Сообщение основной экономический показатель предприятия. Основные экономические понятия и показатели деятельности предприятия. Отражение деятельности предприятия в экономических показателях

Процесс экономического познания проходит ряд этапов. На первом этапе анализируются факты и события реальной жизни; на втором – разрабатываются теоретические положения и принципы; на третьем этапе принимаются решения, вырабатывается экономическая политика. Методы познания нужны для того, чтобы понять экономические категории и раскрыть экономические законы.

Экономическая категория – это понятие, которое отражает наиболее существенные свойства экономических явлений, их отношение друг к другу. Примерами таких категорий являются товар, собственность, себестоимость, кривая спроса и предложения, прибыль и т.п., познание которых уже предполагает научное знание.

Экономический закон – это выражение существенных, постоянно повторяющихся причинно-следственных связей между экономическими явлениями в системе экономических отношений.

Различают две группы экономических законов. Первая группа составляет объективные экономические законы, действующие на протяжении истории развития человечества: закон стоимости, закон повышающейся производительности труда, закон убывающей отдачи, закон спроса, закон предложения и др.

Закон стоимости, например, объективно требует, чтобы продукция реализовывалась по стоимости в соответствии с затраченным на ее производство общественно необходимым трудом. А в реальной жизни люди имеют дело не с самой стоимостью, а с формой ее проявления – ценой. Цена – объективная экономическая категория, форма практического использования закона стоимости. Отсюда возникает необходимость овладения механизмом ценообразования, использования цен в регулировании экономики. Аналогично обстоит дело с использованием других экономических законов. Например, закон роста производительности труда требует, чтобы происходил опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Его нарушение приведет к нарушению денежного обращения, появлению в обращении так называемых «лишних денег», что порождает дефицит многих видов продукции и другие негативные явления. Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном качестве). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены наоборот снижается. Закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения) характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке. Закон конкуренции – закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.

Ко второй группе относятся правовые законы, регламентирующие деятельность механизма экономических отношений. К ним относятся законы: о хозяйственных обществах, о налогообложении, об антимонопольной политике и др. Роль государства состоит в том, чтобы разработать законодательную базу и обеспечить контроль за её соблюдением. Такое положение не препятствует самостоятельности хозяйственных решений, их реализации в конкретной организации.

Экономический показатель характеризует состояние экономики, ее объектов и протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и в будущем. Он включает наименование, числовое значение и единицу измерения. Так, если показатель «прибыль от реализации продукции ПР = 150 млн руб.», то «прибыль от реализации продукции» есть наименование показателя, «150» – числовое значение, а «млн руб.» – единица измерения. Благодаря такому сочетанию, в экономических показателях объединяются словесное и числовое описание объектов, явлений, что делает такие показатели универсальным средством языка экономики.

Экономические показатели подразделяются на группы по ряду признаков. В соответствии с делением экономической науки на макро- и микроэкономику принято выделять обобщенные макроэкономические показатели, характеризующие экономику в целом, и микроэкономические показатели, относящиеся в основном к организациям (предприятиям).

В структуре экономических показателей различают абсолютные и относительные.

Абсолютные характеризуют объемные показатели, которые делятся на натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражаются в физическом измерении (в единицах массы, в штуках). Стоимостные показатели выражаются в денежных единицах, т.е. рублях, евро, долларах и т.п.

Относительные показатели представляют отношение двух показателей одинаковой или разной размерности. В первом случае это безразмерные показатели, характеризующие соотношение однородных экономических величин. Во втором случае это размерные показатели, характеризующие использование экономических ресурсов. Например, показатель производительности труда – количество выпускаемой продукции, приходящейся на одного работающего.

При рассмотрении относительных экономических показателей различают показатели роста и прироста. Показатели роста представляют отношение количества продукции, произведенного или потребленного в данном периоде к аналогичному показателю в предшествующем периоде. Показатели роста часто в статистике называют индексами. Индекс представляет отношение показателя в данный момент к его базисному значению. Широко распространены индексы цен, доходов и др.

Показатели прироста представляют отношение приращения (увеличения или уменьшения) количества произведенного, проданного, потребленного продукта в данном периоде к количеству этого же показателя в предыдущем, базисном периоде. Приростные показатели, как и показатели роста, измеряются в долях или в процентном выражении. Они рассматриваются за месячный, квартальный и годовой период.

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТРАСЛЕЙ, РЕГИОНОВ

Одной из базовых категорий в экономике предприятия является структура капитала предприятия . Его совокупный капитал делится насобственный и заемный . К собственному капиталу относится та часть имущества, финансовых и материальных ресурсов предприятия, которая юридически полностью принадлежит данной структуре и может использоваться им по своему желанию с учетом интересов организации и ее сотрудников. К заемному капиталу, в свою очередь, относится та часть средств, которая привлекается предприятием в рамках различных кредитных схем и займов: заемные финансовые ресурсы, оборудование в лизинг и т.д. Использование данной части средств предприятия, как правило, не является полностью свободным и обладает определенными целевыми рамками, согласуемыми с кредиторами или лизингодателями. Эти условия описываются в договоре или контракте, где предприятие обязуется соблюдать их в полной мере, а в случае нарушения правил использования заемного капитала могут применяться различные штрафные санкции.

Второй важной градацией капитала предприятия является его разделение по принципу основного и оборотного капитала (рис. 1).

Рис. 1 Структура капитала предприятия

На представленной схеме отражена структура капитала предприятия с позиции его использования в экономическом цикле, согласно которой он подразделяется на внеоборотный и оборотный капитал. Под внеоборотным капиталом понимаются то имущество, которое функционирует в течение периода, превышающего один цикл (оборот) производства, а именно: здания; сооружения; оборудование и силовые машины; рабочие машины; вычислительная техника и высокотехнологичное оборудование; транспортные средства различного типа (погрузчики, легковой и грузовой автомобильный транспорт, электрокары и т.д.); прочее оборудование и машины.

Все перечисленные виды имущества и оборудования обладают продолжительным сроком службы и изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость на себестоимость продукции путем амортизации.

Под оборотным капиталом понимаются те средства и имущество предприятия, которые полностью используются в рамках одного производственного цикла (оборота), перенося свою стоимость на себестоимость продукции в полном объеме. Оборотный капитал предприятия включает в себя две основные группы: фонды обращения и оборотные производственные фонды . К фондам обращения относятся: денежные средства в кассе предприятия и на расчетных счетах в банках; отгруженная заказчику и не оплаченная готовая продукция; готовая продукция на складе предприятия; дебиторская задолженность.


Оборотные производственные фонды включают в себя: материалы, сырье, полуфабрикаты; топливо; запасные части и детали; мелкий производственный инструмент с незначительным сроком службы; незавершенное производство; расходы будущих периодов.

Из приведенных перечней элементов, входящих в фонды обращения и оборотные производственные фонды, можно увидеть, что эти две подсистемы дополняют друг друга в динамике производственного процесса. Фонды обращения в этом смысле представляют собой те внутренние источники финансирования предприятия, которые уже есть в его наличии, либо появятся в обозримом будущем (в случае с дебиторской задолженностью). При этом обе подсистемы функционируют взаимосвязано, обеспечивая производственный процесс необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.

Далее следует рассмотреть такие базовые экономические категории, часто встречающиеся в процессе управления деятельностью предприятия, как доходы и расходы . Согласно принятому в экономической среде определению, под доходами понимается увеличение экономических выгод для предприятия за счет притока новых активов и погашения обязательств со стороны контрагентов, способствующее росту капитала предприятия. Следует отметить, что к доходам предприятия не относятся вклады его учредителей и участников, а также средства, полученные в форме задатка, аванса, по агентским договорам, а также погашения кредита перед предприятием. В бухгалтерском учете доходы делятся на две группы: доходы от обычных видов деятельности – выручка от профильной деятельности предприятия (реализация готовой продукции, предоставление профильных услуг); прочие доходы – группа доходов предприятия, включающая в себя пени, неустойки, штрафы, поступления в возмещение убытков, причиненных предприятию; прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году; положительные курсовые разницы; суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; прибыль от совместной работы с другой организацией; поступления от передачи прав на использование патентов, а также прав на использование активов предприятия; совокупность тех доходов предприятия, которые были получены в результате чрезвычайных обстоятельств (пожара, стихийных бедствий, техногенных катастроф): возмещение материальных потерь со стороны государства, страховое возмещение, стоимость ценностей, остающихся после списания непригодных активов, и др.

Второй базовой категорией экономики предприятия являются его расходы. Под расходами предприятия понимается уменьшение его экономических выгод в процессе оттока активов (финансовых и материальных ресурсов) и/или возникновения обязательств, которое приводит к снижению уровня капитала предприятия (исключая снижение вкладов по решению собственников предприятия). Расходы включают в себя те же две группы: расходы по обычным видам деятельности – затраты на изготовление продукции или оказание услуг, являющиеся профильным направлением деятельности предприятия (в частности, расходы на сырье, материалы, а также организацию и сопровождение производственного процесса); прочие расходы – расходы предприятия, включающие в себя пени, неустойки, штрафы, поступления в возмещение убытков, причиненных предприятием (к примеру, окружающей среде); убытки прошлых лет; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; расходы, связанные с предоставлением в пользование за вознаграждение активов предприятия; от совместной работы с другой организацией и др.

Для целей налогообложения доходы делятся на доходы от реализации и внереализационные доходы, а расходы – на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы . Суть этих экономических категорий ясна из их названий.

Одним из ключевых показателей, отражающих степень доходности предприятия, является рентабельность . Под рентабельностью предприятия понимается величина, отражающая эффективность использования фондов предприятия и представляющая собой отношение прибыли к средней стоимости основных и оборотных активов. Помимо оценки предприятия, рентабельность как экономическая категория охватывает достаточно много направлений, образуя следующие показатели: рентабельность продукции; рентабельность основных средств; рентабельность продаж; рентабельность персонала; рентабельность активов; рентабельность собственного капитала; рентабельность инвестированного, перманентного капитала и др.

При оценке эффективности предприятия и его бизнес-процессов анализ рентабельности является одним из наиболее распространенных методов, благодаря его высокой точности и простоте практического использования.

Далее следует рассмотреть понятие амортизации , также являющейся весьма важной категорией в сфере экономики предприятия. Под амортизацией понимается постепенный перенос стоимости основных производственных фондов на создаваемую продукцию путем систематических амортизационных отчислений с целью аккумулирования на предприятии средств для последующего их обновления. Любое оборудование, здания, сооружения, вычислительная техника – все эти фонды подвержены постепенному износу вследствие влияния фактора времени и постоянного их использования в производственном процессе. Чрезмерный износ основных фондов приводит к частичной или полной неспособности предприятия поддерживать тот же объем производства, качество производимой продукции, внедрять инновации и т.д.

При анализе экономики предприятия особое внимание уделяется следующим параметрам:

1. Коэффициенту ликвидности – параметру, который отображает способность организации своевременно гасить долговые обязательства. Такой параметр, в свою очередь, бывает:

текущей ликвидности . Представляет собой отношение оборотного капитала компании, поделенного общую величину краткосрочных обязательств. Этот параметр, как правило, отображает, хватит ли у компании денег для выплаты всех долгов по краткосрочным обязательствам. Параметр по МСФО – от единицы до трех;

срочной ликвидности . Для расчета используются наиболее ликвидные оборотные средства компании, которые делятся на краткосрочные обязательства структуры. К наиболее ликвидным активам можно отнести – дебиторские долги, финансы, инвестиции (на небольшой период времени) и так далее. Оптимальное значение по МСФО – от 0,7 до 0, 9;

чистый оборотный капитал представляет собой разницу между суммарной величиной активов компании и ее краткосрочными долгами.

2. Коэффициент оборачиваемости (деловой активности). Показатель отображает, насколько качественно компания применяет свои денежные средства (доход). Здесь можно выделить несколько основных параметров:

оборачиваемость запасов отображает, насколько быстро компания реализует свои остатки. Расчет производится как отношение переменных расходов к средней цене запасов (измерение производится в количественном отображении);

оборачиваемость дебиторского долга показывает, сколько суток необходимо для получения выплаты по долгам у других компаний. Расчет производится на основе нескольких показателей – среднего значения кредиторского долга за год, поделенное на общий объем прибыли и количество дней в году (365);

оборачиваемость кредитного долга отображает, в какой срок компания расплатиться с долгами. Расчет производится просто – средний параметр кредиторского долга делится на общую сумму покупок и число дней в году (365);

оборачиваемость основных средств (отражается в количестве). Параметр показывает, насколько эффективно компания расходует основные средства. Расчет производится по простой формуле – общий объем дохода за год делится на объем внеоборотных средств (из учета основных фондов);

оборачиваемость активов – отображает, насколько компания эффективно используется активы, которые есть в распоряжении. Для расчета общая сумма прибыли делится на сумму активов.

3. Коэффициент платежеспособности характеризует, может ли компания рассчитывать по долгам без ликвидации основного капитала.

4. Коэффициент рентабельности дает информацию об эффективности работы компании. Бывает несколько видов таких коэффициентов – активов, чистой и валовой прибыли.

В условиях социально-ориентированной рыночной экономики происходят структурные сдвиги в производстве и потреблении, усложняются хозяйственные связи, изменяются формы и методы хозяйствования.

В данных условиях возникает необходимость создания эффективной и гибкой системы управления; усиления ориентации деятельности хозяйствующих субъектов на конечные результаты; осуществления текущего и стратегического планирования деятельности организаций; максимизации прибыли при оптимизации затрат; повышения роли стимулирования труда работников.

Вышеперечисленные обстоятельства и обуславливают актуальность проблем совершенствования хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм представляет собой совокупность форм и методов организации определенной деятельности. Хозяйственный механизм можно рассматривать в масштабе страны, отдельных отраслей или организаций. Хозяйственный механизм организации включает следующие элементы : планирование; экономическое стимулирование; организационные структуры управления; систему экономических связей; правовые нормы и методы регулирования и др.

Планирование выступает основным элементом хозяйственного механизма организаций. Планирование определяет главные параметры развития деятельности; способствует совершенствованию структуры и росту объемных показателей деятельности, улучшению конечных финансово-экономических показателей, оптимизации расходов, рациональному использованию ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), повышению конкурентоспособности организаций.

Экономическое стимулирование осуществляется в основном с помощью следующей системы экономических рычагов и стимулов: организация ценообразования; эффективность финансирования и кредитования; образование фондов экономического стимулирования.

Материальное стимулирование предполагает использование различных систем заработной платы и механизма премирования.

Эффективность использования экономических рычагов и стимулов способствует росту производительности труда, улучшению качества товаров, выполнению договорных обязательств, сокращению расходов на реализацию товаров.

Под организационной структурой управления организаций обычно понимается состав управляющих органов или звеньев, порядок соподчиненности между различными подразделениями управления; распределение прав и обязанностей; характер и формы взаимосвязи. Другими словами, организационная структура – это внутреннее строение органов управления, с характерными для них взаимосвязями.

Система экономических связей включает, с одной стороны, внутриотраслевые связи, с другой – межотраслевые. Совершенствование межотраслевых связей предполагает рационализацию товародвижения (исключение излишних оптовых звеньев), выбор поставщиков товаров на основе оценки конкурентоспособности их товаров.

Правовые нормы и методы регулирования торговли охватывают весь круг законодательных и нормативных актов в области планирования, стимулирования, финансирования, ценообразования и т.д.

Экономический показатель — показывает, характеризует состояние экономики, ее объектов, протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и в будущем. Экономические показатели представляют один из самых распространенных и эффективных инструментариев описания экономики, используемых в экономической науке и в управлении экономическими процессами.

В наиболее общем виде экономический показатель включает наименование, числовое значение и единицу измерения.

Состав и структура экономических показателей представляют один из значимых объектов изучения экономической науки и в то же время ее содержательный элемент.

Система экономических показателей — совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику в целом, ее отрасль, регион, сферу экономической деятельности, группу однородных экономических процессов.

Группировка ЭП

Структура экономических показателей носит весьма разветвленный характер, показатели разделяются на группы по ряду признаков.

В соответствии с делением экономической науки на макроэкономику и микроэкономику принято выделять обобщенные макроэкономические показатели, характеризующие экономику в целом и ее крупные части, сферы, и микроэкономические показатели, относящиеся в основном к экономике компаний, корпораций, предприятий, фирм.

В структуре экономических показателей различают абсолютные, называемые также количественными, объемными, и относительные, называемые также качественными. Абсолютные, объемные показатели (в экономике в отличие от физики объемными называют любые показатели, характеризующие количество товаров, продукции, денег) выражены в натуральных или денежных единицах, таких, как штуки, вес, длина, объем, рубли, доллары. Относительные показатели представляют отношение двух показателей одинаковой или разной размерности. В первом случае это безразмерные показатели, характеризующие обычно темп изменения экономической величины или соотношения, пропорции однородных экономических величин, получаемые в результате их сравнения, измеряемые в долевом исчислении либо в процентах. Во втором случае это размерные показатели, характеризующие скорость изменения величины во времени, эффективность использования ресурсов, чувствительность величины по отношению к фактору, обусловившему ее изменение. Например, показатель эффективности автомобильного двигателя может быть измерен массой расходуемого бензина на один километр пути, а показатель отдачи капиталовложений — количеством выпускаемой продукции, приходящимся на один рубль вложений капитала.

В совокупности относительных экономических показателей, характеризующих динамику экономических процессов, изменение объемных показателей, различают показатели роста (скорости роста) и прироста (приростные).

Показатели роста (скорости роста) представляют отношение количества экономического продукта, произведенного или потребленного в данном периоде, к количеству, произведенному или потребленному в предыдущем периоде. Чаще всего рассматриваются годовой, квартальный, месячный период или просто фиксированные конечные и начальные даты. Если в течение изучаемого отрезка времени объем продукта не изменился, то показатель роста (темп роста) равен единице или 100 %; если объем увеличился, то показатель роста превышает 100 %, а если уменьшился — то он ниже 100 %.

Показатели роста характеризуют изменение состояния экономики, и потому их правомерно называть также показателями состояния или изменения экономики. Часто используемую в статистике группу таких относительных показателей образуют индексные показатели или просто индексы. Индекс представляет отношение показателя в данный, интересующий нас момент к его базисному значению, зафиксированному в соответствующем времени, принятом за базис. Индексы характеризуют относительное значение показателя в сравнении с отправным, базисным и тем самым показывают, как изменилась величина показателя за определенный период времени (от базисного до нынешнего). Широко распространены индексы цен, доходов, уровня жизни.

Показатели прироста, или приростные показатели, представляют отношение приращения (увеличения или уменьшения) количества произведенного, проданного, потребленного продукта в данном периоде к количеству произведенного, проданного, потребленного продукта в предыдущем, базисном периоде. Если в течение изучаемого отрезка времени, скажем, за последний год объем продукции не изменился, то показатель прироста за этот год равен нулю; если объем увеличился — то показатель прироста положителен, если уменьшился — то показатель прироста отрицателен. Приростные показатели по аналогии с показателями роста измеряются в долях или в процентном выражении. Исходя из физических аналогий показатели прироста могут быть названы показателями «экономического ускорения».

Экономические показатели делятся на ряд групп в зависимости от того, каким образом они определяются , как находятся их числовые значения и в каких целях, для решения каких задач используются показатели.

Значения расчетных, расчетно-аналитических показателей устанавливаются посредством расчетов на основе математических зависимостей, экономико-математических моделей с использованием определенных методов. Расчетно-аналитические показатели широко используются в качестве исходных при определении прогнозных и плановых показателей, а также показателей социально-экономических программ.

Значения отчетных, отчетно-статистических, статистических показателей устанавливаются на основе бухгалтерской отчетности предприятий, организаций, сбора и обработки статистической информации, выборочных опросов, наблюдений.

Нормативными принято называть показатели, устанавливаемые обычно органами управления или сложившиеся в практике хозяйствования и выражающие нормы затрат ресурсов (сырья, энергии, материалов, труда, денег) на производство единицы продукции, выполнение работы, потребление (нормы потребления). Показатели в виде норм и нормативов (универсальных норм) отражают также принятые, заданные соотношения, пропорции, такие, например, как норма накопления, сбережений, прибыли, оплаты труда, налогообложения.

В экономике находят применение также научно-технические показатели, характеризующие достижения науки, техники, технологии.

В зависимости от областей, сфер экономики, типа экономических процессов, характеризуемых теми или иными экономическими показателями, принято выделять такие группы, виды, как показатели потребностей, ресурсного обеспечения, производства, распределения, обмена, потребления, затрат, эффективности, запасов, устойчивости, надежности, риска, цен, спроса, предложения, доходов, расходов, уровня жизни, и многие другие;

Из единичных, индивидуальных, однородных показателей, относящихся к первичным ячейкам, звеньям, самым небольшим элементам экономики, формируются групповые, сводные, агрегированные показатели, характеризующие экономические объекты и процессы в более крупном масштабе, охватывающем целый регион (региональные показатели), отрасль (отраслевые показатели), хозяйство страны в целом (народнохозяйственные, общеэкономические показатели), мировое хозяйство (общемировые показатели).

Наряду со сводными, обобщенными показателями и даже в качестве их в экономике широко используются средние показатели в виде среднего значения обширной совокупности величин. Важно знать, что средний экономический показатель вовсе не обязательно является средним арифметическим из группы однородных показателей, как иногда полагают люди, малознакомые с экономикой, а также с экономической и математической статистикой. Более представительными считаются средневзвешенные показатели. Если, например, «n» человек получают годовой доход А, «m» человек — доход В и «p» человек — доход С, то средний доход D вычисляется не как 1/3 (A + B + C), а по формуле:

D = (nA + mB + pC) / (n + m + p)

которая дает гораздо более представительные результаты.

Состав экономических показателей постоянно дополняется и обновляется, совершенствуются и методы их определения. Наиболее широко экономические показатели используются в анализе, прогнозировании, планировании, управлении. Успех управления экономикой, экономическими объектами и процессами существенным образом зависит от круга используемых показателей, степени полноты, которой они характеризуют управляемые объекты и процессы, от того, насколько точно и корректно эти показатели определены и проработаны экономической наукой.

Система формирования экономических показателей как база анализа

Подобные показатели могут быть исчислены и по .

Отдача трудозатрат = Объем продукции / Затраты живого труда

Трудоемкость = Затраты живого труда / Объем продукции

Имеется, кроме того, ряд показателей, выражающих . Важнейшим из этих показателей является среднегодовая выработка продукции на одного работающего .

В процессе экономического анализа используются также показатели, выражающие движение, наличие и состояние отдельных видов производственных ресурсов . Существуют показатели, которые выражают эффективность осуществленных инвестиций , главным образом капитальных вложений. Основными из таких показателей являются срок окупаемости капитальных вложений , а также прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений.

Какова же степень прогрессивности данного предприятия? На этот вопрос дают ответ следующие показатели: уровень механизации , выражающий удельный вес механизированных производственных процессов в общем объеме последних; уровень автоматизации , характеризующий долю автоматизированных производственных процессов в общем их объеме.

Наконец, существует обобщающие экономические показатели, характеризующие непосредственно данное предприятие. Вначале назовем стоимость организации, иначе — стоимость имущественного комплекса организации. В качестве другого показателя можно назвать рыночную стоимость предприятия, которая представляет собой стоимость акций данного предприятия, соответствующую конъюнктуре рынка.

Комплексная оценка деятельности предприятия находит отражение в построении так называемого мультипликатора. Он представляет собой интегральный, комплексный показатель, который основывается на частных показателях, отражающих деятельность предприятия. Различают два вида мультипликаторов: стандартные и субъективные . Первые могут применяться при оценке деятельности любых организаций, а вторые — только одной конкретной организации. Примером стандартного мультипликатора может являться оценка вероятности банкротства организации на основе метода Альтмана. Данный метод базируется на определении суммы пяти финансовых коэффициентов. Каждый из них имеет определенный вес. В экономической литературе подробно описывается сущность этого метода и способы его применения.

Субъективные же мультипликаторы дают возможность изучать те показатели, которые не охватываются стандартными мультипликаторами.

Рассмотренная в этой статье система формирования экономических показателей служит, таким образом, базой для проведения .

Экономические показатели характеризуют состояние экономики, а также различных ее объектов и протекающих внутри нее процессов в трех временах. Сами по себе они представляют собой один из наиболее популярных на сегодняшний день и - что еще более важно – эффективных инструментов, позволяющих определить состояние экономики определенной компании или же страны.

Состав и структура, на которую подразделяются экономические показатели, является одним из наиболее важных объектов изучения науки, и в то же время представляют собой ее содержательный элемент. Данная система включает в себя совокупность систематизированных характеристик, которые взаимосвязаны между собой и определяют состояние экономики в целом.

Группировка

Экономические показатели по своей структуре имеют достаточно разветвленный характер и распределяются на группы в соответствии с целым рядом признаков.

В соответствии с делением соответствующей науки на микро- и макроэкономику в основном выделяются обобщенные макроэкономические показатели, по которым определяется экономика в целом, а также различные ее крупные части и сферы. Также существуют и микроэкономические показатели, которые в основном относятся к экономике различных предприятий, фирм, корпораций и всевозможных компаний.

Что включает в себя структура?

По своей структуре экономические показатели различаются на:

  • абсолютные (которые довольно часто принято называть количественными);
  • объемные;
  • относительные (которые также называются качественными).

Абсолютные и объемные показатели выражаются в денежных или же натуральных единицах, то есть вес, штуки, длина, объем или, к примеру, определенная валюта.

В то же время относительные экономические показатели деятельности предприятия представляют собой соотношение двух показателей, имеющих одинаковую или же разную размерность.

В первом случае рассматриваются безразмерные характеристики, которые указывают в основном на темп изменения определенной экономической величины или же соотношения, а также пропорции экономических однородных величин, которые получаются впоследствии их сравнения и измеряются в процентах или долевом исчислении.

Во втором же случае речь идет о размерных показателях, в соответствии с которыми характеризуется общая скорость изменения данной величины во времени, а также эффективность использования различных ресурсов и чувствительность рассматриваемой величины по отношению к конкретному фактору, обуславливающему ее изменения. К примеру, показатель эффективности работы автомобильных двигателей может измеряться в соответствии с массой расходуемого бензина на километр пути, в то время как показатель отдачи вложенного капитала – общим количеством выпущенной продукции, которая приходится на каждый вложенный рубль.

Какими они бывают?

В совокупности относительных экономических показателей, по которым определяется динамика различных процессов, различаются показатели скорости роста и прироста. Каждый из этих видов отличается своими особенностями.

Показатели роста

Экономические показатели деятельности предприятия, которые определяют скорость роста, представляют собой отношение установленного количества экономического продукта, который был изготовлен или же потреблен в данном временном периоде, к тому количеству, которое было изготовлено или употреблено в предыдущем периоде. В преимущественном большинстве случаев принято рассматривать квартальный, месячный, годовой период или же просто определенные даты. Если на протяжении изучаемого временного отрезка не происходит никаких изменений в объеме продукта, то это говорит о том, что показатель роста составляет 1 или 100%, а любые отклонения уже указывают на положительное или отрицательное изменение данного значения.

Показатели экономического роста определяют то, каким образом изменяется состояние экономики, вследствие чего их можно называть также показателями состояния или изменения экономики. Достаточно часто группа таких относительных характеристик, которая используется в составляемой статистике, образовывается за счет индексов. Сам по себе индекс представляет собой отношение определенного параметра на данный момент к его базисному значению, зафиксированному в определенном времени, принятом в качестве базиса. Другими словами, показатели экономического роста учитывают индекс для того, чтобы характеризовать относительное значение определенного параметра в сравнении с базисным (отправным), что позволяет понять, каким образом изменилась данная величина за указанный временной промежуток.

Показатели прироста

Приростные показатели экономической эффективности указывают на прирост количества проданного, произведенного или же употребленного продукта на протяжении определенного промежутка времени к тому количеству, которое характерно для базисного периода. Если на протяжении данного отрезка времени (к примеру, в течение года) никаких изменений в объеме продукции не наблюдается, то это говорит о том, что показатель прироста является нулевым, а любые отклонения уже говорят о положительности или отрицательности этой характеристики.

По аналогии с тем, как измеряются скоростные показатели экономической эффективности, в данном случае измерение осуществляется в процентном соотношении или же в долях. Если исходить из физических аналогий, то их можно назвать «показателями экономического ускорения».

Группы

Основные экономические показатели разделяются на целый ряд различных групп в зависимости от своего определения, от расположения их числовых значений, а также того, для решения чего именно они используются.

Знания расчетно-аналитических или же просто расчетных показателей устанавливаются за счет проведения расчетов на основе определенных математических зависимостей и экономико-математических моделей, причем данное определение осуществляется с использованием определенных методов. Расчетно-аналитические основные экономические показатели достаточно часто могут использоваться в виде исходных в процессе определения плановых или прогнозных параметров, а также эффективности работы внедренных социально-экономических программ.

Значения, характерные для статистических, отчетных или отчетно-статистических показателей, основываются на бухгалтерской отчетности компаний, а также сбора и обработки различной статистической информации, наблюдений и выборочных опросов.

Нормативные технико-экономические показатели в преимущественном большинстве случаев устанавливаются органами управления, однако могут представлять собой также нормы затрат ресурсов, которые выделяются на изготовление единицы определенной продукции, а также потребление различных изделий или выполнение работы. Показатели в виде нормативов и норм позволяют также определить принятые, заданные соотношения и пропорции, включая норму накопления, прибыли, сбережения, налогообложения или оплаты труда.

Также технико-экономические показатели часто пересекаются с научно-техническими, указывающими на различные достижения науки и технологии.

Помимо этого, используются также средние социально-экономические показатели, которые представляют собой среднее значение обширной совокупности величин. При этом нужно правильно понимать, что средний экономический показатель далеко не обязательно должен представлять собой среднее арифметическое из группы однородных характеристик, как часто считают люди, которые только издалека знакомы с экономикой, а также с современной математической и экономической статистикой.

Где они используются?

Состав, которым характеризуются показатели экономического развития компаний, непрерывно обновляется и дополняется, а также совершенствуются доступные методы его определения. Наиболее широко использование экономических показателей сегодня встречается в планировании, прогнозировании, управлении и анализе. Успешность управления экономикой, различными экономическими объектами и процессами достаточно сильно зависит от круга используемых показателей, а также степени полноты, которой они могут охарактеризовать управляемые процедуры. Помимо того, она также зависит от того, насколько правильно и точно проводилось определение и анализ экономических показателей.

Система формирования

Анализ хозяйственной деятельности компании представляет собой детальное изучение различных экономических показателей, которые могут охарактеризовать различные стороны его работы. При этом различные финансово-экономические показатели группируются в определенную систему в соответствии с определенными критериями. Таким образом, система, которая отражает состояние работы компании, представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой величин, которая позволяет всецело охарактеризовать имущественно-финансовое положение компании, а также определить ее деятельность и полученные результаты.

Виды

Экономические показатели предприятия различаются на два вида – это стоимостные и натуральные. Такое разделение осуществляется в зависимости от того, какие конкретно использовались измерители в процессе исчисления этих параметров.

Стоимостные показатели на сегодняшний день представляют собой наиболее распространенный вид, так как они позволяют обобщить разнообразные хозяйственные явления. К примеру, если компания в процессе своей работы предпочитает использовать разнообразные виды материалов и сырья, то в таком случае для того, чтобы определить обобщенные суммы поступления и расходования, а также понять остаток этих предметов труда, нужно использовать именно системные экономические показатели деятельности.

Натуральные показатели можно назвать первичными, в то время как стоимостные являются вторичными, так как исчисление последних может осуществляться только на базе первым. При этом существует определенный ряд экономических явлений, которые могут выражаться исключительно в стоимостных показателях, и в частности, это относится к издержкам обращения, себестоимости различной продукции, прибыли и множества других.

Кроме натуральных параметров, выражающих конкретное количество материальных ценностей в натуральных единицах измерения, расчет экономических показателей осуществляется также на основе условно-натуральных показателей. С их помощью можно обобщить объем разнообразных видов однотипной продукции, которая изготавливается данной организацией. К примеру, в консервной промышленности вся выпускаемая продукция может просто выражаться в условных банках, причем такая банка, которая отличается определенными размерами и вместимостью, будет рассматриваться в качестве условной единицы, и любой другой аналогичный товар, пусть даже других размеров, в конечном итоге пересчитывается в такую условную банку. Именно так осуществляется выражение общего объема товара в так называемых условно-натуральных показателях.

Также существует подразделение на количественные и качественные в зависимости от того, какая именно сторона хозяйственных процессов, явлений и операций будет измеряться в конкретно рассматриваемом случае.

Помимо всего прочего, экономические показатели подразделяются на два типа – удельные и объемные в зависимости от приведения.

Таким образом, к примеру, объем продаж, выпуска продукции, прибыль и себестоимость товара представляют собой объемные показатели, характеризующие объем определенного экономического явления. При этом объемные показатели являются в данном случае первичными, в то время как удельные – вторичными. Расчет удельных показателей осуществляется на основе объемных и, к примеру, себестоимость и конечная стоимость продукции – это объемные характеристики, в то время как отношение одного показателя ко второму, то есть затраты на каждый рубль товарной продукции, будут уже называться удельными показателями.

Как отражается деятельность предприятия?

Подразделение экономических показателей осуществляется в соответствии с теми сферами деятельности компании, которые ими характеризуются. К примеру, есть такие параметры, по которым определяется прибыльность, доходность или рентабельность определенной компании. В данном случае основным показателем, который будет указывать на доходность организации, является соотношение полученной ей чистой прибыли на протяжении определенного временного периода к средней сумме установленного капитала.

Прибыльность организации определяется в качестве соотношения прибыли, полученной от определенной производственной деятельности, к выручке от продаж, которую удалось извлечь на протяжении этого же периода.

Показатели рентабельности в данном случае относительными величинами прибыли. Стоит отметить, что есть целая система таких параметров, и в частности, достаточно важной в данном случае является рентабельность активов. Есть и другие доступные показатели, но, как правило, они представляют собой разнообразные варианты соотношения прибыли с вложенным капиталом или с производственными затратами.

Довольно важным показателем, который позволяет охарактеризовать финансовое состояние компании, является оборачиваемость оборотных средств. Если же говорить о наиболее важных параметрах оборачиваемости, то в данном случае уже будет рассматриваться продолжительность одного оборота, выраженная в днях, а также общее количество оборотов на протяжении определенного периода.

Повышение скорости оборачиваемости оборотных средств говорит о том, что с финансовой стороны компания укрепляется, а также увеличивается эффективность использования средств и усиливается деловая активность.

Понятие экономического анализа

Экономический анализ имеет важное значение для экономического роста и развития предприятия любого уровня и масштаба деятельности.

Определение 1

Экономический анализ - наука, изучающая экономику предприятия, его деятельность с стороны выполнения составленных планов и стратегий развития, оценки его финансового и имущественного состояния., а также выявления потенциальных резервов в разных направлениях

Предмет экономического анализа – имущественное и финансовое состояние компании, его текущие финансовые и хозяйственные операции, которые рассматриваются с точки зрения выполнения составленных бизнес-планов и прогнозов развития.

Экономический анализ всесторонне изучает информацию, полученную из всех источников, направляет результаты анализа на улучшение и оптимизацию деятельности компании, позволяет внедрять лучшие управленческие идеи.

Объектом экономического анализа выступает конкретное направление деятельности предприятия: производство, сбыт, снабжение, инвестиции, деятельность отдельных производственных и финансовых структур и т.д.

Экономический анализ, несмотря на свою обособленность и становление в роли самостоятельной экономической дисциплины, тесно взаимосвязан с другими науками

Основные экономические показатели

Экономические показатели обычно делят на группы, в зависимости от того, какую сторону финансовой деятельности они отражают.

Главными из них являются показатели:

  • Доходности
  • Прибыльности
  • Рентабельности

Наиболее полно доходность компании отражает показатель, который рассчитывается путем расчета соотношения полученной за период чистой прибыли к среднему показателю собственного капитала компании за аналогичный период.

Важен и показатель прибыльности. Он рассчитывается путем деления полученной за период прибыли на выручку от реализации продукции за аналогичный временной период.

Показатели рентабельности предприятия – величины относительные.

Показателей рентабельности существует большое количество. Наиболее важен, конечно, показатель рентабельности активов, рассчитываемый по формуле:

$Rактивов = Чистая прибыль / Средн. активы$

Есть и иные показатели рентабельности. Расчет их сводится к расчету отношения прибыли к анализируемому показателю (выручка, капитал, себестоимость и т.д.)

Замечание 1

Кроме относительных величин немаловажное значение играют и абсолютные показатели: величина дебиторской просроченной задолженности, размер кредиторской задолженности, размер оборотных активов компании, размер собственного капитала.

Для производственного предприятия большое значение имеет показатель оборачиваемости оборотных средств. Наиболее важны из них:

  • Продолжительность оборота (в днях)
  • Количество оборотов за период.

Замечание 2

Чем выше оборачиваемость оборотных средств, тем более стабильно и продуктивно предприятие и использование его капитала, выше уровень деловой активности компании.

Роль анализа экономических показателей на предприятии

Экономический анализ имеет важное значение на предприятии. Выполняя функцию управления, экономический анализ тесно взаимосвязан с планированием и прогнозированием на предприятии, поскольку без проведения углубленного анализа невозможно осуществлять грамотное бизнес-планирование.

Экономический анализ служит обоснованием предлагаемых планов и прогнозов, а также одним из средств контроля за их выполнением. Ведь планирование и начинается с анализа, им же и завершается.

Экономический анализ, как уже было сказано выше, является и элементом управления, особенно в производстве.

Совокупная роль экономического анализа возрастает с развитием экономико-финансовых отношений. Это обусловлено рядом факторов, таких как:

  • Необходимость роста эффективности
  • Переход к рыночным отношениям
  • Развитие новых форм и методов хозяйствования.