Статьи о языке лагерной прозы. Лагерная проза. Анализ повести Владимова «Верный Руслан»

Лагерная проза в современной литературе

Тема: Человек и несвобода в творчестве Варлама Шаламова (на примере «Колымских рассказов» как «документа эпохи»)

Тип урока : комбинированный урок.

Формы урока: беседа с элементамиролевой игры и использованием индивидуальных опережающих заданий.

Методы: эвристический (частично – поисковый), метод творческого чтения, фронтальный опрос.

Цели урока:

Образовательная – дать представление о лагерной прозе в современной литературе; показать, каким изображает человека в условиях лагеря Варлам Шаламов (познакомить учащихся с биографией и особенностями творчества через анализ «Колымских рассказов»).

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать художественный текст и понимать авторскую позицию; совершенствовать навыки умения давать нравственную оценку прочитанному; развивать интерес к истории Родины через изучение художественного произведения.

Воспитывающая – воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.

Оборудование и материалы:

    Видеомагнитофон, кадры из х/ф режиссёра В. Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва»;

    Произведения лагерной прозы: А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», О. Волков «Погружение во тьму», А. Жигулин «Чёрные камни», Ю. Виноградов «Десятый круг ада», В.Шаламов «Колымские рассказы» идр.;

    Портрет (ксерокопия) В. Шаламова;

    Ксерокопии рассказов В. Шаламова «Ягоды», «Воскрешение лиственницы»;

    Газета «Несколько жизней Варлама Шаламова»;

    Серия иллюстраций «Жизнь и творчество Варлама Шаламова».

Этапы урока.

Эпиграф к уроку:

Варлам Шаламов.

    Организационный этап:

    Приветствие.

    Определение отсутствующих.

    Этап подготовки учащихся к осознанному усвоению нового материала:

- Вступительное слово учителя о лагерной прозе в современной литературе (название темы раздела программы, краткая характеристика).

    Сообщение темы урока.

    Постановка цели.

    Этап усвоения новых знаний:

3.1. Опережающие индивидуальные задания:

Сообщение на тему «Биография Варлама Шаламова».

История создания «Колымских рассказов».

    1. Инсценировка рассказа «На представку», беседа с учащимися.

3.3 Просмотр отрывка из х/ф режиссёра В. Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва», анализ рассказа «Ягоды»

3.4. Анализ рассказа «Воскрешение лиственницы», философский смысл рассказа.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Ход урока:

I . Организационный этап.

    Приветствие.

    Определение отсутствующих.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Организация внимания.

    Этап подготовки учащихся к осознанному усвоению нового материала :

    Вступительное слово учителя о лагерной прозе в русской литературе.

Сегодня мы начинаем изучение особенно трагичных страниц в истории русской литературы – это лагерная проза.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему раздела.

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Варлама Шаламова:

Колымский лагерь (как и всякий лагерь) – школа отрицательная с первого до последнего часа. Человеку, чтобы быть человеком, не надо вовсе и знать и даже просто видеть лагерную Колыму.

Варлам Шаламов.

20 век стал для русского народа веком тяжелых испытаний и неисчислимых человеческих жертв. Революция, Великий Перелом, Война – вехи крестного пути России, где судьбу человека невозможно отделить от истории народа.

Лагерная проза…

Возникновение этой литературы – явление уникальное в мировом искусстве.

    Почему появились эти страшные книги ?

А. Солженицын, один из открывателей лагерной прозы так говорил: «Они рождены стремлением осмыслить происходившее в течение нескольких десятилетий, рассказать о миллионах невинно пострадавших, показать, что есть насилие как система, как форма государственного правления».

Авторы наиболее известной лагерной прозы – писатели, имеющие личный трагический опыт , они не по словам других написали свои книги , а сами прошли через унижения, издевательства, побои, голод, холод, адский труд.

А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»;

А. Жигулин «Чёрные камни»;

О. Волков «Погружение во тьму»;

И. Солоневич «Россия в концлагере»;

В. Шаламов «Колымские рассказы».

Эти писатели в своих произведениях смогли передать весь ужас лагерных застенков, обратились к вечным проблемам человечества, и, прежде всего – соотношению добра и зла в душе человека.

    Постановка цели урока.

Тема нашего урока – «Человек и несвобода в творчестве В. Шаламова».

(записать тему в тетради)

Сегодня мы познакомимся с биографией и особенностями творчества В. Шаламова, проанализируем его «Колымские рассказы»; рассмотрим, каким показывает Шаламов человека в условиях лагеря.

    Объяснение новой темы.

Биография и творчество писателя неразрывны, особенно такого писателя, как В. Шаламов.

Слова из газеты :

Мне не трудно вернуться к ощущениям детских лет. Колыму же я никогда не забуду. И всё же – это жизни разные. В общем, пережитого хватило бы на несколько жизней.

а). Сообщение на тему «Биография В. Шаламова».

Реализация опережающего индивидуального задания (ИОЗ)

Сейчас Ваня вас познакомит с биографией В. Шаламова, а вы по ходу его сообщения составьте конспект по основным датам, которые указаны на доске:

НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ:

1926 - 1928..

1937 г.

1943 г.

1951 г.

1956 г.

Как правильно было отмечено в сообщении, трагедия судьбы и жизни В. Шаламова – это столкновение личности с тоталитарным государством.

б). История создания «Колымских рассказов».

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы приоткроем некоторые страницы творчества писателя, который 20 лет провёл в лагерях. Варлам Шаламов – это «Колымские рассказы» прежде всего. Именно они стали грозным документом той эпохи.

«Шаламов, как никто другой, сумел рассказать миру обо всех ужасах лагеря, дав исчерпывающий анализ не только лагерного бытия тех лет, но и широчайший обобщённый анализ времени» , - писала Ирина Павловна Сиротинская (она является исследователем его архивов и творчества).

Реализация индивидуального опережающего задания

Сообщение учащегося

Сергей расскажет об истории создания «Колымских рассказов», а вы занесите в конспект сборники.

«Колымские рассказы» были написаны в период между 1954-1973 гг

Двадцать лет отдал он созданию колымской эпопеи. Трудно найти подходящие слова, чтобы оценить этот подвиг человека и писателя.

145 рассказов составляют сборников

«Колымские рассказы» 33 рассказа 1954-1962 гг

«Левый берег» 25 рассказов 1956-1965 гг

«Артист лопаты» 28 рассказов 1955-1964 гг

«Очерки преступного мира» 8 рассказов 1959 г

«Воскрешение лиственницы» 30 рассказов 1965-1967 гг

«Перчатка, или КР – 2» 21 рассказ 1962-1973

Вывод учителя:

Жанр рассказа в творчестве Варлама Шаламова не случаен . Он сам писал: «Роман умер. Людям, прошедшим революции, войны и лагеря, нет дела до романа. На смену роману должна прийти новая проза – документ».

Шаламов выдвигает принцип документальности, и всё выстраданное собственной кровью, преображённое и освещённое огнём таланта выходит на бумагу, как документ души.

Обратимся к эпиграфу урока:

«Колымский лагерь (как и всякий лагерь) – школа отрицательная с первого до последнего часа. Человеку, чтобы быть человеком, не надо вовсе и знать и даже просто видеть лагерную Колыму».

    Что говорит Шаламов о лагерной жизни?

    Так зачем же Варлам Шаламов пишет об ужасах Колымы?

Лучше всего помогут ответить нам на этот вопрос «Колымские рассказы».

в). Анализ «Колымских рассказов»

Первый рассказ, с которым мы познакомимся на уроке - «НА ПРЕДСТАВКУ»

Сейчас будет инсценировка этого рассказа.

Ваша задача ответить на вопрос: каким показывает Варлам Шаламов человека в условиях лагеря . Очень хотелось бы услышать ваше мнение об увиденном.

Беседа с учащимися.

    Какой вы увидели лагерную жизнь?

    Что вас особенно потрясло?

    Расскажите мне о ваших впечатлениях?

Колыма – это место, где отменяются все прежние человеческие законы, нормы, привычки. И самое страшное, что смерть – это обычное явление.

- Кому труднее всех было выжить в этих условиях?

Труднее всех было в этих условиях интеллигенции (в нашем случае – это Гаркунов). Его речь принципиально отличается от жаргона блатных, он пытается даже в такой ситуации разговаривать с ними на «ВЫ»

    Почему эпизод заканчивается смертью для Гаркунова?

Очень трудно предсказать поведение человека в такой ситуации. Но на Колыме, как мне кажется, действуют свои законы выживания: ведь Наумову смог дать отпор человек, от лица которого и ведётся рассказ. Он ему прямо заявляет: «Не выйдет, Наум, ты меня знаешь. ». А Гаркунов, видимо, производил впечатление человека доброго, которого можно сломать, поэтому и убивают его из-за шерстяного свитра.

    Чьи слова поражают своей бесчеловечностью?

Особое впечатление на меня произвела фраза Наумова:«Не могли, что ли без этого? Такую вещь испортили …» Причём возмущение вызвано не убийством человека, а ущербом, который нанесли вещи, которую он выиграл в карты.

- Каким показывает человека в условиях лагеря Варлам Шаламов?

ЗАПИСЫВАЕМ ВЫВОД:

Реалии мира, в котором живут герои «Колымских рассказов» – это смерть. Там люди без прошлого, без биографии, без воспоминаний. Там человек думает только о себе, о том, чтобы выжить.

Яркий пример этому – рассказ «ЯГОДЫ» (сборник «Колымские рассказы»).

г). Рассказ «Ягоды».

Давайте посмотрим отрывок из фильма режиссёра В. Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва»

Во время просмотра постарайтесь найти доказательства словам В. Шаламова : «Колымский лагерь – школа отрицательная с первого до последнего часа».

    Итак, почему лагерь – это школа отрицательная?

бесчеловечность окружающих;

невозможно тяжёлый труд;

нельзя уберечь товарищей;

Те, кто читают Варлама Шаламова, отмечают, что «нигде в своих рассказах Шаламов никого не судит, не поучает, не осуждает».

Обратимся к тексту:

«Рыбаков, мой товарищ, набирал ягоды в консервную банку»

    Выражено отношение рассказчика к Рыбакову?

(Да, конечно. Он его называет своим товарищем.)

И ещё одна фраза из текста:

После убийства Рыбакова: «Баночка откатилась далеко, я успел подобрать её и спрятать в карман. Может быть, мне дадут хлеба за эти ягоды – я ведь знал, для кого их собирал Рыбаков»

- Если бы это случилось в мирной жизни, как бы вы отнеслись к поступку рассказчика?

Другом такого человека не назовёшь.

    А в данной ситуации вы можете осудить поступок рассказчика?

    Почему?

Потому что на Колыме надо выжить. Убитому уже ничем не помочь, а самому надо карабкаться.

ЗАПИСЫВАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД В ТЕТРАДЬ:

В лагерной жизни всё оценивается с других позиций, поэтому Шаламов никого не судит, не поучает, не осуждает.

Художественной особенностью «Колымских рассказов» является и необычайная символика. Так, в данном рассказе

Ягоды – вроде бы символ жизни, безвозмездных даров природы, не разбиравших, кто к ним прикасается: хозяева жизни, блатные, друзья или враги народа… Но на Колыме и эти дары природы несут смерть.

    А в этом рассказе, каким вы увидели человека в изображении В. Шаламова?

Думающего только осебе, о том, чтобы выжить.

Сам Шаламов говорил: «Дружбы в холоде и в голоде не бывает» . Наверное, поэтому в его рассказах каждый за себя.

Беседа с учащимися

    В рассказах, о которых мы сейчас говорили, можно выделить сюжет?

Да. В них есть действие, передаётся содержание, есть действующие лица, их можно пересказать.

Но есть в «Колымских рассказах» и несюжетные рассказы – один из них - «ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ» (сборник «Воскрешение лиственницы»).

Год написания –1966. Это время, когда Шаламов вернулся на большую Землю. Жена и дочь не приняли его, несмотря на то, что он был реабилитирован. Он был одиноким, подозрителен, носил кусок хлеба в кармане. Лагерные привычки остались надолго. Его сделала таким Колыма. Это одиночество длилось до конца дней.

Дома вы познакомились с этим рассказом, а мне бы хотелось обратить ваше внимание на выделенные отрывки..

    Что вы знаете о ветке, описанной в рассказе?

    прислана с Колымы

    её жизнь могла длиться 200, 300, 600 лет

    она умерла

    но в Москве ожила в хлорированной воде.

- Чем судьба этой ветки напоминает судьбу самого Варлама Шаламова и таких, как он?

Важно было после освобождения найти силы для воскрешения.

Обобщение учителя

Люди, освободившиеся из концлагерей, были похожи на мертвецов в физическом и нравственном смысле. Мы уже говорили, что реалии мира, в котором живут герои «Колымских рассказов» – это смерть.

    Что же могло воскресить их к жизни?

Найдите слова в тексте!

«Помочь другим запомнить, снять со своей души этот тяжёлый груз: видеть такое, найти мужество не рассказать, но запомнить….хоть в своём, личном смысле взять на себя какую-то обязанность, выполнить какой-то личный долг . Помочь товарищам – тем, кто остался в живых после концлагерей Дальнего Севера».

    Получили ли мы ответ на вопрос урока?

4. Подведение итогов урока.

    Что нового вы сегодня узнали на уроке, изучив творчество Варлама Шаламова?

После сегодняшнего урока я убедился, насколько необыкновенным человеком был В. Шаламов: умным, интересным, пережившим и голод, и холод, и унижения. А самое главное, он не сломался, не потерял своё «Я».

Шаламов прошёл такие условия, при которых человек не может оставаться мягким и доверчивым. Изучив его творчество, я понял, как трагична судьба человека, живущего в тоталитарном государстве.

    Почему нам, живущим в 21 веке, надо знать лагерную прозу?

Лагерная проза – часть нашей культуры, нашей литературы. Писатели, которые не побоялись рассказать нам об этом, верили, что со временем их повести и рассказы перестанут быть тайными и станут достоянием литературы.

5. Домашнее задание.

Я очень надеюсь, что вы прочитаете и другие рассказы Варлама Шаламова.

А домашним заданием для вас будет сочинение – рассуждение, темой которого я выбрала слова Варлама Шаламова.

Сочинение - рассуждение «Я мечтал стать Шекспиром, но лагерь всё сломал» (В. Шаламов).

В память об этом уроке у вас останутся рассказы В. Шаламова, и также я хочу раздать стихи, особенно поразившие меня в «Колымских тетрадях». Мнение о них вы мне скажете на следующем уроке.

Читайте также:
  1. Антидепрессанттар (тимолептиктер): ниаламид (нуредел), имипрамин (имизин, мелипрамин), амитрептелин (триптизол), флуоксетин (прозак), пиразидол.
  2. Важнейшие соединения: оксиды, гидроксиды, соли, - их представители и их значение в природе и жизни человека.
  3. Глава 4. ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)
  4. Глава IV. Прозаические диннхенхас (старины мест) Шлиге Дала (редакция C)
  5. Глава V. Прозаические диннхенхас Шлиге Дала (редакция B из «Лейнстерской книги» и Laud 610)
  6. Другие теологи Реформы и представители протестантизма
  7. Зарождение и развитие теории человеческих отношений и ее основные представители.
  8. Народ как носитель нравственных ценностей. Платон Каратаев и идея крестьянского «мира». Другие персонажи – представители народа. Народ-бунтарь (богучаровский бунт)

«ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА» - литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, совершившихся в стране на протяжении ХХ столетия. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа И. Солоневича, Б. Ширяева, О. Волкова, А. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина, Л. Бородина и др., чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужас гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования.
Естественно, что в своих творческих исканиях представители «лагерной прозы» не могли пройти мимо художественно-философского опыта Достоевского, автора «Записок из Мертвого дома». Не случайно в книгах А. Солженицына, в рассказах В. Шаламова, в повестях Л. Бородина и др. мы постоянно встречаемся с реминисценциями из Достоевского, ссылками на его «Записки из Мертвого дома», которые оказываются отправной точкой отсчета в художественном исчислении. В своих размышлениях о человеческой душе, о борьбе добра и зла в ней эти прозаики приходят к тем же выводам, к каким приходил их великий предшественник, утверждавший, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают социалисты.

Варлам Тихонович Шаламов 1907-1982 Колымские рассказы (1954-1973)

Сюжет рассказов В. Шаламова - тягостное описание тюремного и лагерного быта заключенных советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация - вот что находится постоянно в центре внимания писателя.

НАДГРОБНОЕ СЛОВО

Автор вспоминает по именам своих товарищей по лагерям. Вызывая в памяти скорбный мартиролог, он рассказывает, кто и как умер, кто и как мучился, кто и на что надеялся, кто и как себя вел в этом Освенциме без печей, как называл Шаламов колымские лагеря. Мало кому удалось выжить, мало кому удалось выстоять и остаться нравственно несломленным.

ЖИТИЕ ИНЖЕНЕРА КИПРЕЕВА

Никого не предавший и не продавший, автор говорит, что выработал для себя формулу активной защиты своего существования: человек только тогда может считать себя человеком и выстоять, если в любой момент готов покончить с собой, готов к смерти. Однако позднее он понимает, что только построил себе удобное убежище, потому что неизвестно, каким ты будешь в решающую минуту, хватит ли у тебя просто физических сил, а не только душевных. Арестованный в 1938 г. инженер-физик Кипреев не только выдержал избиение на допросе, но даже кинулся на следователя, после чего был посажен в карцер. Однако от него все равно добиваются подписи под ложными показаниями, припугнув арестом жены. Тем не менее Кипреев продолжал доказывать себе и другим, что он человек, а не раб, какими являются все заключенные. Благодаря своему таланту (он изобрел способ восстановления перегоревших электрических лампочек, починил рентгеновский аппарат), ему удается избегать самых тяжелых работ, однако далеко не всегда. Он чудом остается в живых, но нравственное потрясение остается в нем навсегда.

НА ПРЕДСТАВКУ

Лагерное растление, свидетельствует Шаламов, в большей или меньшей степени касалось всех и происходило в самых разных формах. Двое блатных играют в карты. Один из них проигрывается в пух и просит играть на «представку», то есть в долг. В какой-то момент, раззадоренный игрой, он неожиданно приказывает обычному заключенному из интеллигентов, случайно оказавшемуся среди зрителей их игры, отдать шерстяной свитер. Тот отказывается, и тогда кто-то из блатных «кончает» его, а свитер все равно достается блатарю.

«ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА» - литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, совершившихся в стране на протяжении ХХ столетия. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа И. Солоневича, Б. Ширяева, О. Волкова, А. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина, Л. Бородина и др., чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужас гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования.

Естественно, что в своих творческих исканиях представители «лагерной прозы» не могли пройти мимо художественно-философского опыта Достоевского, автора «Записок из Мертвого дома». Не случайно в книгах А. Солженицына, в рассказах В. Шаламова, в повестях Л. Бородина и др. мы постоянно встречаемся с реминисценциями из Достоевского, ссылками на его «Записки из Мертвого дома», которые оказываются отправной точкой отсчета в художественном исчислении. В своих размышлениях о человеческой душе, о борьбе добра и зла в ней эти прозаики приходят к тем же выводам, к каким приходил их великий предшественник, утверждавший, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают социалисты.

И если русская классическая литература верила в возрождение преступника, если Макаренко утверждал мысль о возможности трудового перевоспитания, то В. Т. Шаламов «Очерками преступного мира» не оставляет никакой надежды на «перерождение» преступника. Более того, он говорит о необходимости уничтожения «урок», поскольку психология преступного мира пагубным образом действует на молодые, незрелые умы, отравляя их уголовной «романтикой».

Произведения о лагерях XX века перекликаются с XIX-м в изображении каторги (лагеря, ссылки, тюрьмы) как «Мертвого дома», земного ада. Эхом отзывается мысль о мироподобии лагеря (каторги, ссылки), слепка «вольной» жизни России.

Через все произведения красной нитью проходит мысль Достоевского о задатках зверя, существующих в каждом человеке, об опасности опьянения властью, данной одному человеку над другим. Эта мысль в полной мере нашла свое отражение в «Колымских рассказах» В. Шаламова. Спокойным, сниженным тоном, который в данном случае является художественным приемом, писатель раскрывает нам, до чего могут довести «кровь и власть», как может низко пасть «венец творения» природы, Человек. Говоря о преступлениях, совершаемых врачами в отношении больных, можно выделить две категории - преступление действием («Шоковая терапия») и преступление бездействием («Рива-Роччи»).

Произведения писателей-«лагерников» являются человеческими документами. Установка В. Шаламова о том, что писатель - не наблюдатель, а участник драмы жизни, во многом определила как характер его прозы, так и характер многих других произведений писателей-«лагерников».

Сравнить отношение писателей к лагерному труду:

В.Т. Шаламов. “Любовь капитана Толли”

Работа в забойной бригаде на золоте:

Мы вместе выходили на развод “без последнего”, так ярко и страшно называют такие разводы в лагерях. Надзиратели хватали людей, конвоир толкал их прикладом, сбивая, сгоняя толпу оборванцев с ледяной горы, спуская их вниз, кто не успел, опоздал - это и называлось “развод без последнего”, - того хватали за руки и за ноги, раскачивали и швыряли вниз по ледяной горе. Последнего, кто опоздал, кого сбросили с горы, привязывали к конским волокушам за ноги и волокли в забой на место работы. --- -Пальцы, намертво, навсегда обнявшие черенок лопаты или кайловище, - не разогнутся в один … день – на это нужно год или больше

Место для лагерной зоны было выбрано с таким расчетом: возвращаться с работы приходилось в гору, карабкаясь по ступенькам, цепляясь за остатки оголенных, обломанных кустиков, ползти вверх. После рабочего дня в золотом забое, казалось бы, человек не найдет сил, чтобы ползти наверх. И все же - ползли. И - пусть через полчаса, час- приползали к воротам вахты, к зоне, к баракам, к жилищу.

Двадцатилетние, тридцатилетние умирали один за другим

Каждый день, каждый час, проведенный в забое, обещает только гибель, смерть.

Вывод: “ В лагере работа убивает, ничего, кроме глубочайшего унижения для человека, в ней нет”.

А.И. Солженицын. “Один день…”

Эпизод кладки стены на объекте:

“Шухов видел только стену свою - от развязки слева, где кладка поднималась ступеньками выше пояса, и направо до угла. Он указал Сеньке, где тому снимать лед, и сам ретиво рубил его то обухом, то лезвием, так что брызги льда разлетались вокруг…Работу эту он правил лихо, но вовсе не думая. А думка его и глаза выучивали из- подо льда саму стену…обвыкал со стеной, как со своей. Вот тут - провалина, ее выровнять за один раз нельзя, придется ряда за три, всякий раз подбавляя раствора потолще. Вот тут наружу стена пузом выдалась - это спрямить ряда за два. И наметил он, куда ему и сколько шлакоблоков класть. И лишь подносчики шлакоблоков наверх влезли, он тут же Алешку заарканил: “Мне носи! Вот сюда клади! И сюда!”.

Сенька лед докалывал, а Шухов уже схватил метелку из проволоки стальной, двумя руками схватил и туда-сюда, туда-сюда пошел ею стену драить, очищая верхний ряд шлакоблоков хоть не дочиста, но до легкой сединки снежной…

Пошла работа! Два ряда как выложим да старые огрехи подровняем, так вовсе гладко пойдет. А сейчас - зорче смотреть! И погнал, и погнал наружный ряд к Сеньке навстречу. Подносчикам мигнул Шухов – раствор, раствор под руку перетаскивайте, живо! Такая пошла работа – недосуг носу утереть.

Вывод: “От болезни работа – первое лекарство; вкалывай на совесть – одно спасение; бригада – семья”.

«ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА» - литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, совершившихся в стране на протяжении ХХ столетия. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа И. Солоневича, Б. Ширяева, О. Волкова, А. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина, Л. Бородина и др., чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужас гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования.
Естественно, что в своих творческих исканиях представители «лагерной прозы» не могли пройти мимо художественно-философского опыта Достоевского, автора «Записок из Мертвого дома». Не случайно в книгах А. Солженицына, в рассказах В. Шаламова, в повестях Л. Бородина и др. мы постоянно встречаемся с реминисценциями из Достоевского, ссылками на его «Записки из Мертвого дома», которые оказываются отправной точкой отсчета в художественном исчислении. В своих размышлениях о человеческой душе, о борьбе добра и зла в ней эти прозаики приходят к тем же выводам, к каким приходил их великий предшественник, утверждавший, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают социалисты.

Варлам Тихонович Шаламов 1907-1982 Колымские рассказы (1954-1973)

Сюжет рассказов В. Шаламова - тягостное описание тюремного и лагерного быта заключенных советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация - вот что находится постоянно в центре внимания писателя.

НАДГРОБНОЕ СЛОВО

Автор вспоминает по именам своих товарищей по лагерям. Вызывая в памяти скорбный мартиролог, он рассказывает, кто и как умер, кто и как мучился, кто и на что надеялся, кто и как себя вел в этом Освенциме без печей, как называл Шаламов колымские лагеря. Мало кому удалось выжить, мало кому удалось выстоять и остаться нравственно несломленным.

ЖИТИЕ ИНЖЕНЕРА КИПРЕЕВА

Никого не предавший и не продавший, автор говорит, что выработал для себя формулу активной защиты своего существования: человек только тогда может считать себя человеком и выстоять, если в любой момент готов покончить с собой, готов к смерти. Однако позднее он понимает, что только построил себе удобное убежище, потому что неизвестно, каким ты будешь в решающую минуту, хватит ли у тебя просто физических сил, а не только душевных. Арестованный в 1938 г. инженер-физик Кипреев не только выдержал избиение на допросе, но даже кинулся на следователя, после чего был посажен в карцер. Однако от него все равно добиваются подписи под ложными показаниями, припугнув арестом жены. Тем не менее Кипреев продолжал доказывать себе и другим, что он человек, а не раб, какими являются все заключенные. Благодаря своему таланту (он изобрел способ восстановления перегоревших электрических лампочек, починил рентгеновский аппарат), ему удается избегать самых тяжелых работ, однако далеко не всегда. Он чудом остается в живых, но нравственное потрясение остается в нем навсегда.


НА ПРЕДСТАВКУ

Лагерное растление, свидетельствует Шаламов, в большей или меньшей степени касалось всех и происходило в самых разных формах. Двое блатных играют в карты. Один из них проигрывается в пух и просит играть на «представку», то есть в долг. В какой-то момент, раззадоренный игрой, он неожиданно приказывает обычному заключенному из интеллигентов, случайно оказавшемуся среди зрителей их игры, отдать шерстяной свитер. Тот отказывается, и тогда кто-то из блатных «кончает» его, а свитер все равно достается блатарю.

Двое заключенных крадутся к могиле, где утром было захоронено тело их умершего товарища, и снимают с мертвеца белье, чтобы назавтра продать или поменять на хлеб или табак. Первоначальная брезгливость к снятой одежде сменяется приятной мыслью, что завтра они, возможно, смогут чуть больше поесть и даже покурить.

Три повести (которые сама Дина Рубина именует маленькими повестями) были написаны в первое и самое трудное десятилетие эмиграции. Абсолютно разные, они имеют некий общий знак, как именную печать художника, – образ ангела; странный, парадоксальный, порой чуть ли не издевательский.

«Образ ангела, литературного ангела, ангела-хранителя, просто прохожего и едва ли не бомжа – один из моих тотемов в прозе, очень значимый для меня». Так, в повести «Камера наезжает!» ангел-хранитель предстает в образе лагерного охранника, того, что при попытке героини к бегству «из зоны, именуемой «жизнью», хватает ее и тащит по жизненному этапу.

А в повести «Во вратах Твоих» героине без ангела не выжить: опасна и трудна жизнь человека, врастающего в новую родину. Вот только там ангел является в образе карнавальном, утешая и веселя. Внезапно оказавшаяся на границе жизни и смерти героиня «Высокой воды венецианцев» поселяется в отеле «Аль Анжело», ставшем для нее судьбоносным.

Есть, есть Тот, кто посылает нам спасение. Повести 90-х поражают разнообразием тональностей и ритмов: лирические отступления чередуются с экспрессивными монологами, стремительная фабула – с философскими размышлениями, синкопы диалектов – с плавностью правильной речи.

Неугасимая лампада

Борис Ширяев Биографии и Мемуары Классика русской духовной прозы

Повесть «Неугасимая лампада» – самое значительное произведение Бориса Николаевича Ширяева, русского писателя второй волны эмиграции. Оказавшись в Соловецком лагере в 1920-х годах, Б. Ширяев описал тяжелую жизнь его узников, полную страданий, лишений, но вместе с тем и неугасимого света надежды.

Соединив рассказы о судьбах людей, соловецкие легенды и лагерный фольклор, автор создал образ «потаенной» Руси, которая от новой власти большевиков ушла «в глубину», подобно древнему Китежу. Обретя на Соловках спасительную веру, писатель сохранил ее навсегда и посвятил ей главную книгу своей жизни.

Алексей Иванов.

В зеркале (сборник)

Варлам Шаламов

Нам кажется, будто в эпоху повсеместного распространения гаджетов и триумфа креативного класса, образ человека в телогрейке с лагерной биркой на фоне вышек с часовыми безвозвратно ушел в прошлое. Каторга, зона, тюрьма – по-прежнему вечно российские темы.

Вечно актуальные, вечно кровоточащие, вечно рождающие массу безответных вопросов. Герой книги Бориса Земцова, попадает на шконку в соответствии с русской поговоркой «от сумы да от тюрьмы не зарекайся». Это не профессиональный преступник, это обычный человек, внезапно (по своей вине или без вины) оказавшийся в необычных обстоятельствах.

Меняются правители, одна общественная формация сменяет другую, по всем направлениям наступает прогресс, а положение человека в неволе в России, как было, так и остается синонимом беды и боли, темой, измерением, где переплелись несправедливость, унижение, а подчас и смертельная опасность.

Давняя народная мудрость про «суму и про тюрьму» не теряет своей актуальности и в двадцать первом веке. Как выжить в неволе? Как, не просто выжить, но и остаться при этом человеком? Кого при этом выбирать в союзники и наставники? Как строить отношения с теми, с кем приходится делить пространство неволи, и с теми, кто уполномочен государством обеспечивать порядок на этом пространстве? Эти темы – главные для Бориса Земцова.