Скончался «последний панк» Константин Ступин. Когда он умер Ступин похороны

Константин Ступин умер 17 марта 2017 года. Причина смерти «Ступы» уже известна, ее не делали тайной. Биография и личная жизнь Константина Ступина потрясают трагизмом, а фото, в том числе и молодого Ступина интересны многим.

Константин Ступин умер в Орле в ночь на 17.03.2017. Известно, что он умер у себя дома, смерть пришла к рок-музыканту во сне. Причина смерти известна. Близкие панка говорят о том, что с «Ступы» было несколько неизлечимых болезней, поэтому его смерть была делом предрешенным. Есть данные, что он страдал открытой формой туберкулеза.

Биография и причина смерти Константина Ступина

Биография Константина Ступина многогранна. Он родился 9 июня 1972 года в Орле на «микроне». Родители были военнослужащими. С самого детства Ступин был отъявленным хулиганом, но имел прекрасный голос. В школе входил в состав ансамбля, впоследствии он перерос в группу «Ночная трость». Название придумал сам «Ступа» после просмотра фильма, в котором переводчик назвал мужское достоинством этой фразой. Из ПТУ был отчислен за непосещаемость, в армии Ступин не служил.

В 1990 году группа Ступина выступила на фестивале надежд. Однако и в этом случае биография Константина Ступина мрачна: выступление не хотели пускать, так как подростки были изрядно пьяны.

Константин Ступин умер 17.03.2017 во сне

Личная жизнь Константина Ступина не закрыта от прессы. Из группы в 90-х он ушел, посчитав, что для него челночный бизнес и супруга важнее музыки. Однако гитариста посадили в тюрьму. До тюрьмы он пристрастился к марихуанне и тяжелым наркотикам, а их остатки как-то забыл в хлебнице. Их-то и нашла милиция. Это был первый срок.

Второй срок Ступин отсидел за кражи машин, всего в тюрьме провел 9 лет. Сидел неоднократно, но в перерывах занимался музыкой и пытался возродить группу. Однако музыка ему дохода не приносила, поэтому Ступин продолжал воровать. В последний раз из тюрьмы освободился в 2013 году.

Константин Ступин - фото

Умер Константин Ступин ночью 17 марта 2017 года. Фото Ступина есть в сети, в том числе и его молодые фото.

«Константин пропал. Его мы не найдем, - говорит Павел Калинин, крупный, сутулый мужчина за рулем Renault Kangoo, - последний раз его видели недели 3 назад. Приехали бы вы на месяц пораньше, когда он был в тубдиспансере и более-менее адекватный».

«Костик болеет открытой формой туберкулеза. Заразной, - вступает в разговор с заднего сиденья Kangoo Денис Греков, высокий и худощавый, в черном бомбере, - у нас в тубдиспансерах как-то странно организовано - посещение больных с открытой формой только в масках и бахилах, но при этом их выпускают в город. В магазин. Костик там снова забухал. Пил три дня и пришел в совершенно дикое состояние. Его выгнали из больницы за нарушение режима. С милицией отправили домой - дали маски, перчатки, документы и таблетки. А дома у него живет старший брат с женой и детьми. Там Костику тоже нельзя находиться - он же заразный. Его, с открытой формой, домой просто не пустили. Достал уже. И с тех пор о Ступе новостей нет».

Ступа в последние 15 лет выглядит так, что встретив его случайно на улице, вы бы захотели на всякий случай перейти на другую сторону. Дениса Грекова и Павла Калинина можно назвать его продюсерами. Как и Ступин, они выросли на «Микроне» - в спальном районе Орла, построенном при когда-то крупнейшем в Европе, а нынче не действующем сталепрокатном заводе. Они с детских лет знали о безбашенном Ступе, звезде неблагополучного района. Местные подростки выдавали песни его группы «Ночная Трость» за свои и орали в здешних дворах под гитару - наравне с сочинениями Летова и Цоя. «Когда я послушал «Ночную трость» на кассете, я обалдел от того, что это орловская группа, с Микрона, - вспоминает Калинин, - уровень как у ГрОба или Nirvana, но разница в том, что Летов и Кобейн где-то за облаками, а Ступа с переломанным носом под окном на торчево собирает».

Константин Ступин. Одна из самых последних съемок. Фото: vk.com/k.stupin

Греков дружит с Константином с 2000-го года (познакомились у ларька с фруктами, где Ступа воровал апельсины). Он считает Ступина пропащим талантом, но в редкие минуты трезвости - крайне умным, начитанным и интересным собеседником. С 2013-го года Денис и Павел занимаются продвижением Ступина в Интернете. Они вели его официальный паблик «ВКонтакте» и канал на YouTube, придумывали и монтировали музыкальные и абсурдные видеоролики (которых накопилось под пару сотен), финансировали записи новых песен, пытались устраивать гастроли, поддерживали деньгами и едой никогда в жизни не работавшего Ступу и откупали его от полиции, когда он попадался на кражах.

Renault Kangoo Денис и Павел называют «ступомобилем» - в нем записывались дикие байки Ступы о его жизни.

На нем же Костю возили по орловским больницам и в Задонский монастырь, когда у него обнаружилась дырка в легком, и он решил, окончательно отвернувшись от Одина, обратиться к Христу. В ступомобиле мы летим на «Ступодром» - холм над бывшим бомбоубежищем, тайную площадку на территории давно уже не функционирующего завода УВМ, где снимались и «Пушистый хвост лисицы», и еще несколько десятков роликов с участием Ступы и его друзей по Микрону.

Павел и Денис по очереди рассказывают о том, как они работали со Ступой и как захлебнулись все их продюсерские инициативы. Идея вернуть в музыку замолчавшую еще в конце 1990-х звезду рок-н-ролла принадлежала Грекову. Она появилась в 2011-м, когда обитавший на дне Ступа снова воскрес из мертвых - после очередной отсидки он как ни в чем ни бывало объявился в одном из пивняков Микрона. Идея вернуть в музыку звезду рок-н-ролла появилась, когда обитавший на дне Ступа воскрес из мертвых Это известие произвело небольшой переполох в городе, где считали, что экс-звезда рок-н-ролла сгинул в тюрьме.

«После выхода из зоны Ступа обычно себя хорошо ведет, - вспоминает Греков, - я ему тогда предложил заняться музыкой. При моей финансовой и моральной поддержке записали несколько треков. Тут же появилось много людей с предложениями - давайте рок-н-ролл мутить, возрождать «Ночную трость». Промаялись мы год с «Ночной Тростью». Ничего не вышло, потому что люди, которые окружали Ступу - наркоманы и маргиналы. Кроме наркотиков и бухла репетиции ничем не заканчивались. Поэтому мы в конце 2013-го решили с Пашей все начать с нуля. Сделали канал на YouTube, сделали новый паблик и стали позиционировать Ступу, как отдельного персонажа - артиста, поэта, певца и рок-н-ролльщика. Хитростью заставили его играть на акустической гитаре. Ступа поначалу сопротивлялся, он же всю жизнь играл на басу. Но у него стало получаться, песни людям понравились, и количество поклонников Ступы стало расти».

«У нас был график, - продолжает Калинин, - когда Ступа был в запое и полном угаре, мы ждали две недели. Мы знали, что через две недели организм не выдержит, и он засядет дома. Выждав пару дней, заходили к нему домой - и брали его трезвым на запись. А через три дня он снова уходил в запой».

За окном ступомобиля мелькают безрадостные пейзажи Микрона: унылые облупленные панели, разрушающиеся индустриальные постройки, длинные бурые лужи. Kangoo резво скачет по дорожным выбоинам.

Микрорайон Микрон

Фото: Михаил Доможилов для ТД

Фото: Михаил Доможилов для ТД

Пустырь на Микроне

Фото: Михаил Доможилов для ТД

Природный массив у Микрона

Фото: Михаил Доможилов для ТД

Микрорайон Микрон

Фото: Михаил Доможилов для ТД

Микрон. Дом «Китайская стена», где проходили пьянки с участием Константина

Фото: Михаил Доможилов для ТД

Оазис живой природы на Микроне

Фото: Михаил Доможилов для ТД

Пустырь на Микроне

Фото: Михаил Доможилов для ТД

Природный массив у Микрона

Фото: Михаил Доможилов для ТД

«Ступа понимал, что скоро умрет, - говорит Греков, - что при его образе жизни он долго не протянет. Ему нужен был последний выплеск. Я его в этом поддержал. Ну и нормально все получалось: Ступа писал новые песни, вместе с Ростиком, басистом «Трости», они записали три альбома в электричестве - «Экспедиция» вообще получилась шикарной. Когда Ступа трезвый, он работоспособный. Наша задача, как продюсеров, сводилась к тому, чтобы оградить его от алкоголя, наркотиков и от его старых корешей, которые ревновали Ступу и специально накачивали его накануне гастролей. Но с этой задачей мы не справились».

«Ступа - это жесть, а не человек, - вклинивается Павел, - это панк во всех своих проявлениях. Участники Sex Pistols с ним рядом не стояли».

«Ступа по природе асоциален, у него нет никаких привязанностей. Он не считает себя обязанным ничем и никому Ступа по природе асоциален, - продолжает Греков, - у него нет никаких привязанностей. И это для него не проблема. Не проблема, что он мешает жить брату. Не проблема, что он нам не давал его развивать - отменял концерты, нарушал договоренности. Он не считает себя обязанным ничем и никому. У него вообще нет никаких проблем. Его образ жизни настолько свободен, что это просто жуть какая-то. То, что он пропал без вести - это результат его целенаправленных усилий».

«Ступа умирал и воскресал раз 10, но сейчас, мне кажется, не та ситуация, - буднично произносит Калинин, - по больницам мы узнавали - он туда не поступал. Скорее всего, он сейчас лежит в каком-то люке. Иначе бы он давно уже объявился».

1990, Москва, ДК Горбунова, Фестиваль Надежд

Первый триумф Ступы случился в 1990-м на Фестивале Надежд, организованном московской рок-лабораторией - с этого же фестиваля начались карьеры известных и существующих до сих пор групп - «Ногу Свело», «Монгол Шуудан», «Наив» и «Бахыт Компот». «Ночная Трость» Ступы - тройка молодых провинциальных панков, наскоро записавших альбом в стенах родной школы - чудом прорвалась через два отборочных конкурса, вклинилась единственной немосковской группой в афишу фестиваля, прогремела в ДК Горбунова песнями про переросшего мальчика с антисоветской татуировкой, пионеров, которых сожрали волки, свободу, связанную по рукам и ногам, роман с б***ю и приход от таблеток, заплевала сцену и увезла в Орел приз зрительских симпатий. Как и положено панкам, «Ночная Трость» играла плохо, но бодро и громко - приз ей достался благодаря Ступе.

«Я не понимаю, как можно жить, если не трахать, не пить и не петь», - голосил 18-летний Костик, внук героя Советского Союза и сын военного летчика, который в детстве мечтал стать танкистом. Он был чертовски убедителен - свежий, гибкий, в фирменных шмотках, привезенных братом-дальнобойщиком, полный звериного обаяния. Эдакий Джим Моррисон из Орла. При всей хрупкой, даже нежной внешности вчерашнего подростка у него, как у Летова или Кобейна, был мощный голос, который добавлял его словам нутряной правды. Отчаянные тексты, которые сочинял и пел Ступа, радикально отличались от того, что исполнялось на Фестивале Надежд. Ступа истошно прокричал, что его путь - это спуск в ад, и всей своей биографией подтвердил, что это была не метафора Четверть века назад Ступа истошно прокричал, что его путь - это длинный спуск в ад, и всей своей биографией подтвердил, что это была не метафора. Рок-музыки такой деструктивной мощи в России еще не было, и вряд ли уже будет. Константин Ступин, который, по свидетельствам друзей, всегда переходил улицу только на красный свет - вымирающий представитель бунтарского рок-н-ролла, когда между сценическим имиджем и образом жизни нет никаких различий.

Ступа встал на путь саморазрушения еще в 16 лет, рассказывает Игорь С. по прозвищу Рудик, участник рок-н-ролльного движения Орла, один из старейших друзей Ступы. Мы разговариваем с ним по телефону. Игорь извиняется за то, что говорит сбивчиво - мол, вчера перебрал. В 1990-х Рудик тоже модно одевался, слушал Sex Pistols и Motorhead, играл в рок-группе «Фрекен Бок» и тусовал на Пенте - центре притяжения орловских неформалов, одним из королей которых был Костик. Чуть ли не первая песня Ступы, сыгранная и записанная «Ночной тростью», называлась «Смерть - свобода». Она была о том, что смерть - это праздник. «Ну, мы оба - художники» - смеется ржавым смехом Рудик. Костик любил все, что дает кайф - жесткий рок-н-ролл, Motorhead, хорошую фирменную одежду, алкоголь, наркотики и девушек. «Да он половину Микрона перетрахал» - не без гордости замечает мой собеседник..

Рудик был одним из людей, которые видели Ступина незадолго до исчезновения: «Где-то месяц назад Костик был у меня дома. Мы с ним пивасик пили. Звонок в дверь - приходят какие-то девочки от одного знакомого. Вы Костю Ступина знаете? Конечно, вот он сидит. А они видели его последние клипы в Интернете. Стали просить у него автограф. Ну он им что-то на руках написал - они такие довольные были». В трубке снова что-то скрипит - это Рудик смеется.

Затем смех прерывается:

«Блин, я не знаю где его найти, - жалобно говорит Игорь-Рудик, - говорят, что он обитает где-то чуть ли не на Трубах. Нет, чтобы ко мне прийти пожить - у меня ведь трехкомнатная квартира. Где же он завис?»

6 мая 2015, Орел, Микрон, Пьяные дворы (улицы Металлургов, Маринченко, Бурова)

У вас есть настойка боярышника?

Услышав мой вопрос, приветливая аптекарша меняется в лице и сурово поджимает губы.

А герботон?

Тоже нет!

«Лучше зайти в «Продукты» и не спрашивать про боярышник. Если есть, то пузырьки на видном месте стоят» - инструктирует меня Максим Стонтов, наш проводник по Микрону. Мы бродим по району солнечным майским днем в отчаянной надежде наткнуться на Ступу. Разгоняющая сердце настойка боярышника (8 рублей) и воспетый Ступой в песнях герботон (20 рублей) - это самые народные алкоголесодержащие напитки, на которые Костик аскал деньги у прохожих, читая им свои инфернальные стихи. Дворы хрущевок Микрона щедро усыпаны растоптанными коробками и пузырьками от этих настоек, и купить их нам удается только с третьей попытки.

Стонтов, полноватый рыжебородый мужчина, вооруженный зонтиком - основатель первого паблика «ВКонтакте», посвященного «Ночной Трости». Он давно живет на Микроне и помнит Ступу с юности. Подростками они иногда бегали к Ступе домой побухать:

«Он тогда жил в 14-м подъезде Китайки - или «Китайской стены», - так мы называли самую длинную панель на Микроне. У него двери были всегда открыты. У Ступы над кроватью висел флаг конфедерации, в шкафу хранились череп и пулеметные ленты, на полу в жестком кофре лежала красная бас-гитара, как у его кумира Лемми Килмистера, стены были увешаны плакатами, фотками, а на двери - несколько слоев рисунков и надписей».

В 1997-м году под впечатлением от песен «Ночной Трости» Стонтов основал свою рок-группу «Эйфория». У Ступы он купил электрогитару.

«Он тогда на героиновой «системе» был, - вспоминает Максим, - Мы пришли к нему. Он зарычал: «О-о-о, вы как боги пришли! Давай-давай, скорей забирайте. Протягивает ее нам и говорит: «Тут место в гитарке есть. Посмотри - такая вот крышечка. Там герыч можно хранить». Отдал гитару и в придачу к ней какую-то дикую примочку. Ступа был ходячий рок-н-ролл» .

14-й подъезд Китайки, где когда-то жил Ступа, недавно отремонтировали - настенные надписи закрашены, на каждом этаже развешаны объявления о помощи «нарко- и алкоголезависимым» от некоего МБОО «Возрождение». Для убедительности на рекламе красуется изображение Храма Христа Спасителя.

Подъезд в длинном панельном доме по адресу Бурова, 30, где сейчас проживает семейство Ступиных, ремонта еще не дождался. Почтовые ящики погнуты, стены обшарпаны, исцарапаны и исписаны. Стены на лестнице под квартирой Ступиных исчерканы жирным черным маркером: «Калаврат», «14/88», «282 - one love», «Костя» и «Толстый Лох!» Еще пролетом ниже неразборчивые руны. Звонок в квартиру Ступиных - сейчас там живет старший брат Ступы Олег с женой и двумя детьми - отключен. Настойчивый стук в дверь остается без ответа. Соседи тоже не открывают и бурчат из-за двери, что ничего ни о ком не знают. Друзья Костика говорят, что семейство Ступиных не жалует незнакомцев: «Брат от Кости и его круга общения вешался».

Ближайший сосед Кости Ступина по Микрону - Нильс, нынешняя рок-звезда Орла, солист ска-панк-группы «Яйцы Фаберже», которая несколько раз выступала на «Нашествии». Нильс живет в такой же панели, как и Ступа, с женой и двумя детьми. В начале 1990-х он, молодой пацан, тусовался со Ступой, потом сам стал играть в группе «Водозабор» и помогать «Ночной Трости» организовывать концерты.


Фронтмен группы «Яйцы Фаберже» Нильс спорит с другим музыкантом на репетиционной точке рядом с микрорайном Микрон

Фото: Михаил Доможилов для ТД

«Я стал заниматься музыкой только потому, что я о***л с п***ости Ступы, - говорит Нильс, - он для Орла - это реальный столп, крутая личность, одиозный чел. В 1990-х про него ходили легенды и слухи, что он бандит, что у него своя группировка, что они наркоманы и алкоголики, что к ним страшно подходить. Познакомиться с ними было запредельной мечтой, как с богами пообщаться. Они не были панками в стереотипном понимании - гребни, грязь, помойка. Они были ближе к модам 1970-х или американцам 1980-х уровня Dead Kennedys или Black Flag. Это были серьезные парни, употребляющие алкоголь, но с башкой. С ними было круто тусоваться».

Я стал заниматься музыкой только потому, что я о***л с п***ости Ступы

После воскрешения Ступы в 2013-м Нильс, тогда уже лидер успешных «Яйцы Фаберже», хотел помочь старому знакомому:

«Мы дружили. Мне было его жалко. Я понимал, что он выходит из тюрьмы в социум, и у него ничего нет - нет группы, нет денег. Он никогда не работал и не стал бы работать. Единственное, что у него есть - это квартира, которая не его, слава богу, но в которой он прописан. А у «Яиц Фаберже» как раз вышел трек «Все на футбол», который стал главной песней в фильме «Околофутбола». Нас пригласили на премьеру в Москву, а после нее был концерт. Я говорю: «Ступа, поехали с нами - мы же поем твои песни, вот ты их на концерте и исполнишь». Мы репетировали две недели - он ходил к нам на репетиции, как в школу. Когда он в Москве вышел на сцену, - только что с зоны, еще свеженький, не начал дико бухать - то произвел фурор. Потом мы вернулись в Орел. Он собрал своих старых парней из «Ночной трости». Они начали репетировать, а дальше все закончилось печально».

«Этот год начался так хорошо, мы даже не верили, - говорит Денис Греков, один из продюсеров Константина Ступина. - Костик в работу погрузился. Он четыре года так ничего не делал. В московской студии писался. С утра до вечера играл на гитаре. Записал четыре новые песни. Три последних концерта прошли на таком подъеме, как будто новая жизнь началась. Ему даже предлагали расслабиться, он говорит: не надо ничего. Должен был снова в Москву ехать - и, видишь, не срослось. В Орел приехал, три дня побыл и умер во сне. Лег спать и не проснулся. Трезвость наступила, работоспособность, и хлоп - все закончилось в один миг. Сейчас все в шоке. Это как удар кувалдой».

Константин Ступин - «Пушистый хвост лисицы»

О смерти орловского рок-н-ролльщика Константина Ступина написали даже государственные РИА Новости и возглавляемый Андреем Малаховым таблоид StarHit , которые прежде не были замечены в интересе к андеграундной культуре. Смерть поместила музыканта-маргинала, намеренно шедшего наперекор общественным нормам - посидевшего на героине, вышедшего из тюрьмы и туберкулезного диспансера, - на одну полосу с бывшими звездами телешоу «Дом». В реальной жизни их встречу невозможно было бы себе представить - в интернете, где Константин Ступин известен как исполнитель песни «Пушистый хвост лисицы», собравшей миллионы просмотров, и автор мема «Ты втираешь мне какую-то дичь» , возможно все.

Трезвость наступила, работоспособность, и хлоп - все закончилось в один миг.

Что бы ни говорил интернет, внук Героя Советского Союза и сын военного летчика Константин Ступин - это русский Лемми Килмистер, который переплюнул лидера Motörhead в дикости образа жизни и стальной принципиальности на пути саморазрушения . Лемми Килмистер не пил 65-градусный «Герботон» и вряд ли играл на гитаре с потаенным кармашком для хранения героина. Константин Ступин все это испробовал и написал об этом заразные песни. Стремление орловского панк-рокера, всегда переходившего дорогу на красный свет, поскорее уйти из жизни, постоянно им воспеваемое, - это последний проблеск лермонтовского романтизма в унылом мире, где не осталось места безрассудному поступку. Начиная с 1990-го, когда группа Кости Ступина «Ночная трость» впервые выступила на организованном Московской рок-лабораторией «Фестивале надежд» и завоевала приз зрительских симпатий, спев про мальчика с антисоветской татуировкой, приход от таблеток и отобранную свободу, он сочинял песни, которые ведут рукой против шерсти. Припечатанный совком, отутюженный 1990-ми и измученный нулевыми, Константин Ступин рычал о том, что «таким, как я, в этом мире нет места», протестуя против постылого общественного уклада в спеленутой системой стране. Затянувшееся на десятилетия самоубийство через героин и «Герботон» было его способом встать в персональный пикет против действительности, о котором он до последнего кричал в своих стихах:

Константин Ступин & Алексей Ракитин - «Осень»

Уроженец неблагополучного орловского района «Микрон» Константин Ступин мог бы стать звездой рок-н-ролла, если бы родился в другое время и в другом месте. Но времена и родину не выбирают, Ступе не повезло, и он это осознавал, изо всех сил ускоряя развязку. Он писал песни о предвкушении смерти с 16 лет. Одна из первых была о том, что смерть - это праздник, отдых после работы, долгожданное освобождение. Ее Константин Ступин исполнил на своем последнем концерте в Москве, состоявшемся 12 марта.

«Смерть»

Ему было 44 года.

Новый альбом Константина Ступина и Алексея Ракитина «STUPA 2.0» выйдет в апреле на