Соня: Война и мир. Действительно ли Соня пустоцвет. Образ и характеристика сони ростовой в романе война и мир толстого сочинение Соня и Николай

Приемные дети - актуальная тема для литературы и жизни. Великий классик исподволь подводит к пониманию важности персонажа Соня Ростовой в сюжете, но не делает его главным персонажем. Грань между приемными и собственными такая тонкая, что философские проблемы могут увести в сторону.

Судьба приемного ребенка

Соня - троюродная сестра детей Ростовых. В романе нет указаний на то, при каких обстоятельствах девушка оказывается в их доме. Соня - не просто сестра для главной героини. Она подруга Наташи. Девушка стремится помочь Ростовой, она удерживает ее от позора отношений с Курагиным. Соня обещает сидеть у дверей молодой графини и не выпускать ее из дома, не позволяет ей сбежать с Анатолем.

Отношения между девушками открытые и искренние. Наташа плачет вместе с Соней, даже не вникая в причину. Горе подруги воспринимается как свое.

Соня платит благодарностью семье, которая ее воспитала. Она готова пожертвовать всем ради Ростовых. В итоге, девушка отказывается от возможности создания своей семьи. Что это за решение? Кто-то считает, что глупость, другие верят в силу любви. У каждого читателя складывается свое мнение о персонаже. Общее одно - Соню жаль. В конце романа это 30-летняя «старая дева». Всю себя она отдает заботе за членами семьи: ухаживает за графиней, балует детей Николая. Автор описывает ее такими словами, что за каждым встает вопрос: стоило ли это того?

«Примирилась со своим назначением пустоцвета», «…как кошка…прижилась не к людям, а к дому», «…мелкие услуги». Классик как будто сомневается в искренности поступков: «…все это принималось невольно с слишком слабою благодарностью». Роман «Война и мир» учит: нельзя давать чувствам поглощать себя полностью, отказываться от своей судьбы. Человеку дана жизнь, чтобы все испытать. Для женщины - это материнство. Таких образов «старых дев» в русской литературе множество. Приживалки вызывают жалость, но это их выбор. Они сами платят за свои минутные слабости.

Жертвование своим счастьем

Любовь к Николаю стала смыслом жизни девушки. Никто не одобряет возникшего чувства. Графиня Ростова объясняет приемной дочери пагубность и опасность ситуации: «порча карьеры сыну». Соня не скрывает своих чувств, это становится понятно из ее слов. Она обращается даже к митрополиту, который говорит, что нельзя поддаваться данному чувству. Но как часто и бывает, человек не властен над любовью.

Характеристика Сони Ростовой дополняется данными о возможности повернуть, изменить судьбу. К Соне сватается Долохов. Блестящий офицер мог бы поменять судьбу красавицы. Она бесприданница, сирота. Он отличная партия, но девушка отказывает. Причина - страстная любовь к Николаю. Девушка держит мужчину, не дает возможности ему стать свободным. Порядочный Николай не может обидеть Соню. Отношения приходят к логическому завершению: Соня освобождает Николая от юношеских обещаний. Ростов женится на Болконской. Женщина живет в новой семье, с Марией и любимым ею человеком. Представить, каково Соне, сложно и страшно. Смотреть за отношениями, ухаживать за детьми, любить, но не получать ответа, не сметь даже мысленно мешать семейному счастью.

Личность героини

Прелестная девушка отличается верностью чувств. Она показывает пример преданности и самоотверженности. В образе, по мнению автора, «одно хорошее». Соня мастерски исполняет литературные тексты, читая тоненьким голоском проникновенно и точно. Особое качество персонажа - терпение. Чувствительная поэтическая натура скрывает свои внутренние переживания, смирившись со своей судьбой. Скрытность чаще не свойственна чувствительным натурам. Здесь все иначе. Притворная улыбка, крепкий кошачий взгляд - одно описание героини. Во всей прелести распустившийся цветок, бархатные черные глаза - другой образ. Красавица могла бы пользоваться своей внешней красотой и кротостью, нашла бы для себя красавца, но она выбрала иной путь. Правильно ли ее решение? У каждого свое мнение.

Соня Ростова кажется одной из самых несчастных героинь романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Что же представляет из себя эта девушка на самом деле? Не назовешь её ни Софьей, ни Софией, Соня – вот имя, полностью описывающее характер юной героини. И хоть Сонечка является второстепенным героем романа, читатель непроизвольно следит за ее судьбой.

Девочка с малых лет воспитывалась семьей Ростовых, хоть и не являлась их дочерью. Это сразу располагает читателя к доброй, покладистой Соне. Ее внешность проста, но мила. Она имела длинные волосы, которые укладывались в красивые прически. Ее глаза светились простотой, а доброту они излучали сами собой, ненамеренно.

Родство с графом Ильей Андреевичем Ростовым делает Петю, Наташу и Колю троюродными родственниками. Но судьба удивительна. Сердцем и душой привязана Соня к своему троюродному брату Николаю. Из чувства благодарности к своей семье, она обязана навсегда подавить эти чувства. И хоть графиня была расположена к девушке, для своего сына видела она другую партию. Соня же не подходила будущему графу Ростову из-за своего сиротского положения. Сестра Наташа изо всех сил поддерживала Соню в ее чувствах, однако этого было недостаточно.

На протяжении всего романа видит читатель страдания Сонечки. Лев Николаевич часто будто бы сравнивает Наташу, которая радуется жизни с Соней, чьи взгляды уже далеки от детских мечтаний. Подтверждение этому, препятствие Сони безрассудному решению Наташи убежать с Анатолем Курагиным. Переступая через себя, Соня, видя счастье Наташи и Андрея, решает навсегда освободить Николая от романтических обязательств в отношении нее. Хотя в душе девушки до последнего теплится надежда на то, что ее возлюбленный вернется. Но этого не происходит, Николай охладел к девушке и в душе радовался поступку названной сестры. Ведь уже давно сердце принадлежало Марье Болконской.

Позднее Соня вынуждена наблюдать за развитием отношений между Николаем и Марьей Болконской, тихонько храня в душе заветные мечты, которым не суждено сбыться. И снова страдания девушки заставляют читателя задуматься «Неужели Лев Николаевич обрек девушку на одиночество?».

К сожалению, Соня слишком хорошо научилась жертвовать ради других. Именно поэтому ее удел – оставаться при молодой семье Ростовых: помогать воспитывать их детей, ухаживать за старой княгиней и лелеять воспоминания добрых дней.

Наверное, в этом романе Лев Николаевич Толстой показал, что не всем хорошим людям везет в нашем мире.

Сочинение про Соню Ростову

Произведение Толстого “Война и мир” это, несомненно, мировой бестселлер, охвативший множество стран. В нём присутствует множество интересных личностей и персонажей, однако выделить стоит Соню Ростову.

Соню автор описывает как девушку прекрасной внешности, которая завораживает всех окружающих, однако, несмотря на нее, Соня очень долго остаётся одна. Характером же Софья полностью соответствует своей внешности, обладая добрым сердцем, способным и даже жаждущем любви, однако не получающем её по непонятным причинам.

Соня девушка романтического характера, которая верит в настоящую любовь, и которая не исключает возможность того, что она тоже встретит свою любовь. Её образ целиком и полностью строится на её детской веселости, привлекательной внешности, и, несомненно, кроткости. Её автор старался изобразить идеалом девушки, идеалом к которому все должны стремиться, воспитывая в себе те качества, которые были в образе Сони Ростовой.

Однако, также, несмотря на её, казалось бы, детский характер, Соне не чужды и взрослые эмоции, которые на контрасте с её детской наивностью заставляют читателя даже ужаснуться резкой смене вектора настроения персонажа. Она может неподдельно завидовать окружающим, может строить против них планы, замышляя свою месть. Автор показывает нам её со стороны, которую лучше было бы не видеть, таким образом, говоря нам о том, что даже у идеала могут быть отрицательные стороны.

В любовных делах же, образ Сони показывают как стеснительную, очень сильно любящую свой объект воздыхания, девушку. В первый раз, попробовав такие сильные чувства, девушка буквально захлёбывается ими, полностью отдаваясь им. Таким способом автор играет контрастами, заставляя нас забывать о той или иной стороне личности персонажа. Сначала показав нам одно, а затем диаметрально противоположное автор создаёт некую запутанность повествования, отчего образ становится более интересным и наполненным.

Я считаю, что всё вышеописанное и пытался выразить Толстой через образ Сони Ростовой в своём произведении “Война и Мир”.

Вариант 3

Войны и конфликты, к сожалению, являются неотъемлемой частью всего человеческого общества. С помощью этих ужасных вещей всегда регулируют человеческое поведение, направляя его в нужное русло без особых усилий. Война – без сомнения ужасное явление, но оно также может положительно влиять на людей. Именно на войне человек проходит настоящую проверку на прочность. Там есть только он, и противник, которого необходимого уничтожить, что и делает человека более устойчивым к стрессовым ситуациям. Также это ужасное событие очень часто описывается в литературных произведениях множества авторов. С помощью данных произведений люди, далёкие от войны, могут понять, насколько же это ужасное явление и почему ни в коем случае нельзя допускать его повторения или же начала. Также это является посланием к будущим поколениям, которые смогут, выучившись на ошибках прошлого, научиться не повторять их и жить в мире. Одним из таких произведений является “Война и мир” Толстого.

Произведение “Война и мир” по праву можно назвать одной из лучших классических книг за всё время существования литературы, так как в нём автор настолько подробно, художественно, и понятно объясняет ужасные вещи, что читатель мгновенно может пропитаться той идеей, которую пытался донести до него автор произведения. В произведении также присутствует большое количество интереснейших образов персонажей, одним из которых является образ Сони Ростовой.

Соня Ростова – приёмная дочь в семье Ростовых, которую растят в их с любовью, будто она их родная дочь. Благодаря этом Соня растёт довольно хорошей, доброй девушкой, которая знает о понятиях чести, помощи окружающим, и альтруизма. В произведении образ Сони является скорее вспомогательным образом, который помогает ориентироваться с остальными, так как Соня является своеобразной планкой достоинства, в соответствии с которой следует мерить остальные образы в произведении. Автор показывает её как непорочную, чистую, благоговейную девушку, которая является неким олицетворением того, что сам автор ценит в людях, и что люди ценят в окружающих. Для автора этот образ является чем-то недостигаемым, сказочным, так как обычно таких людей либо не существует, либо они очень рано умирают.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мое любимое дерево (Береза, дуб, яблоня)

    Берёза - символ нашей страны. Красота её белого ствола с чёрными полосами, шелестящие сердцевидные листья, колеблющиеся на ветру «серёжки» с давних пор завораживали русских людей

  • Как я завидовала своей подружке, что у нее есть сестренка! Мы иногда гуляли с ней, забирали из садика. Я очень хотела, чтобы у меня тоже появилась младшая сестра.

  • Сочинение рассуждение Чучело по фильму и рассказу Железникова (5, 6, 7 класс)

    Недавно я просмотрела фильм Чучело, героиня которого, девочка шестого класса Лена. Она сталкивается в своем младенческом возрасте со сложными житейскими ситуациями. Предательство, подлость, давление одноклассников, насмешки

  • Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс (описание)

    Это очень красивая, солнечная картина. Высокие сосны, густой лес, вода как настоящая! Чувствуется тепло… Ещё мне очень нравится название картины. «Корабельная роща», наверняка, означает, что из этих сосен делали настоящие суда.

  • Жизнью каждого из нас управляют эмоции. В детстве у нас еще нет осознания того, что ими следует управлять, контролировать во благо себя и своих близких. Но бывают моменты

С первых страниц романа «Война и мир» Л.Н. Толстой знакомит читателей с двумя героинями – Наташей Ростовой и Соней. Обе девушки воспитывались в семье Ростовых, постоянно общались и дружили с детских лет. Кажется, что героини похожи друг на друга, но, прочитав роман до конца, можно понять, насколько отличаются характеры девушек.

Безусловно, Наташа и Соня похожи. С детства они воспитывались под одной крышей в семье Ростовых. Граф и графиня одинаково относились к обеим девочкам, несмотря на то, что Наташа – их родная дочь, а Соня – племянница Ильи Андреевича Ростова, взятая в семью на воспитание. И Наташа, и Соня выросли добрыми, искренними и открытыми девушками.

Наташа Ростова и Соня отличаются как внешне, так и внутренне.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Рисуя портрет главной героини, Л.Н. Толстой пишет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Наташа не отличается внешней красотой, но ее внутренние качества – естественность, искренность и простота – не могут не восхищать читателей.

Внешность Сони более привлекательна: «тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черную косою, «…» она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой». Соня спокойна, красива, добра, однако в ней нет той живости и жажды жизни, которые свойственны ее сестре.

Наташа Ростова и Соня по-разному относятся к природе. Наташа – поэтичная натура, она умеет замечать красоту окружающего мира. В Отрадном Ростова не перестает восхищаться луной: «Ах, какая прелесть! «…» Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

Соня, напротив, лишена чувства прекрасного. Она не обращает внимания на красоту лунной ночи, а уговаривает сестру идти спать: «Да когда же ты спать будешь?».

И Наташа, и Соня способны любить, однако каждой из девушек отношения даются по-разному. Соня – однолюб, с детства она испытывала чувства к своему троюродному брату Николаю Ростову. Николай тоже любил Соню и даже обещал жениться на ней. Однако их счастью не суждено было сбыться. Против отношений двух героев выступали граф и графиня Ростовы: родители желали для сына богатой невесты (Соня же была бесприданницей). Девушка сумела сохранить свою детскую любовь и пронесла ее сквозь годы. Соня пожертвовала собой ради любви к Николаю: она написала Ростову письмо, в котором освобождала его от обещания о женитьбе. Молодой человек смог найти новую любовь, Соня же осталась одинокой (из-за чувств к Николаю она не приняла предложение Долохова).

Наташа Ростова – полная противоположность своей подруги. В отличие от Сони она очень влюбчива. В детстве Наташе нравился Борис Друбецкой – юноша, живший со своей матерью поблизости от Ростовых. Повзрослев, Наташа влюбляется в князя Андрея Болконского, с которым её, казалось бы, ждала счастливая семейная жизнь. Но планы о свадьбе рушатся из-за увлечения Наташи Анатолем Курагиным, которое Болконский не в силах простить из-за своей гордости. Последней любовью Наташи Ростовой становится Пьер Безухов, в браке с которым девушка обретает настоящее счастье – становится любящей матерью четырех детей и верной женой.

Образы героинь разнятся и в эпилоге. Наташа Ростова, связав себя узами брака с Пьером Безуховым сильно меняется: «она пополнела и поширела», «черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности». Наташа оставляет все свои прошлые увлечения, мало бывает в свете. Героиня растворяется в жизни, теперь ее интересы занимают муж и четверо детей. Но именно роль верной жены и заботливой матери превозносит Наташу над Соней.

Спустя годы Соня нисколько не меняется, её жизнь замирает на месте. Вместе с Николаем, его супругой Марьей Болконской и старой графиней она переезжает жить в Лысые Горы, где ухаживает за матерью своего возлюбленного, ласкает и балует детей Ростовых. Недаром Наташа называет сестру «пустоцветом»: Соня не оставляет после себя ничего, постоянно живя в тени Ростовых.

Создавая образы Наташи Ростовой и Сони, Л.Н. Толстой делает героинь очень близкими друг к другу и одновременно разными.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ СОНЯ ПУСТОЦВЕТ?Жертвовать собой для счастья других
было привычкой Сони.
Л. Н. Толстой. Война и мир

Что такое пустоцвет? «Пустой» цветок, после которого не будет плодов. Представьте себе весенний, весь в душистом бело-розовом цветении фруктовый сад. Мечта, загляденье! Но цветы осыпаются, а завязи нет.

А вот огуречные гряды. Тонкие, хрупкие плети, усыпанные заурядными ярко-желтыми цветами. Их красота недолговечна, но одни осыпались, оставив после себя завязь — крохотные огурчики, другие исчезли бесследно. Так и люди. Целые поколения уходят в небытие. Какой след оставляют они в жизни? По-разному складываются человеческие судьбы. Кажется, что выбирает свой путь. Но всегда ли бывает так? Над этим вопросом я задумалась, дочитав «Войну и мир», быть может, самую великую книгу, созданную человеческим гением.

Среди более полутысячи героев романа есть девушка, чья судьба особенно взволновала меня. Это Соня, воспитанница Ростовых. Вот ее история. Соня — племянница графа, взятая в дом из милости. Положение ее в этом доме — при всей доброте Ростовых — незавидно. Она училась вместе с Наташей, ее одевали, кормили, воспитывали так же, как родную дочь. Но сама Соня не могла чувствовать себя равной девочкам Ростовым: она оставалась бедной родственницей и всю жизнь чувствовала себя какой-то второсортной по сравнению с родными детьми графа и графини.

Наташа — всеобщая любимица, раскованная, непосредственная, излучающая радость жизни, — уверена: что бы она ни сказала, как бы ни поступила, все будет хорошо. Соня же — в постоянном напряжении: вдруг что-то сделаю не так, выйду за рамки дозволенного. А тут еще эта любовь… Девушка обожает Николая Ростова, наделяя довольно заурядного молодого человека всеми возможными достоинствами. Л. Н. Толстой не щадит свою героиню. Да, она хороша собой, изящна, грациозна, мила, но это натура пассивная, нетворческая, лишенная фантазии.

Этой девушке приходится быть рассудительной, подавлять в себе естественные чувства: ревность к Жюли Карагиной, потом к княжне Марье, обиду на старую графиню, мешающую ее браку с Николаем. Жизнь научила Соню владеть собой. Но как нежно, преданно, а главное, верно умеет она любить! Мне жаль, не смогла полюбить Долохова: наверное, эта любовь сделала бы обоих счастливыми. Но Соня, в отличие от Наташи, не меняет своих привязанностей. Она цельный человек, верный и чистый.

Пятнадцать лет ее жизни прошли перед нами — Соня ни разу не совершила недостойного поступка, не допустила ни одной ошибки. И все-таки Толстой несколько принижает ее. Я пытаюсь разобраться, что же несимпатично автору в этой девушке, и, кажется, понимаю. Помогают мне постоянные сравнения Сони с Наташей. Вот две юные девушки входят в нарядный зал, на свой первый бал. Они одинаково присели, но невольно взгляд хозяйки, скользнув мимо Сони, остановился на тоненькой Наташе… Вот Соня, Наташа и Николай вспоминают свое детство. Оказывается, Соня все забыла и не может разделить поэтического чувства Наташи и Николая.

Лунной ночью в Отрадном Наташе, очарованной красотой этой ночи, хочется взлететь в небо, а Соня скучно-рассудительно уговаривает ее идти спать. А как по-разному ведут себя девушки в страшные часы перед отъездом из Москвы! Соня тщательно укладывает вещи, а Наташа велит освободить подводы и взять раненых. Зачем же писатель, не осуждая девушку (ее не за что осуждать), все-таки принижает ее? Затем, что, по мнению Толстого, хорош не тот, кто не ошибается, а тот, кто, борясь с собой, умеет преодолевать свои ошибки и заблуждения. Потому автор и любит больше Наташу.

Мир Сони строг и ясен. Влюбившись в Николая девочкой, она знает: «Что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его — во всю жизнь». И не перестанет, но отступит перед желанием графини женить сына на богатой, знатной княжне Марье и сама дает ему свободу. Соне суждено одиночество в той же семье, которая пригрела ее в детстве.

В эпилоге Наташа скажет о ней: «Пустоцвет». И в этом слове будет жестокая правда. С самого начала жизни, с детства, Соня не имела права на то половодье чувств, которое переполняет Наташу. Только один раз, на святках, в Соне проснулась смелая и свободная девушка, но она словно испугалась своего порыва и больше никогда не была такой, как в этот вечер, а вернулась к своим узорам, к своему тихому самопожертвованию. Так вправе ли мы осуждать Соню? Думаю, что нет. Очень жаль ее. Жизнь девушки оказалась пустой, но разве она виновата в этом?

Уже можно было почитать, а здесь будут княжна Марья Болконская , Соня Ростова и Андрей Болконский . Про других персонажей я уже не буду писать, о них у меня либо совсем короткие ремарки, либо отношение к ним со школы не слишком поменялось.

Княжна Марья Болконская.

При изучении романа в школе ей уделяли не очень много внимания, я даже не слишком хорошо помню, что про неё говорили. Помню только то, что она меня тогда очень раздражала.

Во-первых, я считала её плаксой и тряпкой. Ну что у неё вечно глаза на мокром месте? Ну почему она вечно не в склад, не в лад? И платье плохо сидит, и говорить не знает что, и ходит неловко. Занимается всякой ерундой типа устраивания сборищ странников и паломников… Во-вторых, меня злило, что она вечно прогибается под своего папашу-самодура. Всё ему прощает, всё терпит, хотя уже давно могла бы возразить, сказать что-нибудь! Ну вы понимаете, мои юношеский максимализм и бунтарство никак не вязались с покорной и скромной княжной Марьей.


Актриса Джесси Баккли в роли княжны Марьи
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Сейчас я могу сказать, что княжна стала одним из моих любимых персонажей. Я вижу так же, что и Толстой любуется ей на страницах романа, для него она подлинная, настоящая, русская душой. Красивая внутренне настолько, что иногда, когда она не замыкается в себе, это проступает и украшает её внешний, скромный облик. При этом она сильная духом, волей, у неё есть не только женская, но и человеческая гордость. В те времена, когда враг наступал на пятки и подходил к стенам родного дома, княжна не только не сдалась морально, не только не поддалась уговорам мадемуазель Бурьен отдаться на милость врага, она ещё и выдержала кончину отца и отстояла его право на достойные похороны. А ведь поначалу и не скажешь, что такой тихий и скромный персонаж, как Марья, сможет вынести все эти испытания на своих плечах.

Как я уже писала в посте про Наташу Ростову, положительный женский образ у Льва Николаевича не слишком красив, что неоднократно подчёркивается. Мне даже кажется, что именно княжна Марья - главный женский персонаж романа . Она почти не трансформируется в течении повествования, она самобытна с самого начала.

Не сказать, что я согласна с её покорностью теперь, но с позиции нового возраста, я понимаю её. Понимаю её отношение к отцу, брату, вере, подругам - Жюли, мадемуазель Бурьен, Лизочке Болконской, её отношение к маленькому Николаю. И она мне кажется красивой с самого начала и до конца, я бы такую подругу очень себе хотела.

Соня Ростова.

В школьном возрасте я ей сопереживала и жалела её. Мне было жаль, что Николай ей так долго голову морочил, а она его так искренне и преданно любила, было жаль её в конце романа, где она осталась одна.


Актриса Эшлинг Лофтус в роли Сони Ростовой
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Соня из той породы людей, как мне кажется, которым нужен лидер, к которому можно прилепиться и участвовать с его помощью в жизни окружающих. Сначала она прилеплена к Наташе, верный друг для неё, помощница, защитница. Вся её жизнь - около Наташиных занятий, игр, увлечений. В конце романа она прилепляется к «старушкам» - старой княгине и её подруге, чтобы не быть выброшенной с огромного корабля семей Наташи и Николая.

Мне всё так же жаль Соню и сейчас. Она добрая, преданная. Но теперь я вижу, что у неё действительно не было бы будущего. Соня слишком бесхребетная, совестливая, осознающая ничтожность своего положения и желающая всем угодить. Понятное дело, что такой характер сложился у неё из-за статуса «бедной родственницы» в семье. Я думаю, что она с самого начала знала, что с Николаем у неё ничего не сложится, но ей очень нужно было придать своей жизни смысл и она выбрала для себя любовь и служение ему, которой упорно держалась и продолжает держаться.

Причём я уверена, если бы в семье Ростовых было немного меньше гонора в плане выбора женихов, то у Сони был бы шанс создать свою семью. Не с Николаем, конечно, но с каким-нибудь другим, не очень требовательным к наследству претендентом (не Долоховым, конечно, тоже), когда бы он был допущен в дом и ему позволено было бы ухаживать за Соней. Какой-нибудь тихий, скромный отставной офицер с небольшим состоянием и старушкой-матерью, например.

Андрей Болконский.

В школе все были влюблены в князя Андрея. Идеал мужчины, мистер Дарси русского разлива - гордый, смелый, сильный характером, красивый и статный. Его порывы одобрялись с лёгкой учительской руки, его суждения считались непреложной истиной. Любовь к Наташе - самая красивая история любви в литературе!


Актёр Джеймс Нортон в роли Андрея Болконского
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Сейчас я смотрю на князя Андрея без нежно-розового флёра. Например, я считаю, что в ситуации с Наташей он повёл себя неправильно. Он как будто с самого начала зациклился, что от женщин ничего хорошего не жди и сам же вставлял себе палки в колёса. Не стал спорить с отцом по поводу годичной отсрочки, уехал подальше, оставив молодую, эмоциональную девушку без поддержки. Ну а потом весьма некрасиво воротил от неё нос. Да, она поступила неправильно, плохо, но он мог и свою вину хоть вполовину признать и отнестись к Наташе мягче.

К своей жене Лизе князь Андрей тоже относится неважно. Женился специально для того, чтобы высмеивать её мысленно и за глаза? Без уважения к женщинам специально выбрал женщину поглупее? Что это ещё за мазохизм такой? Лиза такая как она есть и в глазах какого-нибудь другого, соответствующего ей по уму и притязаниям мужа, она была бы идеальной, но её себе выбрал князь Андрей, чтобы иметь при себе наглядное подтверждение его пренебрежительного отношения к женскому полу. Для него Марья идеал, тут и не поспоришь, но даже над ней он посмеивается время от времени.

Так же и все героические порывы князя Андрея - что это как не желание доказать всем лишний раз, что он лучше и выше них, выше всех этих Ипполитов, Анатолев и князей Василиев. Именно это желание и толкает его на подвиги из тихой и мирной жизни с родными, а вовсе не благородные порывы души и патриотизм. Здесь, кстати, очень уместно смотрится Пьер как противоположность Андрея Болконского - он никому ничего не доказывает, но при этом он лучше всех окружающих.

Единственное, что меня смягчило по отношению князя Андрея в этот раз и тронуло - его отношение к сыну. В школе как-то мимо этого проскочили, а тут я даже слезу смахнула читая, как он переживал на крестинах ребёнка и во время его болезни. Здесь промелькнула доброта его характера, нежность, уязвимость, тщательно им скрываемая от всех остальных.

Ну вот пока и всё. Надеюсь, вам было интересно. А вы читали роман «Война и Мир» в 30 лет? Как ваше восприятие героев изменилось?