Смех и здоровье. Смех - защитная реакция мозга. Как побороть неуместный и неконтролируемый приступ смеха

Смех. Защитная реакция мозга

Текст Павел ЛЕКАРЬ

Знаете ли вы, что такое смех? Нет, я, конечно, уверен, что у вас есть большой опыт безудержного хохотания. Возможно даже, вы хорошо умеете заставлять смеяться других, но вопрос не в этом. Смех -это эмоциональная реакция, свойственная только человеку, ни одно животное до сих пор не было замечено за этим занятием. Так что же именно происходит в нашем сознании, когда мы отвечаем смехом на приколы окружающего мира? Почему то, что кажется смешным одному, может вызвать слезы у другого? И главное: в чем смысл смеха, для чего он нам нужен? Честно говоря, эти вопросы до сих пор остаются одной из самых интересных загадок.

Улыбайтесь, шеф любит идиотов.

Очевидно, что смех всегда соседствует с позитивными эмоциями (истерическое хохотание в расчет принимать не будем), и у него есть своеобразный предшественник — улыбка. С улыбкой все более или менее понятно: это способ мимического общения, который позволяет показать окружающим, что человек доволен, на душе у него хорошо и даже весело (конечно, если улыбка искренняя, а не дежурный американский оскал).

Многие социальные животные пользуются мимическими или иными знаками, выполняющими ту же функцию, что и улыбка. Даже человек иногда, взглянув на морду любимого пса, может сразу же понять, что он доволен. Однако прямого мимического эквивалента у животных нет. Долгое время считалось, что улыбаться умеют обезьяны, очень уж похожие на улыбку гримасы они иногда строят. Но позже было доказано, что обезьянья «улыбка» — это на самом деле выражение страха и напряженности.

Кстати, когда изучали видеозаписи людей, катающихся на самых крутых американских горках, обнаружили, что на перепуганных человеческих лицах часто появляется та самая, вырвавшаяся из подсознания, натянутая обезьянья «улыбка». Нормальная же улыбка, связанная с подтягиванием вверх уголков рта, прочно связана с позитивными центрами в мозге, доказана даже обратная связь с этими центрами. Если вы насильно заставите себя улыбаться, и, несмотря на самое поганое настроение, сможете заставить себя продержать улыбку на лице в течение 5-6 минут (это будет нелегко), вы обязательно почувствуете, что настроение улучшилось.

Для чего мы смеемся?

Смех, в отличие от улыбки, явление гораздо более непонятное. Подумайте только, какая это бурная и нелогичная реакция! По своему механизму это всего лишь резкие глубокие вдохи и многочисленные ритмичные выдохи. При этом процесс сопровождается мощным эмоциональным всплеском, а иногда может даже выходить из под контроля сознания (вспомните, всегда ли вы можете удержаться от смеха).

Чтобы попытаться понять сущность смеха, давайте проанализируем, что заставляет нас смеяться. Как правило, это не просто какое-то хорошее событие. Только маленькие дети способны захохотать от того, что им дали конфетку или привели в зоопарк. Взрослый же человек почему-то не смеется в день выдачи зарплаты (хотя улыбается часто). Смех у нас вызывают явления, отличающиеся некоторой странностью, парадоксальностью, удивительностью. Когда вам рассказывают анекдоты про Штирлица с Вовочкой, это ведь вовсе не радостные сообщения, но это всегда описания какие-то неожиданных, оригинальных ситуаций.

Есть такая теория, что смех — это своего рода защитный механизм для мозга, включающийся при столкновении с чем-то нелогичным и непонятным. Эволюционно он возник так: люди, которые в момент столкновения с парадоксальной ситуацией не падали духом, а, наоборот, выражали позитивный настрой, оказывались более удачливыми в решении возникших проблем. Поэтому такая реакция и закрепилась в человеческом поведении, можно сказать, что чувство юмора (все по Дарвину) стало эволюционным преимуществом. Так что, когда вы сталкиваетесь с очередной глупостью, которую преподносит вам судьба, засмеяться — это значит спасти свой мозг от стресса.

Назначено: смеяться три раза в день после еды

До сих пор никто не может объяснить, как именно зарождается смех и какие конкретно изменения в организме человека он вызывает. Однако то, что эти изменения благотворно влияют на здоровье — давно доказанный факт. Еще суровый философ Иммануил Кант писал, что смех дает ощущение здоровья и активизирует все жизненно важные процессы, способствует достижению гармонии души и тела. Сейчас все эти утверждения подтверждены данными науки.

С одной стороны, смех можно рассматривать как своеобразную гимнастику для организма. Во время смеха активно работает 80 групп мышц, включая мускулы лица, брюшного пресса, диафрагмы. Смеясь, мы дышим особенно глубоко, обновляя запас кислорода в тканях, расправляя легкие, освобождая дыхательные пути. Было доказано, что безудержный хохот в течение пяти минут не только снимает состояние депрессии (что, в общем-то, было ясно и без исследований), но и оказывает благотворное влияние на деятельность сердца и легких. Швейцарские физиологи каким-то образом подсчитали, что одна минута смеха равноценна сорокаминутной пробежке!

С другой стороны, смех очень сильно воздействует на наше сознание и обладает множеством неочевидных эффектов. Одним из первых исследователей лечебных свойств смеха был американский невролог Уильям Фрай. Его подопытными были студенты, которым Фрай рассказывал анекдоты, после чего сравнивал анализы их крови. Обнаружилось, что от смеха в крови резко увеличивается количество антител — то есть проявлялась некоторая активация иммунитета. Более поздние исследования также подтверждают, что иммунная система веселых людей лучше сопротивляется, например, вирусу гриппа. А вот австрийские психологи полагают, что смех — едва ли не лучшая терапия для пациентов, перенесших инсульт.

Йога смеха

Сегодня «смехотерапия» стала настолько популярной в западных странах, что можно даже говорить о нескольких различных клинических школах. К примеру, приверженцы «гелотологии» не только смешат своих пациентов, но и дают им прослушивать записи чужого смеха. Существуют также специальные смехотерапевты (может быть, их было бы лучше называть «лечебными клоунами»), которые будут веселить вас индивидуально, подстраиваясь под ваше чувство юмора. Есть даже целое учение, называемое йогой смеха, подходящее к теме хихиканья настолько серьезно, что становится уже совсем не до шуток.

Всего в Европе и Америке насчитывается больше 800 клубов любителей оздоравливаться с помощью смеха. В наших больницах смехотерапевтов вы вряд ли найдете, но если вам тоже захотелось подлечиться этим приятным способом, смело начинайте веселить себя и окружающих. Здесь побочных эффектов бояться нечего.

Смех и здоровье. Смех - защитная реакция мозга

Общеизвестно, что смех делает людей добрее, искренний смех — признак доброй души, а веселые люди — всегда славные люди. Во время громкого, заразительного смеха у человека работает более 80 групп мышц. Смех благоприятствует пищеварению и кровообращению, а 3 минуты смеха заменяют 15-минутную гимнастику. Это мощное средство активизации нервной и эндокринной систем. Врачи утверждают, что для того, чтобы быть здоровым, надо в течение дня смеяться минимум 3 раза : перед завтраком, обедом и ужином.

В медицине описан такой случай. Один очень богатый человек заболел неизлечимой болезнью. Врачи испробовали на нем все последние достижения науки, но были вынуждены признать бессилие медицины. И, прежде чем отправить больного доживать последние дни в кругу родных, они посоветовали ему не унывать и больше смеяться. Смеяться, насколько позволяет его состояние. Миллионер прекрасно понимал, что дни его сочтены, но велел купить для него видеокассеты со всеми известными кинокомедиями и целые дни проводил у телевизора. Он смотрел фильмы, которые не успел посмотреть за всю прошедшую жизнь. И… смеялся! Результат превзошел всё ожидания. Обреченный на верную гибель человек выздоровел!

Если приведенный пример кажется вам невероятным, вдумайтесь в данные, о которых пишут ученые.

.Когда мы смеемся, наш мозг получает больше кислорода, благодаря усиливающемуся: в это время кровообращению.

Смех помогает насыщению организма кислородом.

.Во время смеха в организме человека замедляется выработка гормонов стресса и увеличивается выброс в кровь эндорфинов — «гормонов счастья».

Смех делает человека счастливым.

.У смеющегося больного не только улучшается настроение, но и ослабевают болевые ощущения.

Смех может заменить анальгин.

.Часто люди, страдающие необъяснимыми страхами, оказавшись в угрожающей обстановке, начинают часто и поверхностно дышать, усугубляя свое состояние.

Смех помогает избавиться от навязчивых страхов и служит релаксантом.

.Язва желудка, гастрит и прочие неприятные заболевания, в основе которых лежит нервное перенапряжение и подавление отрицательных эмоций, нуждаются в смехотерапии.

.Даже от простой улыбки на нашем лице начинают сокращаться мышцы, которые в спокойном состоянии делают нашу внешность, угрюмой и неприветливой.

Смех заменяет гимнастику для лица, разглаживая морщины. Он не дает нам стареть.

А знаете ли вы, что по манере смеяться вы можете определить не только свой характер, но и характеры ваших подруг ?

Присмотритесь, возможно, их смех расскажет о них больше, чем все прочие наблюдения.

.Если смеющаяся женщина касается мизинцем губ, это означает, что ей нравится быть в центре внимания.

.Ваша подруга прикрывает во время смеха рот рукой? Значит она робка и не очень уверенна в себе.

.Девушку, которая, смеясь, прикасается рукой к лицу или голове, можно назвать мечтательницей и фантазеркой.

.Смеясь, вы запрокидываете голову? Очевидно, вы доверчивы, легковерны, у вас широкая натура.

.Если девушка, когда смеется, морщит носик, значит, ее чувства и мысли часто меняются. Она эмоциональна и капризна.

События

У людей есть одна удивительная эмоция, которая продлевает молодость, улучшает настроение и, как недавно было обнаружено, помогает справляться с болью. Эта эмоция – смех. Другие приматы тоже могут смеяться, однако, только люди умеют делать это от души. Некоторые специалисты полагают, что в процессе эволюции в основе речи лежал именно смех.

Определение этого понятия говорит о том, что смех – это реакция на смешные слова, жесты или физические действия (к примеру, щекотание). Эта реакция включает непроизвольные движения мышц лица и тела, определенные звуки, а также изменения ритма дыхания. Смех – это наш ответ на нетрадиционные, отклоняющиеся от правил веселые ситуации.

Нейрофизиологические центры, ответственные за смех, расположены в "древней" части коры головного мозга, которая есть у многих животных. Это говорит о том, что способность смеяться не уникальна для человека, животные имеют схожие способы выражения радости. Примерно 10 лет назад в журнале "Наука" профессор Джейк Панксепп (Jake Panksepp) опубликовал статью, в которой он утверждал, что многие маленькие животные тоже умеют смеяться. По словам профессора, они смеются немного по-другому, не так, как это делают люди. Обезьяны и собаки делают это, выдавая пыхтящие звуки, в то время как крысы пищат на очень высоких нотах, частотой до 50 килогерц. Наличие "чувства юмора" у крыс было ранее подтверждено исследователями из университета штата Вашингтона.

Есть множество теорий о происхождении и о функциях смеха. Ему не нужно учиться, это врожденная реакция, как чихание. Важно отметить, что способность смеяться присутствует у тех животных, которые живут в группах. Существует теория о том, что смех является эмоциональной составляющей стадного инстинкта: видя кого-то, находящегося в абсурдно-веселой ситуации, мы начинаем смеяться. Для тех, кто совершил ошибку в каком-либо деле, смех – это хороший шанс, чтобы не потерять статус в группе.

Другая теория предполагает, что смех, как у людей, так и у животных является способом общения с большими группами родственников. В самом деле, человеку лучше смеяться в группе, чем в одиночку. Громкий смех может сразу привлечь большое число соплеменников и помогает объединить группу. Смех может быть защитной реакцией организма, которая помогает снят стресс. В ситуациях длительного стресса (к примеру, во время экзаменов или во время проблем на работе) мы стараемся шутить и смеяться чаще. Тем не менее, смех в таких ситуациях чаще всего напряженный, поэтому его называют "нервным" смехом. Все же, по мнению экспертов, такой смех намного благоприятнее сказывается на человеке, чем если бы он все держал в себе, не выпуская напряженность.

Недавно ученые обнаружили еще кое-что интересное: смех и чувство юмора помогают переносить боль. Профессор Робин Данбар (Robin Dunbar) из Оксфордского университета и его коллеги попросили группу добровольцев посмотреть фильм, после этого они экспериментально измерили их болевую чувствительность. Одна группа смотрела в течение 15 минут комическое видео, другой группе был показан небольшой фильм о соревнованиях по гольфу. После этого, к руке каждого из добровольцев был приложен лед. Очень холодные объекты при длительном контакте с кожей не провоцируют какой-либо опасности, но доставляют некоторую боль. Добровольцы, которые смотрели смешное видео, смогли дольше вытерпеть контакт с холодным объектом.

Таким образом, экспериментаторы пришли к выводу, что чувство юмора и смех помогают человеку переносить боль и холод. Тем не менее, интеллектуальные шутки, несмотря на удовлетворение, которое они могут принести, никак не влияли на болевой порог человека. Однако, клоунада, ситуационные комедии и эксцентричный юмор, как оказалось, обладают обезболивающим эффектом. Такой юмор, по мнению ученых, вызывает резкое повышение количества эндорфинов в крови (белки, которые вырабатываются клетками мозга и которые вызывают ощущения удовольствия). Эти же вещества вырабатываются и при других ярких и приятных эмоциях, например, во время влюбленности.

Профессор Данбар выдвинул теорию о том, что смех помогал нашим доисторическим предкам не только справляться с трудностями пещерной жизни, но и выражать теплые чувства по отношению к своим родственникам. Ученый намерен продолжать исследование юмора и смеха.

Ученые выдвинули гипотезу: смех является защитным механизмом для мозга. Он (механизм) включается при столкновении человека с чем-то непонятным, нелогичным. Возможно, эволюционно это выглядело так: люди, столкнувшиеся с парадоксальной ситуацией, не скисали, не падали духом, а, напротив, смеялись над происходящим или над собой в данных обстоятельствах. Жизнь показывала, что в конечном итоге они оказывались более удачливыми в решении или понимании проблемы, чем те, кто впадал в уныние, горевал. Потому-то такая реакция и укрепилась в поведении человека, и уже можно было говорить, что чувство юмора и смех (все по Дарвину) стали эволюционным преимуществом homo sapiens, которое помогало ему выживать.

Факт из современной жизни: (экзаменационная сессия, аврал на работе, личная драма) человек неосознанно старается чаще смеяться и шутить, ищет контактов с позитивными людьми, остряками и балагурами, если, конечно, речь не идет о или имеющемся . Правда, иногда в таких ситуациях смех получается нервным, улыбки кривыми, а хихиканье истеричным. Но все-таки, считают психологи, это намного полезнее, чем накапливать напряжения в себе.

Накапливаемое организмом напряжение рано или поздно прорвется, но когда оно слишком долго не находило выхода в виде ярких эмоций (плача, смеха и др.), все может закончиться опасным для здоровья нервным срывом и даже психозом.

Смех побеждает боль

Ученые разных стран проводили исследования, направленные на изучение природы и функции смеха. На основании полученных результатов они утверждают – смех способен победить боль. Когда человек смеется, в его крови резко возрастает количество эндорфина – гормона, способного вызывать чувство радости и довольства, и значительно снижать болевые ощущения, либо вообще их снимать. Таким образом, смеющиеся от души люди забывают, что у них что-то где-то болит, и главным обезболивающим средством в данном случае является смех.

Смех повышает иммунитет

Улыбка, смех, а тем более хохот оказывает очень сильное воздействие на человеческое сознание и имеет множество неочевидных эффектов. Один из первых неврологов, исследовавших лечебные свойства смеха, американец Уильям Фрай устроил эксперимент: он брал на анализ кровь у добровольцев (это были его студенты), затем рассказывал им смешные анекдоты, после чего снова брал кровь и сравнивал результаты состава крови. Оказалась, что в крови, взятой после сеанса с анекдотами, было увеличено количество антител, т.е. проявлялась активация иммунитета.

Последующие исследования британских ученых также указывают на то, что иммунная система жизнерадостных и веселых людей, всегда готовых к улыбке и открытому смеху, имеет лучшую сопротивляемость многим заболеваниям (к примеру, вирусу гриппа). По мнению австрийских психологов, смех – едва ли не самая лучшая терапия для больных, перенесших инсульт.

Сегодня смехотерапия в западных странах стала популярным явлением. Там даже существуют различные школы, работающие по разным методикам, но берущие за основу смех. Свое учение терапевты называют йогой смеха.

Смех оздоравливает весь организм

Смех, подобно полноценной тренировке в спортивном зале, активно задействует 80 групп мышц, в том числе диафрагмы, брюшного пресса, лица. При смехе у человека особенно глубоким бывает вдох, а значит, обновляются запасы кислорода в тканях, расправляются легкие, освобождаются дыхательные пути. Кроме того, смех благотворно влияет на работу сердца. Пожалуй, не остается ни одного органа, на который бы смех не воздействовал положительно.

Швейцарским физиологам каким-то образом удалось подсчитать, что одна минута смеха равноценна 30-минутной пробежке. И это не говоря уже о том, какую эффективную гимнастику получают мышцы лица! Во время веселого смеха задействовано не меньше 15 лицевых мышц, что способствует сохранению эластичности кожи лица.

Классификации теорий юмора


Теор ии несовместимости
Эти теор ии предполагают, что юмор возникает вследствие понимания несовместимости между ожиданием слушателя и тем, что произошло, результатом. К этой категории теор ий юмора можно также отнести следующие, предложенные Патрицией Кейт–Шпигель.
Теор ии неконгруэнтности. Юмор возникает из столкновения разнородных и плохо согласующихся друг с другом идей или ситуаций, выходящих за рамки привычных форм поведения.
Теор ии амбивалентности. Человеку бывает смешно, когда он испытывает двойственные чувства. В отличие от теор ии неконгруэнтности, где на первом плане стоят идеи и восприятие, данная теор ия делает акцент на чувствах. Речь идет о смене друг другом удовольствия и страдания.
Конфигурационные теор ии. Юмор возникает, когда элементы, вначале казавшиеся не связанными между собой, вдруг складываются в некую единую картину.
К наиболее известным приверженцам подобных идей относятся И. Кант (1966) и А. Шопенгауэр (1993).
И. Кант писал: «смех является эмоцией, возникающей из неожиданного превращения напряженного ожидания в ничто» (т.е. при произнесении ключевого слова, «соли» анекдота, наше предчувствие об ожидаемом продолжении не исполняется). Остроумная шутка должна содержать в себе нечто такое, что мы сперва принимаем за истину, ввести нас в заблуждение, а в следующий момент обратиться в ничто (механизм, включающий реакцию смеха).
А. Шопенгауэр предложил “Теор ию абсурда”. Смех возникает из распознавания несоответствия между физическим ожиданием и абстрактным представлением некоторых вещей, людей или действий; это концепция, восходящая к Аристотелю. Успех в распознавании абсурда, осознание несовпадения между понятием и реальным объектом есть, по Шопенгауэру, причина смеха. НО абсурд не всегда смешон. (Шопенгауэр А., 1993)

Г. Гегель подошёл к анализу остроумия как формы мышлени я. Остроумие, по его мнению, «схватывает противоречие, высказывает его», приводит вещи в отношения друг к другу, заставляет понятие «светиться» через противоречие, но не выражает понятия вещей и их отношений (в отличие от обычного представления, которое схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому). Таким образом, «светящееся противоречие» между сущностью и явлением есть то общее, что присуще всему остроумному. Однако суть природы «светящегося противоречия» так и осталась неразгаданной (Гегель Г., 1929).

Теор ии враждебности

Эти теор ии говорят о том, что смешное заключается в нахождении чувства превосходства над чем-либо, или в преодолении препятствия, или агрессии, нападения на какой-то объект. Патриция Кейт–Шпигель выделила аналогичную группу теор ий юмора:
Теор ии превосходства. Смех возникает тогда, когда мы чувствуем себя не столь глупыми, уродливыми, несчастными или слабыми, как окружающие
Подобные теор ии восходят к Платону (1990), частично Аристотелю (2000) и М. Т. Цицерону (1994) и нашли поддержку в трудах А. Шопенгауэра (1993) и Т. Гоббса (1964).
Платон считал юмор негативным явлением, потому что чувство это основано на злобе и зависти, в особенности смех, вызванный несчастьем или неудачей других, или насмешки над стоящими ниже по положению. (Платон, 1990)
Аристотель признавал, что в смехе присутствует оттенок злобности, считал его этически нежелательным. Но тех, кто сам никогда не шутит и кому неприятны шутки других, он считал дикарями. «Смешное – это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания» .
Т. Гоббс развил взгляды Платона и Аристотеля о том, что смех имеет самое непосредственное отношение к достижению превосходства над окружающими. Так как человек находится в постоянной борьбе за власть с себе подобными, и современные нормы поведения людей не позволяют физически уничтожать своих соперников, то превосходство можно выражать с помощью других чувств, например, с помощью юмора и остроумия. По его мнению, смех является выражением внезапного триумфа, происходящего от внезапного же чувства превосходства над окружающими или над своим прошлым. «Все действия и речи, проистекающие или кажущиеся проистекающими из богатого опыта, знания, рассудительности или остроумия, суть предметы почитания. Ибо все эти вещи являются силой» .

Теор ии высвобождения.

Эти теор ии учат, что смешное является результатом высвобождения психи ческой энерги и, высвобождая человека от некоторого ограничения. Патриция Кейт–Шпигель назвала аналогичную группу теор ий юмора как теор ии разрядки, т.е. функция юмора в этом случае рассматривается как снятие стресса и напряжения.
Наиболее известная из этих теор ий принадлежит З. Фрейду (1997), объявившему, что юмор позволяет экономить психи ческую энерги ю. Фрейд связывал удовольствие от остроты с экономией «затраты энерги и, расходуемой на задержки или подавление» некоторого содержания. Фрейд различал 3 типа юмористических ситуаций и соответствующих им энерги й, которые могут быть разряжены в смехе:
1. разрядка энерги и вытеснения связана с остроумием
2. разрядка мыслительной энерги и осуществляется с помощью комического
3. разрядка эмоциональной энерги и соответствует собственно юмору.
Остроумие – выражение бессознательной агрессии и сексуальных импульсов, которые обычно подавляются. Такие шутки являются выражением либидо.
Комическое – невербальное веселье, например, выступление клоунов. Мобилизация ментальной энерги и в ожидании того, что произойдет не оправдывается и происходит разрядка.
Юмор – испытывание негативных эмоций, а восприятие смешных элементов позволяет выразить их.
Юмор, как один из способов разрядки, преобразует отрицательные чувства в нечто прямо противоположное – в источник смеха. Роль юмора в этом случае сводится к защите человеческого Я, поскольку позволяет сохранить самообладание, достоинство и самоконтроль в исключительных (экстремальных) условиях.
Достигается защита Я, по мнения А.Н. Лук, за счет обесценивания смехом объекта, на который направлен юмор (Лук А. Н., 1977). Такое понимание юмора в психологии ведет свое начало З. Фрейда, для которого юмор выступал «средством получения удовольствия, несмотря на предшествующие ему мучительные аффекты». Юмор «подавляет развитие этого аффекта, занимает его место» (1997). Причем удовольствие от юмора возникает в этих случаях из «экономии аффективной затраты» (Фрейд З., 1997)
«Юмор может быть понят как высшая из этих защитных функций», - писал З.Фрейд, так как юмор не прячет от сознания те содержания представлений, которые связаны с мучительным аффектом.
Идеи Фрейда нашли последователей. Д. Флагел: освобождение энерги и, связанное с юмором и смехом, связано с разрушением социальных запретов. М. Чойси: смех - защитная реакция против страха запрета. Человек, по его мнению, при помощи смеха преодолевает страх перед отцом, матерью, властями, сексуальностью, агрессией и так далее. Смех, таким образом, приравнивается по своему социальному значению к искусству, неврозам, алкоголизму. Е. Крис полагал комизм не просто средством освобождения энерги и, но также возвращением к детскому опыту. (Дмитриев А., 1996)
Таким образом, каждая из этих концепций подчёркивает какой-нибудь один аспект или один вид комического, оставляя другие в тени.

Другие теор ии юмора.

Рассмотренная классификация основана на выделении одного аспекта комического, но при создании теор ий ученые редко ограничиваются использованием лишь одного критерия. В том числе и В. Раскин предлагает свою, семантическую, теор ию юмора (которая будет рассмотрена ниже), замечая, что все три группы теор ий (теор ии несовместимости, враждебности и высвобождения) хорошо описываются семантической теор ией юмора.
Г. Спенсер писал, что сильные эмоциональные встряски приводят к накоплению избытка нервной энерги и. Волна энерги и ищет выхода и в первую очередь освобождается через те мышцы, которые из-за малой массы обладают малой инертностью: мышцы рта, мимические мышцы, речевой аппарат, дыхательную мускулатуру. Если этих каналов оказывается недостаточно для разрядки нервной энерги и, то используются и другие двигательные каналы, и все тело начинает подергиваться в судорогах. Таков механизм смеха, вызываемого простыми чувствами. Смех при восприятии комического Спенсер объясняет по-другому. Комическое непременно означает какую-то несовместимость, но эта несовместимость должна носить нисходящий характер. Иными словами, в комической ситуации мы ждем чего-то большого, а обнаруживаем маленькое. Это и есть нисходящая несовместимость. В противном случае, если вместо ожидаемого маленького обнаруживается неожиданно большое, то возникает чувство удивления от восходящей несовместимости. (Спенсер Г., 1905)
Т. Липпс выводит "закон психи ческого затора", являющегося основой всякого удивления и интереса. Суть его в следующем: мы ожидаем одной ценности, но внезапно возникает другая, не соответствующая данной ситуации; эта подмена пробуждает интерес в силу своей необычности, способствует концентрации "психи ческой энерги и" или, говоря иначе, создает "психи ческий затор", освобождением от которого является, как правило, смех. Этот подход можно отнести и к теор иям несовместимости, и к теор иям высвобождения. (Дземидок Б., 1974)
Помимо теор ий указанных выше, Патриция Кейт–Шпигель выделяет также теор ии неожиданности. В них говорится о том, что необходимым, но не достаточным, элементом юмористической ситуации является внезапность или неожиданность.
Д. Локк писал о том, что остроумие лежит в сближении идей и в их объединении, быстром и разнообразном, которое дает ощущение удовольствия. Дж. Эдисон, уточняя позднее взгляды Локка, отметил, что не всякое объединение идей может быть остроумным, а только неожиданное. Кроме того, в основе остроты может лежать не только сходство идей, но и их противоположность. (Локк Д., 1986)
Г. Гефдинг основой всех форм комического считал контраст, возникающий "оттого, что внезапно сталкиваются две мысли и два впечатления, из которых каждое само по себе вызывает чувствование, но так, что одно разрушает, что построило другое" .

Семантическая теор ия юмора

Эта теор ия была предложена Виктором Раскиным (Raskin V., 1985) и развита вслед за ним Сальваторе Аттардо (Attardo S., 1994).
Согласно идеям этих авторов юмористический эффект возникает при внезапном пересечении двух независимых контекст ов в точке бисоциации, когда два контекст а, совершенно друг другу чуждые, начинают казаться нам ассоциированными - так возникает когнитивный диссонанс, который компенсируется реакцией смеха.
Согласно когнитивным теор иям наша память хранит сведения в виде структур, которые В. Раскин и С. Аттардо назвали скриптами. Скрипт – это структурированное описание типичных признаков объекта. Раскин полагает, что в основе юмористического эффекта лежит столкновение контекст ов, а не простого языкового смысл а. Согласно этой теор ии юмористический эффект возникает, если имеют место следующие условия: а) текст обладает несовместимостью, частичной или полной; б) две части текста противоположны в определённом смысл е. Раскин полагал, что «любой юмористический текст включает в себя элемент несовместимости и элемент разрешения» ("Any humorous text will contain an element of incongruity and an element of resolution"). Отличие теор ии Раскина от предшествующих заключается в том, что он придал понятию противоположности универсальный семантический смысл . Аттардо дискутировал с Раскиным и приводил аргументы в пользу того, что эта теор ия подпадает под категорию теор ий несовместимости. Результатом этой дискуссии явилась их совместная работа “General Theory of Verbal Humor” (1991).

Классификация теор ий юмора Б.Дземидок

Еще одну классификацию философских теор ий комического предложил Б.Дземидок (Дземидок Б., 1974, Иванова Е.М., 2007). Во-первых, он разделяет теор ии комического по значим ости для них роли субъекта или объекта комического. Все концепции делятся на 1) объективистские (в центре внимания находятся объективные свойства комического объекта); 2) субъективистские (определяют комическое как результат субъективных способностей личности) и 3) реляционистские (рассматривают комическое как следствие взаимоотношений объективных свойств объекта и субъективных способностей личности).
Во-вторых, Дземидок приводит классификацию теор ий по тому принципу, который предполагается в них определяющим сущность комического:
I. Теор ии негативного качества; в психологическом плане – теор ия превосходства субъекта комического переживания над объектом. (Подобные теор ии выдвигают, например, Аристотель и Гоббс).
II. Теор ия деградации (например, теор ия Бейна).
III. Теор ия контраста (Кант, Спенсер).
IV. Теор ия противоречия (Шопенгауэр, Гегель, Чернышевский).
V. Теор ия отклонения от нормы (Грос, Обуэн).
VI. Теор ии смешанного типа или теор ии пересекающихся мотивов (Бергсон, Фрейд).
Как было показано выше, если классифицировать теор ии юмора, делая акцент на какой-нибудь одной черте, то останется ряд теор ий, которые будут подходить к нескольким категориям. То есть большинство философов не ограничиваются выделением единственного критерия, а делают более или менее полный анализ различных характеристик и свойств комического. Поэтому при выделении в теор ии только ведущего принципа объяснения комического большой объём интереснейших идей остаётся без внимания.
Для обозначения какого-либо принципа, наиболее существенного для объяснения комического в определенной теор ии, Дземидок вводит понятие мотива и подчёркивает, что для многих теор ий характерно наличие не одного, а нескольких мотивов. Он выделяет в отдельную группу теор ии пересекающихся мотивов, однако, и во многих «односторонних» теор иях авторы не ограничиваются одним мотивом. Дземидок выделяет следующие мотивы: мотив негативного качества, превосходства, деградации, контраста, противоречия, отклонения от нормы, а также мотив неоправдавшихся ожиданий, видимости, неожиданности и др. По аналогии можно выделять и другие мотивы: например, мотив оригинальности, автоматизма, разрядки энерги и, влияния подсознательных представлений.
Объединение имеющихся данных в непротиворечивую концепцию становится одной из наиболее актуальных проблем в теор ии комического. Предложенный Дземидоком подход позволяет легко сравнивать различные концепции, не теряя в то же время их своеобразия, а также может быть продуктивным и для построения новой, более полной теор ии комического.
Так, например, Аристотель при объяснении сущности комического использует мотивы превосходства, негативного качества, деградации, отклонения от нормы (безобразия, уродства, ошибки). Кроме того, можно говорить о мотивах подражания и игры.