Сообщение куприн биография и творчество кратко. Александр иванович куприн, биография. Переезд в Гатчину

Александр Иванович Куприн – талантливый и самобытный русский писатель конца XIX - начала XX века. Личность Куприна, как и его творчество – это взрывоопасная смесь дворянина, благородного разбойника и нищего странника. Огромный, необработанный драгоценный самородок, в котором сохранена первобытная красота и сила характера, мощь и магнетизм личного обаяния.

Биография Куприна кратко

Александр Куприн родился 26 августа 1870 года в Пензенской губернии. Отец его был мелким чиновником дворянского происхождения, а родословная матери имела татарские корни. Мальчик рано осиротел и почти семнадцать лет находился в военных казенных учреждениях – сиротский дом, гимназия, кадетское, а позже, юнкерское училища. Интеллектуальные задатки пробились сквозь панцирь военной муштры, и у юного Александра появилась и окрепла мечта стать поэтом или писателем. Вначале были юношеские стихи, но после военной службы в провинциальных гарнизонах, появляются первые рассказы и повести. Сюжет этих произведений начинающий писатель берет из собственной жизни. С рассказа "Дознание”, написанного в 1894 году, начинается творческая жизнь Куприна. В этом же году он уходит в отставку и отправляется странствовать по югу России. Кем только не был Куприн за время странствия – разгружал баржи на киевских пристанях, принимал участие в спортивных состязаниях атлетов, работал на заводе в Донбассе, служил лесным объездчиком на Волыни, учился на зубного техника, играл в провинциальном театре и в цирке, работал землемером. Эти странствия обогатили его жизненный и писательский опыт. Постепенно Куприн становится профессиональным литератором, печатая свои произведения в провинциальных газетах.Не приняв октябрьскую революцию, Куприн эмигрирует и до 1937 года живет за границей. Ностальгия по родине отозвалась не только творческим спадом, но и физическим нездоровьем. Всего только год прожил в России Куприн, после возвращения, и в августе 1938 года он умер.

Творчество Куприна

В 1896 году Куприн пишет и публикует повесть "Молох”, которая является началом нового этапа в творческой жизни начинающего писателя и совершенно новым произведением для русской литературы. Капитализм, не смотря на его прогрессивность – это безжалостный молох, пожирающий жизни и судьбы людей для получения материальной прибыли. В 1898 году он печатает повесть "Олеся”, первую из его немногочисленных произведений о любви. Наивная и прекрасная в своей наивности, чистая любовь лесной девушки, или как ее зовут в округе "колдуньи” Олеси, разбивается о робость и нерешительность ее возлюбленного. Человек иного круга и мировоззрения смог разбудить любовь, но не сумел защитить свою возлюбленную. С начала нового, 20 века, Куприн начинает печататься в петербургских журналах. Герои его произведений – простые люди, умеющие сохранить честь и достоинство, не предать дружбу. В 1905 году выходит повесть "Поединок”, которую автор посвящает Максиму Горькому. О любви и человеческой преданности пишет Александр Иванович в рассказе "Суламифь” и повести "Гранатовый браслет”. Не так уж много найдется произведений в мировой литературе, где описывают так тонко безнадежное, безответное, и одновременно, самоотверженное чувство любви, как это делает Куприн в "Гранатовом браслете”.

  • Александр Куприн и сам большой романтик, даже в чем-то авантюрист. В 1910 году он поднимается на воздушном шаре.
  • В этом же году, но чуть позже, совершает одним из первых в России полет на аэроплане.
  • Опускается на морское дно, изучая водолазное дело, и дружит с Балаклавскими рыбаками. И потом все, кого он встречает в жизни, появляются на страницах его произведений – от капиталиста–миллионера до нищего попрошайки.

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. В автобиографии писателя приведён поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром: был репортером, управляющим на постройке дома, разводил табак «махорку-серебрянку» в Волынской губернии, служил в технической конторе, был псаломщиком, подвизался на сцене, изучал зубоврачебное дело, хотел было даже постричься в монахи, служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по разгрузке арбузов и т. д. Сумбурные, лихорадочные метания, смена «специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых встреч - все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений, - требовалось художественно обобщить их.

В приведенном списке первым стоит: репортер. И это не случайно. Репортерская работа в киевских газетах - судебная и полицейская хроника, писание фельетонов, передовиц и даже «корреспонденций из Парижа» - была главной литературной школой Куприна. К амплуа репортера он сохранил навсегда теплое отношение.

Стоит ли поэтому удивляться, с какими поразительными подробностями запечатлены в прозе Куприна военные всех рангов - от рядового до генерала, - артисты цирка, босяки, квартирные хозяйки, студенты, певчие, лжесвидетели, воры. Примечательно, что в этих произведениях Куприна, передающих его живой опыт, интерес писателя направлен не на исключительное событие, а на явление, многократно повторяющееся, на подробности быта, воссоздание среды во всех её незаметных мелочах, воспроизведение величественной и безостановочной «реки жизни». Писатель не ограничивает свою задачу меткими, но незамысловатыми «зарисовками с натуры». В отличие от популярных газетных очеркистов конца XIX века он художественно обобщает действительность. И когда в тысяче восемьсот девяносто шестом году, поступив заведующим учетом кузницы и столярной мастерской (на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна), Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения-повести «Молох».



В прозе Куприна второй половины 90-х годов «Молох» выделяется как страстное, прямое обвинение капитализма. Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с её, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков едва ли не все самые значительные свои произведения. Талант Куприна, недавно еще разменивавшийся на ниве дешёвой беллетристики, обретает уверенность и силу. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы. «Прапорщик армейский», «Олеся» и затем, уже в начале XX столетия, - «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель» и повесть «Поединок».

В тысяча девятьсот первом году Куприн приезжает в Петербург. Позади годы скитаний, калейдоскоп причудливых профессий, неустроенная жизнь. В Петербурге перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних «толстых» журналов - «Русского богатства» и «Мира Божьего». В тысяча восемьсот девяносто седьмом году Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее - с А. П. Чеховым, а в ноябре тысяча девятьсот второго года - с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Наезжая в Москву, Куприн посещает основанное Н. Д. Телешовым литературное объединение «Среда», сближается с широкими писательскими кругами. Руководимое М. Горьким демократическое издательство «Знание» выпускает в тысяча девятьсот третьем году первый том купринских рассказов, положительно встреченных критикой.

Среди петербургской интеллигенции особенно сближается Куприн с руководителями журнала «Мир Божий» - редактором его, историком литературы Ф. Д. Батюшковым, критиком и публицистом А. И. Богдановичем и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В тысяча девятьсот втором году писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне. Некоторое время он деятельно сотрудничает в «Мире Божьем» и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: «В цирке», «Болото», «Корь», «С улицы», но к чисто редакторской работе, мешавшей его творчеству, скоро охладевает.

В творчестве Куприна в эту пору всё громче звучат обличительные ноты. Новый демократический подъём в стране вызывает у него прилив творческих сил, крепнущее намерение осуществить давно задуманный замысел - «хватить» по царской армии, этому средоточию тупости, невежества, бесчеловечности, праздно-изнурительного существования. Так накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя - повесть «Поединок», над которой он начал работать весной тысяча девятьсот второго года. Работа над «Поединком», по свидетельству М. К. Куприной-Иорданской, протекала с наибольшей интенсивностью зимой тысяча девятьсот пятого года, в грозовой атмосфере революции. Ход общественных событий торопил писателя.

Уверенность в себе, в своих силах Куприн, человек крайне мнительный и неуравновешенный, находил в дружеской поддержке М. Горького. Именно к этим годам (1904 - 1905) относится пора их наибольшего сближения. «Теперь, наконец, когда уже все окончено, - писал Куприн Горькому 5 мая 1905 года, после завершения «Поединка», - я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

Куприн был очевидцем Очаковского восстания. На его глазах ночью 15 ноября крепостные орудия Севастополя подожгли революционный крейсер, а каратели с пристани расстреливали из пулеметов и приканчивали штыками матросов, пытавшихся вплавь спастись с пылающего корабля. Потрясённый увиденным, Куприн откликнулся на расправу вице-адмирала Чухнина с восставшим гневным очерком «События в Севастополе», опубликованным в петербургской газете «Наша жизнь» первого декабря тысяча девятьсот пятого года. После появления этой корреспонденции Чухниным был отдан приказ о немедленной высылке Куприна из Севастопольского округа. Одновременно вице-адмирал возбудил против писателя судебное преследование; после допроса у судебного следователя Куприну разрешили выехать в Петербург.

Вскоре после севастопольских событий в окрестностях Балаклавы, где жил Куприн, появилась группа из восьмидесяти матросов, добравшихся до берега с «Очакова». В судьбе этих измученных усталостью и преследованием людей Куприн принял самое горячее участие: доставал им штатское платье, помог сбить со следа полицию. Частично эпизод со спасением матросов отражен в рассказе «Гусеница», но там «заводилой» выведена простая русская женщина Ирина Платоновна, а «писатель» оставлен в тени. В воспоминаниях Аспиза есть существенное уточнение: «Честь спасения этих матросов-очаковцев принадлежит исключительно Куприну».

Бодростью, верой в будущее России, художественной зрелостью проникнуто творчество Куприна этой поры. Он пишет рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Сны», «Тост», начинает работу над очерками «Листригоны». В ряде произведений и прежде всего и рассказе «Гамбринус» запечатлена революция, ее «выпрямляющая» атмосфера. За Куприным устанавливается постоянный полицейский надзор. Как никогда, высока общественная активность писателя: он выступает на вечерах с чтением отрывков из «Поединка», выставляет свою кандидатуру в выборщики в первую Государственную думу. Он открыто заявляет в притче «Искусство» о благотворности воздействия революции на творчество художника. Однако, приветствуя «пролетарскую весну». Куприн видел в ней путь к утопическому и смутному строю, «всемирному анархическому союзу свободных людей» («Тост»), осуществление которого отдалено целой тысячью лет. Его революционность - это революционность мелкобуржуазного писателя в пору общедемократического подъёма.

В течение первого десятилетия 900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В тысяча девятьсот девятом году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В тысяча девятьсот двенадцатом году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу «Нина». В противовес всё сильнее свирепствовавшему декадансу, талант Куприна остается и в эту пору реалистическим, в высшей степени «земным» художническим даром.

Однако годы реакции не прошли бесследно для писателя. После разгрома революции у него заметно падает интерес к политической жизни страны. Не было и прежней близости к М. Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках «Знания», а в «модных» альманахах - арцыбашевской «Жизни», символистском «Шиповнике», эклектичных сборниках Московского книгоиздательства писателей «Земля». Если говорить об известности Куприна - писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки. По существу же, в его творчестве 910-х годов уже заметны тревожные симптомы кризиса. Произведения Куприна этих лет отличаются крайней неравноценностью. После проникнутого активным гуманизмом «Гамбринуса» и поэтичной «Суламифи» он выступает с рассказом «Морская болезнь», вызвавшим протест демократической общественности. Рядом с «Гранатовым браслетом», где воспевается самоотверженное, святое чувство, он создает блеклую утопию «Королевский парк», в которой надежда на добровольный отказ правителей от власти звучит особенно фальшиво, так как появилась она вскоре после жестокого подавления революции 1905 -1907 годов. Вслед за полнокровно - реалистическим циклом очерков «Листригоны», проникнутым жизнерадостным чувством и напоенным ароматами Черного моря, появляется фантастическая повесть «Жидкое солнце», несколько необычная для Куприна по экзотичности материала, в которой звучит отчаяние перед всемогущей властью капитала, неверие в будущее человечества, сомнения в возможности социального переустройства общества.

Атмосфера, в которой жил Куприн в эти годы, мало способствовала серьёзному литературному труду. Современники с неодобрением рассказывают о бурных кутежах Куприна в «литературных» ресторанах «Вена» и «Капернаум», возмущаются упоминанием его имени в бульварном альбомчике, изданном рестораном «Вена». А дешёвый литературный кабачок «Давыдка», по словам Е. М. Аспиза, одно время и вовсе «стал резиденцией Куприна... куда, как говорили, направляли даже корреспонденцию на его имя». К популярному писателю льнули подозрительные личности, репортёры жёлтой прессы, ресторанные завсегдатаи. Время от времени Куприн замыкался для работы в Гатчине, либо Ф. Батюшков приглашал его в своё имение Даниловское, или сам писатель «спасался» от петербургских «друзей» в Балаклаве.

Литературному труду Куприна мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились и семейные заботы. После поездки в тысяча девятьсот седьмом году в Финляндию он женится вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих. Растёт семья, а вместе с ней - долги. Поневоле на вершине своей литературной славы писатель вынужден был возвращаться к молниеносным темпам чернорабочей журналистики времён своей неустроенной киевской жизни. В таких условиях работал он над созданием большой повести «Яма».

Противоречивость творчества Куприна 910-х годов отражала растерянность писателя, его неуверенность и непонимание происходящего. И когда началась русско-германская война, он оказался в числе тех литераторов, которые восприняли её как «отечественную» и «освободительную». В патриотическом угаре Куприн вновь надевает мундир поручика. Призванный в армию, писатель, по словам корреспондента, «накупил уставов, собрал все циркуляры, мечтает попасть со своей дружиной в дело». Приподнятое душевное состояние, ожидание благотворных последствий «очистительной» войны продолжается у Куприна до конца тысяча девятьсот пятнадцатого года. Демобилизовавшись по состоянию здоровья, он организует на личные средства в своём гатчинском доме военный госпиталь. В эту пору Куприн пишет ряд патриотических статей, художественное же его творчество почти иссякает, причем в немногочисленных его произведениях этих лет знакомые по прежнему творчеству темы утрачивают социальную остроту.

Так в предреволюционную пору, в обстановке творческого кризиса, завершается главный период писательской деятельности Куприна, когда были созданы самые значительные его произведения.

В обширном литературном наследии Куприна то оригинальное, купринское, что принес с собой писатель, лежит на поверхности. По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жиани. Такое мнение, бесспорно, имело основание. Через всё творчество Куприна проходит гимн природе, «натуральной» красоте и естественности. Отсюда его тяга к цельным, простым и сильным натурам. При этом культ внешней, физической красоты становится для писателя средством обличения той недостойной действительности, в которой эта красота гибнет.

И всё же, несмотря на обилие драматических ситуаций, в произведениях Куприна бьют ключом жизненные соки, преобладают светлые, оптимистические тона. Он радуется бытию детски непосредственно, «как кадет на каникулах», по меткому замечанию В. Львова-Рогачевского. Таким же здоровым жизнелюбцем, что и в творчестве, предстаёт и в своей личной жизни этот крепкий, приземистый человек с узенькими зоркими серо-синими глазками на татарском лице, которое кажется не таким круглым из-за небольшой каштановой бородки. Впечатление Л. Н. Толстого от знакомства с Куприным: «Мускулистый, приятный... силач». И в самом деле, с какой страстью отдастся Куприн всему, что связано с испытанием крепости собственных мускулов, воли, что сопряжено с азартом и риском. Он словно стремится растратить запас не израсходованных в пору его бедного детства жизненных сил. Организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Опускается в водолазном костюме на морское дно. Летит с Иваном Заикиным на самолете «Фарман». Сорока трех лет вдруг всерьёз начинает учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Л. Романенко. Страстный любитель лошадей, цирк предпочитает опере.

Во всех этих увлечениях что-то азартно-детское. Вот, живя в деревне, он получает из Петербурга охотничье ружье. Тут же заброшена работа над новым крупным произведением - романом «Нищие». «...Присылка ружья, - с тревогой сообщает Мария Карловна двадцать второго июня тысяча девятьсот шестого года Батюшкову, - произвела неожиданный перерыв в рабочем настроении Александра Ивановича, и он целыми днями бродит по окрестностям с ружьем». Его друзья: борцы Иван Поддубный и Заикин, спортсмен Уточкин, знаменитый дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, рыбак Коля Костанди. Живя из года в год в Балаклаве, Куприн сразу «сдружился с некоторыми рыбацкими «атаманами», которые славились своей отвагой, удачливостью и храбростью. Он охотнее работает на баркасе веслом или сидит среди рыбаков в кофейне, чем встречается с местной интеллигенцией, жаждущей поговорить о «высоких материях».

Но есть что-то лихорадочное, напряженное в поспешной смене всех этих увлечений - французской борьбой и погружением в скафандре под воду, охотой и стилем «кросс», тяжёлой атлетикой и свободным воздухоплаванием. Словно в Куприне жило два человека, мало друг на друга похожие, а современники, поддавшие», впечатлению одной, наиболее явной стороны его личности, оставили о нём неполную истину. Лишь наиболее близкие писателю люди, вроде Ф. Д. Батюшкова, сумели разглядеть эту двойственность.

Февральская революция, которую Куприн встретил восторженно, застала его в Гельсингфорсе. Он немедленно выезжает в Петроград, где вместе с критиком П. Пильским некоторое время редактирует эсеровскую газету «Свободная Россия». В его художественных произведениях этой поры (рассказы «Храбрые беглецы», «Сашка и Яшка», «Гусеница», «Звезда Соломона») нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. Сочувственно встретив Октябрьскую революцию, Куприн сотрудничает, однако, в буржуазных газетах «Эра», «Петроградский листок», «Эхо», «Вечернее слово», где выступает с политическими статьями «Пророчество», «Сенсация», «У могилы» (памяти видного большевика М. М. Володарского, убитого эсером), «Памятники» и т. д. В этих статьях сказывается противоречивая позиция писателя. Сочувствуя грандиозной программе преобразования старой России, разработанной В. И. Лениным, он сомневается в своевременности проведения этой программы в жизнь.

Стечение случайных обстоятельств приводит Куприна в тысяча девятьсот девятнадцатом году в стан эмиграции. В эмиграции он пишет роман «Жанет». Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман «Юнкера».

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Александр Иванович Куприн – известный русский писатель и переводчик. Он внес весомый вклад в фонд русской литературы. Его произведения отличались особой реалистичностью, благодаря чему он получил признание в самых разных слоях общества.

Краткая биография Куприна

Вашему вниманию предлагается краткая биография Куприна. Она, как и все , содержит много .

Детство и родители

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчат, в семье простого чиновника. Когда маленькому Александру было всего один год, его отец – Иван Иванович умер.

После смерти мужа, мать будущего писателя – Любовь Алексеевна, решила отправиться в Москву. Именно в этом городе прошло детство и юность Куприна.

Обучение и начало творческого пути

Когда юному Саше исполнилось 6 лет, его отдали на обучение в Московское сиротское училище, которое он окончил в 1880 г.

Александр Иванович Куприн

В 1887 г. Куприн был зачислен в Александровское военное училище.

В этот период биографии ему приходится сталкиваться с разными трудностями, о которых он потом напишет в рассказах «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера».

Александр Иванович имел неплохие способности к написанию стихов, однако они так и остались неопубликованными.

В 1890 г. писатель служил в пехотном полку в чине подпоручика.

Находясь в этом звании, он пишет такие рассказы как «Дознание», «Впотьмах», «Ночная смена» и «Поход».

Расцвет творчества

В 1894 г. Куприн решает подать в отставку, находясь на тот момент уже в звании поручика. Сразу же после этого, он начинает путешествовать по , знакомясь с разными людьми и набираясь новых знаний.

В этот период ему удается познакомиться с , Максимом Горьким и .

Биография Куприна интересна тем, что все впечатления и переживания, полученные им во время его немалых путешествий, он сразу же брал за основу для будущих произведений.

В 1905 г. печатается повесть «Поединок», которая получает настоящее признание в обществе. В 1911 г. появляется его самый значимый труд «Гранатовый браслет», который сделал Куприна по-настоящему знаменитым.

Следует заметить, что ему легко давалось написание не только серьезной литературы, но и детских рассказов.

Эмиграция

Одним из важнейших моментов в жизни Куприна стала Октябрьская революция. В краткой биографии сложно описать все переживания писателя, связанные с эти временем.

Вкратце лишь заметим, что он наотрез отказался принимать идеологию военного коммунизма и связанный с ним террор. Оценив сложившуюся ситуацию, Куприн практически сразу решает эмигрировать во .

На чужбине он продолжает писать повести и рассказы, а также заниматься переводческой деятельностью. Для Александра Куприна было немыслимо жить без творчества, что отчетливо видно по всей его биографии.

Возвращение в Россию

Со временем, помимо материальных трудностей, Куприн все чаще начинает испытывать ностальгию по Родине. Возвратиться обратно в Россию ему удается лишь спустя 17 лет. Тогда же он пишет свое последнее произведение, которое называется «Москва родная».

Последние годы жизни и смерть

Советским чиновникам был выгоден известный литератор, вернувшийся на Родину. Из него пытались создать образ раскаявшегося писателя, приехавшего с чужбины, чтобы воспевать счастливую .


О возвращении Куприна в СССР, 1937 год, «Правда»

Однако в служебных записках компетентных органов зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и, практически, не в состоянии ничего писать.

Кстати, именно поэтому появилась информация, что «Москва родная» принадлежит не самому Куприну, а приставленному к нему журналисту Н. К. Вержбицкому.

25 августа 1938 г. Александр Куприн умер от рака пищевода. Его похоронили в Ленинграде на Волковском кладбище, рядом с великим писателем .

  • Когда Куприн еще не был известным, ему удалось освоить множество самых разнообразных профессий. Он работал в цирке, был артистом, педагогом, землемером и журналистом. В общей сложности он освоил более 20 разных профессий.
  • Первая жена писателя – Мария Карловна, очень не любила беспорядки и неорганизованность в работе Куприна. Так, например, застав его спящим на рабочем месте, она лишила его завтрака. А когда он не написал нужные главы для какого-то рассказа, жена отказалась впускать его в дом. Как тут не вспомнить американского ученого, который под давлением жены !
  • Куприн любил одеваться в национальный татарский наряд, и ходить в таком виде по улицам. По материнской линии у него были татарские корни, чем он всегда гордился.
  • Куприн лично общался с Лениным. Он предлагал вождю создать газету для деревенских жителей под названием «Земля».
  • В 2014 году был снят телесериал «Куприн», повествующий о жизни писателя.
  • По воспоминания современников, Куприн был по-настоящему очень добрым и неравнодушным к чужим судьбам человеком.
  • Именем Куприна названы многие населенные пункты, улицы и библиотеки.

Если вам понравилась краткая биография Куприна – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите и биографии – подписывайтесь на сайт сайт любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Введение

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна «Листригоны» и повести «Поединок»

Романтическое в повести «Суламифь» и рассказе «Олеся»

Теория и методика целостного анализа рассказа «Гранатовый браслет» на уроке в 11 классе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Имя А. И. Куприна, несомненно, связано с реалистическим направлением в русской литературе начала 20 века. Этот художник честно и прямо говорил о насущных проблемах своего времени, затрагивал множество нравственно-этических и социальных вопросов, волновавших предреволюционное русское общество.

Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже встречаются люди, подобные купринским героям, раньше они были явлением вполне обычным. Тем более Куприн мог писать лишь тогда, когда сам жил и чувствовал. Он не придумывал свои повести и рассказы за письменным столом, а выносил их из жизни. Потому, наверное, все его книги такие яркие и впечатляющие.

К. Чуковский писал о Куприне, что «его требования к себе, как писателю-реалисту, изобразителю нравов, буквально не имели границ, (...) что с жокеем он умел вести разговор, как жокей, с поваром - как повар, с матросом - как старый матрос. Он по-мальчишески щеголял этой своей многоопытностью, кичился ею перед другими писателями (перед Вересаевым, Леонидом Андреевым), ибо в том и заключалось его честолюбие: знать доподлинно, не из книг, не по слухам, те вещи и факты, о которых он говорит в своих книгах...».

Куприн повсюду искал ту силу, которая могла бы возвысить человека, помочь ему обрести внутреннее совершенство и счастье.

Такой силой могла стать любовь к человеку. Именно этим чувством пронизаны повести и рассказы Куприна. Человеколюбие можно назвать главной темой таких произведений, как «Олеся» и «Анафема», «Чудесный доктор» и «Листригоны». Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности.

«А для реализации своей гуманистической идеи писатель использует романтические художественные средства. Куприн зачастую идеализирует своих героев (Олеся из одноименного рассказа) либо наделяет их почти неземными чувствами (Желтков из Гранатового браслета). Очень часто романтическими бывают финалы произведений Куприна». Так, например, Олесю изгоняют из общества вновь, но на этот раз она вынуждена уехать, то есть покинуть чуждый ей мир. Ромашов из «Поединка» уходит от действительности, полностью погружаясь в свой внутренний мир. Потом в поединке с жизнью он погибает, не вынося мучительной раздвоенности. Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» стреляется, когда теряет смысл жизни. Он бежит от своей любви, благословляя свою возлюбленную: «Да святится имя твое!».

В романтические тона окрашена у Куприна тема любви. О ней он говорит благоговейно. О своем «Гранатовом браслете» писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писал. Этот замечательный рассказ о любви, выражаясь словами самого Куприна, - «великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине». Несмотря на то, что в основу «Гранатового браслета» положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы, он представляет собой ярчайший образец романтической традиции.

Это говорит нам об умении Куприна видеть в реальности поэтически возвышенное, а в человеке - самое лучшее и чистое. Поэтому мы можем назвать этого писателя и реалистом и романтиком одновременно.

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна «Листригоны» и повести «Поединок»

Бывалый человек, не раз колесивший по России, переменивший множество профессий, легко сближавшийся с самыми разными людьми, Куприн накопил огромный запас впечатлений и делился ими щедро, увлеченно. В его рассказах прекрасные страницы посвящены любви - мучительной или торжествующей, но всегда завораживающей. Критически изображая жизнь «как она есть», Куприн давал почувствовать и ту жизнь, которая должна быть. Он верил в то, что человек, который «пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья, будет счастлив и свободен».

Однако его идеалом была скитальческая, бродяжья, полная пестрых приключений и случайностей жизнь. И его симпатии - всегда на стороне людей, оказавшихся по тем или иным причинам вне рамок размеренного и благополучного существования.куприн рассказ реалистическое

Певца патриархальной естественности, Куприна не случайно привлекали формы труда, связанные с природой. Это не тягостная повинность у станка или в душной шахте, а работа «с солнцем в крови», под свежим ветром на бескрайних водных просторах. Называя своих героев «листригонами» по имени сказочных рыбаков-пиратов из «Одиссеи», Куприн подчеркивал неизменность, устойчивость этого мирка, сохранившего свои обычаи чуть ли не с гомеровских времен, и идеализировал этот древний, словно нетронутый временем тип ловца, охотника, сына природы. Но под античными масками угадывались живые лица современных Куприну балаклавских греков, ощущались их нынешние заботы и радости. В «Листригонах» отразились эпизоды дружеского общения писателя с крымскими рыбаками; все герои цикла - реальные люди, Куприн не изменил даже их имен. Так из сплава прозы и поэзии, правды и легенды возник один из лучших образцов русского лирического очерка.

В годы назревания первой русской революции Куприн отдаётся работе над своим крупнейшим произведением - повестью «Поединок». Действие повести, вышедшей в свет в 1905 году, происходит в 90-е годы. Однако всё в ней дышало современностью. Произведение давало глубокое объяснение причин поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Более того, порождённый стремлением Куприна разоблачить пороки армейской среды, «Поединок» был ошеломляющим ударом по всем порядкам царской России.

«Полк, офицерство и солдаты» написаны крупным планом в органическом взаимодействии с главным героем. В «Поединке» мы видим реалистические картины, создающие большое полотно, в котором «второстепенные» персонажи могут быть столь же важными для художественного целого, как и главные образы.

Повесть сильна, прежде всего, обличительным пафосом. Куприн, как известно, прекрасно знал дикие нравы армейской жизни, где высшие армейские чины обращались с солдатами, как со скотом. Офицер Арчаковский, например, до такой степени избил своего денщика, что «кровь оказалась не только на стенах, но и на потолке». Особенно злобствовали офицеры во время бессмысленной солдатской муштры, когда шла подготовка к парадным смотрам, от которых зависела их служебная карьера.

Сюжет произведения буднично трагичен: подпоручик Ромашов погибает в результате дуэли с поручиком Николаевым. Ромашов, городской интеллигент в мундире подпоручика заштатного полка, страдает от пошлости и бессмыслицы жизни, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки к неизбежному возникновению конфликта. Ромашов испытывает к затравленному солдату Хлебникову «прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания». Автор не идеализирует юного Ромашова, не делает его борцом против уклада армейской жизни. Ромашов способен только на робкое несогласие, на неуверенные попытки убедить, что культурные, порядочные люди не должны нападать с шашкой на безоружного: «Бить солдата нечестно. Это стыдно». Обстановка презрительного отчуждения закаляет Ромашова. К концу повести он обнаруживает твердость и силу характера. Поединок становится неизбежным, а любовь его к замужней женщине, Шурочке Николаевой, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь, ускорила развязку.

«Поединок» принес Куприну европейскую славу. Передовая общественность восторженно встретила повесть, ибо, как писал современник, купринская повесть «подтачивала, расшатывала, поражала насмерть военную касту». Сегодняшним читателям повесть важна как описание поединка добра и зла, насилия и гуманизма, цинизма и чистоты.

Романтическое в повести «Суламифь» и рассказе «Олеся»

Несмотря на всю реалистичность произведений Куприна, в любом из них можно найти элементы романтизма. Более того, иногда это проявляется настолько сильно, что даже невозможно назвать некоторые страницы реалистическими.

В повести Олеся все начинается довольно прозаично, даже немного скучно. Лес. Зима. Темные, неграмотные полесские крестьяне. Кажется, что автор просто захотел описать жизнь крестьян и делает это, ничего не приукрашивая, изображая серую, безрадостную жизнь серым цветом. Хотя, конечно же, условия, в которые попадает главный герой повести, далеко не привычны для большинства из нас, но все же это реальные условия жизни в Полесье.

И вдруг среди всего этого унылого однообразия появляется Олеся, образ, несомненно, романтический. Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства. Куприн обращает внимание на руки девушки, хоть и загрубевшие от работы, но маленькие, аристократические, на ее манеру есть, говорить. Откуда в такой среде могла появиться девушка, подобная Олесе? Очевидно, образ юной колдуньи уже является не жизненным, а идеализированным, над ним потрудилось воображение автора.

После того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом. Наступает весна, природа радуется вместе с влюбленными. Появляется новый, романтический мир, где все прекрасно. Это мир любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Как только они встречаются, этот мир вдруг возникает из ниоткуда, когда расстаются - исчезает, но сохраняется в их душах. И влюбленные, находясь в обыденном мире, стремятся в свой, сказочный, никому другому не доступный. Это «двоемирие» - тоже явный признак романтизма.

Обычно романтический герой совершает «поступок». Не является исключением и Олеся. Она пошла в церковь, подчиняясь силе своей любви.

Таким образом, в повести описывается любовь реального человека и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир Олеси, а она - в его реальность. Становится понятным, почему в произведении прослеживаются черты как одного, так и другого направления.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь - это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Но иногда Куприн не придумывает ничего идеального. В Поединке, мне кажется, нет ни одного безупречного образа. Если Шурочка сначала и кажется прекрасной (она так умна, красива, хотя ее окружают пошлые, жестокие люди), то вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь, как Олеся или Желтков, она предпочитает ей внешний блеск высшего общества. И сразу, как только это понимаешь, и красота ее, и ум, и чувства предстают в ином свете.

Любовь Ромашова, конечно же, была чище и искренней. И хоть он совсем не идеализируется автором, его можно считать романтическим героем. Он все очень остро переживает и чувствует. К тому же Куприн проводит Ромашова через жизненные страдания: одиночество, унижение, предательство, смерть. На фоне реалистического изображения порядков царской армии, пошлости, жестокости, грубости выделяется еще одно лицо - Назанский. Это уже настоящий романтический герой. Как раз в его речах можно найти все основные идеи романтизма о несовершенстве этого мира, о существовании другого, прекрасного, о вечной борьбе и вечном страдании.

Как видно, в своих произведениях Куприн не придерживался рамок только реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.

Куприн обладал способностью совмещать в своих книгах реальность с романтической выдумкой. Наверное, это и есть та самая замечательная способность усмотреть в жизни прекрасное, достойное восхищения, которой лишены многие люди. Но если уметь видеть в жизни лучшие ее стороны, то, в конце концов, из самой скучной и серой повседневности может родиться новый, замечательный мир.


Восприятие и осмысление произведения искусства как целостности в наше время стало особенно значимым. Отношение современного человека к миру как целостности имеет ценностный, жизненный смысл.

Искусство с самого своего начала было направлено на эмоциональное ощущение и воспроизведение целостности жизни. Поэтому «… именно в произведении отчетливо реализуется всеобщий принцип искусства: воссоздание целостности мира человеческой жизнедеятельности как бесконечного и незавершенного «социального организма» в конечном и завершенном эстетическом единстве художественного целого».

Литература в своем развитии, временном движении, т. е. литературном процессе, отразила поступательный ход художественного сознания, стремящегося отразить овладение людьми целостностью жизни и сопутствующее этому движению разрушение целостности мира и человека.

Чтобы более или менее исчерпывающе познать художественное произведение, необходимо в идеале пройти все три ступени его научного рассмотрения, ничего в них не пропуская. Это значит, что необходимо осознать произведение как целое на уровне первичного восприятия, затем провести скрупулезный анализ его по элементам и, наконец, завершить рассмотрение системно-целостным синтезом.

В идеале методика анализа должна быть своей для каждого произведения, она должна диктоваться его идейно-художественными особенностями. Чтобы выборочный анализ не был случайным и фрагментарным, он должен одновременно быть анализом целостным. Казалось бы, противоречие, но на самом деле это не так. Только при целостном взгляде на систему можно определить, какие стороны, элементы и связи в ней более существенны, а какие носят вспомогательный характер. В первую очередь необходимо познать «закон целого», принцип его организации, а уж он потом подскажет, на что конкретно обратить внимание. Поэтому рассмотрение художественного произведения необходимо начинать не с анализа, а с синтеза. Необходимо прежде всего осознать свое целостное первое впечатление и, проверив его главным образом перечитыванием, сформулировать на понятийном уровне. На этом этапе уже возможно провести ключевую операцию для дальнейшего целостно-выборочного анализа - определить содержательные и стилевые доминанты произведения. Это и есть тот ключик, который открывает целостность строения художественного создания и определяет пути и направления дальнейшего анализа. Так, если доминанта содержания лежит в области проблематики, то тематику произведения вполне можно не анализировать, сосредоточившись на связи проблематики и идеи; если в области пафоса - то анализ тематики необходим, поскольку в пафосе естественным образом соединяются объективный и субъективный моменты, проблематика же в этом случае оказывается не так важна. Более конкретное определение доминант подсказывает и более конкретные пути анализа: так, идейно-нравственная проблематика требует пристального внимания к индивидуальной «философии» героя, к динамике его взглядов и убеждений, при этом его связи с социальной сферой оказываются, как правило, второстепенными. Проблематика же социокультурная, напротив, диктует повышенное внимание к статике, к неизменным чертам внешнего и внутреннего облика персонажей, к связям героя с породившей его средой. Выделение стилевых доминант также указывает на то, чем в произведении следует заниматься в первую очередь. Так, анализировать элементы сюжета не имеет смысла, если мы наблюдаем в качестве стилевой доминанты описательность или психологизм; тропы и синтаксические фигуры анализируются в том случае, если стилевая доминанта - риторичность; сложная композиция направляет внимание на анализ внесюжетных элементов, повествовательных форм, предметных деталей и т.д. В результате достигается поставленная задача: экономия времени и усилий сочетается с постижением индивидуального идейно-художественного своеобразия произведения, выборочный анализ оказывается одновременно и целостным.

«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato. Соната Бетховена Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

Из переписки Куприна и мемуаров известны прототипы героев рассказа: Желтков - мелкий телеграфный чиновник П.П. Желтиков, князь Василий Шеин - член Государственного совета Д.Н. Любимов, княгиня Вера Шеина - его жена Людмила Ивановна, урожденная Туган - Барановская, ее сестра Анна Николаевна Фриессе - сестра Любимовой, Елена Ивановна Нитте, брат княгини Шеиной - чиновник Государственной канцелярии Николай Иванович Туган - Барановский.

Рассказ выдержал ряд изданий на французском, немецком, английском, шведском, польском, болгарском, финском языках. Зарубежная критика, отмечая тонкий психологизм рассказа, приветствовала его как «порыв свежего ветра».

Для целостного анализа художественного произведения, учащимся необходимо задавать следующие вопросы:

О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные событии.)

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что маленький человек способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее).

Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист - переодевается в трубочиста - становится судомойкой - превращается в монаха - трагически гибнет, оставляя после смерти завещание).

Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. «Прежняя страстная любовь давно ушла», может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с «чувством прочной, верной, истинной дружбы». Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами».)

Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.

(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним - развязка.)

Как изображается Куприным Желтков и его любовь?

Почему он «заставляет» Веру послушать вторую сонату Бетховена?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворённое выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. Желтков велик своим страданием, своей любовью. Символична деталь розы, означающей любовь, смерть (стихотворение И. Мятлева «Розы», И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы»), совершенство мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо прекрасно, как стихи, убеждает читателя в искренности и силе его чувств. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - «громадное счастье». Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство. Смерть не страшит его. Гранатовый браслет, не принятый Верой, герой просит повесить на икону. Это обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без реализации, но герой остался непонятым.

Посмертно Желтков завещает Вере послушать сонату Бетховена, величественное размышление о даре жизни и любви. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки музыки, как бы донёсшей его потрясения, боль, счастье, и неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.)

Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (Желтков признаёт, что неудобным клином врезался в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь - не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек).

Каким настроением проникнут финал повести? (Финал проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера, ей открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет.»)

Существует ли идеальная любовь?

Любить и быть любимым - это одно и то же? Что лучше?

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюблённый просил повесить браслет - символ святой любви - на икону)

Встречается ли неземная любовь? (Да, встречается. Но очень редко. Именно такую любовь и описал А. Куприн в своём произведении)

Как притягивать любовь? (Мало ждать любовь, надо самим научиться любить, чувствовать себя частицей окружающего мира)

Почему любовь управляет человеком, а не наоборот? (Любовь - вечный поток. Человек реагирует на волны любви. Любовь - вечна, она была, есть и будет. А человек приходит и уходит)

Какой видит А.И.Куприн истинную любовь? (истинная любовь - основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека)

Что такое любовь? (Любовь - это страсть, это сильные и настоящие чувства, возвышающие человека, пробуждающие его лучшие качества, это правдивость и честность в отношениях).

Любовь для писателя - основа всего существующего: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

Его герои - люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Заключение

Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениям жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.Куприн много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Куприн боролся с эмигрантской судьбой, он не хотел покоряться ей. Он старался жить интенсивной творческой жизнью и продолжать служение литературе. Нельзя не отдать должное талантливому писателю - он и в эти тяжелые для него годы сумел внести значительный вклад в русскую литературу.

Творчество Александра Ивановича Куприна высоко ценили Антон Павлович Чехов, Алексей Максимович Горький, Лев Николаевич Толстой. Константин Паустовский писал о нем: «Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни в памяти многих людей - представителей человечества, как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей земле».

Нравственная энергия, и художественная, творческая магия Куприна идут от одного корня, от того, что он может быть смело назван самым здоровым, самым жизнерадостным и жизнелюбивым в кругу русских писателей XX века. Книги Куприна нужно непременно прочесть, прожить в юности, ибо они - своего рода энциклопедия здоровых, нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.

Список использованной литературы

Корман Б.О. О целостности художественного произведения. Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1977, № 6

Куприн А. И.Гранатовый браслет.- М.,1994. - С. 123.

Паустовский К. Поток жизни // Собр. соч. в 9-ти томах. - М., 1983. Т.7.-416 с.

Чуковский К. Современники: портреты и этюды (с илл.): изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», М., 1962 - 453 с.

1. Годы учебы.
2. Отставка, начало литературной деятельности.
3. Эмиграция и возвращение на родину.

А. И. Куприн родился в 1870 году в уездном городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, секретаря мирового съезда. Его отец Иван Иванович Куприн умер от холеры в августе 1871 года. Вдова Любовь Алексеевна почти через три года переехала с тремя детьми в Москву, отдала дочерей в закрытые учебные заведения, Александр жил с матерью до шестилетнего возраста в Кудринском вдовьем доме. Следующие четыре года Куприн учился в Разумовском сиротском пансионе, где с 1877 года начинает писать стихи. Об этом периоде его жизни — рассказ «Храбрые беглецы» (1917).

Окончив пансион, поступает в Московскую военную гимназию (кадетский корпус). Учится он в кадетском корпусе восемь лет, там пишет лирические и шуточные стихотворения, переводит с французского и немецкого. Этот период жизни отражен в повести «На переломе» («Кадеты») (1900). Поступает в Военное Александровское училище, в 1890 году заканчивая его подпоручиком. В 1889 году журнал «Русский сатирический листок» напечатал первый рассказ Куприна «Последний дебют». Автор считал рассказ не удавшимся. За публикацию Куприн получил двое суток карцера — юнкерам запрещали выступать в печати. Это описано в романе «Юнкера» (1928—1932), в рассказе «Типографская краска» (1929).

Служба в пехотном Днепровском полку в 1890— 1894 годах была подготовкой Куприна к военной карьере, но из-за буйного во хмелю нрава его не приняли в Академию Генштаба (силач Куприн сбросил в воду полицейского).

Поручик ушел в отставку. Жизнь его была бурной, ему довелось попробовать себя в самых разных сферах, от странничества до грузчика и дантиста. Он был завзятым авантюристом и исследователем — спускался под воду как водолаз, летал на аэроплане, создал атлетическое общество. Многие жизненные впечатления он положил в основу своих произведений. Годы службы отразились в военных рассказах «Дознание» (1894), «Куст сирени» (1894), «Ночная смена» (1899), «Поход» (1901), «Ночлег» (1895), в повести «Поединок» (1904—1905), рассказе «Свадьба» (1908).

В 1892 году Куприн начал работу над повестью «Впотьмах». В 1893 рукопись передана в редакцию «Русского богатства», альманаха, который издавали В. Г. Короленко, Н. К. Михайловский, И. Ф. Анненский. Повесть опубликована летом, а уже в конце осени в том же альманахе напечатан рассказ «Лунной ночью».

В ранних произведениях Куприна видно, как росло его мастерство. Все меньше подражания, склонность к психологическому анализу. Рассказы армейской тематики отличает симпатия к простому человеку, острая социальная направленность. Фельетоны и очерки сочными красками рисуют жизнь большого города.

После отставки Куприн переезжает в Киев, работает в газетах. Киевский период — плодотворное время в жизни Куприна. Он знакомится с жизнью горожан и самое интересное рассказывает в сборнике «Киевские типы». Эти очерки появляются в конце 1895 года в газете «Киевское слово», а в следующем году выходят отдельной книгой. Куприн работает учетчиком на сталелитейном заводе в Донбассе, пишет повесть «Молох», рассказ «Чудесный доктор», книгу «Миниатюры: очерки и рассказы», странствует, знакомится с И. А. Буниным. В 1898 году он живет в семье своей сестры и зятя, лесничего, в Рязанской губернии. В этих чудесных местах он начал работу над повестью «Олеся». Жители полесских лесов, такие как богатая внутренней и внешней красотой Олеся, продолжают и позже интересовать Куприна как объект для изображения — в рассказе «Конокрады» он рисует образ конокрада Бузыги, сильного, смелого героя. В этих произведениях Куприн создает свой «идеал естественного человека».

В 1899 году опубликован рассказ «Ночная смена». Куприн продолжает сотрудничество в газетах Киева, Ростова-на-Дону, в 1900 году публикует в киевской газете «Жизнь и искусство» первый вариант повести «Кадеты». Уезжает в Одессу, Ялту, где встречается с Чеховым, работает над рассказом «В цирке». Осенью снова уезжает в Рязанскую губернию, взяв подряд обмерить шестьсот десятин крестьянского леса. Вернувшись в Москву, в том же году входит в литературный кружок Н. Д. Телешова «Среда», знакомится с Л. Н. Андреевым, Ф. И. Шаляпиным.

В конце года Куприн переезжает в Петербург, чтобы заведовать отделом беллетристики в «Журнале для всех». Представленный И. А. Буниным издательнице журнала «Мир Божий» А. Давыдовой он публикует там рассказ «В цирке». Рассказ проникнут настроением гибели всего прекрасного. Куприн пересматривает «идеал естественного человека». Человек по природе своей прекрасен, способен вдохновить художника, но в жизни красота принижена, поэтому вызывает чувство сожаления, считает Куприн, Чехов оценивал рассказ таким образом: «"Осенью" Бунина сделано несвободной, напряженной рукой, во всяком случае купринское "В цирке" гораздо выше. "В цирке" — это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная, несомненно, знающим человеком». Также он поставил в известность Куприна, что Л. Н. Толстой тоже читал произведение, и оно ему понравилось. В семейной жизни Куприна происходят перемены — он женится на М. Давыдовой, рождается дочь Лидия. Теперь он соредактор журнала вместе с А. И. Богдановичем и Ф. Д. Батюшковым. Его представляют Л. Н. Толстому, М. Горькому. В 1903 году в печати появляется рассказ «Болото», выходит первый том произведений.

В Крыму писатель делает первые наброски повести «Поединок», но уничтожает рукопись. По впечатлениям от встречи с бродячим цирком пишет рассказ «Белый пудель». В начале 1904 года Куприн отказывается от редакторства в журнале. Опубликован рассказ Куприна «Мирное житие». Он уезжает в Одессу, потом в Балаклаву.

Куприн был далек от революционного движения, но приближение революции отразилось в его творчестве — оно приобрело критическое разоблачительное начало. Очерк «Угар» (1904), в котором выражена идейная позиция Куприна, сатирически изображает «хозяев жизни», контрастом среди тихой лирической южной ночи изображено веселье праздной публики. В рассказах «Корь», «Хорошее общество» и «Жрец» отображен конфликт между «хорошим обществом» и демократической интеллигенцией. На поверку «хорошее общество» оказывается погрязшим в махинациях, это гнилые люди с мнимой добродетелью и показным благородством.

Куприн долго работает над рукописью «поединка», читает отрывки Горькому и получает его одобрение, но во время обыска жандармы изъяли часть рукописи. Выйдя в печать, повесть принесла автору славу и вызвала большой резонанс в критике. Своими глазами писатель наблюдает восстание на крейсере «Очаков», для этого он каждый день ездит из Балаклавы в Севастополь. Он стал очевидцем расстрела крейсера и укрывал спасшихся матросов. Петербургская газета «Наша жизнь» публикует очерк Куприна «События в Севастополе». В декабре Куприна выслали из Балаклавы и запретили жить там впредь. Этому городу он посвятил цикл очерков «Листригоны» (1907—1911). В 1906 году вышел второй том рассказов Куприна. В журнале «Мир Божий» — рассказ «Штабс-капитан Рыбников». Куприн говорил, что первой своей настоящей вещью считает «Поединок», а лучшей — «Штабс-капитана Рыбникова».

В 1907 году писатель разводится и женится на Е. Гейнрих, в этом браке рождается дочь Ксения. Куприн пишет «Изумруд» и «Суламифь», выпускает очередной том рассказов. В 1909 году получает Пушкинскую премию. За это время он создает «Реку жизни», «Яму», «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце» (научная фантастика с элементами антиутопии).

В 1918 году Куприн выступает с критикой нового времени, его арестовывают. После освобождения он уезжает в Хельсинки и затем в Париж, где активно печатается. Но это не помогает семье жить в достатке. В 1924 году ему предлагают вернуться, и только спустя тринадцать лет тяжело больной писатель приезжает в Москву, а потом в Ленинград и в Гатчину. У Куприна обостряется болезнь пищевода и в августе 1938 года он умирает.