Сказка снегурочка описание. История персонажа. Снегурочка краткая характеристика героев. Сочинение характеристика снегурочки из сказки островского снегурочка

4 выбрали

Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…

Родословная

Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.

Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.

По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.

Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, – кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда – кокошник.

Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.

Деятельность

Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.

И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

Место жительства

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в "луковичном" стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.

Елена Горбунова

Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является “Снегурочка”, которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский в далеком тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Не смотря на то, что снегурочка – это все-таки зимний персонаж, данная сказка получилась весенней, захватывающей и интригующей.

Все действие данной сказки разворачивается в вымышленной стране берендеев, а главной героиней, безусловно становиться, доченька уже вступающей в

Свои права Весны и еще не отступающего Мороза, Снегурочка.

По истории главная героиня оказывается всем чужой. Но, не смотря на это ее очень сильно привлекают человеческие песни, разговоры, игры и забавы. Снегурочка старается из всех сил понять, те чувства, которые испытывают люди, то радуясь, то плача.

Ей непонятно это чувство, но тем сильнее оно ее влечет.

По своей натуре главная героиня еще совсем дитя, и ее детская душенька спит сладким сном, и никому не под силу разбудить в ней эти чувства. Не смотря на это, еще не зная чувства любви, она способна испытать чувство настоящей зависти к чужому счастью и чужой радости. Главная героиня ощущает себя разбитой, после того, как обычный сельский пастух Лель предпочитает ей горячую, деревенскую девушку Купаву.

Главная героиня в печали обращается к матери Весне с просьбой одарить ее даром любви. В ответ на это мать дарит ей венок, который помогает главной героине снять дремоту с души и понять что же такое любовь.

В это же время гордый, своенравный и сильный Мизгирь оказывается избранником Снегурочки. Испытав настоящее, человеческое чувство любви ее сердце становиться настоящим, человеческим, живым и снегурочка погибает. Ее кончина завершая сказку как бы возобновляет равновесие царства берендеев.

А Снегурочка становится своего рода искупительной жертвой для милости грозного и могущественного Ярила.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Действие пьесы происходит в “стране берендеев в доисторическое время”. Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это – идиллическое царство мира и согласия. Любовь – сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца – Яриле. Появление среди людей “холодной” С. вносит в их жизнь “ревность, брань, усобицу”. В сердца людей проникает “остуда […]...
  2. Как вы охарактеризуете Снегурочку в этом действии? Снегурочка тоскует в доме Бобылей. Она любит песни Леля. Но когда Лель приходит, она без радости, почти по принуждению дарит ему цветок, хотя обижена тем, что он ее бросил, когда поманили другие девушки. Жених Купавы Мизгирь, плененный красотой Снегурочки, зовет ее, и она соглашается на приглашение богатого жениха, […]...
  3. Произведение: Снегурочка Снегурочка – героиня “весенней сказки” А. Н. Островского “Снегурочка” (1873). Действие пьесы происходит в “стране берендеев в доисторическое время”. Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это – идиллическое царство мира и согласия. Любовь – сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца – Яриле. Появление среди людей “холодной” С. […]...
  4. В. М. ВАСНЕЦОВ. “СНЕГУРОЧКА” Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет ос­вещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике – нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжитель­ности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимо­сти каждого мгновения, о неизбежности расставания с той не­сказанной красотой, которая рядом? Темное небо и […]...
  5. “Снегурочка” написана Островским по мотивам и материя,. устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголо ^ “Весенняя сказка” и поясняет: “Действие происходит в Стп * берендеев в доисторические времена”. В пьесе, как в сказке ряду с людьми действуют Весна-Красна, дед-Мороз, Леший, ЭДа леница, сама героиня – Снегурочка, дочка Мороза и Весны. И в же Страна берендеев […]...
  6. Почему Лель, который взялся разбудить сердце Снегурочки, все же выбирает Купаву? Лель – добрый и отзывчивый юноша, он искренне хочет спасти от несчастья Берендеево царство. Ему мила красивая Снегурочка. Но он не в силах согреть холодное сердце и растопить лед равнодушия. И Лель выбирает Купаву, способную любить, которая стала несчастной по вине Мизгиря и Снегурочки. […]...
  7. Как “весенняя сказка” Островского связана с известными вам преданиями и обрядами? Пьеса “Снегурочка” имеет подзаголовок “весенняя сказка”. В ней участвуют герои, которые знакомы нам по многим сказкам, легендам и преданиям. Среди них – Снегурочка, ее родители, Весна и Мороз, Леший, известная по народным сказкам Елена Прекрасная. Проводы Масленицы – встреча весны, связанные с этим песни, […]...
  8. Два емких художественных символа заключают в себе главную тему драмы “Гроза”. Первый – заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй – великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов – […]...
  9. Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал “темным царством”), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение – “Снегурочка” , […]...
  10. Пролог Действие происходит в доисторическое время в царстве берендеев. Начинается весна, но Красная горка еще покрыта снегом. Невдалеке находится Берендеев посад – столица царя Берендея. Все дома и сам дворец деревянные, украшенные причудливой резьбой. На Красной горке сидит Леший и наблюдает, как на журавлях, лебедях и гусях спускается Весна-Красна. Однако страна берендеев встречает ее холодом […]...
  11. На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена зимняя ночь. В темном, заснеженном лесу очень темно и только алмазные звезды освещают поляну, а лунный свет падает на комья снега так, что его блеск ослепляет, а яркие тени пляшут на снежном покрове. На холсте выделяется сияющий, голубоватый цвет, а иногда смотря на нее, кажется, что можно услышать хруст […]...
  12. В чем мудрый царь видел причину, по которой Ярило сердится на его народ? Справка. Ярило – божество славянской мифологии, связанное с плодородием. В честь него обычно устраивались карнавалы, массовые гулянья. Мудрый царь Берендей сразу же понял, что Ярило недоволен тем, что юноши и девушки мало веселятся, что в их среде возникла измена. То, что они […]...
  13. Вся весенняя сказка А. Н. Островского “Снегурочка” овеяна доброй романтикой. Эта пьеса – воплощение мечты драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками. В ней рисуется царство счастливых берендеев, не знающих губительных распрей и кровавых войн: Веселы грады в стране берендеев, […]...
  14. Решение упражнений. Страницы 122-129: Очерк о встрече с картиной В. М. Васнецова “Снегурочка” ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ с. 122. “Федина задача” (Н. Носов) Жанр – рассказ. В этом рассказе автор осуждает ребят, которые отвлекаются от ра­боты, попусту тратят свое время. “Леночка с букетом” (А. Барто) Жанр – стихотворение. Автор осуждает Лену за то, что она, выполняя поручение, […]...
  15. Сочинение 1 Перед нами картина зимней ночи, холодной и таинственной. На лесной полянке царит звенящая тишина. Вокруг ни души. И среди этого ледяного безмолвия особенно хрупкой и трогательной выглядит юная Снегурочка. Вся она – воплощение снежной чистоты и удивительной нежности. Это ожившая наяву сказка, не принадлежащая обычному миру людей. Прекрасные глаза Снегурочки таят множество загадок. […]...
  16. ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Почему Лель, который взялся разбудить серд­це Снегурочки, все же выбирает Купаву? Лель – добрый и отзывчивый юноша, он искренне хочет спасти от несчастья Бе­рендеево царство. Ему мила красивая Сне­гурочка. Но он не в силах согреть холод­ное сердце и растопить лед равнодушия. И Лель выбирает Купаву, способную лю­бить, которая стала несчастной по вине Мизгиря […]...
  17. На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена девушка в зимней одежде. Она стоит в дремучем лесу на поляне. Лесная поляна покрыта толстым слоем снега, об этом свидетельствуют глубокие следы оставленные девушкой. Вокруг раскинулись красивые, зеленые елки и немного голых стволов, наверное, в теплое время года эти голые стволы превращаются в пышные березки. Судя по названию картины, […]...
  18. Часто изображая сказочных героев, художники используют знакомые рассказы, беря их за основу. Но не таков был В. М. Васнецов. Он шел своим, иногда непонятным всем сразу путем. И только через время становилось ясно, что он был не только великим художникам, но и внимательным наблюдателем, который подмечал все тонкости психологического портрета своих персонажей. Картина “Снегурочка” так […]...
  19. Драма “Бесприданница” написана в 1878 г., в новых условиях общественной жизни, в пореформенный период развития буржуазных отношений. Патриархальный быт и нравы ушли в прошлое. Главная героиня – богато одаренная натура, талантливая, поэтичная, чуткая, впечатлительная, доверчивая, искренняя. Ключ к ее характеру – перевод имени (“Лариса” по-гречески – “чайка”). Она мечтает о светлом, возвышенном, но вокруг нее […]...
  20. А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются […]...
  21. Занятие. Русская народная сказка “Снегурочка”. Оборудование: Иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика. Задачи: – развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение; – формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач; – обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх; […]...
  22. Александр Николаевич Островский Снегурочка Весенняя сказка в четырех действиях с прологом Пьеса-сказка (1873) Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме – леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди – свита Весны. Холодом встречает Весну страна […]...
  23. Островский А. Н. Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме – леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди – свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, […]...
  24. А. Н. Островский Снегурочка Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме – леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди – свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым […]...
  25. Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме – леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди – свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. […]...
  26. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах. Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса ” Бесприданница […]...
  27. СНЕГУРОЧКА (Весенняя сказка) Опера в четырех актах с прологом Либретто Н. А. Римского-Корсакова Действующие лица: Царь Берендей Бермята, ближний боярин Весна-красна Дед-Мороз Девушка-Снегурочка Бобыль Бакула Бобылиха, его жена Лель, пастух Купава молодая девушка, дочь богатогослобожанина Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева Первый бирюч Второй бирюч Царский отрок Леший Масленица, соломенное чучело Тенор Бас Меццо сопрано […]...
  28. Катерина Катерина – жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Это центральный персонаж пьесы, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в условиях маленького патриархального городка. В Катерине еще с детства очень сильно желание счастья, которое с взрослением перерастает в желание взаимной любви. Несмотря на свою религиозность, Катерина остается земной и живой девушкой, переживающей […]...
  29. Девятнадцатый век в России – это время освобождения от крепостной зависимости. В эти годы писатели, поэты и другие творческие люди чаще и больше. Говорили о свободе, и не только крестьян. В эти времена женщины не имели таких прав, каких имели мужчины: женщина подчинялась мужчине и даже может служить его прихотям. Эту проблему эпохи А. Н. […]...
  30. Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Льва Николаевича Толстого. Образ Анны Карениной исключительно трагический. Будучи сильной и красивой женщиной, Анна Каренина столкнулась с непреодолимыми для себя проблемами, что и привело ее к столь трагическому концу. В то же время ее образ не лишен противоречивости, поэтому отношение к ней никак не может быть однозначным. Первым […]...
  31. Островский написал замечательную пьесу “Бесприданница”. В ней описывается жизнь одной прекрасной, юной и красивой девушки – Ларисы Дмитриевны Огудаловой, которая оказалась жертвой неудачных обстоятельств. “Бесприданница” схожа по смыслу с драмой “Гроза”. В этих пьесах, даже главные героини похожи характером и пьесы заканчиваются одинаково трагично. И нам, безусловно, очень жалко обеих героинь. Если Катерина погибает от […]...
  32. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? А. Н. Островский Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из “Грозы” и Ларисы Огудало-вой из “Бесприданницы”. В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини […]...
  33. Конфликт – это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий […]...
  34. Сочинение “Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга” Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная героиня, хотя и страшноватая внешне. Прозвали ее “Костяной ногой”. У Бабы Яги длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Она одета в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Живет Баба […]...
  35. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” известна многим. Она состоит во многих школьных списках литературных произведений. Действие пьесы происходит недалеко от реки Волги в городе Калинове. В этом городе все друг друга знают, но все ограждаются друг от друга – строят заборы, чтобы огородиться. Они живут замкнутой жизнью и не знают, что происходит в других городах. […]...
  36. Больше всего в этой сказке мне понравился Иван-царевич. Правда, в первой половине сказки Иван вы­зывает скорее не симпатии, а жалость. Из-за его нео­бычной жены Иван становится предметом насмешек старших братьев и их жен. Очень болезненно перено­сит он и приказы царя, своего отца, потому что не на­деется, что они будут выполнены. Однако уже в начале сказки […]...
  37. эпическая неторопливость развития действия и обстоятельность сценических характеров; подробные описания патриархально-купеческого быта; акцент на индивидуальной судьбе личности и стремлении к счастью отдельного обычного человека; при этом история жизни героя выступает мерилом оценки состояния общества; тип героя (героини) “горячего сердца”, который наделен естественным возвышенным порывом к счастью, не мыслит жизни без “воли” и отчаянно защищает свое […]...
  38. Преступление – есть злодеяние. За всякое злодеяние следует наказание. Что же толкает людей пойти на преступление, что ими движит? Какие мотивы преследует? Совершить преступление – значит пойти против каких-либо моральных устоев, нравственных принципов как общества, так и самой личности. Следовательно, есть нечто гораздо мощнее, то, что одерживает верх над человеком. Попробуем сопоставить двух героинь: Катерину […]...

Русская народная сказка "Снегурочка"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Снегурочка" и их характеристика

  1. Иван и Марья, бездетный старички, крестьяне. Добрые и богобоязненные.
  2. Снегурочка. Девочка из снега, красивая, бледная, летом грустная, зимой веселая. Ласковая и приветливая, общительная.
План пересказа сказки "Снегурочка"
  1. Иван и Марья
  2. Снеговики
  3. Кукла из снега
  4. Глазки
  5. Ожившая Снеугорочка
  6. Снегурочка - красавица
  7. Весна
  8. Грустная Снегурочка
  9. С девками в лес
  10. Прыжки через костер
  11. Исчезновение Снегурочки
  12. Поиски
  13. Легкое облачко
Кратчайшее содержание сказки "Снегурочка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жили в деревне Иван и Марья, и не было у них детей.
  2. Слепили они зимой снеговика и ожила снежная кукла
  3. Назвали Иван и Марья девочку Снегурочкой.
  4. Пришла весна, а потом лето, и грустно было Снегурочки от жары.
  5. Позвали ее девки в лес через костер прыгать
  6. Растаяла Снегурочка и улетела легким облачком.
Главная мысль сказки "Снегурочка"
Не может быть счастливой семьи без детей.

Чему учит сказка "Снегурочка"
Сказка учит любить природу, знать особенности каждого времени года, учит народным традициям и праздникам. Учит быть послушными, любить своих родителей, не огорчать их. Учит быть добрыми, уметь дружить, быть веселыми.

Отзыв на сказку "Снегурочка"
Мне нравится это простая и в то же время интересная сказка. Ее главная героиня Снегурочка была слеплена из снега и потому очень боялась солнышка. Ей было плохо летом. Очень жаль, что Снегурочка стала прыгать через костер и жар пламени растопил ее. Так родители потеряли своего любимого ребенка из-за простой неосторожности.

Пословицы к сказке "Снегурочка"
Бог дал, бог и взял.
Чему быть, того не миновать.
Без детей тоскливо, с детьми хлопотно.
У кого детей много тот не забыт Богом.
Детки радость, детки и горе.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Снегурочка"
Жили-были крестьянин Иван и его жена Марья. Все у них было в хозяйстве, только детей не было. И вот однажды зимой посмотрел Иван как соседские ребятишки лепят снеговика, и предложил Марье тоже сходить, снеговика слепить, отвлечься от грустных мыслей.
Вышли они на улицу, слепили снеговика. Вылепили голову, носик слепили, ямочки на лбу сделали. Только Иван начал рот лепить, как вдруг словно теплом на него дохнуло. Смотрит, а ямки уже глазами сделались. Снежная кукла голову наклоняет.
Испугался Иван, думал наваждение какое. А Марья так сразу поняла, что это Господь им ребенка дает. Отряхнула Снегурочку от снега и вот уже стоит перед ними живая девочка.
И стали весело жить Иван да Марья. Девочка Снегурочка быстро подросла, красавицей стала, вот только румянца у нее нет совсем.
И вот зима пролетела, следом и весна прошла. Грустит Снегурочка солнечными днями, все в тень прячется, да в студеной воде у родника купается. А когда град пошел, так и вовсе радость у Снегурочки случилась. Вот только быстро растаяли градины.
И вот на кануне Иванова дня позвали Снегурочку соседские девку в лес гулять. И отпустили Иван да Марья дочку, да девкам наказывали за Снегурочкой пуще глаза следить. Одну не оставлять.
И следили девки за Снегурочкой и веселились. А потом стали через костер прыгать и Снегурочка с ними. Перепрыгнули девки костер, смотрят - пропала Снегурочка. Долго искали ее девки, не нашли.
Горько плакали Иван и Марья. Марья все в лес ходила, Снегурочку искала. Да только нет ее нигде. Когда прыгала она через костер, растаяла и легким паром в небо улетела.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Снегурочка"

Полнотекстовый поиск:

Главная > Реферат >Литература и русский язык

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

‹‹Снегурочка›› А. Н. Островского и народная сказка

По курсу ‹‹ Устное народное творчество››

Студентки 1-го курса группы 203 Холмецкой Н. П.

Барнаул 2010

Произведение Островского "Снегурочка" - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В "Снегурочке" главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

Откуда взялась Снегурочка? Точного ответа до сих пор нет. Но имеется очень много вариантов ее происхождения.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было - любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни , и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один - поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета - жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных - от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может - даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям - и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье - увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить - или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви - бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои


(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка - центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем . Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз - отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна - мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель - ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь - торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго - и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.


«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов - это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки , повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир - отвергала людей - получила любовь - прониклась человеческим миром - погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем - взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции ; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени­ях фольклора?

В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки . На­иболее часто - Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред­ко бывают свитой Весны. Они чаще быва­ют самостоятельными участниками ска­зок, песен.

Опишите царство берендеев. Чем его описа­ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?

Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре­ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су­мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано декорации, на фоне которой будут происходить собы­тия.

Припомним первую ремарку.

«Начало весны. Полночь. Красная гор­ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по­лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе­рендея: дворцы, дома, избы - все дере­вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб­рит всю открытую местность. Вдали кри­чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

Справка. Декорация - оформле­ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

Почему уже в первой ремарке говорится о местах, где будут происходить пролог и все четыре действия сказки?

То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна­ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер­вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

А. Н. Островский хотел, чтобы зрители сразу же увидели все сказочное царство берендеев.

Многие считают, что завязка пьесы - решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз­ка - решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

Какой вы представили себе Снегурочку? Что в ее взглядах и поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза?

Снегурочка - дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове­дении есть приметы родителей. Имя Сне­гурочка от отца - Деда Мороза. Но зато от матери Весны - красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

Какие эпизоды напомнили вам народные сказки? Какие народные песни есть в прологе?

Сказку напоминают такие эпизоды про­лога: Весна опускается на землю, окру­женная своей свитой; встреча Весны с Мо­розом и их спор; появление Лешего; про­щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

В прологе есть хор птиц, который бли­зок народной песне . Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель.

Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.

Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся.

Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп­ликах?

Справка. Перенос - перенос части предложения из одной строчки стихотво­рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

Можно подчеркнуть в приведенном тек­сте разорванные предложения. Мы ви­дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.

На этой странице искали:

  • островский снегурочка характеристика героев
  • островский снегурочка главные герои
  • Какова последовательность диалогов героев сказки А Н Островского «Снегурочка» из Пролога и первого действия:
  • островский снегурочка анализ пролога
  • Глава I. Описание живущего в семье дворян-Иртеньевых пожилого-учителя, немца Карла Ивановича Мауера. Николенька Иртеньев (мальчик, от лица...

    Аппарат Гольджи - важная органелла, которая присутствует практически в каждой Пожалуй, единственными клетками, в которых отсутствует этот комплекс,...

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Как «весенняя сказка» Островского связана с известными вам преданиями и обрядами?

Пьеса «Снегурочка» имеет подзаголо­вок «весенняя сказка». В ней участвуют герои, которые знакомы нам по многим сказкам, легендам и преданиям. Среди них — Снегурочка, ее родители, Весна и Мороз, Леший, известная по народным сказкам Елена Прекрасная. Проводы Мас­леницы — встреча весны, связанные с этим песни, пляски, игры. Это все элемен­ты русских народных обрядов. Так, песня Леля «Туча со громом сговаривалась…» знакома многим с детства.

Какие приметы Весны и Мороза живут с само­го начала в облике Снегурочки?

В облике Снегурочки много черт, свя­занных с ее отцом — Морозом. Имя — от зимнего снега, от зимы и мороза ее кра­сота, которая очаровательна, но холодна. Мы представляем ее прекрасные светлые волосы, ее нежное личико, которое укра­шало, но не радовало жизнь берендеев. Только в конце, перед смертью, лицо Сне­гурочки озарилось счастливой улыбкой.

От матери Весны — стремление к счас­тью, попытка стать как все, испытать то, что ей пережить не удавалось, — любовь.

Зачем Весна стремилась поселить свою дочку среди берендеев? От чего она предостерегала доч­ку, надевая венок из цветов на ее голову?

Весна хотела своей дочке счастья и для этого стремилась поселить ее среди счаст­ливого и мирного народа — берендеев. Она говорит не столько Снегурочке, сколько ее суровому отцу: «На свете все живое должно любить».

Весна стремилась спасти Снегурочку от одиночества.

Почему Мороз предвидел, что с его любимой дочкой случится беда? Что он предпринял, чтобы сделать безопасной жизнь Снегурочки среди лю­дей?

Мороз видел, что его дочка Снегурочка отличается от берендеев, и боялся, что она погибнет среди людей. Но Весна говорила, что ей одной в лесу будет плохо, и тогда Дед Мороз решил, что у бобылей она будет жить в большей безопасности. На это со­гласилась и Весна.

Попробуйте описать характер Снегурочки, не забывая ни ее достоинств, ни недостатков.

Снегурочка была очень красивой и с го­дами расцветала. Но характер ее оставал­ся таким же, каким был в детстве. Об этом верно говорит Купава, что Снегурочка со­хранила детское тщеславие и не стала серьезнее, не приобрела способности пере­живать глубокие чувства. Она осталась веселым и беспечным ребенком.

Почему встреча с Мизгирем была так радостна для Снегурочки?

Встреча с Мизгирем разбудила ее серд­це. Она увидела, что Мизгирь не просто восхищается ее красотой, но любит силь­но и отважно.

Как в последние минуты перед появлением Ярилы проявляют себя Снегурочка и Мизгирь? Что отличает любовь Снегурочки от страсти Мизгиря?

Берендеи поняли, что в Снегурочке на­конец появилось теплое чувство к друго­му человеку. Они увидели, что холодная как снег красавица готова полюбить Миз­гиря. Но сердце у нее изо льда. И как только она полюбила, сердце ее согрелось и растаяло. Снегурочка гибнет: она не со­здана для горячих чувств. И все же для нее эта гибель радостна — она пережила чувство привязанности к другому челове­ку. Ее любовь красива и бескорыстна. Лю­бовь Мизгиря не в силах изменить саму Снегурочку.

Почему гибель Снегурочки и Мизгиря не нарушила праздника берендеев?

Согласны ли вы со словами царя: «Снегурочки печальная кончина И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут».

Мы помним, что перед нами — не исто­рия жизни живых людей, а «весенняя сказка». А сказка должна завершаться счастливо, в ней всегда побеждают добрые силы. В царстве Берендея царят ровные и доброжелательные отношения между людьми. И даже яркая страсть у них при­носит радость, а не разрушает ничьей жизни. Такие радостные отношения свя­зали Купаву и Леля. Мизгирь же сначала выбрал своей невестой Купаву, потом страстно добивался любви Снегурочки, которая могла погибнуть, ответив на его чувство. В результате Снегурочка счаст­лива погибнуть ради того, чтобы стать та­кой, как все. Мизгирь не в силах спасти ее. Понимая это, он расстается со своей жизнью. Холодный нрав Снегурочки и яркая страсть Мизгиря ведут к тому, что исчезают из жизни берендеев, потому что им в ней нет места. И пьеса завершается общим радостным хором берендеев, сла­вящих Солнце.