Шмелев иван сергеевич. Иван сергеевич шмелев Шмелев иван сергеевич биография личная жизнь



Родился Иван Сергеевич Шмелев 21 сентября (3 октября) 1873 года в Москве, в семье подрядчика-старообрядца. Прадед торговал в Москве посудным и щепным товаром; дед продолжал его дело и брал подряды на постройку домов. «Отец, - писал И.С. Шмелев, - ...строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы... Последним его делом был подряд по постройке трибун для публики на открытии памятника Пушкину... я остался после него лет семи» (« Автобиография» // Рус. лит-ра. 1973. № 4. С. 142).

Своему отцу, Сергею Ивановичу, И.С. Шмелев посвятил проникновенные страницы в книгах «Богомолье» и «Лето Господне» . Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью («В доме я не видел книг, кроме Евангелия»,- вспоминал в автобиографии И.С. Шмелев). Неотъемлемой чертой этой патриархальности была любовь к родной земле и ее истории. Патриархальны, религиозны были и слуги, рассказывавшие маленькому Ване истории об иконах и подвижниках, сопровождавшие его в путешествии в Троице-Сергиеву лавру. Позднее писатель посвятит одному из них, старому «филенщику» Горкину, лирические воспоминания детских лет.

Совсем иной дух, чем в доме, царил на замоскворецком дворе Шмелевых, куда со всех концов России в поисках заработка стекались рабочие-строители. «Ранние годы,- вспоминал И.С. Шмелев,- дали мне много впечатлений. Получил я их "на дворе"... Это была первая прочитанная мною книга - книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь, во дворе, я увидел народ... Двор наш для меня явился первой школой жизни - самой важной и мудрой» (Там же. С. 142-143). Сознание мальчика, т.о., формировалось под разными влияниями: «наш двор» стал для И.С. Шмелева первой школой правдолюбия и гуманизма, что во многом предопределило характер его дальнейшего творчества и позицию автора - защитника обиженных и угнетенных («Гражданин Уклейкин» (1908), «Человек из ресторана» (1911); «Неупиваемая чаша» (1918); «Наполеон» (1928), и др.). В его семье ощущались - и чем дальше, тем больше - веяния культуры, образования, искусства. В этом была заслуга матери, Евлампии Гавриловны (купеческой дочери, урожденной Савиновой, закончившей один из моск. институтов благородных девиц).

Дошкольное обучение И.С. Шмелева проходило в частном пансионе, затем он учился в 6-й московской гимназии. Учебе мешали чтение приключенческих романов и увлечение театром. Побудительную роль в страсти к «сочинительству» сыграл А.П.Чехов (очерк «Как я встречался с Чеховым» , 1934). Случайные встречи маленького гимназиста через много лет стали казаться И.С. Шмелеву судьбоносными в выборе пути писателя - страдальца, заступника народного. В гимназических буднях светлым лучом выделялся преподаватель словесности Ф. Цветаев, оценивший способности пятиклассника и давший ему свободу писать о чем он хочет. Под влиянием Цветаева расширился кругозор И.С. Шмелева-гимназиста, обогатился его духовный мир. «Короленко и Успенский закрепили то, что было затронуто во мне Пушкиным и Крыловым, что я видел из жизни на нашем дворе. Некоторые рассказы из "Записок охотника" соответствовали тому настроению, которое во мне крепло,- отмечал он в автобиографии.- Это настроение я назову - чувством народности, русскости, родного. Окончательно это чувство во мне закрепил Толстой» (Рус. лит-ра. 1973. № 4. С. 144). Гимназист Иван Шмелев сочинял роман из эпохи Ивана Грозного, стихи на 30-летие освобождения крестьян, драму, в которой «он» и «она» умирали от чахотки, и т.д. Первый успех пришел, когда в дни подготовки к выпускным экзаменам Иван Шмелев почувствовал необыкновенный прилив творческого возбуждения и за один вечер написал большой рассказ «У мельницы» (напечатан в июле 1895 в журнале «Русское обозрение»).

Осенью 1894 Иван Шмелев поступает на юридический факультет Московского университета. В молодости его убеждения круто менялись от истовой религиозности к сугубому рационализму в духе шестидесятников, от рационализма - к учению Льва Толстого, к идеям опрощения и нравственного самоусовершенствования. В университете неожиданно для себя серьезно увлекается ботаническими открытиями К. Тимирязева. Затем новый прилив религиозности, связанный с женитьбой на Ольге Александровне Охтерлони, дочери генерала, героя обороны Севастополя в Крымскую войну 1853-1856 г.г. После их путешествия (август 1896) в Валаамский Преображенский монастырь на северо-западе Ладоги написаны очерки «На скалах Валаама» (1897). Изданная за счет автора, обезображенная цензурой книга раскупалась плохо. Перерыв в творчестве затянулся на целое десятилетие.

После окончания университета (1898) и года военной службы И.С. Шмелев 8 лет служит чиновником по особым поручениям Владимирской казенной палаты Министерства внутренних дел. Годы эти обогатили его знанием уездной России. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни,- отмечал И.С. Шмелев - Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство» (Там же. С. 145). В уездных городках, фабричных слободках, пригородах, деревнях встречает писатель прототипов героев многих своих повестей и рассказов 1900-х гг.: «По спешному делу» (1907), «Гражданин Уклейкин », «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Сюда доходили раскаты приближающейся революции. «Я был мертв для службы,- рассказывал И.С. Шмелев критику В. Львову-Рогачевскому.- Движение девятисотых годов как бы приоткрыло выход. ...Новое забрезжило передо мной, открывало выход гнетущей тоске. Я чуял, что начинаю жить» (Львов-Рогачевский В. Новейшая рус. лит-pa. М., 1927. С. 276). Основные произведения И.С. Шмелева, написанные до «Человека из ресторана », - «Вахмистр» (1906), «Распад» , «Иван Кузьмич» (1907), «Гражданин Уклейкин » - прошли под знаком 1-й русской революции. Одновременно или чуть позже он создает проникнутые оптимизмом рассказы для детей «К солнцу» (1907), «Полочка» (1909), «Светлая страница» (1910), а также рассказы о животных «Мэри» (1907), «Последний выстрел» (1908), «Мой Марс» (1910).

В 1907 оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе и переезжает в Москву. В 1909 становится активным участником литературного кружка «Среда» и встречает дружескую поддержку В. Короленко и М. Горького. «Вы яркой чертой прошли в моей деятельности...- писал М. Горькому И.С. Шмелев 5 декабря 1911, - и если суждено мне оставить стоящее что-либо... то на этом пути многим обязан я Вам!» (Архив А. М. Горького. ИМЛИ). В 1910 И.С. Шмелев входит в товарищество «Знание», а в 1912 становится членом-вкладчиком Книгоиздательства писателей в Москве, в котором выходит первое его Собрание сочинений в 8 томах (1912-1914), в нем публикуются рассказы и повести «Стена» , «Пугливая тишина» , «Росстани» , «Виноград» , упрочившие положение И.С. Шмелеву в литературере как крупного писателя-реалиста.


1-ю мировую войну И.С. Шмелев воспринял как тяжелое испытание для русского народа, откликнувшись на нее циклом рассказов под заглавием «Суровые дни» , к которому тематически примыкает рассказ «Забавное приключение» (1917). Февральскую революцию 1917 писатель встретил поначалу восторженно, в качестве корреспондента газеты «Русские ведомости», совершив поездку в Сибирь для встречи амнистированных политзаключенных. Но суровая реальность отрезвила писателя. «Глубокая социальная и политическая перестройка сразу вообще немыслима даже в культурнейших странах,- утверждал он в письме к сыну, офицеру-артиллеристу Добровольческой армии,- в нашей же и подавно, некультурный, темный вовсе народ наш не может воспринять идею переустройства даже приблизительно» (30 июля 1917; Отдел рукописей ГБРФ). И.С. Шмелев резко отрицательно отнесся к Октябрьскому перевороту. В 1918 он уезжает в Крым, где пишет «тихую книгу» о крепостном художнике («Неупиваемая чаша», 1918), осуждает войну как массовый психоз здоровых людей (повесть «Это было» , 1919, изд. в 1922), показывает бессмысленность гибели цельного и чистого прямодушного Ивана в плену, на чужой стороне («Чужой крови» , 1919-1922). Во всех произведениях этих лет уже ощутимы отголоски позднейшей проблематики И.С. Шмелева-эмигранта.

С приходом Красной Армии в Крым его сын Сергей, офицер армии А. Деникина, в ноябре 1920 был арестован и расстрелян. Расстрел как офицеру запаса царской армии угрожал и самому И.С. Шмелеву. 22 ноября 1922 он с женой выехал в Берлин. За рубежом писатель создает ряд произведений, пронизанных чувством трагической безысходности: «Солнце мёртвых» (1923), «Каменный век» (1924) и др. Его повесть - «эпопея» «Солнце мертвых » переведенная на многие иностранные языки, вызвала восторженные отзывы Т. Манна, А. Амфитеатрова, принесла И.С. Шмелеву европейскую известность. Совсем иной тональностью отличается его роман «История любовная» (1927, отд. изд. 1929). В круг друзей И.С. Шмелева входили А. Куприн, генерал А. Деникин, А. Карташев, философ и критик И. Ильин, К. Бальмонт.

Вершиной творчества И.С. Шмелева явились произведения 30-х гг.- «Лето Господне: Праздники - радости - скорби » (1933-48), «Богомолье » (1935), а также тематически близкий к ним сборник «Родное» (1931). В 1936 выходит его роман, построенный в перекличке с «Человеком из ресторана », на сказе, - «Няня из Москвы» (1936). До конца дней И.С. Шмелев работает над эпопеей о религиозных испытаниях русской души «Пути небесные» (Т. 1 - 1935-1936; Т. 2 - 1944-47, отд. изд. 1948; Т. 3 не окончен), над новвеллой «Солдаты» , «Иностранец» (не окончены).

Когда началась 2-я мировая война, остался в Париже. Первое время И.С. Шмелев питал иллюзии, что Германия освободит Россию от большевизма; выступал в русских газетах «Новое слово» (Берлин), в антикоммунистической газете «Парижский вестник» и хотя он не затрагивал в своих материалах политических тем, это сотрудничество дало основание обвинить его в коллаборационизме. «Фашистом я никогда не был и сочувствия фашизму не проявлял никогда»,- писал И.С. Шмелев (Русская мысль, 31 мая 1947 ). Перенеся тяжелую операцию, он решает поселиться близ православного монастыря в Бюсси-ан-От, в 140 км от Парижа, и 24 июня 1950 приезжает в монастырь. В тот же день сердечный приступ обрывает его жизнь. Похоронен писатель на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

В начале творческого пути И.С. Шмелев близок писателям-реалистам, группировавшимся вокруг издательства «Знание». В рассказах и повестях «Иван Кузьмич », «Гражданин Уклейкин » и, наконец, «Человек из ресторана » звучит резкое недовольство жизнью и поднимается тема «маленького человека». «Хотелось бы, - писал М. Горькому И.С. Шмелев, раскрывая замысел "Человека из ресторана ",- выявить слугу человеческого, который по специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни» (Письмо от 22 декабря 1910. Архив А. М. Горького. ИМЛИ). О глубоко гуманистическом характере «Человека из ресторана » сказал К. Чуковский: «Шмелев написал, совершенно по-старинному, прекрасную волнующую повесть, т.е. такую прекрасную, что ночь просидишь над нею, намучаешься и настрадаешься, и покажется тебе, что тебя кто-то за что-то простил, приласкал или ты кого-то простил» (Чуковский К. Рус. лит-pa в 1911 // Ежегодник газ. «Речь», 1912). В прозе 1912-1916 г.г. писатель обращается к новым жизненным пластам - он пишет о разложении дворянской усадьбы («Пугливая тишина », «Стена »), драматической разъединенности интеллигенции с «простым» человеком («Волчий перекат» ), тихом житье-бытье прислуги («Виноград »), последних днях богатого подрядчика, переоценивающего прошлое перед лицом смерти («Росстани »).

В дореволюционную пору И.С. Шмелев не создал своей особенной манеры, что отмечалось критикой «От растянутости к сжатости - такова общая формула эволюции стиля и формы у Шмелева»,- заметил в обобщающей статье о нем А. Дерман (Рус. записки. 1916. №6. С. 83). И.С. Шмелеву далеко до классической четкости и ясности бунинских описаний, до проникновенного, заражающего своим настроением лиризма Б. Зайцева, до полугротескной выпуклости чудовищных фигур Л. Толстого или Е. Замятина. Но порою И.С. Шмелев достигает почти равенства с каждым из этих писателей: лирика или пейзаж «Под небом » и «Волчьего переката » достойны Зайцева, неторопливая, спокойная четкость «Пугливой тишины », «Леса» равна бунинским, соперничал в свое время с «Уездным » Замятина сказ «Человека из ресторана» , могли быть написаны Чеховым «Лихорадка» и «Подёнка» , Горьким - «Распад », вошли в незабываемый «железный фонд» русской литературы «Человек из ресторана », «Гражданин Уклейкин », достойны этого - «Росстани », «Забавное приключение » (Горбачев Г. Реалистическая проза 1910-х и творчество Ивана Шмелева // Шмелев Ив. Забавное приключение. Рассказы. М., 1927. С. 12).

«Свое», лирическое, сказовое И.С. Шмелев обретает уже в «Неупиваемой чаше » и «Чужой крови », однако с наибольшей силой сокровенно шмелевское раскрывается в его эмигрантском творчестве и прежде всего в «Богомолье » и «Лете Господнем ». «Великий мастер слова и образа, И.С. Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и изобразительных… здесь все лучится от сдержанных, не проливаемых слез умиленной благодатной памяти. Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви. Эта сила изображения возрастает и утончается еще оттого, что все берется и дается из детской души, вседоверчиво разверстой, трепетно отзывчивой и радостно наслаждающейся» (Ильин И. А. Творчество И. С. Шмелева // Ильин И. А. О тьме и просветлении. Мюнхен, 1959. С. 176) Отстаивается и кристаллизуется язык прозы писателя. «Шмелев теперь - последний и единственный из русских писателей, у которого можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка»,- сказал Куприн (Куприн А. И. К 60-летию И. С. Шмелева // За рулем [Париж] 1933. 7 дек.). Как и дореволюционное творчество И.С. Шмелева, его произведения эмигрантской поры отмечены крайней неравноценностью. Рядом с поэтической «Историей любовной » создается на материале 1-й мировой войны романтическая «Солдаты» (1925, отд. главы публ. с 1924), вслед за лирическими очерками автобиография характера («Родное », «Старый Валаам» , 1935, отд. Изд. 1936) появляется растянутое повествование «Пути небесные » (1937-48) - о крахе научного скептицизма в столкновении с высшим разумом. Но все в этих книгах проникнуто мыслью о России и любовью к ней. Велико значение лучших книг И.С. Шмелева о старой, отошедшей России - купеческой, мещанской, фабричной. Однако наибольшее признание пришло к писателю благодаря интересу к народному сознанию на религиозные темы. «Так претендент на светского "учителя жизни",- писал А. Карташев,- превратился в учителя церковного. У людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежат томики "Лета Господня ", как прежде лежали "Жития " Святого Дмитрия Ростовского. Это уже не литература. Это "душа просит". Это утоление голода духовного» [Карташев А. Певец Святой Руси (памяти И. С. Шмелева) // Возрождение [Париж] 1950. №10. С. 157].


О.Н. Михайлов

Из биографического словаря "Русские писатели ХХ века"

Годы жизни: с 21.09.1873 по 24.06.1950

Русский писатель, публицист, христианский философ.

Иван Сергеевич Шмелев родился в Кадашевской слободе Замоскворечья 21 сентября (3 октября) 1873 года в глубоко православной, патриархальной купеческой семье. Дед Ивана Сергеевича - государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда, Московской губернии - поселился в Москве после пожара 1812 года. Отец писателя - Сергей Иванович (+ 1880) был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели, держал банные заведения, купальни, портомойни. Хозяева и работники жили не просто рядом, но и вместе. Вместе постились, вместе блюли обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье. Детство, проведенное в Замоскворечье, позже стало главным истоком творчества писателя.

Грамоте Иван Шмелев обучался дома, в роли учителя выступала его мать. Его первым учителем была мать. Вместе с ней он впервые познакомился с творчеством Пушкина, Гоголя, Толстого, Тургенева. В 1884 году он посутпил в шестую Московскую гимназию, затем, в 1894 году – на юридический факультет Московского университета. Литературным дебютом будущего писателся становится рассказ "У мельницы", опубликованый в 1895 году в журнале "Русское обозрение". Осенью того же года Иван Сергеевич Шмелев женится на Ольге Александровне Охтерлони и после свадебного путешествия на остров Валаам, пишет свою первую книгу - "На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки". Успеха книга не имела, была довольно прохладно встречена критиками и цензурой. После окончания Университета и года военной службы Иван Сергеевич Шмелев работает чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерний. А с 1907 года полностью посвящает себя литературному творчеству К тому времени он активно печататься в "Детском чтении", в журнале "Русская мысль" и в сборниках организованного М.Горьким издательства "Знание". Первый настоящий писательский успех приносит Шмелеву повесть , написанная в 1910 году. Критики даже сравнивали ее появление с дебютом Ф.М. Достоевского. Позже По эта повесть, говорят, спасла писателя от смерти: в двадцатом году его, как офицера запаса царской армии ждал расстрел, но комиссар признал в нем автора повести об официанте и отпустил. Произведение было экранизировано в СССР в 1927 году.

Февральскую революцию 1917 года Шмелев встретил с энтузиазмом как и вся демократическая интеллигенция, однако после событий октября его отношение к новой власти стало глубоко критическим. В первых же деяниях новой власти он видит серьезные прегрешения против нравственности. Осенью 1918 вместе с семьей уезжает в Крым и покупает небольшое имение в Алуште. Двадцатипятилетний сын Шмелевых – Сергей Шмелев поступает на службу в Добровольческую армию. После бегства Врангеля весной 1920 года, он был арестован и расстрелян без суда и следствия вместе с сорока тысячами других участников Белого движения. После смерти сына семью ждало еще одно страшное испытание - трагический голод 1921-ого года, унесший жизни 5,5 миллионов человек.

Вернувшись из Крыма в Москву весной 1922 года, Шмелев принялся хлопотать о выезде за границу и 20 ноября того же годаони вместе с женой выезжают в Берлин. Затем, в январе 1923, при поддержке Бунина перебираются в Париж, где писатель проживает долгих 27 лет.

Первым произведением Шмелева иммигрантского периода становится – трагическая автобиографическая эпопея, впервые опубликованная в 1923 году, в эмигрантском сборнике "Окно", а в 1924 году вышедшая отдельной книгой. Сразу же последовали переводы на французский, немецкий, английский, и ряд других языков, что для русского писателя-эмигранта, да еще неизвестного в Европе, было большой редкостью. Русский философ Иван Ильин писал о том, что скорбь Шмелева – "духовно зрячая скорбь", и доминантой его творчества назвал чувство любви к Богу.

В своей речи Душа народа (1924) Иван Сергеевич Шмелев сказал, что дело писателя, которого вынудили покинуть родину, – "оправдание России". Эту задачу Шмелев пытался решать в цикле произведений, жанр которых им самим определен как "духовный роман". Из задуманной тетралогии, автор успел закончить только первые два тома романа "Пути небесные" (1937, 1948). В (1936) писатель пытается исследовать тайные тропы ведущие верующего человека – сомневающегося интеллигента и рационалиста. Вспоминая свое детство, которое для него закончилось в семь лет трагической гибелью отца, Шмелев в соответствии с церковным календарем воссоздал неизменный круг бытия святой Руси".

В 1935 году выходит переиздание его первой книги "Старый Валаам", затем – роман (1936), где все события переданы устами старой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.

22 июля 1936 года Ивана Сергеевича поджидает новое испытание. После недолгой болезни умирает его жена – Ольга Александровна.

В последнем своем романе (1948) Иван Сергеевич Шмелев попытался воплотить тему реальности Божьего промысла в Земном Мире через судьбы людей. Третья книга из цикла "Путей небесных" так и не была написана. 24 июня 1950 года писатель переехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-От в 140 километрах от Парижа и в тот же день скончался от сердечного приступа. Похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. 30 мая 2000 года, прах четы Шмелевых, согласно последней воле писателя, был перевезен в Россию и погребён рядом с могилами родных в московском Донском монастыре.

Иван Сергеевич Шмелёв (21 сентября (3 октября) 1873, Москва - 24 июня 1950, Бюсси-ан-От близ Парижа). Русский писатель, публицист, православный мыслитель из московского купеческого рода Шмелёвых, представитель консервативно-христианского направления русской словесности.

Родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Донской слободе Москвы. Его дед был государственным крестьянином родом из Гуслицкого края Богородского уезда Московской губернии, поселившимся в Замоскворецком районе Москвы после устроенного французами пожара 1812 года.

Отец, Сергей Иванович, уже принадлежал к купеческому сословию, но не занимался торговлей, а владел большой плотничьей артелью, в которой трудилось более 300 работников, и банными заведениями, а также брал подряды.

Воспитателем (дядькой) своего сына он определил набожного старика, бывшего плотника Михаила Панкратовича Горкина, под влиянием которого у Шмелёва возник интерес к религии.

В детстве немалую часть окружения Шмелёва составляли мастеровые, среда которых также сильно повлияла на формирование его мировоззрения.

Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая особое внимание уделяла литературе и, в частности, изучению русской классики. Затем поступил в шестую Московскую гимназию, окончив которую стал в 1894 году студентом юридического факультета Московского университета.

В 1898 году окончил это учебное заведение, год отслужил в армии, затем получил место чиновника по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел, в которой состоял на протяжении восьми лет и в это время неоднократно посещал по долгу службы различные отдалённые места Владимирской губернии; семья его тогда проживала во Владимире на Царицынской улице (ныне улица Гагарина).

Февральскую революцию писатель первоначально принял и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в её идеях.

Октябрьскую революцию же не принял с самого начала, её события привели к значительным переменам в его мировоззрении. Вскоре после революции в июне 1918 года он вместе с семьёй уехал в Алушту, где сначала жил в пансионе «Вилла Роз», принадлежавшем Тихомировым, а затем приобрёл земельный участок с домом.

Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, большевиками был арестован. Несмотря на ходатайства Шмелёва, был расстрелян его сын Сергей, офицер царской армии, которому тогда было 25 лет. Это событие и сильно ощущаемый в то время на полуострове недостаток продовольствия ещё более усилили тяжёлую душевную депрессию Шмелёва. На основе пережитого в те годы он в 1924 году, уже покинув СССР, написал эпопею «Солнце мёртвых» , которая вскоре принесла ему европейскую известность.

Из Крыма Шмелёв, когда появилась такая возможность, переехал в Москву, но уже тогда серьёзно задумался об эмиграции - в значительной степени под влиянием обещания писателя оказать на первых порах помощь семье писателя.

В 1922 году Шмелёв покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во множестве русскоязычных эмигрантских изданий, таких как «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и других. Там же началась его дружба с русским философом-эмигрантом и длительная переписка с ним (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва).

Годы Второй мировой войны Шмелёв провёл в оккупированном нацистскими войсками Париже. Часто публиковался в прогерманской эмигрантской газете «Парижский вестник». Его старость была омрачена тяжёлой болезнью и нищетой.

Скончался Шмелёв в 1950 году от сердечного приступа, погребён был на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В 2000 году его прах вместе с прахом супруги был перевезён, согласно его предсмертной воле, на родину, где был захоронен рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.

Пути небесные Ивана Шмелева

Творчество Ивана Шмелева

Первые литературные опыты Шмелёва относятся ещё ко времени обучения в Московской гимназии. Его первым опубликованным произведением стала зарисовка «У мельницы» 1895 года в журнале «Русское обозрение».

В 1897 году в печати появился сборник очерков «На скалах Валаама» , вскоре запрещённый царской цензурой.

В 1907 году Шмелёв, в то время чиновник во Владимирской губернии, вёл активную переписку с и отправил ему на рецензирование свою повесть «Под горами». После положительной оценки последнего Шмелёвым была закончена повесть «К солнцу» , начатая ещё в 1905 году, за ней последовали «Гражданин Уклейкин» (1907), «В норе»(1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Для произведений писателя этого периода характерны реалистическая манера и тема «маленького человека».

В 1909 году Шмелёв вступил в литературный кружок «Среда». В 1911 году в печати появилась его повесть «Человек из ресторана» . С 1912 года Шмелёв сотрудничает с Буниным, став одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым его последующее творчество было связано на протяжении многих лет.

В 1912-14 годах было издано несколько его повестей и рассказов: «Виноград», «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», посвящённые описанию быта купечества, крестьянства, нарождающейся буржуазии. Впоследствии вышли два сборника прозы, «Лик скрытый» и «Карусель», а также сборник очерков «Суровые дни» (1916). За ними последовали повесть «Как это было» (1919), повествующая о событиях Гражданской войны, и рассказ «Чужая кровь» (1918-23).

Новый период в творчестве писателя начинается после его эмиграции из России в 1922 году.

В 1923 году вышел один из самых известных романов Шмелева - «Солнце мёртвых» .

"Это такая правда, что и художеством не назовёшь. В русской литературе первое по времени настоящее свидетельство о большевизме. Кто ещё так передал отчаяние и всеобщую гибель первых советских лет, военного коммунизма?" , - сказал о романе .

"Прочтите это, если у вас хватит смелости" , - говорил про «Солнце мёртвых» Томас Манн.

Творчество первых лет эмиграции представлено в основном рассказами-памфлетами: «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925). Для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны.

В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», - на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций.

В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной» , посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции.

Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933-1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.

Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров Валаам, спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.

В послевоенном романе 1948 года «Пути небесные» о судьбах реальных людей, инженера В. А. Вейденгаммера, религиозного скептика, и послушницы Страстного монастыря Дарьи Королёвой, нашла отражение «тема реальности Божьего промысла в Земном Мире». Роман остался неоконченным: смерть не позволила писателю завершить его третий том, поэтому в печать вышло лишь два первых.

В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

В Большой советской энциклопедии при характеристике дореволюционного творчества Шмелёва признавались его хорошее знание городского быта и народного языка, отмечалось «внимание к сказу». Всё творчество писателя после эмиграции рассматривалось исключительно как антисоветское, с характерной ностальгией «по дореволюционному прошлому».

Библиография Ивана Шмелева

На скалах Валаама, М., 1897
По спешному делу, 1906
Вахмистр, 1906
Распад, 1906
Иван Кузьмич, 1907
В новую жизнь. М., 1907
Гражданин Уклейкин, 1907
В норе, 1909
Под небом, 1910
Они и мы. М., 1910
Патока, 1911
Человек из ресторана, 1911
Волчий перекат, 1913
На морском берегу. М., 1913
В деревне. Пг.-М., 1915
Неупиваемая чаша, 1918
Карусель, М.,1918
Пугливая тишина. М., 1918
Суровые дни, 1916
Лик скрытый, М.,1917
Степное чудо, сказки, 1921
Неупиваемая чаша. Париж, 1921
Солнце мёртвых, 1923
Как мы летали, 1923
К светлой цли. М.-Пг., 1923
Догоним солнце. М., 1923
Это было. Берлин, 1923
Виноград. М.-Пг., 1924
Каменный век, 1924
На пеньках, 1925
Про одну старуху, Париж, 1927
Въезд в Париж, 1925
Свет разума, 1926
Русская песня, 1926
История любовная, 1927
Забавное приключение. М.-Л., ГИЗ, 1927
Наполеон. Рассказ моего приятеля, 1928
К солнцу. М.-Л., ГИЗ, 1929
Солдаты, 1930
Богомолье, Белград, 1935
Лето Господне, Нью-Йорк, 1944
Старый Валаам, 1935
Родное, 1935
Няня из Москвы, Париж, 1936
Рождество в Москве, Рассказ делового человека, 1942-1945
Пути небесные, 1948
Куликово поле. Старый Валаам. Париж, 1958
Иностранец, 1938
Переписка
Мой Марс


Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шмелёва Ивана Сергеевича

Родился Иван Сергеевич Шмелёв в 1873 году 21 сентября (3 октября) в Кадашёвской слободе Замоскворечья. Отец писателя, Сергей Иванович, был из купеческого сословия. Он был подрядчиком, владел большой артелью плотников, содержал банные заведения. Семья Шмелёвых была религиозная и патриархальная.

Годы ученья и первые литературные опыты

Сначала Иван получал домашнее образование, в роли учителя была его мать, а затем он учился в шестой Московской гимназии. Окончив гимназию, Шмелёв в 1894 году поступил в Московский университет для обучения на юридическом факультете. «У мельницы», первый рассказ Шмелёва, вышел в 1895 году в журнале «Русское обозрение». Вместе с Ольгой Александровной, своей молодой женой, в октябре 1895 года Шмелёв поехал на Валаам в свадебное путешествие. После этой поездки Иван Сергеевич написал очерки «На скалах Валаама». Эта книга по распоряжению Константина Петровича Победоносцева, обер-прокурора Синода, была задержана цензурой. В 1897 году значительно исправленное произведение продавалось неудачно и Шмелёв отказался на какое-то время от занятий литературой.

После окончания в 1898 году университета Шмелёв прошёл военную службу, затем служил чиновником несколько лет. Шмелёв поселился в Москве, получив отставку в 1907 году.

Активная литературная деятельность

Иван снова занялся литературным творчеством. Его произведения, которые он написал в период 1906-1907 годов, сразу после первой русской революции («Распад», «Вахмистр», «По спешному делу») получили особую популярность. Он начал печататься в журналах «Русская мысль», «Русское богатство», в сборниках издательства «Знание», которое организовал Максим Горький. В 1911 году Иван Сергеевич написал одно из своих самых ярких произведений – повесть «Человек из ресторана», которая имела значительный успех у демократической публики.

Иван Сергеевич Шмелёв стал в 1912 году членом-вкладчиком в новом издательстве – «Книгоиздательстве писателей Москвы» (в нём состояли также Викентий Вересаев, Борис Зайцев). Именно в этом издательстве вышло 8-митомное собрание сочинений писателя.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Шмелёв написал замечательный сборник рассказов в годы 1-ой мировой войны – «Суровые дни».

В годы революций

Иван Сергеевич восторженно принял Февральскую революцию, но к Октябрьской отнёсся с истинной непримиримостью. В рассказе «Неупиваемая чаша» проявилась и растерянность писателя, в эти дни так часто обуревавшая его. В период 1918-1923 годов Шмелёв написал цикл из 7-ми сказок, а также рассказ «Чужой крови» по материалам Первой мировой войны.

В 1918 году осенью писатель уехал в Алушту. В 1920 году Сергей, его сын, возвратился из Добровольческой армии Деникина и стал проходить в госпитале Феодосии лечение от туберкулеза. В 1920 году, в ноябре, Сергея арестовали чекисты и больной юноша провёл около трех месяцев в душных арестантских подвалах, а в начале 1921 года, в январе, его расстреляли без суда. Иван Сергеевич долгое время не знал о происшедшем и надеялся на лучшее. Только в 1922 году некий человек засвидетельствовал гибель сына писателя.

Эмиграция

Грозные события этого времени Иван Сергеевич отразил в автобиографической повести с названием «Солнце мертвых», вышедшей в 1923 году. Шмелёв и его жена в конце 1922 года уехали сначала в Берлин, а уже потом через два месяца добрались до Парижа. За границей Шмелёв часто печатался, произведения выходили одно за другим (всего было написано и издано более двадцати книг). Писатель наконец-то обрёл своего верного читателя – верующую русскую эмиграцию.

Тем не менее, писатель среди русской эмиграции жил беднее всех – его семье часто недоставало денег даже на отопление, на новую одежду. Иван Сергеевич не искал себе покровителей, он не хотел и не умел заискивать перед издателями.

В 1934 году Шмелёв заболел тяжёлым желудочным заболеванием, ему грозила операция, он не мог решиться... Ивану Сергеевичу приснился сон, он увидел рентгеновские снимки с подписью «Св. Серафим» и в этот же день врач объявил ему, что операция не требуется. Шмелёв счёл, что ему помог выздороветь преподобный Серафим Саровский. Он написал очерк после этого в 1935 году – «Милость преподобного Серафима».

Конец творчества и жизни

После того, как его супруга в 1936 году скончалась, Шмелёв посетил находившийся в те годы на территории Эстонии Псково-Печерский монастырь. Иван Сергеевич Шмелёв умер от сердечного приступа в 1950 году 24 июня при посещении обители Покрова Божьей Матери, находившейся в 140 километрах от Парижа в Бюсси-ан-Отт. Он хотел там получить благословение для продолжения работы над своей книгой «Пути небесные». Великого русского писателя перезахоронили по инициативе русской общественности в мае 2011 года в Москве в некрополе Донского монастыря.

Иван Сергеевич Шмелёв ( - ), русский писатель.

Известность. Революция. Отъезд.

После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился - в согнутого, седого старика. Его голос стал глухим и тихим. От созерцания на лице появились глубокие морщины, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.

«Я все потерял. Все. Я Бога потерял и какой я теперь писатель, если я потерял даже и Бога. С большой ли, с малой буквы - бог (Бог) - он нужен писателю, необходимо нужен. Мироощущение на той или иной религиозной основе - условие, без чего нет творчества ».

В эмиграции

«Солнце мертвых»

«Эта замечательная книга вышла в свет и хлынула, как откровение, на всю Европу, лихорадочно переводится на «большие» языки... Читал ее за полночь, задыхаясь.

О чем книга И. С. Шмелева?

О смерти русского человека и русской земли.

О смерти русских трав и зверей, русских садов и русского неба.

О смерти русского солнца.

О смерти всей вселенной, - когда умерла Россия - о мертвом солнце мертвых...».

После выхода этого романа вернуться в Россию было уже нельзя. «Доживаем дни свои в стране роскошной, чужой. Все – чужое. Души-то родной нет, а вежливости много… »,- писал Шмелев о своей жизни в Париже в письме к Куприну .

Чувством утраты родины и светом воспоминаний пронизаны сборники рассказов и очерков «Про одну старуху. Новые рассказы о России», «Степное чудо, сказки», «Свет разума. Новые рассказы о России», «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», «Родное. Про нашу Россию. Воспоминания, рассказы», «Няня из Москвы».

Произведения Шмелева появлялись в газетах «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Последние новости», «За свободу», в журналах «Русская мысль», «Окно», «Иллюстрированная Россия», наиболее значительные - в «Современных записках» («Про одну старуху», «На пеньках»; романы «История любовная»; «Солдаты»). В ив два сборника, включавшие, главным образом, дореволюционные сочинения Шмелева, были изданы в СССР .

«Лето Господне» и «Богомолье»

С болью узнавал Иван Сергеевич о разрушениях московских святынь, о переименовании московских улиц и площадей. Но тем ярче и бережней он стремился сохранить в своих произведениях то, что помнил и любил больше всего на свете.

Писатель обрел и своего читателя - верующего русского изгнанника, и своего критика. Наиболее глубокое и тонкое прочтение Шмелева дал И.Ильин :

«Шмелев прежде всего русский поэт по строению своего художественного акта, своего содержания, своего творчества. В то же время он - певец России, изобразитель русского исторического, сложившегося душевного и духовного уклада, и то, что он живописует, есть русский человек и русский народ - в его подъеме, в его силе и слабости, в его умилении и в его окаянстве. Это русский художник пишет о русском естестве» ; в его образах «раскрывается та художественно-предметная глубина, которая открывала Шмелеву доступ почти во все национальные литературы...»

Характеристика Ильина относится прежде всего к произведению «Лето Господне» (первые главы - , ч. 1. , полное изд. ). В соответствии с церковным календарем Шмелев воссоздал в ней неизменный круг бытия «святой Руси»: повседневную жизнь большого купеческого дома и работников, почитающих этот дом как свой собственный, религиозные и семейные праздники, крестные ходы , Масленицу и Великий пост , паломничество к Святой Троице … Жажда праведности составляет, по Шмелеву, коренную черту всего русского обихода.

Укрепленный в своей вере чудом исцеления в году от тяжелой язвенной болезни по молитвам преподобного Серафима Саровского , Шмелев отдает все свои силы и талант тому, чтобы «оповестить» людей об истинности веры православной.

Несмотря на все тяготы, эмигрантская жизнь Шмелевых в Париже по-прежнему напоминала жизнь старой России с годовым циклом православных праздников , с многими постами , обрядами, со всей красотой и гармонией уклада русской жизни.

Параллельно Шмелев работал над книгой «Богомолье» ( , ) - о духовном притяжении главной русской святыни, обители Живоначальной Троицы в Сергиевом Посаде . Шмелев показывает особую Русь: очерченный православием круг повседневной жизни русского человека охранителен для души, все бытие России «взято духом» (И.Ильин). Язык книги - московский говор, многоцветный, образный, богатый метафорами, с церковной и народно-поэтической символикой.

«Пути небесные»

В «Путях Небесных», в последнем своем незаконченном романе писатель излагает в художественной форме святоотеческое учение, описывая практику каждодневной борьбы с искушениями, а также молитвы и покаяния. Иван Шмелев планировал создать ряд книг «Путей Небесных». В них он хотел описать историю и жизнь Оптиной пустыни , поскольку по его замыслу один из героев собирался стать насельником этой обители.

Критикам произведение казалось падением творческого дарования Шмелева, его упрекали в сентиментальности, лубочности, религиозном мистицизме . В нем Шмелев отказывается от формы сказового повествования, от красочной метафорической речи, от всякой символики, не связанной с главной его темой - искуплением греха путем самопожертвования.

Отношение к Европе и политические взгляды

«Европеизмом» тяготился религиозно настроенный Шмелев, внутренне устремленный к «невидимой» и «народной» России.

«Счастливы писатели с душой крепкой, - писал Шмелев В.Ф.Зеелеру 10 февраля 1930 г. - А у меня она вся изранена, вся прорвана. Воздуха мне нет, я чужой здесь, в этой страшной шумом Европе. Она меня еще больше дырявит, отбивает от моего. Хоть в пустыню беги - на Афон - ищи Бога, мира, покоя души» .

Не принимал Шмелев Европу еще и оттого, что в - -е гг. во Франции и других странах заметно усилился дух «левизны»; увлечение «социализмом» , охватившее значительную часть западной интеллигенции, вело к политическому признанию Советской России и нередко - примирению с тем, что в ней происходило. В программной статье «Душа Родины» Шмелев поддержал чуждого ему «демократа» Милюкова , осудившего Лигу прав человека за признание большевизма .

Шмелев подвизался и в журнале «Русский колокол» Ивана Ильина , в одном из немногих изданий в русской эмиграции, имеющих патриотический и православный уклон. Он особенно был захвачен в конце 1920-х гг. программой русского духовного Возрождения, которую пытался развернуть в своих выступлениях в журнале И.А.Ильин, и склонен был видеть в нем национального духовного лидера.

«...Можно зажечь молодые (да и старые) души, - восторженно писал Шмелев И.А.Ильину 24 сентября г. из Капбретона, - […] Ну, буду и я подпевать. Ищите же, ищите помощников! Надо создавать Орден, Союз русских строителей! Да, русских каменщиков (не масонов, черт возьми, а ревнителей!). Именно - Святой Союз нужен! […] Подумайте о сем! Вы для сего и живете, я чувствую. И это не фашизм будет, а русская духовная дружина. Цель - беспредельна и высока - до Бога! Во имя - Ее, России»

В годы войны Шмелев, один из немногих русских эмигрантов, остался в оккупированном Париже , опубликовал несколько статей в пронемецком “Парижском вестнике”, чем навлек на себя обвинения в коллаборационизме.

Последняя воля

24 июня г. Шмелев переехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-От в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь. Монахиня матушка Феодосия, присутствовавшая при кончине Ивана Сергеевича, писала: «…человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под ее покровом ».

Иван Сергеевич Шмелев писал: «Да, я сам хочу умереть в Москве и быть похороненным на Донском кладбище, имейте в виду. На Донском! В моей округе. То есть если я умру, а Вы будете живы, и моих никого не будет в живых, продайте мои штаны, мои книжки, а вывезите меня в Москву» .

Мечта православного писателя, коренного москвича Ивана Шмелева осуществилась: 30 мая года его прах обрел покой в родной Москве, на кладбище Донского монастыря рядом с могилой отца. Перед погребением останков Ивана Шмелева и его жены Ольги Александровны Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил панихиду .

В апреле года внучатый племянник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Сергеевича Шмелева.

Памятник-бюст православного писателя Шмелева торжественно был открыт 29 мая 2000 года в старом столичном районе Замоскворечья , где прошло его детство.

Произведения

  • На скалах Валаама, 1897
  • По спешному делу, 1906
  • Вахмистр, 1906
  • Распад, 1906
  • Иван Кузьмич, 1907
  • Под горами, 1907
  • Гражданин Уклейкин, 1907
  • В норе, 1909
  • Под небом, 1910
  • Патока, 1911
  • Человек из ресторана, 1911
  • Виноград, 1913
  • Карусель, 1916
  • Суровые дни, 1917
  • Лик скрытый, 1917
  • Неупиваемая чаша, 1918
  • Степное чудо, 1919
  • Это было, 1919
  • Солнце мертвых, 1923
  • Как мы летали, 1923
  • Каменный век, 1924
  • На пеньках, 1925
  • Про одну старуху, 1925
  • Въезд в Париж, 1925
  • Солдаты, 1925
  • Свет разума, 1926
  • История любовная, 1927
  • Наполеон, 1928
  • Богомолье, 1931
  • Рассказы(Забавное приключение, Москвой, Мартын и Кинга, Царский золотой, Небывалый обед, Русская песня), 1933
  • Лето Господне, 1933-1948
  • Родное, 1935
  • Старый Валаам, 1935
  • Няня из Москвы, 1936
  • Иностранец, 1938
  • Мой Марс, 1938
  • Рождество в Москве, Рассказ делового человека, 1942-1945
  • Пути небесные, 1948

Литература

  • Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений
  • Русская газета в Париже. 1924. № 6. 11 февраля. С.2-3.

    Ильин И.А.Собр. соч. // Иван Ильин, Иван Шмелев. Переписка двух Иванов (1927–1934). М., 2000. С.65-66.