Социальная и философская проблематика пьесы М. «Просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни». (Л. Н. Толстой). По пьесе М. Горького «На дне

/ / Социальная проблематика пьесы Горького «На дне»

Не смотря на то, что пьесе Максима Горького « » уже более ста лет, ее продолжают ставить во многих театрах мира. Это произведение, которое показало жизнь людей опустившихся на дно, не утратило своей актуальности и в наше время. Горький показал нам повседневную жизнь самого бедного слоя населения в ее обычном выражении.

Действие пьесы разворачивается в ночлежке, которая приютила людей разных возрастных категорий, разных профессий. У многих из них раньше была другая жизнь, но теперь все они оказались на дно этой жизни.

Говоря о социальном конфликте пьесы, стоит отметить, что он неоднозначен и многогранен. Он раскрывается в противостоянии обитателей ночлежки с ее хозяевами, а, также, проявляется в личной трагедии каждого героя произведения и тех причин, которые заставили их опуститься на дно жизни.

Для понимания конфликта обитателей ночлежки с ее хозяевами необходимо понять, какими людьми они были.

Итак, хозяином ночлежки был Михаил Костылев. Он был лицемерным и алчным человеком. С одной стороны он давал приют нуждающимся, а с другой – сдирал с них последние деньги за проживание.

Его супруга Василиса также с отвращением относилась к жителям ночлежки. Она была влюблена в Ваську Пепла, и постоянно ревновала его к своей сестре Наталье. Над Натальей Василиса вместе со своим супругом измывались с особым усердием. Наталья напротив, была тихой девушкой и не позволяла себе перечить своей сестре и ее мужу.

Во взаимоотношении двух сестер Горький показал нам, как социальное положение влияет на отношения двух людей, не смотря даже на то, что они были родными сестрами.

Васька Пепел был одним из обитателей костылевской ночлежки. Про себя он сказал, что еще с детства его прозвали вором. Поэтому всю свою жизнь он больше ни чем не занимался, кроме воровства. Нужно отметить, что Василиса поощряла занятие Пепла, скупая у него ворованные вещи.

Незавидная судьба была еще у одной обитательницы ночлежки – Анны. Она была больна смертельной болезнью и доживала последние дни. Ее муж – слесарь Клещ давно ждал смерти своей жены. Она для него была обузой. Он думал, что после смерти Анны сможет заработать денег и зажить новой жизнью. Но этому не суждено было случиться. Анна же жила и терпела, терпела ежедневные унижения, побои со стороны мужа. В ее жизни не было места радости и счастью. Девушка уже и не помнила, когда досыта ела и одевала, что-то отличное от старых лохмотьев.

Человеком, который не смог найти применение своим знаниям и умениям, и теперь оказался в ночлежке с другими ее обитателями был Сатин. С раннего возраста он работал на телеграфе, увлекался чтением. Но сейчас он стал нищим, ни чего не ждущим от жизни. От старых времен у него остались лишь несколько замысловатых слов на иностранном языке, которыми он любил похвастать перед остальными.

Сирота Настя была вынуждена продавать свое тело, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Она была мечтательной натурой. Настя увлекалась любовными романами и верила, что когда-то и ее постигнет настоящая любовь. За свою мечтательность и наивность девушка терпела ежедневные насмешки со стороны других обитателей ночлежки.

Еще одним обитателем ночлежки был Бубнов. Здесь он очутился потому, что узнал про измену своей жены и, не найдя лучшего варианта, отправился в ночлежку к Костылеву.

По-моему самым трагическим падением на дно, было падение Барона. Он был бывшим дворянином, занимал высокую должность. Но теперь он вынужден проводить время с теми людьми, которых раньше просто не замечал. Барон часто вспоминал свои прошлые «сытые» годы. От той жизни у него лишь осталась высокомерная манера общения с окружающими.

Следующим жителем ночлежки был человек сцены, человек который купался в овациях, но который, поддавшись вредной привычке, скатился вниз. Самое страшное то, что Актер понимает причину своих страданий, но ни чего сделать с этим не может.

Теперь все эти когда-то разные люди равны в своем бесправии. Они очутились на дне жизни и вынуждены смириться со своей судьбой. У этих людей нет будущего, у них остались лишь воспоминания о прошлой жизни. Всех их объединяет одна дорога – дорога вниз, в пропасть. Такая жизнь разрушила в обитателях ночлежки все человеческие чувства и качества и породила не только социальную, но и нравственную деградацию.

Лучиком света для обитателей ночлежки становится старик Лука, который попытался их «растормошить», подарив надежду. К сожалению, уже было слишком поздно, ни кто не смог найти в себе силы, чтобы вновь подняться наверх. Актер заканчивает жизнь самоубийством, Васька Пепел был сослан в Сибирь, остальных обитателей ночлежки постигла не лучшая участь.

Максим Горький в своей пьесе «На дне» попытался показать нам всю бесправность человека обремененного социальными проблемами, как важно вовремя суметь их решить, чтобы изменить свою жизнь.

В пьесе «На дне» удивляет ее философская мудрость. Горькому удалось погрузить нас в быт костылевской ночлежки, заставить задуматься над теми проблемами, которые волнуют его, драматурга, и некоторых из его героев. Среди грязи, пьяных криков, карточных игр, денежных расчетов живут и не растворяются в том быте люди, способные подниматься до философских высот в осмыслении сложных и трудных вопросов жизни.
Прежде всего обращает на себя внимание Лука. Примечательно имя этого героя. С одной стороны, оно происходит от слова «лукавый», которое имеет двоякий смысл. Это хитрый, себе на уме, обманывающий - и в то же время добродушный, шутливый человек. Оба эти смысловых полюса заключены в слове «лукавый» и в характере этого персонажа. С другой стороны, имя это напоминает об одном из апостолов, создателе «Евангелия» от Луки. Значит, перед нами некий носитель мудрости, несущий людям какое-то новое, свое Евангелие - определенную правду. Не зря ведь он странник. Понятие это часто соприкасалось с понятием «правдоискатель».
В чем же состоит правда и мудрость Луки? Этот герой убежден, что человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Эта позиция по-своему близка нам сегодня, когда мы много думаем о милосердии, о помощи обездоленным людям; но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшнее подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова. Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить их жизнь, привнести в нее сказку, красивый обман, «золотой сон». Любопытно, что после рассуждений Луки Актер, который внимательно слушает его, неожиданно вспоминает стихи на эту тему:
Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
Эти стихи французского поэта Беранже, конечно же, адресуются Луке или таким, как он. В роли безумца, навевающего золотой сон для каждого из ночлежников, выступает именно Лука. Поэтому он так ласков с людьми, называя их «милый», «голубка», «детынька»; поэтому он рассказывает Анне о загробной жизни, Пеплу - о золотой стране Сибири, а Актеру - о лечебнице с мраморными полами. Все это разновидности того же самого «золотого сна».
Совершенно иной точки зрения придерживаются в ночлежке два других ее обитателя: Барон и Бубнов. Некогда богатый аристократ, опустившийся до положения сутенера, Барон оставил далеко в прошлом сотни крепостных, кареты с гербами и прекрасно понимает, что всего этого уже не вернуть. Да и Сатин метко замечает ему: «В карете прошлого далеко не уедешь». И ныне Барон, полностью опустошенный, ни во что не верит, ни о чем не мечтает. И это стало его позицией, философией. Он произносит, например, такую заветную свою фразу: «Я - ничего не жду. Все уже... было! Прошло... кончено!» Поэтому он никого не утешает, настаивает на фактах, от которых никуда не уйдешь.
Родственных позиций придерживается Бубнов. Когда-то этот человек много натерпелся в жизни. Жизнь сделала его равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Бубнов признает только то, что есть. Он констатирует суровую правду жизни: «А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» И Бубнов не стесняется. Он изрекает свои истины, словно каркающий ворон. И не случайно Пепел именно так его и называет: «Ворон». Все мечтания людей Бубнов объявляет ненужными, лживыми: «Раскрашивай, ворона, перья... валяй!» - говорит он Насте в ответ на ее мечтания о любви студента. Бубнов глубоко убежден в том. что подобные «раскрашивания» ему не нужны, и а назидание другим рассказывает о том, что он, Бубнов, когда-то в красильной мастерской собак в енотов перекрашивал, отчего руки были постоянно красные, а теперь они стали просто грязными. Так что «как себя ни раскрашивай, все сотрется, один голый человек останется».
Нетрудно увидеть в этих рассуждениях ту философию голого факта, которую Бубнов исповедует. Он говорит: «Люди все живут... как щепки по реке плывут». Правда Бубнова - это очень жестокая, бескрылая правда.
Третью философскую позицию в пьесе выражает и отстаивает Сатин. Это бывший телеграфист, который когда-то много читая, выступал на сцене. Читая, он не слепо доверял написанному, а анализировал, проверял усвоенное своим незаурядным критическим умом. Сатин отвергает ложь, разного рода иллюзии, золотые сны, сказки о жизни. По его словам, «ложь - это религия рабов и хозяев». Костылевым ложь нужна, чтобы обманывать таких, как ночлежники. А последним она нужна, чтобы оправдать свое униженное и бесправное положение или чтобы утешать себя жалкими и тщетными надеждами. Поэтому Сатин совершенно откровенно говорит, что Лука врал, вводил всех в заблуждение.
В то же время Сатин выступает и против бесчеловечной «правды» Бубнова и Барона. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, отрывающейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. Такая правда, в основе которой лежит глубокая вера в человека, в его бесконечные возможности, в его исключительные потенциальные силы, является «Богом свободного человека». Сатин размышляет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это именно философский взгляд на жизнь. Настанет такое время, когда люди будут сплочены и объединены общими делами и идеями. Более всего в этом обществе будет цениться человек. Он станет свободным, полноправным, гармонически развитым, прекрасным и величественным. Все будет в человеке и все - для человека. Вот почему, утверждает Сатин, нужно уважать человека; не жалеть, не унижать его жалостью, а именно уважать. Это будет основой морали общества будущего, поэтому имя Человека будет звучать гордо.
Пожалуй. Сатин напрасно отрицает сострадание, жалость, милосердие. Эти чувства могут прекрасно уживаться с уважением к человеку. Но Сатину дорого то внимание к человеческой личности, чуткость к ней, которые проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет: «Старик не шарлатан... он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету»; иначе говоря. Лука дал горьковскому герою импульс для размышлений и для его широких обобщений, которые вобрали в себя высокую философскую правду жизни. Горький здесь доверил Сатину свои собственные сокровенные мысли.
Это столкновение трех основных позиций в горьковской пьесе высекает удивительные искры. Они дают пищу уму. Они глубоко волнуют читателей и не оставляют равнодушными. Ведь и сегодня, спустя много десятилетий после написания пьесы, мы размышляем о том, в чем правда и смысл жизни, нужно ли постоянно говорить в газетах, по радио и телевидению, в быту о ее трудностях, не скрывая правды от людей, или, быть может, нужно доверяться оптимистическим прогнозам, пророчествам экстрасенсов, политологов, гадалок. И сегодня мы размышляем о сострадании к человеку, которому особенно тяжко живется в наши дни. А разобраться во всем этом помогает горьковская пьеса, ее глубокая философская мудрость.

/ / / В чем смысл пьесы Максима Горького «На дне»?

Пьесу Максима Горького « » можно со смелостью отнести к произведениям философской направленности, ведь в ней поднимаются проблемы, которые присущи, как всему обществу в целом, так и отдельно взятому человеку. Этим произведением Горький попытался донести до нас свою жизненную позицию, которая нашла отражение в главных героях пьесы.

Одним из главных, системообразующих образов пьесы был старик . С его приходом все «завертелось» по-новому. Жители ночлежки получили призрачную надежду подняться со дна. Лука подарил им сострадание, жалость, слова, которые так все хотели услышать. Но как показали дальнейшие события, эта «сладкая ложь» стала фатальной для многих.

Я считаю, что во всей этой неправде нуждалась лишь умирающая Анна. За всю свою недолгую жизнь она не знала ни радости, ни покоя. Девушка умирает в возрасте тридцати лет раздавленная своей тяжелой судьбой. Жители ночлежки отвернулись от нее и не хотят вмешиваться в дела смерти. Только Анна единственная требовала какой-то поддержки и жалости, которую она нашла в облике Луки.

Еще о более трагичной истории жизни мы узнаем, знакомясь с образом Актера. Он был бывшим служителем театра, но бросив свою работу, скатился на самое дно жизни. Актер превратился в беспробудного пьяницу. В алкоголе он нашел утешение и объяснение всех своих неудач. Актер был настолько слаб морально, что ему легче было продолжать пить, чем попытаться подняться со дна жизни. С появление Луки, он узнает о лечебнице для людей, страдающих алкоголизмом, о том, что лечение там проводят бесплатно. Окрыленной этой новостью, Актер не употребляет алкоголь целый день, за который успевает заработать несколько монет, чем очень гордится. Его надежды рухнут в тот момент, когда он узнает, что нет ни какой лечебницы. Актер заканчивает свою жизнь самоубийством. Сведя счеты с жизнью, он так и не понял, что дело не в лечебнице, нужно просто верить в себя и свои силы.

Для Пепла Лука «нарисовал» новый мир и новую жизнь в Сибири. Он советует уехать туда с Наташей. Конечно, эти слова окрыляют Пепла. В конце произведения Пепел оказывается в Сибири, но только в статусе каторжника. Думаю, что после возвращения с каторги, он вряд ли сможет зажить новой жизнью.

Единственным, кто вышел победителем в этом хитросплетении человеческих судеб, была жена хозяина ночлежки Василиса. С помощью Пепла, она решила массу своих проблем за один раз. Подговорив последнего убить ее мужа, именно за это преступления Пепла и сослали на каторгу, Василиса избавилась от ненавистного мужа, отомстила своему любовнику Пеплу и сопернице Наталье. После этого она становится единственным собственником ночлежки.

Не менее захватывающей была судьба Сатина. Удивительно то, что этот человек опустился на дно жизни по собственной инициативе. Его жизненная позиция заключалась в том, чтобы ничего не делать. Пассивность и апатия ко всему стали очень удобны для Сатина, и он не хочет уходить от этого. Лука попытался показать ему другую, активную сторону жизни. Сатин соглашается с этим. Но все изменения происходят лишь на словах, в действительности мечтам противостоит характер героя, с которым, к сожалению, он бороться не хочет.

Подводя итог своей пьесе, Максим Горький показывает нам пассивность и апатию, которые в жизни вызывают у него отвращение. Он не советует искать решение своих проблем в бутылке. Только реальными действиями можно побороть даже самые сложные жизненные ситуации, найти выход из безвыходного положения. Кроме того, «сладкая ложь» может дать ошибочное представление о происходящем, что, как правило, приводит к тяжелым последствиям. По моему мнению, каждый из нас должен прислушаться к этим советам великого писателя и следовать им в своей жизни.

Поиски правды и смысла жизни (по рассказам А. М. Горького и пьесе «На дне»)

«Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш" а также в пьесе «На дне», автор поднимает сложнейший и глубочайший по своей значимости вопрос о смысле жизни.

Ранние рассказы более идеализированы, похожи на сказку, здесь и Данко в порыве великой любая к народу вырывает свое сердце - жертвует своей жизнью ради людей, и гордый Ларра, жестоко поплатившийся за стремление подчинить себе всех людей, возомнивший себя выше всего земного, обреченный своей свободой. Ларра не любил людей, и его гордость и жажда свободы превратились в порок, приведший его к страшному одиночеству и поиску смерти. Радда и Лойко Зобар из рассказа «Макар Чудра» ставят личную свободу выше любви и выше собственной жизни. Эти рассказы Горького подтверждают мысль о том, что воля и свобода - неотъемлемая часть жизни, это бесценный дар, но, как этим распоряжаться, что делать, во имя чего и зачем это дано тебе, люди понимают по-разному,! Например, Данко дарит свою жизнь людям. Он совершает великий подвиг и именно в этом видит смысл Я своей жизни и своей свободы. В образ Данко Максим Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу. Его поступок бескорыстен, и даже память о нем не Я может оправдать, окупить его смерть, потому что он и не нуждается в том, чтобы его жалели. Он сама выбрал свой путь.

солнца, они воодушевляют. И по сей день фраза Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», является неоспоримой истиной.

Более реалистичными выглядят герои рассказа «Челкаш» и пьесы «На дне». Являясь логическими продолжением романтических произведений, они переносят нас в реальный, окружающий нас мир, в мир без украшения. Здесь истинное понимание свободы Горький показал, создав образ Челкаша. Ему чужды богатство и собственность, которые обременяют человека, делая его. рабом всего того, что он сам создал. Челкаш отказался от своей семьи в пользу свободы. В отличие от Гаврилы, понимание Челкашом свободы, по-моему, является более правильным. Настоящая свобода подразумевает не только права, но и обязанности, нельзя надеяться на кого-то, перекладывать свои проблемы на других и в то же время говорить о своей свободе, это ложное понимание свободы, это эгоизм, позиция хозяина, права которого вам никто не давал.

«На дне» была написана в 1902 году. Это время активных преобразований. В нашей стране бурными темпами развивается капитализм и предпринимательство. Все эти перемены находят свое отражение и в литературных произведениях. Именно о такой жизни и обо всех преобразованиях в обществе и написал Максим Горький свою пьесу.

В пьесе «На дне» Максим Горький представил нам образы людей, достигших последней степени 1 отчаяния, достигших настоящего «дна» жизни. Главной проблемой в пьесе является сопоставление настоящей истины и лжи «во спасение». Горький так говорил о главной идее этого произведения: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Позиция Луки, который предлагает добрую ложь, его идея сострадания- это идеология раба, который слаб духовно и угнетен физически. Он не верит в то, что человек, оказавшись на «дне», может воспрять духом,собрать всю волю в кулак и изменить свою жизнь.

ложь Луки, является Сатин. «Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!» Он, наоборот, верит в людей, верит в их; силу, верит в их способность выдержать правду, какой бы жестокой и уничтожающей она не была. ч Сатину не нужна ложь и жалость, даже во имя спасения. Жалость всегда унижает человека, жалость - это неверие в силы человека, в способность человека найти свое счастье. Иллюзия Луки рано или: поздно исчезнут, а правда Сатина останется навсегда. Сатин ценит человека: «Человек - вот правда! Все в человеке, все для человека! Существует лишь человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо!»

Мне очень близко раннее творчество М. Горького, его простое, но вместе с этим очень глубокое и прекрасное представление о свободе человека. Поучительной является легенда о Ларре, о его ошибочном выборе своего жизненного пути.

Одним из моих любимых произведений стала пьеса «На дне». Я согласна с позицией Сатина в том, что «ложь - религия рабов и хозяев». Человек не достоин жалости и лжи, он достоин лишь правды, даже самой жестокой. Человек - это красиво и сильно. Человек способен преодолеть все: и жестокость, и несправедливость мира. Человек сам творец своей судьбы, и поэтому любой человек достоин уважения, а не жалости. Человек всегда должен жить надеждой! Пьеса «На дне» мне понравилась и тем, что среди отчаявшихся, униженных жизнью людей, в этом маленьком подвальчике, в мире воров, босяков и шулеров как чудесная песня звучит речь Сатина о человеке, о его силе и красоте и величии. Соединив картину «дна» жизни и высокоморальное представление о человеке, Горький создал контраст, который будет вечно притягивать умы людей своей простотой и в то же время глубиной.

«На дне» Горького, а также его более ранние произведения в той или иной степени отражают эту точку зрения.

В самой известной пьесе Максима Горького «На дне» описаны три правды – три философских взгляда на жизнь: первая правда Луки, вторая правда Сатина и третья правда Бубнова. Все эти точки зрения защищаются аргументами, все подкреплены доказательствами и примерами, но все же каждому человеку надо определиться, как считает он? От ответа зависит многое, так как вопрос очень важен. Передо мной пьеса «На дне». Так какая же правда мне ближе? Три правды о человеке в пьесе «На дне» существенно отличаются друг от друга, поэтому сперва нужно разобраться, что они из себя представляют.

В чем заключается правда Луки? Этот парадоксальный герой является в ночлежку на Китай-городе и пропагандирует ложь во благо. Он утешает нищих и оборванных обитателей подвалов, обещая им всевозможные блага, которые положены им за страдания. Многие люди действительно начинают верить в его обнадеживающие слова. «Правда» Луки из пьесы «На дне» выражается в том, что он избавляет человека от пагубного влияния суровой и жесткой реальности путем обмана. Для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ибо без нее он может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе. Утешение, пусть и мнимое, нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть жизненную позицию Луки. Например, он считает, что: «Во что веришь, то и есть».

В чем заключается правда Сатина? Шулер и алкоголик Константин тоже слышит проповеди Луки, но отчаянно спорит с ним. Философия Сатина заключается в том, что ложь - религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Какую-бы цель не преследовал обманщик, такие средства не оправдывают ее. Он считает, что человека нужно уважать в любом случае, а не унижать жалостью. Иллюзии рано или поздно развеются, а обманутый придет в отчаяние от очередного краха надежд. По мнению Константина, человек не должен отчаиваться и именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда - бог свободного человека!». Правда и мнение Горького выражается в позиции Сатина , потому что писатель был сторонником революции, которая провозгласила истины типа «Религия – опиум для народа». Ленин и его сторонники, в том числе и Горький, несли народу правду без прикрас. Они уже устали от лжи царского режима, которую поддерживала церковь. Именно религия во всем оправдывала царя, именуя его «помазанником божиим». То есть, неравенство и гнет самодержавия были обусловлены этой концепцией, которую вбивали в голову всем подданным. Большевики же хотели равенства, свободы и братства, как Горький. Поэтому автор в образе Луки изобразил типичного батюшку с его вечными обещаниями и утешениями, а в образе Сатина – пролетарскую революционную силу с трезвым материалистическим умом. Проповедник лжи сбегает, а вот у Сатина есть мужество оставаться верным себе и своим убеждениям.

В чем заключается третья правда, правда Бубнова? Эта философия состоит в том, что нужно говорить всё прямо, как есть. Герой считает, что нет смысла врать, так как всё равно все рано или поздно умрут. Мне кажется, в лице Бубнова проскальзывают черты дворянина – выходца из деградировавшего сословия. Он «ленив и пьяница», сбежал из дома, так как жена нашла другого. Неприкаянность и неспособность Бубнова самостоятельно устроиться в жизни рождают его мрачное мировоззрение. Он предпочитает прятаться, а не решать проблему. Такое же отношение у него и к правде: ему все равно, лишь бы его не трогали. Поэтому он не утруждает себя ложью, да и правдой не сильно обременен, так как ему безразлично, что будет в жизни, раз смерть никто не отменял.

Какая правда из пьесы «На дне» мне ближе? Я склоняюсь к тому, чтобы выбрать правду Сатина, так как эта философия предусматривает близкий и понятный мне смысл жизни. По Горькому жить стоит ради того, чтобы служить идеалам правды, свободы и справедливости. Именно этим принципом он руководствовался, когда писал такие замечательные произведения. Сатин тоже в меру своих сил старается воплощать эти идеалы. Я думаю, что тоже способен внести свой вклад.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!