Скульптор козловский работы. Михаил иванович козловский. Портрет языком аллегории

Михаил Иванович Козловский – один из основоположников русского классицизма.

Одаренный разнообразными талантами и бурным творческим темпераментом, он более известен как выдающийся скульптор. Вряд ли кто из его современников сумел с таким мастерством выразить эпоху великих войн и высокого подъёма русской общественной мысли. Его работы, будь они связаны с героикой античности, или славного прошлого России, воплощали идеи живой современности. Пользуясь языком аллегорий, скульптор неизменно выдвигает на первый план тему протеста, борьбы и страданий. По силе трагического звучания, творчество Козловского перекликается с поэзией Державина. Органическая близость связывает его скульптуру с работами античных мастеров. Мир идей и образов, мужественная пластика героев, созерцающих, страдающих, борющихся, сродни творениям великого Микеланджело.

Как и большинство художников XVIII века, Козловский вышел из демократической среды. Он родился в Петербурге 26 октября 1753 года в семье военного трубача. Отец служил в Балтийском галерном флоте, в унтер-офицерском чине. Семья жила на окраине столицы в Адмиралтейской галерной гавани. В 1764 году, по прошению отца, одиннадцатилетний Михаил, обученный русской грамоте и арифметике, был принят в число воспитанников Академии художеств. Через три года талантливый ученик был распределён в класс скульптуры к профессору Никола Жилле. Годы учебы Михаила Козловского совпали с периодом созревания классицизма в европейской живописи, скульптуре и архитектуре. Краеугольным камнем эстетики классицизма является идея подражания мастерам Древней Греции и Рима. Основные черты теории классицизма восходят к рационалистическим и метафизическим догмам европейской, преимущественно немецкой и французской философии Просвещения. С 1774 по 1779 годы Козловский провёл пенсионером Академии в Риме. В 1779 году он отправился в Марсель и оттуда в Париж. В феврале 1780 года Марсельская академия искусств удостоила его звания академика. Пенсионерские работы Козловского говорят о том, как внимательно он изучал античные памятники, глубоко проникая в сущность теории классицизма. Столь же внимательно он всматривался в произведения мастеров нового времени. Сохранился его восторженный отзыв о «Страшном суде» Микеланджело. Великий мастер эпохи Возрождения, к сожалению, недооценивался художниками 18 века, но Козловский видел в его «ужасном даровании и искусстве» родство со своим собственным творчеством и темпераментом. 1

В Петербург Козловский вернулся в 1780 году, зрелым мастером и сразу занял заметное место в русской художественной среде. Он быстро вошёл в круг передовой дворянской интеллигенции. Его первые работы на родине утверждали добродетели и бессмертную славу великих людей, заслуживших благодарность отечества. Примеры гражданской доблести и любви к родине Козловский воплотил в исторических барельефах, графических композициях, скульптуре. Самые знаменитые работы Козловского – памятник А.В. Суворову на Марсовом поле в Санкт-Петербурге и занимающая центральное место в замысле ансамбля Большого каскада в Петергофе скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву».

В Русском музее представлены классические статуи Михаила Козловского. Рассмотрим четыре из них - утонченные, острые, живые, цельные, логически ясные - образы античных героев.

1780-е г.г.

Статуя «Бдение Александра Македонского выполнена Козловским во второй половине 1780-х годов. Вероятно, заказчиком был фаворит Екатерины II Потёмкин. Он пожелал изобразить будущего «царя четырёх сторон света», отдающего всё своё время учебе и даже жертвующего сном ради чтения, чтобы подать сей доблестный пример юношеству. «Александр» должен был украсить собой празднество в Таврическом дворце, задуманное Потёмкиным для императрицы. Известно, как Екатерина, пестовала своих юных избранников, поставляемых ей с одобрения чрезвычайно занятого «старшего» фаворита, желая создать из них выдающихся государственных деятелей, но, увы, ни с одним успеха не имела.

Статуя несёт аллегорический смысл, сюжет взят из трудов античного историка Квинта Курция. Цитирую его сказания: «Александр в юных ещё летах, при царствовании отца своего Филиппа, желая снискать великие познания в науках, старался воздерживать себя от сна и всегда засыпал, имея в руке медный шар, который при глубоком его сне, упадая в таз, разбужал его производимым стуком».

Козловский изобразил Александра, сидящим на своём ложе в момент полного изнеможения, когда его, во время ночного занятия, сразила предательская усталость. Для решения своего замысла, скульптор избрал сложную позу, развернув фигуру юноши в глубину. Сильное тренированное тело склонилось, побеждённое богом сна, кудрявая отяжелевшая голова опирается на согнутую левую руку, одна нога закинута на другую. Пальцы правой руки едва удерживают медный шар над чашей. Ещё секунда, и они разожмутся – шар с громким стуком упадёт и разбудит царевича. Козловскому вполне удалось передать состояние задремавшего человека. Александр спит, пока не упадёт шар.


Для того, чтобы насладиться красотой тела молодого атлета, надо обойти её кругом и повторить это снова. Вы будете очарованы не только главным героем, но и скульптурным натюрмортом, повествующим о его мире. Небольшое ложе покрыто тканью, спадающей волнистыми складками. Козловскому удалось передать в мраморе их изящные линии. Правая рука с шаром опирается на шлем, украшенный пышным султаном. Особенное внимание привлекает щит, прислоненный к ложу и украшенный барельефом на любимый сюжет Александра «Воспитание Ахиллеса кентавром».


Поликарт

Образ правителя Самоса Поликрата, богача и счастливца, предательски погубленного – один из самых трагических и в творчестве Козловского, и в русском искусстве второй половины 18 века. Скульптор выполнил статую в 1790 году. Сюжет почерпнут из древней истории – известный исторический факт. Древнегреческий тиран Самоса был жестоко обманут персидским сатрапом Оройтом, пригласившим его в 522 году до н.э. в город Магнезию для дележа сокровищ. Поликрат доверчиво прибыл, но коварный Оройт поступил с ним вероломно, велел схватить его и распять. Сюжет, взятый из античной истории, послужил скульптору ответить языком аллегории на события живой современности. Передовые люди 18 века видели в Поликрате символ изменчивости счастья. Тиран Поликрат был богат и жаден к сокровищам, честолюбив, безжалостен к своим подданным, страшен для врагов, но и он не избежал предательства и погиб страшной смертью. В годы Французской революции этот образ приобрёл новую, ещё большую, актуальность. О Поликрате люди 18 века, привыкшие мыслить аллегориями, вспомнили потому, что видели вокруг много «поликратов» и «поликратиков» - обманутых жестокой судьбой бывших счастливцев. Статуя была создана в Париже, в бурные годы революции, где Козловский оказался вместе со своими учениками. Козловскому удалось воплотить в образе гибнущего человека пафос страдания и борьбы. Он знает, что обречен, но страстная жажда свободы выражена в напряженной, неравной борьбе со смертью, безмерном возбуждении. Тело Поликрата изгибается в нестерпимой муке, но каждый мускул напряжен, рука, сжатая в кулак, в отчаянии вскинута вверх, нога резко отведена в сторону. Вся фигура со вздутыми жилами, болезненно напряженными мышцами, охвачена стремительным порывом. Поликрат ищет опоры, надеясь обрести силу. Он жаждет разорвать путы, как раб Микеланджело, но силы покидают его, смерть надвигается. Поникшая голова, безжизненно свисающая рука, говорят о безнадёжности освободиться. Измученное лицо предсмертной искажено мукой. На стволе дерева, к которому прикован Поликрат, высечена древнегреческая надпись: «… никто не может считать себя счастливцем, пока он жив».


Козловский Михаил Иванович Козловский Михаил Иванович

(1753-1802), русский скульптор. Представитель классицизма. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. Ф. Жилле; профессор там же (с 1794), среди учеников - С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Пенсионер АХ в Риме (1774-79) и Париже (1779-80), где работал также в 1788-90. Творчество Козловского проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Уже в ранних произведениях (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; "Бдение Александра Македонского", мрамор, 80-е гг., ГРМ) сказались стремление Козловского к уравновешенности композиции и строгой пластической форме, интерес к гражданской исторической тематике. В полной трагического пафоса статуе "Поликрат" (гипс, 1790, ГРМ) динамика масс и сложность силуэта напоминают скульптуру барокко. В последующие годы Козловский создаёт полные нежного изящества, прекрасные и гармоничные образы ("Спящий Амур", мрамор, 1792, ГРМ), но одновременно его увлекают изображение героев национальной истории ("Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", мрамор, 1797, ГТГ), аллегорическое воплощение воинской славы России ("Геркулес на коне", бронза, 1799, ГТГ; "Самсон, раздирающий пасть льва" для Большого каскада в Петродворце, золочёная бронза, 1800-02, похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, воссоздана в 1947 скульптором В. Л. Симоновым). Важнейшее произведение Козловского - памятник А. В. Суворову (бронза, 1799-1801, ныне на Суворовской площади в Ленинграде) - фигура юного воина, идеального полководца, отличающаяся строгой выразительностью движения, ритма, силуэта.




Литература: (А. Каганович), М. И. Козловский, М., 1959; В. Н. Петров, М. И. Козловский, 2 изд., Л., 1983.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Смотреть что такое "Козловский Михаил Иванович" в других словарях:

    Русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764‒73) у Н. Ф. Жиллеи А. П. Лосенко, был пенсионером АХ ‒ в Риме (в 1774‒79) и Париже (в 1779‒80), где работал также в… … Большая советская энциклопедия

    - (1753 1802) российский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя для каскада в Петергофе Самсон, раздирающий пасть льва … Большой Энциклопедический словарь

    Один из лучших русских скульпторов. Учился в Академии Художеств, у Жилле. С 1794 года преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году. Из его произведений, в сильной степени отзывающихся направлением французской скульптуры конца XVIII века,… … Биографический словарь

    - (1753 1802), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764 73), Академик с 1794; преподавал там же (с 1794). Пенсионер АХ в Риме (1774 79) и Париже (1779 80). Мастер монументальной декоративной и станковой пластики, проникнутой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Профессор скульптуры. Род. 26 октября 1753 г., ум. 18 сентября 1802 г. в Петербурге. Сын "галерного флота трубачевского мастера", он был принят в Академию Художеств по прошению отца 1 июля 1764 г., зная грамоту и арифметику, а в 1767 г … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козловский. Козловский Михаил Иванович … Википедия

    Памятник Суворову на Суворовской площади в Санкт Петербурге Михаил Иванович Козловский (26 октября (6 ноября) 1753, Санкт Петербург 18 (30) сентября 1802, Санкт Петербург) русский скульптор. Содержание 1 Биография … Википедия

    - (1753 1802), скульптор и рисовальщик. Представитель русского классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительными идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя для каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва»,… … Энциклопедический словарь

    Один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По окончании курса в 1772 г., был отправлен в чужие края, работал в Риме и Париже и, возвратившись в Россию … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Павловск , . Павловский парк, дворец и павильоны, созданные талантли­вой плеядой выдающихся архитекторов, скульпторов, худож­ников и тысячами безымянных крепостных мастеров, являются редким по…

Скульптор, график.

Родился в семье военного музыканта - «галерного флота трубачевского мастера». В 1764 поступил в Воспитательное училище ИАХ, затем учился в «скульптурно-статуйном» классе у Н.-Ф. Жилле. Неоднократно награждался малыми и большими серебряными медалями за рисунки и лепку с натуры. В 1770 выполнил по программе барельеф «Владимир и Рогнеда», за который получил малую золотую медаль. В 1772 за работы «Кирилл философ греческий и князь Владимир» и «Изяслав Мстиславович на поле боя» удостоен еще одной малой золотой медали. В 1773 за программу барельеф «Свидание Святослава с матерью и детьми по возвращении с Дуная» награжден большой золотой медалью, выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.

В том же году отправился в Рим, где прожил по 1779. Изучал коллекции Ватикана, палаццо Фарнезе, Спада, Боргезе. Выполнил множество копий и зарисовок с античных скульптур, а также произведений мастеров Возрождения, в особенности Микеланджело. Посещал натурные классы Французской Академии художеств в Риме, где пользовался советами Ж.-М. Вьена.

В 1779 переехал во Францию. В 1780 избран почетным академиком Академии живописи, скульптуры и архитектуры в Марселе. В том же году возвратился в Петербург. В 1782 представил в Совет ИАХ выполненную в период пенсионерства гипсовую скульптуру «Юпитер с Ганимедом», за которую был признан «назначенным» в академики. В 1780-х по приглашению А. Ринальди работал над декоративным оформлением Мраморного дворца в Петербурге, а также по заказу Дж. Кваренги создал рельефы для «Храма Дружбы» в Царском Селе. В 1784–1785 изваял большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы.

В 1788 для совершенствования мастерства снова уехал в Париж, посещал натурный класс Королевской Академии живописи и скульптуры. Помимо прочего, по поручению ИАХ осуществлял надзор за находящимися в Париже русскими пенсионерами. В 1790 возвратился в Россию. В 1794 избран академиком, сразу вслед за этим «в уважение дарования» удостоен звания профессора. В 1795 стал членом Совета ИАХ. С того же года преподавал в скульптурном классе Академии, среди его учеников - С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. В 1799 назначен старшим профессором.

В 1799–1800 работал над памятником А. В. Суворову в Петербурге. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, для которого выполнил центральную статую «Самсон, раздирающий пасть льва».

Занимался мемориальной скульптурой, создал надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800), С. А. Строгановой (1802) для Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры.

В 1953 в Государственном Русском музее была организована выставка произведений мастера.

Козловский - выдающийся русский скульптор раннего и зрелого классицизма. В его творчестве нашли воплощение характерные для этого времени идеалы просвещения, гражданского долга и доблести. В качестве тем для своих произведений, как правило, выбирал сюжеты из истории республиканского Рима и античной Греции.

Козловский опирался не только на традиции античного искусства, в индивидуальной манере скульптора ощутимы барочные черты, что выразилось в динамичных композициях с острыми ракурсами и движением (особенно ярко это проявилось в рисунках). Для раскрытия замысла часто прибегал к языку аллегории. Обращался к самым различным материалам - мрамору, бронзе, терракоте. Был одним из лучших рисовальщиков своего времени. Занимался офортом.

Известны поздние отливки некоторых произведений скульптора, выполненные в начале ХХ века по решению Совета ИАХ.

Произведения Козловского находятся в крупнейших музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Павловском дворце-музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Козловский Михаил Иванович - один из лучших русских скульпторов. Учился в Академии Художеств, у Жилле. С 1794 года преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году. Из его произведений, в сильной степени отзывающихся направлением французской скульптуры конца XVIII века, наиболее известны: монумент Суворову в Петрограде, колоссальная статуя "Самсон, раздирающий пасть льву", украшающая главный петергофский фонтан, мраморные статуи: "Сидящая девочка" (в Зимнем дворце), "Гименей", исполненный по случаю бракосочетания цесаревича Константина Павловича (в Зимнем дворце), мужская фигура для изучения человеческой анатомии (ecorche) и барельефы: "Возвращение Регула в Карфаген" и "Камилл, избавляющий Рим от галлов" (оба в Мраморном дворце, в Петрограде). В музее Александра III - "Поликрат", "Меркурий и Нимфа", "Избиение младенцев", "Амур", "Аполлон".

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Иванович , русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. …
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
    (1753-1802) российский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя для каскада в …
  • КОЗЛОВСКИЙ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
    один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По …
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1753 - 1802), российский скульптор, представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью образов (статуя для каскада …
  • КОЗЛОВСКИЙ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    397494, Воронежской, …
  • МИХАИЛ в Словаре значений Цыганских имен:
    , Михаэль, Мигель, Михель (заимств., муж.) - «кто как Бог» …
  • МИХАИЛ
    (кто, как Бог) АРХАНГЕЛ имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды - в послании ап. Иуды и один …
  • МИХАИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Чис 13:14 - отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1Пар 5:13 - один из кол. Гадова, живший в …
  • КОЗЛОВСКИЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Мечислав Юльевич (1876-1927). Член РСДРП с 1900 г. Деятель польского и русского революционного движения. После Февральской революции - член Исполкома …
  • МИХАИЛ в Краткой биографической энциклопедии:
    Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • МИХАИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 992) митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • МИХАИЛ СЛЕЗКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную …
  • МИХАИЛ МОНАСТЫРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил …
  • МИХАИЛ ЛУЗИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и …
  • МИХАИЛ КОПЫСТЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1591 г. епископ Перемышльский и Самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена …
  • МИХАИЛ КОЗАЧИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире — Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища …
  • МИХАИЛ ДЕСНИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Матвей Десницкий) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической …
  • МИХАИЛ ГРИБАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ Прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при акд., М., после защиты диссертации …
  • МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил Ярославич - вел. князь тверской. Родился в 1271 г., стол занялоколо 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, …
  • МИХАИЛ
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-1318), князь тверской с 1285, вел. князь владимирский в 1305-17. Боролся с вел. князем московским Юрием Даниловичем за …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (?-1248), князь московский с 1247, вел. князь владимирский (1248), брат Александра …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ШИШМАН (?-1330), болг. царь с 1323. В 1324 вступил в брак с внучкой визант. имп. Андроника II; заключил воен. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645), царь с 1613, первый царь из династии Романовых. Сын Ф.Н. Романова (см. Филарет) и К.И. Шестовой …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096), визант. полит. деятель, писатель, учёный, …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПАВЛОВИЧ (1798-1849), вел. князь, мл. брат имп. Александра I и Николая I. С 1819 ген.-фельдцейхмейстер, с 1825 ген.-инспектор по …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ОБРЕНОВИЧ III (1823-68), серб. князь в 1839-42 и с 1860, из династии Обреновичей. Продолжал абсолютистскую политику своего отца Милоша …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), вел. князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.- фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С 1852 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ КИРУЛАРИЙ (ок. 1000-58), патриарх Константинопольский с 1043. Отстаивал независимость визант. церкви от императорской власти, от папства. Конфликт в 1054 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-1246), князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неск. раз был князем в Новгороде. С 1238 вел. князь …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505), последний вел. князь тверской (1461-85). Участвовал в походах Ивана III на Новгород и в …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918), вел. князь, брат имп. Николая II, ген.-лейт. (1916). В 1898-1912 на воен. службе. В 1-ю мир. войну …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-99), вел. князь тверской с 1368. Вёл безуспешную борьбу с моск. кн. Дмитрием за вел. княжение владимирское, получал …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ VIII (1224-82), никейский император с 1259 (соправитель имп. Иоанна IV до 1261), с 1261, после отвоевания у Лат. империи …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Сер. Вас. (1885-1962), художник кино, нар. худ. РСФСР (1944). Оформил ф.: "Поликушка" (1919), "Мать" (1926), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Окраина" …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Осип (Иосиф, Юзеф) Ант. (1757-1831), композитор. По происхождению поляк. С 1791 в С.-Петербурге. Автор романсов ("российских песен"), полонезов (в …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Мих. Ив. (1753-1802), скульптор и рисовальщик. Предст. рус. классицизма. Творчество К. проникнуто просветит. идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Ив. Сем. (1900-93), певец (лирич. тенор), нар. арт. СССР (1940), Герой Соц. Труда (1980). В 1926-54 в Большом т-ре …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Ал. Фёд. (1905-77), композитор и дирижёр, нар. арт. Узб. ССР (1955). Ученик Н.Я. Мясковского. В 1949-63 гл. дирижёр и …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • МИХАИЛ в Словаре Кольера:
    (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько …
  • МИХАИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИХАИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИХАИЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Михаил, (Михайлович, …
  • МИХАИЛ
    (ум. 992), митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Алексей Федорович (1905-77) , композитор и дирижер, народный артист Узбекистана (1955). В 1949-63 главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра …

Михаил Иванович Козловский - русский скульптор. Михаил Иванович Козловский родился 6 ноября 1753 года в Петербурге. Учился в Петербургской Академии Художеств (1764-1773) у Жилле и Лосенко, был пенсионером Академии Художеств - в Риме (1774-1779) и Париже (1779-1780), где работал также в 1788-1790 годах. С 1794 года академик и профессор петербургской Академии Художеств.
Козловский - один из крупнейших скульпторов русского классицизма; творчество его проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Испытав вначале влияние стиля барокко, Козловский уже в ранних работах (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; "Бдение Александра Македонского", мрамор, 1780-е годы, Русский музей, Ленинград) проявил стремление к строгой пластичности произведений, уравновешенности композиции, интерес к гражданской исторической тематике. В статуе "Поликрат" (гипс, 1790, Русский музей), полной трагического пафоса, вновь ощущаются динамика и сложность силуэта, напоминающие скульптуру барокко. В последующие годы Козловский создает пластически тонкие, полные нежного изящества образы прекрасных и гармоничных людей в пасторально-идиллических статуях ("Спящий Амур", мрамор, 1792, Русский музей). Одновременно его увлекают темы подвига, образы героев национальной истории ("Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", мрамор, 1797, Третьяковская галерея), он создаёт идеальные аллегорические воплощения воинской славы России ("Геркулес на коне", бронза, 1799, Русский музей). Аллегорией победы Петра I над Швецией была полная мощного напряжения статуя для Большого каскада в Петродворце "Самсон, раздирающий пасть льва" (золочёная бронза, 1800-1802; похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воссоздана в 1947 году скульптором В. Л. Симоновым). Важнейшее произведение Козловского - памятник Суворову (бронза, 1799-1801, ныне на Суворовской площади в Ленинграде) - фигура юного воина, отличающаяся ясностью пластической формы, строгой выразительностью движения, силуэта, ритма, ощущением спокойной уверенности. Козловский был замечательным мастером рисунка, обращавшимся к историческим и жанровым темам. Умер Михаил Иванович Козловский 30 сентября 1802 года в Петербурге.
Самсон, раздирающий пасть льва. 1800-1802 года

Бдение Александра Македонского, вторая половина 1780-х годов. Русский музей

Памятник Суворову, 1799-1801 года

Аполлон, около 1789 год