Священный цветок каманчей. Что курили индейцы

КУРИТЕЛЬНЫЕ ТРУБКИ


Генри Лонгфелло

ТРУБКА МИРА

На горах Большой Равнины,
На вершине Красных Камней,
Там стоял Владыка Жизни,
Гитчи Манито могучий,
И с вершины Красных Камней
Созывал к себе народы,
Созывал людей отвсюду.
От следов его струилась,
Трепетала в блеске утра Речка,
в пропасти срываясь,
Ишкудой, огнем, сверкая.
И перстом Владыка Жизни
Начертал ей по долине
Путь излучистый, сказавши:
«Вот твой путь отныне будет!»
От утеса взявши камень,
Он слепил из камня трубку
И на ней фигуры сделал.
Над рекою, у прибрежья,
На чубук тростинку вырвал,
Всю в зеленых, длинных листьях;
Трубку он набил корою,
Красной ивовой корою,
И дохнул на лес соседний.
От дыханья ветви шумно
Закачались и, столкнувшись,
Ярким пламенем зажглися;
И, на горных высях стоя,
Закурил Владыка Жизни
Трубку Мира, созывая
Все народы к совещанью.
Дым струился тихо, тихо
В блеске солнечного утра:
Прежде - темною полоской,
После - гуще, синим паром,
Забелел в лугах клубами,
Как зимой вершины леса,
Плыл все выше, выше, выше,
- Наконец коснулся неба
И волнами в сводах неба
Раскатился над землею.
Из долины Тавазэнта,
Из долины Вайоминга,
Из лесистой Тоскалузы,
От Скалистых Гор далеких,
От озер Страны Полночной
Все народы увидали
Отдаленный дым Покваны,
Дым призывный Трубки Мира.
И пророки всех народов
Говорили: «То Поквана!
Этим дымом отдаленным,
Что сгибается, как ива,
Как рука, кивает, манит,
Гитчи Манито могучий
Племена людей сзывает,
На совет зовет народы».
Вдоль потоков, по равнинам,
Шли вожди от всех народов,
Шли Чоктосы и Команчи,
Шли Шошоны и Омоги,
Шли Гуроны и Мэндэны,
Делавэры и Могоки,
Черноногие и Попы,
Оджибвеи и Дакоты
- Шли к горам Большой Равнины,
Пред лицо Владыки Жизни.
И в доспехах, в ярких красках,
- Словно осенью деревья,
Словно небо на рассвете,
- Собрались они в долине,
Дико глядя друг на друга.
В их очах - смертельный вызов,
В их сердцах - вражда глухая,
Вековая жажда мщения
- Роковой завет от предков.
Гитчи Манито всесильный,
Сотворивший все народы,
Поглядел на них с участием,
С отчей жалостью, с любовью,
- Поглядел на гнев их лютый,
Как на злобу малолетних,
Как на ссору в детских играх.
Он простер к ним сень десницы,
Чтоб смягчить их нрав упорный,
Чтоб смирить их пыл безумный
Мановением десницы.
И величественный голос,
Голос, шуму вод подобный,
Шуму дальних водопадов,
Прозвучал ко всем народам,
Говоря: «О дети, дети!
Слову мудрости внемлите,
Слову кроткого совета
От того, кто всех вас создал!
Дал я земли для охоты,
Дал для рыбной ловли воды,
Дал медведя и бизона,
Дал оленя и косулю,
Дал бобра вам и казарку;
Я наполнил реки рыбой,
А болота - дикой птицей:
Что ходить вас заставляет
На охоту друг за другом?
Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
Ваша сила - лишь в согласие,
А бессилие - в разладе.
Помиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!
И придет Пророк на землю
И укажет путь к спасенью;
Он наставником вам будет,
Будет жить, трудиться с вами.
Всем его советам мудрым
Вы должны внимать покорно
- И умножатся все роды,
И настанут годы счастья.
Если ж будете вы глухи,
- Вы погибнете в раздорах!
Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь, как братья!»
Так сказал Владыка Жизни.
И все воины на землю
Тотчас кинули доспехи,
Сняли все свои одежды,
Смело бросилися в реку,
Смыли краски боевые.
Светлой, чистою волною
Выше их вода лилася
- От следов Владыки Жизни.
Мутной, красною волною
Ниже их вода лилася,
Словно смешанная с кровью.
Смывши краски боевые,
Вышли воины на берег,
В землю палицы зарыли,
Погребли в земле доспехи.
Гитчи Манито могучий,
Дух Великий и Создатель,
Встретил воинов улыбкой.
И в молчанье все народы
Трубки сделали из камня,
Тростников для них нарвали,
Чубуки убрали в перья
И пустились в путь обратный
- В ту минуту, как завеса
Облаков заколебалась
И в дверях отверстых неба
Гитчи Манито со крылся,
Окружен клубами дыма
От Покваны, Трубки Мира.




История

Самые ранние свидетельства о табаке насчитывают порядка трех тысяч лет. И если судить по сохранившимся древним памятникам цивилизации майя и индейцев Центральной Америки, то вся история табака и курительных трубок пошла именно оттуда.Со временем Америка разбилась на множество областей, где в соответствии с традициями и уровнем развития племен история табака пошла различными путями. Наибольший интерес в этом отношении представляют ацтеки и индейцы Северной Америки, где культура курения табака достигла наивысшего уровня. Трубки же обнаруженные в могильных курганах и не попавшие в государственные музеи, очень высоко ценятся среди частных коллекционеров.


История о трубке мира

Очень много людей знает,что такое трубка мира, и многие даже пробовали курить из нее. Если трубка плохая (дешевая) то после того как она забивается ее можно вешать на стену как сувенир, так как она портится. Один из моих друзей приобретя такую трубку, не знал этого. Он начал всячески ее чистить, и в итоге понаделал в ней незаметных отверстий, она немного потрескалась. Когда мы пришли оценить его труды он сидел и держал уже 2 трубки (которые получились из одной.)


Трубка мира

Как и вся история применения табака, трубки также вышли из истории американского континента, где известные нам народы майя и ацтеков еще более трех тысяч лет тому назад превознесли культ курения трубки на высочайший уровень. Когда не без ее участия проходили разного рода ритуальные события. Всем известное изречение «выкурить трубку мира» также появилось не зря, именно выкуриванием трубки заключались мирные соглашения между враждующими племенами. Трубки производились из глины и камня. Некоторые неплохо сохранились до наших дней и наличествуют в коллекциях частников и музейных хранилищах. Эти трубки представляют высокую художественную ценность, так как имеют детальную проработку и роспись. Сочетание же томагавка и трубки в одном предмете являлось верхом искусства. Европейцы также не упустили шанс внести в свой обиход стильный предмет. В 16-м веке вслед за табаком в Старый свет проникли предметы для курения, в том числе и трубка. В течение столетия трубка "разнеслась" по всей Европе. Хотя в некоторых странах ее с упорством отвергали, считая бесовским предметом, она получила свое признание и заняла свое достойное место среди приборов для курения. Первые мастера по изготовлению трубок появлялись в Англии, а позже в Голландии. Главным материалом в изготовлении была глина. Затем мастера стали экспериментировать с материалами, используя различные виды древесины, а ближе к 20-му веку – металл. Чашечки для табака вначале были небольшими. Обусловлено это было его дороговизной и редкостью, но позже мастера стали увеличивать объем чашечек. Изготовление трубок обернулось доходным производством и распространилось во многих странах. В наше время трубку редко можно увидеть у курильщика. Теперь она является предметом особого вкуса, стиля и глаголет о консерватизме его хозяина.


Мифология индейцев Северной Америки.

В мифологии индейцев северной Америки нет чёткого представления о богах и духах. Широкое распространение получило представление о четырёх сторонах света, четырёх стихиях - земля, огонь, ветер, вода. Всё это соотносится с символикой цвета и различными предметами и явлениями природы. Это символ завершённости и единства мира. Все явления природы наделяются магической силой. Очень много делалось талисманов и реликвий.


Современный трубка мира!

Понятие =Трубка Мира= означает перемирие между противниками. Сегодня это зовется =Дипломатией=. Но Индейская трубка была эффективней! А если взглянуть с юмором, то трубка мира - My New Mobile! А у вас какие трубки? :)


Трубка мира

Один из культурных символов американских индейцев, ставший общемировым термином. Выражение «выкурить трубку мира», - означает заключить мирные соглашения. Выражение пошло от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали «на круг» курительную трубку. Этот обычай стал нарицательным во многом благодаря книгам и кинематографу. Также широко известны следующие строки из поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло

«Песнь о Гайавате»

Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь как братья.

Давайте выкурим трубку мира..

Трубка мира - это один из самых главных субъектов культуры американских индейцев. В индейских племенах выкурить трубку мира значит заключить мир и дружбу между конкретными членами племя, так и между целыми семьями.. Выражение "выкурить трубку мира" пошло от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали «на круг» курительную трубку. Этот обычай стал нарицательным во многом благодаря книгам и кинематографу.


Непростая начинка

Есть мнение, что мудрость древних индейцев, в том числе их вселенское спокойствие и хладнокровность, развились в них благодаря тому, что в трубку мира они забивали не простой табак, а некую травку, обладающую неслабым эффектом воздействия на мозг. В результате чего их сознание притормаживало, возникали галлюцинации, и воевать уж никак не хотелось:))


Трубка мира

Индейцы все таки мудрые люди! Ведь именно они придумали эту церемонию курения трубки мира! Она насчитывает уже несколько вековую историю. И до сих пор люди продолжают курить своеобразные трубки мира(кальяны и т.п.)


КАЛУМЕТ (ТРУБКА МИРА)

Священная церемониальная курительная трубка у индейцев Северной Америки, обычно из тростника, украшенная орлиными перьями;символизирует союз природы и духа, неба и земли, человека и бога.Калумет известен также как Трубка Мира, и ее курение могло означать окончание войны, вражды (если она украшена белыми перьями), а также и начало войны (если она украшена красными перьями). В более широком смысле – символ гостеприимства. Часто использовали парные трубки, одна из которых представляла женское начало, другая мужское; раскуривали их обычно в кругу, ритуал начинали курильщики, сидящие друг напротив друга, по оси восток – запад, и затем обе трубки передавались по кругу против часовой стрелки. Дым, символизирующий дыхание жизни, торжественно выпускался сначала в направлении неба, затем земли и четырех сторон света; По существу калумет был инструментом молитвы или медитации.


А у казаков - свои трубки! У украинских казаков тоже были свои трубки - люльки. Хоть они и не использовались напрямую для примирения враждующих сторон, но что-то умиротворяющее в процессе курения люльки всё же было. Трудно представить себе казака-воина, который бы курил люльку на бегу, впопыхах... Нет!.. Ведь это даже не процесс - это целый ритуал. Ритуал созерцания, сосредоточенности и размышлений.

Трубка мира
- это гармония Вся история табака, курительных трубок и курения восходит к древним цивилизациям Майя и других народов Центральной Америки. Именно ко времени их существования, более 3000 лет назад относятся первые свидетельства о табаке. Сильно развита культура курения была у ацтеков и индейцев Северной Америки. Трубки из бриара - это уже европейская традиция. Американские индейцы делали свои трубки мира из глины и камня. Самым популярным материалом был камень катлинит, который называли курительным. Известны также экземпляры трубок, которые объединены с томагавком - рукоятка последнего является чубуком.



Само слово «калумет» не индейского происхождения. Это название трубке мира дали французские путешественники, заметившие ее сходство со свирелью или тростниковой дудочкой (по-французски chalumeau-шалюмо). Так трубку превратили в музыкальный инструмент!
Сами индейцы не имеют для трубки мира общего названия. Например, оджибвеи называют ее «опвахгун». Трубка мира играла чрезвычайно важную роль в общественной жизни многих индейских групп Северной Америки. Курили ее участники «парламента» - племенного совета, курение трубки мира составляло основу многих религиозных обрядов. Племенная трубка мира хранилась в отдельном шатре, который назывался «шатром священной трубки».

В трубке мира индейцы курили табак, который, стал одним из даров доколумбовой Америки остальному миру. Некоторым индейским племенам, например, крикам, приходилось выменивать табак чуть ли не из Мексики. Впрочем, многие племена курили не чистый табак, а табак, смешанный с черничным листом. И наконец, часть племен заменяла табак курительной смесью из разных растений, которая носила название кинни-кинник.

Наряду со священной трубкой мира индейцы пользовались и обычными деревянными трубками, заканчивающимися красной головкой из так, называемого «трубочного ствола», или катлинита. Каждый индейский курильщик носил трубку в специальном «трубочном мешочке», и у каждого был богато украшенный кисет.

Конечно, больше, чем эти «светские» трубки, с давних времен привлекала к себе внимание знаменитая священная трубка мира. Ведь калумет воспевает и Генри Уодсуорт Лонгфелло в первой же песне своей великолепной поэмы «Песнь о Гайавате» - этого поэтического произведения, посвященного североамериканским индейцам!

Маниту в поэме Лонгфелло дымом из трубки мира собрал на берегу реки воинов из многих индейских племен. И, рассерженный их бесконечными войнами, сказал им: «Я устал от ваших распрей...»

«Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови,
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня, -
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите трубку Мира
И живите впредь как братья...»

Говорят, когда была создана Организация Объединенных Наций, индейцы передали представителям великих держав калуметы. Если бы все их курили! И если бы трубка мира стала основным рабочим инструментом государственных деятелей на всем свете! Прежде всего там, откуда она родом, - на севере Америки. И если бы всюду действовал приказ Гайаваты:

«Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
Ваша сила - лишь в согласье.
А бессилие - в разладе.
Примиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!»

То, что представители доинкской индейской культуры постоянно нюхали какие-то изменяющие сознание вещества, было известно давно, так как в их захоронениях почти всегда находили богато украшенные табакерки, но их содержимое идентифицировать ранее не удавалось.

Сейчас ученые проанализировали 32 мумифицировавшихся тела из захоронения в чилийской долине Азапа на территории самого засушливого места на Земле - пустыни Атакама. В волосах взрослого мужчины и годовалого ребенка, умерших в период от 800-1200 гг. н.э. было обнаружено вещество-алкалоид гармин. Гармин - это соединение, относящееся к натуральным галлюциногенам. Оно используется в качестве антидепрессанта, его получают из растения гармала (могильник), широко применявшегося ранее в народной медицине по всему миру.

«Возможно, люди из племени тиванаку употребляли гармин в лечебных целях, в частности, во время беременности и деторождения», - полагает специалист по химической археологии из университета Тапарака Хуан Пабло Огальде. «Но гораздо более вероятно, что употребление гармина было связано с религиозными ритуалами», - добавляет автор исследования, результаты которого опубликованы в журнале Journal of Archaeological Science.

Анализ тел с помощью рентгеновских лучей показал, что мужчина, похороненный с предметами, указывающими на его высокий социальный статус (свирелью, квадратным головным убором и табакеркой), имел повреждения слизистой в области носа. Ребенок, скорее всего, получил свою дозу гармина от матери во время беременности и кормления.

«Тот факт, что вещества, влияющие на изменение сознания, найдены в останках даже годовалого ребенка, свидетельствует о том, какую громадную роль подобные субстанции играли в жизни племени тиванаку», - отмечает археолог из Калифорнийского университета Алексей Вранич.

Богато украшенные табакерки находили в сотнях захоронений тиванаку, государство которых простиралось в годы наивысшего расцвета от севера нынешней территории Чили до юга Перу. Ранее археологи показали, что эти коробочки нужны для хранения церемониальных растений. В некоторых из них были обнаружены остатки семян растения анаденантера, известных своим галлюциногенным эффектом.

Множество изображений процесса вдыхания какого-то вещества в изобилии присутствует в виде скульптур, на деревянных изделиях и керамике тиванаку, что уже давно дало историкам повод предполагать, что данный ритуал играл огромную роль во всех сферах жизни древнего племени.

Но в самих человеческих останках никаких галлюциногенных веществ обнаружить не удавалось, так как они, по всей видимости, разрушались со временем.

Единственное известное растение, из которого можно добыть гармин, - это лиана Banisteriopsis caapi, которая используется в ходе приготовления напитков для шаманских ритуалов. Но эта лиана растет только в тропических лесах Амазонки, так что для получения гармина тиванаку пришлось устанавливать торговые связи с этим регионом, отдаленным от их метрополии на 500 км.

«Возможно, широкая распространенность религиозного культа тиванаку обусловлена именно необходимостью вдыхать галлюциногены, что вовлекало в него множество людей», - считает Алексей Вранич.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Трубка мира - один из культурных символов североамериканских индейцев , ставший общемировым термином. Выражение «раскурить трубку мира » означает «заключить мирные соглашения» и происходит от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали по кругу курительную трубку . Этот обычай стал общеизвестным во многом благодаря книгам и кинематографу .

Общие сведения

Другое часто применяемое название трубки мира - «калумет» . Его использовали французские и норманские поселенцы в Канаде для описания церемониальных трубок коренных народов региона.

Трубка мира была священным предметом не только для данного племени, но и всех окружающих. Головка трубки делалась из священного красного трубочного камня (катлинит ), который добывался в каменоломнях обширного плато Кото-де-Прери , на востоке Южной Дакоты , юго-западе Миннесоты и в Айове . Эти каменоломни традиционно оставались нейтральными территориями среди воюющих племён, и люди разных национальностей путешествовали к карьерам за священным трубочным камнем.

Ритуальное использование

Трубка Мира - устоявшееся, но неверное название для калуметов и других индейских церемониальных трубок, и, по сути, отражает смысл лишь одного типа трубок и одного из ритуалов, где они использовались. В множестве северо-американских коренных культур существовали многочисленные виды ритуальных трубок, стили их изготовления, смеси для курения, да и сами церемонии были уникальными, поскольку относились к исчезнувшим религиям и верованиям тех племён. Существовали трубки для всего: войны и мира, коммерции и торговли, принятия социальных и политических решений.

Во время своего путешествия вниз по реке Миссисипи в 1673 году отец Жак Маркетт задокументировал всеобщее уважение, оказанное «трубке мира» всеми коренными народами, встреченными им на пути, даже теми, кто был в состоянии войны друг с другом. Он утверждал, что появление трубки во время боя смогло бы остановить сражение. Именно по этой причине люди племени Иллинойс дали Маркетту такую трубку в качестве подарка для обеспечения его безопасного путешествия через свои земли.

При использовании в ритуалах дым, согласно верованиям, привлекает внимание Творца и других могущественных духов к молящимся. Традиция племени лакота утверждает, что Женщина Белый Телёнок принесла людям чанунпу (наименование священной трубки на языке сиу), и научила их её символизму и церемониям.

Согласно устной традиции, наглядно подтверждаемой изготовленными до контактов с европейцами трубками, хранящимися в музеях, племенных и частных хранилищах, некоторые церемониальные трубки украшались перьями, мехом, волосами человека и животных, бисером, резьбой и другими предметами, имеющими значение для владельца. А некоторые трубки выглядели очень просто. Многие трубки принадлежали не одному человеку, а целому врачебному или религиозному сообществу.

Разнообразие трубок

Ритуальные трубки использовались несколькими племенами северо-американских индейцев, и материалы для их изготовления отличались в зависимости от племени и места. Вот некоторые типы камней и материалов, использовавшихся для изготовления трубок:

Глина - трубки индейцев чероки и чикасо изготавливались из обожжённой глины и речного тростника.

Красный трубочный камень - катлинит, богатый железом мягкий аргиллит красного оттенка, залегающий между слоями сиукского кварцита . Обычно добывается ниже уровня грунтовых вод, поскольку быстро разрушается под действием ветра и воды. Красный трубочный камень использовался индейцами Вудленда , индейцами Большого Бассейна и индейцами Великих равнин . Камень при этом имеется в Теннесси (к югу от центра штата), Миннесоте (город Пайпстон) и Юте (Дельта, Юинта). Но священный трубочный камень добывался именно в Пайпстоне. Камень из этого месторождения мягче и проще в обработке, чем катлиниты из других мест. Сама каменоломня расположена к северу от города. В наше время добыча камня в этой каменоломне разрешена только коренному населению Америки.

Голубой трубочный камень - ещё один вид катлинита, использовался для изготовления трубок преимущественно племенами Великих равнин. Залежи этого камня находятся в Южной Дакоте. Начало использования голубого трубочного камня совпадает по времени с появлением у индейцев Великих равнин лошадей .

Голубой камень (Bluestone ) - твёрдый зелёно-голубой кварцит, добываемый в южных Аппалачах . После обработки он принимает зеленоватый оттенок. Этот камень использовался для изготовления трубок несколькими племенами восточного Вудленда. Чероки, крики и чикасо делали трубки из этой породы. Также найдено несколько древних трубок из голубого камня миссисипской культуры .

Зелёный трубочный камень - зелёная с белыми прожилками с медесодержащая мраморная порода, добываемая в Вайоминге и Южной Дакоте. Использовался шошонами , ютами и племенами Великих равнин для создания ритуальных и личных курительных трубок. Из него также вырезали изображения и предметы религиозного характера.

Чёрный трубочный камень (Южная Дакота) - мягкая хрупкая чёрная порода с белыми прожилками, добывался в Южной Дакоте и использовался некоторыми племенами Великих равнин.

Чёрный трубочный камень (Юинта) - чрезвычайно твёрдый чёрный кварцитовый сланец, подвергшийся метаморфному сжатию , добывался в оврагах на юго-востоке гор Юинта в Юте и Колорадо. Этот камень применялся индейцами Большого Бассейна для изготовления палиц и курительных трубок, имеющих хороший блеск после полировки. Отбирались камни, нанесённые водой вниз по оврагам и ручьям, поскольку в таких камнях обычно меньше трещин и дефектов.

Трубки в искусстве

Широко известны следующие строки из поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло «Песнь о Гайавате »

Смойте краски боевые,

Смойте с пальцев пятна крови;

Закопайте в землю луки,

Трубки сделайте из камня,

Тростников для них нарвите,

Ярко перьями украсьте,

Закурите Трубку Мира

И живите впредь как братья.

См. также

  • Пайпстоунская каменоломня - здесь длительное время добывался камень специально для изготовления трубок мира

Напишите отзыв о статье "Трубка мира"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Трубка мира

В 1811 м году в Москве жил быстро вошедший в моду французский доктор, огромный ростом, красавец, любезный, как француз и, как говорили все в Москве, врач необыкновенного искусства – Метивье. Он был принят в домах высшего общества не как доктор, а как равный.
Князь Николай Андреич, смеявшийся над медициной, последнее время, по совету m lle Bourienne, допустил к себе этого доктора и привык к нему. Метивье раза два в неделю бывал у князя.
В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его дома, но он никого не велел принимать; а только немногих, список которых он передал княжне Марье, велел звать к обеду.
Метивье, приехавший утром с поздравлением, в качестве доктора, нашел приличным de forcer la consigne [нарушить запрет], как он сказал княжне Марье, и вошел к князю. Случилось так, что в это именинное утро старый князь был в одном из своих самых дурных расположений духа. Он целое утро ходил по дому, придираясь ко всем и делая вид, что он не понимает того, что ему говорят, и что его не понимают. Княжна Марья твердо знала это состояние духа тихой и озабоченной ворчливости, которая обыкновенно разрешалась взрывом бешенства, и как перед заряженным, с взведенными курками, ружьем, ходила всё это утро, ожидая неизбежного выстрела. Утро до приезда доктора прошло благополучно. Пропустив доктора, княжна Марья села с книгой в гостиной у двери, от которой она могла слышать всё то, что происходило в кабинете.
Сначала она слышала один голос Метивье, потом голос отца, потом оба голоса заговорили вместе, дверь распахнулась и на пороге показалась испуганная, красивая фигура Метивье с его черным хохлом, и фигура князя в колпаке и халате с изуродованным бешенством лицом и опущенными зрачками глаз.
– Не понимаешь? – кричал князь, – а я понимаю! Французский шпион, Бонапартов раб, шпион, вон из моего дома – вон, я говорю, – и он захлопнул дверь.
Метивье пожимая плечами подошел к mademoiselle Bourienne, прибежавшей на крик из соседней комнаты.
– Князь не совсем здоров, – la bile et le transport au cerveau. Tranquillisez vous, je repasserai demain, [желчь и прилив к мозгу. Успокойтесь, я завтра зайду,] – сказал Метивье и, приложив палец к губам, поспешно вышел.
За дверью слышались шаги в туфлях и крики: «Шпионы, изменники, везде изменники! В своем доме нет минуты покоя!»
После отъезда Метивье старый князь позвал к себе дочь и вся сила его гнева обрушилась на нее. Она была виновата в том, что к нему пустили шпиона. .Ведь он сказал, ей сказал, чтобы она составила список, и тех, кого не было в списке, чтобы не пускали. Зачем же пустили этого мерзавца! Она была причиной всего. С ней он не мог иметь ни минуты покоя, не мог умереть спокойно, говорил он.
– Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
– И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
– В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
– Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он?..
Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.
Лопухин и старый генерал изредка принимали участие в разговоре. Князь Николай Андреич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают. Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где суждение могло относиться к лицу государя императора.
За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам.
– Бонапарт поступает с Европой как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Ростопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт уже не стесняясь хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат! Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – Граф Ростопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать.
– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.

Северная Америка

Калюмет - священная трубка североамериканских индейцев, живущих в верховьях Миссисипи. В Европе чаще всего именуется «трубкой мира».

Выражение «раскурить вместе трубку мира» вошло в поговорку как шутливое обозначение прекращения враждебных отношений (в Германии в первой пол. XIX в.).

Ритуальный и символический предмет, условный знак посланника, близкий античному кадуцею. Белые перья на ней означают мир, красные, наоборот, войну. Не всякая индейская курительная трубка может быть названа калюметом в собственном смысле. В своем первоначальном значении калюмет представлял собой парную, дуалистическую систему (небо - мужское начало противостоит земле - женскому началу), причем оба взаимопроникающих принципа могут менять свой смысл (например, у Омаха земля - мужское начало, небо - женское). Вместе оба стержня, чубуковый и перьевой, являлись символическим обозначением орла. Ими размахивали во время молитвенных церемоний над собравшимися членами проживающих в прериях племен. При ритуальном курении «зажигали табак и давали трубку представителю племени, который делал несколько затяжек и после этого пускал дым в небо, к Матери-Земле и во все четыре страны света, причем мундштук священного предмета он протягивал по направлению к пунктам, которые были в зоне его внимания. Затем он передавал трубку дальше; она ходила у присутствующих по кругу, как Солнце с востока на запад… (Эта церемония) предохраняла гостя, который в ней участвовал, от всякой враждебности - по крайней мере до тех пор, пока он находился в лагере» (Г. Гартман, 1973).

Все священные трубки были символическими предметами, исключенными из повседневного употребления; их головка чаще всего была сделана из фигурно вырезанного камня (катлинита).

По-видимому, племена прерий переняли этот обычай у оседлых крестьян восточной части Северной Америки, выращивавших маис.

Табак (кинни-кинник) приготавливался по определенным правилам и смешивался с листьями сумаха, толокнянки и размельченной коры некоторых деревьев. На портретах племенных вождей 19 столетия изображенные часто держат в руках священные трубки.

Трубка с длинным мундштуком, атрибут индейцев Северной Америки, является священным символом Вакан-Танки, хозяина Вселенной. В мистике индейцев сиу она символизирует ось, соединяющую людей со сверхъестественными силами.

Священная трубка заключает в себе все существа Вселенной, участвует во всех событиях их жизни и обеспечивает им надежную защиту.

Трубка является одновременно макро- и микрокосмом. Раскуривая трубку, индеец погружается одновременно в мир собственного Я и в центр Вселенной, растворяясь в том и другом и управляя ими.

Ритуал выкуривания трубки включает три последовательные фазы:

  • очищение дымом ритуальной травы;
  • перемещение мира в курительную трубку и
  • жертвоприношение в огне, воплощающем Бакан-Танку в миру.

Трубка приобретает, таким образом, космические масштабы:

  • Вселенная, представленная жертвоприношением силам Шести Направлений (Небо, Земля, четыре Ветра), сосредоточивается в головке трубки из красного камня, или в ее сердце.
  • Крошки табака символизируют все сущее.
  • В полом мундштуке трубки происходит установление всевозможных контактов. Он символизирует все произрастающее на земле.
  • Двенадцать ниспадающих перьев принадлежат пятнистому Орлу и олицетворяют все крылатые существа, обитающие в небе.

Трубка украшается по-разному в зависимости от обстоятельств:

  • мир - чубук трубки голубой, а перья - от самки орла,
  • война - чубук красный, перья - от самца
  • траур,
  • победа и т. д.

Трубка является также центром культуры, душой индейского народа и символизирует преемственность поколений племени: Покуда трубкой будут пользоваться, народ останется жив, но как только о ней забудут, народ утратит свои корни и погибнет.

Иллюстрации