Составить таблицу взгляда петрович и базаров. Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (по роману «Отцы и дети»)

/ / / Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Роман «Отцы и дети» содержит и раскрывает в себе множество проблемных линий, которые не утратили своей популярности и по сей день.

Конечно, это конфликты разных поколений, разных взглядов и миров. Также, читатель наблюдает за любовным конфликтом. Отдельная роль отводиться и проблематике настоящей дружбы.

В тексте романа мы знакомимся с главным героем – . Уже с первых страниц автор знакомит нас с его другом Аркадием. Только ли была между мужчинами настоящая, искренняя дружба? В этом нужно разобраться.

Аркадий был сыном Николая Петровича Кирсанова. Поэтому, невольно, он относился к лагерю отцов. Конечно, парниша пытался изображать из себя такого же ярого представителя нигилистов, однако, у него это плохо получалось. Все это Аркадий делал ради того, чтобы быть похожим на своего товарища – Евгения. Однако, вернувшись в поместье отца, мы все чаще наблюдаем за тем, как Аркадий делает замечания Евгению за неприличный тон в общении со старшими, за хамское поведение.

Окончательную точку в развитии нигилизма в душе Аркадия поставила Катерина, с которой у молодого Кирсанова завязалась любовь. Он понял, что не имеет ничего общего со своим другом и что он совершенно не поддерживает его мыслей и высказываний.

Литературные критики сравнили персону Аркадия с мягким воском. Вот кто примется его обрабатывать, тот и достигнет результата. При смене оппонента, Аркадий подстраивался и всегда менял свои взгляды.

В отличие от Кирсанова, Евгений был самоуверенным и целеустремленным человеком. Он до последнего верил в свои жизненные убеждения, придерживался правилам нигилистов. Герой отрицал все эмоциональное, чувственное. Возможно, именно поэтому, он не смог разглядеть в Аркаше его истинную сущность. Базаров любил поспорить, вступить в конфликт со старшим поколением. Он держал себя в руках, всегда был с высоко поднятой головой. Он умел довести спор до конца и выиграть конфликтное соревнование.

Именно поэтому, Евгений и Аркадий не могли быть настоящими друзьями. Их товарищеские отношения были наигранными. Ведь, как могут дружить люди разных классов.

Обладая более сильным характером, Евгений постоянно подавлял Аркадия. А тот, в свое время, не имея собственной точки зрения, постоянно волочился сзади товарища. Как же такие отношения можно назвать дружбой!

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ "нового человека", представителя разночинцев. Двойственное отношение автора к своему герою сказалось в романе, но Тургенев, несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за этими людьми открывается будущее. "Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса", - писал он.

Роман "Отцы и дети" показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений: дворян-либералов и революционеров демократов. На противопоставлении представителей этих направлений, разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова, построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века. Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни общества.

По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - конституционная монархия, а путь к идеалу - либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, поэтому Базаров отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли нигилистов в жизни. Павел Петрович считает их бессильными "циниками, нахалами и плебеями", они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Что утверждают нигилисты? Прежде всего необходимость революционных действий, поэтому критерием для них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темен и невежественен, он полон предрассудков, но все-таки по духу он революционен.

Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не понимая его по сути. Считая себя либералом, он тем не менее, разговаривая с мужиком, нюхает английский одеколон. Это немаловажная черта, характеризующая его как личность Делая выводы, можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым.

Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь. Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна.

Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии. Павел Петрович - сын генерала, блестящий офицер, который растратил все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы доживай век. Он пытается внести изменения в свое имение и хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его - это типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет: "Мой дед землю пахал". Родители Базарова весьма религиозны, интересы их ограничены. Базаров воспитывал себя сам. Сколько предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров - человек сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия: ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов прошли тяжелую жизненную школу. Братья Кирсановы - аристократы. Тургенев писал: "Они лучшие из дворян - именно поэтому они выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность". Очень горько, что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он честен, постоянен в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в "родовое гнездо" Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи.

Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа Базарова, утверждая, что они решаются "ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины". Их конечная цель - это "принесение возможно большей пользы человечеству". Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России. Закончить сочинение мне хотелось бы словами: Конфликт "отцов" с "детьми" -

Залог тех непрерывныx изменений,

В которых что-то ищет Бог,

Играя сменой поколений.

Коллекция сочинений: Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (по роману” Отцы и дети»)

Иван Сергеевич - наш выдающийся классик, со­здавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей. Писатель всегда шел впереди своего времени, видел дальше современников, поэтому часто подвергался ожесточен­ной критике и правых, и левых. Обществу не нравилась та беспощадная правда, с которой Тургенев показывал своих ге­роев: бездеятельных и пустословов, ходульных и с напускным аристократизмом.

Гениальный писатель видит необходимость изменений в русском обществе и нежелание этого общества вершить что-то новое. Большинство боится перемен, даже малейших измене­ний. Эту ситуацию писатель правдиво и образно показал в сво­ем романе” Отцы и дети».

Базаров - представитель нового поколения. Он ничего не принимает на веру, все хочет проверить опытным путем. Для него не существует признанных авторитетов. Поэзию и искус­ство он отвергает, как бесполезные обществу занятия.

Оппонентом ему в романе выступает Павел Петрович Кир­санов, вальяжный барин, блестящий аристократ, ставящий традиции выше всего. Даже в деревне Кирсанов одет по по­следней моде, требует соблюдения всех условностей. Появле­ние Базарова, нигилиста, раздражает Павла Петровича. Он сразу становится в оппозицию к Евгению Базарову. Кирсано­ва раздражают грязные ногти, общительность и демократизм Базарова, его умение общаться с простыми людьми. За всем этим Кирсанов видит опасность для себя и своего класса. Ба­заров и подобные ему расшатывают устои того общества, в котором привык жить Павел Петрович, и он будет защищать свой” мир» всеми доступными ему способами. Недаром он вы­зывает Базарова на дуэль. Кирсанов не Фенечку и брата своего защищает, а устои и традиции того общества, в котором при­вык жить.

В споре часто агрессивен, он пытается навязать со­беседнику свое мнение. Порой он непоследователен в сужде­ниях (отвергая любовь, сам любит глубоко и безответно). Ува­жая и любя своих родителей, не может выдержать в отчем до­ме даже нескольких дней. Отношение у Базарова к природе очень своеобразное:” - не , а мастерская, и че­ловек в ней - работник»,- говорит он. Евгений Васильевич лишен всякой романтики, часто нарочито культивирует в себе прагматизм. Он высмеивает любовь Николая Петровича к му­зыке и поэзии; восторженность Аркадия отвергает и осужда­ет, но все это кажется нарочитым, ненатуральным. Иногда Ба­заров кажется нам искусственно придуманным героем, а не увиденным в жизни. Он не вызывает симпатии своей прямо­линейностью. Раздражает его категоричность и максимализм. А концовка романа убеждает в несостоятельности теории ге­роя. Гибнет не Базаров, а его искусственная теория. А может быть, тогда еще время не наступило?

Роман” Отцы и дети» остается для нас наглядным при­мером своего времени, зеркалом, отражающим эпоху с ее конфликтами и достижениями. Читая роман, мы сопережи­ваем героям, не соглашаемся с ними, вступаем в споры, но никогда не остаемся равнодушными, и это главная заслуга писателя.

Тургенев создал классический роман, вот уже более ста лет будящий воображение, желание мыслить, искать свой путь в жизни, не оставаться равнодушными. В этом главная заслуга романа и классики в целом.

Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев

признавался: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении

нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось

повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России

поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ

"нового человека", представителя разночинцев. Двойственное

несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за

этими людьми открывается будущее. "Вся моя повесть направлена

против аристократии как передового класса", - писал он.

Роман "Отцы и дети" показывает борьбу мировоззрений двух

политических направлений: дворян-либералов и революционеров-

демократов. На противопоставлении представителœей этих направлений,

разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова,

построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев

поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным,

культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы

XIX века. Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни

общества.

По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы - движущая сила

общественного развития. Их идеал - конституционная монархия, а путь

к идеалу - либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению

Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой

пользы, в связи с этим Базаров отрицает способность дворянства вести

Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли

нигилистов в жизни. Павел Петрович считает их бессильными

"циниками, нахалами и плебеями", они не уважают народ и традиции,

но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: "От

копеечной свечи Москва сгорела". Что утверждают нигилисты? Прежде

всœего крайне важность революционных действий, в связи с этим критерием для

них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темен и

невежественен, он полон предрассудков, но всœе-таки по духу он

революционен.

Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не

понимая его по сути. Считая себя либералом, он тем не менее,

разговаривая с мужиком, нюхает английский одеколон Это

немаловажная черта͵ характеризующая его как личность Делая выводы,

можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Οʜᴎ

касались настоящего и будущего России Во всœех спорах последнее

слово оставалось за Базаровым.

Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением

этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего

Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли

признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь.

Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин

уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна.

Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии.

Павел Петрович - сын генерала, блестящий офицер, который растратил

всœе свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она

умерла, он покинул свет, оставил карьеру и посœелился у брата͵ чтобы

доживай век. Он пытается внести изменения в свое имение и

хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не

бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований

новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О

прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его - это

типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда

сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет:

"Мой дед землю пахал". Родители Базарова весьма религиозны,

интересы их ограничены. Базаров воспитывал себя сам. Сколько

предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен

был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров - человек

сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия:

ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов

прошли тяжелую жизненную школу. Братья Кирсановы - аристократы.

Тургенев писал: "Οʜᴎ лучшие из дворян - именно в связи с этим они

выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность". Очень горько,

что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают

несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно

относится к брату, к Фенечке, он честен, постоянен в любви, понимает

искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он

доброжелателœен, мягкосœердечен, увлекается музыкой, но жизнь его

однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в "родовое гнездо"

Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового

поколения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ пришло на смену "отцам", не способным решить

основные проблемы эпохи.

Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа

Базарова, утверждая, что они решаются "ступить на дорогу

беспощадного отрицания для отыскания чистой истины". Их конечная

цель - это "принœесение возможно большей пользы человечеству".

Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили

исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России.

Закончить сочинœение мне хотелось бы словами: Конфликт "отцов" с

"детьми" - Залог тех непрерывныx изменений, В которых что-то ищет

Бог, Играя сменой поколений.

181. ОБ ИДЕЙНОЙ МОДЕ И УБЕЖДЕНИЯХ В "ОТЦАХ И ДЕТЯХ" И.С. ТУРГЕНЕВА

Иван Сергеевич Тургенев - первоклассный худежник-реалист, один из

наиболее замечательных русских писателœей XIX века. Образованнейший

человек своей эпохи, гуманист, враг рабства и произвола, он многое

видел и понимал, чувствуя назревающие большие перемены в России.

Его позиция в условиях обострившейся классовой борьбы бО-х-70-х

годов была сложна и во многом противоречива. Критически расценивая

людей своего социального круга, отмечая ряд слабостей и недостатков

дворянской интеллигенции, Тургенев не разделял революционных

убеждений нового поколения, он понимал, что они в чем-то правы, но

они были чужды ему по духу. Он не мог принять идей о крайне важности

революции, насильственной, коренной ломке существующих

отношений, ему "претил мужицкий демократизм Чернышевского и

Добролюбова". В этом причина разрыва его с "Современником". При этом

Тургенев до конца жизни сохранил глубокий интерес к деятельности

революционной молодежи, он внимательно следил за всœеми

проявлениями передовой общественной мысли. Характеризуя

творчество Тургенева, Добролюбов писал, что он "быстро угадывал

новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание".

В 1862 году Тургенев написал роман "Отцы и дети" - один из лучших

романов, как по художест-

венному мастерству, так и по глубинœе, широте и актуальности основной

темы. Это не было данью идейной моде, Тургенев честно в романе

попытался показать две силы: либеральное дворянство /в лице братьев

Кирсановых/ и лагерь революционеров-демократов, представленный

пока одиночкой Базаровым. Тургенев писал: "Вся моя повесть

направлена против аристократии как передового класса".

Представители прошлого - "отцы" - изображены с беспощадной в

;рностью. Οʜᴎ хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет

Россия. Тургенева не удовлетворяют ни "отцы", ни "дети", писатель не

полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими

людьми, в связи с этим он принœес ему полную дань уважения. В трактовке

Базарова сказалась классовая ограниченность Тургенева. Человек с

такими качествами, как Базаров, мог бы сделать многое, но он умирает,

не сделав ничего. В этом сказались неверие Тургенева в силу

разночинцев, в идеал революционной демократии. Писарев в статье

"Базаров" увидел в тургеневском герое типичные черты молодого

между демократическими журналами из-за понимания образа Базарова

статья критика Писарева сыграла роль усиления критического

отношения к Базарову на страницах журнала "Современник". Во второй

статье Писарев изменил свой взгляд на Базарова и поставил его в

одном ряду с героем романа Чернышевского "Что делать?" -

Рахметовым. Сам Тургенев говорил, что Базаров - его "враг", к

которому он чувствует невольное влечение.

Либерал-постепеновец Тургенев считал, что революционная

деятельность в России не найдет отклика и поддержки в народе. Этим

же сознанием он наделил и своего героя. Базаров говорит перед

смертью: "Я нужен России... Нет, видно, не нужен." В этом идейное

заблуждение Тургенева. Что сказать об идейной моде и убеждениях?

В случае если сравнить Павла Петровича Кирсанова с Назаровым, то видно,

Базаров убежден в своих позициях, а Кирсанов больше рисуется,

отдавая дань моде. При всœех своих "либеральных выходках" и

заявлениях о "любви к прогрессу" Павел Петрович консервативен,

нетерпим и классово ограничен в своих взглядах. Одна деталь: он

нюхает одеколон, когда разговаривает с мужиком, потому что от того

"плохо пахнет". Разве это любовь к ближнему? Слова Кирсанова

расходятся с делом, он либерал, потому что модно быть либералом. А

что же либерального в нем? Один раз в месяц избавляет мужика от

экзекуции? Но "если сливки таковы, то каково же молоко", то есть

необразованное дворянство. Базаров спрашивает у Аркадия, . увидев

надушенного, безупречно одетого по последней моде /и это в деревне/

Кирсанова: "Что это за архаическое явление?" Павел,Петрович

отпускает презрительную фразу: "Кто данный волосатый?" Перед вами

совершенно разные люди по воспитанию, убеждению, происхождению.

Базаров критикует безделье дворянства: "Вы уважаете себя, а сидите

сложа руки, какая же от этого польза?" Базаров - это "человек дела, а не

фразы", он обладает не только большим умом, но и огромной силой

воли. У Базарова есть важный принцип - делать то, что полезно.

Тургенев в романе показывает и карикатурных героев - это Ситников и

Кукшина. В случае если для аристократов дань моде - казаться прогрессивными

либералами, то для Ситникова и Кукшиной дань моде - считать -себя

нигилистами. Кукшина и Ситников ухватились за нигилизм, потому

что он моден, потому что выглядеть прогрессивным человеком очень

престижно. Но весь их нигилизм мелкий и показной. Ситников кричит:

перед которым раболепствует? Базарову не нужно много ума, чтобы

понять, что Ситников завтра может кричать обратное. Кукшина считает

себя передовой, эмансипированной женщиной. Но Тургенев одной

фразой дает понять, что она всœего лишь глупая, несчастная женщина, у

которой нет детей и мужа, и ей ничего не остается как быть

"эмансипе". В ее комнате "бумаги, письма, толстые номера русских

журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным

столам", Это пустые болтуны, которые "держат нос по ветру", и если

раньше они были просто болваны, то теперь они вдруг стали

нигилистами. У них нет определœенных взглядов, своих убеждений, и

когда нигилизм выйдет из моды, они, безусловно, отступятся от него. У

Базарова есть свои принципы, и он строго следует им. "Я ничьих

мнений не разделяю: я имею свои", - говорит он. Проблема "отцов" и

"детей", поиски идеала и смысла жизни во всœе времена стояла довольно

остро. Ситуацию молодежи в обществе Маркс назвал трагедией

молодого поколения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ застает уже сформированный мир и не

всœегда отдает себе отчет в том, что может изменить его. Кирсанов в

Базарове сразу почувствовал противника, потому что тот перечеркивал

всю его "деятельную" жизнь. Базаров ясно дал понять, что "отцы" не

способны решить основные проблемы эпохи. Сейчас не утихают споры

о романе и не пропадает интерес к нему, потому что общество

разделилось по убеждениям на две силы: лагерь демократов, которые

готовы идти по новому пути, и лагерь приверженцев идеи социализма,

которая не оправдала себя. За кем будущее страны? Мне кажется, пока

человек духовно не возродится, не сумеют ни демократы, ни

консерваторы вытащить Россию из пропасти. В споре с Добролюбовым

и Чернышевским правы были Тургенев, Лев Толстой. Ни одна

насильственная революция не изменит жизнь народа. Пока не будет

морального совершенства. И жизнь это неоспоримо доказала.

182. БАЗАРОВ - ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ (По роману Тургенева "Отцы и дети")

В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем

представить себе существование всœей национальной культуры. Эти

имена известны каждому, потому что, когда мы слышим их, у нас

возникают четкие ассоциации с произведениями, вошедшими в

сокровищницу мировой литературы, со временем, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ творили

эти великие люди.

Одно из таких великих имен - Иван Сергеевич Тургенев. Его

произведения нельзя спутать ни с чьими, в них - индивидуальность

как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему

жизни, пропуская через призму собственных ощущений, взглядов на

различные проблемы. В истинных шедеврах Тургенева с большой

психологической достоверностью раскрываются характеры героев.

Писатель пытается объяснить их поступки и мысли. Герои существуют

не оторвано от окружающего мира, они тесно связаны с ним,

подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а

иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок.

Роман "Отцы и дети" (1862 ᴦ.) появился после разрыва автора с

журналом "Современник" в другом журнале "Русский вестник". Роман

борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие волнения, и начались

массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа

вызвало бурю. Многие встретили роман враждебно. На Тургенева

обрушились и те, и эти, то есть и из лагеря "детей", и из лагеря "отцов".

Тургенев писал Полинœе Виардо: "Я попытался представить конфликт

двух поколений".

В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца -

демократа Базарова, "человека дела, а не фразы". Базаров - человек из

иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенев заметил

появление новых людей, называющих себя нигилистами. Писатель

рассматривает это явление в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и

Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей,

придерживающихся определœенных принципов. Οʜᴎ называют себя

понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не имеют своих убеждений,

это временное увлечение модным течением, но не более того. Тургенев

показал своего героя одиночкой, который понимает, что их "нигилизм"

Это жалкое подражание сильной личности. Тургенева не

удовлетворяли ни "отцы", ни "дети". Он не смог полюбить Базарова, но

признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не

сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц.

Представители прошлого ("отцы") изображены с беспощадной

верностью. Οʜᴎ хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет

Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа.

Он представитель нового молодого поколения, в его личности

сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам-

потому что он не встречает себе равных и на всœе имеет свои

собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею

свои", - полупрезрительно заявляет Базаров. Необходимо отметить, что по своим умственным

запросам Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками,

стремление докопаться до сути, широкий кругозор и критическое

отношение к действительности, чувство собственного достоинства - вот

характерные черты Евгения Базарова. Критик Писарев поставил

Базарова в один ряд с героем романа Чернышевского - Рахметовым.

этом его функция кончена. Он говорит: "Сначала нужно место

расчистить, а строить будут другие". Взгляды Базарова, высказанные в

спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, близки взглядам вождей

революционной демократии, но он намного кое в чем расходится с

ними. Писарев писал о том, что "базаровщина - это болезнь того

времени, и ее нужно выстрадать". Базаров, одержимый этой болезнью,

отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное

впечатление на окружающих его людей. "У Печориных есть воля без

знания, у Рудиных - знания без воли, у Базаровых есть и знания, и

воля, мысль и дела сливаются в одно целое", - писал Писарев. По

мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать

многое, но "умирает, не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные

черты, в этом сказалась классовая ограниченность самого Тургенева.

Базаров, что, к сожалению, справедливо, сплошь и рядом отрицает

вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда,

наслаждаться природой - нелœепо. Любовь для Евгения - это всœего лишь

физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его

взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой,

но от этого не становится мельче. Способность человека глубоко

любить Тургенев считал мерилом его ценности как личности. Тургенев

многих своих героев подвергал испытанию любовью. Базаров вступает в

сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От

уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает

героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича,

порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого

разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и

переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый,

он всœе-таки одержал нравственную победу. После кончины

Добролюбова Тургенев сказал: "Жаль погибшей, напрасно потраченной

силы". То же самое он сказал и о Базарове.

В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл

его жизненного финала: "Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..."

Истоки страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие

союзников, мучительное одиночество. Тургенев писал своему другу:

"Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, злобная,

но честная. И всœе-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в

преддверии будущего..." Подобная трактовка вполне объясняет

торжественный аккорд, завершающий историю "нового человека".

Главный герой "Отцов и детей" не знал компромиссов, не ведал

эгоистического чувства самосохранения. В наше время перестройки

жизни на такой тип личности можно только равняться. Немаловажно

для нас и другое. Базаров самоотверженно выступил против рутины

духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных

отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты его

деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея - переделать

мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний - не

может не волновать сегодня.

Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всœегда актуальны.

Конфликт "отцов" с "детьми" - Залог тех непрерывных изменений, В

которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений...