Скрябин характеристика произведений. Скрябин александр николаевич. Юный музыкант и композитор


А.Н. Скрябин. (6.01.1872-14.04.1915)

«Еще раз хочет Бесконечность
Себя в конечном опознать».
А. Скрябин

А.Н. Скрябин — композитор, пророк, исполнитель-пианист, философ, поэт. Его называют великим мистиком среди музыкантов и величайшим музыкантом среди мистиков. Жизнь и творчество Скрябина окутано покровом неизъяснимой тайны.

Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 6 января 1872 года. В дате своего рождения (канун Рождества Христова) композитор видел первый мистический знак в своей жизни. Такие знаки будут сопровождать всю его жизнь.

Уже с трёхлетнего возраста Шуринька тянулся к роялю и, когда его сажали на подушку к инструменту, он пальчиком перебирал клавиши, как бы что-то наигрывая. С пяти лет он уже импровизировал на рояле. С детства его творческая одарённость проявляется во многих областях: он рисовал, писал стихи и пьесы, умело мастерил по дереву; и все ему удавалось с поразительной легкостью.

На фото: Н. С. Зверев со своими учениками Сидят (слева направо):

А. Скрябин, Н. Зверев, Н. Черняев, М. Пресман;

Стоят (слева направо): С. Самуэльсон, Л. Максимов,

С. Рахманинов, Ф. Кенеман

С 7 лет Саша сочиняет музыку, много играет на рояле и жалуется, что даже ночью музыка не оставляет его. К 9 годам им написано уже много музыкальных произведений. С 10 лет Скрябин учится в кадетском корпусе, а также систематически, и подолгу занимается музыкой. В 16 лет поступает в Московскую консерваторию, а также постоянно выступает с фортепианными концертами.

Он заканчивает консерваторию с малою золотой медалью. Имя Скрябина высечено золотыми буквами на мраморной доске у входа в малый зал Московской консерватории. В музее Скрябина хранится нотная тетрадь, где составлен список сочинений, написанных им в возрасте с 14-18 лет. Общее количество ранних произведений более 70. Но требовательный автор не все сочинения включал в списки.

После окончания консерватории Скрябин продолжает сочинять музыку и много выступать с концертами. От переутомления он часто испытывает головные боли, нервные срывы. Кроме того, иногда возобновляется заболевание правой руки, которую он переиграл впервые учась еще в консерватории.

С 1896 г. Скрябин выступает с концертами и за рубежом: в Париже, Брюсселе, Берлине, Кельне.

Скрябин хотел бы заниматься только сочинительством и концертной деятельностью, но в 25 лет он уже семейный человек, и семья растет, поэтому он вынужден продолжать педагогическую работу в должности профессора консерватории.

Вера и Александр Скрябины.

В этот период Скрябин знакомится с выдающимся философом Сергеем Николаевичем Трубецким (1862-1905). Под его влиянием Скрябин учит латынь, греческий, английский языки, посещает философские и литературно-художественные общества. У него было утонченное мышление и диалектические способности. Был искусным спорщиком, в спорах был опасным противником, эрудированным и находчивым.

Свои философские размышления Скрябин записывает в дневник. Свои идеалы композитор формулирует точно и определенно. Он служит любимому искусству, цель которого сделать жизнь людей счастливой. Любовь и красота сделает людей счастливыми, но не должно быть духовного бессилия. Жизнь есть продолжение сопротивления. «Я действовать хочу и побеждать» ,— пишет Скрябин в дневнике. Есть там и такая запись: «Я иду сказать людям, чтобы они не ожидали от жизни ничего кроме того, что сами себе могут создать… Иду сказать, что люди сильны и могучи, что горевать не о чем, что утраты нет! Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».

А.Н. Скрябин. 1901

Гордым вызовом и могучей волей веет от скрябинских слов, которой он как бы обозначает свою миссию на этой земле, миссию помощи людям в преодолении отчаяний, бед и победы над ними.

Скрябин считал, что человек пребывает в полусне не ведая об истинном облике мира и о своем месте в нем. «Вообще, мы не знаем многих своих скрытых возможностей. Это дремлющие силы и их надо вызывать к жизни» , — пишет композитор.

Религий ласковый обман
Меня уже не усыпляет
И разум мой не усыпляет
Их нежно-блещущий туман.
Рассудок мой, всегда свободный
Мне утверждает: ты один;
Ты раб случайности холодной,
Ты всей вселенной властелин.,
Зачем вручаешь ты богам
Свою судьбу, о жалкий смертный.
Ты можешь и ты должен сам
Победы славную печать
Носить на лике лучезарном

Размышления композитора о роли человека в мироздании, о скрытых в человеке великих возможностях, о роли пережитых страданий в познавании истины — удивительно точно перекликаются с Учением Живой Этики и Тайной Доктриной.

В 1905 году, в Париже, Скрябин знакомится с теософией, читает тайную Доктрину, которая становится его настольной книгой. Он постоянно выписывает журнал «Вестник теософии, а также читает книги А. Безант, становится действительным членом Бельгийской секции Теософского общества. Теперь в беседах он постоянно пользовался теософскими терминами: говорил о Планах Космоса, о семи Коренных расах, Манватарах и т.п., как о чем-то само собой разумеющимся, вполне понятном и неопровержимом. Горячо отстаивал теософские истины, восставая против всяких сомнений.

Скрябин до конца своей жизни не переставал восхищаться Е.П. Блаватской, ее мужеством, широтой и глубиной взглядов. Когда Блаватскую объявляли обманщицей, Скрябин защищая ее говорил, что «всем поистине великим людям пришлось пройти через обвинения в такого рода бесчестьи». В дальнейшем, поближе познакомившись поближе с некоторыми теософами и их произведениями, он понял, что многие из них заблуждаются в понимании Истины, и что «в сущности, у них имеется одна только Блаватская, остальные не очень много стоят» — говорил он.

Важно то, что в книгах по теософии Скрябин нашел подтверждение и, объяснение многих своих ощущений, видений, догадок. Он убеждается, что прозреваемые им картины прошлого имели реальное существование. Он убеждается, что человек как единица индивидуального сознания является составной частью Единого сознания всего Космоса. Скрябин говорит: «С одной стороны мир дан мне как мое единое сознание, из сферы которого я не могу выйти. С другой, для меня очевидно, что мое индивидуальное сознание не исчерпывает бытия».

В какой-то момент своей композиторской эволюции Скрябин осознает, что ему удалось прикоснуться к великой тайне искусства. Он понял, что музыка — это магическая действенная энергия, которая может изменить сознание человека, а следовательно, и весь материальный мир.

Он считал, что освободить сознание от покрова иллюзии может только музыка. « Музыкой, — пишет Скрябин,— можно вызвать и гипноз, и транс, и экстаз. Музыка есть звуковое заклинание. В гармониях скрыта огромная магическая сила».

Многие говорили о гипнотическом эффекте его сольных выступлений, когда у слушателей возникали слуховые и зрительные галлюцинации. Музыка в исполнении Скрябина обрела значение магического акта, священнодействия. К. Бальмонт вспоминает о необычных ощущениях во время скрябинского концерта: «Он был маленький, хрупкий, этот звенящий эльф… В этом была какая-то светлая жуть. И когда он начинал играть из него как будто выделялся свет, его окружал воздух колдовства, а на побледневшем лице все огромнее и огромнее становились его расширенные глаза. Чудилось, что не человек это, хотя бы и гениальный, а лесной дух, очутившемся в странном для него человеческом зале, где ему, движущемуся в ином окружении и по иным законам, и неловко и неуютно… Можно ли рассказать музыку и узнают ли, как играл тот, кто играл несравненно?.. Ему…хотелось музыкой обнять весь мир».

Сперва играли лунным светом феи,
Мужской диез и женское бемоль.
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи,

Прорвались слева звуки-чародеи,
Запела воля вскликом слитых воль.

И светлый эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью,

И шли толпы. И был певучим гром,
И человеку бог был двойником —
Так Скрябина я видел за роялью.
6.05. 1925. К. Бальмонт

На концертах гениального композитора-пианиста реальность неуловимо изменяется, приоткрывая другие свои лики — величественные, грозные, обольстительные; звуковые видения, пульсация. Непомерная, неизбывная тоска по чему-то неземному, недосягаемому, Высшему.

Биограф Скрябина Сабанеев писал о композиторе: «Он был не от мира сего и как человек, и как музыкант. Только моментами прозревал он свою оторванность, и когда прозревал, не хотел в нее верить».

Скрябин-композитор начинал как последователь Ф. Шопена, Ф. Листа и Вагнера, но еще в 18-летнем возрасте он описал черты своего зрелого стиля, синтезирующего гармонию и мелодию, к которому он придет через два десятилетия.

Музыковед Эйбрахам пишет: «Трудно поверить, что всего за 13 лет композитор может пройти путь от изящного, элегантного, вполне шопеновского концерта до произведения, которое в его время считалось образцом крайнего авангардизма. Здесь музыковед имеет ввиду величайшее творение Скрябина «Прометей». Но до «Прометея» композитор пишет симфонию «Божественная поэма», которая принадлежит к числу высших достижений русской музыкальной классики.

Татьяна Федоровна Шлёцер

В эти годы у композитора очень сложна полоса в личной жизни. С 1903г. по 1905г. знакомство с Т.Ф. Шлёцер, увлечение ею, разрыв с первой женой, потеря старшей дочери, потеря Трубецкого, вторая женитьба. Несмотря на сложные семейные ситуации и трагические потери, Скрябин заканчивает еще одно гениальное произведение — «Поэму экстаза»,— гимн всепобеждающей мощи человеческого духа.

Экстаз в поэме Скрябина, это высшее напряжение человеческих сил, единый духовный порыв способный возродить духовное начало, ту силу, которая возносит человека на ступени очищения души и расширения горизонтов сознания. Скрябин писал: «То, что в твоем сознании — не в себе ты почерпнул его…Ты, познание, первый луч света моего познания, осветивший дотоле слепое блуждание (порывы) и тем создавший его».

Свое состояние в момент творчества Скрябин определяет как полет в состоянии экстаза. Он делил свое сознание на земное (т.е. низшее “я”) и Сознание Наблюдателя (т.е. Высшее Я, Дух) . И процессе творчества происходило взаимодействие вибраций низшего “я” и Высшего, что вызывало состояние мистического озарения и экстаза. Н.А. Бердяев говорил о Скрябине: «Я не знаю в новейшем искусстве никого, в ком был бы такой исступленный творческий порыв…»

В Агни Йоге, Высокий Путь сказано: «В творческом экстазе могут находиться устремленные духи».(кн.2, с.219).

В 1910 рождается монументальная симфония «Прометей. Поэма Огня». В поэме принципы космогенезиса получили яркое художественное воплощение Тайной Доктрины. Композитор подчеркивал, что эта симфония н6е имеет непосредственной связи с мифом о Прометее. Скрябин воспел величественный гимн человеку, осознавшему, что свою судьбы он держит в собственных руках.

В поэме дан и символический образ Огня, как Света, как Солнца, как очистительной силы. Поэт Бальмонт назвал Скрябина «Духом Прометея». В поэме отражен конфликт космического масштаба, стрежнем которого является идея активности человеческого разума, идея созидающей и преобразующей воли.

В соответствии с объемностью и многоплановостью сочинения композитор избирает необычный состав исполнителей:

Большой симфонический оркестр,

Фортепиано,

Цветовая клавиатура, сопровождающая музыку сменой цветовых волн, освещающих зал.

Введение партии от света должно было усилить впечатление от музыки. Техника в это время была не совершенна. Она не давала должного эффекта мощных волн и столпов света, о которых мечтал композитор. Удивительна интуиция Скрябина, который предугадал эффекты и выразительные средства синтетических лазерных устройств в будущем. Кроме зрительного впечатления цвето- свет был для композитора частью самой музыки, т.к. он видел музыку в цвете: «Звуки светятся цветами».

А. Скрябин. "Божественная поэма" (Дирижер А. Фельдман)

Известно, что всякий звук производит соответствующую вспышку света, которая принимает определенный цвет. В музыкальной октаве семь основных звуков, столько же цветов в спектре солнечного света. Аристотель в трактате о душе писал: «Цвета по приятности их гармонии могут относится между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».

Е.И. Рерих пишет: «Звук есть лишь реакция света. Звук обращается в свет и звук становится звучащим. Углубленное познание света уявит его звучание…». Отражая музыку в световых эффектах, Скрябин пытался погрузить слушателей в восприятие тонких невидимых миров, пытался создать видимое для слушателей музыкальное звучание своих произведений. Финал поэмы «Прометей»— светоносное мажорное звучание, которое символизирует творческое слияние человека со Вселенной.

«Вселенная есть единство связь сосуществующих в ней процессов» , — писал Скрябин.

«В этом взлете, в этом взрыве,
В этом молнийном порыве,
В огневом его дыханьи
Вся поэма Мирозданья»
, — утверждал композитор-философ-поэт.

Начиная с 1905г.. в воображении композитора постепенно рождается замысел грандиозного синтетического произведения искусства— Мистерии, которая должна была ускорить пробуждение спящих в человеке божественных энергий. Композитор принимает решение “форсировать события”, ускорив таким образом эволюцию. Человечества, что и должно было произойти в процессе свершения Мистерии. Мистерией он назвал главную цель бытия всей земной цивилизации. Скрябин своим грандиозным действом должен был дать только первый импульс к включению фантастических причинно-следственных цепей.

«Я обречен совершить Мистерию», — утверждал композитор, намекая иногда, что идея Мистерии была “открыта” ему чем-то (или кем-то) внешним. От подробных объяснений он всегда уклонялся.

Мечта о Мистерии возникла у Скрябина, когда он открыл свойство музыки изменять ход времени. Когда композитор заканчивал работу над новым музыкальным произведением, он испытывал состояние близкое к мистическому экстазу. Рождение нового звукового мира приводило Скрябина в такое психодуховное состояние, когда он как бы проникал в иной (тонкий) мир, с другой пространственно-временной структурой.

В миг художественного озарения, Скрябин, как и В. А. Моцарт, был способен увидеть достаточно протяженное произведение(например пятую сонату целиком, как бы «свернутым во времени». Скрябинская философия времени возникала из сверхсознательного ощущения параллельного реального существования музыки на своем тонком уровне.

Композитор пишет, что музыкальное произведение приходит из будущего, где оно существует в целостном виде. И это вполне согласуется с философией Тайной Доктрины, которая говорит, что все настоящее, прошлое и будущее всегда существует в едином мировом Сознании — Сознании Абсолюта или Бога.

В момент творческого экстаза, тождественного вневременности, сознание композитора способно было войти в поток Единого Мирового Сознания, и новые звуковые меры «входили» в сознание Скрябина из врат Будущего. В стихах он описывает это так:

Из тьмы грядущего мгновенья
Созвучий новых слышен строй.
Он весь игрою упоение
Своей божественной игрой.

И так как композитор способен был проникнуть в мир будущего, он волне мог ощутит как обратный ход времени, так и его полную остановку, а отсюда и «свернутость во времени» целого музыкального произведения. Играя одну из своих прелюдий (соч.74 №2), он пояснял: «…такое впечатление, точно она длиться целые века, точно она звучит миллионы лет. Вам не кажется, что музыка может заколдовать время, может его вовсе остановить?»

Ощущения сжатия или ускорения времени Скрябин использует как средство проникновения в другие исторические эпохи. Он созерцает отдаленные будущее и прошлое: «Глубины прошлого могут быть измерены только с высоты различающего сознания».

Перед взором Скрябина проносятся десятки миллионов лет космической истории, которую он воспринимает, как историю эволюции Духа, воплощенного теперь в нем. «Конечно, дух его знал…»,— говорится в книге «Высокий Путь»(Часть 1,с.642).

Каким образом представлялось воплощение Мистерии в действии?

Местом для осуществления Мистерии была выбрана Индия. В небе над Гималаями мистические колокола зазвонят в космическом божественном гимне.

Все населяющие землю народы примут участие в исполнении величественного действа. На берегу зачарованного озера должен быть построен сферический Храм «текучей архитектуры», плавно меняющий форму, с колоннами из подсвеченного фимиама. В Храме совершались бы шествия, танцы, декламация священных текстов в сочетании с магией светозвуков. В сфере Храма, как модели Вселенной должны вращаться планеты, мерцать звезды в едином ритме со светомузыкой.

На зов мистических колоколов все люди пойдут в Индию, чтобы принять участие в величественной симфонии Преображения мира. В грандиозном синтезе сольются звук, цвет, краски, ароматы, мыслеобразы, единый ритм танцев, мерцание звезд.

Семь дней магического действа объяли бы, по мысли Скрябина, миллионы лет комической эволюции, в конце которой объединенная мощь ментальной энергии всех людей — участников Мистерии— должна была пробить физическое поле, плотные миры, вырвать сознание человечества из тенет иллюзии и перенести его в Высшие миры. Движимое порывом единого экстаза человечество взметнулось бы «в небо» сияющим вихрем, неуничтожимой, бессмертной сияющей энергии.

Родимся в вихрь!
Проснёмся в небо!
Смешаем чувства в волне единой!
И в блеске роскошном
Расцвета последнего,
Являясь друг другу
В красе обнаженной сверкающих душ,
Исчезнем…
Растаем…

Храм Мистерий явился бы туннелем для перехода в Высший, Божественный мир. И снова композитор-пророк как бы прозрел создание Учителями в 1898 году «Храма Человечества», который мог бы стать своеобразным туннелем, единым входом, через который каждый мог бы сделать свой эволюционный шаг, только не в мгновенном вознесении Духа под воздействием мистического действия Мистерии, а в процессе прохождения всех жизненных терний и осознания себя частицей Космоса.

Скрябин говорит о трансформации человека «в сияющий вихрь неуничтожимой мыслящей энергии».

О « лучистом человечестве» будущего говорили и К.Э. Циолковский, и А.Л. Чижевский; о ноосфере — «сфере Разума» писал В.И Вернадский. И великий композитор-пророк —А.Н. Скрябин также прозрел в далекое будущее и отразил его в своем грандиозном музыкальном действе-Мистерии, но, точнее, пока только в черновых записях.

Мистерия Скрябина не была концом космической эволюции, а только прекращением привычного земного существования и началам новой жизни на других планах, с иным уровнем сознания, началом истинного божественного бытия человека.

Преодолеть эоны лет, которые отделяли XX век и конечную цель человечества, композитор предполагал с помощью космических сил открытых им психоаккустических структур.

«Время, — поясняет он,— начнет постепенно ускоряться, ведь оно было замедлено процессом материализации, оно как бы отяжеляло, само материализовалось…А когда уже начнется путь к дематериализации, то первым дематериализуется само время… Ведь у меня в Мистерии будет семь дней, но это не простые дни…как при сотворении мира семь дней означали огромные эпохи, целые жизни рас… Но они будут в то же время и днями. Само время ускорится и в эти дни мы проживем миллиарды лет».

Мистерия создавалась композитором в двух вариантах — музыкальном и литературном. В музыкальном варианте Скрябину, очевидно, удалось раскрыть тайны «звуковой магии»: взаимодействие звукового поля музыки с физическими, а также тонкими полями мироздания. Друзья Скрябина, которым он играл большие звуковые фрагменты грандиозного эскиза Мистерии под названием «Предварительное Действо» переживали ощущения фантастического «звукового сна». Но музыка «Предварительного действа» ушла в небытие вместе со своим создателем, т.к. он не успел ее записать.

Литературная же часть была записана Скрябиным, а после его ухода — издана в альманахе «Русские пропилеи» в 1919 году. Если в поэме «Прометей» композитор воплотил основы Космогенезиса, то в тексте «Предварительного Действа» Мистерии отражена схема эволюции семи Коренных Рас Человечества, т.е. Антропогенезис. Подробный анализ текста «Предварительного Действа», изложенного в пяти тетрадях набросков Скрябина, дает в своих работах исследователь жизни и творчества композитора А.И. Бандура.

Позже, когда профессионалы стали изучать творчество Скрябина, они обнаружили, что композитор создал такие сочетания тональностей, которые и вызывали у слушателей и восторг, и трепет, и полеты Духа! Но самое удивительное, что сочетания тональностей в произведениях Скрябина точно соответствуют сочетаниям тональностей в древнекитайской системе 12 люй конца II тысячелетия до н.э. Об этом соответствии подробно изложено в статье Н. Гавриловой.

Согласно преданиям, система 12 люй оказывала преобразующее воздействие на природу, т.к. через каждый полутон осуществлялся прорыв в систему другого порядка, К такому прорыву, прорыву через эоны лет будущего и стремился Скрябин силой своей музыки. Музыка несет такой мощный поток энергии, что становится одной из форм постижения и преобразования мира. Когда мы слушаем музыку привычное течение времени останавливается, время может повернуть в прошлое или будущее, ускорить или замедлить свое течение, о чем и писал Скрябин.

А.И. Бандура пишет, что «в первых пятидесяти тактах “поэмы огня”… таинственное гудение “ прометеевского аккорда”…“ Великого Дыхания” сменяется семью(!) произведениями “вращающегося” мотива (аналога Лайла-центров)» . Этот аккорд построен композитором согласно пифагорейским представлениям о мире, и он является музыкальным воплощением формулы эволюции.

Но то, что в нашем физическом мире было аккордом сложной структуры, в Тонком мире, возможно, могло произвести эффект ядерного взрыва? В январе 1914 года у Скрябина произошла встреча с Инайят-Ханом— виднейшим представителем суфизма. Мудрецы говорят: «Суфий, это тот, кто хранит свое сердце чистым».

В Москве встретились два музыканта, два композитора, Восток и Запад, и едины во мнении, что музыка открывает сердце для красоты, добра, Любви. Инайят-Хан сказал о Скрябине: «Я нашел в нем не только прекрасного артиста, но также мыслителя и мистика».

Инайят-Хан

Елене Ивановне Рерих Скрябин был близок и дорог за его теософское мировоззрение и любовь в Е.П. Блаватской, за огненные темы его крупнейших музыкальных произведений. Н.К. Рерих очень любил и часто слушал «Поэму экстаза» и «Поэму Огня-Прометей». У Н.К. Рериха есть картина «Экстаз». 15 декабря 1940 года в «Листах Дневника» Н.К. Рерих писал: «Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина… Прометеев Огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало развернувшиеся крылья. Но «Экстаз» Скрябина сохранится среди самых победных достижений…».

Вера в экстаз, как высшее напряжение человеческих сил, как единый духовный порыв, способна возродить светлое начало, когда человек найдет в себе ту силу, которая «вознесет его на ступени знания и красоты». В это верил Н.К. Рерих, в это верил и Скрябин, говоря:

«Свершаться сроки, загорится век,
Чей луч блестит на быстрине столетий,
И твердо станет вольный Человек
Пред ликом неба на своей планете».

Не была ли безвременная и странная кончина композитора следствием небезопасных экспериментов со временем?

Может быть не случайно смерть настигла Скрябина, когда он был готов занести на нотную бумагу партитуру Мистерии? И музыка Мистерии ушла вместе с автором.

Друг и родственник композитора Б.Ф. Шлёцер писал: «Зимою 1914-1915 года он играл нам отрывки из «Предварительного Действа». Я ощущал будто только часть его существа среди нас, но что его истинная сущность уже приближалась к иной жизни».

Он чувствовал симфониями света.
Он слиться звал в один плавучий храм -
- Прикосновенья, звуки, фимиам
И шествия, где танцы как примета

. . . . . . . . . . . . . .

Проснуться в небе, грезя на земле.
Рассыпав вихри искр в пронзенной мгле,
В горенье жертвы был он неослабен.

И так он вился в пламенном жерле,
Что в смерть проснулся с блеском на челе.
Безумный эльф, зазыв, звенящий Скрябин.

1. К сожалению подобное действие Храма закончилось с уходом из жизни его основательницы Франчиа Ладью, которая была единственной из всех руководителей Храма, имевшей связь с Учителем Илларионом. Подробнее обо всем можно прочесть в статье http://www..htm СЕКТА ХРАМОВНИКОВ ИЛИ «СВЯТОЕ ВОИНСТВО» ИЗ США. (Примечание редакции)

Литература

1. Бандура А.И. Александр Николаевич Скрябин. Вестник теософии, № 1-2, 1994.
2. Бандура А.И . Сказание о Семи Расах. Дельфис, №3(11), 1997.
3. Бандура А.И . Композиторы-пророки. Духовное созерцание, №1-2, 1998.
4. Бэлза И. А.Н. Скрябин. М.: Музыка, 1982.
5. Бальмонт К.Д. Избранное. Стихотворения; Переводы; Статьи. М.: Художест. лит., 1980.
6. Гаврилова Н. «Весь нерв и священное пламя…». Дельфис №3 (11). 1997.
7. Агни Йога. Высокий Путь. Часть 1,2. М.: Сфера, 2001.
8. Учение Храма. Минск.: ИП «Лотаць», 2001.

Вместе с Сергеем Рахманиновым . Окончил Московскую консерваторию , где учился в Антона Аренского и Сергея Танеева .

1894 познакомился с известным меценатом и издателем М. П. Беляева, который начал публиковать произведения Скрябина, а симфонические произведения композитора с тех пор стали звучать в программах российских симфонических концертах. 1896 женился на пианистке Вере Ивановне Исакович, с которой в зарубежной поездке 1897/98 г. она выступала вместе с мужем в концертных программах, играя его произведения. Того же года Скрибян начинает преподавать класс фортепиано в Московской консерватории. В течение 1900-1904 Скрябин стал автором трех симфоний.

В 1904-1910 Скрябин живет преимущественно за рубежом. Там он увлекся Татьяной Федоровной Шлецер, от которой 1905 в него родилась дочь, законная же жена вынуждена была вернуться с детьми в Москву, олднак, не дав мужчине согласия на развод. В 1908 из-за недовольства низкими гонорарами Скрябин разрывает с издательством Беляева, однако никакое другое издательство не согласилось публиковать произведения Скрябина, через что композитор был вынужден зарабатывать исключительно концертной деятельностью. В этот период Скрябина написаны симфонические поэмы "Поэма экстаза" и "Прометей".

В 1910-1914 году композитор живет в Москве, где вокруг него группируется круг поклонников, которые позже создадут скрябинские общество. 1914 композитор тяжело заболел сепсис, возникший в результате карбункула и стал причиной его смерти в 1915 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


2. Творчество

Важнейшее влияние на формирование Скрябина оказали представители русского религиозно-философского ренессанса, особенно В. Соловьев и В. Иванов. Символизм , с его центральной идеей теургии, окрашенный в мистические, даже апокалиптического тона, встретил горячий отклик со стороны утонченного художника, стремившегося избежать всякой обыденности. Участвуя в кружке русского философа С. Трубецкого, композитор одновременно знакомился с трудами Канта , Фихте , Шеллинга , Гегеля , изучал материалы философского конгресса в Женеве. Кроме того, его интересовали восточные религиозные учения и современная теософская литература, в частности "Тайная доктрина" Е. П. Блаватской. Его обширные познания, представляя особый род философской эклектики, где самым важным оказывался опыт синтеза различных учений и мировоззренческих позиций, давали композитору повод размышлять о своей избранности, представлять себя центром и источником "нового учения", что может превратить мир, вывести его на новый виток развития. Скрябин считал, что художник, как микрокосм, может влиять на макрокосм государства и даже всего мироздания.

В творчестве Скрябина представлены фортепьянные и симфонические жанры. В 90-х гг созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1-3-а сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг - 3 симфонии, 4-10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в том числе "Трагическая", "Сатаническая", "К пламени"), а также такие симфонические произведения, такие как "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" (1910) - этапное произведение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряженная динамическая экспрессия, героическое ликование, особая полетность и утонченная одухотворенная лирика.

Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, смелого, устремленного к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мнению Скрябина, должна была стать "Мистерия", в которой сочетаются все виды искусства - музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия.

В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднеромантического традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма (тонкий звуковой колорит), символизма (образы-символы: темы "воли", "самоутверждения", "борьбы", "томления", "мечты"), а также экспрессионизма. Скрябин - яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних произведениях основой гармонической организации становится доминантовой гармонии (наиболее характерный тип аккорда-т. Н. Прометеевской аккорд). Он впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую партитуру специальную партию света (поэма "Прометей"), что связано с обращением к цветному слуху.


3. Записи

Prlude Op. 11, No.
(728 kB)

Prlude Op. 11, No.
(1492 kB)
Mazurka Op. 40, No.
(677 kB)
Prelude No. 1, Op.
Performed by Jennifer Castellano. Courtesy Of Musopen , 1.87 mB

При проблемах с прослушиванием посмотрите в справке .

В январе 1910 года Скрябин играл в Москве 9 своих произведений для Welte-Mignon и его игра была записана на пиано-ролл. Это такие записи:

Сегодня дискография Скрябина чрезвычайно широка. В Советском Союзе наиболее полно фортепианная творчество Скрябина была представлена ​​в записях В. Софроницкий , оркестровая музыка - в записях Е. Светланова . В конце 1980-х большое количество фортепианных и оркестровых произведений записал Владимир Ашкенази .


4. Список произведений

Для симфонического оркестра

для фортепиано с оркестром


4.1. для фортепиано

  • 10 сонат
    • № 1 ор. 6, 1892:
    • № 2 соната-фантазия ор. 19, 1892-97;
    • № 3 ор. 23, 1897-98;
    • № 4 op. 30, 1901-03;
    • № 5 ор.53, 1907;
    • № 6 oр.62, 1911-12;
    • № 7 op. 64, 1911-12;
    • № 8 Ор. 66, 1912-13;
    • № 9 ор. 68, 1913;
    • № 10 ор. 70, 1913);
  • поэмы:
    • 2 поэмы (ор. 32 1903),
    • Трагическая (ор. 34, 1903),
    • Сатанична (ор. 36, 1903),
    • ор. 41 (1903),
    • 2 поэмы (ор. 44, 1904 - 05),
    • Поэма-ноктюрн (op. 61, 1911-12),
    • 2 поэмы (ор. 63-Маска, странности. 1912),
    • 2 поэмы (ор. 69, 1913),
    • "К пламени" (Vers la flamme, ор. 72, 1914);
  • прелюдии:
    • 24 прелюдии (ор. 11, 1888 - 96),
    • 6 прелюдий (ор. 13, 1895),
    • 5 прелюдий (ор. 15, 1895-96),
    • 5 прелюдий (op. 16, 1894-95),
    • 7 прелюдий (ор. 17, 1895-96),
    • 4 прелюдий (ор. 22, 1897-98),
    • 2 прелюдий (ор. 27, 1900),
    • 4 прелюдий (ор. 31, 1903),
    • 4 прелюдий (ор. 33, l903),
    • 3 прелюдий (ор. 35, 1903),
    • 4 прелюдий (op. 37. 1903),
    • 4 прелюдий (ор. 39, 1903),
    • 4 прелюдий (ор. 48, 1905),
    • 2 прелюдий (ор. 67, 1912-13),
    • 5 прелюдий (ор. 74, 1914);
  • мaзуркы:
    • 10 (ор. 3, 1888-90),
    • 9 (ор. 25, 1899),
    • 2 (ор. 40, 1903);
  • вальсы:
    • ор. 1 (1885-86),
    • ор. 38 (1903),
    • Подобно вальса (Quasi valse, ор. 47, 1905),
    • вальс для левой руки (без ор., 1907);
  • этюды:
    • 12 (ор. 8, 1894 - 95),
    • 8 (оp. 42, 1903),
    • 3 (ор. 65, в нонах, в септима, и квинтам, 1912);
  • экспромты:
    • 2 в форме мазурки (ор. 7, 1891),
    • 2 (ор. 10, 1894),
    • 2 (ор. 12, 1895),
    • 2 (ор. 14, 1895);
  • циклы и группы пьес:
    • ор. 2 (Этюд, Прелюдия, Экспромт, 1887 - 89),
    • ор. 5 (2 ноктюрны, 1890),
    • ор. 9 (Прелюдия и Ноктюрн для левой pуки, 1894),
    • ор. 45 (Листок из альбома, Причудливая поэма, Прелюдия, 1905-07),
    • ор. 49 (Этюд, Прелюдия, Мечты, 1905),
    • оp. 51 (Хрупкость, Прелюдия, окрыленная поэма, Танец томления, 1906),
    • ор. 52 (Поэма, Загадка, Поэма томления, 1905),
    • ор. 56 (Прелюдия, Ирония, Нюансы, Этюд, 1908),
    • ор. 57 (Желание, Лacкa в танце, 1908),
    • ор. 59 (Поэма, Прелюдия, 1910-11),
    • 2 танца ор. 73 (Гирлянды, Мрачное пламя, 1914);
  • отдельные пьесы:
    • Аllegro appassionato (ор. 4, 1887-93, переделана 1-я часть неоконченной юношеской сонаты es-moll),
    • Presto (без ор., 1888-89, 3-я часть неоконченной юношеской сонаты аs-moll),
    • Концертное Allegro (ор. 18. 1895-1897),
    • полонез (ор. 21, 1897-98),
    • фантазия (ор. 28, 1900-01),
    • скерцо (op. 46, 1905),
    • Листок из альбома (ор.58, 1911);



Алекса ндр Никола евич Скря бин (1871/72–1915) - русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать - пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепиано) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского (композиция). Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки). В 1904–10 (с перерывом) жил и работал за рубежом (в европейских странах, гастролировал также в США). Занимался педагогической деятельностью: в 1898 –1903 профессор (класс фортепиано) Московской консерватории, одновременно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников: М. С. Неменова-Лунц, Е. А. Бекман-Щербина. Скрябин - один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 - начала 20 вв. В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг. - 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»), а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910) - этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика. В творчестве Скрябин преодолел идейную противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям (около 1900 Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал субъективно-идеалистические позиции). Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремлённого к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина, должна была стать «Мистерия», в которой объединяются все виды искусства - музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия. В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднеромантические традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма (тонкий звуковой колорит), символизма (образы-символы: темы «воли», «самоутверждения», «борьбы», «томления», «мечты»), а также экспрессионизма. Скрябин - яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип аккорда - т. н. прометеевский аккорд). Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху. Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.

Сочинения: Для оркестра - 3 симфонии (1900–04, 3-я - Божественная поэма), симфонические поэмы Мечты (1898), Поэма экстаза (1907), Прометей (Поэма огня; с фортепиано и хором, 1910); концерт для фортепиано с оркестром (1897); для фортепиано - 10 сонат (1892–1913), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии ор. 11), 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы и др.

С овременники называли Александра Скрябина композитором-философом. Он первым в мире придумал концепцию свето-цвето-звука: визуализировал мелодию с помощью цвета. В последние годы жизни композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств - музыки, танца, пения, архитектуры, живописи. Так называемая «Мистерия» должна была начать отсчет времени нового идеального мира. Но Александр Скрябин так и не успел осуществить свою идею.

Юный музыкант и композитор

Александр Скрябин родился в 1872 году в дворянской семье. Его отец служил дипломатом в Константинополе, поэтому сына видел редко. Мать умерла, когда ребенку был год. Воспитывали Александра Скрябина бабушка и тетя, которая и стала его первой учительницей музыки. Уже в пять лет мальчик исполнял на фортепиано несложные пьесы и подбирал услышанные однажды мелодии, а в восемь начал сочинять собственную музыку. Тетя отвела племянника к известному пианисту Антону Рубинштейну . Тот был так поражен музыкальным талантом Скрябина, что попросил родных не заставлять мальчика ни играть, ни сочинять, когда у него не было на то желания.

В 1882 году по семейной традиции юного дворянина Скрябина отправили учиться во Второй московский кадетский корпус в Лефортове. Именно там состоялось первое публичное выступление 11-летнего музыканта. На это же время пришлись и его дебютные композиторские опыты - в основном фортепианные миниатюры. На творчество Скрябина в то время повлияло увлечение Шопеном, он даже спал с нотами известного композитора под подушкой.

Александр Скрябин. Фотография: radioswissclassic.ch

Николай Зверев и студенты (слева направо): С. Самуэльсон, Л. Максимов, С. Рахманинов, Ф. Кенеман, А. Скрябин, Н. Черняев, М. Пресман. Фотография: scriabin.ru

В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, Александр Скрябин стал студентом Московской консерватории по классу композиции и фортепиано. К моменту поступления в Консерваторию он написал более 70 музыкальных сочинений. Молодого музыканта заметил директор Василий Сафонов. По его воспоминаниям, у юноши было «особое разнообразие звука», он «обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал». Скрябина отличала особая манера использования педалей: зажимая их, он продолжал звук предыдущих нот, которые накладывались на последующие. Сафонов говорил: «Не смотрите на его руки, смотрите на его ноги!» .

Александр Скрябин стремился к исполнительскому совершенству, поэтому много репетировал. Однажды он «переиграл» правую руку. Заболевание оказалось настолько серьезным, что знаменитый в то время врач Григорий Захарьин сказал юноше, что мышцы руки отказали навсегда. Василий Сафонов, узнав о болезни своего ученика, отправил его к себе на дачу в Кисловодск, где тот и вылечился.

Старшие курсы свободного сочинения вел профессор гармонии и контрапункта Антон Аренский, ему была близка лирическая камерная музыка. Его же ученик, Скрябин, напротив, не любил строгих композиторских канонов и создавал странные, на взгляд Аренского, произведения. За 1885–1889 годы Скрябин написал более 50 различных пьес - большинство из них не сохранилось или осталось в недоделанном виде. Творчество молодого музыканта уже тогда начало выбиваться из тесных рамок академической программы.

Из-за творческого конфликта с учителем гармонии Скрябин остался без композиторского диплома. В 1892 году он окончил Московскую консерваторию только как пианист по классу Сафонова. Скрябин получил Малую золотую медаль, а его имя занесли на мраморную доску почета у входа в Малый зал Московской консерватории .

Композитор Серебряного века

Александр Скрябин. Фотография: classicalmusicnews.ru

Александр Скрябин. Фотография: scriabin.ru

Молодой пианист много играл. И вскоре после окончания консерватории у него обострилась болезнь правой руки. Чтобы продолжать выступать, Александр Скрябин написал произведения для левой руки - «Прелюдию» и «Ноктюрн. Опус 9». Однако болезнь повлияла на его душевное равновесие. Именно тогда он начал размышлять в своем дневнике на философские темы.

Первая серьезная неудача в жизни. Первое серьезное размышление: начало анализа. Сомнение в возможности выздороветь, но самое мрачное настроение. Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге».

В это время композитор написал Первую сонату, в которой также отразились личные переживания. В своем дневнике он сравнил «сочинение 1-й сонаты с похоронным маршем». Однако Скрябин не поддавался унынию: он начал выполнять все рекомендации врачей и разработал собственные упражнения, которые развивали травмированную руку. Ему удалось восстановить подвижность кисти, но прежняя виртуозность была утрачена. Тогда пианист стал уделять внимание нюансировке - умению подчеркнуть тончайшие мимолетные звучания.

В 1893 году некоторые ранние сочинения Скрябина напечатал известный московский издатель Петр Юргенсон. Большинство произведений представляло собой музыкальные миниатюры - прелюдии, этюды, экспромты, ноктюрны, а также танцевальные пьесы - вальсы, мазурки. Эти жанры были характерны для творчества Шопена, которым восхищался Скрябин. В начале 1890-х годов композитор также написал Первую и Вторую сонату.

В 1894 году Василий Сафонов помог 22-летнему Скрябину организовать авторский концерт в Санкт-Петербурге . Здесь музыкант познакомился с известным русским лесопромышленником Митрофаном Беляевым. Предприниматель увлекался музыкой: он создал нотное издательство «М.П. Беляев», учредил и финансировал ежегодные премии имени Глинки, организовывал концерты. Беляев вскоре выпустил сочинения молодого композитора в своем издательстве. Среди них были этюды, экспромты, мазурки, но преимущественно прелюдии, всего в этот период их было написано около 50.

С тех пор Беляев долгие годы поддерживал музыканта и помогал ему материально. Меценат организовал большое турне Скрябина по Европе. О музыканте на Западе писали: «исключительная личность, композитор столь же превосходный, как и пианист, столь же высокий интеллект, как и философ; весь - порыв и священное пламя». В 1898 году Скрябин возвратился в Москву и закончил Третью сонату, которую начал писать еще в Париже.

В этом же году Александр Скрябин занялся преподаванием: ему был необходим стабильный источник дохода, чтобы содержать семью. В 26 лет он стал профессором фортепианного класса Московской консерватории.

Я не понимаю, как можно теперь писать «просто музыку». Ведь это так неинтересно... Ведь музыка получает смысл и значение, когда она - звено в одном, едином плане, в цельности миросозерцания.

Несмотря на занятость в консерватории, Скрябин продолжал писать музыку: в 1900 году он закончил большое произведение для оркестра. Композитор пренебрег музыкальными традициями: в Первой симфонии не четыре, как обычно, а шесть частей, причем в последней поют солисты с хором. Вслед за Первой он закончил Вторую симфонию, еще более новаторскую, чем прошлые его работы. Ее премьера вызвала неоднозначную реакцию музыкального сообщества. Композитор Анатолий Лядов писал: «Ну уж и симфония… Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу… Господи, да куда же девалась музыка… Со всех концов, со всех щелей лезут декаденты» . Символистские и мистические произведения Скрябина стали отражением идей Серебряного века в музыке.

«Огненные языки» музыки Александра Скрябина

Александр Головин. Портрет Александра Скрябина. 1915. Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки

Александр Скрябин. Фотография: belcanto.ru

Александр Пирогов. Портрет Александра Скрябина. XX в. Российская академия ваяния, живописи и зодчества имени И.С. Глазунова

В 1903 году Скрябин начал работать над партитурой Третьей симфонии для огромного состава оркестра. В ней раскрылось мастерство Скрябина и как драматурга. Симфония, названная «Божественной поэмой», описывала развитие человеческого духа и состояла из трех частей: «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра». Премьера «Божественной поэмы» состоялась в Париже в 1905 году, через год - в Санкт-Петербурге.

Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений. Ее всю переполняло содержание, до безумия разработанное и новое… Трагическая сила сочиняемого торжественно показывала язык всему одряхлело признанному и величественно тупому и была смела до сумасшествия, до мальчишества, шаловливо стихийная и свободная, как падший ангел.

Борис Пастернак

Русский музыковед Александр Оссовский вспоминал, что симфония Скрябина «произвела ошеломляющее, грандиозное действие». Слушателям казалось, что композитор этим произведением «возвещает в искусстве новую эру».

В 1905 году умер покровитель Александра Скрябина, Митрофан Беляев, и композитор оказался в сложном материальном положении. Однако это не мешало ему работать: в это время он начал писать «Поэму экстаза». Сам автор говорил, что музыка была навеяна революцией и ее идеалами, поэтому эпиграфом поэмы он выбрал призыв «Вставай, поднимайся, рабочий народ!».

В это время Скрябин много концертировал и в 1906 году отправился на полгода на гастроли в Америку. Поездка оказалась удачной: концерты проходили с большим успехом. А во Франции в 1907 году некоторые произведения Скрябина исполнили в цикле «Русских сезонов» Сергея Дягилева . В это же время композитор завершил «Поэму экстаза».

В 1909 году Александр Скрябин вернулся в Россию, где к нему пришла настоящая слава. Его произведения играли на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга, сам композитор отправился в концертное турне по волжским городам. Одновременно он продолжал свои музыкальные поиски, все дальше уходя от традиций. Он мечтал создать творение, которое объединило бы все виды искусства, и начал писать симфонию «Мистерия», которую задумал еще в начале 1900-х.

В 1911 году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений - симфоническую поэму «Прометей». Композитор обладал цветным слухом, дающим ощущение цвета во время исполнения музыки. Он решил воплотить свое визуальное восприятие в поэме.

У меня в «Прометее» будет свет. Я хочу, чтобы были симфонии огней. Вся зала будет в переменных светах. Вот тут они разгораются, это огненные языки, видите как тут и в музыке огни. Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности.

Композитор сконструировал цветовой круг и использовал его при исполнении поэмы, а партию света в партитуре прописал отдельной строкой - «Luce». В то время технически осуществить свето-цвето-симфонию было невозможно, поэтому премьера прошла без световой партии. Для постановки поэмы потребовалось девять репетиций вместо обычных трех. По воспоминаниям современников, знаменитый «прометеев аккорд» прозвучал как голос хаоса, рождающегося из недр. Все были в восторге от этого начала. Сергей Рахманинов спрашивал: «Как это у тебя так звучит? Ведь совсем просто оркестровано». На что Скрябин отвечал: «Да ты на самую гармонию-то клади что-нибудь. Гармония звучит» . «Прометей» стал первым наброском «Мистерии», в котором использовался синтез искусств.

Скрябина все более захватывала идея будущей «Мистерии». Ее контуры композитор выстраивал более 10 лет. Мистерию оркестра, света, аромата, красок, движущейся архитектуры, стихов и хора в 7000 голосов он планировал представить в храме на берегу Ганга. По задумке Скрябина, произведение должно было объединить все человечество, подарить людям чувство великого братства и начать отсчет времени для обновленного мира.

Поставить «Мистерию» композитору так и не удалось. Скрябину приходилось концертировать, чтобы зарабатывать на жизнь. Он объехал многие города России, не раз выступал за границей. В начале Первой мировой войны Скрябин давал благотворительные концерты в помощь Красному Кресту и семьям, пострадавшим от войны.

В 1915 году Александр Скрябин умер в Москве. Похоронили композитора на кладбище Новодевичьего монастыря.

“Хотел бы я родиться мыслью, облететь весь мир и наполнить собою всю Вселенную. Хотел бы я родиться чудной мечтой молодой жизни, движением святого вдохновения, порывом страстного чувства…”

Александр Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х годов и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского,

«при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные… эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».

Александр Скрябин родился 6 января 1872 года в семье московской интеллигенции. Родителям не довелось сыграть заметной роли в жизни и воспитании их сына: мать через три месяца после рождения Сашеньки умерла от туберкулеза, а отец - адвокат - вскоре уехал в Константинополь. Забота о маленьком Сашеньке целиком легла на бабушек и тетю, Любовь Александровну Скрябину, ставшей для него и первой учительницей музыки.

Музыкальный слух и память Саши поражали окружающих. С ранних лет он по слуху легко воспроизводил услышанную один раз мелодию, подбирал ее на рояле или на других инструментах. Еще не зная нот, уже в три года он проводил за роялем многие часы, до того, что протирал педалями подошвы на обуви. «Так и горят, так и горят подошвы», - сокрушалась тетушка. К роялю мальчик относился как к живому существу – прежде, чем пойти спать, маленький Саша целовал инструмент. Антон Григорьевич Рубинштейн, некогда обучавший мать Скрябина, кстати, блестящую пианистку, был поражен его музыкальными способностями.

По семейной традиции, 10-летнего дворянина Скрябина отдали во 2-й Московский кадетский корпус в Лефортово. Примерно через год там состоялось первое концертное выступление Саши, на это же время пришлись и его первые композиторские опыты. Выбор жанра – фортепианные миниатюры – выдавало глубокое увлечение творчеством Шопена (ноты Шопена юный кадет клал себе под подушку).

Продолжая учебу в корпусе, Скрябин стал заниматься частным образом у видного московского педагога Николая Сергеевича Зверева и по теории музыки у Сергея Ивановича Танеева. В январе 1888 года, в возрасте 16 лет, Скрябин поступил в Московскую консерваторию. Здесь его педагогом стал Василий Сафонов, директор консерватории, пианист и дирижер.

Василий Ильич вспоминал, что у Скрябина было

“особое разнообразие тембра и звука, особая, необычайно тонкая педализация; он обладал редким, исключительным даром – рояль у него “дышал”…

“Не смотрите на его руки, смотрите на его ноги!”

– говорил Сафонов. Очень скоро Скрябин и его однокурсник Сережа Рахманинов заняли положение консерваторских «звезд», подававших наибольшие надежды.

Сочинял Скрябин в эти годы много. В собственноручно составленном им списке своих сочинений за 1885-1889 годы названо более 50 различных пьес.

Из-за творческого конфликта с учителем гармонии, Антоном Степановичем Аренским, Скрябин остался без композиторского диплома, закончив Московскую консерваторию в мае 1892 года с малой золотой медалью по классу фортепиано у Василия Ильича Сафонова.

В феврале 1894 года он впервые выступил в Петербурге как пианист-исполнитель собственных произведений. Этот концерт, состоявшийся, в основном, благодаря хлопотам Василия Сафонова, стал для Скрябина судьбоносным. Здесь он познакомился с известным музыкальным деятелем Митрофаном Беляевым, это знакомство сыграло важную роль в начальном периоде творческого пути композитора.

Митрофан Петрович взял на себя задачу “показать Скрябина людям” – он издавал его сочинения, оказывал финансовую поддержку на протяжение многих лет и летом 1895 года организовал большое концертное турне по Европе. Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами.

Первая поездка за границу – Берлин, Дрезден, Люцерн, Генуя, затем Париж. Первые отзывы французских критиков о русском композиторе – положительные и даже восторженные.

“Он – весь порыв и священное пламя”,

“Он раскрывает в своей игре неуловимое и своеобразное очарование славян – первых пианистов в мире”,

– пишут французские газеты. Отмечались его индивидуальность, исключительная тонкость, особое, «чисто славянское» очарование.

В последующие годы Скрябин бывал в Париже неоднократно. В начале 1898 года состоялся большой концерт из произведений Скрябина, в некотором отношении не совсем обычный: композитор выступил вместе со своей женой-пианисткой Верой Ивановной Скрябиной (урожденной Исакович), на которой женился незадолго до этого. Из пяти отделений сам Скрябин играл в трех, в двух остальных - Вера Ивановна. Концерт прошел с огромным успехом.

Осенью 1898 года, в возрасте 26-ти лет, Александр Скрябин принял предложение Московской консерватории и стал одним из ее профессоров, взяв на себя руководство классом фортепиано.

Конец 1890-х годов новые творческие задачи заставляют композитора обратиться к оркестру – летом 1899 года Скрябин приступил к сочинению Первой симфонии. В конце века Скрябин стал членом Московского философского общества. Общение вместе с изучением специальной философской литературы определило общее направление его воззрений.

Кончался XIX век, и вместе с ним – старый уклад жизни. Многие, как и гений той эпохи Александр Блок, предчувствовали “неслыханные перемены, невиданные мятежи” – социальные бури и исторические потрясения, которые принесет с собой век ХХ.

Наступивший серебряный век вызвал лихорадочный поиск новых путей и форм в искусстве: акмеизм и футуризм – в литературе; кубизм, абстракционизм и примитивизм – в живописи. Одни ударялись в учения, привнесенные в Россию с Востока, другие – в мистику, третьи – в символизм, четвертые – в революционный романтизм… Кажется, никогда еще при одном поколении не рождалось столь много самых различных направлений в искусстве. Скрябин же оставался верен самому себе:

“Искусство должно быть праздничным, должно поднимать, должно чаровать…”

Он постигает миросозерцание символистов, все более утверждаясь в мысли о магической силе музыки, призванной спасти мир, а также увлекается философией Елены Блаватской. Эти настроения привели его к замыслу «Мистерии», ставшей для него отныне главным делом жизни.

«Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств - музыка, поэзия, танец, архитектура. Впрочем, это должно было быть, по его идее, не чисто художественное произведение, а совсем особое коллективное «великое соборное действо», в котором примет участие – не более, не менее – все человечество.

За семь дней, срок, за который Бог создал земной мир, в результате этого действа люди должны будут перевоплотиться в некую новую радостную сущность, приобщенную к вечной красоте. В этом процессе не будет разделения на исполнителей и слушателей-зрителей.

Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где “сольются не только звуки и цвета, но ароматы, пластика танца, стихи, лучи заката и мерцание звезд”. Замысел поражал своей грандиозностью даже самого автора. Боясь подступиться к нему, он продолжал творить «обычные» музыкальные произведения.

В конце 1901 года Александр Скрябин заканчивает Вторую симфонию. Его музыка оказалась столь новой и непривычной, столь дерзкой, что исполнение симфонии в Москве 21 марта 1903 года превратилось в форменный скандал. Мнения публики разделились: одна половина зала свистела, шикала и топала, а другая, встав возле эстрады, бурно аплодировала. “Какофония” – таким язвительным словом назвал симфонию мэтр и учитель Антон Аренский. И другие музыканты находили в симфонии «необычайно дикие гармонии».

“Ну уж и симфония… это черт знает что такое! Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу. Господи, да куда же девалась музыка?..”,

– иронически писал Анатолий Лядов в письме Беляеву. Но изучив музыку симфонии ближе, он сумел оценить ее.

Однако, Скрябин ничуть не был смущен. Он уже ощущал себя мессией, провозвестником новой религии. Такой религией для него было искусство. Он верил в его преобразующую силу, он верил в творческую личность, способную создать новый, прекрасный мир:

“Иду сказать им, чтобы они… ничего не ожидали от жизни, кроме того, что сами по себе могут создать… Иду сказать им, что горевать не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его”.

Менее чем через год после окончания Второй симфонии, в 1903 году Скрябин приступил к сочинению Третьей. Симфония, названная “Божественной поэмой” описывает эволюцию человеческого духа. Она написана для огромного состава оркестра и состоит из трех частей: “Борьба”, “Наслаждение” и “Божественная игра”. Композитор впервые воплощает в звуках этой симфонии полную картину своего “магического универсума”.

В течение нескольких летних месяцев того же 1903 года, Александр Скрябин создает более 35 фортепианных произведений, в том числе и свою знаменитую Четвертую сонату для фортепиано, в которой передано состояние неудержимого полета к манящей звезде, изливающей потоки света – столь велик был переживавшийся им в это время творческий подъем.

В феврале 1904 года Скрябин оставил педагогическую работу и почти на пять лет уехал за границу. Следующие годы он провел в Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, побывал также с гастролями в Америке.

В ноябре 1904 года Скрябин завершает свою Третью симфонию. Параллельно он читает много книг по философии и психологии, его мировоззрение склоняется к солипсизму – теории, когда весь мир видится произведением собственного сознания.

“Я – хотение стать истиной, отождествиться с ней. Вокруг этой центральной фигуры построено все остальное…”

К этому времени относится важное событие в его личной жизни: он разошелся со своей женой Верой Ивановной. Окончательное решение уйти от Веры Ивановны было принято Скрябиным в январе 1905 года, к тому времени у них было уже четверо детей.

Второй женой Скрябина стала Татьяна Федоровна Шлецер, племянница профессора московской консерватории. Татьяна Федоровна имела музыкальное образование, занималась одно время даже композицией (ее знакомство со Скрябиным и завязалось на почве занятий с ним по теории музыки).

Летом 1095 года Скрябин вместе с Татьяной Федоровной переехали в итальянский город Больяско. В это же время умирают два близких человека Александра Николаевича – старшая дочь Римма и друг Митрофан Петрович Беляев. Несмотря на тяжелое моральное состояние, отсутствие средств к существованию и долги, Скрябин пишет свою “Поэму экстаза”, гимн всепобеждающей воле человека:

“И огласилась вселенная
Радостным криком:
Я есмь!”

Его вера в безграничные возможности человека-творца достигла крайних форм.

Скрябин много сочиняет, его издают, исполняют, но все же он живет на грани нужды. Желание поправить свои материальные дела снова и снова гонит его по городам – он гастролирует в США, Париже и Брюсселе.

В 1909 году Скрябин возвращается в Россию, где к нему, наконец, приходит настоящая слава. Его произведения исполняются на ведущих сценах обеих столиц. Композитор едет в концертное турне по волжским городам, одновременно он продолжает свои музыкальные поиски, все дальше уходя от принятых традиций.

В 1911 году Скрябин завершает одно из самых гениальных сочинений, бросившее вызов всей музыкальной истории – симфоническую поэму “Прометей”. Ее премьера 15 марта 1911 года стала самым крупным событием как в жизни композитора, так и в музыкальной жизни Москвы и Санкт-Петербурга.

Дирижировал знаменитый Сергей Кусевицкий, за фортепиано был сам автор. Для исполнения своей музыкальной феерии композитору понадобилось расширить состав оркестра, включить в состав партитуры фортепиано, хор и нотную строку, обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру… Понадобилось девять репетиций вместо обычных трех. Знаменитый “прометеев аккорд”, по словам современников, “прозвучал, как настоящий голос хаоса, как какой-то из недр родившийся единый звук”.

«Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью - непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. Через неделю “Прометей” был повторен в Санкт-Петербурге, а затем зазвучал в Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке.

Светомузыка – так было названо изобретение Скрябина – заворожила многих, конструировались новые свето-проекционные аппараты, обещая новые горизонты синтетическому звуко-цветовому искусству. Но многие отнеслись скептически к новациям Скрябина, тот же Рахманинов, который однажды, разбирая за роялем в присутствии Скрябина “Прометея”, спросил не без иронии “какой же тут цвет”. Скрябин обиделся…

Последние два года жизни мысли Скрябина занимало произведение «Предварительное действие». Оно должно было, исходя из названия, явиться чем-то вроде «генеральной репетиции» «Мистерии», ее, так сказать, «облегченным» вариантом. Летом 1914 года вспыхнула Первая мировая война – в этом историческом событии Скрябин увидел прежде всего начало процессов, которые должны были приблизить «Мистерию».

“Но как ужасно велика работа, как ужасно она велика!”

– с беспокойством восклицал он. Возможно, он стоял на пороге, перешагнуть который еще никому не удавалось…

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт, на 15 апреля. Этому концерту суждено было оказаться последним.

Вернувшись в Москву, Скрябин через несколько дней почувствовал себя нездоровым. У него появился карбункул на губе. Нарыв оказался злокачественным, вызвав общее заражение крови. Поднялась температура. Ранним утром 27 апреля Александра Николаевича не стало…

“Как объяснить, что смерть настигла композитора именно в тот момент, когда он был готов занести на нотную бумагу партитуру “Предварительного действия”?

Он не умер, его взяли от людей, когда он приступил к осуществлению своего замысла… Через музыку Скрябин узрел много такого, что не дано знать человеку… и потому он должен был умереть..”

Писал ученик Скрябина Марк Мейчик через три дня после похорон.

“Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина, такой нелепой, такой недопустимой. Прометеев огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало уже развернувшиеся крылья.

Но “Экстаз” Скрябина сохранится среди победных достижений.”

– Николай Рерих.

“Скрябин в исступленно-творческом порыве искал не нового искусства, не новой Культуры, а новой земли и нового неба. У него было чувство конца всего старого мира, и он хотел сотворить новый Космос.

Музыкальная гениальность Скрябина так велика, что в музыке ему удалось адекватно выразить свое новое, катастрофическое мироощущение, извлечь из темной глубины бытия звуки, которые старая музыка отметала. Но он не довольствовался музыкой и хотел выйти за ее пределы…”

– Николай Бердяев.

“Он был не от мира сего, и как человек, и как музыкант. Только моментами прозревал он свою трагедию оторванности и, когда прозревал, не хотел в нее верить”,

– Леонид Сабанеев.

“Есть гении, которые гениальны не только в своих художественных достижениях, но гениальны в каждом шаге своем, в улыбке, в походке, во всей своей личной запечатленности. Смотришь на такого – это – дух, это – существо особого лика, особого измерения…”

– Константин Бальмонт.