Силуэт - это что? Искусство силуэта - разговоры обо всем и ни о чем за чашкой кофе

Искусство силуэта известно с древности (наскальные рисунки африканских охотников, китайские тени, черно- и краснофигурные силуэты на вазах Древней Греции), но, вероятно, смелый и удачливый эвенкийский охотник и оленевод С. Надеин (1929 - 1981 гг.) не знал об этом. И лишь оказавшись прикованным к больничной кровати, он открыл его для себя. Создавая свои силуэты, он, скорее всего, вспоминал об орнаментах, которые ловко вырезала его мать и другие женщины стойбища для украшения одежды и предметов быта, недаром у него много орнаментов, в узоры которых включены изображения птиц и зверей («Узоры Севера»).

В изобразительном искусстве силуэт - это особый вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэты рисуются либо вырезаются из бумаги. В силуэте нет глубины, он двухмерен. Но вот над привычным контурным изображением острова Сахалин в виде рыбы взметнулся силуэт оленя. И почему-то, глядя на него, мы видим его изящную форму, объем, грацию движений, целеустремленную красоту стремительного движения вперед. Сколько в нем порыва, экспрессии! Силуэт в этом изображении доведен до звучания символа, что подвластно лишь большому мастеру, каким был Семен Надеин, эвенкийский художник, родившийся в одном из стойбищ на севере Сахалина и широко известный на родном острове и за его пределами в 1960–1970-е годы. «Олень на острове» - одна из первых и лучших силуэтных композиций молодого оленевода, попавшего в больницу с тяжелым недугом (ампутация ног).

Тоска по родному стойбищу, сны-миражи о прежней жизни, которые он пытался остановить, вылились у него в стихи:

Вижу синий дымок над зеленой листвой,
Чум, белеющий в диком лесу,
Я из чащи далекой знакомой тропой
В дом сухие гнилушки несу.
(«Лесная песня»)

Пытаясь остановить видения, он брал миниатюрные ножнички и резал из больничной рентгеновской пленки силуэтные композиции. В них много конкретных жизненных наблюдений и точно переданных деталей. И поэтому искусно вырезанные, они приобретают не только художественную, но и историко-культурную значимость. Только в самой жизни мог он подметить характерное движение человека, делающего лодку, или рыбака в лодке, отталкивающегося шестом. В силуэтах современников («Силуэты земляков») маленькие плоские черные фигурки, вырезанные из бумаги, обретают жизнь. Застывшая в движении сгорбленная фигура человека с топором, замедленные, плавные движения лодочника с багром - будто сама вечность, запечатленная в линиях и формах. В ряде силуэтов изображена охота, и мастерство, с каким переданы эти сцены, поистине изумительно. Маленькие черные фигурки всегда динамичны, полны жизни. Только наблюдательный художник и опытный охотник, каким был С. Надеин, мог тонко подметить многие мелкие охотничьи детали. Сам художник, к тому же обладающий литературным даром, сравнивал их с «живыми тенями»:

Оживут, запляшут, как живые, тени,
Мои бумажные птицы, звери и олени.

Увлечение литературой подвигло его на создание не только иллюстраций к эвенкийским сказаниям («Крылатый олень» и иллюстрации к эвенкийскому эпосу «Энгеспал»), но и самих сказаний, легенд, преданий и даже повести «Максим Канига». Тесная и весьма успешная связь литературного искусства и силуэтной иллюстрации известна в истории искусства: мирискусники любили эту очень трудную технику, требующую виртуозного владения рисунком, предельной остроты взгляда и изощренного композиционного дара. Они ценили и изысканность материала, и поэтичность изображения. Именно их силуэтные композиции-иллюстрации позволили исследователю творчества одного из них - Э. Ф. Голлербаху - сказать: «Силуэт - это формула и одновременно намек, еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная». Многое мог сказать в своих силуэтах и Семен Надеин. Особый интерес представляет портретная галерея выдающихся русских поэтов и писателей - А. С. Пушкина, А. Блока, М. Горького, Н. В. Гоголя и иллюстрации к их произведениям.

История искусства силуэта имеет периоды подъема и спада интереса к нему. И всегда это связано с именем большого художника: граф Ф. Толстой, мирискусник Г. Нарбут, Е. Бем,
Е. Кругликова и другие. То же самое случилось и в наше время в искусстве народов Сахалина.

И если бы искусство С. Надеина было широко известно публике, наверняка он стал бы в этот ряд художников, достойно представив свой народ, внеся самобытную страничку в этот особенный вид искусства. Силуэты С. Надеина - редкостное явление в искусстве коренных малочисленных народов Дальнего Востока. В этой области творчества он достиг виртуозного мастерства, добившись ясности контуров при выразительности линий. И неудивительно, что у него появились последователи. На последней выставке искусства народов Сахалина, проходившей в рамках фестиваля «Содружество» в Сахалинском областном художественном музее в октябре 2003 года, кроме силуэтных композиций Семена Надеина были представлены композиции и других сахалинских художниц - уильтинки Альбины Осиповой (род. 1965 г.) и нивхки Натальи Пулюс (род.1963 г.), неоднократных дипломанток районных, областных и краевых выставок. Обе живут в поселке Ноглики на севере Сахалина.

Совершенно иной характер носит силуэтное искусство Альбины Осиповой. У нее оно выведено в самостоятельный жанр, автор задает ему полное равноправие с другими видами искусства. Круг ее тем не широк: природа Сахалина, быт народов Севера и фольклорные мотивы. Она вырезает силуэты из черной или цветной бумаги, вводит в изображение планы, стремясь к строгой плоскостности изображения. Для ее силуэтов характерны твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности, которые необходимы здесь не менее, чем в картине. Большое количество произведений, созданных ею, приобретаются музеями и охотно раскупаются иностранными представителями нефтедобывающих компаний, работающих на севере Сахалина. Она делает силуэты чудесно, легко, с поражающей быстротой, не любит «кружев», мелкости и дробности.

Размеренность, ритмичность и некоторая застылость присущи многим ее композициям. Искривленные деревья, засохшие, сломанные бурей стволы деревьев, сопки - изобразительные знаки-символы северной сахалинской природы - присутствуют во всех картинах художницы, оживленные фигурками людей и животных. Все композиции взяты в рамочки из треугольничков, дополненных резными орнаментальными полосками из веточек с листочками или спиралей.

В
силуэтной композиции № 2, выполненной в августе 2003 года, несмотря на ограниченность выразительных возможностей силуэта, ей удалось передать не только форму и объем, но и тончайшие нюансы движения, психологического настроя и даже красочность изображения. Композиция вырезана из розово-красной бумаги, цвет которой вносит эмоциональное звучание в изображение состояния природы, человека и животного. Значительную роль здесь играют и их выразительные позы, дополняющие и расширяющие образность композиции. Отставленная полусогнутая нога, длинная палка в вытянутой руке, расслабленная, застылая поза человека, замерший олень, вытянув вперед морду в едином порыве, будто к чему-то прислушиваясь, онемели перед этой странной красотой. Спокоен и певуч ритм сопок. И лишь искривленные деревья да беспокойный ритм промерзших кочек, бегущих от одного края листа к другому, напоминают нам о суровой северной природе.

По силе характеристики, остроте решения, верности трактовки этот силуэт имеет большое художественное значение.

Одно время у А. Осиповой жил мальчик Саша Яковлев, перенявший от нее искусство вырезания силуэтов. В его композициях природа живет сама по себе.

Искусство силуэта только на первый взгляд может показаться примитивным и однообразным. Овладеть искусством силуэта совсем не так просто, как кажется. И, как уже говорилось ранее, здесь необходимы и твердость рисунка, и особое мастерство композиции, отбор главного, отказ от второстепенных деталей, способность передать пространство, движение фигур. И как это трудно, можно увидеть на примере развития творчества нивхской художницы Натальи Пулюс. Для выполнения силуэтных композиций (отлично вырезает и орнаменты) она выбрала любимый старинный материал нивхов - рыбью кожу, которую наклеивает на черную замшу. От композиции к композиции растет ее мастерство вырезания силуэтов. И если сложная композиция на сказочный сюжет «Медведь и бурундук» собрана из отдельно вырезанных частей, фигуры животных не очень выразительны, то композиция «Олень» - очень компактная, выполнена будто на одном дыхании: из беловатого оттенка травы вырастают кустики, ноги оленя и искривленное дерево. Рога оленя прорастают в полоску земли и сопки на дальнем плане, которые в свою очередь неотделимы от верхушки дерева.

Каждый предмет (дерево, сопка и олень) - символ непритязательной природы севера Сахалина. Особое очарование изображаемому придает по-детски непосредственное изображение большого оленя.

О популярности искусства силуэта и творчества Семена Надеина среди народов Сахалина говорят и различные вышивки, выполненные по рисункам с его силуэтов («Материнство», «Олень на острове»). В детских художественных школах изучается не только декоративно-прикладное искусство народов севера Сахалина, но и вырезание орнаментов и силуэтов.

Такое количество любителей искусства силуэтных композиций позволяет думать о склонности к этому виду искусства народов севера Сахалина. Вырезание силуэтов созвучно давнему умению этих народов вырезать великолепные орнаменты для украшения одежды и предметов быта, имеющего древние корни. Искусство сахалинских силуэтистов наиболее близко к древним истокам, вероятно, поэтому очередной всплеск интереса к нему родился на Сахалине.

Александра МАРАМЗИНА ,
заведующая сектором декоративно-прикладного искусства
Сахалинского областного художественного музея

Тема урока: Средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт. Создание коллективной композиции.

Цели и задачи:

    Ознакомить учащихся с общим понятием силуэта, историей появления техники “Силуэт”, определить выразительные средства силуэтной графики; ознакомить с творчеством художника-графика Г. Нарбута;

    понимание роли техники силуэта в изобразительном искусстве,

    развивать пространст­венное мышление, воображение, образное видение;

    закреп­ление навыков работы с ножницами, воспитание аккуратно­сти,

точности, умение работать в команде, чувство единства.

Оборудование: ножницы, клей, черная бумага

Зрительный ряд: презентация «Силуэт», работы детей

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1 . Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Беседа

Какие материалы используют художники-графики?

Назовите выразительные средства графики.

3. Объявление темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с силуэтной графикой и создадим коллективную силуэтную композицию в стиле покадрового мультфильма по сказке Владимира Сутеева «Под грибом».

4. Изучение нового материала

Одной из языковых возможностей графики является силуэтное рисование.

В широком смысле «силуэт» - характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени. В узком смысле «силуэт» - вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги.

В Европе силуэтное искусство распространилось с XVIII века. При дворе французского короля Людовика XVII министром финансов был некий Этьен де Силуэт (1709- 1767). О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно - как тень. С тех пор этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра.

В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты.

Черные фигурки привлекали и художников ХХ века. Известны прекрасные работы Г.И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой, Н.В. Ильина (о Пушкине) и других.

Выразительными средствами в силуэтных композициях Силуэты мы встречаем не только на страницах книг, но и в повседневной жизни. Часто силуэты используют при изображении символов, эмблем.

5. Практическая работа

Арт-релакс, в ходе которого учитель рассказывает сюжет сказки, подводя учащихся к созданию мыслеобразов силуэтных картинок по сказке В. Сутеева «Под грибом».

Основные моменты, которые должны усвоить ученики:

Средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт;

Пятно на контрастном фоне;

Контур силуэта;

Правильный ракурс для восприятия силуэта;

Отсутствие деталей.

Этапы выполнения работы:

1. Распределение по группам, в каждой группе свое задание: для покадрового расположения на картинках силуэтов необходимо заготовить определенное количество персонажей и фоновых деталей.

Кадр 1. (группа 1) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы;

Кадр 2. (группа 2) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза;

Кадр 3. (группа 3) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка;

Кадр 4. (группа 4) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц;

Кадр 5. (группа 5) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, Лиса;

Кадр 6. (группа 6) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, Лиса;

Кадр 7. (группа 7) Гриб, Муравей, дерево, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, солнышко, Лягушка, Воробей.

2. Техника безопасности при работе с ножницами.

3. Определение размеров персонажей, соизмерение с поверхностью листа.

В ходе работы индивидуальный инструктаж.

6. Завершение работы

Сбор композиций по кадрам. Основная мысль сказки. Выводы по уроку.

1) В общем смысле - очертание чего-либо, обобщенный контур , абрис предмета.

2) В изобразительном искусстве - такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. Силуэтом называются также вид графики . Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства .

В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне (тушью или белилами). В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей . Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты не только рисуют, но и вырезают ножницами.

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения , так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты . Сам же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767 г.), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги .

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников ), К. Шмидт, Мюльбах и другие. В России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803 г.).

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты , но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и т.п. Большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезавшей их из бумаги . Художница обычно набрасывала контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действовала ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников , артистов и музыкантов. Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа , В.Э. Мейерхольда , Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд «домашних сцен» (концерт и т.д.).

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры . Есть у Симонович и большие портретные холсты , в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры , движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью.

Несравненные «реставраторы» старины - К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский - воскресили прежний дух силуэта . Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника , автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, М. Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству.

3) В литературе - жанр , который возник в русской литературной критике импрессионистского направления. Классическим образцом жанра стали «Силуэты русских писателей» Ю. Айхенвальда. Центром критического анализа в силуэте является писатель, его внутренняя, духовная жизнь.

Свой метод Ю. Айхенвальд определил как «имманентный», то есть такой, «когда исследователь художественному творению органически сопричащается и всегда держится внутри, а не вне его». Исходным положением для критика служило представление об иррациональной природе таланта , в принципе не поддающегося логическому анализу.

Силуэт более эскизен, чем литературный портрет , менее самостоятелен по назначению. Главным средством воплощения художественной идеи автора является язык. Основной элемент повествования в силуэте – обобщенная характеристика, текст изобилует эпитетами, часто используются существительные и прилагательные без глаголов, ибо важно лишь указание на образ . Подобный стиль можно назвать импрессионистическим.

4) В истории моды - как бы начертательный план формы одежды , ее геометрический прообраз. В популярных статьях о моде используется как термин, позволяющий передать главные очертания того или иного вида одежды . Различаются силуэты прямой, напоминающий прямоугольный, трапециевидный, овальный. Кроме того, обычно даются некие уточнения о том, в какой степени одежда облегает фигуру, - приталенный силуэт, полуприлегающий и т.д.

Силуэт - (франц. silhouette, от имени французского генерального контролёра финансов Э. де Силуэта (Е. de Silhouette; 1709-67), на которого была сделана карикатура в виде силуэта ), в изобразительном искусстве графическая техника, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэты рисуются (тушью на светлом фоне или белилами на тёмном) либо вырезаются из бумаги . Известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии; в Европе искусство силуэта распространилось с XVIII в.

История силуэта в России начинается во второй половине XVIII века с работ французского художника Ф. Г. Сидо , вырезавшего из бумаги около 200 силуэтных портретов придворных Екатерины II .

Следующим придворным силуэтным портретистом стал Иоганн Фридрих Антинг . В отличие от Сидо, он работал пером и тушью.

Среди профессиональных художников-силуэтистов XIX в. почетное место принадлежит Федору Петровичу Толстому . Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он внёс в искусство силуэта свежую струю. В основном художники, работавшие прежде в технике силуэта, занимались портретом. Федор Петрович же преимущественно работал с батальными эпизодами и сценами из народной жизни. Это были, как правило, сложные, многофигурные композиции.

Заметным мастером русского силуэта была Елизавета Сергеевна Кругликова . График, театральный художник, профессор Академии художеств, она создала в силуэтной технике портреты русских поэтов ХУIII-ХХ вв., большую серию портретов русских художников и серию портретов русских актеров. В 1925 году работала над серией силуэтов "Вожди революции".

В настоящее время искусство силуэта не забыто. Проводятся фестивали, выставки, конкурсы, семинары, посвящённые этому виду творчества.

Можно назвать ещё много имён, но заинтересованный читатель легко найдёт их и без моей помощи. Можно посмотреть имена, работы, статьи, посвящённые силуэту здесь: http://siluet.org.ru/ , есть большая подборка работ Ф.Толстого : http://babs71.livejournal.com/358434.html , хорошая статья "Из истории силуэта": http://rosizo.ru/about/contacts/siluet.php . Нетрудно найти и другие источники.

Работы признанных мастеров силуэта можно найти в интернете, в том числе по ссылкам из поста. А я представлю вам несколько работ, выполненных учениками томской студии "Зелёная палитра" .

2

3

4


5

6


7

8

9


Теперь покажу, как можно сделать силуэтный портрет, даже если Вы "не умеете рисовать".

Находим свободную стену (дверку шкафа, холодильник...). Крепим на неё лист бумаги. Боком к листу сажаем того, чей портрет собираемся изготавливать. Направляем свет так, чтобы тень от лица модели падала на лист. Границу тени обводим карандашом.


Отпускаем модель отдыхать, снимаем лист со стены. Подправляем и подчищаем карандашную линию.


Заливаем изображение тушью.


Дальше всё зависит от Вашей фантазии и возможностей. Можно использовать портреты для украшения интерьера (в этом случае берите лист бумаги покрупнее - чтобы оставались красивые поля, чтобы человек на рисунке не упирался носом в край листа). Можно сделать уменьшенную копию портрета - вручную (например, по клеточкам) или с помощью копира-сканера-принтера. Уменьшенный портрет можно использовать для создания открытки, экслибриса или чего-то ещё, что Вам фантазия подскажет.

В изготовлении этих портретов есть одна особенность. Если человек, которого Вы изображаете, наиболее характерно выглядит в профиль - портрет будет очень узнаваем. Если же наиболее яркие особенности лица видны не в профиль, а в фас, на силуэтном портрете они не проявятся, схожесть портрета с моделью будет менее яркой.

Слово силуэт произошло от французского «silhouette», по имени французского министра 18 века Э. де Силуэта, поборника жесткой экономии хозяйствования, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Сам он также занимался вырезанием силуэтов из черной бумаги.

Силуэт (фр. silhouette) -- плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения.

Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В этой технике исполняются обычно профильные портреты и несложные композиции. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.

Контур должен быть очень чётким. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф. Толстой, Добужинский, Е. Кругликова, А. Бенуа.

Существует 4 средства художественной выразительности: линия, штрих, пятно, точка.

Линия - это условное средство изображения,изобретенное человеком в отдаленные доисторические времена,в самом начале зарождения изобразительного искусства. Ею пользуются и по сей день, как основным средством исполнения рисунка.Линии бывают разные.След на бумаге оставляемый острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого напрявляется каким- либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем и т.д.), называется «чертежной» линией. На всем своем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна - она суха, безжизненна и поэтому невыразительна.

Штриховая линия, или штрих - появляется на поверхности бумаги, как результат движения руки, держащей карандаш или ручку с пером, кисть или другое приспособление, которым красящее вещество наносится на бумагу. В зависимости от разноообразного касания поверхности бумаги всей или разнообразного по силе нажима пера с тушью, осуществляемого движением руки, остающийся след изменяет свои качества, становится темным или светлым, мягким или жестким.

Пятно - создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися линиями.

В этом случае на силу пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними,которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка.Тональное пятно на бумаге может быть создано и другими средствами, причем сила и звучание его в значительной мере зависят от особенностей и свойств графического материала, которым исполняется набросок,а также от техники нанесения этого материала на бумагу. При использовании для наброска так называемых «сухих» материалов, пятно нужной силы может быть создано жесткой кистью, растушевкой и даже просто пальцем.Такие материалы, как чернила и тушь, в готовом виде или разведенные водой наносятся на бумагу мягкой или жесткой кистью.

В некоторых случаях пятно может быть нанесено в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются сразу все графические средства: линия, штрих, пятно, точка.

Точка - это еще одно выразительное средство графики. Точка структурный элемент точечной техники. Множась по поверхности она образует графическое пятно.Форма точки зависит от инструмента, которым она наносится на плоскость. Точка в еще большей степени предоставляет возможность выражения пространства, но с непосредственно средовыми свойствами.

Так же, как и штрих, точка позволяет передавать тональное разнообразие графики, но обладает специфическими качествами фактуры.

Однако в отличие от линии, совершенно лишена каких-либо признаков эмоциональной экспресии в своем выражении. Это скорей безличностное и очень технологичное графическое средство.

Таким образом, применение силуэта с различными средствами художественной выразительности делает вывеску оригинальной и запоминающейся. А также влияет на выбор потребителя.