Шедевр от олины вентцель сканворд 5 букв. Куклы олины вентцель

Олина Вентцель - самая именитая российская кукольница, именно благодаря ее работам куклами «заболели» многие российские и зарубежные мастера. Собственный стиль, тонкое видение мира - все это выработано годами непрерывного труда и самосовершенствования.

Подозревала ли выпускница Ленинградского текстильного института, что в один прекрасный момент костюмы для фильмов и работа художника-постановщика отойдет на второй план, и она станет признанным мастером-кукольником? Вряд ли, потому что после окончания института она еще около двадцати лет занимается исключительно костюмами. Пока не познакомилась с Юрием Вентцелем. Режиссер, актер, кукольник, да и просто красивый и талантливый человек покорил сердце художницы сразу. Она готова была ехать за ним хоть в Сибирь, а попала в Москву…

Юрий Вентцель

Куклы появились в жизни Олины случайно. Знакомая попросила сделать куклу космонавта, только, чтобы выглядел, как реальный. Олина взялась за дело со свойственной ей скрупулезностью — даже съездила в Музей космонавтики. Эта первая работа стала удачной, и на кукольницу посыпались заказы…

В 1986 году она взялась за проектом, который стал судьбоносным - «История человечества в куклах от фараона до наших дней». Художницу заметили, ее работы стали популярными, начались выставки, презентации, поездки за рубеж… Королева Дании была восхищена куклами настолько, что назвала их «великими произведениями искусства». Влияние датской королевы помогло родиться новой серии кукол, на этот раз, посвященной творчеству великого сказочника Г.-Х. Андерсена.

Олле Лукойе

Оловянный солдатик

Олина изначально выбрала сложный материал для своего творчества - фарфор. Работа с этим хрупким и капризным материалом требовала особого отношения и внимания. Говорят, что добиться портретного сходства, когда работаешь с фарфором, практически не возможно. Но у Олины Вентцель получалось! Она улавливала малейшие детали, изучала выражение глаз, характеры своих моделей. Андрей Миронов, Фаина Раневская, Юрий Никулин, Олег Янковский… Мастер словно хотела остановить мгновения жизни своих любимых артистов. «Актеры и роли» — такое имя дала Олина своей коллекции и регулярно пополняла ее. Художнице было очень важно, чтобы талантливых, ярких, уникальных людей не забывали, чтобы с них брали пример.

Андрей Миронов

Фаина Раневская

Опыт художника по костюмам помог Олине наряжать своих кукол в уникальные наряды, где продумана каждая деталь. Если уж бархат - то самый дорогой, если кружево - то антикварное, а украшения обязательно из натуральных камней.

Маленькая барышня

Последний проект Олины Вентцель, связанный с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, был действительно грандиозным по масштабам. Персонажи сказок, современники поэта, близкие ему люди оказались героями выставки, которая прошла с большим успехом. Эта выставка была долгожданной и последней, прошедшей при жизни Олины Вентцель.

А.С. Пушкин

Художница удостоена многих наград, в том числе и статуэтки «Вера» на Первом Московском международном фестивале искусств «Традиции и Современность». Но самой почетным званием стало «Мэтр музейной куклы».

Куклы, которые создавала мастер на протяжении двадцати лет, находятся в музеях по всему миру, а также в частных коллекциях. Те же, кому посчастливилось бывать на выставках этой удивительно талантливой женщины, мастерицы и волшебницы, прониклись сказочностью и добротой ее мира кукол.

В огромном пространстве современного искусства кукол творения Олины Вентцель - совершенно особый мир - талантливый, необычный и безупречно красивый. Куклы мастера призваны не столько украшать интерьер, сколько пробуждать и воспитывать душу, тонко, как умеет только большое искусство, обращая ее к истории всего человечества.

В продаже есть книга о её куклах - Куклы Олины Вентцель .

Книга предназначена для широкого круга читателей.Книга предназначена для широкого круга читателей.

Книжка довольно дорогая, но как подарок - замечательное издание. Фотографии кукол в книге... слов нет. :-)

Это действительно великие произведения искусства и мастерства. Ее Величество решило, что эти изумительные куклы должны стать достоянием большого количества людей, в связи с чем будет организована выставка кукол в Леголенде.
(Из письма Ее Величества Королевы Дании)

Кукла Олины Вентцель - это такое же искусство, как живопись, музыка, архитектура. Я впервые узнал, что куклы могут быть портретные (Гете, Высоцкий, Андерсен) .

(Александр Лебедь. Газета Честь и Родина).

Руки и ноги кукол подвижны, и готовая игрушка может принять любую позу. Головки делают из фарфора профессионалы фарфоровой мастерской по эскизам Олины Дмитриевны. Костюмы, на которые художница не жалеет дорогих тканей, прически дополняют образ.

Она точна даже в деталях: Все должно быть так, как было тогда. По ее куклам, например, тем, которых она готовит к юбилею Пушкина, на мой взгляд, можно изучать моду давно минувших дней. И не только моду.

Куклы Олины Дмитриевны неоднократно выставлялись в Москве, в различных музеях и галереях. Многие уехали за границу в Германию, США, Японию, Голландию, пополнив частные коллекции.

Олина Дмитриевна Вентцель - один из самых известных и признанных художников-кукольников России. Долгое время работала художником-постановщиком по историческому костюму в театрах и на киностудиях (кинофильмы: “И ещё одна ночь Шахерезады”, “Осада”, “Случай в аэропорту” и др.)

С 1986 года художник работает над созданием авторских кукол из фарфора в исторических костюмах. Её произведения искусства получили высокую оценку не только в России, но и за рубежом.

Вентцель - единственный в мире мастер, создающий не просто кукол, а настоящие масштабные проекты, посвященные как различным историческим темам, так и жизни и творчеству великих людей.

Ее творения - не куклы в обычном понимании этого слова, а своеобразная дворцовая скульптура, требующая определенного интерьера, соответствующего окружения, целого мира, формируемого вокруг нее.

Страниц 204 стр.

Формат 70x100/12 (225x230 мм)

Тираж 1500 экз. - ТИРАЖ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЙ, КНИГА ВСКОРЕ СТАНЕТ РЕДКОСТЬЮ!

Твердый переплет.

Издательство Рубежи XXI , Москва, 2005, 70х100/12, 204 стр., мелованная бумага.

Этот красочный фотоальбом будет интересен широкому кругу читателей. В нем представлены лучшие работы мастера, созданные в последнее время.

Куклы мастера призваны не столько украшать интерьер, сколько побуждать и воспитывать душу, тонко, как умеет только большое искусство, обращая её к истории всего человечества.

Куклы мира

Также в Озоне продаётся ещё одна уникальная книга о куклах - Куклы мира . Две книги вместе - уникальный и дорогой подарок!

Книга посвящена самым красивым, известным, антикварным и раритетным куклам мира.

Человек всегда относился к кукле особым образом, ибо с древности она играла таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Соотносимая изначально с мистериями, обрядами и ритуалами, кукла постепенно теряла свое магическое значение, становясь простой игрушкой, хотя и эстетически привлекательной.

Об удивительной судьбе куклы, живущей рядом с человеком многие тысячелетия, рассказывает книга, написанная известными искусствоведами, историками, этнографами, театральными режиссерами. Книга предназначена для самого широкого читателя.

И недорогое, но интересное издание - Куклы, игры и игрушки. Карманный справочник . Antiques Roadshow. Dolls, Toys and Games.

Этот карманный справочник содержит иллюстрации и описание множества замечательных старинных предметов - кукол, игрушек и игр, а также ценную информацию о правилах определения их подлинности и стоимости.

Олина Дмитриевна Вентцель (1940-2007 г.г.)- один из самых известных и признанных художников-кукольников России.Долгое время работала художником-постановщиком по историческому костюму в театрах и на киностудиях (кинофильмы: “И ещё одна ночь Шахерезады”, “Осада”, “Случай в аэропорту” и др.)

С 1986 года художник работает над созданием авторских кукол из фарфора в исторических костюмах. Её произведения искусства получили высокую оценку не только в России, но и за рубежом.

Вентцель - единственный в мире мастер, создающий не просто кукол, а масштабные проекты, посвященные как различным историческим темам, так и жизни и творчеству великих людей. Ее творения - даже не куклы в обычном понимании, а своеобразная дворцовая скульптура, требующая определенного интерьера, соответствующего окружения, целого мира, формируемого вокруг нее.

Москва, Амстердам, Нью-Йорк, Венеция, Париж, Копенгаген - это далеко не полный перечень городов, в музеях и частных коллекциях которых находятся авторские куклы Олины Дмитриевны Вентцель.

К двухсотлетию со дня рождения А. С. Пушкина в Российском фонде культуры, Государственном музее А. С. Пушкина, Центральном доме художника (галерея “Вахтанов”) успешно проведена выставка “Пушкинский бал” , после чего, по приглашению Российского культурного центра в Дании, она была представлена на суд датских зрителей. Экспонировалась выставка в течение двух недель в Ратуше Копенгагена. За это время её посетили около семи тысяч человек.
Данное событие получило широкий отклик в прессе и на телевидении Дании.

В датском музее Великой Княгини Ольги Александровны, сестры Российского Императора Николая II, представлены одиннадцать портретных кукол: семья последнего русского Царя Николая Александровича Романова.

Благожелательное отношение Её Величества Королевы Дании Маргретты II и Гофмаршала Её Величества Лорда Чемберлена, являющегося председателем Фонда Г. Х. Андерсена, послужило поводом для начала работы над новым проектом, посвященным творчеству великого датского писателя Г. Х. Андерсена . Часть созданных персонажей из этого проекта выставлены в музеях “Леголенд” и “Ольга Люст” .

В январе 2007 года в ЦВЗ «Манеж» прошел Первый Московский международный фестиваль искусств «Традиции и Современность».
Олина Дмитриевна Вентцель была награждена бронзовой статуэткой «Вера» за лучшую авторскую работу в категории «Прикладное искусство» (кукла « Венецианка »).

«Маскарад в Пушкинском» - это часть масштабного проекта, объединенного единой концепцией. Олина Вентцель - один из немногих в мире мастеров, создающих кукол не только как артефакт, а как грандиозный по замыслу проект, посвященный истории человечества. Окончив в 1961 г. Текстильный Институт, Олина Вентцель много лет работала в театре и кино. За ее плечами богатый опыт создания костюмов к спектаклям и кинофильмам. В 1986г. художница начинает свой проект «История человечества в куклах от фараона до наших дней». Ее интересуют эпохи, жизнь и творчество великих людей. Она создает свои исторические персонажи, среди которых и Нефертити, и королева Елизавета, и любимые актеры, писатели, режиссеры, и сказочные и мифологические герои. Она делает целые серии, посвященные, например, Пушкину или царской семье Николая II. Куклы изготовлены из фарфора на подвижном каркасе, для одежды используются антикварные ткани, кружева и аксессуары. В костюмах кукол легко угадываются эпохи, зрители могут проследить как менялась мода, прически и лица в том или другом историческом пространстве. Работы Олины Вентцель украшают дома очень известных людей, как в нашей стране, так и за рубежом. Вот что сказала Ее Величество королева Дании Маргретта II о работах художницы: «Это действительно великие произведения искусства и мастерства. Эти изумительные куклы должны стать достоянием большого количества людей».

С музеем А. С. Пушкина художницу связывают давние отношения: к 200-летию со дня рождения поэта она создала фарфоровую пушкиниану - более 60 персонажей из произведений великого русского классика. Три куклы, олицетворяющие три возраста женщины: Юность, Зрелость и Старость «открывали» большую выставку акварельных портретов П. Ф. Соколова (2003 г.). Следующая персональная выставка «Мир кукол Олины Вентцель», проходила с успехом в музее в феврале-марте 2004 года, и в этот раз публика открывала для себя удивительные и уникальные создания художницы, значительная часть которых теперь находится в музеях Европы и частных коллекциях выдающихся личностей нашего времени. Московскому музею А. С. Пушкина автор подарила две работы: куклы А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова.

Анна Каренина Беатриче

Бедная Лиза В ожидании рыцаря

Венецианская куртизанка Венеция

Гамлет Дама в белом

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.


"У Олины Дмитриевны не бывает плохого настроения, она очень веселая. Все время смеется", - говорили мне о ней. Почему-то меня это смутило. Как и тот факт, что уже в пенсионном возрасте она вдруг увлеклась куклами". Хоть и заочно, я сочувствовала ей: воображение рисовало женщину, вынужденную, дабы выжить, работать с утра до вечера, а вечную усталость скрывать за улыбкой преуспевающей предпринимательницы. Но я совсем не знала Оливу Дмитриевну! Перешагнув порог ее дома, я увидела кукол... Они, эти придуманные человеком молчаливые игрушки, сказали о хозяйке больше, чем она сама.

Их было немного, и все сидели полукругом, создавая некую композицию. Их руки почти соприкасались, но - удивительно! - связанные общей, "пушкинской", идеей, сделанные руками одного мастера, каждая как будто жила в своем собственном мире. Это можно было прочитать на их лицах и в их позах, это передавал даже костюм. На протяжении нескольких часов беседы с Олиной Дмитриевной меня не покидало ощущение, что в комнате мы не одни. Мой взгляд невольно искал "Ольгу Ларину" - романтичную девушку в розовом, которую я выбрала себе в "подруги".

Помните Ольгу? Обласканная родите-лями, рожденная для любви, легкомысленная и веселая до той самой поры, пока не прозвучал роковой выстрел.

Вот так и в жизни Олины (даже имена похожи!) все было: любимые родители, обеспеченное детство, занятия музыкой, увлечение театром, игра в куклы.

Было и вмиг исчезло. Через всю страну длинный поезд понес ее, одинокую и брошенную, вслед за мамой в ссылку на Сахалин. Мама с Сахалина не вернулась, отец, военный, погиб в сибирских лагерях. Детские дома, чужие люди, совсем не домашнее воспитание, горькое слово "сирота" надолго вошли в жизнь юной девочки.

Но она никого никогда за эти не упрекнула. Восстановления справедливости, в отличие от многих с подобной судьбой, не потребовала. Кто знает: не будь Сахалина, попала бы она в Ленинград после смерти Сталина, где нашла сразу две безграничные любви: к театру и к Юрию Вентцелю?

Мне кажется, кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол.

Сказки и куклы - это олицетворение детства и счастья, уюта и тепла. Домаш-него очага. То, что сопровождает человека от колыбели до самого заката". Даже если куклы нет, рядим, есть воспоминания.

Любуюсь Ольгой Лариной, провожу пальцем по ее нежной белой ручке, каса-юсь волос и платья. Еще мгновение - и я в детстве: родительский дом, в котором пахнет только что испеченными, еще не остывшими пирогами, на диванной подушке лежит старая книга, открытая на сотни раз перечитываемой, заветной страничке. Вся семья в сборе, и еще жив отец. Далекое время, и его уже никогда не вернуть. Жаль, что в память о нем я сохранила и книгу, и картину, и лампу. Но не куклу.

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.

Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.

Талантливый художник по костюмам, она еще оказалась и талантливой в общении. Среди ее друзей немало имен тогдашних и нынешних знаменитостей театра и кино.

В начале 70-х в Ленинград из Москвы с театром кукол приехал Юрий Вентцель. Молодой и красивый, подающий надежды режиссер. Творить бы ему чудеса в искусстве еще долго и долго! Но уже тогда он знал, что болен. И Олина Дмитриевна, конечно, тоже узнала. Но разве остановить трепет сердца, испытавшего такую любовь!

Да, ее первое замужество было неудачным. Она сама оставила мужа, ушла в никуда без денег, без квартиры, без образования, с маленьким сыном на руках. Но это все в прошлом. Она много работала, окончила текстильный институт. Стала независимой и самостоятельной.

Теперь уважаема коллегами. И любима. Вопрос, быть рядом с любимым мужчиной или нет, перед ней не стоял. Она переехала в Москву.

Как, чем вы жили? - спрашиваю Олину Дмитриевну. - Творчеством?

Я не разделяю этих двух слов: "жизнь" и "творчество". Первое для меня и есть второе.

Здесь, в Москве, теперь уже вместе с мужем Юрием Вентцелем, они работали в одном театре, ездили на гастроли, строили планы и осуществляли их. Новые спектакли, образы, декорации, костюмы... Создавая последние, Олина Дмитриевна невольно вмешивалась в судьбу героев. "А кто же не знает, - писал К. Паустовский, - что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется!..".

И сегодня Олина Вентцель живет в атмосфере труда и поиска, радости и огорчений. Ее рабочий день начинается рано, в шесть утра. Не потому, что ей нужно как можно больше сделать и заработать лишнюю копейку (по сути, у нее все есть, а в еде и одежде она скромна и непривередлива). По-иному она просто не может. Куклы ждут своего мастера. Они еще далеки от совершенства: на них нет одежды или даже части туловища. Но все - дело времени и техники. К тому же Олина Дмитриевна незавершенными любит их еще больше.

Не берусь описывать технологию изготовления: вроде бы она проста, и в то же время есть у нее свои "секреты". Руки и ноги кукол подвижны, и готовая игрушка может принять любую позу. Головки делают из фарфора специа-листы фарфоровой мастерской по эскизам Олины Дмитриевны. Костюмы, на которые художница не жалеет дорогих тканей, прически дополняют образ.

До позднего вечера мастерит она куклы. Если и отвлекается, то лишь на телефонные звонки. Особенно когда звонит Юра, внук, названный, надо думать, в честь Юрия Вентцеля.

С него, любимого внука, наверное, и началось это увлечение куклами. Рассказывая Юрочке сказки, она устраивала целые спектакли с участием игрушек. Сделала куклу сама. Потом еще и еще.

Однажды знакомая попросила сшить куклу для будущей выставки. Нужен был "космонавт" в настоящем космическом обмундировании. Олина Дмитриевна съездила в музей Звездного, изучила спецодежду, и кукла удалась на славу. Стали поступать другие заказы. Олина Дмитриевна, как всегда, уверенная в успехе, начала осваивать новое для себя поле деятельности. Хотя "новое" - это, конечно, условно. Когда она работала в театре кукол, ей приходилось заниматься и ремонтом, и изготовлением, и шитьем. Что касается костюмов, то о профессиональном мастерстве Олины Вентцель можно судить по известным фильмам "Случай в аэропорту" и "Еще одна ночь Шахерезады". Чувство эпохи -главное, что отличает ее одежду для киногероев. А теперь и кукол - тоже.

Она точна даже в деталях: "Все должно быть так, как было тогда". По ее куклам, например, тем, которых она готовит к юбилею Пушкина, на мой взгляд, можно изучать моду "давно минувших дней". И не только моду.

Куклы Олины Дмитриевны неоднократно выставлялись в Москве, в различных музеях и галереях. Многие уехали за границу в Германию, США, Японию, Голландию, пополнив частные коллекции. Уверена: везде они придают родному дому еще большую привлекательность, уют и тепло. И будут "служить" ему еще много лет: жизнь кукол, в отличие от человеческой, более продолжительна.

Рассматривая кукол О. Вентцель, я старалась понять, в чем их обаяние, особенная прелесть. Приходилось видеть кукол других авторов, но ни одна из них не завораживала такой свежестью, чистотой, таким светлым обликом. Несомненно, в них отразилась личность мастера.

"Я никогда никому ни в чем не завидовала, - сказала мне Олина Дмитриевна. - И ни на кого не держу зла". А еще она умеет отдавать добровольно, от всего сердца. Без кокетства равнодушна к деньгам и тряпкам. Не понимает сплетен и никогда не участвует в них.

Она, эта маленькая женщина, нашла в себе силы, чтобы простить то несправедливое и незаслуженное, что выпало на ее долю. Сумела стать нужной мужу до конца его дней и верна его памяти. Стала незаменимым другом своему внуку.

Ее куклы не могут быть недобрыми.

Возьмите на руки подержите, прижмите ее, вот так... - Олина Дмитриевна подала мне большеглазую барышню. Красавица обвила меня руками, и опять на какое-то мгновение я ощутила себя маленькой девочкой, которой пока не знакомы жизненные бури и которой так тепло у родного очага.

"У Олины Дмитриевны не бывает плохого настроения, она очень веселая. Все время смеется", - говорили мне о ней. Почему-то меня это смутило. Как и тот факт, что уже в пенсионном возрасте она вдруг увлеклась куклами". Хоть и заочно, я сочувствовала ей: воображение рисовало женщину, вынужденную, дабы выжить, работать с утра до вечера, а вечную усталость скрывать за улыбкой преуспевающей предпринимательницы. Но я совсем не знала Оливу Дмитриевну! Перешагнув порог ее дома, я увидела кукол... Они, эти придуманные человеком молчаливые игрушки, сказали о хозяйке больше, чем она сама.

Их было немного, и все сидели полукругом, создавая некую композицию. Их руки почти соприкасались, но - удивительно! - связанные общей, "пушкинской", идеей, сделанные руками одного мастера, каждая как будто жила в своем собственном мире. Это можно было прочитать на их лицах и в их позах, это передавал даже костюм. На протяжении нескольких часов беседы с Олиной Дмитриевной меня не покидало ощущение, что в комнате мы не одни. Мой взгляд невольно искал "Ольгу Ларину" - романтичную девушку в розовом, которую я выбрала себе в "подруги".

Помните Ольгу? Обласканная родите-лями, рожденная для любви, легкомысленная и веселая до той самой поры, пока не прозвучал роковой выстрел.

Вот так и в жизни Олины (даже имена похожи!) все было: любимые родители, обеспеченное детство, занятия музыкой, увлечение театром, игра в куклы.

Было и вмиг исчезло. Через всю страну длинный поезд понес ее, одинокую и брошенную, вслед за мамой в ссылку на Сахалин. Мама с Сахалина не вернулась, отец, военный, погиб в сибирских лагерях. Детские дома, чужие люди, совсем не домашнее воспитание, горькое слово "сирота" надолго вошли в жизнь юной девочки.

Но она никого никогда за эти не упрекнула. Восстановления справедливости, в отличие от многих с подобной судьбой, не потребовала. Кто знает: не будь Сахалина, попала бы она в Ленинград после смерти Сталина, где нашла сразу две безграничные любви: к театру и к Юрию Вентцелю?

Мне кажется, кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол.

Сказки и куклы - это олицетворение детства и счастья, уюта и тепла. Домаш-него очага. То, что сопровождает человека от колыбели до самого заката". Даже если куклы нет, рядим, есть воспоминания.

Любуюсь Ольгой Лариной, провожу пальцем по ее нежной белой ручке, каса-юсь волос и платья. Еще мгновение - и я в детстве: родительский дом, в котором пахнет только что испеченными, еще не остывшими пирогами, на диванной подушке лежит старая книга, открытая на сотни раз перечитываемой, заветной страничке. Вся семья в сборе, и еще жив отец. Далекое время, и его уже никогда не вернуть. Жаль, что в память о нем я сохранила и книгу, и картину, и лампу. Но не куклу.

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.

Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.

Талантливый художник по костюмам, она еще оказалась и талантливой в общении. Среди ее друзей немало имен тогдашних и нынешних знаменитостей театра и кино.

В начале 70-х в Ленинград из Москвы с театром кукол приехал Юрий Вентцель. Молодой и красивый, подающий надежды режиссер. Творить бы ему чудеса в искусстве еще долго и долго! Но уже тогда он знал, что болен. И Олина Дмитриевна, конечно, тоже узнала. Но разве остановить трепет сердца, испытавшего такую любовь!

Да, ее первое замужество было неудачным. Она сама оставила мужа, ушла в никуда без денег, без квартиры, без образования, с маленьким сыном на руках. Но это все в прошлом. Она много работала, окончила текстильный институт. Стала независимой и самостоятельной.

Теперь уважаема коллегами. И любима. Вопрос, быть рядом с любимым мужчиной или нет, перед ней не стоял. Она переехала в Москву.

Как, чем вы жили? - спрашиваю Олину Дмитриевну. - Творчеством?

Я не разделяю этих двух слов: "жизнь" и "творчество". Первое для меня и есть второе.

Здесь, в Москве, теперь уже вместе с мужем Юрием Вентцелем, они работали в одном театре, ездили на гастроли, строили планы и осуществляли их. Новые спектакли, образы, декорации, костюмы... Создавая последние, Олина Дмитриевна невольно вмешивалась в судьбу героев. "А кто же не знает, - писал К. Паустовский, - что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется!..".

И сегодня Олина Вентцель живет в атмосфере труда и поиска, радости и огорчений. Ее рабочий день начинается рано, в шесть утра. Не потому, что ей нужно как можно больше сделать и заработать лишнюю копейку (по сути, у нее все есть, а в еде и одежде она скромна и непривередлива). По-иному она просто не может. Куклы ждут своего мастера. Они еще далеки от совершенства: на них нет одежды или даже части туловища. Но все - дело времени и техники. К тому же Олина Дмитриевна незавершенными любит их еще больше.

Не берусь описывать технологию изготовления: вроде бы она проста, и в то же время есть у нее свои "секреты". Руки и ноги кукол подвижны, и готовая игрушка может принять любую позу. Головки делают из фарфора специа-листы фарфоровой мастерской по эскизам Олины Дмитриевны. Костюмы, на которые художница не жалеет дорогих тканей, прически дополняют образ.

До позднего вечера мастерит она куклы. Если и отвлекается, то лишь на телефонные звонки. Особенно когда звонит Юра, внук, названный, надо думать, в честь Юрия Вентцеля.

С него, любимого внука, наверное, и началось это увлечение куклами. Рассказывая Юрочке сказки, она устраивала целые спектакли с участием игрушек. Сделала куклу сама. Потом еще и еще.

Однажды знакомая попросила сшить куклу для будущей выставки. Нужен был "космонавт" в настоящем космическом обмундировании. Олина Дмитриевна съездила в музей Звездного, изучила спецодежду, и кукла удалась на славу. Стали поступать другие заказы. Олина Дмитриевна, как всегда, уверенная в успехе, начала осваивать новое для себя поле деятельности. Хотя "новое" - это, конечно, условно. Когда она работала в театре кукол, ей приходилось заниматься и ремонтом, и изготовлением, и шитьем. Что касается костюмов, то о профессиональном мастерстве Олины Вентцель можно судить по известным фильмам "Случай в аэропорту" и "Еще одна ночь Шахерезады". Чувство эпохи -главное, что отличает ее одежду для киногероев. А теперь и кукол - тоже.

Она точна даже в деталях: "Все должно быть так, как было тогда". По ее куклам, например, тем, которых она готовит к юбилею Пушкина, на мой взгляд, можно изучать моду "давно минувших дней". И не только моду.

Куклы Олины Дмитриевны неоднократно выставлялись в Москве, в различных музеях и галереях. Многие уехали за границу в Германию, США, Японию, Голландию, пополнив частные коллекции. Уверена: везде они придают родному дому еще большую привлекательность, уют и тепло. И будут "служить" ему еще много лет: жизнь кукол, в отличие от человеческой, более продолжительна.

Рассматривая кукол О. Вентцель, я старалась понять, в чем их обаяние, особенная прелесть. Приходилось видеть кукол других авторов, но ни одна из них не завораживала такой свежестью, чистотой, таким светлым обликом. Несомненно, в них отразилась личность мастера.

"Я никогда никому ни в чем не завидовала, - сказала мне Олина Дмитриевна. - И ни на кого не держу зла". А еще она умеет отдавать добровольно, от всего сердца. Без кокетства равнодушна к деньгам и тряпкам. Не понимает сплетен и никогда не участвует в них.

Она, эта маленькая женщина, нашла в себе силы, чтобы простить то несправедливое и незаслуженное, что выпало на ее долю. Сумела стать нужной мужу до конца его дней и верна его памяти. Стала незаменимым другом своему внуку.

Ее куклы не могут быть недобрыми.

Возьмите на руки подержите, прижмите ее, вот так... - Олина Дмитриевна подала мне большеглазую барышню. Красавица обвила меня руками, и опять на какое-то мгновение я ощутила себя маленькой девочкой, которой пока не знакомы жизненные бури и которой так тепло у родного очага.