Странствие во тьме. Настольная игра Descent: Странствия во тьме

Обзор игры "Descent: Journeys in the Dark Second Edition", написанный в рамках конкурса «Рыцари круглого стола 2». Внутри злой Оверлорд, приторные герои, жирный гоблин и бонусный грязный Гарри.

Табличка перед входом в подземелье

Поскольку речь в этом обзоре пойдёт о втором издании игры — мне не избежать сравнений с изданием первым. Я хочу сразу предупредить о том, что опыт игры в первое издание у меня крайне невелик — всего четыре часа. В масштабах «Десцента» это копейки, полпартии всего. Если читателю мои выводы и мнения по первой редакции покажутся незрелыми и поспешными, пусть знает — так оно и есть.

Состав коробки

Коробка базового издания раза в два меньше гроба, в котором поставлялась первая часть. Стандартный квадрат, разве что очень «толстый». На обложке стандартная фэнтезийная картинка с героями и драконом. Единственное отступление от канона — женщина-паладин на картинке в полноценной броне, а не в кольчужном бикини.

Что же внутри?

А внутри очень красиво и качественно исполненный америтреш. Сотни жетонов, большие двусторонние тайлы для будущих карт, множество карт для самых разных целей, кастомные кубики и, конечно же, миниатюры. Выполнены миньки из мягкого пластика серого, белого и красного цветов. Лучше всего удались эттины и элементали — крупные, с проработанными деталями. Драконы слишком стандартны, а монстры поменьше не так выразительны. Зомби, на мой взгляд, откровенно неудачны, какие-то бесформенные и мелкие. Восемь фигурок — герои, серого цвета, с квадратными подставками. У каждого есть лист персонажа с описанием уникальных способностей и статами. Портрет героя на листе точно повторяет собой миниатюрку, так что проблем с идентификацией не возникнет.

Паспорт героя и несколько карт навыка

Пока я описываю всю эту пластиковую красоту, в очередной раз обещаю себе заняться покраской.

Многие споры вызвало решение FFG отказаться от миниатюр лейтенантов. Их будут продавать отдельно, за отдельные же деньги и когда-нибудь потом. Сейчас предлагается играть жетонами. Особенно забавно выглядит шестиклеточный жетон Королевы драконов. Миниатюры некоторых из лейтенантов, а именно семейства Фэрроу (Farrow), были выпущены для первого издания и их можно купить уже сейчас. Остальных надо ждать, FFG обещает — в Q3 2013. Что касается совместимости с первым изданием. Помимо упомянутых лейтенантов, существует Conversion Kit. В него входят карты всех героев и монстров из первого издания, подогнанные под формат новой игры. В коробке только карты, миниатюры брать из первого издания.

Очень многое в игре строится на картах. Их в коробке больше двух сотен, вот основные типы:

  • карты Оверлорда, содержащие в себе разнообразные пакости, которые он подкидывает героям;
  • карты классов героев, содержащие стартовую экипировку и умения. которые прокачиваются за опыт;

В первом Descent прокачки как таковой не было, один скилл давался в самом начале, и ещё один можно было прокачать в процессе. Герои развивались за счёт шмота, который находили в сундучках, прямо во время приключения. В новом издании центр тяжести сменился. Убирать экипировку не стали, но теперь у каждого героя есть класс, и есть колода навыков этого класса, которые можно покупать за опыт. Сменить класс в процессе игры нельзя.

  • мечта настоящего манчкина — карты шмота, солидный набор разнообразного вооружения для сокращения поголовья монстров, а также щиты и доспехи, чтобы предотвратить сокращение поголовья героев.

Ценное барахлишко

Правила игры

Последние компоненты в коробке — книга правил и книга квестов. Правила, на мой взгляд, несложные. Да, они большие, не очень чётко изложены, но первая партия снимет подавляющее большинство вопросов. Механика довольно простая, последовательность ходов прозрачная. Проблема правил — это вариативность всего на свете и не всегда очевидные комбинации событий.

Не буду расписывать правила сильно подробно, они давно выложены, остановлюсь на ключевых моментах. Сначала ходят герои — в любом порядке, сами решают. У каждого героя есть два действия, которые он волен использовать на всякие героические деяния. Походить, накатить противнику, отдохнуть, открыть дверь, воскреснуть или воскресить друга. После того как закончилась активация последнего героя, ход передается Оверлорду. Тот в свою очередь ходит монстрами, единственное отличие от героев — монстр не может два раза за одну активацию атаковать.

У Оверлорда есть колода карт, которые он разыгрывает, чтобы всячески усложнять жизнь героям. Ограничений на использование нет, платить за карты тоже не надо, можно хоть все сразу использовать. Единственное, что мешает — неторопливое пополнение руки картами. Основное отличие от первой части — больше нет карт с монстрами, их выставление и восстановление прописано для каждого квеста отдельно. Оверлорд тоже может прокачиваться, он получает опыт по итогам каждого квеста. На этот опыт он может докупить ещё карт в колоду. Докупаемые карты сильнее, злее и обиднее для героев. Например, сильнейшая карта линейки ловушек в случае неудачи просто убивает героя. Без вариантов, независимо от оставшегося здоровья, брони, общей крутости. Не надо связываться с раскачавшимся Повелителем тьмы.

Бой очень прост. Атакующий игрок бросает кубики оружия и считает сердечки. Защищающийся бросает кубик(и) защиты и считает щиты. Сердечки — щиты = нанесенный урон. Как только урон превысит здоровье — герой или монстр умирают.

Рандом, рандом, рандом. Задача, поставленная перед моим лейтенантом была проста и приятна — устроить резню в шахтёрском поселении. И вот уже стражники перебиты, остался всего один подранок, да и ему осталось недолго, сам Белтир (Belthir) простёр над ним свои крылья (полудракону крылья иметь можно и нужно). Герои, правда, успели уже потрепать лейтенанта и практически полностью извели его свиту. Но сейчас ход Оверлорда, на Белтира, на всякий случай, играется карта, дающая дополнительную атаку в этот ход. Обе атаки мимо. Герои почин не поддержали, и лейтенанта убили, выиграв сценарий. Наверно, это как-то связано с тем, что герои — миниатюрки, а пафосный полудракон — жетон.

Смерть героя — событие достаточно будничное, возродиться можно, потратив одно действие. Но в этой будничности кроется засада, которая на BGG получила романтичное название «цепь смертей» (death chain). Дело в том, что герой возрождается не с полным здоровьем, а бросает кубики. При неудачном броске он возрождается в двух хитах от смерти. Угадайте, кто у нас любимая цель Оверлорда? Выходить из цепи предполагается при помощи лечения всякими навыками или зельями. Ну, или героично отступить для перегруппировки (т.е. сбежать, роняя доспехи).

Главное нововведение по сравнению с первой частью — это появление целей Оверлорда. Теперь он действует не из чистой ненависти к героям, появляется некая сюжетная подоплёка. Зачастую задачи героев и Оверлорда не симметричны. К примеру, в первом же квесте героям необходимо завалить здорового эттина по имени Мучитель (Mauler), а Оверлорд должен вывести пять гоблинов за пределы карты. Героям вроде как надо убить эттина, но они всё равно бьют гоблинов, чтобы помешать Повелителю достичь своей цели. В свою очередь Повелитель обижается и вступается за маленьких, вводя в бой эттина, а его вроде как надо поберечь.

Варианты игры

Вместе c игрой поставляется книга сценариев, содержащая 20 квестов. Большая их часть состоит из двух «столкновений» (encounter).

Например, вызвавший в своё время бурное обсуждение на «Тесере» квест «Толстый гоблин» (Fat Goblin). В первом столкновении герои должны прятать пшеницу от мародёрствующих гоблинов, а Оверлорд должен эту самую пшеницу похитить и утащить в гоблинское логово. После того как все жетоны пшеницы убраны с карты в запасник фермера или в подземелье гоблинов, столкновение заканчивается.

Тот самый «сельскохозяйственный варгейм»

Сразу после этого играется второе столкновение. В нём предводитель гоблинов, тот самый Толстый Гоблин, пытает своих пленников, чтобы найти среди них тенеплёта (shadowbinder). Задача Оверлорда — выбить из тенеплёта признательные показания, после чего утащить его из гоблинского подземелья. Задача героев —убить толстяка до того, как он сбежит. От первого столкновения глава гоблинов получает бонус: 2 дополнительных хита за каждый украденный сноп пшеницы. Победителем сценария является тот, кто выполнил победные условия второго столкновения, независимо от того, чем окончилось столкновение первое.

К сожалению, баланс этих бонусов не всегда удачен. В квесте «Бал-Маскарад» (Masquerade Ball) бонус Оверлорда за победу в первом столкновении настолько силен, что практически выигрывает ему и второе столкновение, и сценарий. А победитель первого столкновения определяется броском пары кубиков.

«…you"ve got to ask yourself one question: Do I feel lucky? Well, do ya, punk?»

Существует три основных варианта игры:

  • Базовый. Игроки выбирают любой сценарий, выбирают себе героев, получают их стартовые вещи и навыки и играют. Оверлорд играет базовой колодой карт и монстрами первого акта.
  • Продвинутый. Игроки получают немного опыта и денег на развитие навыков и закупку, Оверлорд получает опыт на развитие колоды, сила монстров по договоренности. Выбирается один квест и играется.
  • Кампания. Герои и Оверлорд начинают со стартовыми вещами, навыками, картами и развиваются в процессе.

Лично я уверен, что основное назначение этой игры — кампания. И герои, и Оверлорд получают широкие возможности для развития. Возможности у «хороших» традиционно шире: тут и магазин, где можно обменять награбленное в квестах на всякие полезные вещи, и способности класса, приобретаемые за опыт. Оверлорд прокачивает только свою колоду пакостей, тратя на это опыт, получаемый по итогам квеста.

Карта кампании «Руна Тени» (Shadow Rune)

Кампания состоит из девяти приключений: пролог, три квеста первого акта, интерлюдия, три квеста второго акта и финал. Победителем кампании станет тот, кто выиграет в финале.

Кампания построена таким образом, чтобы её можно было отыгрывать в течение нескольких сессий. Квесты укорочены по сравнению с первой частью, вместо пяти часов всего полтора-два. В процессе предусмотрены естественные «автосохранения». Остановиться можно как между отдельными приключениями, так и между столкновениями внутри квеста. Всё для удобства игроков. Разложили пару квестов, попрятали по пакетикам всё нажитое и убрали игру. Через неделю сели и безболезненно продолжили. Можно тратить два-три часа на сессию (студенты, не пугайтесь). Да и в сумме кампания займёт не так много времени, как раньше, даже если играть раз в пару недель, можно дожить до её окончания.

Дополнения

Это к вопросу о том, будут ли дополнения, и отчасти об их количестве =)

На данный момент вышло маленькое дополнение и анонсировано большое. Маленькое дополнение по большей части просто добавляет всего. Новых механик немного. Теперь герои во время обыска локации могут вместо бутылки с полезным зельем наткнуться на люк, ведущий в подвал. Там водятся монстры и сокровища. Это отвлекает от основного квеста, но сулит прибыли. Добавились побочные квесты, это короткая (один квест в первом акте и один во втором) сюжетная линия о Королеве Змеев (девочка-дракон, да, большой и красивый... жетон). Помимо этого новые герои, новые классы и прочее дополнительное разнообразие.

В будущем грядёт также большое дополнение, главное нововведение которого — новая кампания. По всей видимости, чаще будут выходить маленькие допы с побочными квестами, которые универсальны и встраиваются в любую кампанию. Изредка также будет выходить большая коробка с дополнительной кампанией. Конечно же, новые классы, миньки героев и монстров, тонны шмота в каждой коробке. Нужно больше места!

Заключение

При переходе от первого издания ко второму FFG сделало самое важное — отказалось от попыток сделать эрзац настольной словесной RPG и стало делать классическую настольную игру. Оверлорд перестал быть недоМастером и стал полноценным игроком. Это изменило атмосферу игры, теперь участников игры не покидает ощущение гонок.

Я очень люблю эту игру. Наверное, поэтому я не вижу серьёзных недостатков и не хочу оценивать её по всяким составляющим, выставлять отдельные оценки, складывать, делить, выводить «объективную». Я хочу получать иррациональное удовольствие, не отвлекаясь на циферки.

Плюсов и минусов тоже не будет, просто перечислю ключевые моменты, пусть каждый сам решает, баг это или фича.

  • Богатые возможности прокачки героев навыками и шмотом.
  • Различные пути развития Оверлорда, изменяющие его стиль игры.
  • Задачи Оверлорда, придающие особый интерес игре за него.
  • Реиграбельная кампания.
  • «Проклятие Оверлорда» на владельце коробки.
  • Атмосфера гонки превалирует над атмосферой приключения.
  • Рандом на кубах.

Перед вами второе издание игры, к первой версии которой вот уже 7 лет выпускают дополнения. Сказать, что эта игра популярна — ничего не сказать: на фестивале настольных игр незнакомые люди вдруг начинают общаться, услышав слово «Десцент». И тому есть самое простое объяснение: несложные, не смотря на кучу компонентов, правила, увлекательный процесс и особая атмосфера приключений. Собирайте друзей, выбирайте героев, решайте, кто станет Властелином, управляющим монстрами — и вперед, навстречу миссиям и сокровищам.

Все против одного

Одна из пикантных особенностей Десцента — то, что один из игроков будет играть «за другую сторону». В прямом смысле: именно ваш товарищ будет распоряжаться красивыми миниатюрами монстров, строить вам козни и всеми силами стараться, чтобы вы завалили приключение. Играть против человека чаще всего намного интереснее, чем против механики игры. Сам Властелин тоже не будет скучать: ни на первых миссиях, когда помешать отряду героев практически нереально, ни в середине, когда им действительно придется тяжко.

Перед тем, как вооружиться кубиками

  • Определитесь, кто за кого играет: у каждого героя свои способности;
  • Выдайте Властелину его колоду спецкарт и отдельную книжку правил;
  • Сложите, как пазл, поле первой миссии;
  • Миниатюры на поле расставляет Властелин;
  • А доблестные искатели приключений обсуждают стратегию командных действий.

И что теперь делать?

Ходить по полю, собирать сокровища, бить монстров, спасать случайных прохожих (как они вообще тут оказались?) — в общем, делать все, чтобы выполнить задание, и получать от этого удовольствие. Бои строятся на бросках кубиков, чье количество и качество зависит от способностей персонажей, их силы и оружия. За монстров кидается отдельный комплект: это задача Властелина. Ходить по полю совсем просто: скорость передвижений, как и другие параметры, указана на персональных планшетах героев.

Ого, да тут целый мир!

В начале игры можно выбрать, в каком режиме будет проходить Странствие во тьме: это будет одно приключение или целая кампания, собранная из нескольких приключений. Специальная книга поможет правильно собрать мир, а листы кампании позволят сохранять достижения игроков от одного этапа к другому. В Десцент можно играть время от времени, продолжая начатое приключение, или с сияющими глазами рубиться несколько дней подряд. Что еще хорошо в этой красивой игре — ее реиграбельность. Закончив длинную партию, вы тут же можете начать новую, и даже если квесты будут повторяться, их прохождение будет каждый раз новым.

А можно... раскрасить миниатюры?

Конечно, это же ваша настольная игра и в ней все должно быть прекрасно! Когда каждый герой и монстр обретёт индивидуальность, играть будет ещё интереснее — из этого мира так просто не выйдешь, да и, что уж скрывать, Властелин не позволит.

И как это все в коробку вместилось!

  • Карта кампании, на которой нарисованы места, в которые вы будете попадать и переживать приключения;
  • 9 игровых кубиков, чтобы бить и защищаться;
  • 8 фигурок героев, которые ходят по полю, как настоящие;
  • 8 планшетов героев с их индивидуальными параметрами;
  • 31 фигурка монстров, очень красивых,
  • 18 карт монстров,
  • 7 пластиковых подставок,
  • 1 блокнот с листами кампании,
  • 34 карты покупок с разными полезными предметами,
  • 16 карт состояний, в которые иногда впадают герои,
  • 12 карт поиска, с помощью которых можно найти золото,
  • 6 карт реликвий с особыми, очень мощными предметами,
  • 40 карт Властелина, с помощью которых он строит гадости;
  • 12 карт адъютантов, помощников Властелина,
  • 10 карт дорожных событий — это происшествия, которые случаются с героями в кампании, когда они перемещаются из одного приключения в другое,
  • 5 карт-памяток, что можно сделать в свой ход;
  • 48 участков поля, из которых каждый раз складывается новая локация для игры;
  • 45 жетонов урона, чтобы отмечать раны;
  • 35 жетонов усталости, которые тоже не стоит копить,
  • 7 карт дверей, которые нужно открывать, тратя на это часть действия (расставляются на локациях);
  • 84 карты классов с умениями и навыками, которые со временем приобретают герои,
  • 9 жетонов поиска, отмечающие на поле места, где что-то можно найти,
  • 16 жетонов героев для маркировки разных событий и эффектов,
  • 6 жетонов адъютантов для отмечания их передвижений,
  • 10 жетонов задач, которые нужно выполнять во время миссий (например, жетоны могут быть заложниками, которых нужно спасти),
  • 8 жетонов селян — нейтральных персонажей, встречающихся у героев на пути,
  • 20 жетонов состояний, что помнить, что с монстрами что-то не так (отмечаются эффекты),
  • Жетон помощника,
  • Правила игры,
  • Книга приключений.







Проблема многих настольных игр в том, что они быстро приедаются. Занимают и увлекают только первый десяток партий, а затем все идет по знакомому сюжету, и интерес к игре постепенно пропадает. Редкая настольная игра является исключением из данного правила, но Descent Странствия Во Тьме - это исключение явное и очень примечательное. В нашей компании это любимая настольная игра, в которую мы играем уже больше года. Да простят меня читатели за мое явное выражение любви к этой игре в данном отзыве, но я просто ничего не могу с собой поделать

Итак, что мы имеем?


Descent - это настольная ролевая игра. То есть каждый игрок будет отыгрывать своего персонажа (или нескольких), участвуя в приключениях от его лица. Один из игроков берет на себя роль Темного Властелина. Каждое приключение - это сражение между героями и злодейскими прислужниками Властелина.


Главное достоинство игры лично для нас - это наличие режима кампании, которая строится на последовательности приключений, с постепенным развитием сюжета. В ходе кампании герои получаются новые навыки и экипировку, а Властелин - новые возможности для козней. Каждая кампания уникальна, даже если приключения в ней игрокам уже знакомы, ведь в каждой кампании своя группа героев - целители, воины, лучники, маги разных специальностей и с разными стилями игры.

Герои


В коробке Descent восемь героев и столько же классов для игры. Каждый класс имеет свои сильные и слабые стороны. Комбинация выбранных игроками классов и персонажей может быть удачной и не слишком удачной и значительно влияет на их шансы победить Властелина, и на всю историю их приключений.


У каждого героя свои характеристики (скорость ходьбы, количество жизней, выносливость и защита) и способности (сила, воля, восприятие и знание), а также собственные уникальные свойства и что очень важно - свой подвиг. На моем фото выше карточка Джейн - она быстро передвигается и имеет большую выносливость, но у нее не так уж много жизней, зато она может получать усталость вместо урона, и тем самым значительно увеличивает свою способность к выживанию. Один раз за приключение Джейн может совершить свой подвиг - переместиться на два значения своей скорости и совершить атаку. Умение быстро оказаться в нужном месте и совершить удар очень ценится в команде героев. Порой для победы не хватает всего одного такого удара, и судьба героев висит на волоске

Монстры


Прислужники Темного Властелина отличаются разнообразием. В каждом приключении бывают те или иные монстры, и часто некоторых из них Властелин выбирает сам на свой выбор (остальные заданы для приключения инструкцией). Игрок, взявший на себя роль Темного Властелина, управляет всеми монстрами на поле.


На карточке выше эттин - живучий монстр с мощной защитой и атакой и большим количеством жизней. Героем повезло, что Властелин может иметь не больше двух таких на поле. Эттин может бить только в ближнем бою, но здорово размахивается через выпад и умеет отбросить героя, по которому прошел урон.

Место действия


Для каждого приключения разработана своя карта местности - например, подземелье, замок или горная местность. Карта собирается из "тайлов"по принципу конструктора. Какие тайлы использовать и как их сложить наглядно показано в книге инструкций к приключениям. Карта разделена на множество "квадратов", по которым герои и монстры перемещаются со своей заданной скоростью. На карте бывают препятствия - вода, лава или просто груда камней, закрывающая обзор и мешающая попасть по монстру.

ИГРАЕМ



В начале приключения складывается карта, расставляются герои и монстры, сундуки с сокровищами, особые предметы или персонажи - все по книге с инструкцией к приключению. Герои и Властелин получают свои задачи для победы. На картинке Джейн и Грисбан появились на балу-маскараде, чтобы спасти гостей от нападения культистов леди Элизы Фэрроу. Вот только есть одна беда - под какой маской скрывается культист, а под какой невинный гость, которого нужно спасти? Придется сорвать все маски!


В ходе приключения герои и монстры передвигаются по карте, открывают и закрывают двери, взаимодействуют с предметами и персонажами, сражаются и убегают На фото выше Грисбан оказался в западне зомби, пока Джейн отвлеклась на поиски сокровищ.


В ходе приключения ходы героев и ход Властелина чередуются. Герои пытаются реализовать свою стратегию (более или менее согласованно), а Властелин управляет монстрами и выдает все новые неожиданные неприятности из своей собственной колоды - ловушки, болезни, неожиданные бешенства монстров и прочие сюрпризы. Может даже зачаровать одного из героев на время.

Система боя


Как во многих настольных ролевых играх, бой происходит с помощью кубиков. Кубики атаки и кубики защиты выбираются зависимости от снаряжения и способностей участвующих в бою лиц. Атакой кроме урона можно навесить одно из состояний - например, обездвижить противника.

Развитие персонажа в режиме кампании


Самое увлекательное в Descent Странствия Во Тьме - это развитие персонажа от приключения к приключению. Получая опыт за сражения с Властелином, его можно потратить на приобретение разных навыков в рамках своего класса. Например, берсерк может стать громилой, получив прибавку к жизням, а может навык "Вихрь" для атаки по всем стоящим рядом противникам.


Всего в игре восемь классов персонажей. Два воина ближнего боя, два разведчика, два целителя и два мага. У каждого класса своя колода уникальных навыков.


И конечно, любимое занятие героев - покупка нового снаряжения. Каждое столкновение дает героям определенную сумму золота в зависимости от их успеха и от того, сколько сокровищ они успели собрать на пути к цели. как потрать золото - большой вопрос. Купить кольчугу для вашего воина или лук помощнее для разведчика? Главное в Descent - хорошая командная игра.

Как выглядят миниатюры без покраски


На момент написания отзывы практически все мои миниатюры для игры в Descent покрашены. В коробке изначально они выполнены из однотонного пластика - герои серые, монстры белые и красные. Но уверяю вас, неокрашенные миниатюры ничуть не умалят удовольствия от игры. Скорее покраска миниатюр - это свое отдельное развлечение для любителей

За что мы любим Descent Странствия Во тьме

Мы играем в Descent преимущественно вдвоем с мужем. И даже в такой небольшой компании вечер всегда выдается увлекательным! Настольная ролевая игра для двух игроков - это уже огромный плюс, их практически не существует. Но играть в Descent компанией из 3-5 человек - это уже по-настоящему здорово. Кто-то любит долго обсуждать каждый ход и тщательно вырабатывать стратегию действий, проверяя все ходы. Кто-то любит погрузиться в атмосферу игры и просто сыграть за вон того веселого гнома с большой дубиной на коротеньких ножках и с криком "бойся меня!!!" броситься в гущу врагов Весело и интересно бывает всегда!


Мы также купили все дополнения к игре на русском языке. В каждом дополнении новые герои, классы, монстры, карты властелина, тайлы местности и конечно же - новые кампании с приключениями. Оно того стоит!

На выходных примерил на себя шкуру оверлорда и отыграл пару так называемых столкновений во вторую редакцию Descent-а . Кратко опишу, что из этого вышло. Сразу оговорюсь, что это первые сравнительные мысли, которые пришли в голову. Да и на роль эксперта по части первой редакции я не претендую, опыт там тоже небольшой – лишь три сценария.

Первое, что бросается в глаза, это меньшее количество фигурок монстров и супер-быстрый (по сравнению со старым Descent-ом) сетап, что является несомненным плюсом. Ребята сложили небольшое поле, дали мне колоду плохих карт, пару монстров, выбрали себе героев, и вперёд!

Освоившись, понимаешь, где тут собака зарыта. Авторы просто взяли сценарии из первой редакции, разбили их на части-комнаты и назвали их столкновениями. Экономия времени как бы на лицо (не надо полчаса складывать огроменную карту), но с другой стороны, по завершении одной части придётся снова тратить время на подготовку к следующей.

Что по-настоящему прискорбно – богатый арсенал оверлорда сократили до двух типов существ на столкновение, это получается ни выбора, ни разнообразия. Причём, как мне объяснили, брать имеет смысл только определённых монстров, остальные бесполезны и сойдут только в качестве мяса.

А теперь самое грустное – из игры убрали два наиболее интересных тактических момента: жетоны опасности, которыми зло платило за карточки и монстров (проверенный веками механизм), и ввод этих самых монстров на поле в места, непокрытые полем зрения героев (многим этот момент не нравился, но не мне). Эти две механики открывали такой простор для манёвров. Героям приходилось занимать правильные позиции, плюс они постоянно сталкивались с дилеммой — идти ли к тому сундуку или «держать» местность, не допуская спауна.

Теперь же появление врагов ограничивается одной штукой в раунд (есть карты-исключения) в специально оговорённых местах, а плохие карты играются в любом количестве (лимит только на одинаковые). Более того, в этих картах я не заметил тех интересных и неожиданных ловушек, что были раньше. Касаемо же появления монстров в спец-местах: у нас была ситуация, когда я не мог поставить на поле дракона только потому, что один герой специально засел на месте возможного появления. Если такие бредовые выходки теперь считаются тактическими уловками, то это печаль.

Ещё одно наблюдение – игра стала слишком аркадной что ли и растеряла свою эпичность, как в плане процесса, так и результата. Тут можно убить самого жирного монстра или героя за один ход, что делает процесс слишком рандомным в разрезе тех коротких столкновений, по которым проходят сценарии. Из-за этого противостояние выходит скомканным, и нередко, кто победит, становится известно заранее после пары раундов. Говоря о первой редакции: там сценарии мне помнятся куда-более напряжёнными (каждый раз мы с нетерпением ждали открытия следующей комнаты), и они зачастую завершались мега-увлекательной кульминацией. Специально даже отрыл цитату из своего старого отчёта:

…Мы снова собрались и, достав ключ, открыли рунную комнату. Все герои к тому времени были изрядно изранены, и количество жетонов Завоевания подходило к концу. Нам надо было управиться с миссией за несколько ходов, и в последнем сундуке нам посчастливилось обнаружить шлем и лук Эльфов. Шлем добавлял + 2 к дальности и +1 к урону, а лук пробивал самую сильную броню. Мы решили рискнуть и сразу выстрелить в Гиганта, который стоял в конце пещеры. Девушка-маг и рукопашник отчистили мне путь и поле обзора. Потратив все фишки усталости, я подошёл как можно ближе и провёл двойную атаку — оба выстрела были без промаха, и Гигант свалился, не успев даже пошевельнуть своей огромной дубиной. Это была победа!

Тут же всё как-то размазано, а по завершении столкновения в голове возникает лишь вопросительное: «И это всё?» Даже и вспомнить нечего. Я только успел разок походить Драконом, не говоря уже о реализации каких-то комбинаций, хитрых планов и погружении в атмосферу приключения. Скажите — играй сценарий целиком, так с удовольствием бы сыграл, только эти урывки отбивают всё желание.

Что тут сказать, когда герой без проблем вынес самого крутого Дракона за ход, проведя тройную атаку. Где такое видано? Я понимаю там, кубики и всё такое, но тут карточки лута настолько сильны, что смысл каких-то тактических действий теряется, банально танкуй, и будет тебе счастье. Я и говорю, аркада.

Вероятно, многих во второй части цепляет именно прокачка персонажей и связанные сценарии, где результат отражается на последующих, и я с этим не спорю, сам до сих пор играю в Pathfinder по той же причине, хоть и считаю его примитивным. Но ребят, нельзя так безжалостно урезать всё самое интересно в игре, где упор делается именно на эпичность приключения. По мне так это тот случай, когда краткость и лаконичность абсолютно неуместны.

Как-то так. Вероятно, слишком большие надежды я возлагал на обновлённое издание (в первом меня расстраивал долгий сетап, да долгие партии), в итоге перегорел. С другой стороны, у Descent 2.0 есть свои плюсы. Друзья сказали, что отгоняли в него уже где-то 15 партий с детьми, и игрушка пошла на ура – короткие стычки мелких не утомляют, а сам процесс понятен и довольно прост. И самим друзьям интересно, конечно: развитие событий и всё такое, но ожидали они тоже большего. Получается, что главное достоинство игры в том, что она доступна для более широкой аудитории, её можно разложить за часок и почти с кем угодно. Как сказал один знакомый: «В первый Descent за всё время я отыграл три партии в первый сценарий. Каждый раз – новая компания, вот и приходилось быть оверлордом. Если брать второй, то на счету уже две с половиной кампании».

Сам я игру из вишлиста вычеркнул. Если захочу спуститься во тьму, возьму первый Descent у друга, или открою коробку с Клаустрофобией, там хоть кубы необычно используются. Или подожду-ка я лучше Shadows of Brimstone. Хотя думаю, когда негатив поуляжет, возьму всё-таки на поиграть с Катей, может, действительно, прохождение кампании и поздние сценарии исправят ситуацию.

Да, забыл упомянуть (но это и по фоткам видно), что играли мы в русскую версию. Так вот, качество и перевод того, что попадалось мне на глаза, на высшем уровне, и это здорово.