Смысловые отношения в ссп. План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП

Смысловые отношения между предложениями текста

I. Текст и его строение

III. Выразительные средства текста.

II. Функциональные стили и типы текста.

I. Текст и его строение.

1.1. Текст (от лат. textus ткань, связь, соединение ) – это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически*.

Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов. Например:

Несколько дней лил не переставая холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна.

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал – ни дед Митрий, ни лесничий. (К.Паустовский).

В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смысловое единство текста).

Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснительными и др. (эти типы во многом аналогичны отношениям между частями сложного предложения). Например:

Чаще всего подарки посылались им [Чеховым ] в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, – новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину – карту Забайкалья; Максиму Горькому – карманные часы (К.Чуковский) – первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно ).

Выделяются следующие средства связи между предложениями текста:

1. Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.).

2. Морфологические: замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.



3. Синтаксические: наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.

4. Стилистические: использование слов, принадлежащих к одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.

5. Интонационные: длина фразы, темп речи, интонация и т.п.

6. Графические: знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.

Нахождениюсредств связи посвящено отдельное задание, например: Среди предложений … найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения.

Следует обратить внимание учащихся на то, что в разряде личных местоимений связующую функцию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они) . Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения: И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. (А.Куприн)

В то же время личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не предыдущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной (В.Белов) – личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.

Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение: Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы.… (В.Тендряков)

Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения: Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич (Ф.Искандер), ср.: А меня поражал… ...

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Методы обучения:

1. Репродуктивный .

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; строят сложносочинённые предложения, используя разные виды союзов.

Использованная литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Методы обучения:

1. Репродуктивный .

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; строят сложносочинённые предложения, используя разные виды союзов.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Назовите признаки сложного предложения.

Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

На какие виды делят сложные предложения в зависимости от характера союзов?

2. Анализ языкового материала (запись на доске).

Прочитайте вслух предложения, определите, простые они или сложные. Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного? Аргументируйте свой ответ.

1. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2. Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3. В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы.

(По И. С. Соколову-Микитову)

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Изо всех разновидностей сложных предложений сложносочинённые (ССП) - наиболее прозрачны по своей структуре, они схожи с простыми предложениями. А разнообразие смысловых отношений между частями ССП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. ССП присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные со значением союза, порядком следования частей, интонацией.

Давайте поближе познакомимся со сложносочинёнными предложениями, выясним особенности его строения и средств связи в нём.

2. Работа с упражнением №42.

Цель: развитие умения анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений.

IV. Работа над темой урока.

1. Чтение теоретического материала учебника, изучение рублики "Это интересно".

2. Составление таблицы или схемы.

Цель: Совершенствование умений систематизировать материал и представлять его в виде таблицы или схемы.

Смысловые отношения между частями ССП.

V. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения, составлять схемы ССП.

Упр. 44 (выполняем у доски с подробным комментированием).

Упр. 48 (по вариантам)

- "Готовимся к ГИА": практическая работа. Упр. 49.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Интерактивный приём "Микрофон"

Какие виды сложных предложений вы знаете?

Что общего в сложных предложениях разных видов?

Какое предложение называют сложносочинённым?

На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении?

Какие группы сочинительных союзов вы знаете? Что они обозначают?

VII. Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал, уметь работать со схемой.

2. Выполнить упр. 47.


  • образовательные : повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;
  • развивающие : развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;
  • воспитательные : воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.

ХОД УРОКА

I. Лингвистическая разминка.

1. Лексико-орфографический диктант.

Параллельная связь, интонационный, пояснительный, произведение, грамматический, изъяснительный, временной, языковая норма .

  • О какой норме надо помнить при произношении слова « языковая (норма)».

(в случае затруднения пользуемся орфоэпическим словарем)

2. Задание из части 1 (раздаточный материал)

  • Прочитайте внимательно предложения.

А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

  • Это текст? Почему? Можно ли создать текст? Выполните действия.

Вывод: текст – это...(вывод делают учащиеся, учитель корректирует ответ)

  • В каком из предложений наиболее четко выражена основная мысль текста?

1) Б
2) А
3) В

(ответ: А)

  • Какова тема лингвистической разминки? Сформулируйте тему урока, цели и задачи (запись темы).

II. Смысловые отношения между предложениями текста.

1. Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями. Какими, например? Как их определить?

2. Каковы смысловые отношения между предложениями А. и В.?

  1. противительные
  2. уступительные
  3. причинные
  4. пояснительные

III. Средства и виды связи между предложениями текста.

  1. Для связи предложений в тексте выделяются следующие виды связи: лексические, ...(учащиеся продолжают цепочку, далее работаю с таблицей)

Таблица «Средства связи между предложениями текста»

Лексические повтор слова, синонимическая замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, слов одной тематической группы, ключевые слова
Морфологические замена существительных и других частей речи местоимениями, видо-временное единство глаголов, наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и др.
Синтаксические наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений, предложений одинаковой структуры и др.
Стилистические использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др.
Интонационные длина фразы, темп речи, интонация и др.
Графические знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой.

2. Среди предложений А, Б, В, Г найдите такое, которое соединено с предыдущим с помощью союза и повтора слова.

(ответ: Г)

3. Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: ...

Пользуясь таблицей, определите вид связи между предложениями текста. Аргументируйте ответ.

(ответ: цепная)

Таблица «Виды связи между предложениями в тексте».

4.Работа в парах.

Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим

А) с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю. Трифонов)

Ответ: (2)

Б) только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

Ответ: (3)

В) с помощью соединительного союза.

(1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (А. Чехов)

Ответ: (6)

IV. Практическая работа в парах. (Выполнение задания из части 2)

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В6.

(1) Ушла, изморилась вконец апрелем поверженная зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбам темнеющие в небесах облака. (4) неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.

(5) Странная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.

(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!..

(В. Белов)

А1. В каком(их) предложении(ях) текста наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине?

1) 1,2
2) 9
3) 11,12
4) 14, 15

А2. Укажите средство связи предложений 11 и 12.

1) синоним
2) местоимение
3) лексический повтор
4) союз

А3. Какое средство выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ автор?

1) эпитет
2) риторический вопрос
3) олицетворение
4) ряды однородных членов

А4. В каком предложении употреблено одиночное причастие?

1) 3
2) 1
3) 10
4) 12

А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 8?

1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие

В1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук ш.

В2. Из предложения (выпишите слово с нулевым окончанием.

В3. Из предложения; выпишите словосочетание со связью примыкание.

В4. Найдите в первом абзаце предложение(я), где есть деепричастие. Запишите номер(а) предложения(ий).

В5. Укажите номер(а) сложносочиненных предложений.

В6. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, состоящего из трех частей.

Таблица ответов

V . Подведение итогов работы.

VI . Домашнее задание.

  1. выполнить работу с текстом, аналогичную классной.
  2. повторить тему «Стили и типы речи».
  • 4. Синтаксические отношения в словосочетании.
  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.

    Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

    Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

    В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

    Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).

    В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

    I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

    [Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

    Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

    Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

    1) , [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] .

    Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

    II. Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

    [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

    III. Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

    1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

    2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

    Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

    IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

    1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

    2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) - :.

    Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

    V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

    1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) - ,.

    2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) - - .

    Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

    VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

    1) [Любишь кататься] - [люби и саночки возить] (пословица) - - .

    2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

    Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

    VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

    [Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно] (И. Тургенев) - ^ТТ