Смелость в списках не значился. Борис васильев. В списках не значился

Давно отгремели залпы Великой Отечествннной войны. Но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. Столкновение мирной жизни с жестокой реальностью войны является оним из главных мотивов романа "В списках не значился". Всё произведение -- повествование о школе зрелости и мужества, которую проходит 19 летний лейтенант, Николай Плужников.
В романе описывается несколько мирных дней лейтенанта, но для него они насыщены важными событиями. Николай окончил военное училище, получил назначение командром взвода и отправился в одну из частей Особого Западного округа.
О войне у лейтенанта самые ясны представления. н уверен, что гитлеровская Германия не посмеет напасть на нашу родину, а разговоры об этом считает провокационными, не сомневается в силе и мощи Советской армии.
Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибыл в Бретскую крепость. В го планы входило с утра явиться начальству, зачислиться в список части и приступить к службе.
Но 22 июня в четыре часа пятнадцать минут утра тяжелый грохот обрушился на Бретскую крепость: гитлеровская Германия предательки напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война, началась оборона Бретской крепости.
После 3 дней яростных боев дни и ночи обороны крепости слились в единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и постоянного, изнуряющего желания пить.. .
В первых схватках с гитлеровцами Плужников терялся, упускал из рук командование.. . Больше того, в этих схватках он дважды струсил. Оборона Бретской крепости стала для Плужникова жестокой школой возмужания, духовного роста.
Лейтенант будет и впредь допускать ошибки. Жестокий урок, научивший его отличать подлинную человечность от ложой, получил он, пожалев и отпустив гитлеровца. Плужников стал наблюдателен, хладнокровен, расчетлив, научился думать и всесторонне оценивать обстановку.
В процессе обороны Бретсткой крепости он стал одним из ее героев, совершил не мало подвигов, был защитником и "хозяином" крепости до весны 1942-го года, удостоился в последние минуты своей жизни воинских почестей даже от врага.. . "Не сдалась, не пала Брестская крепость. Не взяли ее ни бомбами, ни огнеметами. Она просто истекла кровью... "
Слова Плужникова: "Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя. "
Я осталась под впечатлением от истории любви Плужникова и Мирры. Кажется, что эта романтическая любовь в подземелье как-то неожиданна в этом романе. Но эта любовь является проявлением настоящей человечности, противостоящей жестокости войны. Великая сила жизни, добра, любви неистребима неперекор всему что стремится ее уничтожить.
Легендарные герои, легендарные подвиги, изображеннные в романе "В списках не значился" отражают подлинную действительность. И Борис Васильев, рисуя их, опирался на реальную историю обороны Бретской крепости.

Друг познается в беде. Пословица Я хочу рассказать о моем друге Сергее. Ему тринадцать лет. Он обычный нескладный подросток, с вечно торчащими вихрами и ссадинами на руках. Примечательные у него только глаза: они большие, круглые, широко открытые, серого цвета. Когда я смотрю на Сергея, мне кажется, что он удивлен всем, что видит, поэтому хочет все понять и узнать. Сергей - спортсмен-пловец. У него второй взрослый разряд по вольному стилю, но он никогда этим не гордится. А только изредка пользуется: иногда спорит с ребятами, что первым доплывет до другого берега пруда, или скажет, что дольш

Величайшим произведением Данте стала «Божественная комедия», приблизительные хронологические рамки которой - 1300-1321 гг. Над этим главным произведением своей жизни поэт работал много лет и вложил в него весь свой внешний и внутренний опыт. Свою работу он смог закончить в последние месяцы жизни. Данте назвал свою поэму «Комедия» («La Commedia»), имея в виду ее «средний стиль», счастливый финал и к определенной мере развлекательность. Конечно, он написал ее на итальянском языке. Эпитетом «божественная» означил «Комедию» Дж. Боккаччо, и этот эпитет, который выражал увлечение художественным сове

У око окунь, як плавуча клуня У око окунь, як плавуча клуня,Торкається, і світ на скалки: сутінь,Лиш мокрого вогню семипудові ситаІдуть по обрію, хоч їх на бісер клонить.a Розсипатись і заятрить над кленом,Що плеканий парує у висотиМолозивом і бульками розсади.Росу в росину забивають клином,І нитокою живою крильця бабокВиносить хвилями із грядок бобу,Що вивісив стручки - жаровні соку, Бо лійки скрізь, листки - з кришталю саклі,Й лежать у ватянках від тьми поморуВодоймища, і хащі, і примари.{loadposition textmod} Зараз дивляться:{module з укр літератури:}

Не потому, что особой причуде Дань отдаю в этом тихом краю. Просто - мне дорого все, что и людям, Все, что мне дорого, то и пою. А. Твардовский Творчество Николая Васильевича Гоголя - одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Гоголь начинал творческий путь, осознавая свой высокий долг перед отечеством, перед народом. В 18 лет он писал: “Еще с самых времен прошлых, с самых

Человеческая память… Что это? Одним она приносит радость, другим – грусть и тоску, третьих наводит на размышления. Но обязательно всем память даёт силы, чтобы жить дальше. Память… Она удивительно точно бережёт то, чему никогда не повториться, что особенно дорого и ценно. Бывает так, что прошлое ворвётся в душу, разбередит её. Тогда исчезает покой. Особенно часто это происходит в сердцах людей, переживших войну. И вот перед глазами картины тех огненных лет: багровые зарева, идут солдаты, свистят пули, гудят самолёты. Тяжело вспоминать! Но как важно не забыть, передать то, что было пережито и выстрадано тогда, чтобы люди не повторили прежних ошибок, научились ценить жизнь.

Много книг о войне. Самые дорогие те, что написаны фронтовиками. Борис Васильев один из них. Писатель сам прошел трудными дорогами войны, защищал родную землю с оружием в руках. Самое поразительное его произведение - повесть «В списках не значился». Она посвящена первым дням войны, героической защите Брестской крепости.

«Метель мела от Бреста до Москвы. Мела, заметая немецкие трупы и
подбитую технику. И другие лейтенанты поднимали в атаку роты и, ломая врага, вели их на запад. К нему, к непокоренному сыну непокоренной Родины...». Строки, вырванные из повести, строки, оставшиеся где-то внутри, когда книга была уже прочитана и закрыта. "Непокоренному сыну непокоренной Родины "... Кто он, сумевший жить и умереть свободным,

«смертию смерть поправ»?

Это молоденький девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Он приезжает к месту службы – Брестскую крепость - в ночь, которая отделяет мир от войны, в ночь на 22 июня 1941 года.

Десять месяцев воевал Плужников с врагом, не давая ему покоя, без надежды и помощи, без смены и отдыха, без писем из дома. Эта короткая жизнь вобрала в себя так много!

Была смерть товарищей. До боли в сердце жаль ему так глупо погибшего парнишку Волкова, того пограничника с неостывшим ручным пулемётом, который «… продолжал прикрывать Плужникова от пуль, и его загустевшая кровь била Плужникову в лицо, как напоминание». И Николай осознал, что остался в живых только благодаря смерти тех, кто погибал за него. «Он сделал это открытие, не понимая, что это закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но он открывал этот закон не отвлеченно, он открыл его на собственном опыте, и для него это был не только вопрос совести, но и жизни».

Был и выстрел в предателя Федорчука, который, «…подняв руки, шёл в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжелой и нудной работы». Плужников не испытывал угрызения совести, он ощущал злое, радостное возбуждение и поэтому говорил и говорил: «Предатель. Гадина. С платочком шел, видел?.. За жизнь свою поганую все бы продал, все…».

И были минуты счастья с любимой девушкой и страдания. Тупая, безнадежная боль вдруг намертво сжала сердце, когда он услышал нежный, задумчивый голос Мирры, певшей песню «Очаровательные глазки». И он с трудом сдержался, чтобы не застонать.

Тяжело было на сердце у Николая, когда умирали от жажды дети, а воду отдавали пулеметам, когда уходили в плен женщины, неся на руках обессиленных детей, вглядываясь в трупы, пытаясь опознать мужа, брата, сына, когда умирали в подвальном лазарете от ран, без лекарств.

Рассказывая о жизни девятнадцатилетнего лейтенанта, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости – подвигом. Автор вводит нас в мир мужающей души. Сознание долга является движущей силой его поступков: не думать о себе, пока в опасности Отчизна. Плужников мог еще уйти из крепости с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком, но именно эта свобода и заставляла его самостоятельно принимать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга.

Обретение своего «я» приходит к молодому офицеру как осознание себя частицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его Родины…».

Потрясают последние страницы повести. 12 апреля 1942 года немцы загнали неизвестного солдата в ловушку. Он почти ослеп, поседел, ноги его плохо слушались. Николай Плужников сделал все что мог: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля…».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: «Я – русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей усмешке:

Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули ружья «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

Николай Плужников умер, но не сдался , остановив врага на русской версте… Заступник, Воин, Солдат… Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить ни на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.… Так смогли жить мальчишки сороковых. Так должны жить и мы.

Повесть «В списках не значится» впервые была опубликована в 1974 году. Это одно из самых известных произведений Бориса Васильева. Прежде чем делать анализ повести «В списках не значился», следует вспомнить о событиях, произошедших в июне 1941 года. А именно об обороне Брестской крепости.

История

Защитники Брестской крепости первыми приняли на себя удар фашистской армии. Об их героизме и мужестве написано немало книг. Повесть «В списках не значился», анализ корой представлен ниже, - далеко не единственное произведение, посвященное обороне Брестской крепости. Но это очень пронзительная книга, поражающая даже современного читателя, кто знает о войне лишь самую малость. В чем художественная ценность произведения «В списках не значился»? Анализ повести даст ответ на этот вопрос.

Штурм был неожиданным. Он начался в четыре утра, когда офицеры и их семьи мирно спали. Сокрушительный прицельный огонь уничтожил почти все склады боеприпасов, повредил линии связи. Гарнизон понес потери уже в первые минуты войны. Численность нападавших составляла около 1,5 тысячи человек. Фашистское командование решило, что этого достаточно, для того чтобы захватить крепость. Гитлеровцы, действительно в первые часы не встретили сопротивления. Большой неожиданность для них стал отпор, который они испытали на следующий день.

Тема обороны Брестской крепости долгое время умалчивалась. Было известно, что бои продолжались несколько часов. Немцам удалось захватить крепость, потому что горстка ее измученных защитников никоим образом не могла противостоять целой дивизии фашистов, насчитывающей 18 тысяч человек. Спустя много лет выяснилось, что выжившие солдаты, которым удалось избежать плена, вели борьбу с захватчиками в развалинах крепости. Противостояние продолжалось несколько месяцев. Это не легенда и не миф, а чистая правда. О ней свидетельствуют надписи на стенах крепости.

Об одном из таких героев и написал Васильев повесть «В списках не значился». Анализ произведения позволяет оценить удивительный талант писателя. Он умел просто, лаконично, четко, буквально в двух-трех предложениях создать объемную картину войны. Васильев писал о войне сурово, пронзительно, ясно.

Коля Плужников

При анализе «В списках не значился» стоит обратить внимание на изменения в характере главного героя. Каким мы видим Колю Плужникова в начале повести? Это молодой человек, патриотично настроенный, с твердыми принципами и немалым честолюбием. Он с отличием оканчивает военное училище. Генерал предлагает ему остаться в качестве командира учебного взвода. Но Николая не интересует карьера - он хочет служить в армии.

«В списках не значился»: смысл названия

При анализе важно ответить на вопрос: «Почему именно так Васильев назвал свою повесть?». Плужников приезжает в Брест, здесь знакомится с Миррой. Несколько часов он проводит в ресторане. Затем отправляется в казарму.

Коле некуда спешить - в списках он еще не значится. В этой лаконичной фразе чувствуется трагичность. О том, что происходило в конце июня в Бресте, мы сегодня можем узнать из документальных источников. Однако далеко не все. Солдаты оборонялись, совершали подвиги, а имена многих из них неизвестны потомкам. Имя Плужникова отсутствовало в официальных документах. О борьбе, которую он вел один на один с немцами, никто не узнал. Все это он делал не ради наград, не ради почестей. Прототип Плужникова - безымянный солдат, написавший на стенах крепости: «Умираю, но не сдаюсь».

Война

Плужников уверен: немцы никогда не нападут на Советский Союз. В предвоенное время разговоры о предстоящей войне считались крамолой. Офицер, да и обычный мирный гражданин, который вел разговоры на запрещенную тему, легко мог оказаться за решеткой. Но Плужников уверен в страхе гитлеровцев перед Советским Союзом вполне искренне.

Утром, спустя несколько часов после приезда Николая в Брест, начинается война. Начинается она внезапно, настолько неожиданно, что не только девятнадцатилетний Плужников, но и опытные офицеры не сразу понимают смысл происходящего. На рассвете Коля в компании хмурого сержанта, усатого старшины и молодого бойца пьет чай. Вдруг раздается грохот. Все понимают: началась война. Коля пытается выбраться наверх, ведь он в списках не значится. Анализировать происходящее ему некогда. Он обязан доложить в штаб о своем прибытии. Но Плужникову это не удается.

23 июня

Далее автор рассказывает о событиях второго дня войны. На что особенно важно обратить внимание при анализе произведения Васильева «В списках не значился»? Какова главная идея повести? Писатель показал состояние человека в экстремальной ситуации. А в подобные моменты люди ведут себя по-разному.

Плужников совершает ошибку. Но не из-за трусости и слабости, а по неопытности. Один из героев (старший лейтенант) считает, что именно из-за Плужникова пришлось оставить костел. Николай тоже чувствует за собой вину, сидит угрюмо, не шевелясь, и думают лишь об одном, что он предал товарищей. Плужников не ищет себе оправданий, не жалеет себя. Он только пытается понять, почему так произошло. Даже в часы, когда крепость находится под постоянным обстрелом, Николай думает не о себе, а о своем долге. Характеристика главного героя - основная часть анализа «В списках не значился» Бориса Васильева.

В подвале

Следующие недели и месяцы Плужников проведет в подвалах крепости. Дни и ночи сольются в единую цепь бомбежек и вылазок. Вначале он будет не один - с ним будут товарищи. Анализ «В списках не значился» Васильева невозможен без цитат. Одна из них: "Израненные, измотанные, опаленные скелеты поднимались из-под развалин, выбирались из подземелья и убивали тех, кто оставался здесь на ночь". Речь идет о советских солдатах, которые с приходом темноты совершали вылазки и стреляли в немцев. Фашисты очень боялись ночей.

Товарищи Николая погибли у него на глазах. Он хотел застрелиться, но его остановила Мирра. На следующий день он стал другим человеком - более решительным, уверенным, пожалуй, немного фанатичным. Стоит вспомнить о том, как Николай убил предателя, который направлялся к немцам, находившимся по другую сторону реки. Плужников выстрелил совершенно спокойно, уверенно. Сомнений в его душе не было, ведь предатели хуже врагов. Их следует уничтожить безжалостно. При этом автор отмечает, что герой не только не испытывал угрызений совести, но и ощущал радостное, злое возбуждение.

Мирра

Первую и последнюю любовь в своей жизни Плужников познал в подвалах разрушенной крепости.

Наступает осень. Мирра признается Плужникову, что ждет ребенка, а значит, ей нужно выбираться из подвала. Девушка пытается смешаться с пленными женщинами, но ей это не удается. Ей жестоко избивают. И даже перед смертью Мирра думает о Николае. Она пытается отойти подальше в сторону, так, чтобы он ничего не видел и не попытался вмешаться.

Я - русский солдат

Плужников провел в подвалах десять месяцев. По ночам он совершал вылазки в поисках патронов, еды и методично, упорно уничтожал немцев. Но те узнали о его местонахождении, окружили выход из подвала и отправили к нему переводчика, бывшего скрипача. От этого человека Плужников узнал о победе в боях под Москвой. Только тогда согласился выйти с немцем.

Делая художественный анализ, непременно нужно привести характеристику, которую автор дал главному герою в конце произведения. Узнав о победе под Москвой, Плужников вышел из подвала. Немцы, пленные женщины, скрипач-переводчик - все они увидели невероятно худого человека без возраста, абсолютно слепого. Плужникову перевели вопрос офицера. Тот хотел узнать имя и звание человека, который столько месяцев воевал с врагом в неизвестности, без товарищей, без приказов сверху, без писем из дома. Но Николай произнес: «Я - русский солдат». Этим было сказано все.

«ПРОСТО БЫЛ ВЫБОР Я ИЛИ РОДИНА»

( Урок по роману Б. Васильева «В списках не значился»)

Концепция человека, как она ут верждается советской литературой, с наибольшей убедительностью раскры вается в произведениях о Великой Отечественной войне. В столкновении двух идеологий, двух различных нрав ственных устоев и систем победила на ша система, наша нравственность, ос нованная на человечности и осозна нии глубочайшей ответственности че ловека не только за себя, но и за судьбу других.

Утверждая величие и силу духа, по казав неограниченные - возможности людей, литература не только возвыша ет советского человека, но и защища ет человека вообще, утверждая гума нистическое направление в развитии мировой культуры.

Произведения о Великой Отечест венной войне, повествуя о военных событиях тридцатилетней давности обращены в наш день, к тем нравст венно-философским проблемам, кото рые приходится решать и старше классникам. Юному поколению, всту пающему в жизнь, нужно определять свое отношение к подлинным и мни мым ценностям, и литература помо жет начать эту серьезную духовную работу уже на школьной скамье.

Роман Б. Васильева «В списках не значился» интересен тем, что побуж дает задуматься над вопросами, на которые стремится ответить себе каж дый: как сложился облик поколения советских людей, разгромивших фашизм? Откуда брались у молодых ребят, пришедших со всех концов страны на огневые рубежи, те внутренние силы сопротивления, которые вызыва ли и вызывают уважение всех чест ных людей на земле?

Счастливый юноша, только что по лучивший звание лейтенанта вместе с другими выпускниками военного учи лища, Николай Плужников прибыл по назначению в Брестскую крепость в ночь, которая отделила мир от вой ны. Он не успел встать на учет, а на рассвете начался бой, который длился для Плужникова непрерывно более девяти месяцев. Рассказывая о корот кой жизни лейтенанта, которому к моменту смерти едва исполнилось двадцать лет, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости - подвигом.

Автор вводит нас в мир мужающей души. Развитие характера Плужникова как бы подгоняется событиями, ускоряющими процесс становления его личности. Автор лишь обозначает ве хи взросления героя. И мы видим, как сознание долга становится движущей силой его поступков: не думать о се бе, пока в опасности Отчизна.

Плужников еще мог уйти из крепо сти с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изме ной приказу: он не значился ни в ка ких списках, он был свободным чело веком, но именно эта свобода и за ставляла его самостоятельно прини мать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до кон ца, как выполнение долга.

Чувство слитности с другими защитниками крепости, со всем народом углубляется в сознании Плужникова, когда он размышляет о смерти Владимира Денищика, спасшего его, и по нимает, что он остался в живых толь ко потому, что кто-то погибал за него, и когда в подземелье крепости встре чает старшину Семишного.

На вопрос Плужникова, кто он, Семишный отвечает: «Думал, кто я теперь есть, как назваться, если нем цы найдут, а застрелиться не успею. И думал так сказать: русский солдат я. Русский солдат мне звание, русский солдат мне фамилия». Семишный, ос таваясь один на один со смертью, ощущает себя частью сражающегося народа, а отсюда сила его духа, убеж дение в победном исходе борьбы. «Считаешь, мы одни с тобой такие красивые?.. Нет, браток, не верю я в это... Сколько верст до Москвы, зна ешь? Тыща. И на каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Не лучше и не хуже».

Обретение своего я приходит к Плужникову как осознание себя ча стицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, свою лич ность, ставшую звеном между прош лым и будущим его Родины, частица которой грела его грудь благородным шелком знамени. И спокойно созна вал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту лич ность, где и как она жила, кого люби ла и как погибала. Важным было од но: важным было, чтобы звено, связы вающее прошлое и будущее в единую цепь времени, было прочным. И твер до знал, что звено это - прочно и вечно».

Он вышел наверх потому, что у не го уже не было патронов, потому, что узнал: Москва наша и немцы разби ты под Москвой. «Теперь я могу вый ти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он вышел к врагам с сознанием вы полненного долга: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - по следняя ее капля...»

Авторская речь в последней части романа исполнена трагического пафо са. «У входа в подвал стоял невероят но худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч... он сто ял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и не отрываясь смот рел на солнце ослепшими глазами».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужни ков ответил: «Я русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвест ный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогну ла в странной торжествующей на смешке: - Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской вер сте? Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули оружие «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и ви дел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

В последней части романа Плужников воспринимается как образ-символ тех известных и неизвестных солдат, которые боролись до конца н умирали, не рассчитывая на славу, но которые навсегда остались в людских сердцах как воплощение той силы духа, что вызывала уважение даже у врагов.

История Плужникова предстала в романе как история мужественного характера, сложившегося в новых, со циалистических условиях. Плужни ков - один из тех советских солдат, которые, оказавшись «за чертой милосердия», не сдали Брестскую крепость, проявив стойкость, величие духа и верность долгу, понимая его как обя занность защищать Отчизну до конца.

Немцы захватили огромные терри тории, подошли к Москве, рассчиты вали на скорую победу, а в это время в их тылу жила, истекала кровью, но не сдавалась крепость, хотя в ней оставался всего один человек. Было над чем задуматься тем, кто захватил пол-Европы и ничего подобного до сих пор не встречал.

Роман Б. Васильева, как видим, да ет возможность поставить перед учащимися вопросы, которые заставят их задуматься о себе в контексте истории народа, его духовной жизни, а также о своем месте и назначении в совре менности.

Урок назывался стро кой из поэмы «Реквием» Р. Рождест венского: «Просто был выбор у каж дого: я или Родина».

Уроку предшествовала длительная подготовка: ученики читали роман, готовили выставку книг о Великой Отечественной войне «Это нужно не мертвым! Это надо живым!» Собирали фотоматериалы для стен дов «Брестская крепость» и «Мы за Родину пали, но она спасена». На уро ке демонстрировался документальный фильм «Крепость-герой», звуча ла песня Б. Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал», читался отры вок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» в исполнении автора, зву чала песня В. Высоцкого «Братские могилы». Завершался урок прослу шиванием песни «За того парня» (му зыка М. Фрадкина) на слова Р. Рож дественского («Я сегодня до зари встану...») и рассматриванием гравюр С. Красаускаса из альбома «Вечно живые».

За две недели до урока учащимся были предложены вопросы:

Какова историческая основа романа?

Какие страницы произвели на вас самое сильное впечатление?

Что дает Плужникову силы вынести все ис пытания?

Как показывает Б. Васильев мужание души героя? Какое отношение к Николаю Плужни кову имеют трагические судьбы Денищика Се мишного и других защитников крепости?

Почему можно говорить, что оборона Брест ской крепости была предвестником победы?

Подготовьтесь выразительно прочитать фи нал романа.

Как утверждается бессмертие героя в дате его гибели- 12 апреля?

Почему впервые роман был напечатан в журнале «Юность»?

На доске записана тема урока и два эпиграфа к нему:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру грудью как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться...

Но нас учили Родину любить!

П. Богданов

Но и мертвые мы будем жить

В частице вашего великого счастья,

Ведь мы вложили в него нашу жизнь.

Ю. Фучик

Урок начинается с прослушивания песни из кинофильма «Белорусский вокзал»:

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут...

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут...

( до слов: И нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой

не постоим...)

После вступительного слова учите ля о беспримерном героизме советских людей, их патриотизме и мужестве, об известных и безвестных подвигах на всех фронтах и в тылу, из которых складывалась великая Победа, сооб щается тема урока. Беседе предшествует небольшая ис торическая справка, подготовленная учащимися по книге С. Смирнова «Брестская крепость», о героической защите крепости, и краткое сообще ние учителя о том, что в Николае Плужникове автор обобщил черты многих ее защитников: лейтенанта Андрея Кижеватого, начальника девятой погранзаставы, первой принявшей бой с фашистами, полкового комисса ра Ефима Фомина, комсорга Самвела Матевосяна, неизвестного солдата, слабеющей рукой написавшего на сте не слова клятвы: «Умрем, но из кре пости не уйдем», лейтенанта, возгла вившего оборону вокзала, фамилия ко торого осталась неизвестной, и на обелиске названо лишь имя защитни ка - Николай.

Демонстрируется документальный фильм «Крепость-герой»

На экране кирпичи крепости, оп лавленные огнеметами; Тереспольские и Холмские ворота; лица тех, кто вписал своей кровью и жизнью первые победные строки в летопись Великой Отечественной войны. Песня В. Высоцкого «Братские могилы» сопровож дает кадры.

Вопрос: «Какие страницы произве ли на вас самое сильное впечатле ние?» - дает возможность выделить главные эпизоды повествования и ус тановить их последовательность. Уча щиеся называют сцены, которые невоз можно читать без душевного трепета: ранение и смерть Денищика, спасение Сальниковым Плужникова от плена, встреча Николая с Семишным, фи нал. Эти эпизоды коллективно обсуж даются. Заранее подготовленный уче ник читает конец романа от слов: «Там, в подвале, сидит русский фанатик...»- и заканчивая словами: «Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ». Хорошо прочитанный отрывок определяет эмоциональный настрой всего урока.

Первая часть романа убеждает ре бят: лейтенант Плужников герой не от рождения. Сын погибшего в схват ке с басмачами комиссара Плужнико ва, считавший для себя образцом ге нерала училища, участвовавшего в испанских событиях, Николай, еще будучи курсантом, развил в себе чув ство долга и личной ответственности за настоящее и грядущее Родины - качества, без которых подвиг не состоялся бы.

Встретив войну необстрелянным юношей, он вынужден был в жесто чайших условиях принимать самостоя тельные решения, которые в другое время принимали бы за него взрос лые люди - командиры. Ученики про следили, что прибавлялось к духовно му опыту Плужникова, когда он в не знакомой обстановке крепости искал склад боеприпасов; когда осознал, что нарушил свой долг, покинув клуб под натиском немцев, и решил взять его обратно; когда получил приказ отсту пать и не ушел из крепости.

Учащиеся поняли, что решение за щищать в крепости свою честь и честь Родины продиктовано чувством долга, воспитанным нашей действи тельностью, которая внушила Нико лаю представление об истинных цен ностях жизни. Плужников остается верным до конца раз избранному со знательно типу поведения.

В преданной, сыновней любви Плужникова к Родине, помноженной на жгучую ненависть к фашистам, по сягнувшим на нее, видят ученики истоки его героизма. Они убеждаются, что не огрубели чувства солдата на войне, что остался он Человеком и что настоящий гуманизм в борьбе со злом должен быть активным. «Коля Плужников убивал, как и Сережа Брузжак, чтобы приблизить впемя, когда на земле не будут убивать»,- говорят они.

Важно, что учащиеся понимают со стояние героя, видят, что во время боев страх не раз одолевает его. Они соглашаются с утверждением участ ницы Отечественной войны поэтессы Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», приходят к мысли: героизм не в том, что человек не испытывает страха, а в умении преодолевать его.

Учительница останавливает внима ние класса на вопросе: «Почему автор так подробно рассказывает о пред военной жизни героя?» Учащиеся осознают, что такое построение романа по могает понять духовный мир не толь ко Плужникова, но и всех советских людей, так единодушно вставших на защиту Отчизны. Отрывок из статьи критика В. Чалмаева, который цитиру ет слова маршала авиации А. Новико ва, убеждает восьмиклассников в пра вильности их суждений. Вот этот фрагмент: «Известно, что, планируя нападение на Советскую страну, гитлеровские стратеги все подсчитали, обосновывая победу. Но уже первые дни войны раскрыли убогость механических представлений о советских лю дях, и особенно о нашей молодежи. Фашистские теоретики не учли самые главные, невещественные, моральные ценности, присущие советскому наро ду и молодежи. Молодое поколение солдат 1941-1945 годов - плоть от плоти родного народа. И именно его нравственная сила, его идеалы в наибольшей мере раскрывались в труд нейших поединках Отечественной вой ны, прикрыли, как признавался и мар шал авиации А. Новиков, «те бреши, которые образовывались тогда (в 1941 году) в нашей обороноспособности. Советский патриотизм оказывался мо гучей силой, умножавшей мощь пред полагаемых дивизий» .

Отвечая на вопрос, что дает герою силы вынести все испытания, школьни ки отмечают, каким возвышающим и спасительным оказывается для Плуж никова осознание своей нужности для других, чувство слитности с народом, ощущение себя частицей Красной Армии, защитником самого дорогого, что есть у человека,- Родины. «Оторван ный от всех, он чувствовал себя со всеми, это самое главное. Этим объяс няется все его поведение. Ведь Коля я так, Плужников ведет себя как будто бы за ним наблюдают сотни глаз. Это от чувства ответственности»,- говорит

ученик.

Вопрос: «Почему можно говорить, что оборона Брестской крепости бы, предвестником победы?» - не вызыва ет затруднений. О готовности людей бороться до конца свиде тельствует рассказ о погибшем сер жанте, оставшемся в костеле, когда другие под напором врага отошли казармы; отказ фельдшера оставит по приказу крепость, потому что в ней остались раненые; подвиг старшины Степана Матвеевича, взорвавшего связкой гранат себя и немцев; вер ность Семишного знамени чести, нечеловеческое упорство; наконец борьба Плужникова, оставшегося в крепости ее последним защитником, его стремление дожить, встретить сво их, доложить, что крепость не сдана... и вместе с Красной Армией идти даль ше, на запад, в Германию. Оборона крепости показала, что в советском народе таятся такие резервы упорства, решимости защищаться до конца, о которых немцы не подозревали и ко торые в конечном счете определили исход войны.

Большой интерес вызвал вопрос: «Как утверждается бессмертие героя в дате его гибели-12 апреля?» «Именно 12 апреля 1942 года, когда шел уже десятый месяц войны, в од ном из капониров крепости раздался хриплый, но торжествующий смех не покоренного. Это Николай салютовал Москве, узнав, что не смогли ее взята враги. И в этот же день он вышел, слепой, обессиленный, седой, чтобы проститься с солнцем. «Крепость не пала: она просто истекла кровью», и Плужников был ее последней каплей. И кто знает, смогло бы человечество потом праздновать 12 апреля - День космонавтики, если бы тысячи Плужниковых в тот день не погибли за свою страну в Великой Отечественной вой не» - таков ответ ученицы.

Включается запись «Реквиема». Р. Рождественский чита ет отрывок от слов: «Помните! Какою ценой завоевано счастье...»-до слов: .«К мерцающим звездам ведя кораб ли,- о погибших помните!»

Приведем несколько ответов на вопрос: «Почему роман был напеча тан в журнале «Юность»?»

«В день гибели Николаю исполни лось всего 20 лет. Он был молод, и естественно, что рассказал о его ге роической жизни молодежный жур нал».

«Коля Плужников был обыкновен ным юношей, ставшим героем в" не обыкновенное время. Его пример по может тысячам юных читателей заду маться над тем, какими растем мы в наше «обыкновенное время».

. «Нельзя по-настоящему любить Ро дину, не зная ее героического прошло го. И нам, поколению 70-х, через наш журнал автор передает эстафету му жества, эстафету подвига комсомольцев сороковых годов».

Заканчивается урок прослушивани ем песни на слова Р. Рождественского «За того парня». Всем ученикам вру чается отпечатанный на машинке текст стихотворения («Я сегодня до зари встану...») и предлагается дома письменно ответить на вопрос, в какой мере стихотворение созвучно их раз мышлениям о романе Б. Васильева «В списках не значился».

Задание знакомит учащихся с хоро шим стихотворением, заставляет еще раз обратиться к прочитанному рома ну, задуматься не только о судьбе Николая Плужникова и многих других молодых и немолодых солдат, не вер нувшихся с войны, отдавших жизнь за то, чтобы мы жили счастливо, но и о себе, об ответственности живущих перед памятью павших. Учитель показала прекрасный альбом «Вечно живые» с гравюрами Стасиса Красаускаса и сказала, что стихи и гравюры помогут им выполнить зада ние.

Сочинения свидетельствуют о том, насколько разумным было намерение учительницы вывести восьмиклассни ков за пределы конкретного произве дения и дать новое направление их мыслям и эмоциям. Приведем не сколько интересных, на наш взгляд, суждений, которые свидетельствуют о том, что эмоциональный настрой уро ка, созданный его содержанием и оформлением, вызвал живой отклик.

    Почему нельзя забывать таких, как Плуж ников? Не только потому, что они погибли за нас, но и потому, что и сейчас помогают нам
    понять, каким должен быть настоящий чело век и как трудно им стать. А Плужников им был. Даже немцы были поражены, когда се дой, ослепший, обессиленный человек так стоял перед ними, что они отдавали ему честь. Есть, есть такие поступки людей, перед кото рыми бессильно самое дикое варварство: Ев патий Коловрат, Андрей Соколов, теперь Ни колай Плужников...

    Меня поразили слова поэта: «Я от тяже сти такой горблюсь, Но иначе жить нельзя, если Все зовет меня его голос, Все звучит во
    мне его песня». Эта «тяжесть» - наша совесть и чувство ответственности перед памятью по гибших. И Плужников, и герой стихотворения
    остались там навсегда, чтобы мы жили на «доброй» земле, а им было всего по двадцать лет. Разве можно об этом забывать! Я не мо гу слушать эту песню спокойно и думаю, что другие тоже.

    Я уже видел раньше рисунки Красауска са, но только теперь понял, почему на каждом из них лежит в земле солдат, вернее, я уви дел этого солдата до того, как он был убит. Его могли звать Коля Плужников. Все, что показывает художник в цикле «Борьба», все пережил герой романа: яростное сопротивление врагам, смерть товарищей, муки голода. О многом заставляют задуматься рисунки и стихи из разделов «Память» и «Мечты». Они как будто продолжают роман Б. Васильева...