Свой рассказ о листопадничке. И. С. Соколов - Микитов "Листопадничек". Происшествие на плотине

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: И. С. Соколов - Микитов "Листопадничек". Подготовка к пересказу.

Цели: 1.Продолжить работу над сказкой, совершенствовать технику чтения, формировать навык составления плана, учить давать характеристику герою, читать по ролям.
2. Развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности.
3. Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.

Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно.
И к работе всё готово.

2.Речевая разминка .
- Урок начнём с речевой разминки:
(Слайд 1)
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.

Прочитайте:
- медленно;
- с вопросительной интонацией;
- весело;
- быстро;
2. Сообщение темы урока.

(Слайд 2)
- Сегодня мы продолжаем работу над произведением "Листопадничек".Будем готовиться к пересказу этого произведения.
3. Проверка домашнего задания.
а) беседа

К какому жанру относится это произведение?

Какая сказка?

Сейчас проверим внимательно вы читали сказку.

Прочитайте и выберите персонажей этого произведения.

Кто главный герой сказки?

б) работа по карточкам (1 ряд)

в) графический диктант.

Проведем графический диктант.

1. Произведение «Листопадничек» написал Александр Иванович Куприн.

2. Бобры строили хатку.

3. Листопадничек – это имя бобра.

4. Листопадничек – зайчонок побежал за журавлями в теплые страны.

5. Выгнал бобр из кладовой разбойницу – лисицу.

6. Научил старый бобр Листопадничка плавать и нырять.

7. Бобры питались берёзовой и дубовой корой.

Проверим. Обмениваемся с соседом листочками и проверяем с доски.

У вас должен получиться вот такой рисунок.

Оценка «5» - 0 ош.

«4» - 1-2 ош.

«3» - 3 и более ош.

Кто выполнил диктант на «5», «4», «3»?

г) задание по вариантам (Слайд 6)

Выполним задание по вариантам.

1 вариант-1 ряд

2 вариант-2 ряд

3 вариант-3 ряд

Молодцы, хорошо значит знаете содержание сказки.

4. Характеристика Листопадничка.
- Давайте попробуем дать характеристику нашему герою. Вспомните какой зайчик?
(Слайд7)

Прочитайте слова. Каким он был в начале сказки? (Слайд 8)

. Зайчонок

Мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края)

Упрямый, непослушный (убежал из дома, ослушался маму)

Любознательный (задаёт вопросы бобрам)

Терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров)

Старательный (помогал нянчить бобрят, научился плавать)

Иногда пугливый (испугался страшного зверя в кладовой)

Любящий свою мать и братьев (скучает и вспоминает, живя

в хатке у бобров)

5. Составление синквейна о зайчике.

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка –предложение

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отзывчивым

5. Работа над сказкой.

(слайд 10,11)

б) Работа по плану.
- Сейчас вспомним план сказки и подготовимся к пересказу.
- На сколько частей разделили сказку?
- Посмотрите..(Слайд)
Если не согласны, исправьте ошибки. (Работа в парах по карточкам с планом)
(Слайд) Правильный вариант.
в) Вспомним содержание каждой части.
1часть - Мечта Листопадничка.
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему появилась?Прочитайте.
2часть - ……………………………..
- Прочитайте, как вели себя журавли и другие звери?
Что решил зайчонок?

Физ. Минутка
3часть -…………………………………
- С кем встретился Листопадничек?
- Давайте прочитаем их разговор по ролям.
(Чтение по ролям стр. 61, Автор, Листопадничек, Бобр, Бобриха)
4часть -…………………………………..
- Почему Листопадничек остался зимовать у бобров?
(Чтение по ролям стр. 62-63)
5часть -………………………………….
- Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают. Дети работали по карточкам, сейчас мы их послушаем. (Проверка карточек)
Намучился……………….
Отведал……………………
Побежал……………………..
- Кого ещё испугался?
- О чём часто вспоминал?

Физ. минутка для глаз.
6часть -……………………………….
- Расскажите, как зайчонок попал на болото.

Какой эпизод в сказке самый трагичный? (Когда весной вода прорвала плотину.)

Почему? (Зайчонок мог утонуть.)

В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки? (Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.)

Что понял зайчонок за долгую зиму на чужбине? («В гостях хорошо, а дома лучше». Вдали от родных жить очень трудно.)

Какой показалась Листопадничку жизнь вдали от дома? (Горькой.)

На какой поступок решился в этот момент зайчонок? (На побег.)

Как сказано об этом в произведении? («Со всех ног» бросился на родное болото».)

6.Работа над пословицами

А какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке

1)Друзья познаются в беде.

2)Много спать - дела не знать.

3) Уменье силу одолеет.

5)На чужой стороне и весна не красна.

6)Хорошие речи хорошо и слушать.

7)Всякой вещи - своё место.

8)На чужой сторонушке рад своей воронушке.

9)От правды никуда не денешься.

10)Верному другу цены нет.

11)Была бы охота, заладится всякая работа.

7. Итог урока.

Задачи: выявить уровень понимания, осознания основной мысли произведения; учить давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям.

О чем вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

9. Домашнее задание

1. Пересказ по плану.

.
-Такие же карточки у вас. Выберите, какое д/з будете готовить, одно из двух обязательно, а третье - по желанию.

8. Рефлексия

- Мне бы хотелось узнать, ребята, какое сейчас у вас настроение от работы на уроке?

У вас на партах лежат зайцы, отпустите их на поляну гулять.(на доске две поляны-одна - весёлая, другая грустная)

Что вам понравилось сегодня на уроке? Чему вы научились?

План
1. Мечта Листопадничка.
2. Зайчонок в хатке бобров.


5. Пришлось остаться на зиму.
6. Наконец-то дома.

Карточка

Намучился………….
Отведал…………………..
Побежал…………………

Домашнее задание:

1. Пересказ по плану.
2. Пересказ от лица Листопадничка.
3. Придумать свою версию того, как зайчик провёл зиму

План
1. Мечта Листопадничка.
2. Зайчонок в хатке бобров.
3. За долгую зиму страху натерпелся.
4. Подготовка животных к зиме.
5. Пришлось остаться на зиму.
6. Наконец-то дома.

Карточка
Найди предложение по его началу, отметь в тексте, научись хорошо читать (стр.64):
Намучился………….
Отведал…………………..
Побежал…………………

Домашнее задание:

1. Пересказ по плану.
2. Пересказ от лица Листопадничка.
3. Придумать свою версию того, как зайчик провёл зиму

Пословицы Персонаж

2)Берегись бед, пока их нет.

3)Друзья познаются в беде.

4)Много спать - дела не знать.

5) Уменье силу одолеет.

6)Не всё коту масленица.

7)Без му́ки нет и науки.

8)Хорошие речи хорошо и слушать.

9)На чужой стороне Родина милей вдвойне.

10)Всякой вещи - своё место.

11)От правды никуда не денешься.

12)Верному другу цены нет.

13)Была бы охота, заладится всякая работа.

А) Учитель предлагает разгадать кроссворд по произведению И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек». (См. приложение)

Какая эта сказка? (авторская). Кто автор сказки?

Почему вы считаете, что это сказка?

Что в ней вымысел, а что реальность?

Б) Учитель организует словарную работу. (Слайд)

Отведал зайчонок бобрового кушанья.
Отведать –

Я очень озяб.
Зябнуть –

Только ты не робей, зайчонок.
Робеть –

Каждое утро смотрели зайчата, как учатся летать долговязые журавлята.
Долговязый –

Запрудили бобры речку.
Запрудили -

Ходко работают бобры.
Ходко –

Услыхали бобры шум, мигом явились.

Мигом -

Волей – неволей пришлось плыть к берегу самому.

Волей-неволей –

В ) Учитель организует аналитическую работу по тексту. (Слайд)

А) Выборочное чтение

О каком событии говорят эти глаголы? (Подготовке к зиме)

Улетели…

Залегли…

Заснули…

Спрятались…

Прочитайте отрывки , кто как готовится к зиме.

Что страшит зимой животных? Холод или голод?

Как дети могут помочь птицам в голодное время?

Я хочу вам напомнить об одной акции. (Показ слайда , где дети сфотографированы с кормушками, сделанными своими руками.)

Встаньте те ребята, кто сделал и повесил кормушки.

О чём теперь нельзя забывать? (Класть в кормушки корм ).

Г) - Выразительное чтение диалога зайчат и зайчихи

(с. 60).

Все ли зайчатки были одинаковые по характеру?

- Выразительное чтение диалога бобров и зайчика при встрече (с. 61).

Какие вопросы любопытный зайчик задавал бобрам?

Посмотрел зайчик как живут бобры в хатке. Понравилось ли ему?

(Нет, не понравилось)

Почему же он не смог вернуться к себе домой, в светлое тёплое гнездо?

- Чтение по ролям (с. 63)

Д ) Учитель организует работу по выборочному чтению.

Прочитайте , как приходилось зайчонку кормить голодных бобрят (с.64).

Прочитайте о встрече Листопадничка с выдрой.

Прочитайте слова о том, что пришлось натерпеться зайчонку за долгую зиму у бобров?

Прочитайте , как произошла встреча зайчонка с мамой

(с. 66).

Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка? (Обрадовался, прижался, крепко-крепко, возле матери).

Д) Учитель предлагает составить характеристики главных героев произведения. Фронтальная работа.

(Слайд)

Зайчонок
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края)
- упрямый, непослушный (убежал из дома, ослушался маму)
- любознательный (задаёт вопросы бобрам)
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров)
- старательный (помогал нянчить бобрят, научился плавать)
- иногда пугливый (испугался страшного зверя в кладовой)
- любящий свою мать и братьев (скучает и вспоминает, живя в хатке у бобров)

Бобры
- трудолюбивые мастера (строят плотину, хатку в два этажа; хвостом работают как штукатуры)
- запасливые (готовят корм на зиму)
- гостеприимные (приютили зайца)
- заботливые и внимательные (волнуются за бобрят, помогают зайчику при наводнении)
- смелые (бобр выгнал выдру из хатки)
- чистоплотные (бобры прибирают свою хатку)

Е) Учитель организует работу с пословицами.

Обратимся к народной мудрости.

Какие пословицы можно адресовать бобрам? Зайчихе? Зайчонку?

Почему вы так думаете?

Птица рада весне, а дитя - матери.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Материнское терпение всё перетерпит.

Материнская молитва со дня моря вынимает.

Мать кормит детей как земля людей.

Работай до поту, поешь в охоту.

Всякое уменье трудом даётся.

Много спать - дела не знать.

Ж) Учитель организует работу по составлению планов сказки. Работа в парах с самопроверкой по эталону.

Сейчас составим план для пересказа сказки.

Посмотрите, какой план предлагаю я.

Сколько пунктов в моём плане?

Если вы не согласны, исправьте ошибки.

(Работа в парах . Дети должны разложить заголовки в плане по порядку).

Рабочий план: (неверный)

  1. Мечта Листопадничка.
  2. Зайчонок в хатке бобров.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Пришлось остаться на зиму.
  5. Наконец-то дома!

Проверка по эталону.

План

  1. Мечта Листопадничка.
  2. Подготовка животных к зиме.
  3. Зайчонок в хатке бобров.
  4. Пришлось остаться на зиму.
  5. За долгую зиму страхов натерпелся.
  6. Наконец-то дома!

З) Продолжение работы по составлению планов. Работа в группах.

Группы обмениваются своими вариантами планов. Каждая группа должна разложить заголовки по порядку.

План, составленный из вопросов к тексту. (как вариант)

1. О чём мечтал зайчонок?

2. Как животные готовились к зиме?

3. Куда убежал зайчонок из дома?

4. Почему Листопадничек остался у бобров?

5. Какая беда случилась ранней весной у бобров?

6. Как зайчонок вернулся в родное гнездо?

План, составленный из цитат. (как вариант)

  1. Вот бы и мне так полетать!
  2. Пришла поздняя осень.
  3. Возьмите меня в вашу хатку.
  4. Остался Листопадничек в бобровой хатке.
  5. За долгую зиму большого страху натерпелся.
  6. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

И) Учитель предлагает пересказать сказку от лица разных героев сказки.

В нашем произведении несколько героев и каждый проживает эту историю по-своему, испытывает свои чувства и переживания.

Постарайтесь рассказать эту историю с различных точек зрения и передайте чувства и переживания своего героя.

От лица зайчонка.(1 группа).

От лица бобров. (2 группа).

От лица мамы-зайчихи. (3 группа) .

(4 группа).

Какому герою вы больше всего сопереживали и почему?

Учитель подводит итог урока.


-В чем по-вашему мнению главная идея этого произведения? (Дети не должны убегать из дома, из своей семьи, заставлять страдать свою маму. Надо любить свою родину. Родной дом – главная наша защита. Не зря говорят : мой дом – моя крепость.)

Выберите самую точную пословицу , которая больше всего подходит к теме нашего урока.

В гостях хорошо, а дома лучше !

Чтобы понять, насколько зайчонку дорого родное гнездо, ему пришлось испытать?

(Попутешествовать, пожить в чужом доме, натерпеться страхов, поработать нянькой у бобров, нырнуть в ледяную воду).

Только разлука и жизнь в тёмной норе бобров позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?

Если бы вы рекомендовали своему другу прочитать эту сказку о животных, то какие основные достоинства ты бы отметил? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя ? О чем лично вас заставила задуматься сказка?

(Надо дорожить своей Родиной, своей семьёй, любовью близких. Они - главная опора в жизни.)

Конспект урока литературного чтения

в 3 классе

Тема: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

Цели : п ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование : выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация; раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнем.

II . Мотивация к учебной деятельности.

1. Беседа.

- О чём мы сегодня будем говорить и читать?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад )

Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)

- Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (Линяют, запасают корм, рождают детёнышей)

- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?

Игра « Кто как готовится к зиме? »

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

(I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения).

Проблемный вопрос:

Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат .

(Зайцев называют листопадничками.)

Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)

Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».

А что вы можете рассказать о зайцах?

Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?

(Подстреленный заяц недалеко бежит. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Убить двух зайцев одним выстрелом. Пуганый заяц и пенька боится. Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. Заяц самого себя боится. Вор что заяц: и тени своей боится. Родной куст и зайцу дорог.)

2. Речевая разминка

- Листопаднички приготовили нам разминку.

Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.

Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).

- Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)

III . Целеполагание.

Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое », певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением.

Что вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего задания? (Выставка книг)

И.С. Соколов-Микитов (1892-1975)

- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

- Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.

- От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.

- В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.

- В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи « Илья Муромец ».

- Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.

- Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.

- Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям.

- Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

- С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.

- В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.

- Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

Вопросы – предположения

- Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. ( « Листопадничек ».)

- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения)

- Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями?

- Назовите тему урока.

- Определите задачи урока.

Мы познакомимся…

Мы научимся…

Мы будем учиться…

IV . Изучение нового материала

1. Словарная работа. Работа с толковым словарем

- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

    долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

    обглоданные – объеденный;

    робеть -пугаться, стесняться, бояться;

    озяб – замёрз, продрог;

    ходко работают - работают быстро;

    настлано –настелено;

    плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

    запрудили – перегородили реку плотиной;

    хатка – название небольшого дома на Украине;

    кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

    штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;

    р осома́ха - хищное млекопитающее семейства куньих;

    в ыдра - вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)

1 часть – чтение по 1 абзацу.

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.)

Что может произойти с зайчонком дальше?

2 часть – чтение «буксир», выборочное чтение.

- Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?

Чего испугался Листопадничек?

О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)

О чем может идти речь после данного фрагмента?

3 часть – чтение по ролям (автор, зайчонок, бобр.)

- Кого встретил зайчонок во время путешествия?

- Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.)

- Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?

4 часть – чтение за диктором . (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию). Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (“V” - уже знал, «+»- новое, «-»- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы)

- Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?

(Зайчонок в хатке бобров.)

Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?

5 часть – хоровое чтение.

Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.

- Как мы можем озаглавить 5 часть текста? ( За долгую зиму страху натерпелся.)

Что может произойти с Листопадничком дальше?

6 часть – самостоятельное жужжащее чтение. Взаимные вопросы.

Расскажите, как зайчонок попал на болото.

Что стали говорить о нём в лесу?

Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)

3. Беседа по рассказу «Листопадничек »

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

- Какая эта сказка? (Литературная)

На доске написано несколько названий:

1.Путешествие зайчонка.

2.Храбрый зайчик.

3.Дружба зверей.

– Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно этот заголовок соответствует его содержанию.

– Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки, выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?

V . Физкультминутка

V I . Продолжение работы по теме урока

Анализ литературного произведения

1. Выборочное чтение с комментарием

    Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из дома.

    Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.

    Найдите и прочитайте каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму. О чём он вспоминал?

    Найдите и прочитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью.

2. Чтение – поиск

- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

- Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

3. Характеристика героев

- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

- Дайте характеристику бобрам:

- трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

- запасливы е (готовят корм на зиму);

- гостеприимные (приютили зайца);

- заботливые (волнуются за бобрят);

- смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);

- чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок) .

4. Работа в группах:

1 группа: составляет синквейн о зайчике

(На слайд выносится план работы с синквейном).

1 – существительное;

2 – 2 прилагательных;

3 – 3 глагола;

4 – ключевое предложение из текста;

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

Листопадничек познакомился с бобрами.

Листопадничек.

2 группа: работа по карточкам

Вставьте подходящее слово из текста:

    Бежал, бежал (Листопадничек ) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке ).

    Остался Листопадничек в бобровой (хатке ).

    Любят (бобры ) чистоту и порядок.

    За долгую зиму большого (страху ) натерпелся зайчонок.

    Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери ).

    Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде ) Листопадничек.

3 группа: составление плана

План

Мечта Листопадничка.

Подготовка животных к зиме.

Зайчонок в хатке бобров.

Пришлось остаться на зиму.

За долгую зиму страху натерпелся.

Наконец-то дома.

5. Просмотр фрагмента мультфильма

Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика?Что он хотел сказать своим читателям? ( Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.)

Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?

Я вам предлагаю другой вариант.

Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком?

6. Работа с пословицами

- Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

    Много спать – дела не знать.

    Дома и стены помогают.

    Всякий кулик своё болото хвалит.

    Чужая сторона – дремучий бор.

    В гостях хорошо, а дома лучше !

    Друзья познаются в беде.

    Сердце матери лучше солнца греет.

Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

VII . Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII . Итог урока.

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?

Домашнее задание, выставление оценок .

1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).

2. Придумать продолжение этой истории.

3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.


Отгадай загадку и узнаете о ком же этот рассказ.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку . (Заяц)

После прочтения, задайте следующие вопросы ребенку:

О ком это произведение?

Почему зайчат называют листопадничками?

Кто их так называет?

Где живут зайцы?

Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?

Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?

Почему?

Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?

Какие еще птицы улетают на юг?

Почему?

Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?

Как животные готовятся к зиме?

Как бобры строили свою плотину?

Как бобры спасали Листопадничка?

Как вы считаете, "Листопадничек" - это сказка или рассказ?

Выполните следующее задание:

Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК.

(Лиса, иволга, слон, тигр, осёл, павлин, антилопа, дикобраз, носорог, ирбис, чечетка, еж, кабан)

Листопадничек

И.С. Соколов-Микитов

Сказка.

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок.

Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

Оставайтесь здесь, - сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, - чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

А тепло в вашей хатке зимой?

Очень тепло, - отвечает седой Бобр.

Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, - просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

Ладно, - говорит Бобр, - вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

"Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть".

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок?

У вас все очень хорошо, - говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

Что делать, - говорит Бобр, - если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

Ладно, оставайся, - говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

А теперь, - сказали они зайчонку, - пожалуйста, садись с нами кушать.

Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

Нет у нас репки, - отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

"Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

Это разбойница выдра, - сказал Бобр, - она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

Ай, ай, кто это?

Это я, - сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Отгадай загадку и узнаете о ком же этот рассказ.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)

После прочтения, задайте следующие вопросы ребенку:

  • О ком это произведение?
  • Почему зайчат называют листопадничками?
  • Кто их так называет?
  • Где живут зайцы?
  • Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
  • Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?
  • Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
  • Какие еще птицы улетают на юг?
  • Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
  • Как животные готовятся к зиме?
  • Как бобры строили свою плотину?
  • Как бобры спасали Листопадничка?
  • Как вы считаете, "Листопадничек" - это сказка или рассказ?

Выполните следующее задание:

Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК .

(Лиса, иволга, слон, тигр, осёл, павлин, антилопа, дикобраз, носорог, ирбис, чечетка, еж, кабан)

Листопадничек

И.С. Соколов-Микитов
Сказка.

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок.

Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

Оставайтесь здесь, - сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, - чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

А тепло в вашей хатке зимой?

Очень тепло, - отвечает седой Бобр.

Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, - просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

Ладно, - говорит Бобр, - вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

"Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть".

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок?

У вас все очень хорошо, - говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

Что делать, - говорит Бобр, - если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

Ладно, оставайся, - говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

А теперь, - сказали они зайчонку, - пожалуйста, садись с нами кушать.

Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

Нет у нас репки, - отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

"Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

Это разбойница выдра, - сказал Бобр, - она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

Ай, ай, кто это?

Это я, - сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек.Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять.С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Вы можете или написать свой.