское село, и уже хотели их перестрелять, потому что у несчастных кончились силы, да потом решили раздать их, желающим взять к себе местным жителям. Мама нашей героини, имея на руках голодных детей, не выдержала, сжалилась и забрала раненого пленного. Каким-то чудом удалось выжить всем. Спасённый мужчина стал отцом Любы, которую односельчане звали «сибирячкой» - оттуда был родом солдат.
Деревня, труд в поле, дома, рано начала готовить, помогая маме по хозяйству. Да и младшие дети были у неё на руках. Но больше всего смышлёная девочка любила читать. В свободное время - в библиотеку, к книгам! Когда Любе было 12 лет, в местной газете появилась фотография её с подругами, с подписью: «Лучшие читательницы библиотеки».
Но злая доля уже ждала свою жертву. У костра в походе сидят школьники. Кто-то что-то бросает в костёр… взрыв… боль в глазу… Инвалидность. И сразу сузилось не только поле зрения, но и возможности.
Закончила школу и поступила на работу в Джанкойский УТОС. А потом в Симферополь переехала, а там, в обществе молодых девушек и парней, кипела обычная жизнь. Крым, его горы всегда манили к себе людей, независимо от того, как они видят. И молодёжь ходила в походы. Слепые шли, держась за лямки рюкзаков слабовидящих, а те рассказывали им о том, что было вокруг. И невидящие люди представляли себе те красоты, которые их окружают. Люба шла уверенно, пока не показалась опасная тропа рядом с обрывом. Отступать некуда, с помощью товарищей, кое-как преодолела этот ужас. Дала себе слово больше никогда не ходить в походы, но, конечно, всё продолжалось.
А ещё пришли на выручку шахматы. Играла хорошо, а всё это давало радость и осознание своей полноценности. Была чемпионкой Крыма по шашкам. На фотографии, в команде Украины по шахматам, одна девушка - Люба Еникова. В 1971 году перворазрядница Любовь Захаровна - чемпион Украины по шахматам. Причём, не только с женщинами, но с мужчинами она сражалась на равных.
«Сколько поездила по всему Союзу, - везде нас очень хорошо встречали, со сколькими интересными людьми познакомилась, сколько всего повидала!» - улыбаясь, рассказывает Любовь Захаровна.
- Как же совсем слепые играют? Это же надо на память представлять всю доску, все фигуры!
- Да, многие помнят хорошо, некоторые трогают фигуры руками, чтобы вспомнить, где что стоит.
- А любовь свою тоже в УТОСе встретили?
- Нет, он зрячий. Это был брат моей подруги. Когда поженились, я стала мечтать о ребёнке. И вот уже забеременела, а врач ни в какую: рожать нельзя - последнее зрение потеряешь. Пришла на работу и плачу. Женщины бросились утешать, спрашивают, в чём дело. Я объяснила. Все стали смеяться, говорят: «Нам никому рожать не разрешают - рожаем. Не бойся! Зато ребёнок будет.»
Родила двоих девочек, красивых, здоровых. Уже замужем, есть внуки. Семья сложилась.
Каждая слабовидящая женщина в этой критической ситуации делает выбор - или ребёнок и потеря зрения, или бездетность. Иногда везёт: и ребёнок, и немного зрения. А если женятся двое слепых, то выбор вдвойне страшен; здесь они ещё решают и судьбу третьего: будет ли он зрячим. Говорят, что если в этой паре у одного слепота приобретённая, то если ребёнок будет группы крови этого родителя, он родится зрячим, если нет - слепым.
Наша героиня мужественно шла по жизни. Дома порядок, чистота; шьёт, готовит, занимается ремонтом, весёлая, общительная. На работе - уважение.
С 1970 года переехала в Керчь и работает в Керченском УТОСе. Много лет - комендант общежития УТОС. Как вторая мама молодым, с их проблемами и ограниченными возможностями.
«А я и женихов им искала, и невест, детей крестила, утешала, как могла.
А один раз, под Новый год, звонок. Пришли мои голубчики ко мне праздновать, человек 15 - всё общежитие пожаловало. И накормила всех, и напоила, и нашла, что сказать.»
Она напитывала их любовью своего горячего сердца, и молодёжь училась мужеству жить с бедой по имени слепота.
Инвалиды с детства лучше адаптируются в жизни, чем те, на которых это обрушится в разгар её, а то и на склоне лет. Почва уходит из-под ног.
Получив инвалидность, приходят к Любови Захаровне, вступать в общество слепых. Они в отчаянии. Она же поговорит, пошутит, поддержит, поставит на очередь, а потом и вручит человеку - палочку, «говорящие» часы и магнитофон с приёмником. Сразу мир веселее становится.
А ещё неугомонная Любовь Захаровна готовит разные весёлые праздники, и какие талантливые сценарии пишет! Были вечера: «Цветы в легендах и сказаниях», «Русский романс» и «Русский чай», встречи с поэтами литературного объединения «Лира Боспора», вечер, посвящённый Дню Победы, - всего не перечислишь!
А в Евпатории Керченский УТОС на фестивале представил «Поле чудес» на тему «История Крыма», что получило всеобщее одобрение. И об авторе сценария заговорили. Республиканский Совет решил провести семинар по передаче опыта работы территориальной первичной организации УТОС г. Керчи.
Еникова написала сценарий «Астрология. Знаки Зодиака».
С участниками семинара проводились игры, экскурсии по городу. Приезжие воодушевлённо перенимали опыт и благодарные, разъехались во все концы Крыма.
В День инвалидов в столовой СРЗ полно народу. Это собрались инвалиды по зрению. Им показывают концерт, угощают вкусными блюдами. Люди танцуют и поют. Бывает, на такие «огоньки» собирается до ста человек.
А на тематических вечерах в общежитии устраиваются костюмированные представления. И костюмы шьёт Еникова, и готовит на 50 человек Любовь Захаровна, и репетиции проводит. Чтобы всё было хорошо, чтобы всё было отлично. Чтоб люди согрели души и была радость в их жизни.
Не перечесть добрых дел прекрасного человека, обаятельной женщины Любови Захаровны Ениковой. 10 лет в этом году исполняется первичной территориальной организации общества слепых, возглавляемой ею. Здесь, рядом с нею, трудятся её верные помощники: секретарь Остроухова Тамара Константиновна, заместитель председателя Авдеева Лидия Ефимовна, председатель совета ветеранов войны и труда Астахова Тамара Сергеевна, председатель бытовой комиссии Лупырь Владимир Анатольевич, Прощенко Елена Константиновна.
Конечно, не все крыши отремонтированы и не все заборы; не всем инвалидам ещё поставлены телефоны и оказана материальная помощь; не самая богатая библиотека для слепых в обществе. Но всё, что в силах сделать, делается.
Фаина Раневская писала: «Я не понимаю, почему люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.» Может, кто-нибудь «постесняется», и тогда…
А пока…
На встрече с инвалидами городской голова Осадчий О. В. наиболее заслуженным из них вручал подарки. Л. З. Ениковой достался аппарат для измерения давления. Она поблагодарила и сказала: «Я не возьму его домой, оставлю в обществе: люди будут приходить на приём и мерять давление.» Из зала раздалось: «Как Любовь Захаровна с нами возится - с капризными, ворчливыми, старыми… Выслушает, поможет и поднимет настроение обязательно!»
Я присоединяюсь к этим словам. Любовь Захаровна врачевала и мою душу.

СЕМЬЯ - ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЯ

130 лет тому назад в Керчи открылась гимназия - очень важное событие для всех горожан. И примерно в это же время родился мальчик - радость только для его родителей, однако, через 25 лет керчане будут его называть детский доктор Гартенштейн. Сохранились устные рассказы старожилов о нём. «Всегда приходил в хрустящем белом халате и, как только подходил к ребёнку, тот сразу начинал улыбаться и сразу выздоравливал, потому что доктор излучал столько любви, доброты и надежды на то, что всё будет хорошо!»
Прошло какое-то время, и в семье доктора тоже родился мальчик. Доктор с детства учил его музыке. Мальчик вырос и керчане стали его называть виолончелист Гартенштейн. Великим музыкантом он не стал, да и работал служащим, но вечерами в его квартире собирались музыканты, и они играли классику. Уютные вечера дома - это для семьи и друзей, но хотели слушать и другие люди. В выходные дни на бульваре, на месте бывшего Зелёного театра, была установлена так называемая эстрадная раковина, и керченский любительский симфонический оркестр услаждал слух гуляющих у моря и отдыхающих. Это было давно, до войны.
В ту пору жил в Керчи композитор Дрейзин, который написал знаменитый вальс «Берёзка». Он играл вместе с Гартенштейном и молодые семьи были дружны.
А жена Гартенштейна жила до замужества в большой семье, и было их три сестры. Молодые девушки привлекали внимание миловидностью и весёлым нравом. Шёл трудный 1920 год, гражданская война, в городе то белые, то красные, но молодость всегда молодость. Я цитирую отрывок из рассказа Виктории Александровны Гартенштейн:
«1920 год. Как-то раз прозвенел звонок и появился один из кавалеров в сопровождении юноши невысокого роста, некрасивого, с шапкой чёрных кудрей и выразительными глазами. «Знакомьтесь, молодой поэт, московский, сбежал на юг от мобилизации.» - Так был представлен незнакомец. Он сразу пришёлся по душе всем трём сёстрам, а когда узнал их имена, весело рассмеялся и попросил перо и бумагу. Через несколько минут был готов экспромт:
За бухарского эмира выйдет Мирра,
За простого муэдзина выйдет Дина,
А за тенора Италии
Замуж выскочит Ассалия.
Перед уходом, его спросили, как же его имя, и он ответил: Самуил Маршак.»
Героиня моего очерка - дочь девушки, которой Маршак прочил итальянского мужа, стал же им виолончелист Гартенштейн.
Семья жила дружно, детство Вики проходило безоблачно. Улица 23 мая, на которой стоял их домишко, недалеко от театра, куда любознательная девочка часто ходила. Музыка, звучащая дома, митридатские улочки, вид на море - душе простор. Училась девочка легко. Потом, в эвакуации, поступила в Московский технологический институт, но пришлось бросить: болела мама. Может и хорошо, что бросила. Поступила в Крымский пединститут, закончила с отличием и стала учительницей русского языка и литературы. Маленького роста, симпатичная, с умными, внимательными глазами, она пришлась по душе озорным школьникам, и её слушали и слышали. Строга и интересна.
Была ещё работа в офицерской школе. Вот где было трудно. Ученики старше её, прошедшие войну боевые офицеры, стеснялись своих двоек и троек. Они ловили её в коридоре и смущённо объясняли, что не могут идти домой с плохими оценками - стыдно перед детьми.
Подрастал и свой сын, помогала его воспитывать мама. С мужем разошлись, отец погиб на фронте. Больше не было музыкальных вечеров дома. Но во время отпусков Виктория Александровна лихорадочно восполняла духовный голод поездками в Ленинград, где можно было окунуться в мир театров, музыки, музеев. Потом, когда сын учился в Москве, он к приезду мамы доставал билеты на интересные спектакли, в филармонию. Мать и сын - большие друзья, духовный мир их близок и богат.
А между отпусками была любимая работа, и весь летний багаж впечатлений, окрашенный работой души, дарился детям. Виктория Александровна искала глаза учеников, в которых горел огонёк любознательности, стремления к познаванию мира, и им уделяла особое внимание. «Моя слабость - умные детки.» Многие из её выпускников поступили в престижные ВУЗы Москвы, Ленинграда, Киева. Много среди учеников и творческих людей. Оксана Сердюк - завуч школы искусств - ученица Виктории Александровны. У учительницы даже сохранилась в памяти переписка в стихах между нею и Оксаной. Московский художник Нелицкий, выпускник школы им. Дубинина, сам уже пенсионер, написал музыку на стихи своей учительницы Гартенштейн и на праздновании её 80-летия исполнил песню, чем тронул до глубины души Викторию Александровну. Её ученицы Зинаида Ленивцева и Лариса Чеснокова стали учительницами и тоже работали в школе им. Дубинина. Они навещают своего старшего друга, и отношения эти тянутся всю жизнь. И многие её другие ученики, приезжая в Керчь, стараются повидаться, поговорить, и каждый раз приятно поражаются ясностью ума, памятью, умением быть в курсе интересных дел, культурных событий. Виктория Александровна - тонкий знаток литературы, выйдя на пенсию, стала читать лекции и проводить беседы в библиотеках и на разных производствах. Этой просветительской работой она занимается много лет. В последние годы участвовала в редактировании сборников «Лира Боспора», пишет стихи и рассказы.
Годы не щадят внешность людей, но душу можно уберечь от старости. Виктория Александровна стремится познавать, общается с людьми, помогает больной одинокой соседке. И бывает особенно рада, когда раздаётся звонок и появляется очередной двоечник по русскому языку и просит помощи. «Как я люблю детей!» А ещё -


ЧТО Я ЛЮБЛЮ

Мокрый асфальт и пустынные пляжи,
Книжный развал и высокие кряжи,
Тихую музыку, кашки цветенье,
Ранней весной соловьиное пенье.

Нравятся мне и музейные залы,
И галерей восковая прохлада,
И мастеров вдохновенных полотна,
Книжек ряды, установленных плотно.

И не могу я сдержать восхищенья,
Если увижу я зодчих творенья:
Строгую готику, ранний ампир
И ренессанса торжественный пир.

Вижу я Летнего сада ограду
И вековые дворцы Ленинграда,
Вижу Андреевский киевский спуск,
Будто я чувствую это на вкус.

И совершенно особое чувство
Будит во мне тех поэтов искусство,
Что рождено, как природы цветенье
И как души распустившейся пенье.
Но отлетел от меня в одночасье
Призрак простого семейного счастья.

Говорит о себе Виктория Александровна.

ЖИТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

В литературной гостиной библиотеки им. Белинского часто выступает Беба Анатольевна Цигельман. Её рассказы о писателях и поэтах интересны, эмоционально насыщены, а чтение стихов наизусть, которых она знает ещё с юности великое множество, просто завораживает. Начитанная и остроумная, весёлая и дружелюбная, она всегда в радость людям.
Дома у Бебы Анатольевны прекрасная библиотека, книги во всех комнатах. И часто в этой квартире звучит классическая музыка, магнитофон почти не выключается. «Я всё делаю под музыку», - говорит она.
Любовь к музыке передала и дочери - та стала музыкантом, вторая дочь унаследовала от мамы любовь к медицине и стала врачом. Мечтала об этом с детства: лечила кукол и уговаривала братика, бегущего от «укола»: «Не убегай, дай мне попку!». Сын закончил институт культуры. Муж - ветеран, недавно умер. А дети разъехались и шумная квартира опустела.
- Конечно, дети меня зовут к себе, но я никуда не поеду. Здесь у меня друзья, бывает по 18 визитов в день.
Да, голубоглазую кудрявую, невысокую женщину, врача-педиатра, знают в Камыш-Буруне многие. Недавно Беба Анатольевна отметила 80-летний юбилей. Панченко Нина Ивановна, в прошлом заведующая детской поликлиникой, а ныне врач-фтизиатр детского санатория, работала с Бебой Анатольевной. Она рассказывает: «Это врач от Бога. Как она любит детей, свою работу! Могла поладить с любой, самой скандальной мамой. А какой профессионализм! Она работала в роддоме и её часто вызывали по ночам, если ребёнку было плохо. Однажды за ней заехала «скорая», а дело было зимой, и привезли Бебочку в одном сапоге и в одном тапке, без колгот. Это так она торопилась к малышу.»
17 лет проработала Беба Анатольевна в роддоме Орджоникидзевского района микропедиатром. Она принимала и осматривала крошек, которые только что появились на свет. Не всем везло. Были недоношенные дети с малым весом. Раньше у них не было будущего. Беба Анатольевна выходила многих и дала им вторую жизнь. Потом она сделала альбом - пособие для медсестёр «Недоношенные дети». На первой странице альбома - имена тех, кого назвать можно: Вольтер, Руссо, Дарвин, Гюго. А далее - имена маленьких керчан (только с одной буквой: Федя Д.), указан их скромный вес при рождении, а далее идут фотографии ребёнка 10, 15 лет и свадебные фотографии. Потому что и до сей поры они её не забывают, дарят цветы, поздравляют с днём рождения и подписывают фотографии «Дорогой бабушке». Одному из своих маленьких пациентов она дала свою кровь, и всем - любовь, энергию жизни. «А сколько она «раздышала» - в безжизненные комочки вселила свой дух!», - пишет о ней врач Панченко.
Опыт, богатый медицинский опыт и опыт великий милосердия и сострадания передала Беба Анатольевна медсёстрам медучилища им. Галины Петровой, где она проработала 7 лет. Девушки подарили ей альбом, тиснённый золотом, на обложке написано: «Участник вечера встречи «Герои моего очерка». А внутри есть слова А. П. Чехова - он сказал о труде врача: «Профессия врача - это подвиг, она требует чистоты души, чистоты помыслов». «Этим высоким требованиям Вы соответствуете и этим вызываете у нас восхищение» - подписались учащиеся 75 группы 1979 года выпуска.
50 лет прожила Беба Анатольевна в Керчи и работала до 1995 года. В трудовой книжке мало записей, но много благодарностей, в том числе, и за участие в художественной самодеятельности, где и пела, и танцевала, и юморные стихи и песни сочиняла, - заводила и душа любого праздника.

И до сих пор она кипит,
Чего-то где-то сочиняет,
На вечеринках, «Огонька»
Бесценным юмором блистает.

Это Панченко говорит о своей коллеге.
Блестящая жизнь в самом высоком смысле слова. Счастливое детство: отец - директор «Артека», на фотографии красивая загорелая девочка в спортивной форме - капитан волейбольной команды - это Беба. После войны - голодная юность. Но - студентка Крымского мединститута. И вскоре любовь и муж, единственный на всю жизнь, и трое детей, и внуки, и правнуки. И ещё нуждающиеся в ней люди.
Одна из одиноких женщин врачей заболела, и Беба Анатольевна 10 лет помогала ей, поддерживала и морально, и чем могла, кормила, и не бросила до самого конца.
И до сих пор к ней идут за помощью со своими бедами и соседи, и инвалиды, и знакомые, несут и больных животных - помогает, утешает. Да вот и сейчас, мы разговариваем, а Беба Анатольевна извиняется: «Мне надо идти делать укол ребёнку».
Не нажила ни денег, ни богатства, ни орденов - только бесконечную любовь людей, которые знакомы с этой великодушной и прекрасной женщиной, и зовут её камыш-бурунцы ласковым именем Бебочка.

– Мне до сих пор снится, что я веду урок, но у меня ничего не получается. Просыпаюсь и думаю: как хорошо, что это сон.
Инна Яковлевна Ткачёва, «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель России», ветеран труда, награждённая медалями «К 300-летию Санкт-Петербурга» и «За заслуги перед Кронштадтом», отметила 29 января свой юбилей – 80 лет.

Она – не просто отличный учитель. Её коллега Галина Борисовна Титова называет 20 лет работы Инны Яковлевны директором школы № 427 «эпохой Ткачёвой». Почему? Тогда были заложены основы уклада школы, которые сделали её особенной. Отношения учеников и учителей, основанные на понимании и уважении, отсутствие конфликтов, атмосфера творчества
и поддержки. Этот стиль, эту основу педагогический коллектив школы № 427 старается и сегодня культивировать и поддерживать.

О семье

Инна Яковлевна родилась в семье потомственных железнодорожников. У отца был знак «Почётный железнодорожник» и орден «За трудовую доблесть». Это была очень дружная семья, где дети ощущали любовь и взаимное уважение родителей друг к другу и к ним – детям.
Кроме меня росли два брата – Сергей и Анатолий. Я была старшей. Нас воспитывали порядочными и простыми людьми. Простыми – в отношении к другим людям, без заносчивости и гордыни. Братьев уже нет, но я до сих пор дружна с их семьями, – рассказывает Инна Яковлевна. – Мы всегда любили собираться в родительском доме – это в районном центре Хвойная Новгородской области.
Все мы родом из детства. Многое закладывает в нас уклад родительского дома.
– Как я стала учителем? Любовь к книге мне привила мама, которая старалась купить, где только возможно, хорошие книги. Она даже ездила на вокзал, поджидала почтовый поезд из Ленинграда, чтобы в киоске Союзпечати заполучить нужную мне литературу. Я с детства любила стихи. Особенно Лермонтова, я даже влюбилась в него – такой он был красивый на обложке, в мундире с эполетами.
Школьницей Инна зачитывалась рассказами Чехова, любила повести Гоголя. А в 4-м классе участвовала в конкурсе, объявленном Маршаком, – на лучшие стихи о чтении. И даже получила награду – книгу стихов Самуила Яковлевича с его автографом.

Первый раз –
в первый класс

В школе Инна была и звеньевой, и комсоргом, и отрядной вожатой. Затем она поступила в педучилище имени Некрасова, окончила его с отличием. Здесь, по словам Инны Яковлевны, ей очень повезло с педагогами. Учили серьёзно, готовили по лучшим методикам преподавания. Всё это ей очень пригодилось в начале работы учителем. Первый раз – в первый класс! Так и получилось у молодой учительницы, когда ей в родном посёлке доверили первоклашек. Затем Инна вместе с мужем переехала в Ленинград, где он учился в Военно-медицинской академии. Потом было направление на Камчатку.
– Нет, не жалко было уезжать из Ленинграда. Мы были молоды, хотелось побывать в разных местах. А в Камчатку я просто влюбилась, – вспоминает Инна Яковлевна.
Но мужа отправили на высшие командные курсы в Медицинскую академию. И снова – Ленинград, работа учителем начальных классов, затем, по окончании Педагогического института имени Герцена, учителем русского языка и литературы. А в 1975 году семья переехала в Кронштадт, и вот уже 43 года судьба Инны Яковлевны тесно связана с городом-островом.

Материнская гордость

В семье Ткачёвых росли дети: Андрей и Александр. Мальчики закончили 427-ю школу, затем Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского Комсомола и связали свою судьбу с Северным флотом.
Сыновьями Инна Яковлевна гордится: Андрей – контр-адмирал. Служил на самом большом подводном крейсере «Акула», был командиром. После окончания Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова капитан I ранга Ткачёв был назначен на должность заместителя, а потом и командира соединений подлодок Северного флота. В июне 2007-го он возглавил когда-то самое секретное соединение, дислоцированное в Северодвинске – ордена Ленина Государственный центральный морской полигон. Затем командовал дивизией и Главным морским испытательным полигоном России. Завершил службу заместителем главкома ВМФ.
Младший сын Александр, капитан 2 ранга, также достойно служил Родине на Северном флоте. Он начинал службу в береговых ракетных частях, командовал тыловыми подразделениями Северного флота. Сегодня несёт службу в Главном штабе Северного флота.

С благодарностью
к коллегам

О сыновьях и внуках Инна Яковлевна готова рассказывать бесконечно. Но и её собственная биография сложилась очень достойно. Об этом говорят её друзья, коллеги. и, конечно же, ученики. Причём все они отмечают не только профессиональные, но и человеческие качества Инны Яковлевны. Сама же Инна Яковлевна тоже благодарна своим коллегам.
– Когда я пришла в школу № 427, ею руководила Антонина Ивановна Шкилёва, человек очень строгий, добрый и мудрый. В 1975 году я стала преподавать русский язык
и литературу, совмещая эту работу с организацией внеклассной и внешкольной работы. В 1984 году Антонина Ивановна передала школу в мои руки. У нас работали чудесные учителя: Ангелина Николаевна Михайлова, Наталья Николаевна Пфау, Людмила Павловна Заикина, Валентина Фёдоровна Орехова.
В те годы у учителей не было сегодняшних технических возмож-ностей: только мел и школьная доска, но мысль работала, рождались идеи: проходили литературные гостиные, Дни поэтов. Дети высказывали свои мнения открыто, поощрялось творческое мышление.
– Мне понравилась мысль Льва Толстого: «Если нельзя изменить общество, нужно создавать вокруг себя любовь». Так мы и работали. Странно сегодня слышать, что школа «оказывает образовательные услуги». Это заблуждение. Школа воспитывает личность. К счастью, похоже, от термина «услуги» начинают отказываться.
Благодарна Инна Яковлевна и руководителю кронштадтского образования Нине Викторовне Кудриной, которой удалось сплотить директоров школ в единую команду, создать творческую атмосферу среди них, чтобы не было зависти, а были взаимопомощь и сотрудничество. Сегодня Нина Викторовна возглавляет ветеранскую организацию и делает всё, чтобы учителя и на заслуженном отдыхе ощущали себя в единой команде педагогического сообщества.
Бывшие ученики стали докторами и кандидатами наук, профессорами, учителями и врачами, военными и инженерами, да и просто хорошими людьми.
В этом году 427-й школе исполнится 50 лет.

Елена ПРУДНИКОВА (Леонова), выпускница 1982 года:
– Добрая, мудрая, настоящий учитель, Инна Яковлевна стремилась привить нам любовь к литературе, ведь это едва ли не единственный предмет в школе, который напрямую затрагивает струны человеческой души. Увлекательные уроки, беседы на нравственные темы, подготовка к выпускному сочинению, литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Сергея Есенина – во всём мы ощущали руку опытного, любящего свой предмет и своих учеников учителя. Спасибо Вам, дорогая Инна Яковлевна.

Валентина Фёдоровна ОРЕХОВА, коллега:
– Инна Яковлевна – не просто отзывчивый, она сострадательный человек. Недаром к ней тянутся люди. Она нас соединяет, мы любим собираться в её доме. Муж Инны – тоже прекрасный человек. Это удивительная пара. Это очень светлые, я бы даже сказала, идеальные отношения. Инна Яковлевна, будучи директором школы № 427, сумела сплотить коллектив. В школе никогда не возникали конфликты, она умело решала вопросы. На мой взгляд, она – прирождённый директор.

Галина Борисовна ТИТОВА, завуч школы № 427:
– Могу сказать, что мне посчастливилось встретиться с Инной Яковлевной. Это был конец 80-х – начало 90-х годов. Время наивно-романтическое, время надежд: гуманная педагогика, равенство ребёнка и учителя. Мы в школе просто купались в атмосфере любви и творчества. Инна Яковлевна умела дать нам эту свободу, воодушевить нас. За годы работы должность нисколько её не испортила. Пример: ученик разбил окно. Можно предположить реакцию директора: хулиган, приходи с родителями! А Инна Якaовлевна сразу спрашивает: ты не порезался? Она очень человечный человек. Как-то застаю маленькую дочку в слезах: потерялись звёздочки, заработанные ею на уроках (отметки им ещё не ставили – начальная школа). Инна Яковлевна: «Ну, стоит ли плакать, давай сядем и снова их нарежем, сколько надо». «Берегите слёзы ребёнка», – так она считала. Заражать своим примером – её внутренняя установка. Звание «Заслуженный учитель» Инна Яковлевна получила, будучи директором, как рядовой преподаватель, участвуя в конкурсе с разработкой по теме «Воодушевляющее управление». Так она и управляла, воодушевляя и детей, и учителей, за что мы ей бесконечно благодарны. И атмосфера, ею созданная, школьный уклад, сохранились до сих пор.

Александр ШЕИН, выпускник 1982 года.
– Учителя дают ученикам знания, умения, мудрость, мировоззрение. Инна Яковлевна дарила нам своё сердце, щедро и без остатка. Его с избытком хватало на всех нас, и нам это нравилось. Школьная программа по литературе была не просто пройдена, она была прожита вместе с героями Гоголя, Толстого, Достоевского. Школьные сочинения мы не придумывали, просто писали о пережитом вместе с литературными героями. Настолько органично русская классика вошла в нашу жизнь. Через любовь к литературе мы восприняли не только знания, но и миропонимание, гражданскую позицию, умение сделать правильный нравственный выбор. Всё это оказалось востребованным в эпоху перемен и остро необходимым в трудные моменты жизни. В старших классах Инна Яковлевна обращалась к каждому ученику на «Вы». Мы это ценили тогда, мы это помним и особо ценим сейчас.

Вот так: собираешься написать о человеке, а очерк заселяется множеством людей, которых героиня называет «команда молодости нашей». И это замечательно, потому что свой 80-летний юбилей она встречает в кругу друзей, единомышленников, родных и близких. И круг их очень широк.

Галина Маркина