Сочинение на тему: Отношение Базарова к родителям в романе Тургенева «Отцы и дети. Сочинение на тему: Отношение Базарова к родителям в романе Тургенева «Отцы и дети Почему базаров пробыл у родителей 3 дня

Евгений Базаров - главное действующее лицо романа Тургенева "Отцы и дети". Персонаж Базарова - молодой человек, убежденный нигилист, презрительно относящийся к искусству и уважающий лишь естественные науки, типичный представитель нового

поколения мыслящей молодежи. Главная фабула романа - конфликт отцов и детей, мещанского образа жизни и желания перемен.

В литературной критике много внимания уделяется противостоянию Базарова и Павла Петровича, личности Аркадия Николаевича (друга Базарова), однако совсем мало говорится об отношениях главного героя со своими родителями. Такой подход весьма необоснован, ведь без изучения его взаимоотношений с родителями невозможно до конца понять и его характер.

Родители Базарова - простые добродушные старички, очень любящие своего сына. Василий Базаров (отец) -старый уездный лекарь, ведущий скучную, бесцветную жизнь небогатого помещика, в свое время ничего не жалевший для хорошего воспитания сына.

Арина Власьевна (мать) - дворянка, которой "нужно было родиться в петровскую эпоху", очень добрая и суеверная женщина, умеющая заниматься лишь одним делом - превосходно готовить кушанья. Образ родителей Базарова, этакого символа закостенелого консерватизма, противопоставлен главному герою - пытливому, умному, резкому в суждениях. Однако, несмотря на столь различное мировоззрение, родители Базарова по-настоящему любят своего сына, в отсутствие Евгения все их свободное время проходят в размышлениях о нем.

Базаров же относится к родителям внешне суховато, он конечно любит их, но не привык к открытым излияниям чувств, его тяготит постоянное навязчивое внимание. Ни с отцом, ни с матерью он не может найти общий язык, с ними он не может даже вести дискуссии, как с семейством Аркадия. Базарову тяжело от этого, однако он ничего не может с собой поделать. под одной крышей он согласен лишь при условии, что ему не будут мешать заниматься естественными науками в своем кабинете. Родители Базарова отлично понимают это и стараются во всем угождать единственному ребенку, но им такое отношение, конечно, переносить крайне сложно.

Возможно, главная беда Базарова была в том, что он не был понят своими родителями, в силу большой разницы в интеллектуальном развитии и уровне образования, и не получил от них моральной поддержки, поэтому он и был таким резким и эмоционально холодным человеком, что часто отталкивало от него людей.

Однако в родительском доме нам показан другой Евгений Базаров - более мягкий, понимающий, полный нежных чувств, которые он никогда внешне не проявит из-за внутренних барьеров.

Характеристика родителей Базарова ставит нас в тупик: как же мог в такой патриархальной обстановке вырасти человек таких передовых взглядов? Тургенев очередной раз показывает нам, что человек может сам. Однако он также показывает главную ошибку Базарова - его отчуждение от родителей, ведь они любили своего ребенка таким, какой он есть, и очень страдали от его отношения. Родители Базарова пережили своего сына, но с его смертью закончился смысл их существования.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Почему-то в литературной критике очень мало уделяется внимания отношениям Базарова с родителями. Это, разумеется, не такая "благодатная" тема, как, скажем, конфликт Базарова с Павлом Петровичем или его любовная интрига с Одинцовой. Но тем интереснее пристально взглянуть на взаимоотношения главного героя "Отцов и детей" с его родителями.

Арина Власьевна и Василий Иванович представляют в романе поколение "отцов" наряду с более значимыми действующими лицами, такими, как Павел Петрович и Николай Петрович.

Описанию Арины Власьевны автор уделяет немало внимания. Перед читателем предстает миловидная старушка в чепце, суетливая, добрая, кроткая, набожная и, в то же время, суеверная. Тургенев, кстати, не преминул заметить, что ей надо было бы родиться двести лет назад. Для нас, современных читателей, это уже не имеет никакого значения, поскольку то время, когда происходит действие романа, уже само отделено от нас почти двумя столетиями. Но, тем не менее, к Арине Власьевне при чтении невольно применяешь определение "старомодная старушка" и это ей подходит как нельзя больше.

Василий Иванович - уездный лекарь, добряк, каких поискать, немного суетливый, такой лее набожный, как жена, но пытающийся это скрыть. Он даже пытается быть "современным", но хорошо видно, что это человек старого поколения, консервативный, в хорошем смысле этого слова.

Душа двух стариков, как в зеркале, отражается в их отношении к сыну. Как водится, в единственном ребенке родители души не чают, всячески холят и лелеют его, поскольку именно в нем заключается единственный смысл их жизни. Даже когда Евгения рядом с ними нет (а он приезжает крайне редко), жизнь их сосредоточена на мыслях и воспоминаниях о нем.

Совсем иное дело - сам Базаров. Его отношение к родителям слишком небрежно, по крайней мере, внешне. Он знает, как они любят его, да и сам их любит, в чем признается один раз Аркадию. Однако он не привык как-либо выражать свои чувства, проявлять по отношению к кому-нибудь ласку. Поэтому его раздражает, когда с ним начинают возиться, вокруг него хлопочут. Родители, зная это, пытаются не так бурно проявлять радость от его присутствия в их доме.

Зато радость эту в полной мере может почувствовать читатель. Она видна в мелочах. Арина Власьевна боится своего сына и старается не докучать ему, но всегда позаботится о мягкой перине и вкусном борще. Василий Иванович ведет себя с сыном смелее, но все лее пытается показаться суровее и выдержаннее, чем есть на самом деле, чтобы не раздражать Евгения. Только в разговорах с Аркадием отец может потешить свое родительское тщеславие, услышав похвалы в честь своего обожаемого сына.

Но любовь - еще не значит понимание. Родители не умеют понять Базарова, его взгляды, да и он не особенно пытается делиться с ними своими мыслями. Он никогда так резко и открыто не высказывает в родительском доме свои взгляды, как в имении хех же Кирсановых. Оберегая чувства отца и матери, он все-таки ведет себя с ними мягче, чем с другими, хотя и с тем же равнодушным и небрежным видом. Все же удивительно, что в такой патриархальной семье родился и вырос ребенок, подобный Евгению Базарову. Наверное, на действительно самобытную личность в большей мере влияет не родительское, а самовоспитание.

Возможно, беда Базарова заключалась в том, что он не был понят в первую очередь своими родителями, а потом уж всеми окружающими. Может, родители и хотели бы понять Базарова, только он в своем развитии уже ушел слишком далеко от них, поэтому любовь и нежность были единственным, что он мог получить от Арины Власьевны и Василия Ивановича. Человек, у которого есть дом, может иногда забыть про него, но всегда подсознательно будет чувствовать поддержку и любовь родных. К сожалению, родители не могли поддержать Базарова именно в его начинаниях и дать ему то, к чему он стремился.

Умереть Базарову довелось в родном доме, и это для него было огромным облегчением, пусть он этого и не сознавал. Во много раз тяжелее умереть на чужбине, в незнакомом доме или гостинице.

Самое страшное для родителей - это смерть ребенка. А если этот ребенок - единственная радость, свет в окошке? Невозмолшо представить себе, что родители иерелшвут такое горе. Родители Базарова перелсили. Они не умерли, но внутри них что-то надломилось. Это страшно - жить только тем, что приходишь на родную могилу. Они так жили. Это были два надломленных усталых старика, у них оставалась только память.

Базаров мог бы дать им гораздо больше, будь он другим человеком. Он мог бы сказать отцу и матери о своей любви к ним. Хотя, кто знает, может быть, они не нуледались в словах? Родительское сердце чувствует ребенка без всяких слов. Они так никогда и не узнали (и это для них огромное счастье), насколько он был чужд им и насколько он страдал.

Главы, где показана жизнь Базарова в доме родителей, раскрывают героя с новой стороны. Он вовсе не так черств и холоден, как хочет казаться. Он полон нежности к родителям, хотя внутренний барьер никогда не позволит ему показать это. Словом, он такой же человек, как и Аркадий, их отличие только в том, что последний не скрывает свою привязанность к семье. Не может человек отрицать абсолютно все. Как сказал Базаров, смерть сама все и всех отрицает. Но и любовь тоже отрицает доводы рассудка, поэтому родители любят своих детей и всегда ждут их, несмотря ни на что. Никто так не умеет ждать, как родители. Жаль, что Базаров при жизни не сумел оценить, сколько тепла, уюта и ласки могли дать ему отец и мать. Ни у одного человека нет на земле места дороже, спокойнее и теплее, чем родной дом.

Ещё раз про анализ эпизода

Никто не удивится, если для выпускного сочинения вновь предложат темы, требующие умения анализировать эпизод. Что же нужно ученику для анализа текста? Разумеется, сам текст, умение читать этот текст, что вовсе не равнозначно складыванию букв в слоги и слова, способность сопоставлять, сравнивать, выстраивать логическую цепочку, делать вывод. И ещё хорошо бы иметь в запасе какой-нибудь словарь. Лучше всего «Словарь литературоведческих терминов» или Словарь Даля. И всё - можно начинать.

Попробуем проанализировать эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и, не мудрствуя лукаво, возьмём предлагавшуюся для экзаменационного сочинения сцену отъезда Базарова из родного дома.

Сначала договоримся, что мы будем называть эпизодом. Для этого предложим нашим ученикам воспользоваться словарной статьёй из любого словаря. На уроке сопоставляем выписанные определения. Итак, эпизод - “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной законченностью и самостоятельностью”. Тогда характер каждого персонажа раскрывается через цепь эпизодов. Таким образом, чтобы понять характер, нужно проанализировать несколько “законченных фрагментов”. Эпизоды похожи на кадры диафильма, каждый добавляет что-то новое к образу героя.

Теперь предложим ученикам подумать над тем, какие события в жизни человека помогают становлению его характера или наиболее чётко проявляют его. Очевидно, они назовут яркие впечатления детства, отъезд из родного дома, влюблённость, встречи с другими людьми, потерю близких и так далее. А можно ли считать возвращение в родительский дом после долгого отсутствия событием, в котором проявляется характер человека? Даже возвращаясь домой после летних каникул, школьники понимают, что что-то изменилось. Ещё в пятом классе мы писали коротенькие этюды «Когда я возвращаюсь домой с каникул».

Когда я возвращаюсь домой с каникул, мне очень грустно, потому что кончилось лето. Но и весело, потому что я встречусь с друзьями, увижу новых учителей. Когда я захожу в дом и начинаю играть с игрушечным псом Тявкой, он кажется мне меньше, чем в прошлом году. Вхожу в ванну - она кажется мне узкой и короткой. А мои любимые ботинки! Когда я в них попыталась влезть, они жутко жали. Всё стало таким маленьким - ужас!

Диана Добрынина

Теперь представьте себе, что “в родное гнездо” возвращается повзрослевший молодой человек, несколько лет проведший в столичном университете. Что происходит с миром вокруг него, как меняется этот мир? Как меняется его восприятие? Как меняется его отношение к родным, никуда не уезжавшим из дома?

Перечитаем начало сцены отъезда. В первой же фразе звучит ключевое для всего романа слово “ничего”. Это непереводимое русское “ничего” означает и “ничего страшного”, и “а что делать?”, и многое другое. С каким эпизодом, предшествующим анализируемому, связано это слово? Когда и как оно вводится? Что означает? Случайно ли звучит во время, предшествующее расставанию? Обратимся к сцене в доме Кирсановых, где и происходит памятный разговор о нигилизме. Итак, нигилист, по мнению “ученика” Базарова, Аркадия Кирсанова, “человек, который ко всему относится с критической точки зрения”. А вот Павел Петрович считает, что “нигилист - это человек, который ничего не уважает”. Уважает ли своих родителей Евгений Базаров? Если нет, тогда почему целый день прошёл, прежде чем он решился сказать о скором отъезде родителям? Пусть ученики найдут в тексте описание того, как воспринимают известие старики родители. Какие чувства вызывают их переживания у читателя? А что испытывает читатель по отношению к самому Базарову? Почему уезжает так скоро Евгений Васильевич из дома, в котором не был три года, а погостил всего три дня? Найдите в тексте указание на то, как изменится жизнь родителей после отъезда сына.

Для понимания характера героя, разумеется, необходимо проанализировать все сцены, в которых он участвует. Но мы из цепочки эпизодов, составляющих сюжет произведения, выберем только ещё один, третий и последний. Таким образом, мы замкнём своё короткое исследование. Чем заканчивается роман? Внимательно перечитаем финал романа. Кто навещает могилу Базарова? Какие чувства вызывает описание кладбища? Возникают ли в памяти “опытного” читателя какие-нибудь литературные ассоциации? Вероятно, ученики назовут элегическое настроение, перекличку с темой “сельского кладбища” в поэзии первой четверти XIX столетия. Есть ли разница в настроении, с которым описывается жизнь других героев романа в 28-й главе после смерти главного героя? В чём смысл риторических вопросов, которыми завершается роман? Как сам автор отвечает на них? Как вы понимаете слова о “вечном примирении”?

По материалам, собранным во время урока, ученикам предлагается составить план и написать сочинение на тему «Анализ сцены отъезда Евгения Базарова из родного дома».

Сцена отъезда Базарова из родного дома

(гл. 21, анализ эпизода)

По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов», эпизод - “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью”. Возникновение этого слова связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало “часть действия между выступлениями хора”.

Как правило, путь любого героя любого произведения связан с цепью эпизодов, в которых и раскрывается образ этого героя, так или иначе выражается авторское отношение. Также можно сказать, что сквозь “магический кристалл” эпизода просматриваются важнейшие черты произведения в целом. Обратимся теперь к конкретному примеру, а именно, к сцене отъезда Евгения Базарова из родного дома (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», гл. 21).

Известно, что сама ситуация возвращения домой после долгого отсутствия даёт возможность читателю отнестись к происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека. (Кстати, и сам роман «Отцы и дети» начинается тоже с возвращения молодого человека в родной дом. Так, именно в старое “дворянское гнездо” 20 мая 1859 года возвращается Аркадий Николаевич Кирсанов. Очевидно, эта параллель не является случайной.) Вернувшийся после долгого отсутствия домой сын определяется (определился) с собственной жизненной позицией, со своим отношением к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения.

Но в финале главы 21 перед читателем уже не встреча, а расставание. Трогательные в своей любви и доверчивости Василий Иванович и Арина Власьевна никак не рассчитывали, что сын после трёх лет отсутствия погостит только три дня. “Я, было, думал, что ты у нас… подольше. Три дня… Это, это после трёх лет маловато; маловато, Евгений!” - так, сморкаясь и наклоняясь чуть не до земли, с трудом скрывая слёзы, говорит отец Базарова. Его речь робкая, сбивчивая; изумление, растерянность, вызванные известием о неожиданном отъезде сына, заставляют читателя отнестись к старикам Базаровым с сочувствием, а к их сыну с возмущением. Но ведь и Базаров не сразу “решился уведомить Василия Ивановича о своём намерении”. “Целый день прошёл”… А это не так уж мало для решительного, отвергающего чувства вообще и любовь в частности Евгения Васильевича. Базаров сказал: “Ничего!” Случайность ли это? Не отсылается ли здесь читатель снова к понятию “nihil, ничего”, которое было введено Тургеневым в главе 5? По мнению Павла Петровича Кирсанова, нигилист - это человек, “который ничего не уважает”. А вот Аркадий считает, что нигилист - человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”.

И что ж, это хорошо? - перебил Павел Петрович.

Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно…

В сцене отъезда (гл. 21) “дурно” всем: и Аркадию, и старикам Базаровым, и самому Евгению. Жизнь в доме “старосветских помещиков” (ведь Арина Власьевна и Василий Кириллович так похожи на героев гоголевской повести) замрёт окончательно. Жили-то они лишь ожиданием учёного сына, перед которым благоговели. Василий Иванович сдерживает слёзы, стараясь доказать молодым людям свою современность: “Главное - свобода; это моё правило… не надо стеснять… не…” В грустном одиночестве предстоит доживать им свои дни, и уже “с утра всё приуныло в доме”. И вот старички, так старавшиеся не беспокоить лишний раз сына, “остались одни в своём, тоже как будто внезапно съёжившемся и подряхлевшем доме”. И утешает мужа седая Арина Власьевна: “Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел; а мы с тобой, как опёнки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня”. Сама того не понимая, старушка даёт точную и образную характеристику их жизни, жизни уходящего поколения “отцов”. Скучно и тяжело в их доме Базарову, стремящемуся к жизни “с пользой”. Жалко читателю старичков, обидно за Евгения.

Через цепь испытаний проводит своего героя Тургенев. Постепенно мы всё лучше узнаём Базарова. Созданная им теория не выдерживает проверки жизнью. “Нет любви” - а как же Анна Одинцова и старички родители? “Природа не храм, а мастерская” - а как же ощущение полноты природы во время прогулки с Анной Сергеевной? Сцена отъезда имеет важное значение для углубления образа главного героя и формирования читательского отношения. В финале романа только дряхлые старички приходят к могиле Евгения Базарова. “Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!” О “вечном примирении и о жизни бесконечной” говорят цветы, растущие на могиле бунтаря и нигилиста Евгения Васильевича Базарова. И читатель примиряется с этим неоднозначным образом. Через неприязнь и непонимание, возмущение и зарождающееся сочувствие к пониманию и сопереживанию проводит автор романа своего читателя.

Разумеется, проблема “отцов” и “детей”, отразившаяся в романе И.С. Тургенева и составляющая основной конфликт его, - проблема вневременная. И тем сильнее задумывается читатель, “переживший” сцену отъезда Базарова из дома родителей, над своим отношением к старшему поколению, над собственной жизненной позицией.

Свидетелем сцены возвращения «в родное гнездо» мы уже были. Возвращение – это встреча, ощущение радости. В финале гл. 21 – перед нами сцена отъезда из «родного гнезда». И еще не читая, предчувствуешь некую грусть, печаль, потому что отъезд – это расставание. Оно тяжело для обеих сторон, и отъезжающих и провожающих.

Сцена отъезда начинается фразой Базарова: «Ничего! До свадьбы заживет». И это базаровское «ничего» могло бы звучать как «ничего страшного». Вроде, «переболит, успокоится». Все в стиле базаровского нигилизма. Но пройдет целый день, прежде чем Базаров решится о своем намерении уведомить Василия Ивановича. Вроде, маленькая деталь. Но она не так уж и мала для решительного, отвергающего чувства вообще и любовь в частности, Евгения Базарова.

Решение сына было настолько неожиданным, что бедный Василий Иванович от растерянности «перевернулся на месте». Как трогательны в своей любви к сыну старички Базаровы. Никак не рассчитывали, что их Енюша после трех лет отсутствия погостит только три дня. Вынув платок, сморкаясь, наклоняясь чуть не до земли, Василий Иванович, не понимая разумом, соглашаясь с сыном (чтоб не обидеть), будет лишь сбивчиво произносить: «Я было думал, что ты у нас… подольше, три дня… Это, это после трех лет, маловато; маловато, Евгений». И в этих словах все: и обида родительская, и растерянность, изумление. А ведь они так старались для сына, они так ждали его приезда. Арина Власьевна специально для сына цветов выпросила у соседки, чтоб комнату убрать, чтоб сыну в доме уютно было. А уж Василий Иванович даже не посмеет сыну рассказать о том, что «каждое утро чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он поручал Тимофеичу разные закупки, особенно налегая на съестное…». И все это для Евгения, сына, чтоб не чувствовал стеснения, чтоб понравилось ему. Жили-то они только ожиданием своего ученого сына, благоговели перед ним. Бедный Василий Иванович еще держится, еще сдерживает слезы, еще пытается показать перед молодыми людьми свою современность: «Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять…». А вот Арину, старушку свою, пожалел, не захотел сказать на ночь, потому что знал, каким горем станет для нее это известие. А утро следующего дня для них станет темнее ночи.

Не нуждаются комментирования строки, рассказывающие о последних минутах расставания. Их нужно читать. Лицо Василия Ивановича за ночь осунулось, он еще храбрился, громко говорил и стучал ногами, а бедная Арина Власьевна только тихо плакала. Нельзя сказать, что Базарову – нигилисту, отвергающему чувства вообще и любовь в частности, было все равно. Дрогнуло и его сердце, потому он и пообещал вернуться не позже месяца. Пообещал, чтоб успокоить, утешить.

Но вот лошади тронулись, зазвенел колокольчик – «и вот уже глядеть вслед было незачем». Как велико горе родителей. Что ждет их в будущем? В грустном одиночестве, заботясь друг о друге, предстоит им доживать свои дни. Одни, как перст, одни «в своем тоже как будто внезапно съежившемся и подряхлевшем доме». И, прислонив свою седую голову к седой голове своего мужа, утешает Арина Власьевна его: «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел – прилетел, захотел – улетел; а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня». А в этих словах – картина жизни уходящего поколения «отцов». Сочувствуя, искренне жаль старичков Базаровых. Обидно за Евгения. Но чувствуется уже, что его безупречная теория не выдерживает проверки жизнью.