Символизм в искусстве. Символы и образы в архитектуре англии

архитектура

, или зодчество - здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественную организованную среду жизнедеятельности человека. Как часть материальных средств существования людей и как часть средств производства (промышленная архитектура), она принадлежит к сфере материальной культуры, но как важный вид пластических искусств - к сфере духовной художественной культуры. Эстетически формируя жизненную среду общества, архитектура выражает специфическими художественными формами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. В архитектуре взаимосвязаны функционально-технические и духовно-эстетические начала: она базируется на триединстве пользы, прочности и красоты. В этом качестве она служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространственных и временных видов художественного творчества. Недаром архитектуру называют «матерью всех искусств». В силу своей открытости массам, а также стабильности и прочности своих творений архитектура более других искусств способна передать социально организующий аспект современного ей идеала, дух упорядоченности и разумной закономерности. Архитектура основана на символическом понимании пространства, ввиду чего обращается к символическому смыслу здания, устанавливая соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек прошлого определялись символическим значением форм. Например, в древних греческих и римских храмах в целях подчеркивания идеи духовного восхождения устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями. Наиболее последовательно идея постепенного восхождения выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий, соответственностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Несомненно, что в основе сложной геометрической символики храма лежит принцип дерева или горы, в котором присутствует космическая и технологическая символика. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилонах, колоннах), связывают землю с «первичными водами». При этом все круглые формы выражают идею неба, квадрат олицетворяет землю, а треугольник символизирует взаимодействие между небом и землей. Храм - это модель организованного космоса, проявление одного во множественности, поэтому в нем широко используется символика чисел: 7 в пирамидах, 3 в христианских храмах, а 8, являющееся связующим звеном между 4 (квадратом) и 2 (кругом), - в башнях. В основе храма также лежит символика мандалы - квадратуры круга - квадрат и круг , связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма. На развитие древнерусской архитектуры оказало влияние византийское искусство, самобытно интерпретированное древнерусскими архитекторами. В XII–XIII вв. сложились местные школы архитектуры в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах. С XIV в. ведущее место заняла московская школа, и постепенно сформировался единый стиль древнерусской архитектуры, которую отличали ясное выявление конструкции зданий, величавые пропорции, строгая уравновешенность пространства и массы. Широкое распространение получили крестово-купольные храмы, а в XVI в. появился своеобразный тип шатровых храмов-башен. При этом архитектурные элементы храма имеют собственное символическое толкование. Например, три двери храма олицетворяют веру, надежду и милосердие. Церковные стены ограждают спасенное от греха человечество, контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу, крыша символизирует милосердие, колонны - догматы веры, своды - пути спасения, а шпиль - Божий перст, указующий конечную цель человечества. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1997; Чернявская Т. Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. М., 1984.

Символы на фасадах домов не только украшают здание, но и превращают его в открытую книгу. Они могут многое рассказать об истории дома и его владельцах. Одни символы используются как обереги, другие – привлекают удачу, третьи – открывают свои тайны посвященным. Нужно только уметь читать язык знаков.

Амур (Купидон) предстает очаровательным крылатым малышом. Он символизирует любовь. Его традиционные атрибуты – лук, стрелы и колчан. Но нередко Амур безоружен (тогда его называют «Путти»). Это значит, что любовь может поразить любого. Часто у Амура завязаны глаза, потому что любовь слепа. А еще это намек на мрак, с которым ассоциируется любовный грех.

Ангел (архангел) – посланник, «приносящий вести». Это духовные существа, более совершенные, чем человек, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле его веления. Традиционно ангелы изображаются, как антропоморфные существа с крыльями за спиной. Они символизируют божественные деяния и связь Бога с его творениями.

Андреевский крест называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол Андрей. Он символизирует совершенство, а также используется на флаге Российского флота. По легенде, Апостол Андрей посещал территорию будущей Руси и поэтому сейчас является святым покровителем России.

Атлант - могучий титан, держащий на плечах небесный свод. В архитектуре это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия зданий, балконы, карнизы. Атлант символизирует выносливость и терпение.

Бык - символ плодородия, сексуальной силы, а также насилия и ярости. Это воплощенная мощь, власть, мужская плодовитость.

Венок - кольцеобразное сплетение из листьев и цветов. Венок олицетворяет жизнь, успех, изобилие, благополучие, торжество, празднество, славу, награду, победу, совершенство. Но поминальные венки служат нам напоминанием о смертности и, одновременно, вечности. Дополнительное значение венку придают растения, из которых он сплетен.

Виноград - один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Активно используется в христианстве, так как виноградная лоза – один из символов Христа, а виноградный сок – олицетворение человеческой крови.

Всевидящее око (Лучезарная дельта) - сложная аллегория, обозначающая Всевидящего Бога. Часто Всевидящим Оком называют глаз, вписанный в треугольник - символ Троицы. Масоны заимствовали этот символ, дополнив его расходящимися лучами. Он стал известен как Лучезарная Дельта. Это знак просвещенности и внимания, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков (треугольник - знак огня и просвещения, открытый глаз – знак истины и совести). Также Лучезарная Дельта напоминает посвященным, что у каждого есть его собственная звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках.

Голубь - мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Также это традиционный христианский символ Святого Духа и крещения. При этом голубиное воркование связывают с сексом и с рождением детей. Именно поэтому голубка стала олицетворением нежной жены.

Грифон – мифологическое существо с туловищем льва и головой орла. Эти животные олицетворяют власть над воздухом и землей (король птиц и король зверей), поэтому грифоны символизируют силу и бдительность. По легенде, грифоны охраняли золото Индии и скифов, поэтому и сейчас они выступают в качестве стражей.

Держава является одним из атрибутов верховной власти. Круглая форма державы ассоциируется с земным шаром.

Единорог мистическое существо с телом лошади или оленя и длинным острым рогом. По легенде, он может быть пойман только целомудренной девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее чистоту, единорог может подойти к ней, положить голову ей на колени и уснуть. Поэтому единорог символизирует непорочность, чистоту и целомудрие.

Звезда пятиконечная (пентаграмма) толкуется по-разному. Она символизирует радость и счастье, победу духовного над материальным, безопасность. Это и символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. А у масонов пятиконечная звезда символизирует мистический центр.

Зерно – основная пища для многих народов, именно поэтому оно символизирует плодородие и изобилие. Еще одно значение – обновление жизни, воскрешение. Зерно, брошенное в землю («похороненное»), кажется умершим, но весной оно просыпается к новой жизни и дает богатый урожай.

Змея, обвившая чашу – распространенный символ медицины. У всех народов змея олицетворяет молодость, мудрость, бесконечность жизни. Змеи считались обладателями магической целебной силы и проживали в лечебном центре бога врачевания Эскулапа. А лекарства при этом изготавливали в ритуальном сосуде – чаше. Также в засушливых странах в чаши собирали живительную влагу. Кроме того, чаша - древний сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали различные лекарства. Именно поэтому сейчас этот змея, обвившая чашу, используется аптеками и медицинскими учреждениями.

Кадуцей часто называют жезлом Меркурия, бога торговли и воров. Это «волшебная» палочка с маленькими крыльями, которую обвивают две змеи. Они символизируют слияние двух полярностей: добра и зла, правого и левого, света и тьмы. Изображение кадуцея, как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат. Но кадуцей это еще и знак защиты от хитрости и обмана, которые нередко сопровождали торговые сделки.

Кариатиды - женские скульптуры, поддерживающие перекрытия или карнизы. Они названы так от девушек города Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах. Кариатиды символизируют женское начало и, нередко, деву Марию.

Квадрат , благодаря своей устойчивости, стал символизировать землю и материю, а его четыре угла – четыре стороны света, четыре стихии и четыре времени года.

Книга - знание. Открытая книга символизирует книгу жизни, учение, откровение и мудрость писаний. Также книга может означать поход и поиск.

Колесо – символ солнечной энергии (центр – солнечный диск, спицы – лучи). Оно олицетворяет также жизненный цикл, перерождение, обновление, изменчивость. Нередко используется и колесо фортуны – символ взлетов, падений и непредсказуемости судьбы.

Колесница – символ власти, могущества и быстроты передвижения. Также колесница олицетворяет человеческую сущность: возничий (сознание), используя вожжи (силу воли и разум), управляет лошадьми (жизненными силами), везущими повозку (тело).

Конь (лошадь) у некоторых народов был священным животным. По древним поверьям, солнце передвигалось по небосклону в колеснице, запряженной огненными скакунами. На конях передвигались и другие боги и герои. Этим и объясняется общепринятое символическое значение лошади – верность, скорость, энергия, движение, трудолюбие, выносливость, рыцарство, свобода, героизм.

Корабль (ладья, лодка, судно) , по легендам, был средством передвижения небесных тел и богов, а также служил для переправы умерших в потусторонний мир. Изображения кораблей можно трактовать как символы путешествия, переправы, бессмертия и жизненного пути. При рассмотрении жизни как опасного путешествия лодка становится символом безопасности: она противостоит морю страстей. Отсюда в христианском символизме Церковь уподобляется кораблю. Также корабль и ковчег - суда сокровенного знания.

Корона – один из древних символов и воплощений верховной власти (сходные с короной головные украшения из рогов, перьев, ветвей и трав встречаются у народов еще дописьменных культур). Корона возвышается над своим носителем и, одновременно, возвышает его над окружающими. Таким образом корона становится знаком (проявлением) высших, сверхчеловеческих сил и полномочий. Также замкнутый круг обода короны является символом бессмертия и вечности, применительно к власти.

Крест – древний универсальный символ связи духа и материи. В христианстве крест символизирует Христа. Но если вписать крест в круг, то мы получим масонский крест. Он означает святое место и космический центр.

Круг – совершенство, единство, вечность. Круг олицетворяет космос и земной шар.

Кукуруза , как и почти все зерновые, - общепринятый семенной образ, олицетворяющий изобилие, питание, мир.

Лавр символизирует бессмертие, триумф, победу и успех. Согласно древнегреческому мифу, бог поэзии Аполлон преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в лавровый куст. Ветвями его Аполлон украсил свою голову и лиру. Вот почему в Древней Греции музыкантов, поэтов и танцоров награждали лавровыми венками. А римляне распространили эту традицию на военных победителей.

Лев , повсеместно называемый царем зверей, – один из самых используемых символов силы, царственной власти, справедливости, покровительства.

Летучая мышь – ночное млекопитающее двойственной природы (мышь и птица). На Западе летучие мыши считаются зловещими существами, питающимися кровью. Символизируют ночную жизнь, черную магию, странствие душ, хищность.

Лотос , в первую очередь, – символ плодовитости, рождения и возрождения (считается, что он олицетворяет идеальную форму вульвы). Также этот совершенный по красоте цветок стал символом богов, создавших мир. Лотос символизирует прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно.

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Это эмблема рыцарей Мальтийского ордена (ордена госпитальеров), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту в 1529 году – отсюда это название. Восемь концов мальтийского креста обозначают восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.

Медведь – символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, лени и нежных материнских чувств. А еще он считается негласным символом России.

Меч – один из наиболее распространенных символов. С одной стороны, это грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой – символ власти, правосудия, высшей справедливости.

Молоток и угольник , наряду с другими масонскими символами, служили напоминанием посвященному о его обязанностях и качествах. Так, линейка и отвес символизируют равенство сословий. Угломер является символом справедливости. Циркуль служит символом общественности, а угольник означает совесть. Дикий камень – это грубая нравственность, хаос, а кубический камень - нравственность «обработанная», приближенная к идеалу. Молоток служит для обработки дикого камня и является символом молчания и повиновения, а также символом власти, так как он принадлежит Мастеру. Лопаточка символизирует снисхождение к человеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации означает бессмертие, а гроб, череп и кости - презрение к смерти. Вообще масоны стремились не оставлять письменных и ясных следов своей деятельности, прибегая к символам и знакам, понятным лишь членам ордена. Отсюда и большое разнообразие предметов, которым масоны придали символическое значение.

Музы - в древнегреческой мифологии покровительницы искусств и наук. Каждая из девяти муз олицетворяла свое направление в искусстве и изображалась с характерными для него атрибутами: Каллиопа – эпическая поэзия, Эвтерпа – лирическая поэзия и музыка, Мельпомена – трагедия, Талия – комедия, Эрато – любовная поэзия, Полигимния – пантомима и гимны, Терпсихора – танцы, Клио – история, Урания – астрономия.

Олимпийские боги могут изображаться как в виде скульптур, так и в виде маскаронов. В древнегреческой мифологии это верховные божества, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских богов входили:
Зевс - верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний;
Гера - жена Зевса, покровительница брака, семейной любви;
Посейдон - бог морской стихии;
Аид - владыка царства мертвых;
Деметра - богиня плодородия и земледелия;
Гестия - богиня домашнего очага;
Афина - богиня мудрости, справедливости, наук и ремесел;
Арес - бог войны и кровопролития;
Персефона - богиня весны, королева Царства Мертвых;
Афродита - богиня любви и красоты;
Гефест - бог огня и кузнечного ремесла;
Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства;
Аполлон - бог света, покровитель искусств, бог-врачеватель и покровитель оракулов;
Артемида - богиня охоты, покровительница всего живого на Земле;
Дионис - бог виноделия и веселья.

Орел – властелин воздуха, воплощение мощи и скорости, символ правителей и воинов. Орел ассоциируется с величием, властью, господством и отвагой. Поэтому двуглавые орлы означают всезнание и двойную власть – небесную и земную.

Оружие олицетворяет силу, власть над миром, справедливость, решимость, оборону, военную добычу. В легендах и мифах многих народов можно найти указание на то, что оружие давали героям Боги, и оно наделяло своего обладателя необычайными способностями. В этом смысле оружие становится символом борьбы и победы над самим собой.

Знак «Осоавиахим» до сих пор можно увидеть на многих зданиях. Это знак ставился там, где большая часть жильцов входили в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращенно ОСОАВИАХИМ) - советскую общественно-политическую оборонную организацию, существовавшую в 1927-1948 годы, предшественник ДОСААФ.

Павлиний хвост - символ вечных космических циклов, звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности.

Пегас - это крылатый конь Муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отсек ей голову. Он символизирует превосходство духовного над материальным, красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание. Сейчас пегас используется как эмблема воздушного транспорта.

Пирамида – символ иерархии и единства. Считается, что посвященные выбрали форму пирамиды для своих святилищ потому, что хотели, чтобы сходящиеся к вершине, устремляющиеся к Солнцу линии напоминали человечеству о единстве.

Перо символизирует истину, легкость, небеса, простор, душу.

Раковина - символ, связанный с процветанием, рождением, жизнью и браком. Так, рождающуюся Венеру уже на помпейских фресках изображали стоящей на раковине.

Рог изобилия - символ изобилия и богатства. Обычно он изображается изогнутым, наполненным цветами, плодами и тому подобным.

Рога , будучи острыми и колющими, являются символом фаллическим и мужественным, при этом, будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Поэтому рога олицетворяют воинов и плодовитость.

Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность.

Рысь , благодаря своему острому зрению, символизирует бдительность.

Рыцарь - всадник, принадлежащий военному сословию, ордену или дворянской ступени. Рыцарь олицетворяет мужество, верность, великодушие, благоразумие, честь, а также является стражем.

Саламандра – мифическое существо, которую обычно изображают в виде маленькой ящерицы среди языков пламени. Считается, что саламандра может жить в огне, поскольку у нее очень холодное тело. Это символ борьбы с чувственными соблазнами. Также саламандра используется страховыми компаниями.

Свастика (коловрат) прямая – это крест с концами, загнутыми влево (вращение считается происходящим по часовой стрелке). Это символ движения жизни, солнца, света, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ долгожительства и здоровья. Обратная свастика – это крест с концами, загнутыми вправо (вращение считается происходящим против часовой стрелки). Она ассоциируется с негативной энергией. Вообще у свастики много значений, и у большинства народов они были положительными, пока свастика не была скомпрометирована нацистами.

Серп и молот - символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Он стал главной государственной эмблемой Советского Союза и одним из основных символов коммунистического движения. Вообще молот активно использовался как эмблема для разных ремесел, а серп был наиболее массовым общекрестьянским орудием труда, символизировавшим жатву и урожай.

Скипетр (жезл, посох) – древний символ сверхъестественной силы. Посох был также атрибутом паломников и святых, что может означать знание, как единственную опору человека.

Сова (филин) – традиционный символ мудрости. Но из-за бесшумного ночного полета, светящихся глаз и жутких криков сову иногда связывают со смертью и оккультными силами. Тем не менее совам всегда приписывают дар пророчества, поэтому она олицетворяет проницательность и книжную эрудицию.

Сокол (буревестник) – олицетворение превосходства, сильного духа, света, свободы, силы, мужества.

Тирс – жезл греческого бога вина Диониса. Он представляет собой копьеобразный шест, увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда. Тирс символизирует плодородную силу – как сексуальную, так и растительную. Шишка присутствует на тирсе, вероятно, потому, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу – считалось, что это усиливает сексуальные ощущения.

Топор – символ власти, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает единство противоположностей, верховную власть и силу.

Травный, растительный орнамент активно использовался для защиты жилища. Росток – символ пробуждения жизни.

Фемида (весы) олицетворяет справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Поэтому Фемиду чаще всего изображают с завязанными глазами.

Хлеб – важнейший продукт питания народов, возделывающих зерновые культуры. Он символизирует жизнь, тело божества, плодородие, средства существования, труд, а в сочетании с солью – гостеприимство.

Химера – это чудовище с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Она символизирует опасность и заблуждение, так как может порождать иллюзии.

Чаша (котел, кубок) – символ изобилия, поддержания жизни, возрождения. Также чаша может олицетворять святой Грааль – кубок, который Иисус использовал в Тайной Вечере, и в которой затем собрали кровь Христа после распятия. Считается, что он дарует испившему из него вечную жизнь и поэтому символизирует духовный поиск, духовное знание, просветление и искупление.

Шишка – фаллический знак. Шишка была атрибутом Диониса (Вакха) и олицетворяла мужественность, плодородие, здоровье, семейную жизнь, богатство.

Щит символизирует защиту, щит и меч - эмблема отваги.

Якорь олицетворяет надежду, спасение, безопасность, прочность, устойчивость, стабильность, спокойствие, надежность, верность, преданность, опору, осторожность, веру. Символизм идет как от формы, так и от функции якоря.

Но не меньшее символическое значение имеет и количество архитектурных элементов. Число их тоже несет определенное значение:
1 – единство, мудрость, начало;
2 – двойственность, чередование, равновесие, иногда – различие и конфликт;
3 – Троица, созидание, обновление, рост, удача;
4 – целостность, земля, устойчивость, порядок;
5 – пять чувств, индивидуальность, активность;
6 – союз, равновесие, совершенство;
7 – уверенность, обилие;
8 – гармония, правосудие;
9 – сила, энергия, исполнение, достижение.

По количеству куполов храмы делятся на:

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Форма куполов:

Сферическая форма византийских куполов символизирует вечность.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.Шлемовидные и сферовидные купола выполняют роль крыши. Шлемовидный купол, архитектурный стиль запада, на Руси не прижились.

Форма луковицы символизирует - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру"."Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Е.Н. Трубецкой.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери. Шатровые купола были запрещены церковными властями еще в начале 17 века.

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов - чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Или же храмы, посвященные святым (эти купола могут быть и серыми/серебряными)

Черные купол встречается в монастырях – это цвет монашества.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

При входе в храм снаружи устраивается паперть - площадка, крыльцо.

Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю. Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат - икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Масонские символы в архитектуре Москвы,ч.2

Масонские символы отражают в основном строительную тематику: угольник, молоток, топорик. Кроме этого, масоны собрали и более древние знаки, такие как шестиконечная и пятиконечная звезды, всевидящее око, наделив их своими тайными смыслами.
Архитекторы оставляли эти тайные знаки на зданиях, порой ничего не подозревающих владельцев, таким образом, передавая сообщения для других масонов. Поэтому, увидев на здании что-то напоминающее масонскую символику, надо изучать, кто был архитектором, а кто владельцем этого дома.

Итак, основные масонские символы и их значение:

Лучезарная дельта - один из самых древних символов, в христианстве знак «всевидящее око». Этот символ появляется на изображениях еще со времен Древнего Египта. У масонов знак напоминает о всепроникающем божественном взгляде, о присутствии Великого архитектора вселенной (Бога) во всех деяниях масонов
Две колонны (Яхин и Боаз) - «утверженный силой» и «утвержденный богом». Два медных или латунных столба, которые стояли в храме Соломона в Иерусалиме
Три кольца - триединство религий (иудаизм, христианство, античность)
Круг - символ вечности
Раковина и жемчужины - символы саморазвития, каждый человек как песчинка должен вырастить из себя жемчужину;
Фартук вольного каменщика - атрибут принадлежности к масонству
Линейка и отвес - равенство сословий
Циркуль - символ общественности
Дикий камень - грубая нравственность, хаос
Ветвь акации - бессмертие
Гроб, череп, кости - презрение к смерти, печаль об исчезновении истины
Мечь -карающий закон
Саламандра - древний алхимический символ
Химеры - несбыточная мечта, к которой нужно стремиться

Масонство всегда было тесно связано с архитектурой. Не случайно члены ложи называли Бога Великим зодчим или Архитектором вселенной, а среди основных символов были циркуль, мастерок и отвес. Сам по себе процесс строительства здания мог отсылать к созданию нового, более совершенного общества. Во многом поэтому тайное общество открывало миру свою философию в основном через архитектуру.Безусловно, причисление того или иного архитектурного элемента к масонской символике сразу вызывает вопросы — в этом можно увидеть паранойю или уверенность в существовании мировой закулисы. Однако масонство может стать возможностью и просто еще раз открыть для себя знакомый город как место, полное старинных загадок и тайных обществ.

Архитектор В.И. Баженов, строивший дворец в Царицыно и ещё многие здания в Москве, тоже был масоном. Как изветно, Екатерина II не приняла этот дворец, велела его разобрать и отстранила Баженова от строительства.

Дворец в Царицыно, построенный Баженовым и его учеником Матвеем Казаковым нередко называют «архитектурным справочником» масонской символики.Можно увидеть похожие на различные циркули, звезды или лестницы элементы декора на фасадах зданий, но они не имеют четкой выраженности и толковать их можно по-разному… Екатерина II высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе».Зодчий учёл пожелания императрицы, но не пошёл у них на поводу.Конечно,следует иметь в виду, что в 1770-е годы в русской архитектуре шёл поиск нового архитектурного языка, в процессе которого возникали необычные идеи.

Екатерине II понравился представленный проект, и в мае 1776 года началось строительство. Были заложены три здания вдоль Берёзовой перспективы (Малый и Средний дворцы и Третий кавалерский корпус), павильоны и Фигурный мост. Работы шли успешно: уже в августе Баженов докладывал, что Фигурный мост почти закончен, а «прочие же три дома в половине уже возведены, которые неотменно в нынешнее летнее время совсем к концу приведены будут, есть ли не захватит ненастье».Однако уже к концу года начались неурядицы со стройматериалами и финансированием; временами это повторялось на всём протяжении строительства, которое растянулось на десятилетие — вопреки планам зодчего уложиться в три года. Баженов писал многочисленные письма чиновникам,чтобы строительство не останавливалось, ему приходилось даже брать кредиты на своё имя и вести стройку за свой счёт. Во время работы над царицынским ансамблем Баженов был вынужден продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой.Во время посещения строительства,которое было внезапным.императрица приказала «учинить изрядные поломки» и представить новый проект главного дворца.Строителюство передали ученику Баженова М.Казакову.Маловероятно,что Екатерина свободно разбиралась в символике «вольных каменщиков»,но недоброжелателей хватало.Несмотря на то,что ряд масонских символов восходит к христианской эмблематике — под снос пошли бы все царицынские постройки Баженова.

Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но тем не менее новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой.Однако элементы готической архитектуры стали более выраженными благодаря восьми башням, акцентировавшим углы по периметру дворца. Казаковский дворец более баженовских предшественников похож на классический средневековый замок.

Некоторые исследователи предполагают, что подлинными причинами монаршего гнева стали принадлежность Баженова к масонам (архитектор прошёл обряд посвящения в 1784 году по поручительству Н. И. Новикова и был принят в ложу «Девкалион», мастером стула которой был С. И. Гамалея) и его тайные контакты с цесаревичем Павлом.Масонство Баженова нашло явное отражение в царицынских постройках. Декор многих зданий, загадочные кружевные каменные узоры отчётливо напоминают масонские шифры и эмблемы;само построение ансамбля, его планировку иногда считают также неким масонским шифром.Иконографическую программу масонской символики Царицына неоднократно пытались расшифровать, но без какого-либо достоверного результата; признаётся, что пока это невозможно.И тем не менее...

В Европе была всего одна масонская ложа, принимавшая и дам в свои члены. Символом этой ложи был лежащий мопс. Дизайн Виноградных ворот в поместье Царицыно раньше мог похвастаться керамическими фигурами этих прелестных животных, но их, к сожалению, уже нет. Но, вот, виньетку, изображающую циркуль с виноградной лозой, еще можно увидеть. В Царицыно вообще масса таких находок.


В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого царицынского дворца вчерне завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы.Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно — оно ему не приглянулось. 8 (19) июня того же года последовал указ «в селе Царицыне никаких строений не производить».

Москвская экскурсия «По следам вольных каменщиков»получается довольно объемной.

На барельефе дома №11 в Гагаринском переулке отчетливо можно разглядеть ряд символов, присущих тайной ложе - стандартный для масонской символики - угольник, топорик и лопатка.

Масонские знаки сохранились в интерьере.Центрального Дома Литераторов на Поварской.Дом был построен архитектором Петром Бойцовым для князя В.В. Святополк- Четвертинского. Далее особняк приобретает графиня А.А. Олсуфьева, чей муж являлся известным масоном, которая прожила здесь вплоть до 1917 года. До революции здесь часто проводились собрания масонов. После революции (1928 году) в этом замок был передан Союзу писателей. Именно этот дом был прообразом массолита в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1995 году в этом здании была зарегистрирована Великая ложа России.



Дом страхового общества России на Сретенском бульваре является одним из красивейших памятников архитектуры. Знаменитый архитектор Ла Курбуазье говорил, что можно снести весь исторический центр Москвы, но обязательно оставить именно этот дом. Дом являлся уникальным для своего времени: в нем находилось всего 146 квартир, площадью об 400 до 600 метров; собственная система водоснабжения, отопления. Первыми жильцами дома были деятели культуры, затем военные. В советское время здесь был многочисленные коммуналки.
Снаружи дом украшен многочисленными изображениями чудных животных, а под одним из балконов спряталась огромная саламандра. Хочется отметить, что раньше дом был красного цвета. Колонны, которые обрамляют окна были выкрашены в белый и черный цвета («Яхин и Боаз»). Под самой крышей здания можно увидеть фигурку слона - символа победы Христа над смертью.



Фасад Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках украшает лучезарная дельта.



Здание бывшего Английского клуба (ныне Музей современной истории) относится к тем немногим, которые сохранились после большого пожара в 1812 году. В 1826 году было перестроено. С левой стороны от центральной колоннады можно увидеть окно в обрамлении двух колонн (Йоахин и Боаз), Химеры на воротах и на самом здании, триединый венок, львы с человеческими лицами, львы с кольцами в зубах («львы молчания»)
В этом доме сохранилось очень много интересных деталей: есть несколько картин, на которых изображены масоны, по стенам можно заметить фрагменты масонского фартука. Стоит обратить внимание на небольшую комнату прямоугольной формы, без окон. В деталях интерьеров можно увидеть канат, который опоясывает собой одну из комнат. Такая символика у масонов означала, что все масоны связаны между собой единой нитью. Второе значение - если ты один раз попал в этот круг, то выйти из него будет затруднительно.

Ульяновский государственный технический университет Научный руководитель – старший преподаватель Е. В. Кузьмина

Современная архитектура богата разнообразием стилей и направлений, как абсолютно новых, так и видоизмененных, преобразованных старых. Однако зачастую возникает проблема того, что архитектура, наполненная декором, начисто лишена художественной образности. Яркость, броскость часто доминирует над идеей, образом. Я считаю, что этому вопросу стоит уделить внимание, так как сейчас он достаточно актуален.

Очевидно, что рассуждая о данной проблеме, необходимо помнить о большом значении образа, как для архитектуры, так и для человека. В первую очередь для общественных зданий, наличие художественного образа является одной из главных задач. Образность, несущая социально значимое содержание,

– необходимая часть функции произведения архитектуры. Образ служит важным инструментом для приведения архитектурного объекта к це- лостности, к организованной, гармоничной форме. К тому же, как люди строят,

воспринимают и понимают город, так и город влияет на их восприятие мира. Чем архитектура разнообразней и насыщенней, тем более духовно развиты люди, созерцающие ее. Поэтому, не стоит забывать и о промышленных

зданиях, где художественный образ имеет не меньшее значение. Большинство современных людей проводят большую часть своей жизни на работе, и внешний облик здания, где человек работает, оказывает колоссальное влияние

не только на производительность труда, но и на психологическое состояние. К тому же, часто происходит так, что промышленные постройки находятся среди общественных и жилых зданий, что изрядно портит вид окружающей

застройки. Примером может послужить завод «Контактор», находящийся в центре Ульяновска. Внешне невзрачный, он совершенно не вписывается в

окружающую застройку и портит ее вид. Так почему бы не разнообразить современную архитектуру, внеся в нее образ?

Решив проблему отсутствия образности, можно не только существенно

разнообразить архитектуру, не только усилить ее художественную ценность, но и привлечь людей, желающих оценить произведение архитектуры. Архитекторы прошлых столетий уже знали о большом значении образа, многие культовые и общественные постройки тех лет сплошь пропитаны символизмом, идеей, и результатом явилось то, что ежегодно подобные постройки привлекают туристов со всего мира, желающих собственными глазами увидеть загадочные и превосходные произведения архитектуры. Туристов зачастую привлекают именно те здания, которые окутаны завесой тайны, которые можно неустанно изучать и всегда находить что-то новое, и это, как правило, памятники древней и средневековой архитектуры. В современной архитектуре вряд ли найдется много подобных построек. Современные архитекторы иногда забывают, что отказ от художественной образности означает отказ не только от удовлетворения существующей социальной потребности, но и от важного средства гармонизации предметно-пространственной среды.

Так же необходимо отметить, что и символы в архитектуре имеют немалое значение. Как известно, ранее при строительстве они активно использовались и

были широко распространены. Тайные общества размещали свои символы в храмах, в Великобритании существовали различные религиозные ордены, тоже обладающие собственной символикой. Считалось, что помимо скрытого

значения, некоторые символы обладали так же мистическими свойствами. Безусловно, не каждый современный человек уделяет внимание их сверхъестественным свойствам, но грамотное и осторожное использование

символов может не только оказать положительное влияние, но и позволить получить нам больше информации о том или ином здании. То есть символы несут еще и повествовательную функцию. Они помогают увековечить

архитектурное произведение.

По моему мнению, образы и символы могут существенно разнообразить архитектуру. Это касается как малых архитектурных форм, (беседок, указательных знаков, фонарей и пр.), так и более значимых, таких как театры,

музеи, заводы, офисы и т.д. Говоря об экономической стороне вопроса, следует отметить, что для решения проблемы не требуются существенные материальные затраты, добиться разнообразия можно довольно простыми

приемами, требующими фантазии архитектора.

В архитектуре англоязычных стран обратим внимание на Лондонский

Тауэр – крепость, возведенную на берегу реки Темза. Тауэр был со всех сторон окружен башнями, которые могли нести не только оборонительную функцию.

После нормандского завоевания Англии, король Вильгельм I принялся возводить оборонительные замки для устрашения покорённых англосаксов.

Очевидно, функциональное назначение здесь сочеталось с образом, ведь башня

– не просто инженерное сооружение, это еще и самый важный и многозначительный символ, воплотивший в себе мощь, гордыню,

бдительность, духовный подъем, недоступность и целомудрие. Таким образом,

башня здесь символизирует величественность и могущество ее строителя.

Башни используют и по сей день, в этом есть вполне очевидная потребность, но на данный момент они уже зачастую не несут в себе образа.

Хотя, мы и сами можем убедиться, насколько величественно смотрятся здания,

имеющие высокие башни. Возможно, и современной архитектуре не помешало бы использование башен в декоративных целях, к примеру, при возведении

зданий администрации, мэрии и т.п., демонстрируя тем самым в архитектуре мощь существующей власти. К тому же, узкие башни создают впечатление

стремления вверх, что так же можно использовать как часть образа, если это необходимо.

Обратившись к готической архитектуре, мы можем увидеть характерный

элемент стиля – стрельчатую арку. Она присутствует в Соборе в Кентербери, в Солсберийском соборе и т.д. Этот архитектурный элемент также сочетает функцию и образ. Арка имеет символическое значение во многих культурах и религиях мира. Это символ соединения небесного и земного, мужского и женского, символ перехода, открытой двери, разделяющей животные и божественные грани нашего внутреннего мира. Для готической архитектуры характерной чертой является стрельчатая арка. Помимо символического значения, она так же, как и башня, создает ощущение стремления вверх. Использование арки в настоящее время может быть уместно, к примеру, при строительстве музеев, театров и т.п., олицетворяя связь человека с чем-то возвышенным, устремленным вверх, к просвещению. Арки распространены и в настоящее время, но вряд ли их сейчас наделяют образом, за исключением, быть может, культовых построек. Возможно, символ, который несет арка, может помочь современному архитектору дополнить придуманный им образ.

Говоря о декоре нельзя не упомянуть витражи. Мы так же можем увидеть их, взглянув на любой готический собор в Англии. Но наиболее славится,

благодаря самым большим и красивым витражам в Европе, Йоркский собор. Витражи были широко распространены в готической архитектуре и размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». Их считают символом Божественного света. Зачастую в витражах размещались

различные символы, библейские сцены и пр., то есть помимо декоративной они выполняли еще и некоторую повествовательную функцию. Например, «роза» собора в Йорке, посвящена объединению королевских домов Йорка и

Ланкастера. В настоящее время витражи вновь получают распространение, но они уже не несут никакой смысловой нагрузки, так как являются лишь красивым, порой неуместным, дополнением декора. Я считаю, что каждый

элемент здания должен быть продуман во всех направлениях. Вернув арке функцию повествования, мы вновь вернем ей смысл и оправданность, что в сочетании с декоративной функцией, значительно прибавит ей уникальности и

ценности.

Символы и образы могут присутствовать не только в отдельных архитектурных элементах, но и во всем строении в целом. Яркий тому пример –

готический храм, имеющий форму латинского креста. Пример такого храма – собор Святого Патрика в Австралии, выполненный в неоготическом стиле. Латинский крест символизирует человека с распростертыми руками и является прямым образом Страстей Христовых. Так же это символ земли с четырьмя сторонами, образованной четырьмя стихиями. Христианский храм всегда ориентировался по сторонам света, фасад был обращен на запад, алтарь – на восток. Таким образом, данное решение помогает поддержать образ и является символом, а форма креста упрощает процесс ориентирования храма по сторонам света. Но почему бы так же не использовать подобный прием и в современных некультовых сооружениях?

Примером подобного современного использования символов может послужить Пентагон – здание Министерства обороны США. В плане здание

выполнено в форме пятиугольника (отсюда и название). Пятиугольник, сам по себе, не является самостоятельным символом, в отличие от пентаграммы, образованной его диагоналями. А пентаграмма, по одной из версий, считается символом власти над миром. Возможно, это могло повлиять на такую форму

Таким образом, мы видим, что символы в архитектуре используются довольно часто. Я считаю, что они могут быть уместны и в настоящее время.

Дополняя архитектуру символами, вовсе не обязательно размещать их на самом видном месте, и не обязательно использовать уже существующие. Можно разработать собственные и тем самым увековечить свой проект, поставив на

него «печать» принадлежности, как делали, к примеру, религиозные ордера,

такие как тамплиеры, госпитальеры и пр.

Подводя итог, следует отметить, что использование подобных приемов не подразумевает использование их в неизменном виде, ведь иначе современная

архитектура может перестать являться таковой. Но преобразовывая и видоизменяя элементы архитектуры прошлых лет, можно существенно

разнообразить современную, вернуть ей смысловую нагрузку, ведь архитектура это произведение искусства, которое, по определению, должно обладать эстетической ценностью. Образ в архитектуре – одна из важнейших задач, стоящая перед архитектором. Но, как мы убедились, решить проблему

отсутствия художественной образности можно довольно просто и экономично, используя арки, витражи, башни и прочие элементы, а в наше время экономия является немаловажным аспектом при проектировании.

Библиографический список

1. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре // Образ. - 1986 - С.85.

2. Пономарев М.А. Готическая архитектура // Символика. - 1991 - С.127-131.