Сообщение о скрипке. Доклад. Скрипка, история происхождения, ноты Скрипка описание инструмента и происхождение

Скрипка - один из наиболее распространенных струнных музыкальных инструментов. Она пользуется популярностью с давних времен - с XVI века. На ней скрипачи играют соло, аккомпанируют в ансамблях. Звуки скрипки можно встретить во многих современных группах, в чем можно убедиться, слушая композиции музыкального портала weborama , специализирующегося на данной тематике. Неспроста этот инструмент именуют королевой оркестра.

Точное место и время происхождения скрипки установить не удалось. Было высказано много предположений, какими были струнно-смычковые инструменты до современной скрипки. Предполагается, что родоначальниками скрипки и виолы были ребаб, рота, фидель, которые появились в XIII-XV веках. Виола возникла раньше скрипки. Она отличалась разнообразной величиной. Чтобы исполнить какое-либо произведение на виоле, музыканту приходилось стоять. При выступлении виолу удерживали на коленях, а позже - на плечах, что и привело к возникновению скрипки.

Соло на скрипке изначально не играли, потому что этот инструмент слыл простонародным. Он использовался только в кругах бродячих музыкантов в пивных заведениях.

Значительное преображение скрипки произошло в XVI веке, благодаря итальянским мастерам, которые сделали музыкальный инструмент идеальной формы и из лучших материалов. Автором первой современной скрипки является Гаспаро Бертолотти. Большой вклад в изготовление скрипок в Италии внесли члены семьи Амати, которые работали над тембром звучания инструмента. Именно они сделали его глубоким и объемным. По их задумке скрипка должна передавать чувства и эмоции, ее звучание должно напоминать голос человека. Задумка удалась.

Скрипка имеет широкий диапазон, красивое звучание. Это и позволяет композиторам создавать произведения разных жанров для скрипки. Есть множество шедевров, где ведущая партия принадлежит скрипке.

Крылатый сфинкс

Главные боги Олимпа

Абеляр и Элоиза

Осирис и Сет

Так просто быть счастливым

Как много людей в мире считают себя несчастными. Это просто бич современности. Уровень счастья падает, людей все чаще одолевают депрессия и...

Родина Одиссея

Расположенный в Ионическом море греческий остров Итака считается островом легендарного царя Одиссея. И хотя археологи еще не подтвердили этот...

Богиня Эрида

Богиней раздора в греческой мифологии считалась богиня Эрида. Она относится к первичным космогоническим силам. Это дочь Никты и внучка...

Одежда лешего

Леший лесной дух, хозяин леса, сверхъестественное существо, похожее одновременно и на человека, и на животное. В фольклоре почти всегда отсутствует...

Средневековые университеты

Первые школы на территории современной Франции появились еще в те времена, когда она являлась частью Галлии, находящейся под управлением...

Как выбрать кожаную сумку

Не существует сумочки, которая была бы идеальна для всех женщин. У каждой представительницы прекрасного пола, разумеется, всегда есть свои предпочтения...

Подвиги героев Греции

Описание Героев Древней Греции следует начать с Геракла который родился от любовной связи смертной Алкмены и главного бога древнегреческого пантеона Зевса. ...

История скрипки

"И с тех пор каждый знает о скрипичном семействе,

и излишне что-нибудь говорить или писать об этом."

М. Преториус.

Прежде чем начать разговор о великих мастерах, создавших волшебные скрипки, давайте узнаем, откуда вообще взялся этот инструмент, почему он такой, какой есть и, вообще, что же в нем есть такого, что вот уже полтысячи лет он тревожит наши умы и сердца…

Сейчас, наверное, уже невозможно сказать точно, в какой стране и, даже в каком веке она родилась. Известно лишь то, с овременный вид скрипка приобрела в XVI веке и получила широкое распространение в XVII веке, благодаря работам великих итальянских мастеров.

Скрипку, как наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, недаром называют «королевой оркестра». И не только тот факт, что в большом оркестре более ста музыкантов и одна треть из них – скрипачи, подтверждает это.

Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.
Безусловно, все мы представляем современный внешний облик скрипки, который ей придали знаменитые итальянские мастера, но до сих пор остается неясным ее происхождение.

Вокруг этого вопроса и по настоящее время ведутся споры. Существует множество версий истории возникновения этого инструмента. По некоторым данным, родиной смычковых инструментов считается Индия.

Кто-то предполагает, что Китай и Персия. Множество версий основаны на так называемых «голых фактах» из литературы, живописи, скульптуры, или на ранних документах, подтверждающих происхождение скрипки в таком-то году, в таком-то городе.

Из других же источников следует, что за много веков до появления скрипки как таковой, почти у каждого культурного этноса уже существовали подобные смычковые инструменты и поэтому искать корни происхождения скрипки в отдельных частях света нецелесообразно.

Неким прообразом скрипки многие исследователи считают синтез таких инструментов, как ребек, гитарообразный фидель и смычковая лира, возникших в Европе примерно в XIII - XV веках.

Ребек - трехструнный смычковый инструмент, с грушеподобным корпусом, плавно переходящим в шейку. Имеет деку с резонаторными отверстиями в виде скобок и квинтовый строй.

Ребек пришел в Европу со Среднего Востока. Он гораздо старше скрипки, поскольку был известен уже в двенадцатом веке. Ребек (франц. rebec, лат. rebeca, rubeba; восходит к араб. rabāb) — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы, либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании .

Пик популярности на этот инструмент пришелся в средние века, а также в эпоху Возрождения.

Сначала ребек был инструментом народным, а не придворным, использовался жонглерами, менестрелями и другими бродячими музыкантами. Позже применялся также в церковной и светской придворной музыке. Причем ребек звучал не только на светских приемах, но и на деревенских праздниках. Это также церковный инструмент, неизменный спутник многих религиозных ритуалов. С пятнадцатого века ребек использовался только в народном музицировании.

Внешне ребек похож на вытянутую скрипку. У него нет тех резких изгибов, которые присущи корпусу скрипки. В данном случае важна плавность линий. У ребека деревянный корпус грушевидной формы, верхняя сужающаяся часть которого переходит непосредственно в шейку.

На корпусе располагаются струны с подставкой, а также резонирующие отверстия. На грифе находятся лады и настроечные колки. Венчает гриф оригинальный завиток, являющийся визитной карточкой ребека. Две или три струны инструмента настроены по квинтам.

Играют на инструменте смычком, которым водят по струнам. Важно отметить, что использование смычка при игре на струнных инструментах возникло предположительно в Азии в девятом веке и распространилось через Византию и мусульманские страны по территории Западной Европы в десятом – двенадцатом веках. Ребек – один из первых инструментов, на котором стало принято играть смычком.

Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до двух октав включительно. Это позволяет исполнять на ребеке не только программные произведения, но и различного рода импровизации. Это в значительной степени объясняет, почему ребек был столь популярен в народной среде. Инструмент отличается довольно компактными размерами. Его общая длина не превышает шестидесяти сантиметров. Это позволяет с легкостью транспортировать инструмент, не заботясь о громоздких чехлах.

Конечно, это лишний раз доказывает «удобство» инструмента даже в быту. Интересен факт, что один из потомков ребека назывался «покет», что в переводе с французского означает «маленький карман». Этот инструмент отличался такими миниатюрными размерами, что с легкостью помещался в кармане учителя танцев. Затем во время репетиции или бала учитель вел партию, аккомпанируя на покете.

Ребек относится к классу аккомпанирующих инструментов, производящих звуки благодаря вибрации струн. Музыкант водит по струнам смычком, в результате чего струны приходят в колебательное движение. Так рождается звучание инструмента. В наши дни инструмент относится к разряду редких, но не забытых. Ребек по праву занимает важное место в наследии мировой музыкальной культуры.

На ребеке когда-то играли на ярмарках, улицах, но также в церквях и во дворцах. Изображения ребека остались в псалтырях, иллюминированных манускриптах, в росписях соборов.

Величайшие художники Возрождения писали ангелов и святых, игравших на ребеке: и Рафаэль, и Джотто, и «блаженный ангельский брат» Фра Беато Анджелико…

Рафаэль — «Коронование Марии» (фрагмент)

Джотто «Свадебное шествие Марии» (фрагмент)

Как мы можем видеть, инструмент был достаточно популярным. И все же репутация у ребека, похоже, была двойственная.

Как и у самих менестрелей — хоть дар и от Бога, а все-таки артистов нет-нет да и подозревали в чем-то нехорошем. Кое - где ребек понижали в звании: то помещали в преисподнюю к язычникам, то давали его в лапы к диковинным полулюдям - полузверям подозрительного вида.

Парадоксы привели к тому, что однажды оказалось, что хотя ребек был когда-то достаточно хорош для того, чтобы на нем играли ангелы и святые, чтобы его игрой услаждали уши Пречистой Девы и Господа Бога, а также королей и королев, но недостаточно — для того, чтобы на нем играли и его слушали приличные люди.

И стал он совсем уличным инструментом. А потом взял и вовсе исчез.

Хотя как исчез? Во-первых, неравнодушные люди и в 20 веке делали реконструкции, а во-вторых — может быть, мы какие-то черты этого инструмента чувствуем, когда играем на скрипке?

А ребек звучит до сих пор. И мы можем его послушать….. Как и фидель (виолу).

Прекрасный инструмент скрипка относиться к семейству смычковых и берет свое начало с далекого семнадцатого века. Уже с того периода своего появления на свет скрипка твердо заняла место сольного инструмента. Ее используют в разных музыкальных жанрах, как в классике, так и в фольклоре, джазе. Ученые до сих пор спорят между собой какой же инструмент послужил началу создания скрипки. Музыкальная история рассказывает о смычковых инструментах, существовавших еще задолго до появления христианства.

Часть исторического сообщества строго уверенна, что скрипка имела своих предков на Востоке, коим непосредственно являлся ребаб – этот смычковый инструмент был очень популярен среди арабов. Во время крестовых походов ребаб появился и на европейских просторах. Именно музыканты-крестоносцы принесли его в Европу. Многие ученые не склонны к этой версии возникновения скрипки и предпочитают верить в то, что она произошла от более нового смычкового инструмента фидели. И эта версия устраивает большинство ученых, ведь внешне эти два инструмента очень схожи меж собой.

Но чтобы достичь единого мнения ученые все еще продолжают изучать историю возникновения такого музыкального инструмента как скрипка и кто знает, может им удастся открыть что-то новое, доказать одну из теорий или опровергнуть их и предложить новую версию.

По внешнему виду скрипка очень похожа на виолу, что так же стало одной из версий возникновения этого музыкального инструмента. Некоторые историки пытались доказать прямую связь между скрипкой и виолой де гамба, но в силу множества отличий эта версия не прижилась. Еще одна версия родственность скрипки с ручной лирой. Такое предположение возникло в связи с изучением картин художника Рафаэля, который в 1503-м написал картину, где помимо прочего был изображен некий предмет музыкального происхождения под названием ручная лира, инструмент этот очень похож на скрипку, вот только на скрипке не пять струн.

Но все как один ученые уверенны, что родиной скрипки является Италия и название скрипка пошло с итальянского слова «violin». Первое воспоминание о скрипке было найдено в итальянских письменах в первые годы семнадцатого века. В Российской империи же с ней познакомились только в начале восемнадцатого века.

История музыки скрипки полна множества талантливых скрипачей, которые отличались своим пылом и виртуозностью. Возглавляют ряды этих музыкантов Амати, Страдивари, Гварнери, которые также были родом из Италии. Их прекрасные произведения до сих пор дарят невероятное наслаждения слушателям, а многие современные музыканты считают за честь исполнять такие великие произведения с музыкальными оркестрами и сольно.

Звучание, которое дарит скрипка невероятно и наполнено огромным количеством переживаний, эмоций, оно не требует слов, это немой крик души. Каждый исполнитель и каждый композитор пытались принести что-то новое и неизведанное. Так в мире появились устрашающие звуки Паганини, и захватывающие дух произведения Вивальди. Все это и подарила нашему миру скрипка.

Важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.

В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для мелодического «пения», для ведения основной музыкальной мысли. Великолепные мелодические возможности скрипок были издавна обнаружены композиторами, и прочно утвердились в этой роли уже у классиков XVIII века.

Названия скрипки на других языках:

  • violino (итальянский);
  • violon (французский);
  • violine или geige (немецкий);
  • violin или fiddle (английский).

К самым знаментым скрипичным мастерам относятся такие личности как Антонио Страдивари , Никколо Амати и Джузеппе Гварнери .

Происхождение, история скрипки

Имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский , испанская фидель , германская рота , слияние которых и образовало .

Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620 год) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764 гг), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Современный вид скрипка приобрела в XVI веке, широко распространилась в XVII веке.

Устройство скрипки

Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).

Диапазон скрипки от g (соль малой октавы) до a (ля четвёртой октавы) и выше.

Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.



Верхняя и нижняя деки корпуса соединены друг с другом обечайками. Нижнюю деку делают из клена, а верхнюю из Тирольской ели. Они обе имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а так же их толщина в той или иной степени определяют силу и тембр звука.

Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки - высота обечаек.

В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).

В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой жильной струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке. Подставка тоже влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге вниз - звук глуше, вверх - более пронзителен).

Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый штифт из резонансной ели - душка (от слова «душа»). Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.

Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке. Также, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака.

Техника игры на скрипке, приёмы

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.

Диапазон скрипки - от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.

От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты . Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой . Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, безымянный - третьим, мизинец - четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями - от шестой до двенадцатой.

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.

На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны ), в исключительных случаях - три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные струны ) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.

Весьма распространен оркестровый прием тремоло - быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.

Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки - пиццикато (pizzicato).

Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной - металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.

На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи - те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.

Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления. Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.

Знаменитые скрипачи

  • Арканджело Корелли
  • Антонио Вивальди
  • Джузеппе Тартини
  • Жан-Мари Леклер
  • Джованни-Батиста Виотти
  • Иван Евстафьевич Хандошкин
  • Никколо Паганини
  • Людвиг Шпор
  • Шарль-Огюст Берио
  • Анри Вьетан
  • Алексей Фёдорович Львов
  • Генрик Венявский
  • Пабло Сарасате
  • Фердинанд Лауб
  • Йозеф Иоахим
  • Леопольд Ауэр
  • Эжен Изаи
  • Фриц Крейслер
  • Жак Тибо
  • Олег Каган
  • Джордже Энеску
  • Мирон Полякин
  • Михаил Эрденко
  • Яша Хейфец
  • Давид Ойстрах
  • Иегуди Менухин
  • Леонид Коган
  • Генрик Шеринг
  • Юлиан Ситковецкий
  • Михаил Вайман
  • Виктор Третьяков
  • Гидон Кремер
  • Максим Венгеров
  • Янош Бихари
  • Andrew Manze
  • Пинхас Цукерман
  • Ицхак Перлман

Видео: Скрипка на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Скрипка — инструмент, оказавший колоссальное влияние на музыку. Она широко использовалась в классических произведениях, где её струящийся нежный звук пришёлся очень кстати. Народное творчество также заприметило этот красивый инструмент, хоть появился он не так уж и давно, но успел занять своё место в этнической музыке. Скрипку сравнивают с человеческим голосом, так как её звук текуч и разнообразен. Её форма напоминает женский силуэт, что делает этот инструмент живым и одушевлённым. Сегодня не все хорошо представляют, что такое скрипка. Давайте исправим эту досадную ситуацию.

История появления скрипки

Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор.

С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество

Как устроена скрипка

Своё мягкое и глубокое звучание скрипка получила благодаря уникальной конструкции. В ней можно выделить 3 основные части — это головка, шейка и корпус. Совокупность этих деталей позволяет инструменту издавать те завораживающие звуки, что принесли ему всемирную славу. Самая большая часть скрипки — корпус, на который крепятся все остальные детали. Он состоит из двух дек, соединённых обечайками. Изготавливают деки из разных пород дерева, чтобы добиться максимально чистого и красивого звука. Верхняя часть чаще всего делается из ели, а для нижней используют или тополь.

Во время игры на скрипке верхняя дека резонирует с остальными частями инструмента, создавая звук. Для того чтобы она была живой и звонкой, её делают как можно тоньше. На дорогих мастеровых скрипках толщина верхней деки может составлять всего пару миллиметров. Нижняя дека обычно толще и прочнее верхней, а дерево, из которого её изготавливают, подбирают так, чтобы оно подходило к обечайкам, соединяющим обе деки вместе.

Обечайки и душка

Обечайки — это бока скрипки, находящиеся между верхней и нижней деками. Их изготавливают из того же материала, что и нижнюю деку. Более того, зачастую для этих частей используется древесина с одного и того же дерева, старательно подобранная по фактуре и узору. Держится эта конструкция не только на клею, но и на маленьких колодках, увеличивающих её прочность. Они называются клотцами и находятся внутри корпуса. Также внутри расположена басовая балка, которая передаёт вибрации корпусу и придаёт дополнительную жёсткость верхней деке.

На корпусе скрипки присутствуют два выреза в виде латинской буквы f, которые называются эфами. Неподалёку от правого выреза располагается одна из важнейших частей инструмента — душка. Это небольшая деревянная балка, служащая распоркой между верхней и нижней деками и передающая вибрацию. Своё название душка получила от слова "душа", что намекает на важность этой маленькой детали. Мастера заметили, что положение, размер и материал душки серьёзно влияют на звучание инструмента. Поэтому только опытный изготовитель скрипок может правильно расположить эту маленькую, но важную часть корпуса.

Струнодержатель

Рассказ про скрипку и её конструкцию будет неполным, если не упомянуть такой важный элемент, как струнодержатель, или подгрифок. Раньше его вырезали из дерева, но сегодня для этих целей всё чаще используется пластик. Именно струнодержатель закрепляет струны на нужной высоте. Также на нём иногда располагаются машинки, делающие настройку инструмента гораздо легче. До их появления скрипка настраивалась исключительно колками, при помощи которых очень трудно произвести точную настройку.

Держится подгрифок на пуговке, вставленной в отверстие на корпусе со стороны, противоположной грифу. Эта конструкция постоянно испытывает серьёзную нагрузку, так что отверстие должно идеально подходить к пуговке. В противном случае обечайка может треснуть, превратив скрипку в бесполезный кусок дерева.

Гриф

На передней части корпуса приклеена шейка скрипки, под которой находится рука музыканта во время игры. На шейку крепится гриф — округлая поверхность из твёрдого дерева или пластика, к которой прижимаются струны. Его форма продумана так, чтобы струны не мешали друг другу при игре. В этом деле ему помогает подставка, приподнимающая струны над грифом. На подставке делаются прорези для струн, которые можно сделать самостоятельно, на свой вкус, так как новые подставки продаются без прорезей.

Также бороздки для струн присутствуют на верхнем порожке. Он находится в самом конце грифа и отделяет струны друг от друга перед тем, как они попадают в колковую коробку. В ней находятся колки, служащие основным инструментом Они просто вставлены в деревянные отверстия и ничем не закреплены. Благодаря этому музыкант может отрегулировать ход колков под свои нужды. Можно сделать их тугими и неподатливыми, слегка надавив во время настройки. Или наоборот, вынуть колки, чтобы они легче двигались, но хуже держали строй.

Струны

Что такое скрипка без струн? Красивый, но бесполезный кусок дерева, который годится разве что на то, чтобы забивать им гвозди. Струны — очень важная часть инструмента, так как от них во многом зависит его звучание. Особо важна роль материала, из которого сделана эта маленькая, но значимая часть скрипки. Как и всё в нашем мире, струны развиваются и вбирают в себя лучшие дары техногенной эпохи. Однако их изначальный материал трудно назвать высокотехнологичным.

Как ни странно, но овечьи кишки — то, чему обязана своим нежным звучанием древняя музыкальная скрипка. Их высушивали, обрабатывали и плотно скручивали, чтобы впоследствии получить струну. Мастерам удавалось долгое время держать в тайне материал, используемый в производстве струн. Изделия из овечьих кишок давали очень мягкий звук, но быстро изнашивались и требовали частой настройки. Сегодня также можно найти подобные струны, но куда большей популярностью пользуются современные материалы.

Современные струны

Сегодня овечьи кишки - в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные "коллеги".

Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Скрипка-лиса

Забавная история поместила скрипку в песню известного музыканта — Игоря Саруханова. Однажды он написал композицию, которую планировал назвать «Скрип колеса». Однако произведение оказалось очень образным и туманным. Поэтому автор решил назвать его созвучными словами, что должно было подчеркнуть атмосферу песни. До сих пор в интернете ведутся ожесточённые баталии по поводу названия этой композиции. Но что же на этот счёт говорит автор песни — Игорь Саруханов? Скрипка-лиса — настоящее название песни, как утверждает музыкант. Ирония это или же интересная задумка, построенная на игре слов, знает лишь сам находчивый исполнитель.

Стоит ли учиться играть на скрипке?

Уверен, многие желают освоить этот замечательный инструмент, но забрасывают эту идею, так и не начав воплощать её в жизнь. Почему-то считается, что обучение игре на скрипке — очень трудный процесс. Ведь на ней нет ладов, да ещё и этот смычок, который должен стать продолжением руки. Безусловно, проще начать обучение музыки с гитары или фортепиано, но освоение искусства игры на скрипке сложнее лишь поначалу. Зато потом, когда базовые навыки будут прочно усвоены, процесс обучения становится примерно таким же, как и на любом другом инструменте. Скрипка хорошо развивает слух, так как на ней нет ладов. Это станет хорошим подспорьем в дальнейших занятиях музыкой.

Если вы уже знаете, что такое скрипка, и твёрдо решили освоить этот инструмент, то важно знать, что они бывают разных размеров. Для детей подбираются небольшие модели — 3/4 или 2/4. Для взрослого человека необходима стандартная скрипка — 4/4. Естественно, начинать занятия нужно под присмотром опытного наставника, так как самостоятельно научиться очень тяжело. Для тех же, кто желает попытать счастья в самостоятельном освоении этого инструмента, создано множество учебников на любой вкус.

Уникальный музыкальный инструмент

Сегодня вы узнали, что такое скрипка. Оказывается, она не является архаичным пережитком прошлого, на котором можно исполнять лишь классику. Скрипачей становится всё больше, многие группы начали использовать этот инструмент в своём творчестве. Скрипка встречается во многих литературных произведениях, особенно детских. Например, «Фенина скрипка» Кузнецова, любимая многими детьми и даже их родителями. Хороший скрипач может играть в любом музыкальном жанре, от тяжёлого металла до поп-музыки. Можно смело сказать, что скрипка будет существовать до тех пор, пока есть музыка.