Сочинение на тему: Онегин и Чацкий, сравнительная характеристика (по произведениям А. Грибоедова и А.С. Пушкина). Чацкий и Онегин Чацкий и онегин

Онегин и Чацкий - разные люди одной эпохи

Примерный текст сочинения

Что происходило в России в начале 20-х годов XIX века? В ответ на усиление правительственной реакции в стране стали зарождаться тайные политические общества, ставящие своей целью коренное преобразование жизни на гуманной и справедливой основе. Столкновение человека декабристских взглядов с дворянами-реакционерами находит отражение в произведениях писателей, которых декабристы считали своими союзниками и соратниками.

Чацкий - герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", а Онегин - герой романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Писатели изобразили в своих произведениях разные, противоположные характеры. Онегин - образованный человек, но "лишний" для общества, а Чацкий - передовой человек своего времени.

У этих героев мы найдем не только различие в характерах, но и сходство в происхождении, воспитании и образовании. И Чацкий, и Онегин учились и воспитывались под руководством иностранцев-гувернеров. О Чацком мы узнаем, что он образованный человек, который занимался литературным трудом, был на службе у министров, жил за границей. Но пребывание там лишь расширило его умственный кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного.

Онегин по сравнению с грибоедовским героем получил поверхностное образование.

Француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя...

Впоследствии Онегин значительно пополнил свои знания. Он в совершенстве владел французским языком, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Этих познаний и умений было вполне достаточно, чтобы заслужить благосклонность света, который "решил, что он умен и очень мил".

В характере Чацкого можно заметить дерзость, непримиримость к равнодушным или консервативно настроенным людям. Он любит родину, с сердечной теплотой говорит о ней: "Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!" Чацкий - человек умный, горячий, но у него под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце. Он может, как и все люди, смеяться и грустить, может быть зол и резок, но другом будет верным и надежным. Горячий и пылкий, он удивительно похож на молодого Пушкина. "Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив", - говорит о нем Лиза. Он немного наивен и неискушен в житейских делах. А Онегин... Кто он? "Чудак печальный и опасный, созданье ада иль небес, сей ангел, сей надменный бес"? Нет, не ангел, не демон. Онегин - собирательный образ, "в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом". У него нет в жизни любви и привязанности. Со скукой, недовольством и раздражением едет Евгений к своему умирающему дяде. Для него главное - наследство. Онегин равнодушен к болезни родственника и ужасается необходимости изображать опечаленного племянника. Он ведет типичную для "золотой" молодежи жизнь: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Но ему все это давно приелось. Ему было скучно с теми людьми, с которыми он вынужден общаться. Жизнь, которую он вел, не устраивала его, но и перемена обстановки не смогла повлиять на Онегина. И в деревне им овладела та же скука.

Чацкий, мне кажется, выше и умнее Онегина. Это человек передовых взглядов. Он полон светлых идей преобразования общества, с гневом обличает пороки старой Москвы. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы. Чацкий возмущен крепостным правом, тем, что помещик может обменять своих верных слуг, которые "не раз и жизнь, и честь его спасали", на трех борзых собак. Он желает служить "делу, а не лицам". "Служить бы рад, прислуживаться тошно", - отвечает он на упреки и нравоучения Фамусова.

Онегин же томился, задыхался в своей среде и не знал сам, чего он хочет. Евгений много читал, пробовал заняться литературным трудом, но "труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его". Он не знал, чем занять свой ум, Чацкий серьезно готовился к деятельности на благо отечества. Даже его идейный противник Фамусов отдает должное его способностям, говоря: "Он славно пишет, переводит". Все твердят о его высоком уме.

Онегин критически относится к укладу жизни дворянского общества, но не предпринимает серьезной попытки что-либо изменить, он далек от декабристских прогрессивных идей.

Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения и открыто их высказывать. Он стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом. Его возмущает преклонение русских дворян перед французскими модами, языком, их оторванность от своих национальных корней.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий высокого мнения о своем народе, а Онегин бесконечно далек от него.

А как проявляют себя в дружбе и любви наши герои? В фамусовском обществе у Чацкого нет друзей. Его здесь ненавидят, даже объявляют сумасшедшим, потому что не признают его взгляды на жизнь, его убеждения. Стоит заметить, что Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы", так как считает себя не одиноким в стремлении к переменам. Его друзьями являются те, кто представляет "век нынешний", но Грибоедов лишь упоминает об этих людях, вводя в пьесу внесценические персонажи.

Онегин был неразлучен с Ленским. Несмотря на то, что друзья были похожи на "лед и пламень", их многое объединяло. Ленский делился с Онегиным своими взглядами и личными переживаниями, он доверял ему. Но Онегин необдуманным поступком вызвал у Ленского чувство ревности, горькой обиды и разочарования в любви и дружбе. Онегин хладнокровно принимает вызов и убивает на дуэли единственного друга, не испытывая к Ленскому ни малейшей неприязни. Он думает только о том, как оценит его поведение поместное общество, которое он совершенно не уважает.

В основе любви Онегина к Татьяне тоже лежит себялюбие и эгоизм. В своем первом объяснении с ней он чистосердечно признается, что ему чужды сильные, глубокие чувства. Чацкий же любил Софью серьезно, видя в ней будущую жену. Любовь для него не "наука страсти нежной", как для Онегина. Из-за любви к девушке Чацкий возвращается в общество, которое ему глубоко противно. Ему пришлось до дна выпить чашу страданий.

Чацкий смело и отважно борется за все новое, передовое, за новую Россию, но его нельзя поздравить с победой. Он уезжает из Москвы, чтобы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок". Но мы уверены, что он останется борцом, который будет и дальше продолжать свою деятельность ради свободы Отчизны. Онегин в конце романа тоже испытывает крах своих надежд на счастье, но в отличие от Чацкого он сломлен этим горем. Если у грибоедовского героя, кроме любви, была общественно-полезная деятельность на благо родины, то у Онегина такого дела нет.

Грибоедов и Пушкин создали в своих произведениях яркие реалистические образы, вобравшие в себя типические черты людей эпохи 20-х годов XIX века. Они продолжают оказывать влияние на духовное формирование новых поколений.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Евгений Онегин и Александр Чацкий – действующие лица различных литературных произведений А. Пушкина и А. Грибоедова, однако, в них есть то, что объединяет: героев до конца не понимает и не принимает общество. Но наряду с этим действующие персонажи имеют и отличительные черты. Если Онегин частый посетитель званых балов и обедов, то Чацкий отторгает подобный образ жизни, считая его бессмысленным. Евгений относится к людям высокомерно, Александр же, напротив, настроен ко всем доброжелательно, но, если видит себя правым, отстаивает такую точку зрения Ниже в таблице представлена характеристика этих героев.

Евгений Онегин Александр Чацкий

Возраст

Ему 26 лет Точный возраст не указан – известно, что он молодой человек.

Происхождение

Потомственный дворянин Богатый дворянин, в его владении 400 крепостных

Место рождения

Петербург Родился в Москве

Обучение

Основное образование получил в домашних условиях. К Евгению никогда не ставились жесткие критерии в плане образования. Весь процесс проходил таким образом, чтобы не утомить излишней информацией ум Онегина. Начальное образование получал в доме Фамусова, взявшего его на воспитание после смерти родителей, после обучался заграницей.

Род занятий

Онегин никогда не состоял на службе ни гражданской, ни военной. Только что вернулся с поездки заграницу. Бросил военную службу, но не стал чиновником.

Наличие братьев и сестер

У него нет ни братьев, ни сестер Единственный ребенок в семье.

Отношение к светской жизни

Евгений частый посетитель балов и званых обедов. Он активный деятель светской жизни. Его появления никогда не проходит незамеченным, он любимец публики. Сам же Евгений не отличается любовью к такому времяпровождению – его уже порядком утомил такой порядок. Он скучает и не находит былого утешения для себя. Разочарован светским обществом. Ему чужды принципы, по которым живет аристократия. Он считает русских аристократов позорным явлением, так как большинство из них далеки от понятия аристократизма и праздно живут набивая себе карманы чужими деньгами. Ему скучно и невыносимо такое общество, он предпочитает дистанцироваться от такого окружения.

Отношение к любви и женщинам

Евгений любит общество красивых женщин, но не признает постулаты о любви. В большинстве случаев он ограничивается кокетством – в его планах еще не зреет мысль о женитьбе. Женщины признают его привлекательным – мастерство Онегина в плане обольщения находится на высоком уровне. Восторженно относиться к чувству любви. Он влюблен в дочку Фамусова – Софью. Его чувства истины, он не понимает, как можно лицемерить в любви, поэтому, когда узнает о том, что любимая морочила ему голову, а на самом деле любит подлизу Молчалина, который создает видимость влюбленности, чтобы получить доступ к богатству Фамусова, испытывает глубокое огорчение, разочаровывается в искренности любви.

Умение поддерживать дружеские отношения

Не признает чувства дружбы. Он легко сходится с людьми и легко расстается. Готов поддерживать дружеские отношения, но не видит людей, готовых тоже сделать для него.

Отношение к людям

Высокомерен по отношению к другим людям, независимо от их статуса, талантов, умений и морального облика. Настроен положительно и доброжелательно, но готов отстаивать свою точку зрения, не стесняется высказать свое истинное мнение о положении вещей. В общении с окружающими часто прибегает к колкости и дерзости, высокомерен и горделив – в такой образ он пытается обличить пороки общества.

Интерес к жизни

Не видит смысла ни в одном занятии, у него отсутствует интерес к жизни. Полон стремления обличить пороки общества с целью прекратить его деградацию, терпит поражение, но не теряет интерес к жизни.

Особенности темперамента

Онегин отличается холодным и расчетливым умом. Он умеет скрывать свои мысли и эмоции. Вспыльчивый и излишне эмоциональный. Ему сложно сдержаться и не вступить в дискуссию.

Отношение к искусству

Он воспринимает искусство на интуитивном уровне – у него нет знаний, позволяющих анализировать те или иные произведения. Признает положительное влияние силы искусства на человека. Его огорчает, что людей, которые готовы заниматься развитием искусства считают ненормальными.

Нрав

Холодный, сдержанный Импульсивный и эмоциональный.

Привязанность к модным тенденциям

Денди, ему нравится быть модным Модные тенденции вызывают у него отвращение. Он не понимает людей, которые гоняются за модой. Чацкому достаточно того, чтобы его костюм был чистый и опрятный.

Умение лицемерить

Мастерски владеет умением лицемерить Не обладает умением лицемерить, считает его пороком человечества.

Организация досуга

Бесцельно проводит свободное время – не знает, чем ему заняться. Занимается саморазвитием.

Самостоятельность

Он обеспеченный и независимый человек. Богатый и самостоятельный человек.

Готовность путешествовать

Необходимость совершать поездки и путешествия его не пугают. Три года прожил заграницей, путешествуя по миру, но затем вернулся на Родину.

Как воспринимают окружающие

Думают, что он чудак Считают, что он сошел с ума.

Итог жизненного пути

Неизвестен. Исходя из предположения исследователей фрагментов неоконченной 10 главы – он умирает. Уезжает из Москвы, чтобы не сойти с ума от традиционных порядков и морали высшего общества.

Сходство и различие Чацкого и Онегина
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году, а свой роман в стихах А. С. Пушкин создавал в течение восьми лет, с 1823 по 1831 год. Грибоедов был старше Пушкина, авторы были знакомы, высоко ценили творчество друг друга. В произведениях отражена одна и та же эпоха - накануне восстания декабристов. Оба искренне сочувствовали движению декабристов, со многими из членов тайных обществ поддерживали дружеские отношения. Герои произведений - передовые представители русского дворянства, критически воспринимающие действительность.
Но большая часть «Евгения Онегина» была написана после трагического разгрома на Сенатской площади, что не могло не повлиять на эмоциональный фон произведения. Изображенные и в том и в другом произведении события относятся к периоду крушения демократических иллюзий русского народа после невиданного подъема в годы Отечественной войны. Одержавший героическую победу над наполеоновской армией народ жаждал освобождения от крепостного гнета, передовые представители дворянства ожидали от царского режима социально-экономических реформ. Однако реформ не последовало, и в среде передового дворянства началось расслоение: наиболее активная, деятельная часть создавала тайные общества с целью насильственного свержения режима; другая, социально пассивная, выражала свой протест демонстративным отказом от сотрудничества с режимом на всех уровнях.
Чацкий и Онегин - сверстники и выходцы из одного социального круга. Правда, Онегин воспитывался в столичной аристократической семье, а Чацкий - в доме московского барина Фамусова. Онегин восемь лет провел в высшем петербургском обществе. Прогулки по Невскому проспекту, изысканные туалеты, балы, театры, «наука страсти нежной» - все эти атрибуты праздности, свойственные «золотой молодежи», присущи и Евгению. Его ценили в обществе, которое, впрочем, установило довольно низкую планку: помимо дворянского происхождения требовалось лишь безупречно говорить по-французски, прилично танцевать и «кланяться непринужденно». Евгений в совершенстве овладел этим нехитрым набором достоинств, и «свет решил, что он умен и очень мил». Онегин беззаботно наслаждался жизнью, не обременяя себя мыслями:
Но, шумом бала утомленный.
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И только заскучав, Онегин даже не осознал, а скорее почувствовал неполноту своего существования - и «русская хандра им овладела понемногу». Человек образованный, критически мыслящий, он сумел преодолеть отупляющее воздействие своей среды, посмотреть отвлеченно на трясину бесплодной суеты. Испытывая душевный дискомфорт, сознавая пагубное психологическое воздействие однообразного существования, стремясь найти применение своим силам, Онегин пытался изложить свои мысли на бумаге, «но труд упорный ему был тошен». Надеясь найти смысл жизни в чужой мудрости, Онегин начал читать, но неспособность к систематическому обучению («француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя») не позволила ему собрать зерна книжных откровений, а «резкий, охлажденный ум» находил в них лишь изъяны. Разочарованный, озлобленный, Онегин болезненно воспринимает несовершенство социального устройства, но не понимает способов его изменения. Эгоцентризм, замкнутость способны только критиковать, но этот путь, как правило, бесперспективен. Онегин может общаться только с подобными себе, поскольку только они могут спокойно относиться «к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм». Ни поездка в имение, ни заграничные вояжи не в состоянии рассеять пессимизм, душевное одиночество Евгения, подвигнуть его к плодотворному труду. Вершина его социальной активности - молчаливый протест и демонстративная отстраненность от институтов власти.
Чацкий - человек совершенно иного эмоционального склада. Он любознателен, активен, жизнедеятелен. Его острый ум волнует всеобщее благо, а значимость человеческой личности он определяет не достигнутыми чинами и почестями, не успехами в светских салонах, а социальной активностью и прогрессивным образом мыслей. В отличие от Онегина, Чацкий не поддается соблазнам беспечной светской жизни, не ограничивается искренним и, по-видимому, вначале взаимным

Оба героя являют собой новый тип в литературе того времени – «лишний человек». Онегин и Чацкий интеллектуально превосходят многих людей своего окружения, но они одиноки, никем по-настоящему не поняты. И поэтому герои не могут найти свое место в обществе, не находят счастья в любви.

Александр Чацкий – нравственный человек, живущий по строгим моральным принципам. Его девиз прекрасно раскрывает его сущность: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий готов служить интересам страны, общества, однако не привык унижаться перед высшими чиновниками. Герой ведет себя честно и просто, как с равными себе людьми, так и с людьми высшего ранга. Он не умеет подобно Скалозубу притворяться ради карьерного роста. Власть и деньги не имеют для героя большого значения. Он ищет для себя достойный образец для подражания – человека Великого и по-настоящему достойного.

Герой Грибоедова умен, любознателен. Он постоянно находится в поиске высокой благородной цели.

Чацкий искренен в любви. Полюбив Софью, он стремится защищать ее от всего мира.

Герой не боится говорить правду в лицо, раскрывать обман. Он ненавидит фальшь и лесть, которыми постоянно пользуются люди высшего общества. Духовные рабы, подлые сплетники вызывают презрение у Чацкого.

Александру Чацкому свойственен максимализм. Он – идеалист, который борется против лицемерия и зла своего времени.

Герой – патриот своей страны. Молодой человек яро выступает против таких «язв» общества, как крепостное право, неравноправие граждан страны. Ему близка философия рационализма. Он готов отстаивать идеи эпохи Просвещения. Чацкий верит в победу разума. Он пытается достучаться до людей при помощи эмоциональных речей, но ему это не удается. Общество начинает отторгать его, делая «лишним человеком».

Чацкий, как и Онегин – одинок и не понят. Их порывы найти идеал не воплощаются в действия. А значит – они попросту бесполезны.

Евгений Онегин чувствует себя чужаком в своем окружении. Поначалу он испытывал наслаждение, блистая на балах, но очень быстро ему это надоело. Ведь его блестящий ум, идеи по-настоящему никто не мог оценить. В любовных отношения Онегин тоже скоро поостыл. Ему слишком легко доставались женские сердца, что привело к его равнодушию и цинизму. Герой все еще в глубине души жаждал найти идеал, но разум отказывался в такое верить. Возможно, поэтому Онегин отказывает Татьяне (а может в большей мере самому себе?) в настоящей любви.

Онегин заболевает «русской хандрой». Его уже ничто не радует из привычного образа жизни, а отыскать интерес в чем-то новом он не может. Почему так? Онегин оторван от природы, малознаком с родной культурой. Он – человек без настоящих корней. Среда, в которой он воспитывался, насквозь фальшива и поэтому не удовлетворяет духовные потребности.

Причина одиночества Онегина в его воспитании. С детства ему многое позволяли, не перетруждали наукой, но настоящей любви родных людей он не ощущал. Вот и вырос герой эгоистом.

Онегин Александра Пушкина и Чацкий Александра Грибоедова – разные типажи людей, но их объединяет конфликт с обществом, одиночество, что делает их «лишними людьми».

Социально-психологический тип лишнего человека является одним из самых популярных в русской литературе. Многие писатели обращались к нему в своих произведениях, и наиболее яркими персонажами данного типа можно назвать Евгения Онегина из одноименного романа А.С.Пушкина и Александр Чацкий из комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума ". Рассмотрим, в чем же сходство и различие между этими двумя героями.

Чацкий и Онегин - люди одного возраста, представляющие столичную аристократию. Оба персонажа получили достойное образование, обладая незаурядными умственными способностями и критическим мышлением. Сходство их проявляется и в более мелких деталях: И Чацкий, и Печорин много путешествовали, их возлюбленные обе увлекались французскими романами. Однако основной общей чертой можно назвать их способность видеть пустоту своего прогнившего общества.

Так, гневно обличает его Чацкий в своем известном монологе:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Онегин разделяет эти мысли, подмечая всю бездуховность и праздную суету людей вокруг. Именно поэтому герой и уезжает в свое имение, "условий света свергнув бремя".

Различий у данных персонажей гораздо больше. Как видит читатель, Александр Чацкий - истинный патриот своей страны, готовый трудиться во благо отечества. В отличие от Онегина, он не теряет интереса к жизни, наоборот, душа его переполнена желанием изменить общество, для этого он и обличает пороки "фамусовской" Москвы.

Евгений же не видит смысла в жизни, поэтому и интерес к ней у него отсутствует. В общении с людьми Чацкий не стесняется высказывать свою точку зрения, частенько используя различные колкости. Чацкий обладает вспыльчивым нравом, и ему трудно не вступить в дискуссии и споры, тогда как Евгений Онегин предстает холодным и расчетливым человеком, который умеет сдерживать себя и скрывать свои мысли от людей вокруг. Кроме того, различаются и герои в любви. Александр Чацкий искренне влюблен в Софью: "...И всё-таки я вас без памяти люблю...". После того, как он узнает, в кого на самом деле была влюблена девушка и как она была лицемерна по отношению к нему самому, персонаж разочаровывается в искренности чувств, ведь гордость его была действительно уязвлена. Евгений Онегин в свою очередь не способен на такие чувства - душа его опустошена многочисленными мелкими романами, а сам он не верит в любовь, будучи слишком эгоистичным. Поэтому он и отрекается от любви Татьяны Лариной, пускай эта любовь могла бы подарить ему душевную гармонию.

Таким образом, оба героя известных произведений являются личностями, которых не понимает и не принимает общество, оба героя принадлежат к типу "лишнего человека", однако в их образах читатель может видит два пути общественной жизни дворянина того времени. Такие личности, как Чацкий, проявляли активный протест и пытались изменить существующий строй, тогда как "Евгении Онегины" просто пассив

но не принимали порядки общества и обрекали себя на мучительные поиски истины, которые приводили их в никуда.