Средневековое искусство китая и японии. Искусство китая в средние века Влияние китайской культуры средневековья на соседей

Китайская культура обладает яркой самобытностью, как и культура Индии. Сравнительно с индийской, китайское искусство выглядит более с д е р ж а н н ы м и с т р о г и м. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью изогнутых крыш. В отличие от многих стран, архитектура Китая и Японии до сих пор сохранила ее своеобразность, неповторимость. Искусство Китая служило образцом для сопредельных стран - Японии, Кореи, Вьетнама.

Архитектура. В начале средневековья Китай был раздроблен междуусобицей на множество мелких государств. Однако в пору развитого средневековья (7 - 13 век) Китай объединил свои земли в два новых государства - Тан и Сун, которые оставили после себя блестящий след культурных достижений. Высокого взлета достигли разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, поэзия и проза. Искусство Танского и Сунского государств несколько отличается друг от друга. Архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности и спокойного величия форм. В период Тан окончательно сформировался тип жилой и храмовой постройки, одновременно простой и нарядной. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу на глинобитных, облицованных камнем платформах.Основой зданию служил каркас из опорных столбов, покрытых красным лаком, поперечных балок и сложных узорчатых резных кронштейнов, которые, опираясь на балки, облегчали давление двойных и тройных крыш на здание. Широкие черепичные крыши с плавно изогнутыми и приподнятыми вверх краями не только защищали здание от зноя и проливных дождей, но и придавали ему красоту и легкость. Эти сооружения парили над городом, как распластанные крылья птицы. Недаром на углах крыш помещали керамические фигурки, изображающие птиц и крылатых зверей - охранителей.

Сунская архитектура отличается большей сложностью, появилось множество архитектурных деталей, удачное сочетание архитектуры с природой. Пагоды стали выше, усложнились в своих планах и декоративном убранстве. Появилось стремление к легкости и изяществу архитектурных форм. Отличительной особенностью японской средневековой архитектуры является простота, рациональность и небольшие размеры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы. Главным строительным материалом служило дерево. Из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки.

Архитектура Китая и Японии - наиболее древняя и своеобразная в мире. Зодчество обеих стран сохранило особенности китайского стиля вплоть до XIX века. Основная идея китайско - японской архитектуры - » растворить» здание в природе, разместив его в садовом ансамбле.

Это легкие павильоны из деревянных балок. Внутреннее пространство от окружающего мира отделяют лишь раздвижные стены. Дом имеет только одно помещение, которое в случае необходимости делится перегородкой или ширмами. Объем дома определяется количеством м а т о в из тростника, или соломы, лежащих на полу - они называются т а т а м и. Внутри находятся передвижные перегородки, а также «одо» - полированные деревянные стойки, на которые опирается крыша. Легкие передвижные «с ё д з и « - стены -ширмы, также как и татами, снимаются со своих мест для чистки. Снаружи вокруг дома - т е р р а с ы - на тонких, широко расставленных столбах, над которыми высокая кровля. Кровля террасы и крыша самого здания кирпичные, широкие, они имеют и з о г н у т у ю по краям форму, что легко отличает китайский стиль в архитектуре. Японские дома отличаются от китайских лишь тем, что в нем нет постоянной мебели. Вещи приносят и уносят по мере надобности. Поэтому дом выглядит просторным и пустым.

С давних времен японцы любят украшать свои дома ц в е т о ч н ы м и к о м п о з и ц и я м и - "И к э б а н о й" .

Как и в Китае, в Японии даже возле самого маленького домика всегда имеется с а д и к, в котором могло расти одно деревце вишни-сакуры, несколько красивых цветов и камни. Японцы особенно любили смотреть на свой садик и "созерцать"...

Господствующая религия в Китае и Японии - б у д д и з м. Поэтому в эпоху средневековья были построены буддийские храмы, а также величественные, кирпичные и каменные буддийские б а ш н и - п а г о д ы. Пагоды строили многоярусными, высокими, как бы устремляющимися в небо.

Дворцы, храмы и пагоды богато украшали скульптурой, которая достигла высокого расцвета. Во множестве изображались статуи Будды, отличающиеся спокойной важностью позы, достоинством лиц и жестов, мягкими округлыми линиями. Изображались и другие разнообразные сюжеты: свирепые стражи, стоящие у входа с занесенной булавой; полные земной красоты фигуры знатных жертвователей. Из глины и дерева в Японии большое место занимала м и н и а т ю р н а я с к у л ь п т у р а - "нэцке"

Необычайного расцвета в эпоху средневековья в Китае, а затем и в Японии, достигла живопись.Именно живопись донесла до нас поэтический восторг перед красотой природы, которым жили многие поколения людей в средневековом Китае.В живописи нашли отражение и красота природы, и быт горожан.

Художники расписывали стены дворцов и храмов, создавали миниатюрные композиции на в е е р а х, на ширмах. На многометровых горизонтальных свитках изображали сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи, портреты, бытовые сцены, сюжеты из легенд. Свитки вначале делали из шелка, а позднее - из бумаги.

Уже в VIII веке наряду с минеральными красками китайские художники стали применять ч е р н у ю т у ш ь, поэтому изображения были не только разноцветными, но и тоновыми. Большое место в живописи занимал пейзаж, называемый в средние века «шань - шуй» - (горы - воды). Популярным мотивом в живописи были также темы » цветы - птицы » и » растения - насекомые «. С необычайным изяществом художники изображали то птичку на ветке, то резвящихся козлят, то стрекозу на широком листе лотоса.

Китая , как и вообще расцвет китайского средневекового обще-ства, приходится на период правления ди-настий Тан и Сун . Именно в это время китайцами были изобретены фарфор, порох, компас . Потрясающих успехов китайские учёные достигли в области астрономии и медицины, особенно в иг-лотерапии, активно используемой в медицинской практике и по сей день.

Династия Тан оказала сильнейшее культурное воздействие на Японию, Корею, Центральную Азию. Сама Поднебесная в это вре-мя гостеприимно распахнула свои двери христианам-несторианцам, буддистам. Небывало в Китае расцветает буддийское искусст-во, особенно скульптура, великолепные образцы которой украша-ют пещерные храмы Лунмыня и Дуньхуана.

VII-IX вв. называют «золотым веком» китайской поэзии. Мир природы — центральная тема творчества великого китайского по-эта Ли Бо. Творчество другого поэта Китая — Ду Фу — называют «по-этической историей», поскольку значительное место в его поэзии занимают гражданские мотивы.

Важнейшим видом искусства в средневековом Китае была жи-вопись. Художники писали картины красками или тушью на длин-ных шёлковых или бумажных свитках. Наиболее распространённы-ми жанрами живописи были пейзажи, изображения зверей и птиц . Тончайшие оттенки туши позволяли средневековым художникам построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Китайская живопись отлича-лась глубокой философичностью и историзмом.

Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую средневековый Китай не внёс бы значительный вклад. Его замечательные изобретения и достижения обогатили всё челове-чество.

Именно китай-цы впервые изобрели книгопечатание. Прав-да, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возмож-ности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобре-тено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы составили удивительно точный календарь (с погреш-ностью всего 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.

Китайцы обладали глубокими познания-ми в медицине, истории, географии. В XV в. их флот совершил грандиозное по масштабам плавание к восточному побережью Африки.

Высочайшего расцвета достигла в Китае художественная литература. Золотым веком китайской поэзии называют эпоху Тан, ко-гда творили такие замечательные мастера, как Ли Бо и Ли Фу . Развивался и жанр романа.

Пагода шести гармоний. X-XII вв.

Будда. V в. (сверху), и VII в. (снизу)
Птица на ветке

Китайское искусство развивалось в тес-ном взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом пришли из Индии прежде неизвестные в Китае тради-ции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Началось сооружение пещерных монастырей с исполинскими (до 15-17 м) статуями Будды.

Среди них «Пещеры тысячи Будд» близ города Дуньхуан, располо-женного на Великом шёлковом пути. С IV по XIV в. вырубались новые пеще-ры, расписывались и украшались статуями Будды. Сейчас здесь около 480 пещер, и они предоставляют редчайшую возможность проследить развитие искусства в одном месте на протяжении более тысячелетия.

В честь буддийских святых сооружались высокие многоярусные башни — пагоды . Тон-кое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах.

Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости. Особенно славился китай-ский фарфор, изобретённый в эпоху Тан.

В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Китайцы ревниво берегли секреты производства фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII в. Материал с сайта

Путники в горах. Ли Чжаодао. VII-VIII вв.

В эпоху Тан главным видом искусства в Китае стала живопись. Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивав-шихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Неред-ко свитки содержали и стихотворные тексты, являя собой единство живописи, поэзии и высочайшего искусства каллиграфии.

Китайские художники очень любили пейза-жи — картины природы. Каждая картина включала в себя весь мир, прекрасный и гармоничный. Жанр пейзажа именовался в Китае «горы и воды », и не только потому, что они всегда присутствовали на свитках. Гора олицетворяла светлые, активные, мужест-венные силы природы, вода же связывалась с тёмным, пассивным, женственным на-чалом. Так в названии пейза-жа воплотились представле-ния китайцев о мире.

Культура средневекового Китая оказала огромное воз-действие на все соседние с Китаем страны: Японию, Корею, Монголию и другие.

На этой странице материал по темам:

  • Культура средневекового китая доклад

  • Доклад для презентации китай средневековья

  • Доклад культура средневекового китая

  • Введение

    Тема моего реферата «Культура Китая». Я рассматриваю данную тему на примере Древнего и Средневекового Китая, так как мне хотелось бы проследить, как произошло становление китайской культуры, и как происходило дальнейшее её развитие. Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную, а в бурную эпоху Средневековья многовековые традиции великой китайской культуры не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Тема достаточно актуальна, потому что Китай-это самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Именно поэтому мне будет очень интересно рассмотреть культуру Китая.

    1. Культура Древнего Китая

    Философско-религиозные системы Китая

    Древнейшие культуры

    Жители Древнего Китаясоздали очень интересную культуру. Они считали, что жизнь-это творение божественной, сверхъестественной силы. Всё в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил-Света и Тьмы.

    В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойствен культ природы : они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. Этим духам молились, обращались со всевозможными просьбами. Среди них выделялось главное верховное божество, стоящее над всеми духами и над душами умерших людей.

    Очень силён был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того-она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.

    Несколько позднее появилось обожествление царской власти.

    Царь был признан сыном Неба, т. е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.

    В середине I тыс. до н.э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, монизм и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавились буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре распространившийся в Поднебесной -таково название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая.

    Даосизм

    Даосизм возник на рубеже VI -V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о Дао и дэ». Главное в этом труде дао, что буквально означает путь. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Поэтому удел человека-пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория - основной принцип даосизма. Дао – источниквсего существующего в мире-духовное начало. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали древние даосы, материализуется в дэ-достинство человека.

    Центральная проблема доктрины даосизма-учение о бессмертии . Даосы создали своё учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао-цзы и его ближайших последователей (в частности, Чжуан-цзы) принято обозначать как философский даосизм.

    В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь-это иллюзия, а смерть- это возвращение к дао-истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даоская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

    Религиозный даосизм, как и философский, проповедовал пассивность как принцип жизни.

    Конфуцианство

    Примерно в те же времена, на рубеже VI -V вв. до н.э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система-конфуцианство . Её основателем был проповедник Кун-цзы , известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун).

    Конфуций считал, что основные добродетели человека-верность, послушание и почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием,звучала так: «Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.». Конфуций говорил о необходимости нравственного авторитета правительства: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

    Вся полнота власти в стране, по мнению Конфуция, должна принадлежать императору-«сыну неба». Император-отец народа, а народ-его дети.

    Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды.

    Конфуций не проявил особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение-это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.

    С течением времени конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II -I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения.

    Моизм

    В V в. до н.э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась ещё одна школа, одна из тех ста философских школ, которые, как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идёт о школе моистов. Название этой школы произошло от имени её основателя Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступали против важнейших положений конфуцианства.

    Мо ди выдвинул свою программу переустройства общества на традиционном принципе «всеобщей любви и взаимной пользы». Он предложил выдвигать на руководящие должности мудрых людей из народа независимо от их происхождения и формировать аппарат управления исходя из личных качеств человека. Идеи моистов подвергались критике со сторон других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты-преследованиям и гонениям.

    Буддизм

    На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии В VI в. до н.э. Согласно буддизму, жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом всегда оставаясь злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний, которые и приводят к страданиям. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир существует самостоятельно, это лишь проявления мистического духа.

    К VI в. н.э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией.

    Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитания старших и предков, идеи «недеяния»-пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли образ жизни китайцев, их национальную психологию.

    Развитие науки, литературы и искусства

    Наука

    Что же было сделано китайцами в области точных и технических наук?

    Математика зародилась в Китае в глубокой древности. За несколько сот лет до новой эры китайские математики написали сочинения о расчётах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н.э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан знаменитый трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, они знали действия с обыкновенными дробями, которые умели сокращать, решали задачи на проценты, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

    Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц-на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения и дали названия 28 созвездиям, которые к тому времени они выделили из множества звёзд. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звёздный каталог на 800 светил. Тогда же ими были написаны две самые первые книги по астрономии, впоследствии сведённые в одно сочинение. В этих книгах имелись карты звёздного неба , составленные впервые астрономом Чжан Хэн , жившим во II в. н.э. Он же впервые создал первый в мире небесный глобус , воспроизводивший движение небесных тел.

    Значительный вклад в мировую медицину внесли китайские врачи. Одним из самых крупных достижений китайских лекарей стало изобретение наркотиков-уже в I тыс. до н.э. их широко применяли в лечебной практике. Самая ранняя из книг о лекарственных средствах была составлена во II в. до н.э. Авторство её приписывают императору Шэнь Нунцу , которого считают основателем китайской фармакологии. Китайские врачи также были лидерами в применении иглоукалывания и прижигания.

    Из технических изобретений следует назвать магнитный прибор-предшественник компаса, который появился на свет в III в. до н.э., водяную мельницу, изобретённую на рубеже новой эры, созданную тогда же водоподъёмную машину-насос, поднимающую воду на поверхность земли. Кроме того, именно китайцами был сконструирован первый в мире сейсмограф.

    Письменность

    Современные представления о жизни Древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из которых были составлены в самые разные периоды китайской истории. Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма , насчитывавшая более 2000 иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры. Введённое в это время единообразное для всей страны письмо впоследствии и легло в основу современной китайской письменности.

    Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках царапающей палочкой к письму не шёлке натуральными красками специальной кисточкой, изобретение которой приписывают Мын Тяню . Великим изобретением было изготовление бумаги , производство которой началось в 105 г. н.э. Её варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь . Примерно тогда же была создана тушь.

    Литература

    Древнейшие дошедшие до нас памятники китайской литературы относятся к I тыс. до н.э. Это «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, а также «Книга перемен».

    Первый поэт, имя которого известно в истории китайской поэзии,-Цюй Юань. Наиболее известными поэтами эпохи Хань были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь.

    Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, близкая и понятная простому народу:

    «В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.

    Упорхнёт она словно над дорогой лёгкая пыль…

    Я ж хочу одного-чтобы старости не знать,

    Чтоб родные мои собрались под единой крышей,

    Каждый мой сын и внук-все друг другу спешат помочь…»

    Знаменитым поэтом был Сунн Юй . Его лирика была пронизана ощущением радости жизни. Его называют первым в Китае певцом любви и женской красоты.

    Первым известным историком Китая был Сыма Цянь, автор «Исторических записок» . Сыма Цянь считается классиком китайской прозы: он создал блестящую галерею художественных образов, давал точные и меткие характеристики своим персонажам.

    Почётное место в библиотеках занимали также труды историка Бань Гу. Его «История» охватывает более чем 230-летний период, повествование доводится до рубежа новой эры. «История» Бань Гу так же, как и труды Сыма Цяня, становится своеобразным стандартом исторических сочинений.

    Живопись. Скульптура. Прикладные искусства.

    Архитектура.

    На первые века нашей эры приходится и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно развиты живопись тушью на бумаге, шёлке, а также искусство фресок.

    Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н.э. фарфора. Великолепны также и разнообразные лаковые изделия.

    Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и чётко обозначенный карниз,-пагода. Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани, «Большая пагода диких гусей» в Сиане.

    В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

    Музыка

    На рубеже нашей эры появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Юэцзи». В нём отражены представления китайцев о музыке.

    Уже в I тыс. до н.э. шёл процесс формирования слоя профессиональных музыкантов-важнейший этап в развитии музыкальной культуры любой страны. Во II в. до н.э. была создана придворная музыкальная палата Юэфу , в задачи которой входили специальная подготовка музыкантов, а также организация музыкального сопровождения всех церемониалов. Каждый император Китая содержал при дворе штат музыкантов и танцовщиц. Придворная музыкальная палата не только обучала музыкантов и танцоров, но и осуществляла строгое наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство тею. Таким образом, даже эта сфера культуры, менее других поддающаяся регламентации, была в Китае регламентирована и подвластна государству.

    Концепция счастья в старом Китае

    В китайской культуре в целом отразилось отношение китайцев к жизни и их концепция счастья : они считали, что реальная жизнь-это и есть по сути единственная жизнь, которую следует ценить и которую надо устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности.

    Теоретически счастье доступно каждому, а практически-очень немногим и является наградой за терпенье, труд, рвение, способности, важнейшей из которых была способность соответствовать своей социальной роли. Если же судьба не была щедрой к человеку, его учили довольствоваться малым, наслаждаться тем, что у него есть.

    Символом счастья в Древнем Китае была летучая мышь, прежде всего из-за созвучия её названия (фу). Пять летучих мышей означали много счастливых благ, прежде всего долголетие, богатство, здоровье, благонравие и естественную смерть.

    1. Культура Средневекового Китая

    Эпоха Раннего Средневековья

    Эпоха политической раздробленности, открывающая историю Средневекового Китая, не прервала традицию культурного развития страны.

    Вслед за империей Хань, сметённой народными восстаниям «жёлтых повязок», наступила эпоха Троецарствия (220-280): образовались три самостоятельных государства-Вэй, Шу и У. Противоборство трёх царств завершилось победой правопреемницы Вэй-империи Цзинь (280-316). Разложение имперского порядка сделало Китай лёгкой добычей кочевых племён. Под их натиском китайцы бежали на юг, за реку Янцзы. Так произошло разделение страны на северную и южную части. Это обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры Китая III -VI вв.

    Религия

    Политическая ситуация отразилась на духовном строе эпохи и породила такие явления, как религиозный даосизм и чань-буддизм. Даосизм был тесно связан с мистическими сектами. Возглавлявшие их священники притязали на обладание ниспосланных им лично с Неба откровений.

    Буддизм в Китае быстро приспособился к национальным традициям. Буддизм утверждался здесь сначала в форме учения Нагарджуны, а затем в мистической разновидности учения Бодхидхармы. Со временем буддизм нашёл некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.

    В середине VI в. индийским проповедником Бодхидхармой была основана школа чань, что значит созерцание, медитация. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала большое влияние на национальное искусство.

    Литература

    Литература в Китае издревле занимала уникальное по значимости место. Ведущее место в китайской классическойлитературе занимала поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств.

    Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха-фу, который пришёл на смену четырёхсловному. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне, из которой он развился. «Золотой век» фу начался с Кун Жуна (153-208) и Цао Чжи (192-232).

    Следующий шаг в развитии пятисловных стихов сделали семь друзей литераторов-«Семь мудрых из бамбуковой рощи». Они положили начало поэтическому профессионализму в Китае.

    IV столетие проходит под знаком господства «Поэзии таинственных речений»- модных среди аристократов стихов на темы даоской философии. Контрастом ей явилось творчество великого национального поэта Китая Тао Юаньмина (356-427). Его стихи утверждают идеал простоты и духовной свободы:

    «Жену я зову, детей мы берём с собою,

    И в добрый к нам день гулять далеко уходим...»

    На V в. приходится расцвет пейзажной лирики («Стихи о горах и водах»). Открыватели её-поэты юга из семейства Се-Се Линьюнь (385-433) и Се Тяо (469-499).

    Китайская проза III -VI вв.продолжала оставаться многожанровой. Ведущими прозаическими жанром эпохи была близкая к поэзии ритмическая философская проза: «Письма о разрыве», трактаты «О долголетии», «Опровержение теории о естественной любви к учению».

    Наиболее популярными в IV -VI вв. стали «Рассказы о событиях в мире» Лю И-цина (403-444), распределённые по рубрикам:дела,язык,правления,поступки.

    Искусство

    Несмотря на явный литературоцентризм культурного развития Раннего Средневековья, многовековые традиции искусства не только не были прерваны, но наоборот обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками. Среди прочих выделяются монастыри близ Дуньхуана-Юньган, Лунмэнь и Цяньфодун.

    В изобразительном искусстве центральное место заняли образы небожителей и юных заступников за человечество. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды.

    На юге страны получил развитие не связанный с буддийской тематикой тип иллюстрированной повести на горизонтальных свитках . Они выполнялись тушью и минеральными красками, по средствам же выразительности, разнообразию линейного штриха явно сближались с искусством каллиграфии. От V в. дошёл до нас самый древний сохранившейся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Его автор Се Хэ (ок. 500) оказал основополагающее влияние на теорию изобразительного искусства Китая.

    Эпоха Классического Средневековья

    Эпоха Классического Средневековья (VII -XII вв.) начинается правлением династии Тан (618-907). После падения Танской династии и нескольких десятилетий междуцарствия (907-960) к власти пришла династия Сун (960-1275).

    Музыка

    Эпохи Тан и Сун отмечены необычайным взлётом всех видов искусств, находившихся под покровительством правящих династий. В VIII в. было открыто пять специальных учебных заведений, в том числе Придворная школа и консерватория «Грушевый сад». С X в. в Нанкине действовала императорская Академия живописи . В XII в. при кайфэнском дворе был организован музей-хранилище более 6000 произведений живописи и каллиграфии.

    В танскую эпоху придворная музыка была представлена двумя жанрами: музыкой на открытом воздухе и музыкой, исполнявшейся в помещении. В IX -X вв. в городах получили распространение песенные сказы и декламация под музыку отрывков из буддийских канонических книг.

    В эпоху Сун популярными становятся зрелищные искусства: разыгрывавшиеся в балаганах песенные сказы с инструментальным сопровождением, многочастные драмы, южные музыкальные драмы.

    Скульптура

    С приходом в Китай буддизма получает развитие скульптура. Её изготавливали из дерева, камня, лёссовой глины, чугуна, бронзы. Китайских мастеров отличала техника литья. Самая ранняя буддийская скульптура представлена рельефами и изваяниями пещерных монастырей. Самой известной является высеченная в VII в. в скалах Лунмэня 17-метровая статуя Будды Вайрочаны (владыки Космоса). Скульптурная композиция «Бодхисатва и Ананда» пещерного буддийского храма Цяньфодун(VIII в.) выполнена из лёссовой глины и раскрашена.

    Больших успехов достигли танские и сунские мастера в погребальной пластике. В погребения знатных людей клались небольшие красочные статуэтки из поливной керамики: боевые кони в пылу сражения, согбенный раб, учёный, погружённый в раздумья, или грациозная танцовщица. С угасанием буддийских монастырей скульптура всё более уступала место живописи, расцвет которой приходится на сунское время.

    Живопись. Каллиграфия

    Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для китайского художника-не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. Произведения традиционной китайской живописи основывались на соединении живописных и графических приёмов.

    В союзе с живописью, а также и как самостоятельный вид искусства выступала каллиграфия-шуфа . В Средневековье выделились четыре основных стиля шуфа: деловое письмо волнистыми неровными линиями; уставное письмо с уравновешенностью всех элементов иероглифа; стиль, переходный от уставного к скорописному; скоропись со стремительным движением линий, тяготевших к безотрывности.

    Во второй половине XI в. (1074) появилась наиболее важная работа Го Жо-сюя по истории искусства эпохи Сунн-«Записки о живописи: что видел и слышал». Он был автором аристократической концепции живописи.

    В VII -VIII вв. главными сюжетами живописи были образы буддийского рая, изображениями которого покрывались стены пещерных монастырей. В народной среде популярным становился лубок-новогодние картинки , изображающие персонажей народной и даоской мифологии.

    Иконография высшего божества народной религии-Нефритового императора сложилась около X в. В народных лубках он изображался на троне в царском головном уборе и халате, расшитом драконами, с нефритовой дощечкой в руках, символом закона и справедливого суда.

    В IX -X вв., когда преимущественное развитие получила монохромная живопись, оформились три ведущих жанра: живопись людей, пейзажная живопись и цветы-птицы. Ведущим жанром стал жанр-цветы-птицы. Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов, насекомых в сопровождении каллиграфических надписей отражали даосско-буддийские представления о дуальности сил Вселенной. Особое место занимало изображение так называемых «четырёх благородных» растений: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Так, мэйхуа символизировала благородство, чистоту и стойкость. В одном их трактатов по живописи о ней сказано так:

    «Небольшие цветы, и нет изобилия их-это изящество. Тонкий ствол, а не толстый-вот утончённость. В возрасте не особенно юном-вот элегантность.Цветы полуоткрыты, а не полное цветение-в этом изысканность.»

    Эпоха Мин. Зрелое Средневековье.

    В правление династии Мин (1368-1644) Китай снова стал самостоятельной державой, пережившей период интенсивного обновления и духовного развития. Минский Китай родился в горниле великой крестьянской войны против монгольских завоевателей, которую возглавил крестьянский сын и бывший монах Чжу Юаньчжан .

    Минская держава занимала всю территорию так называемого внутреннего Китая, то есть в пределах Великой стены. Особенно выделялся уровнем культурного и экономического развития район нижнего течения Янцзы. Его по праву считают Китаем в миниатюре.

    Религия. Идеология.

    Возрождая имперские традиции, минские правители неизбежно вынуждены были обратиться к конфуцианству, которое и заняло господствовавшее положение, обогатившись некоторыми элементами даосизма и буддизма. Согласно этой доктрине империя представлялась земным проявлением небесного, космического порядка, в котором сходятся божественное и человеческое. В Китае нарастал деспотический характер императорской власти. Правители считали своим долгом держать умы подданных под неусыпным контролем и одновременно поощряли академическую декоративную учёность.

    В конце XVI в. впервые в истории Китая были введены наказания для тех, кто на экзаменах посмел бы толковать каноны в противоречии официальным комментариям. В 1373 г. в каждой административной области империи было разрешено иметь по одному буддийскому и одному даоскому храму. В XVI в. подверглись репрессиям проповедники синкретизма «трёх религий» и разного рода нонконформистские мыслители. При этом в эпоху Мин многочисленными и популярными оставались локальные народные культы и религиозные секты.

    Литература

    Выдающимся событием литературной жизни эпохи Мин было появление крупной повествовательной формы-героической эпопеи и романа . Героическая эпопея представляла собой сплав народного и авторского творчества. В основе первых книжных эпопей («Троецарствие» и «Речные заводи»)- народные сказы, элементы драматургии, историографии. По сравнению с ними эпопея второй половины XVI в. «Путешествие на Запад» была больше проникнута личным авторским началом. Первым крупномасштабным произведением, основанном всецело на авторском творчестве, было «Плавание Трижды Праведного по Индийскому океану» Ло Маодэна (конец XVI в.).

    В эпоху Мин продолжалось развитие драматургии. Крупным драматургом был Сюй Вэй (1521-1593). Наибольшей известностью пользовался его цикл пьес под названием «Четырёхголосная обезьяна», одной из которых была «Мулань», посвящённая знаменитой героине китайского фольклора.

    С конца XV в. наблюдается расцвет большого южного театрального представления, ориентированного исключительно на южные мелодии. Среди наиболее известных драматургов этого направления был Тан Сяньцзу (1550-1616). Самая знаменитая из его пьес- «Пионовая беседка» (1598).

    Архитектура. Искусство

    В эпоху Мин, когда Китай снова самостоятельной державой, интенсивно развивалось градостроительство. За короткий срок отстроили императорские резиденции в северной (Пекин) и южной (Нанкин) столицах.

    В Пекине был построен императорский дворцовый комплекс, оказавший влияние на градостроительство последующих веков,-«Запретный город» площадью более 17 кв. км.

    Главный пекинский Храм Неба (1420-1530), алтарь которого служил местом вознесения императором молитв Небу и Земле, был построен в соответствии с космогоническими представлениями китайцев.

    Мощь минской архитектуры наиболее зримо проявила себя в ансамбле тринадцати царских погребений XV -XVII вв. в пригородах обеих столиц. Эти комплексы включали храмы, башни, подземные дворцы, поражавшую воображение «Аллею духов» со скульптурами воинов, чиновников, мифических и реальных животных.

    Возрождению живописных традиций в Китае эпохи Мин способствовало новое открытие придворной Академии живописи на рубеже 20-30-х г.г. XV в.

    Для её художников была характерна ориентация на сунские традиции и прежде всего жанр «цветов-птиц».

    Расцвет получила повествовательная живопись . Живописцы этого направления создали увлекательный и поэтичный тип свитков-повестей . С XV в. широко распространились погребальные портреты . Их создавали после смерти и использовали в ритуальных целях.

    Независимо от двора художники преимущественно работали в жанре пейзажа. В Китае утвердилась живопись пейзажей «в манере древних мастеров». Образцы таких пейзажей заполняли страницы появившегося в XVII в. классического руководства по искусству живописи-«Слова о живописи из Сада с горчичное зерно».

    Лучшие достижения живописи XVII в. связаны с именами художников, порвавших с условностями академической традиции и творчески развивавших свободную порывистую манеру письма и экспрессивную интерпретацию природы. Для Сюй Вэя, ведущего пейзажиста XVI в., характерно обращение к красоте и логике строения видимых случайными природных форм. В жизни эти художники были монахами или бедными скитальцами. Один из них, Гунн Сянь, прославил своё имя необычным пейзажем-«Тысяча пиков, миллион ущелий» (ок. 1670).

    Минская эпоха отмечена расцветом декоративно-прикладного искусства. В котором всё более проявлялись фольклорные начала. Появились новые образцы вещей: чайник для заварки чая, стулья, кресла, высокие столы. В изготовлении мебели новую жизнь обретает древняя традиция многослойных лаков. С середины XV в. начинают создаваться фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью. Пышностью и многозначной символикой отличались церемониальные одежды минских императоров. Цвет императорского халата, тёмный сверху и жёлтый снизу, символизировал Неба и Земли. Выдающиеся произведения прикладного искусства, императорские халаты расшивались строго каноничными знаками высшей власти, соответствующими ритуалу жертвоприношения. Традиция различала 12 основных знаков державной власти, располагавшихся вертикально, по порядку старшинства.

    Заключение

    Рассмотрев тему «Культура Китая», я проследила, как происходило зарождение китайской культуры, и как впоследствии шло её развитие.

    Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней конфуцианства и даосизма, а также буддизма, возникшего в Индии. Китайская иероглифическая письменность, возникшая во II тыс. до н.э., сохраняется до сих пор и в современном мире остаётся единственной иероглифической письменностью. Дошли до наших времён и такие литературные произведения, как «Книга песен» и «Книга перемен». В Древнем Китае знали более 20 музыкальных инструментов. Получило развитие театральное искусство, акробатика, театр кукол и теней.

    Китайская средневековая культура, начавшаяся троецарствия претерпела ряд существенных изменений и подошла к пределу своего развития, завершению традиции в эпоху Мин. Китайские мастера достигли поразительного мастерства показывать своё искусство, скрывая его.

    Жители Древнего Китая создали интересную культуру, оказавшую сильное влияние на культуру других народов Дальнего Востока. Жители же Средневекового Китая развивали эту культуру, внося в неё различные новшества и изменения, тем самым, сделав Китай самой обособленной цивилизацией в мире. Поэтому культура китайского народа внесла значительный вклад и в мировую культуру.

    Литература

    1. Культурология: История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н.Марковой.-М.:ЮНИТИ,1998.

    2. История мировых цивилизаций / Хачатурян В.М.-М.:Дрофа,1996.

    3. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае /Васильев Л.С.-М., 1976.

    4. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Бидерман Г.–М.:Республика,1996.

    5. Культурология. / Под ред. Радугина А.А. -М.: Центр 1996.

    6. История и культура Китая.-М.:Наука, 1976.

    Китай или Срединное царство, как с незапамятных времён именуют его китайцы, - страна, раскинувшаяся на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Здесь около 6 тыс. лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны Дальнего Востока. Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев и японцев. Многие изобретения китайцев, такие как шёлк, порох, компас, сейсмограф, водоподъёмный насос, механические двигатели, использующие силу падающей воды, являются достоянием всего человечества. Именно в Китае впервые появился фарфор, секрет изготовления которого вплоть до XVIII века будут искать все европейские алхимики, а также бумага, кисти, тушь, книгопечатание, искусство каллиграфии. Китайские математики знали десятичные дроби и впервые в истории ввели понятие отрицательных чисел; астрономы умели вычислять лунные затмения и предсказывать солнечные; на основе многовековых наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь и отмечено существование солнечных пятен уже в 28 г. до н.э. (учёный Чжан Хэн соорудил небесный глобус, описал 2500 звёзд, объединив их в 320 созвездий). Культура Китая отличалась не только разнообразием, но и большой жизненной стойкостью. Междоусобные войны, крестьянские восстания и разрушительные набеги завоевателей не помешали Китаю в его исторической эволюции пройти ряд важных стадий, общих с развитием других стран. От V тыс. до н.э. вплоть до XIX века Китай пережил первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную эпохи, сохранив преемственность традиций и преобразовав внешние культурные влияния.

    Искусствоведы выделяют следующие периоды в Древней и Средневековой истории Китая:

    • Древний период (Яншао, неолит) V – III тыс.;
    • период Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.);
    • период Чжоу (XI – V вв. до н.э.) и Чжаньго (V – III вв. до н.э.);
    • периоды Цинь и Хань (с III в. до н.э. по III в. н.э.);
    • Северный Вэй (IV – VI века);
    • Тан и Сун (VII – X вв., X – XIII вв.);
    • Юань (XIII – XIV вв.);
    • Мин и Цин (XIV – XIX вв.).

    Чрезвычайно длительный Древний период оставил важный след в духовной жизни страны. Именно в этот период был заложен фундамент всей дальнейшей её культуры.

    Мы переходим к более подробному рассмотрению периодов Древнего и Средневекового Китая.

    Древнейшие племена, заселившие долины больших рек Китая в V – III тыс. до н.э., создавали поселения из небольших, углублённых в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремёсла. Обнаруженная на территории Китая керамика того времени – сосуды из бледно-жёлтой и красновато-бурой обожжённой глины по месту первых раскопок была названа Яншао, отсюда и название первого периода. В этих сосудах хранили вино и масло, готовили пищу, а большие сосуды служили погребальными урнами. Вылепленные вначале вручную, а в последствии с помощью гончарного круга, глиняные изделия – вазы, миски, чаши, блюда отличались необычной правильностью форм. Их обжигали при температуре около 1500°С, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему они становились гладкими и блестящими. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами – спиралями, а также изображениями зверей (репродукция “Сосуды Яншао”).

    Следующий период истории Древнего Китая получил название Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель – Ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В это время формируется представление древних китайцев о Вселенной. Во всех явлениях природы древние китайцы видели волю духов и богов. Они обожествляли облака и дождь, ветер и гром, которых представляли себе в образах драконов, птиц и зверей. Однако человек нуждался в надёжных защитниках, поэтому возникло и другое верование – культ предков. Считалось, что духи предков заботятся о потомках. В свою очередь душам умерших тоже служили – ухаживали за могилой, совершали жертвоприношения. Чтобы душа предка ни в чём не нуждалась, в могилу клали различные ремесленные изделия – оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности.

    Когда образовалось государство, возникло ещё представление о небе как о могущественном верховном божестве Вселенной. По представлениям древних китайцев, земля – квадратная, их собственная родина находится в её центре, а небо над ней имеет форму окружности. Поэтому они называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься (Поднебесная). В разные времена года небу и земле приносили обильные жертвоприношения. Для этого за чертой города возводили специальные алтари: круглые для неба, квадратные для земли. В быту широко использовались различные сосуды. Для чего они служили, мы узнаем, прослушав сообщение.

    МАГИЧЕСКИЕ СОСУДЫ.

    Тяжёлые монолитные бронзовые сосуды, созданные в период Шань-Инь, служили для жертвоприношений духам природы и духам – покровителям племени. В них как бы соединились все сложившиеся к этому времени представления о мире. Сосуды, с большим мастерством отлитые из сплава меди и олова, были покрыты рельефом. Главное место в нём отводилось воплощавшим стихию и воды изображениям птиц и драконов, цикад, предвещавших хороший урожай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. Иногда изображали собирательный образ зверя – охранителя человека, который объединял в себе черты тигра, дракона и барана. Сосуды были разнообразны по форме. В прямоугольных огромных чанах на четырёх ножках с двумя ручками “фан-дин” готовили жертвенное мясо. Высокий, стройный, расширяющийся внизу и вверху кубок “гу” предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверхность этих сосудов наносили тонкий спиралевидный линейный “узор грома” (“эли-вэнь”), на фоне которого в технике рельефа исполняли основные изображения. Объёмные звериные морды как бы вырастали из бронзы. Эти сосуды должны были охранять человека и защищать посевы от злых сил, поэтому они сами часто имели форму зверей и птиц, а их поверхность сплошь заполняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастическую форму древнекитайских бронзовых сосудов с драконами упорядочивали четыре вертикальных выпуклых ребра, расположенных по сторонам. Эти рёбра ориентировали сосуды по сторонам света, подчёркивали их ритуальный характер.

    В XI в. до н.э. государство Шан-Инь было завоёвано племенем Чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу, быстро переняли многие технические и культурные навыки побеждённых. В период Чжоу было широко распространено создание ритуальных сосудов в форме зверей или птиц – так называемых оберегов, охранителей стран света: тигра – Запада, феникс – Юга, дракон – Востока, черепаха – Севера. Эти изображения отождествлялись не только со сторонами света, но и с пятью элементами, составляющими основу мира – огнём, металлом, деревом, водой и землёй. Их символика сплеталась с культом плодородия небесных светил, как бы связывая человеческие судьбы с мирозданием ( “Крылатый дракон”). Государство Чжоу существовало многие века, однако, его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств и Китай уже к VIII в. до н.э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III вв. до н.э. в китайской истории получил название Чжаньго (“Борющиеся царства”). Этот период интересен тем, что именно это время богато философскими исследованиями, касающихся вопросов соотношения жизни природы и человеческого общества. Среди философских учений, оказавших воздействие на формирование всех областей китайской культуры, важнейшими стали конфуцианство и даосизм, каждое из которых охватывало свою сферу проблем.

    КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ

    Конфуцианство, стремившееся сохранить порядок и равновесие в государстве, обращалось к традициям прошлого. Основатель учения Конфуций (около 551 – 479 гг. до н.э.) считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государём и подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили образцом для подражания, он разработал целую систему правил и норм поведения человека – Ритуал. Согласно Ритуалу, надо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе, живописи.
    В отличие от конфуцианства даосизм сосредотачивал внимание на основополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занимала теория о Дао – Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчинённого естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию мужского и женского начал – ян и инь. Основатель учения Лаоцзы считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире нарушится гармония. Поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.

    Совершенно верно, ведь Лаоцзы говорили: “Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Тот, кто нарушает законы дао, погибнет раньше времени”. В III в. до н.э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь, а затем династия Хань. Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Ци Шихуанди был китайским императором недолгое время, однако, сумел укрепить централизованную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств, и разделили страну на 36 провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. Была создана единая письменность, что позволило людям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие диалектов.

    Великая Китайская стена”.

    По приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени – Великая Китайская стена. Она протянулась на 750 км и защищала Китай от кочевников. За несколько веков строительства длина этой единственной в мире ограды вокруг целой страны достигла почти 3000 км при высоте в 10 м и ширине в 8 м. Массивные квадратные башни, поставленные через каждые 100 – 150 м, отмечают изгибы этой гигантской стены-змеи, отделяющей мир китайской культуры от северных “варваров”.

    Огромное значение для развития Китая имеют два события, которые историки приписывают Ханьскому периоду. Это: изобретение бумаги в I веке н.э. и установление караванных торговых связей между Китаем и Средней Азией. По Великому шёлковому пути, идущему через горы и пустыни, китайцы везли на запад шёлк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживлённой торговле Ханьской империи с Индией и даже далёким Римом, в котором Китай называли Страной Шёлка.

    Итак, древний период, завершившийся падением Ханьской империи в III в., сметённой восстанием рабов, послужил основой для расцвета искусства в период средневековья. Именно в древний период зародились традиции китайского искусства, которые во многом определили его дальнейшие пути. Эпоха Средневековья в Китае продолжалась гораздо дольше, чем в европейских странах. Она охватила период с конца III в. до середины XIX в. Средневековье – пора духовного подъёма Китая, время строительства больших городов, великолепных садово-парковых ансамблей. Средние века прославились в Китае рядом открытий: был изобретён фарфор, книгопечатание, появилась пейзажная живопись, а также каллиграфия – искусство художественного письма. После крушения Ханьской империи страна вновь оказалась раздробленной на мелкие царства. Начало новому объединению положило создание в Северном Китае государства Северный Вэй. Императоры Вэйского царства, выходцы из среды кочевников, оказались под могучим влиянием китайской культуры, стремились усвоить китайскую письменность, придерживались китайских обычаев. Они запрещали племенные обряды, одежду, язык. В этот период в Китае распространилась новая религия – буддизм (проникший в страну из Индии через Центральную Азию). В культурной и политической жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране начали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, а также древние буддийские храмы и высокие многоярусные башни-пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Самым древним скальным монастырём является Храм Заоблачных Высот – Юньган (“Юньган”).

    Юньган насчитывает свыше 20 пещер от 2 до 20 м высотой, высеченных в песчаных скалах. Они заполнены множеством скульптурных изображений буддийских святых и рельефами на темы буддийских сказаний. 15-ти метровая скульптура Будды - яркий образец местного искусства: угловатость обобщённых форм тела и лица с заострённым носом и небольшим ртом, полураскрытым в улыбке, строгие параллельные складки одежды, закрывающие плоское тело и т.п. Однако передано обязательное для изображения Будды возвышенное состояние покоя, самоуглублённости и физическая красота с “32 признаками совершенства”, главный из которых – удлинённые мочки ушей (знак благородного происхождения), ушниша – выступ на темени (символ божественной мудрости), миндалевидные глаза и т.д.

    Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования двух могущественных государств Тан (VII – IX вв.) и Сун (X – XIII вв.). Искусство для образованных людей той поры представлялось настолько же естественным приложением сил и знаний, как и общественная деятельность. Например, чиновники, жившие во времена Танской и Сунской династий, были одновременно поэтами, художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами. Многие их них являлись членами Императорской Академии живописи, открывшейся в X веке.

    В городах и за их приделами возводили величественные кирпичные буддийские пагоды. Танские пагоды имели обязательно нечётное (счастливое) число этажей 3, 5, 7 и более, а также отличались строгостью и удивительной гармонией пропорций. Самая знаменитая из них – 60-ти метровая 7-этажная пагода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей), построенная в 652 году в Чанъяне. Благородная простота её форм свидетельствует о величавом духе архитектуры того времени. Не случайно, очарованные устремлённым ввысь силуэтом пагоды, танские поэты Цэнь Шэнь и Гао Ши сложили в её честь стихи:

    Словно могучий источник, рвущийся ввысь из-под почвы,
    Башня стоит одиноко, к горным чертогам вздымаясь.
    Если подняться на башню, ты отрешишься навеки...В VII – VIII вв. главное место среди других видов искусства заняла живопись. Тонкое понимание природы помогло художникам выработать приёмы живописи, обобщающие её законы. В процессе других поисков художниками была определена своеобразная форма картин-свитков, помогающих показать мир во всём его многообразии. Свитки не были постоянным украшением комнаты. Они хранились в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях. Горизонтальные свитки нужно было разматывать в руках подобно ленте, чтобы вникнуть в их содержание. Подобные свитки-повести перемежались подчас красивыми каллиграфическими текстовыми вставками, раскрывающими и дополняющими смысл живописи. Вертикальные свитки вешались для обозрения на стену, позволяя взгляду охватить их. Китайские живописцы уже в VIII в., наряду с прозрачными минеральными красками, стали применять богатую оттенками чёрную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма: тщательная “гун-би” (“прилежная кисть”), фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие подробности картины; другая – свободная и как бы незавершённая “сё-и” (“живопись идеи”), позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник. Жанры живописи впервые были созданы в Китае:

      1. “Живопись фигур”, “жэньу” – люди;
      2. “Цветы и птицы”, “хуа-няо”;
      3. “Горы и воды”, “шань-шуй”.

    Жанр “люди” или “живые фигуры” включал в себя всё, что касалось изображения человека: портрет, исторические и мифические сюжеты, сцены дворового быта. Прославленными живописцами этого жанра в Танский период были Янь Либэнь и Чжоу Фан. От многочисленных произведений Янь Либэня сохранился только один свиток с изображением 30-ти императоров. Он воспроизвёл вереницу образов владык, живших задолго до его времени. При всей условности типов, поз и лиц, поражает, с какой свободой владеет художник гибкой линией, очерчивающей складки одежды, контуры лиц, причёски.