Стихотворения и песни памяти раневской. Стихотворения и песни памяти раневской Образы бабушки и дедушки

Автор и исполнитель Марк Мерман живет Питсбурге (штат Пенсильвания, США). Выпускник филологического факультета Белорусского государственного университета. Пришел в авторскую песню в середине 1980-х. Сегодня в его творческом активе более ста песен, лучшие из которых изданы на кассетах. Отдельной книгой («Возвратная частица», «Ковчег», 1994) опубликованы его избранные стихи. Песни Марка Мермана выделяются выразительным сюжетом и драматургией, не случайно их включают в свой репертуар такие известные певицы, как Тамара Гвардцители и Лайма

Лента стертая давнего дня
Затрещит, былым осеня.
В шляпе белой актриса твердила в картине:
«Муля, не нервируй меня,
Муля, не нервируй меня
И не нервируй партийных!
Муля, не нервируй меня,
Муля, не нервируй меня
И не нервируй партийных!»

Кинохроника. Главный парад.
И танкисты, что позже сгорят,
Лобному месту улыбались из люков.
Разлучит война всех подряд,
Разлучит война всех подряд,
Разлука ты, разлука...
Разлучит война всех подряд,
Разлучит война всех подряд,
Разлука ты, разлука...

Два бойца не боятся огня,
Гимнастерка в кино – что броня.
Фронтовых экранов простынки тленны.
Пуля, не нервируй меня,
Пуля, не нервируй меня,
Не доводи до плена...
Пуля, не нервируй меня,
Пуля, не нервируй меня,
Не доводи до плена...

Жизнь, – как фильм, – до кадра, до дня,
Век последний пятак разменял.
Так актриса и не сказала на идиш:
«Время, не нервируй меня,
Время, не нервируй меня,
Время, я твой подкидыш...
Время, не нервируй меня,
Время, не нервируй меня,
Время, я твой подкидыш...»

Песня «Посвящение Фаине Раневской» (исполнитель Лолита Милявская)

В 2017 году Лолита Милявская стала одной из гостей на фестивале «Новая волна» в Сочи Первый конкурсный день был посвящен кинематографу. Лолита исполнила на сцене песню композитора Алексея Романоф, посвященную великой актрисе Фаине Раневской.

Посиди-сиди со мною седина.
Седина серебром твою покрыла голову, а дальше тишина.
Как Раневская играла, я бы также не смогла.

Ты же будешь писать мне письма? Ты будешь писать мне письма?






Не надо, я сама, я сама. За тебя за всех со всеми, но одна.
А за окном луна – моя верная подруга, одиночества слуга.

Ты же будешь писать мне письма? Скажи, ты будешь писать мне?
Да, я докурю, да, я допью, за тобой сопротивление бессмысленно.
Зачем я отпустила руку твою? Зачем, скажи!
Там где окончен спектакль, реальная начинается жизнь.
Чтобы не чувствовать ничего я притворюсь статуей гипсовой.
Люди, прошу лишь одного – похороните меня за плинтусом.
(Чтобы не чувствовать ничего) Да, я докурю, да, я допью.
Но, мама, прошу лишь одного - похороните меня за плинтусом.

Остановились часы, полночь не бьют, нет больше друзей, которые лгут.
Трагикомедия, выход на бис, занавес медленно падает вниз.
Я не играла, я прожила всю эту пьесу так как смогла.

Зачем? Зачем я отпустила руку твою? Зачем, скажи!
Там где окончен спектакль, реальная начинается жизнь.
Чтобы не чувствовать ничего я притворюсь статуей гипсовой.
Люди, прошу лишь одного – похороните меня за плинтусом.
(Чтобы не чувствовать ничего) Да, я докурю, да, я допью.
Но, мама, прошу лишь одного – похороните меня за плинтусом.

Стихотворение памяти Раневской

Голова седая на подушке.
Держит тонкокожая рука
Красный томик «Александр Пушкин».
С ней он и сейчас наверняка.
С ней он никогда не расставался,
Самый лучший - верный кавалер,
В ней он оживал, когда читался.
Вот вам гениальности пример.
Приходил задумчивый и странный,
Шляпу сняв с курчавой головы.
Вас всегда здесь ждали, Александр,
Жили потому, что были вы.
О, многострадальная Фаина,
Дорогой захлопнутый рояль.
Грустных нот в нем ровно половина,
Столько же несыгранных. А жаль!

Повесть Павла Санаева (1994 г.) не оставляет равнодушным ни одного читателя, прикоснувшегося к ней. Это произведение о судьбе ребенка, которого делят между собой его родственники. Повествование ведется от лица второклассника Саши Савельева, он откровенно рассказывает о сложных взаимоотношениях своей бабушки Нины и матери Оли. В произведении все события даны в восприятии ребенка, но в его высказываниях постоянно звучат выражения взрослых, стремящихся сформировать свою концепцию событий: " Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу". В этой цитате первые два предложения — реплики самого Саши, вторые два — высказывания бабушки, постоянно повторяемые в ее квартире в присутствии ребенка.

Маленький герой не по-детски все понимает, комментирует события, выражает к участникам драмы свое отношение: " Вам, наверное, покажется странным, почему сам не мылся. Дело в том, что такая сволочь, как я, ничего самостоятельно делать не может. Мать эту сволочь бросила, а сволочь еще и гниет постоянно, вот так и получилось. Вы, конечно, уже догадались, что объяснение это составлено со слов бабушки".

Произведение состоит из нескольких глав: "Купание", "Утро", "Цемент", "Белый потолок", "Лосося", "Парк культуры", "День рождения", "Железноводск", "Похороните меня за плинтусом", "Ссора", "Чумочка". В сильной позиции текста, в конце — глава, в название которой вынесено прозвище мамы, данное самим Сашей: " Чумочкой мы с бабушкой называли мою маму. Вернее, бабушка называла ее бубонной чумой, но я переделал это прозвище по-своему, и получилась Чумочка. (…) Я любил Чумочку, любил ее одну и никого, кроме нее. Если бы ее не стало, я безвозвратно расстался бы с этим чувством, а если бы ее не было, то я вовсе не знал бы, что это такое..."

Это реалистическая проза, где в художественной форме воспроизведена трагедия не одной семьи: так убедительно и детально изображается ситуация конфликта "отцов и детей", в которой ребенок становится разменной монетой.

Меня поразило название произведения, глубинный смысл которого можно постичь, лишь прочитав последние строки. Это признание мальчика в любви к маме, которая, несмотря ни на что, является для маленького героя самым близким и дорогим существом.

"— Мама! испуганно прижался я. Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.

Что? Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?"

По страницам всей повести рассыпаны признания в любви мальчика Саши к матери: " Я вспомнил, как бежал ночью на его крики, и вдруг представил, что было бы, если бы так же расшиблась мама. От этой мысли у меня сжалось горло. Я всегда готов был заплакать, если представлял, что с мамой случилась беда. И тут в памяти моей зазвучали дедушкины слова о том, что я люблю не его, а его подарки. Неужели это действительно так?! Я подумал и решил, что, конечно, люблю не подарки, а дедушку, но просто намного меньше, чем маму. А любил бы я маму, если бы она мне ничего не дарила?
Почти все, что у меня было, подарила мне мама. Но я любил ее не за эти вещи, а эти вещи любил, потому что они были от нее. Каждая подаренная мамой вещь была словно частицей моей Чумочки, и я очень боялся потерять или сломать что-нибудь из ее подарков. Сломав случайно одну из деталей подаренного ею строительного набора, я чувствовал себя так, словно сделал маме больно, и убивался весь день, хотя деталь была не важная и даже часто оставалась лишней". По сути, название повести — это своеобразный крик: "Дайте мне быть рядом со своей мамой!"

Автору удалось показать, как сложно приходится маленькому человеку разобраться в хитросплетении интриг, как трудно сохранить свою душу в ситуации, когда нужно приспосабливаться к странностям характера бабушки и просто выживать.

Произведение представляет собой мозаику эпизодов жизни маленького героя, который лишен радости и свободы: деспотичная бабушка, страдающая от того, что не смогла реализоваться в жизни как профессионал, как актриса, разыгрывает перед внуком историю жертвенной любви. Естественно, по-своему она любит Сашу, но ее чувство искажено эгоизмом и жаждой власти, это яркий образ семейного деспота, который стремится главенствовать хотя бы дома.

Конфликт в произведении — столкновение бабушки Нины Антоновны и матери героя Оли, противостояние беззащитности и деспотизма. Это одновременно и противостояние ребенка бабушке-узурпатору, что выражается в нарушении запретов (глава "Цемент"). Этот внешний конфликт порождает в душе ребенка внутренний протест, который он просто боится выражать: он целиком и полностью зависит от причуд своеобразной бабушки. В произведении образ этой героини неоднозначен: казалось бы, он должен вызывать только отрицательную оценку, но ведь именно Нина Антоновна взяла на себя заботы о ребенке в трудный период жизни дочери, как смогла, заботилась о внуке. Но, конечно же, нельзя оправдать ее грубость и жестокость по отношению к Саше, на которого она выплескивает свою ненависть по отношению к дочери. В произведении не совсем понятны причины такого отношения героини к Оле. Разве за то, что ребенок не оправдал возложенных на него когда-то надежд, стоит так мстить?

Из воспоминаний героев мы узнаем, что Нина Антоновна всегда была жестока по отношению к дочери: " Я тебе не ломала ноги! Я тебя стукнула, потому что ты изводить начала! Идем с ней по улице Горького, — стала рассказывать мне бабушка, смешно показывая, какая капризная была мама, — проходим мимо витрин, манекены какие-то стоят. Так эта как затянет на всю улицу: "Ку-упи! Ку-упи!" Я ей говорю: "Оленька, у нас сейчас мало денежек. Приедет папочка, мы тебе купим и куклу, и платье, и все что хочешь…" "Ку-упи!" Тогда я и стукнула ее по ноге. И не стукнула, а пихнула только, чтоб она замолчала" (Гл. "Чумочка").

Это повесть о взрослении маленького человека, об относительности любый оценок, о сложности взаимоотношений родителей и детей.

В ситуации, изображенной в повести, страдают все: бабушка и дед, их дочь Оля, ее сын Саша, новый муж Оли. Но именно такое всеобщее страдание удовлетворяет Нину Антоновну, поэтому она не готова к обсуждению и диалогу: "Уродлива я в этой любви, но какая ни есть, а пусть поживу еще. Пусть еще будет воздух мне. Пусть еще взглянет он на меня разок с облегчением, может, "бабонька" еще скажет… Открой мне. Пусти к нему…"

Назначение произведения Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" в том, чтобы напомнить родителям и бабушкам: любите не свою любовь к ребенку, а его самого, не вынуждайте маленького человека страдать из-за своих ошибок и амбиций.

_____________________________________________________________________

Цитирую по http://www.litmir.net/br/?b=266

© Елена Исаева

> Обсуждаем книгу Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом"

Александр

Ипполит

А мне кажется, что многое..очень многое стоит за названием книги.."Похороните меня за плинтусом".
В чем сила юмора?

Ипполит

Александр



Ольга

юмор, разумеется, самый черный)))

а что касается того, что никто не проецирует события этой книги на жизнь всего поколения...

я бы сказала, что я проецирую)))

частично...

потому что, как я уже говорила: я - ровестница Санаева...

и у меня были тоже чудесные бабушки, ровестницы его бабушки(ну, плюс-минус)...

но, я считаю, что война нанесла им всем непоправимый вред... и одна, и другая моя бабушка... каждаяпотеряла ребенка... и та и другая еще потеряли мужей...

они, конечно, не были не адекватными, как героиня повести Санаева...

но более повышенная боязнь инфекции... была...

и пусть у Санаева в книге это выражено утрировано...

и даже доведено до абсурда...

мне всё равно кое-что напомнило и моё детство...

мороженое тоже заставляли есть "растопленное".... и не одну меня!

другое дело, что мы прекрасно покупали его самостоятельно... и уж тогда ели так, как нравилось самим!

короче, что-то во всём этом есть!)))

Ипполит



Юлия

Александр, в данном случае я даже и не пыталась заняться диагностикой. Просто ситуация в семье, на мой взгляд, дикая и ненормальная в самом бытовом и житейском смысле.

Ольга, спасибо, именно Ваш пост, который был раньше, я и имела в виду.

Ипполит

В-третьих, что означает выражение "ниже плинтуса" :-(
Если ВЫ сложите все эти три компонента и проанализируете, то получите искомое.
Возможно я и не прав, но это мое мнение.

Александр
Ипполит, понять смысл названия книги, можно только прочитав ее, и это, конечно же не то, что «хотел сказать автор» - для каждого читателя смысл свой... Ну, а если быть ближе к тексту, «похороните меня за плинтусом»" – это фраза 8-летнего мальчика, главного героя книги, который хотел бы всегда видеть маму, даже когда он умрет, что бабушка ему очень часто предсказывала...

Ипполит

"Крест! Кладбище!
-Мама! - испуганно прижался я. - Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.
-Что?
-Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?
Но мама не отвечала и только, прижимая меня к себе, плакала. За окном шел снег.":"(

Александр
Оля К., вы ведь пишите, что «частично проецируете», с этим я тоже согласен, и в своем « детской памяти нахожу близкие моменты, тому, что Вы пишите, например "растопленное мороженое"... С чем я не могу согласиться, так это с тем, что описывается ситуация сугубо-отечественная, думаю, что описанная ситуация (как правильно пишет Юлия А. «дикая и ненормальная в самом бытовом и житейском смысле» могла иметь место в любой стране и в любую историческую эпоху, она – универсальна...

Роза

ощущение, что за плинтусом спрятались большинство участников группы и молча наблюдают...

Ипполит

Александр
"Ипполит, понять смысл названия книги, можно только прочитав ее"

А я думаю, что недостаточно только прочитать, ее еще и понять надо. Что:
Во-первых, книга написана в жанре "черного юмора". Из серии "маленький Петя нашел пулемет..."
С единственной разницей, - главный герой, Савельев Саша, - жертва.
Жертва жизненной ситуации. " Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. "

Роза

мальчик из повести - яркий пример, что талант пробьёт себе дорогу даже вопреки обстоятельствам...

Ипполит

Во-вторых, повесть очень автобиографична.
Из интервью Павла Санаева, "родился в 1969 году в Москве, и первые четыре года прожил в безоблачномсчастье. Дальше началась сплошная драма, длившаяся до двенадцати лет иописанная в повести "ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ"
Мама - Елена Санаева(незабвенная Лиса Алиса из“Приключений Буратино” , бабушка - Лидия Санаева, дедушка- (“вонючий старик” по словам не в меру нервной бабушки) - Всеволод Санаев (печки-лавочки) , отчим - "карлик-кровопийца" - Ролан Быков.

Министерство образования и науки РБ

г. Улан-Удэ

МАОУ СОШ №25

XVII Республиканская научно-практическая

конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам

«Сибирская весна»

Номинация:Литература XX века

Тема: Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева

«Похороните меня за плинтусом»

МАОУ «СОШ № 25» г.Улан-Удэ

Домашний адрес: г. Улан-Удэ,ул.Солнечная 20-35

Телефон:89021627554

Руководитель: Шатохина Алена Ильинична,

Телефон: 89085962466

г. Улан-Удэ

2016 г.

Введение

Повесть «Похороните меня за плинтусом» была написана Павлом Санаевым в 1994 году. Опубликовано произведение было лишь в 1996 году. По словам самого автора, эта повесть была основана на событиях, произошедших с ним в детстве, но не является при этом полностью автобиографичной, так как не лишена художественного вымысла. Это произведение произвело большой фурор в отечественной современной литературе, было номинировано на Букеровскую премию. В данной научной работе анализируется значение слова «плинтус» в повести Санаева. Повесть не исследована литературоведами, что подтверждается небольшим количеством статей о ней, которые скорее являются отзывами о повести, нежели чем научным трудом.

Цель данной научной работы: выяснение значения слова «плинтус» в художественном тексте Павла Санаева.

Задачи исследования:

    отобрать эпизоды, в которых упоминается это слово;

    выяснить значение слова в толковых и этимологических словарях;

    сопоставить литературный и языковой материал;

    проанализировать значение слова «плинтус» в собранных фрагментах и эпизодах повести, где оно упоминается.

Гипотеза: в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает символическое значение.

Методы исследования:

    имманентный анализ текста;

    сравнительно-сопоставительный анализ;

    интерпретирование.

Работа состоит из нескольких глав. Во введении обозначена актуальность и новизна работы, определены цели и задачи исследования, указан объект и методы исследования. Первая глава посвящена анализу эпизодов повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в которых упоминается слово «плинтус». В заключении сформулированы результаты исследования.

Объектами исследования является повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Предмет исследования – значение слова «плинтус».

Практическая значимость определяется возможностью использования текста исследовательской работы в форме реферата в качестве справочного и обучающего материала на уроках литературы в 10-11 классах.

§ 1. Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».

Фраза «Похороните меня за плинтусом» первый раз была упомянута именно в этом отрывке повести. И именно она стала названием данного произведения. Так какой смысл, какое значение приобрело слово «плинтус» в тексте Павла Санаева? Авторы различных толковых и этимологических словарей поясняют слово «плинтус» по-разному. Однако нечто схожее в его истолковании все же имеется.

По словарю Ожегова:

1)планка, закрывающая щель между стеной и полом;

2) наружный выступ в нижней части какого-нибудь сооружения .

По словарю Даля:

1) плинт м. греч.подножье, стояло;

2) нижняя полоса стены, печи, выступом;

3) панель, пришивная, по стенам по полу дощечка;

4) наружный уступ стены, против полу;

5) Плинф м. церк. Кирпич .

Строительный словарь:

1) профилированная деревянная или пластиковая рейка, предназначенная для прикрытия щелей между полом и стеной;

2) элемент архитектурного оформления помещения .

По этимологическому словарю Фасмера:

"четырехугольное основание колонны, нижний обвод стены, печи". Из греч., вероятно, через лат. Plinthus .

По толковому словарю Ушакова:

пл"интус, плинтуса, муж. (от греч. plinthos - кирпич, плита) (архит.);

1) узкая планка, закрывающая щель между деревянным полом и стеною;

2) наружный выступ на стене здания на высоте пола;

3) нижняя полоса печи, идущая выступом .

Итак, во всех словарях главная роль плинтуса – прикрытие щели между стеной и полом. Во-первых, действие имеет практическое значение, так как защищает дом от проникновения мышей и других вредителей, а во-вторых, носит эстетический характер. Какое же значение приобретает в произведении слово «плинтус»?

Детство главного героя повести – Саши Савельева - трудно назвать счастливым. Опека любящей, но деспотичной бабушки, ее своеобразное поведение, домашняя тирания (опять же со стороны бабушки) подавляли личность ребенка. Каждый день его жизни был сложным и непредсказуемым. Мать, дедушка, которые тоже стали объектами тирании Нины Антоновны, не могли защитить Сашу. Вследствие этого жизнь мальчика была трудной, мрачной. Неудивительно, что при таком воспитании и постоянном напоминании о скорой кончине (мальчик рос болезненным, и бабушка не упускала случая напомнить ему об этом) ребенок рано задумался о смерти. Для него, лишенного почти всех радостей жизни, не сама смерть была страшна. В силу своего детского мышления он не понимал, что умерший человек не может видеть или чувствовать, что все процессы жизнедеятельности, свойственные живым, невозможны после смерти. Поэтому Саша боялся не ее. Больше всего в смерти его пугала безвозвратность. Осознание того, что смерть уносит человека туда, откуда нет пути назад, было ужасающим для него.

«”Никогда” было самым страшным в моем представлении о смерти. Я хорошо представлял, как придется лежать одному в земле на кладбище под крестом, никогда не вставать, видеть только темноту и слышать шуршание червей, которые ели бы меня, а я не мог бы их отогнать. Это было так страшно, что я все время думал, как этого избежать».

В итоге после долгих размышлений главный герой и приходит к выводу о том, что похороны за плинтусом – идеальный для него исход. Таким образом, он сможет уйти от одиночества, от темноты, от безвозвратности. Слово «никогда» прекратит преследовать его и рядом будет самый дорогой для ребенка человек – мать. И стоит отметить, что Саша просит похоронить его не за любым плинтусом. Он хочет, чтобы плинтус, за которым он будет похоронен, принадлежал его матери. Чумочка (как ласково мальчик называл свою маму) была для Саши единственной радостью жизни. Он жил для нее, его целью жизни были встречи с ней, безумно редкие, но спасавшие его от гибели личности от тирании, дающие ему ощущение любви и тепла. Мама главного героя была для него «лучом света в темном царстве». Во время встреч с ней он как никогда остро осознавал губительность бабушкиной опеки, понимал, что жизнь может состоять не только в вечных походах по врачам и запретах, но и в окружении, способном дарить чувство защищенности, когда Саша мог говорить то, что думает, ничего не боясь, быть самим собой. Мама была для мальчика светлым идеалом, праздником меж серых будней. Его связь с ней не могла быть подавлена ни редкостью их встреч, ни всепоглощающей любовью бабушки, ни долгими разлуками. Эта связь, любовь матери и сына способны были отогнать ужасы смерти, ее присутствие (пусть мальчик и будет за плинтусом, но она будет рядом) будет дарить ему защиту, спокойствие.

В этом произведении плинтус становится не просто элементом декора. Плинтус для Саши в первую очередь – это граница между миром живых и тем инобытием, которого он боялся. Это не тяжелый крест, не могильный памятник, который задавит, не позволит выбраться и спастись от своих страхов, от боязни темноты и от бесконечности, проведенной в полном бездействии и одиночестве. Это небольшая планка. Планка, которая позволит мальчику подглядывать за этим миром, уйти «не навсегда». Этим значение слова «плинтус» в многочисленных толковых и этимологических словарях и отличается от значения этого слова в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Слово «плинтус», имеющее довольно узкое истолкование, приобретает метафоричное значение.

Заключение

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, были собраны фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось слово «плинтус», выяснены значения этого слова в различных толковых и этимологических словарях, сопоставлен собранный литературный и языковой материал, проанализированы фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось данное слово.

Данная работа позволяет сделать вывод о том, что в контексте повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает более глубокий смысл и используется в переносном значении. Слово «плинтус» в этом произведении приобретает значение «граница между миром живых и миром мертвых».

Список литературы

    СанаевПавел. Похороните меня за плинтусом. Издательство: МК–Периодика, 2007 г.–184 стр.

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российский фонд культуры – М.: АзъLtd., 1992. – 960 с.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / М.: «Русский язык», 1978.

    http://builder.academic.ru/654.

    Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – 4-е изд. стереотип. / М.: Астрель: АСТ, 2003.

    Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Ред. УшаковД.Н./ М.: Вече: Мир кн., 2001.