Шарбат Гула – фотография этой девочки облетела весь мир, а она даже не знала, что так знаменита. История одной фотографии: Афганская девушка

Заканчивался 1984 год. Афганистан вот уже пять лет раздирала гражданская война. Миллионы его жителей искали приюта в Пакистане. На границе, как грибы после дождя, вырастали палаточные лагеря для беженцев. В некоторых из них жили десятки тысяч человек. В тесноте и грязи, без водопровода и канализации, среди болезней и нищеты, на милости чужих людей.

Здесь же, на границе, постоянно переезжая с места на место, встречаясь со всеми сторонами в этой трагедии, работали двое репортеров National Geographic - журналист Дебра Денкер и фотограф Стив МакКарри. Лагерь Насир Баг не был главной точкой в их маршруте, просто одной из многих. Бродя среди моря палаток, они услышали детских смех в одной из них - и, конечно, не смогли пройти мимо.

Внутри оказалась импровизированная школа для девочек. Крыша «настоящей» школы - земляной хижины - обвалилась во время сильного дождя несколько месяцев назад. С тех пор пятерым учительницам и трем сотням учениц приходилось ютиться в одной большой палатке. МакКарри попросил разрешения сделать несколько снимков. «Я заметил девочку с удивительными глазами и сразу понял, что хочу сфотографировать именно ее», - вспоминал он.

Сперва она закрыла лицо, но учительница попросила опустить руки - чтобы мир смог ее увидеть и узнать ее историю. Девочка уронила ладони на колени и - с вызовом? страхом? гордостью? - посмотрела в объектив. «Ее шаль, задний план - все цвета удивительно гармонировали. Мне осталось лишь щелкнуть затвором». Пара кадров - и девочка с подружками убежали прочь. Дебра и Стив тоже отправились дальше. Никто из них не спросил ни имени, ни истории ученицы с яркими глазами. О ней в статье не будет ни слова - только фотография.

Лицо на обложку

Увидеть, что получилось на снимках, МакКарри смог только два месяца спустя, когда вернулся в Америку и проявил пленки. Чутье и опыт его не подвели - фотографии вышли необыкновенные. Но бильдредактор, который отбирал материал для публикации, наотрез отказался брать ту, на которой девочка смотрит прямо на зрителя. Слишком напряженным, слишком тревожащим показался ему этот взгляд. Стив же настаивал именно на этом снимке.

В итоге оба варианта решили отдать на суд главному редактору. Увидев их, тот вскочил на ноги со словами: «Это будет обложка следующего номера!». В руках у него был кадр, который выбрал МакКарри. В июне 1985-го журнал вышел с фотографией афганской девочки на первой полосе. Она же сопровождала статью Дебры Денкер.

«Пакистан перенасыщен беженцами, и сострадание местных жителей на исходе. Пакистанцы, открывшие свои границы во имя мусульманского гостеприимства и традиции «панах», предоставления убежища, теперь вынуждены столкнуться с самым большим числом беженцев в мире», - писала журналистка. 30 лет спустя, в 2015-м, это по-прежнему звучит слишком знакомо. Только место действия поменялось.

Война не меняется

Отвоевывая «Афганскую девочку» у бильдредактора, МакКарри не мог предположить, насколько оглушительным будет ее успех. Фотографию перепечатывали снова и снова, она появлялась на постерах, календарях, открытках. А Стива забрасывали письмами и звонками. «Не было ни дня… чтобы я не получил письма, электронки или звонка с вопросами о ней. Люди хотели послать ей деньги, хотели удочерить. Мужчины писали, что хотят найти ее и жениться на ней».

Но МакКарри ничего не знал о ней, не знал даже, жива ли она. В 90-е годы он предпринял несколько попыток отыскать девочку - но безуспешно. А потом было 11 сентября, и башни-близнецы, и очередная война в Афганистане, на этот раз с участием войск НАТО. Поток беженцев из многострадальной страны снова хлынул в Пакистан. В январе 2002-го Стив вместе с командой телеканала National Geographic вновь приехал в Насир Баг, чтобы попытаться найти свою героиню.

Они опрашивали беженцев, старожилов и часто слышали: «Да, я знаю ее», «Да, это моя жена». Но ни одну из женщин, с которыми их знакомили, МакКарри не узнал. Впрочем, даже увидеться с ними было не так-то просто. Большинство мусульманок этого региона с 12–13 лет соблюдают строжайшую пурду - носят покрывало-бурку, закрывающее все тело с головой, и не показываются другим мужчинам, кроме мужа, без его позволения. С супругом Шарбат Гулы, еще одной возможной «афганской девочки», договориться удалось. И когда она вошла в двери, Стив готов был поручиться, что это - та самая маленькая беженка, которую он фотографировал 18 лет назад.

Она очень изменилась. Время и трудная жизнь стерли ее молодость. Кожу избороздили морщины, лицо потеряло резкие черты. И только глаза остались прежними. Именно они и помогли достоверно установить, что Шарбат Гула и есть «афганская девочка». «НатГео» обратился к Джону Догману, профессору Кембриджского университета, который разработал алгоритм идентификации человека по радужке, и тот подтвердил личность Шарбат.

История жизни

Только через 18 лет после того, как фотография Стива МакКарри облетела планету, мир смог узнать историю, которая стояла за пронзительным взглядом серо-зеленых глаз. Шарбат было около шести, когда ее родители погибли во время авиаудара советских войск. Бабушка взяла оставшихся в живых детей и повела их через границу, в более безопасный Пакистан. Несколько недель они шли по заснеженным горам, пока наконец не оказались в лагере для беженцев.

Там Шарбат и ее родные провели много лет. Ей было примерно 12, когда она впервые увидела МакКарри. Еще через несколько лет она вышла замуж - там же, в лагере, за мужчину по имени Рахмат Гул. Не по большой любви - брак организовали ее родственники. В середине 90-х, когда ситуация в Афганистане стала спокойнее, она с семьей вернулась в родную деревню. Это была нелегкая жизнь - скорее, борьба за существование в бедном углу разоренной войной страны, без больниц, дорог, школ. Шарбат так никогда и не получила хоть какого-то образования, помимо уроков в лагере для беженцев.

В 2002 году, когда она во второй раз встретила Стива МакКарри, ее дочери Робине было 13. Заиде - 3, Алие - всего год. Четвертая малышка умерла еще в младенчестве. Ее муж работал пекарем в другом городе (в их деревне работы почти нет), получая меньше доллара в день. Почти весь заработок уходил на лечение детей и мужа. Но Шарбат не жаловалась - так, как она, живут миллионы людей в ее стране. И не просила денег. Единственное, чего она хотела, - купить старшей дочери швейную машинку, чтобы та освоила профессию швеи.

Стив сразу же выполнил эту просьбу, а команда National Geographic оплатила все необходимые медицинские процедуры, которые требовались ее семье. Кроме того, еще во время поисков Шарбат «НатГео» организовал благотворительный «Фонд афганских девушек» (в 2008-м переименованный в «Фонд афганских детей»), который помогает всем нуждающимся детям Афганистана. В 2004-м МакКарри основал собственную некоммерческую организацию, Imagine Asia, задача которой - дать образование и медицинскую помощь детям и молодежи Афганистана.

Афганская Мона Лиза

Почему именно эта фотография МакКарри получила такую известность - ведь за свою долгую карьеру он снял тысячи необыкновенных снимков? «Думаю, это комбинация нескольких факторов, - делится мыслями сам автор. - Во-первых, она очень красивая девочка. Во-вторых, в ее лице есть какая-то неопределенность, загадка. На нем страх, беспокойство, но в то же время сила духа, стойкость, уважение и гордость. Очевидно, что она бедна, но не теряет внутреннего достоинства».

Неопределенность всегда играла важную роль в искусстве - достаточно вспомнить таинственную улыбку Моны Лизы, с которой не раз сравнивали «Афганскую девочку». Но дело не только во взгляде, который можно понять по-разному. Для большинства жителей Запада Афганистан - это край земли, опасное, неизведанное место, где наверняка должны жить люди, совсем непохожие на нас. Но достаточно переодеть Шарбат - и ее невозможно будет отличить от европейки или американки.

И в этом - воплощение главной мысли, которую Стив МакКарри пытается подчеркнуть в своих фотографиях. Где бы мы ни жили, как бы ни одевались, во что бы ни верили, в нас куда больше общего, чем различного. Мы ищем отличие, но, присмотревшись, находим лишь единство.

Ее фотография облетела весь мир, а она даже не знала, что так знаменита ">Ее фотография облетела весь мир, а она даже не знала, что так знаменита " alt="Какой стала самая знаменитая афганская девочка через 17 летЕе фотография облетела весь мир, а она даже не знала, что так знаменита ">

Ее имя переводится с пушту как «цветочный щербет». Ее фотография облетела весь мир, глаза ее невозможно забыть. А она даже не знала, что так знаменита. Ее нашли в горах на афгано-пакистанской границе

Афганская Мона Лиза

Обложка журнала National Geographic за июнь 1985 года стала самой знаменитой за всю историю издания. Автор снимка, фотожурналист National Geographic Стив Маккарри сделал ее в 1984 году, собирая материал об афгано-советской войне. Задачей Маккарри было освещать положение беженцев, которых было очень много на афгано-пакистанской границе.

Блуждающего по лагерю Насир-Баг Маккарри заинтересовал шатер, использовавшийся в качестве помещения для начальной школы. Подойдя к учительнице, фотограф попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких учеников. Учительница согласилась, и Маккарри привлек взгляд одной из девочек лет двенадцати. Журналист спросил у учительницы, кто она.

Та рассказала, что родную деревню девочки атаковали советские боевые вертолеты, ее родителей убили и она вместе со своими братьями, сестрами и бабушкой вынуждена была бежать, две недели пешком через горы добираясь до пакистанской границы. Маккарри сделал снимок, а вот имени девочки не узнал.

Фото было сделано на цветную пленку без дополнительного освещения, сама «фотосессия» длилась всего несколько минут. Только по приезде в Вашингтон, занимаясь проявлением пленки, Маккарри понял, насколько необыкновенной получилась фотография. «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда все складывается как нужно», - рассказывал он уже позже, в 2002 году.

Фоторедактор National Geographic, впрочем, не сразу оценил старания Стива Маккарри и поначалу не хотел ставить афганскую девочку на обложку, считая ее слишком «тяжелой». Но потом уступил и не прогадал: фотография девочки с пронзительными зелеными глазами стала самой узнаваемой за всю историю существования журнала. Имя ребенка было неизвестно, поэтому фотографию назвали просто: «Афганская девочка». Позже снимок стали называть «Афганской Моной Лизой», он стал символом афганского конфликта и проблемы беженцев всего мира.

В поисках Афганской девочки

Более 17 лет имя и личность девочки оставались неизвестными. Все это время Афганистан был закрытым для западного мира, и только в 2001 году, после того как талибанское правительство было свергнуто американскими властями, можно было начинать поиски (в 1990-х годах Маккарри предпринимал попытки узнать имя девочки, но все они оставались безуспешными).

Гула Шарбат была обнаружена командой National Geographic в возрасте около 30 лет (свой точный возраст женщина не помнит). Маккарри узнал ее сразу же, да и самой Гуле не составило труда вспомнить эту съемку: за всю жизнь ее фотографировали только три раза. Позже ее личность была подтверждена при помощи биометрии, которая показала полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Свою знаменитую на весь мир фотографию женщина впервые увидела лишь в январе 2002 года. До этого она, конечно, даже не догадывалась, что знаменита на весь мир.

Та самая обложка журнала National Geographic

После того как Гула была найдена, Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие - удочерить ее. Были и письма от мужчин, которые хотели найти ее и жениться».

Гулу нашли в районе между городами Джелалабад (Афганистан) и Пешавар (Пакистан). Ее точное место жительства не разглашается по просьбе самой Гулы и ее мужа. Сама женщина придерживается строгих правил, поэтому попросила у мужа разрешения поднять паранджу, чтобы ее сфотографировали во второй раз.

Помимо этого Шарбат Гула снялась в документальном фильме «В поисках Афганской девочки», впервые показанном в марте 2002 года. Во время поисков командой National Geographic было создано благотворительное общество под названием «Фонд афганских девушек», позже переименованное в «Фонд афганских детей».

В июне этого года знаменитому снимку «Афганская девочка» исполнилось ровно 30 лет.

Афганская девочка в 12 лет и в возрасте около 30 лет

Одна из самых известных фотографий, впервые появившаяся на обложке географического журнала, — афганская девочка с зелеными глазами. Кем была она и кто автор этого поистине уникального кадра?

Стив МакКарри

Это сейчас МакКарри - именитый и всемирно известный фотограф. Но много лет назад, в восьмидесятые, он был начинающим фоторепортером, только что окончившим университет по совершенно другому профилю. Просто однажды он решил круто изменить свою жизнь, взял фотоаппарат, спрятал в своем багаже большой запас пленок и отправился путешествовать по местам боевых действий с целью создания цикла репортажей.

Его путь начался в Индии, а продолжился в Афганистане и Пакистане. Именно там он сделал снимок — портрет афганской девочки, который дал мощный старт карьере МакКарти. Позднее его пригласили на престижную работу фотографом в National Geographic. И он продолжил снимать войну, только уже совсем на другом уровне. Стив делал фоторепортажи из многих горячих точек на Востоке, видел боль и смерть, видел страдания, борьбу. И всё это отражал в своих работах. Он часто рисковал своей жизнью, перенес много лишений, попадал в плен, разбивался на самолете, его даже пытали, но ничто не могло охладить его энтузиазма и заставить отказаться от любимой и важной работы.

История появления знаменитой фотографии

В середине восьмидесятых годов в Афганистане шла страшная война. Люди бежали от бедствий, которые она несла с собой. Бежали кто куда мог, большая часть стягивалась к границе с Пакистаном. Там было довольно много лагерей, в которых ютились беженцы. И между этими лагерями курсировали двое американцев — журналистка и фотограф. Этим фотографом и был Стив МакКарри.

В лагерь под названием Насир Баг они попали по чистой случайности и из любопытства. Находясь на его территории, услышали смех. Смеялись дети. В обстановке боли, страха и безысходности услышать детский смех — что может быть удивительнее? Они пошли на звук и обнаружили импровизированную школу для девочек, которая располагалась в обычной палатке. МакКарри понял, что именно здесь он может сделать замечательные снимки, и уговорил учительницу позволить ему сфотографировать нескольких девочек. Среди них была она.

Её звали Шарбат Гула. Девочка поразила фотографа своими яркими, глубокими и непримиримыми глазами. Сначала Шарбат отказалась сниматься с открытым лицом, но учительница смогла уговорить свою ученицу. Кадр был сделан. Журналистка и фотограф уехали, не спросив даже ее имени. На тот момент это не показалось им важным. Ведь никто не мог предположить, как всколыхнет мир эта фоторабота, сколько людей будут восхищаться ею, сколько издательств будут тиражировать этот образ. Никто не мог представить, что глаза афганской девочки для многих станут символом борьбы и сопротивления угнетению.

Детство Шарбат

Откуда же появилась эта девочка в лагере беженцев? Её семья — родители, бабушка и сестры — погибла, когда самолеты Советского Союза бомбили город. Выжила только она и ее брат. Долго и трудно пробирались они укромными горными тропами в компании с другими такими же несчастными к границе с Пакистаном, чтобы получить хотя бы шанс покинуть страну. Несколько раз на этом тяжелом пути группа беженцев попадала под обстрел. Но они всё же смогли пробиться к своей цели. Итогом этого стала встреча девочки и американского фотографа. Вот только изменила ли эта встреча жизнь самой Шарбат Гула? Скорее всего, нет...

Ее дальнейшая жизнь

Жизнь Шарбат Гула, девочки, глаза которой смотрели прямо в души людей с обложек журналов и афиш, была совсем нелегкой, с нашей точки зрения, но вполне обычной для привыкших к трудностям жителей Афганистана.

Еще подростком она вышла замуж за мужчину, которого выбрали для нее родственники. Его звали Рахмат Гула. Шарбат родила четверых детей - все дочки. Младшая, четвертая, умерла в младенчестве. Муж Шарбат работал в пекарне, старался как мог тянуть семью, несмотря на то что зарабатывал гроши. На тяжелой работе он подорвал свое здоровье и умер совсем еще не старым.

Стив МакКарри решил разыскать «афганскую девочку с обложки» много лет спустя. Поиски были долгими и трудными, часто он шел по ложному следу, однако его настойчивость была вознаграждена! Он нашел ее, когда ей было около тридцати лет. Свой точный возраст Шарбат никогда не знала, так как была еще очень мала, когда погибли ее родители. Когда встреча состоялась, брат и муж Шарбат дали разрешение на фотосъемку и даже на съемку с открытым лицом. Выяснилось, что женщина помнит ту самую встречу, это был единственный раз в жизни, когда ее фотографировали.

Где Шарбат Гула сейчас?

В 2016 году Шарбат Гула была схвачена властями Пакистана за незаконное нахождение на территории страны и жизнь по поддельным документам. Наказание за это в данной стране суровое — более десяти лет заключения и внушительный штраф. Некоторое время она провела под арестом, однако, по заявлению представителя Пакистана, после уплаты штрафа Шарбат будет отпущена на свободу и депортирована в Афганистан, где правительство обещало оказать ей посильную помощь в обустройстве.

В Пакистане за подделку документов арестована знаменитая Шарбат Гула (Sharbat Gula) - "афганская девушка" с обложки National Geographic 1985 года.

Властями Пакистана арестована "афганская девушка" - лицо известной обложки журнала National Geographic 1985 года. Причина задержания - поддельные документы.

Об этом пишет Dawn.

По информации газеты, задержание "афганской девушки" по имени Шарбат Гула произошло в среду в Пешаваре. Ее подозревают в подделке удостоверения личности (Computerised National Identity Card). При себе у нее были найдены афганские и пакистанские документы.

По словам представителя Национального управления баз данных и регистрации Пакистана (NADRA) Шахида Ильяс, власти занимаются поиском людей, которые предоставили девушке документы.

Как отмечает издание, ей может грозить от семи до 14 лет заключения и штраф в размере 3-5 тысяч долларов.

Шарбат Гула (пушту شربت ګله, в переводе «Цветочный шербет») родилась около 1972 года. Афганская женщина, ставшая известной благодаря фотографии, которая была сделана журналистом Стивом Маккарри во время Афганской войны, когда Гула жила на территории Пакистана в лагере беженцев.

Фотография стала узнаваемой после того, как появилась на обложке журнала National Geographic в июне 1985 года. В то время Гуле было приблизительно двенадцать лет.

Шарбат Гула - National Geographic

До того, как личность Гулы была установлена в 2002 году, её называли просто «Афганской девочкой» (Afghan Girl) .

Фотографию иногда сравнивают с портретом Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи и называют «Афганской Моной Лизой» .

Хотя скорее всего, это можно считать своеобразным американским парафразом известному фото вьетнамской девочки Ким Фук фотографа Ника Ута - всемирно известная фотография последствий бомбежки напалмом американской авиацией южно-вьетнамской деревни.

История фотографии "афганской девочки"

Собирая материал об афганско-советской войне, Стив Маккарри, фотограф National Geographic, и Дебра Денкер (Debra Denker) проникли в Афганистан, а затем посетили лагеря беженцев, которых было очень много на афганско-пакистанской границе. Маккарри был твёрдо намерен отобразить положение афганских беженцев с женской точки зрения. Как-то утром, идя по лагерю Насир-Баг, Маккарри увидел шатёр, который использовался как начальная школа. Он подошёл к учительнице и попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких из 15-20 присутствовавших учеников.

Учительница согласилась. Внимание Маккарри привлёк взгляд одной из девочек, и он спросил учительницу, кто эта девочка. Учительница рассказала, что девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы после того, как их деревня попала под вертолётный обстрел и многие из членов их семьи были убиты. Разумеется, девочке было очень трудно пережить эту ситуацию.

Маккарри сделал снимок Гулы (её имя он тогда не узнал) на цветную плёнку Kodachrome при помощи фотоаппарата Nikon FM2 с объективом Nikkor 2,5/105 (фокусное расстояние 105 мм) без дополнительного освещения.

«Сессия» Маккарри, в течение которой была сделана фотография, продолжалась всего несколько минут. Только вернувшись в Вашингтон и занявшись проявкой плёнки, Маккарри понял, насколько фотография неординарна.

«Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается как нужно», - говорил он позже, в 2002 году.

Предпечатная подготовка фото была сделана художественным агентством в городе Мариетта, Джорджия, ныне нефункционирующим. Стиву Маккарри представилась редкая возможность запечатлеть лицо афганской женщины, которое обычно закрыто паранджой.

Фоторедактор National Geographic не хотел использовать фотографию девочки, считая её слишком «тяжёлой», но в итоге уступил и поместил на обложку под названием «Афганская девочка», несмотря на то, что имя девочки не было известно.

Фотография с изображением девочки с пронзительными глазами цвета морской волны, направленными прямо в объектив, стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру. Сама фотография была признана самой узнаваемой за всё время существования журнала.

Она цитируется и перетолковывается, например, лауреатом World Press Photo 2010 стал портрет другой афганки, с обезображенным лицом, но снятой с отсылкой к знаменитой фотографии.

Газета USA Today также признала фотографию самым знаменитым изображением с обложки журнала National Geographic за всю историю последнего.

В 2002 году (через 17 лет после выхода того самого номера National Geographic), когда Гула была найдена, сам Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие - удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться».

С портретом Моны Лизы фотографию сравнил, в частности, Дэвид Шонауэр, бывший в 2002 году главным редактором журнала American Photo: «О чём думает эта девочка? Чувствует ли она страх, злость, растерянность; возможно, её мучат внутренние противоречия, или она так демонстрирует свою красоту? Рассматривая фотографию, можно каждый раз обнаруживать что-то новое для себя. Чтобы оставаться в памяти, фотография, как и картина, должна нести такую неоднозначность».

По состоянию на 2002 год Маккарри был вольнонаёмным фотографом и права на этот снимок принадлежали ему.

Поиски "афганской девочки"

Личность девочки оставалась неизвестной более 17 лет. Всё это время Афганистан оставался закрытым для Западного мира, до тех пор пока Талибанское правительство не было свергнуто американскими войсками и сочувствующими им местными жителями в 2001 году. Несмотря на несколько попыток журналиста в 1990-х годах узнать имя девочки, она оставалась неизвестной.

В январе 2002 года команда National Geographic во главе со Стивом Маккарри отправилась в Афганистан для того, чтобы найти девочку, изображённую на фотографии.

Маккарри, узнав, что лагерь через некоторое время перестанет существовать, направил туда запрос, на который откликнулся один из жителей, знакомый с братом Гулы. До этого несколько женщин уже ошибочно объявили себя «Афганской девочкой», к тому же после публикации 1985 года многие молодые люди называли Гулу своей женой.

Наконец Гула была обнаружена командой National Geographic в отдалённой части Афганистана в возрасте около 30 лет (она сама не знала точно, сколько ей лет): она вернулась в родную страну в 1992 году.

Маккарри узнал её сразу же, а позже её личность была подтверждена при помощи биометрии, показавшей полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Гуле не составило труда вспомнить эту съёмку - за всё время её фотографировали всего три раза. Свой ставший знаменитым портрет она увидела лишь в январе 2003 года и, конечно, не знала, что фотография получила такое широкое распространение и вызвала такую бурную реакцию.

Гулу нашли в районе между городами Джелалабад (Афганистан) и Пешавар (Пакистан) - оба города находятся недалеко от афганистанско-пакистанской границы. Её точное место жительства ни Маккарри, ни National Geographic не стали разглашать по просьбе Гулы и её мужа.

Более свежие фотографии с её участием были сделаны для апрельского выпуска National Geographic 2002 года в статье о её жизни, причём Гула, придерживающаяся строгих правил, спросила у мужа разрешения поднять паранджу, чтобы её сфотографировали снова. Также она снялась в документальном фильме под названием «В поисках Афганской девочки», показанном в марте 2002 года. Во время поисков National Geographic создал благотворительное общество «Фонд афганских девушек», призванное помочь девушкам получить образование. В 2008 году было решено переименовать общество в «Фонд афганских детей» для помощи всем нуждающимся детям Афганистана.

28 июня 2011, 22:41

В июне 1985 года на обложке National Geographic была опубликована фотография неизвестной 13 летней девочки из Афганистана. Вот эта фотография: В комментариях было сказано, что фото сделано в лагере беженцев в Насир Баг (Nasir Bagh), Пакистан, куда девочка попала после гибели своих родных. Её семья пробиралась через горы в лагерь, но по дороге была замечена советскими вертолетами и попала под обстрел. Автор фото Стив Маккьюри (Steve McCurry). Отмечу, что National Geographic часто публикует фотографии с "историями", и его сотрудничество со Стивом Маккьюри и другими профессиональными фотографами-документалистами было не первым. Но именно в этот момент видимо что-то случилось во Вселенной.... Что-то дрогнуло, сдвинулось, завертелось... И вывело этот портрет на самое первое место... Фотография загадочной зеленоглазой красавицы с пронзительным взглядом вдруг стала объектом сумашеднего общественного внимания. Изображение тиражировалось, публиковалось и использовалось как только можно - на открытках, плакатах, футболках, в журналах и фотоальбомах, становилась постером, картинкой из пазлов, фотопринтом и т.д. Снимок размещали на своих обложках практически все крупные издания, даже журнал Times. В конце 90-х этот портрет был включен в престижный список 100 лучших фотографий по версии Национального географического общества США. Примерно в 2005 году вышел в свет Сборник избранных фотографий National Geographic, на его обложке также помещен этот снимок. Сам NG назвал его "the most recognized photograph", "самой узнаваемой фотографией" в истории журнала. В итоге афганская девочка стала своего рода современной Джокондой, чей образ на сегодня тоже растиражирован и известен абсолютно всем. Стива Маккьюри постоянно просили прокомментировать путешествие в Пакистан и фотографию девочки. Самое известное его высказывание: "Этот портрет для меня соединил душевные раны девочки, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома …" Помимо этого, Стива постоянно спрашивали о дальнейшей судьбе, жизни, местонахождении девочки. И все эти годы он пытался опять её найти …. Он много раз возвращался в Афганистан и Пакистан для того, чтобы отыскать свою героиню, но следы ее затерялись. Наконец, с большим трудом, "знаменитость" нашлась – неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. И произошло это так …. В январе 2002 Национальное Географическое общество США организовало экспедицию по поиску "Афганской Джоконды". Группа вновь посетила Назир Баг, лагерь беженцев в Пакистане, где было сделано знаменитое фото в далеком 1984 году. Лагерь был фактически закрыт, женщин там давно не было. Примечательно, что несколько мужчин, увидевших фото 1984 года, потребовали эту девушку в жёны. Наконец, поиски увенчались успехом: через длинную цепочку родственников и знакомых было установлено, что изображенная на фото красавица живет сейчас в отдаленной провинции Афганистана Тора Бора с мужем и тремя дочерьми. Её вспомнил Алам Биби (Alam Bibi), который ребенком несколько дней провел в лагере беженцев в 1984 и видел эту девочку. Чтобы добраться до ее деревни, нужно 3 дня пути. Экспедиция отправилась туда и наконец, обнаружила зеленоглазую незнакомку. Её зовут Шарбат и так она выглядит на данный момент. Она не знает точно дня своего рождения, так как практически ребенком осталась сиротой. Она попала в лагерь беженцев после того, как ее отец, мать, три сестры и бабушка погибли. Ей около 30-ти … (напомню, она встретилась с экспедицией Географического общества в 2002-м). В конце 80-х она вышла замуж за Рамата Гула, в 1992-м они вернулись в Афганистан. У них три дочери - Робине 13 лет, Захиде 3 и Алие год, еще одна девочка умерла в младенчестве. Она так и не научилась читать, но умеет писать свое имя. Она ничего не знала о том, каким знаменитым стало ее лицо и как много написано статей о ее беспощадном взгляде. Она конечно помнила, как ее фотографировал белый человек. Больше она ни разу не фотографировалась. Примерно через год после этого она стала носить чадру…. (и если бы Стив Маккьюри попал в Пакистан годом позже, мир не увидел бы этих глаз …). Её жизнь проста. Шарбат поднимается перед восходом солнца и молится. Затем она набирает воды из ручья, умывается, готовит, стирает. Заботится о детях, они смысл ее жизни. Брат Шарбат сказал, что у неё не было ни одного счастливого дня в жизни, кроме, возможно, дня её свадьбы. Она помнит, что вышла замуж в 13. (Нет, поправляет муж, в 16.) Рахмат Гул, муж Шарбат, живёт в основном в Пешеване, там пекарня, в которой он работает и получает доллар в день. У Шарбат астма и она не может жить в городе долго, поэтому вместе с детьми они в основном живут в горах. Сейчас она принадлежит к пуштунам – самому воинственному афганскому племени, в свое время сформировавшему костяк движения Талибан. Стив Маккьюри опять её сфотографировал … Сначала ее в длинном женском одеянии – бурке, а затем попросил ее поднять чадру. Шарбат Гула с разрешения мужа подняла бурку и также сурово посмотрела в объектив своими зелеными глазами. А потом рассказала журналистам, что ей и ее семье при талибах жилось хорошо – лучше, чем под бомбежками. Что она хотела бы, чтобы ее дети научились читать. И что она выжила, потому что на то была воля Бога. "Русские сломали нам жизнь"– сказала Шарбат, и тут же добавила: "Теперь точно так же нам ломают жизнь американцы. Опять вторжение, опять война, опять кровь. Каждый раз, когда у страны появляется новый лидер, наши люди обретают надежду – и каждый раз обманываются в своих ожиданиях..." Когда Шарбат увидела свою знаменитую фотографию, она ей не понравилась. Женщина была недовольна, что её сняли в дырявой шали. И сказала, что она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла в платке дырку над печкой. 9 марта 2003 года в эфире канала MSNBC был показан документальный фильм, целиком и полностью посвященный одной теме: поискам неизвестной афганской девушки, чье лицо давно уже стало символом этой страны на Западе. Но у американцев всё не так просто. Просто так публиковать полученные результаты они не будут, им всегда необходимо подтверждение. Чтобы избежать ошибок, на помощь были призваны учёные и даже специалисты ФБР, которые с помощью метода идентификации личности по радужной оболочке глаза – самого точного на сегодняшний день – подтвердили, что на знаменитом фото 1984-го действительно Шарбат Гула. Кажется, глядя на фотографии – всё понятно. К сожалению, слишком понятно … Тот же человек, та же женщина, но загнанная, потухшая, с недоверчивым взглядом. И как будто ей совсем не 30, а намного больше … Вот еще её фотографии Еще... На первой фотке - родной брат Шарбат, Кашар Кхан (Kashar Khan) уцелевший вместе с ней после бомбежки по пути в лагерь беженцев, на второй - её семья сегодня. Лицо Шарбат и сегодня продолжает жить своей собственной жизнью на страницах западных изданий. Сначала оно символизировало в глазах читателей ужасы советской интервенции, потом служило иллюстрацией к "трудной женской доле" во времена правления талибов, сейчас стало иконой американской контртеррористической операции... Меж тем, сегодняшняя жизнь самой известной женщины Афганистана чем-то похожа на тупик истории. Глухая деревушка, лежащая за пределами всех дорог. Время здесь остановилось 300 лет назад. Никаких школ, клиник, никакого водопровода: только горный ручей, пересыхающий летом, овцы, редкие деревья с грецким орехом – и тишина …