Спешить надо в двух случаях. Спешка нужна в трех случаях. Быстрота регулирования запасов

бдул-Азиз стал турецким султаном в июне 1861 г., после безвременной кончины своего старшего брата . И хотя ему в ту пору шел уже 32-й год, он оказался совершенно не подготовлен к исполнению обязанностей правителя Османской империи, поскольку не имел для этого даже минимально необходимого образования. Детство будущего султана протекало в дворцовой тиши среди женщин и гаремных ага. Грамоте его обучал бывший шейх уль-ислам, который дал Абдул-Азизу только скудные познания в области религии и традиционных мусульманских наук. В связи с этим султан не мог и не хотел глубоко вникать в государственные проблемы.

Физически сильный, обладавший крепким здоровьем, он посвящал все свое время удовольствиям и различным видам спорта - был прекрасным стрелком, наездником, охотником и борцом. Турецкий историк Коджатюрк писал об Абдул-Азизе: "Его умственный уровень был невысоким, культура - весьма ограниченной, ум - недалекий. Он питал мало склонности к искусству, наукам, умственной деятельности. Много места занимали у него наслаждения и распутство с женщинами двора". Вместе с тем взрывной характер Абдул-Азиза, его надменность, вспыльчивость, упрямство, подозрительность и недоверчивость очень мешали работе с ним членов кабинета. В начале правления, следуя примеру двух своих предшественников, он объявил о продолжении курса реформ. И в самом деле, была предпринята попытка установить контроль над расходами двора и наладить надлежащее использование ресурсов государства. Но вскоре султан отложил подобные начинания. Отправив на пенсию бесчисленных наложниц покойного брата, он собрал свой собственный гарем, настолько большой, что для его обслуживания понадобилось 3 тысячи евнухов. То и дело при дворе устраивались роскошные празднества и ставились расточительные спектакли, так что траты на дворцовые нужды и личные прихоти султана составляли в иные годы до 15% всего бюджета. Многие увлечения Абдул-Азиза казались настолько экстравагантными, что возникали сомнения в его здравомыслии: он обожал потешные бои с участием большого количества солдат; поедал огромное количество яиц и был настолько поглощен своими любимыми боевыми петухами, что надевал ордена и украшения на тех из них, кто побеждал, и отправлял в ссылку тех, кто проигрывал.

Консерватор по убеждениям, Абдул-Азиз правил, не считаясь ни с чьим мнением, как абсолютный деспот. (В последние годы его царствования дело дошло до того, что министры, как в старину, должны были падать перед султаном ниц и целовать ноги его сына.) Он не желал что-либо менять в государственном устройстве Османской империи и не соглашался ни на какие либеральные реформы, хотя и не был вовсе чужд западным влияниям. Так, Абдул-Азиз много внимания уделял созданию в Турции современного военного флота - закупал в Англии крейсера и другие военные суда, а также вооружение для них, на что в основном и расходовались займы, полученные у английских банкиров. В годы его правления Турция укрепила свой статус морской державы и заняла второе место по числу судов на Средиземном море. (Однако обучение флотского персонала по-прежнему находилось на крайне низком уровне, вследствие чего реальная сила турецкого флота была намного ниже той, что можно было предполагать, основываясь на его численности.) Другой дорогостоящей страстью султана стало строительство железных дорог. Средства для него также давали внешние займы. В результате такой политики государственный долг Османской империи рос при Абдул-Азизе, как снежный ком, и вскоре достиг астрономической суммы в 200 млн фунтов стерлингов. Обслуживание этого долга и выплата процентов по нему поглощали более половины всех средств бюджета.

Неумеренные траты Абдул-Азиза и его упорное нежелание продолжать политику реформ, начатую его отцом Махмудом II, вызывали сильное недовольство у молодых представителей турецкой правящей элиты, усвоивших за годы танзимата прогрессивные западные идеи и мечтавших о введении в Турции конституции. Поначалу молодые реформаторы (в дальнейшем их стали называть "новыми османами") находили поддержку лишь у узкой прослойки просвещенного населения. Однако неутешительные итоги царствования Абдул-Азиза привели к тому, что число их сторонников значительно увеличилось. В 1873 г. в Анатолии разразилась сильная засуха, следствием которой стал страшный голод, приведший к распространению нищеты и недовольства. Вслед за неурожайным летом последовала зима настолько холодная, что в пригородах Стамбула появились волки, нападавшие на случайных прохожих. Катастрофически сократилось поголовье крупного рогатого скота и овец, люди тысячами гибли от голода. Умерших было так много, что их не успевали хоронить, и трупы валялись прямо на улицах. Налоговые поступления в казну практически прекратились, и в октябре 1875 г. турецкое правительство объявило через газеты, что из-за большого дефицита бюджета кредиторы Порты будут впредь получать наличными только половину той процентной ставки, которая им полагалась. За финансовым кризисом последовало обострение межнациональных отношений. В 1875 г. вспыхнуло восстание в Герцеговине, быстро распространившееся на Боснию. На помощь повстанцам двинулись вооруженные отряды из Сербии. И христиане, и мусульмане действовали в этой войне со страшной беспощадностью. И с той, и с другой стороны обычным явлением были массовые убийства мирного населения. Правительства всех европейских стран выразили обеспокоенность по поводу балканских событий, да и в самой Турции все больше людей приходили к пониманию того, что управлять страной по-старому, так, как ею правил Абдул-Азиз, дальше нельзя.

В этих условиях активизировались сторонники конституционных реформ, во главе которых встал видный государственный деятель Ахмад Мидхат-паша. Обстановка всеобщего недовольства султаном, царившая в столице, благоприятствовала осуществлению планов заговорщиков. "Новые османы" не могли собственными силами добиться введения конституции, но сумели ловко использовать в своих интересах студентов стамбульских медресе - софтов. Те давно находились в оппозиции к Абдул-Азизу и ежедневно митинговали в мечетях. Чтобы подогреть их недовольство, агенты Мидхат-паши распустили слух о том, что султан намерен просить русского царя о присылке ему 30-тысячного войска для охраны своей особы и трона. То была явная ложь (поскольку отношения с Россией день ото дня становились все хуже), но софты ей поверили. 9 мая 1876 г. около 6 тысяч студентов, вооруженных на деньги Мидхат-паши, оставили занятия в медресе трех главных мечетей Стамбула и собрались на массовую демонстрацию перед зданием Блистательной Порты. Поначалу они потребовали отставки великого визиря Махмуда Недима и главного муфтия. Абдул-Азиз удовлетворил их желание и назначил новым визирем Рюштю-пашу, а председателем Государственного совета сделал Мидхат-пашу.

Однако эта уступка не положила конца возмущению. Избавившись от ближайших сподвижников султана, "новые османы" выступили против него самого. На рассвете 30 мая 1876 г. дворец Долмабахче окружили курсанты стамбульской военной школы. Затем члены кабинета были созваны Мидхат-пашой в военное министерство, где новый великий муфтий зачитал фетву о низложении Абдул-Азиза. Основанием для этого послужили "умственное расстройство, уклонение от решения политических вопросов, использование доходов государства на личные цели и поведение, в целом опасное для государства и общества". Этот документ не вызвал никаких возражений. Министры безропотно принесли присягу племяннику и наследнику Абдул-Азиза , который был заранее вызван из своих апартаментов. Султан также не оказал никакого сопротивления: подписал акт отречения и согласился на заключение в старом дворце Тширагане за Босфором. Спустя несколько дней он покончил жизнь самоубийством (вскрыл себе вены с помощью небольших ножниц, которые попросил для того, чтобы остричь бороду).

До 19 века турецкие султаны путешествовали по Европе только во главе своих армий. Первым традицию нарушил Абдул-Азиз, приехавший с визитом в 1867 году. Восточный монарх вызвал фурор, но на родине все пошло не так.

В 1861 году Абдул-Азиз унаследовал высшую власть в Османской империи, когда его старший брат умер от туберкулеза. Новый султан был красивым и физически крепким, но импульсивным и полуграмотным. Подданные прозвали его Гюресчи (Борец) - борьба была любимым видом спорта правителя.

Абдул-Азиз, султан Османской империи. Источник: Национальная библиотека Франции / gallica.bnf.fr Абдул-Азиз, султан Османской империи, картина неизвестного художника. Источник: Wikipedia

Парижскую всемирную выставку 1867 года посетило около 9 миллионов человек, в том числе главы государств. Здесь было представлено много технических новинок, например, гидравлический лифт. Ко Всемирной выставке 1889 года была построена Эйфелева башня.

Для Крымской войны 1853-1856 годов Османская империя заняла у своих британских и французских союзников 4 миллиона фунтов стерлингов [около 400 миллионов в пересчете на современные деньги]. Поначалу Абдул-Азиз пытался наладить рациональное использование этих ресурсов, но оказался не способен к менеджменту. У султана случались нервные срывы, он стал мешать работе министров.

Переживая за одолженные деньги, в 1867 году французское правительство при поддержке Англии и Австрии призвало Османскую империю к более активным реформам. Султан возмутился. Чтобы снять напряжение между государствами, Наполеон III пригласил его на открытие Всемирной выставки и турецкого павильона в Париже.

Узнав о намерении Абдул-Азиза поехать во Францию, английская королева Виктория и австрийский император Франц Иосиф пригласили султана навестить и свои страны.

Война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией Британской, Французской, Османской империй с другой.

Турецкое - модное

Европейское турне Азиза состоялось летом 1867 года и продлилось 46 дней. В свиту султана входили его сын Юсуф и два старших племянника, Мурад и Абдул-Гамид. Турецкая делегация с большой помпой была принята в королевских дворах Франции, Англии, Бельгии, Австро-Венгрии.

«Вчера впервые в истории Англии великий лидер мусульманского народа, представитель линии халифов и султанов, могущество которых столетием раньше внушало страх всей Западной Европе, высадился на наших берегах», - писала газета The Times 13 июля 1867 года.

В Англии королева Виктория попыталась женить принца Мурада на принцессе Марии Маунтбеттен. Султан от предложения отказался. Сложно было предвидеть последствия такого союза - ранее европейские монархи не стремились родниться с восточными деспотами.

Султан Абдул-Азиз в Париже, 1867 год. Гравюра: Trichon / Brown University Library Королева Виктория и Абдул-Азиз на яхте во время визита султана. Изображение: Royal Collection Trust / royalcollection.org.uk

Импорт идей

Европа впечатлила султана. Особенно хорошо ему запомнились опера, хоры и красотки в варьете. Султан увидел массу новых способов тратить деньги на удовольствия. Возвратившись домой, он решил превзойти увиденную роскошь. Теперь Азиз проводил «балы» с тремя-четырьмя сотнями гостей и содержал для этого уйму слуг. Компанию развлекали 400 музыкантов. Он выписал несколько десятков роялей из Англии, хотя никто в стамбульском дворце не умел на них играть.

По традиции восточного гостеприимства султан пригласил в Стамбул всех посещенных им монархов. Первой в 1869 году откликнулась супруга Наполеона III - французская императрица Евгения. Подготовка была тщательной. Даже москитную сетку в гостевой комнате усеяли жемчугом.

«Помимо огромных каменных зданий на территории Чирагана и Бейлербея, он построил летние дворцы в Кагитхане, Чекмедже и Измите, а затем ощутил нужду в изящной мебели и красивых женщинах, чтобы украсить и оживить эти дворцы. Число этих женщин, евнухов и невольниц вскоре достигло 2500. Чуть ли не официально продавались все гражданские и военные должности, причем самые крупные взятки брал сам султан, который быстро деградировал как в умственном, так и физическом отношении» , - писал американский исследователь Джон Фрили.

Теперь султан усиливал военную мощь Османской империи в ущерб ее финансовому состоянию: Абдул-Азизу понравились броненосцы. Он купил в Великобритании несколько штук, не обращая внимание на отсутствие технически грамотных экипажей. За время его правления турецкий флот вырос до 194 боевых кораблей, стал вторым по числу судов в Средиземном море и третьим по силе на планете после флотов Великобритании и Франции.

Карикатура «Абдул-Азиз - султан Турции». Надпись внизу гласит: «Убирайся с дороги, чтобы я мог занять твое место», 30 октября 1869 год. Изображение: Журнал Sovereigns No.5

Долги, которые не прощают

В целом, поездка разрушительно повлияла на султана. Абдул-Азиз становился все более деспотичным. За время его правления вопреки запретам ислама укрепилась европейская традиция вешать в государственных учреждениях портреты монарха. Султан стал частить с петушиными боями и награждал птиц-победителей государственными орденами.

Время шло и турецкие сановники все чаще сомневались в психическом здоровье лидера. Он боялся отравления: ел только яйца вкрутую, сваренные лично матерью. Каждое приготовленное яйцо упаковывалось в миниатюрный мешочек и запечатывалось султанской печатью.

Расходы на содержание Абдул-Азиза выросли до 15% общих затрат имперского казначейства. Только выстроенный в европейском стиле дворец Долмабахче обходился в 2 миллиона фунтов в год. Национальный долг османов возрос в 50 раз.

Цветок Аллаха

Но когда зима кончалась, к удовольствию султана, наступал весенний праздник, который со временем превратился в фестиваль тюльпанов. Ахмед очень любил цветы - розы, гвоздики (они, как говорили, напоминали его усы), лилии и жасмин. Но в конце концов именно тюльпаны стали предметом его обожания, превзойдя все остальные цветы. По-турецки «тюльпан» звучит как «ляле», и в это вкладывается священный смысл из-за созвучия со словом «Аллах». Отсюда правление Ахмеда III среди потомков известно как ляле деври, или «эпоха тюльпанов».

Тюльпан был диким цветком азиатских степей, устилавшим дороги турок на протяжении веков их миграции на Запад. В XVI веке Бусбек, посол австрийского императора, будучи заядлым ботаником, первым привез тюльпаны на Запад, взяв с собой во Фландрию их луковицы. Европейское название цветка произошло от прозвища, которое дали ему турки: «тулбенд», или «тюрбан», - на фарси. Вскоре после того, как тюльпан был ввезен европейскими купцами и в больших количествах стал разводиться в Голландии, стали известны уже около двенадцати сотен его сортов.

Именно Мехмед IV, отец Ахмеда, был первым, кто вновь вернул тюльпан в Турцию, разбив цветник с несколькими сортами тюльпана в садах сераля. Но первым, кто начал импортировать тюльпаны в больших количествах не только из Голландии, но и из Персии, был сам Ахмед. Разведение тюльпанов в его садах тщательно планировалось, на каждой делянке высаживалась лишь одна разновидность этого цветка.

Праздник весны Ахмеда, праздник тюльпана, проводившегося в садах большого сераля, на время даже затмил своим значением традиционные религиозные праздники мусульман. Он проводился всегда в апреле на протяжении двух вечеров, предпочтительно при свете полной луны. Над частью своих садов султан возвел крышу наподобие оранжереи. Здесь, расположенные на полках, стояли бесчисленные вазы с тщательно отобранными по цвету и форме цветами, с поставленными между ними большими лампами и емкостями из стекла, заполненными разноцветными жидкостями, так что тюльпаны светились как бы идущим изнутри собственным светом. На ветвях деревьев, объединяя оранжерею с вольерой, были развешаны клетки с канарейками и редкими певчими птицами. Султан сидел в центре на троне под шатром имперского павильона, принимая выражения почтения. На следующий вечер развлечения устраивались для дам из гарема, которых султан принимал один, развлекая их музыкой и поэзией, песнями и танцами своих рабов, тогда как черепахи бродили по садам со свечами на панцирях, чтобы освещать тюльпаны. Иногда устраивался «поиск сокровищ» - подобно поиску пасхальных яиц в Европе, - с окрашенными в разные цвета конфетами и безделушками, спрятанными среди цветов, которые женщины гарема искали, перебегая туда-сюда на цыпочках. Ибрагим-паша сам обожал больше всего сорт тюльпанов под названием «голубой жемчуг», предлагая солидное вознаграждение тому, кто смог бы акклиматизировать его, и накрывал эти цветы белой вуалью, чтобы предохранить от солнечных лучей в жаркую погоду.

Тюльпан не только стал заметным мотивом в декоре изразцов и плитки и в других видах декоративного искусства османов - с сопровождающим этот цветок культом весны он стал источником вдохновения для турецких поэтов в то время, когда они начали освобождаться от влияния персидской поэзии, чтобы создать свою собственную, новую музу. Ведущим поэтом времен правления Ахмеда III с его нарядностью и роскошью, галантным обхождением был Недим - «добрый приятель», певец удовольствий с беспечной философией: «Давайте все смеяться и играть, давайте наслаждаться прелестями жизни».

Как образ, тюльпан просуществовал в турецкой поэзии вплоть до республиканской эры XX столетия. «Победа, - писал современный поэт Яхья Кемаль, - это хрупкая красота с лицом розы и поцелуем тюльпана».

Эпоха тюльпанов была больше чем просто мода. По своей сути она знаменовала собой рождение в Османской империи современной эры. В этом образе выразилось начало вхождения страны в мировой процесс, новый этап просвещения, отражавший дух рационального поиска ответов и либеральной реформы. Империя обратилась к Западу, находившемуся в новой фазе научного прогресса, экономического процветания и военной мощи, чтобы найти светский противовес традиционным религиозным ценностям исламского Востока. Тюльпан, таким образом, стал символом расцветавшего под влиянием западной цивилизации турецкого Ренессанса.

Представители Османской династии

1. Осман Гази (1299–1326)

2. Орхан Гази (1326–1362) Отец - Осман Гази, мать - Мал-хатун

3. Мурад I (1326–1369) Отец - Орхан Гази, мать - Нилюфер-хатун

4. Баязид Йылдырым (1389–1402) Отец - Мурад I, мать - Гюльчичек-хатун

5. Мехмед Челеби (1413–1421) Отец - Баязид Йылдырым, мать - Девлет Шаххатун

6. Мурад II (1421–1451) Отец - Мехмед Челеби, мать - Эмине-хатун

7. Мехмед Фатих (1451–1481) Отец - Мурад II, мать - Хюм-хатун

8. Баязид (1481–1512) Отец - Мехмед Фатих, мать - Гюльбахар-хатун

9. Селим Явуз (1512–1520) Отец - Баязид, мать - Айше

10. Сулейман Кануни (1520–1566) Отец - Селим Явуз, мать - Хафза-султан (1520–1534)

11. Селим II (1566–1574) Отец - Сулейман Кануни, мать - Хюррем-султан

12. Мурад III (1574–1595) Отец - Селим II, мать - Нурбану-султан (1574–1583)

13. Мехмед III (1595–1603) Отец - Мурад III, мать - Сафие-султан (1595–1603)

14. Ахмед I (1603–1617) Отец - Мехмед III, мать - Хандан-султан (1603–1605)

15. Мустафа I (1617–1623) Отец - Мехмед III, мать - неизвестна.

16. Осман II (1618–1622) Отец - Ахмед I, мать - Махфирус-султан

17. Мурад IV (1623–1640) Отец - Ахмед I, мать - Кесем-султан (1623–1651)

18. Ибрагим (1640–1648) Отец - Ахмед I, мать - Кесем-султан (1623–1651)

19. Мехмед IV (1648–1687) Отец - Ибрагим, мать - Турхан-султан (1651–1683)

20. Сулейман II (1687–1691) Отец - Ибрагим, мать - Дилашуб (1687–1689)

21. Ахмед II (1691–1695) Отец - Ибрагим, мать - Хатидже Муаззез

22. Мустафа II (1695–1703) Отец - Мехмед IV, мать - Гюльнуш (1695–1715)

23. Ахмед III (1703–1730) Отец - Мехмед IV, мать - Гюльнуш (1695–1715)

24. Махмуд I (1730–1754) Отец - Мустафа II, мать - Салиха Себкати Вали де-султан

25. Осман III (1754–1757) Отец - Мустафа II, мать - Шех-сювар Валидесултан

26. Мустафа III (1757–1774) Отец - Ахмед III, мать - Михришах

27. Абдул-Хамид I (1774–1789) Отец - Ахмед III, мать - Рабиа

28. Селим III (1789–1807) Отец Мустафа III, мать - Михришах

29. Мустафа IV (1807–1808) Отец - Абдул-Хамид I, мать - Айше Синепервер

30. Махмуд II (1808–1839) Отец - Абдул-Хамид I, мать - Накшидил

31. Абдул-Меджид (1839–1861) Отец - Махмуд II, мать - Безми Алем

32. Абдул-Азиз (1861–1876) Отец - Махмуд II, мать - Пертевниял

33. Мурад V (1876) Отец - Абдул-Меджид, мать - Шевкевза

34. Абдул-Хамид II (1876–1909) Отец - Абдул-Меджид, мать - Тиримюжган

СТЕПАН МАЗУР ЦВЕТОК РОМАШКИ …Сразу после разгрома бандеровской боевки в одном из схронов села Дорожева, что недалеко от Дрогобыча, когда был убит сам «районный проводник» ОУН Цяпка, Василий попросил у генерал-майора Александра Николаевича Сабурова разрешения

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Дивный цветок Вот говорят, в Сибири мужики рукастые, не то что у нас. Там все широко и на полную катушку – власть далеко, степь широка, лес глух.У художника-иконописца Андрея Буянова было славное детство. И все благодаря отцу.А был он, по словам самого Андрея, детиной