Семь главных (смертных) грехов. О грехе и покаянии

- Что такое грех? Ведь большая часть христианской жизни проходит в борьбе с грехом, понятие греха является одним из центральных. Какое можно дать ему определение?

Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим. Также и пренебрежение законами физического мира, если они уже изучены и познаны, является грехом. Вспомните аварию на Чернобыльской атомной станции. Конечно, люди, допустившие грубое пренебрежение технологическими требованиями, основанными на законах физического мира, совершили грех, от которого пострадали десятки тысяч людей. Можем обратиться и к другим примерам: нарушая законы экологии мы вредим не только своему здоровью, но и здоровью других. Как видим, определение греха, данное в Священном Писании, универсально: не только отвержение данных Богом духовно-нравственных законов, но и природно-естественных, причиняет людям вред.

Почему законы, установленные для блага человека, не очевидны? А если очевидны, то почему он все равно постоянно хочет их нарушить?

Природа человека повредилась после грехопадения. На эту расположенность к греху много указаний в святой Библии. Господь сказал Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7). По святоотеческому толкованию, слова «у дверей» означают - у дверей сердца. Приведу еще место из Священного Писания. Св. апостол Павел от лица всего человечества говорит о раздвоенности нашей природы: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:22-23).

Законы Божьи очевидны для тех, кто с юности сохранил чистоту сердца. У человека же, зараженного греховными навыками, очи души помутились. А некоторые, полюбив грех, довели себя до нравственной слепоты. Они даже самое грубое попрание заповедей не считают грехом.

Есть выражение «смертные грехи» - что это такое? Бывают грехи менее или более тяжкими? Чем эта тяжесть определяется?

Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. К ним относятся: сознательное отпадение от веры, ненависть и злоба к людям («не любящий брата пребывает в смерти»; 1 Ин 3:14), убийства, насилия, блуд. Св. апостол Павел имеет ввиду именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10). Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

- Так грех это вина или болезнь?

И то и другое. С точки зрения нашего долга перед своим Творцом, грех есть проступок, преступление. А с точки зрения, состояния души — болезнь, так как совершающий грех отпадает от Источника Жизни. Душа его больна. Она не способна к полноценной духовной жизни.

Как нарушение естественных законов опасно для нашего тела, которое является частью физического мира, так и любой тяжелый грех травмирует душу. Просто вред от одних грехов очевиден, а от других нет. Возьмем для примера такой грех, как блуд. Когда люди ведут не узаконенную браком половую жизнь, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя его к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели брака. Опытные наставники знают, что блуд, подобно кислоте, разъедает нравственную ткань души. Как телесные болезни подрывают здоровье тела, даже если удастся с помощью врачей миновать смерти, так и грехи подрывают здоровье души.

- У католиков есть учение о семи смертных грехах. Оно значимо и для православных?

Учение о смертных грехах сформировалось не у католиков, а в патристике.

Когда говорят «семь смертных грехов», то имеют ввиду страсти: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Число семь выражает определенную степень полноты. В творениях большинства святых отцов-аскетов говорится о восьми губительных страстях. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет их в такой последовательности: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.

Cамая опасная страсть - гордость. Она может изгнать из человека любую добродетель и привести человека даже к открытому богоборчеству. Полнокровным в духовном отношении христианином может стать только тот, кто избавился от матери всех страстей - себялюбия. Эгоизм абсолютно не совместим с духом христианства.

Почему мы, когда молимся, просим у Бога помочь нам видеть свои грехи? Видение этих грехов доставляет нам страдание, порождает угрызения совести. Какой в этом смысл?

Мы ведь молимся не только о том, чтобы видеть свои грехи, но одновременно и просим у Бога укрепить нашу решимость оставить эти греховные привычки и навыки. Истинное покаяние должно всегда соединяться с надеждой, то есть: если мы доверяем Богу, то даже совершенное видение наших грехов не вызовет нашей в душе того страдания и уныния, о котором Вы говорите. Если после осознания своих грехов, человек впадает в уныние, это значит он страдает маловерием, это значит, что он имеет узкое и искаженное понятие о Боге. Он не познал Его безграничного милосердия и любви.

Искренняя исповедь возрождает душу Божественною благодатью, которая подается в этом таинстве. И как замечает епископ Игнатий (Брянчанинов): «Утешение от Бога уничтожает печаль сердечную в ее корне - в мрачных помыслах безнадежия». «Это утешение приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды».

- Если страдание - это наказание за грех, почему страдают невиновные?

С того времени, как произошло грехопадение и повредилась человеческая природа, страдания вошли в жизнь человечества. Страдают и грешные, и праведные. Первые страдают за свои грехи и беззакония, последние для того, чтобы соединиться с Господом. Для последователей Спасителя скорби служат к полному очищению, подобно тому, как золото очищается от примесей в огне. Скорби и болезни - это лекарство от греховных страстей. Об этом часто писали святые отцы: «Поражается плоть, чтобы исцелилась душа».

- Каков механизм такого очищения? Почему человек очищается, когда ему плохо?

Скорби, прежде всего, сокрушают главный источник греха — гордыню и самонадеянность. Только в душе смиренного человека может родиться и крепнуть вера. Неверующий человек не в состоянии постичь смысл слов св. апостола Павла: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Ему эти слова покажутся парадоксальными. Они не знают, что с благодарением переносящий скорби получает от Господа благодать, которая ведет его к состоянию блаженства.

- Но есть люди, которые страдают много, но лучше не становятся. Почему их страдания не очищают?

Страдания только тогда спасительны, когда человек переносит их по-христиански. Люди, живущие без Бога, часто напротив, озлобляются.

Кроме того, есть люди, которые, как кажется, вообще не страдают, а грешат много. Получается, что Бог не хочет их очищать? Почему нет страданий, у тех, которым они нужнее всего?

Бог всех любит и хочет всем спасения. Но он ведает все сокрытое в душе каждого. Наперед знает, как воспримет человек посылаемые ему страдания: одни перестанут грешить и начнут исправляться, а другие озлобятся. Такие люди к имеющимся грехам прибавят еще более страшные: ропот и хулу на Бога. В аду муки соответствуют тяжести преступлениям. Поэтому если таким грешникам послать испытания, то будущая участь их будет еще мучительней. Господь даже грешников любит и не хочет, чтобы они умножались их наказания.

- Почему Бог вообще позволяет грешить человеку? Разве он не всемогущ?

Господь создал человека по Своему образу и подобию, а одним из свойств образа Божия является свобода воли. Этим Бог особо почтил человека, выделил его из круга других творений. Свобода воли неизбежно предполагает свободу выбора, которая уже по определению заключает возможность совершение греха. Если бы человек был создан как механическая игрушка с заложенной в него программой поступать только правильно, тогда не было бы и никакой заслуги у него.

Борьба с грехом: с чего тут начинать?

Считается, что можно быть порядочным и высоконравственным человеком и без Церкви. Существует же светская этика… Разве, чтобы не грешить, нужна Церковь?

Вспомним наше определение греха: грех есть преступление Божественных заповедей. Но чтобы исполнять эти заповеди, одной воспитанности и соблюдения этических норм недостаточно. Для этого нужна благодать. Благодать - это исходящая от Бога духовная сила, очищающая и оживотворяющая душу человека. Среди людей далеких от духовной жизни, были и есть люди, строго соблюдающие нравственные нормы, принятые в обществе, но это не значит, что они безгрешны, часто они бывают заражены, например, такими опасными грехами, как гордость и честолюбие.

- А без Божественной помощи человек не может справиться только с гордостью или вообще с любым грехом?

Мы не должны греховные навыки человека рассматривать изолированно, все греховные страсти в человеке переплетаются и срастаются. Можно сказать, что это невидимые кандалы, которыми опутана душа, и каждое звено связано с другим. Многовековой опыт убеждает, что без помощи Бога вести духовную жизнь невозможно. А без этого человек не может быть нравственно совершенным.

- Борьба с грехом: с чего тут начинать? Какой должен быть подход?

Преподобный Никодим Святогорец советует начинать борьбу с главной страсти: «Войди вниманием в сердце свое - пишет он - и исследуй тщательно, какими помыслами… и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним» Против этой страсти, прежде всего и нужно поднимать оружие, ее-то и стоит стараться побороть: «С одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать», - пишет старец.

- Как понять, какая страсть главная? Можно пояснить на примере?

Любой человек, который имеет цель избавиться от греховных навыков, опытно хорошо чувствует, что мешает ему больше всего. Один имеет сильное желание к постоянному удовлетворению сильно развитого в нем честолюбия, другой находится в плену чувственных удовольствий и так далее.

- В первую нужно бороться с самой закоренелой страстью или с той, которая влечет к самым тяжким грехам?

Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать самую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться вечной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины. Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Для искоренения греховных навыков от человека требуется жертвенность и упорный духовный труд. Тогда приходит от Господа всесильная помощь и исцеление души.

Вся жизнь человека пронизана грехом, кажется, человек живя в миру не может не грешить. Как же быть? Отречься от мира? Получается что раз мы не монахи-аскеты, значит, мы и не спасемся? Как христианину жить в таком мире, когда грех со всех сторон окружает нас?

По слову св. апостола Иоанна Богослова «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). В наш век зло непомерно умножилось, однако человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно моральной свободы явить праведность в любую эпоху.

Тяжело, но не безысходно! Святые отцы пишут, что спасение возможно и в миру, и в монастыре. Вспомним, как святому Антонию Великому после 70-ти лет подвижничества было сказано свыше, что он не достиг духовной меры сапожника из Александрии, а святому Макарию Великому, что тот «не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие в ближайшем городе». Я знаю счастливые семьи с воспитанными детьми. Они сохранили себя в чистоте, и сами на добром основании, в свою очередь, построили благополучные семьи. Слово Божие научает нас удерживаться от уныния и отчаяния. В любую эпоху человек рождается со свободной волей и не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно свободы удерживаться от распространившегося вокруг греха. «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни» (Флп 2:14-16).

Старец Паисий Святогорец утверждает, что если глава семейства любит Бога, то духовно он может весьма преуспеть: «Такой человек наделяет своих детей добродетелями, и получает от Бога двойную мзду». Спастись может каждый, потому что для Бога нет ничего невозможного. Вы помните историю про благоразумного разбойника? В последний момент жизни он совершил три подвига, которые его сделали человеком достойного Царства Небесного. Подвиг веры: фарисеи, законники знали наизусть все пророчества о Мессии, видели чудеса которые творил Господь, но они не поверили в Него. А разбойник, вися на кресте, рядом с поруганным, униженным, избичеванным Христом поверил, что это Бог!

Второй подвиг - подвиг любви. Когда у человека сильная нестерпимая боль, он сосредоточен только на ней. В этот момент его мало интересуют дела других людей. Такого человека все раздражает, злит. А разбойник, вися на кресте (мы можем представить, какие ужасные это были муки), нашел в себе внутренние силы для сострадания к Спасителю. Когда второй разбойник начал хулить Христа, он заступился, проявил жалость и не к себе, а к другому человеку: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). И третий подвиг, который совершил благоразумный разбойник - это подвиг надежды. Он зная, что ему осталось несколько часов жизни имел такую великую надежду, что дерзновенно просил Бога: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42). Мы и в менее сложных ситуациях часто отчаиваемся, сомневаемся: «спасемся или не спасемся»… Вот эти три подвига: вера, надежда и любовь исцелили и возродили его душу. Они позволили ему сбросить тяжесть своего страшного греховного прошлого. Но как, каким чудом этот разбойник в таком болезненном состоянии оказался способным к таким подвигам? Это для нас огромная тайна, но для Бога нет ничего не возможного.

Беседовал Дмитрий Ребров

Семь смертных грехов и десять заповедей

В этой небольшой статье я не буду претендовать на абсолютизм утверждений, в том числе и того, что христианство чем-то главнее других мировых религий. Поэтому я заранее отвергаю все возможные нападки в этом ключе. Целью статьи является предоставление информации о семи смертных грехах и десяти заповедях, отмеченных в христианском учении. Степень греховности и важность заповедей можно оспаривать, но, как минимум, на это стоит обратить внимание.

Но сначала о том, с чего это я вдруг решил написать об этом. Поводом к этому послужил фильм «Семь» , в котором один товарищ возомнил себя орудием Господа и решил покарать избранных индивидуумов, как говорится, по пунктам, то есть каждого за какой-то смертный грех. Просто я вдруг к своему стыду обнаружил, что не могу перечислить все семь смертных грехов. Вот и решил восполнить этот пробел публикацией на своём сайте. А в процессе поиска информации обнаружил связь с десятью христианскими заповедями (которые тоже не мешает знать), а также некоторые другие интересные материалы. Ниже всё это собрано воедино.

Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.

Название и синонимы Англ. Пояснение Заблуждения
1 Гордыня , гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие . Pride , vanity . Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть . Envy . Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность .
3 Гнев . Anger , wrath . Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Леность , лень , праздность , уныние . Sloth , acedia , sadness . Избегание физической и духовной работы.
5 Алчность , жадность , скупость , сребролюбие . Greed , covetousness , avarice . Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.
6 Чревоугодие , обжорство , чревонеистовство . Gluttony . Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.
7 Сладострастие , блуд , похоть , распутство . Lust . Страстное желание плотских удовольствий.

Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу , «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.

Интересной может показаться , рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Ну и, конечно, дело не могло обойтись без «научного» оправдания тех природных свойств человеческой натуры, которые попали в список наиболее худших.

Десять заповедей

Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами (даются по русскому изданию 1997 года, одобренному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) и некоторыми комментариями Андрея Кольцова.

  1. Верь в единственного Бога . «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
  2. Не создавай себе кумиров . «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
  3. Не произноси имени Бога понапрасну . «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
  4. Помни о выходном дне . «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
  5. Почитай своих родителей . «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
  6. Не убивай . «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
  7. Не прелюбодействуй . «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
  8. Не кради . «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
  9. Не лги . «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
  10. Не завидуй . «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Некоторые полагают, что шесть последних заповедей образуют основу Уголовного кодекса, поскольку не говорят, как надо жить, а только, как не надо.

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть - отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги , и в пятой главе .

Десять заповедей Божьих на русском языке.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. ()

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы - от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии - секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

  1. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
  1. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

  1. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

Грех – религиозное понятие, подразумевающее полное или частичное, прямое или косвенное нарушение человеком установленных табу в результате сознательных поступков, противоречащее нормам этой религии. Часто под ним понимают и нарушение общепринятых этических и моральных норм данного общества.

В православной традиции грех – то деяние, которое наносит вред душе человека. Важно в первую очередь не то, какие грехи бывают, а вечное посмертное осуждение и муки ада для тех, кто искренне не раскается в содеянном.

Какие грехи бывают у человека в православии

Какие бывают грехи в православии? Существуют различные классификации. Наиболее распространена следующая.

  • Грехи против собственной личности. Не приветствуется излишнее самолюбование и нарциссизм. Наоборот, рекомендуется смирение и послушание. К этой же категории относятся ложь, зависть и пустословие, лень, стойкая обида и показное хорошее поведение, чрезмерная концентрация на физическом здоровье в ущерб духовному. Еще – употребление спиртных напитков и наркотических средств, азартные игры, увлечение эротикой и порнографией, измена супругу, секс вне брака (церковного) и любые мысли на этот счет.

  • Грехи против других людей. Ненависть к ближним, неумение искренне прощать и забывать обиды, нежелание отказаться от мести. В эту же категорию попадает непочтительное отношение к родителям и другим старшим по возрасту людям, неисполнение данных обещаний и невозвращение вовремя взятого в долг. Также это советы, подталкивающие других к греховным поступкам (например, аборту) и развращение, воровство, отказ в помощи при возможности ее оказать, безответственное отношение к своей работе и плодам чужого труда. Еще – отказ от родительских обязанностей, пренебрежение воспитанием детей, злословие и распространение клеветы и даже просто сплетен, насмешки за спиной и лицемерие в лицо.
  • Грехи против Бога. В первую очередь – несоблюдение его воли, выраженной в библейских заповедях и канонических текстах. Также – маловерие, отсутствие благодарности, притворная религиозность, подверженность суевериям. К ним же относится частое упоминание Бога без достойного повода, богохульство, недовольство тяготами и испытаниями, выпавшими в жизни, неискренние молитвы и нерегулярное посещение храмов, суицидальные мысли.


Смертные грехи

Какие бывают смертные грехи? Они сформулированы почти полторы тысячи лет назад. Общее для них то, что совершивший любой из них навсегда теряет свою бессмертную душу, которая погибает. Без покаяния пути к спасению нет.

  1. Гордыня. Начинается все с приписывания себе вымышленных достоинств, поднимающих над остальными. Затем прекращается общение, знакомство и всякие контакты с теми, кто считается неподходящей компанией по причине низкого социального статуса, недостаточного интеллектуального развития, и так далее. Рвутся связи с друзьями и близкими. В результате душевная черствость ведет к неспособности любить.
  2. Зависть. Желание обладать тем, что есть у других.
  3. Чревоугодие. Помните, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. В пище важно соблюдать умеренность. Бесконтрольное обжорство и отказ от пищи духовной ради еды ведут к смерти души.
  4. Блуд. В эту категорию попадают беспорядочные связи, любые сексуальные извращения, измена супругу или супруге, внебрачные связи. Причем не только на деле, но и в мыслях.
  5. Алчность. Помимо денег и вещей в жизни есть гораздо более важные вещи. Для человека, который выше всего ставит материальное благополучие и патологическое стремление обладать какими-то вещами, путь к спасению закрыт по определению.
  6. Гнев. Существует, конечно, и справедливый гнев, объектом которого является все греховное и нечестивое. Но опасен тот, которые направлен против ближних, выражаясь в нецензурных оскорблениях, брани, рукоприкладстве.
  7. Уныние. Частые жалобы на жизненные невзгоды и трудности, общий пессимизм, концентрация на случившихся неудачах и сорвавшихся планах.

Видео по теме статьи

Часто используя в своём лексиконе слово «грех», не всегда до конца понимает его толкование. В результате термин употребляется не по назначению, постепенно лишаясь своего истинного содержания. В наши дни грех воспринимается как что-то запретное, но одновременно привлекательное. Совершив его, люди кичатся, гордясь своим поступком в стиле «плохого мальчика», обретая с его помощью популярность и скандальную репутацию. Такие индивиды не осознают: на самом деле даже малейшие грехи в православии - то, за что каждый из нас понесёт тяжёлое и вечное наказание после смерти.

Что такое грех?

Религия по-разному его трактует. Обычно считается, что грехи в православии - это состояния души человека, диаметрально противоположные морали и чести. Совершая их, он идёт вразрез со своей истинной природой. Известный богослов Иоанн Дамаскин, живший в VII веке в Сирии, например, писал, что грех - всегда добровольное отступление от духовных правил. То есть заставить человека сделать что-то безнравственное практически невозможно. Да, конечно, ему можно пригрозить оружием или расправой над близкими. Но Библия гласит, что даже перед лицом реальной опасности он всегда имеет право выбора. Грех - это рана, которую верующий наносит собственной душе.

По мнению другого богослова, Алексея Осипова, любой проступок - следствие грехопадения человечества. Однако в отличие от первородной нечестивости, в современном мире мы несём за свои ошибки полную ответственность. Каждый индивид обязан бороться с тягой к запретному, преодолевать её всеми способами, самый лучший из которых, как утверждает православие, - исповедь. Перечень грехов, их аморальное наполнение и расплата за содеянное - об этом обязаны рассказывать преподаватели ещё в начальных классах на уроках богословия, чтобы дети с малых лет понимали суть этого зла и знали, как с ним бороться. Кроме искренней исповеди, ещё одним способом искупить собственную безнравственность является искреннее покаяние, молитва и полное изменение способа жизни. Церковь считает, что без помощи священников не всегда удаётся победить греховность, поэтому человек должен регулярно посещать храм и общаться со своим духовным наставником.

Смертные грехи

Это наиболее тяжёлые пороки человека, искупить которые можно только с помощью покаяния. Причём делать это нужно исключительно от чистого сердца: если индивид сомневается, что сумеет жить в соответствии с новыми духовными правилами, то лучше отложить этот процесс до того момента, когда душа будет полностью готова. В другом случае исповедь считается лукавой, а за ложь можно понести ещё большее наказание. Библия утверждает, что за смертные грехи душа лишается возможности попасть в рай. Если они очень тяжёлые и страшные, то единственное место, которое «светит» человеку после смерти, - ад с его кромешной тьмой, раскалёнными сковородами, бурлящими огненными котлами и прочей чертовской атрибутикой. Если же проступки одиночные и сопровождаются раскаянием, душа отправляется в чистилище, где получает шанс очиститься и воссоединиться с Богом.

Сколько же особо тяжёлых проступков предусматривает религия? Известно, что анализируя смертные грехи, список православие даёт всегда разный. В различных вариантах Евангелия можно найти перечень из 7, 8 или 10 пунктов. Но традиционно принято считать, что их всего семь:

  1. Гордыня - презрение ближнего. Ведёт к омрачению ума и сердца, отрицанию Бога и потери к нему любви.
  2. Алчность или сребролюбие. Это желание нажить богатство любым способом, что порождает воровство и жестокость.
  3. Блуд - само прелюбодеяние или мысли о нём.
  4. Зависть - стремление к роскоши. Приводит к лицемерию и унижению ближнего.
  5. Чревоугодие. Показывает излишнюю любовь к самому себе.
  6. Гнев - мысли о мести, злость и агрессия, что могут привести к убийству.
  7. Лень, порождающая уныние, печаль, скорбь и ропот.

Это основные смертные грехи. Список православие никогда не видоизменяет, так как считает, что большего зла, чем вышеописанные пороки, не существует. Ведь они являются отправной точкой для всех других грехов, включая убийство, рукоприкладство, кражу и так далее.

Гордыня

Это слишком завышенная самооценка человека. Он начинает считать себя самым лучшим и достойным. Понятно, что развивать в себе индивидуальность, необычные способности и гениальные таланты необходимо. Но вознесение своего «я» на неоправданный пьедестал почёта - самая настоящая гордыня. Грех приводит к неадекватной оценке самого себя и совершению других роковых ошибок в жизни.

От обыкновенной гордости она отличается тем, что человек начинает кичиться своими качествами перед самим Богом. В нём вырабатывается уверенность, что он сам способен достигнуть высот без помощи Всевышнего, а его таланты являются не подарком Небес, а исключительно личными заслугами. Индивид становится высокомерным, неблагодарным, самонадеянным, невнимательным к другим.

Во многих религиях грех считают матерью всех остальных пороков. И это действительно так. Человек, поражённый этим духовным недугом, начинает обожать себя любимого, отсюда следует лень и обжорство. Кроме того, он презирает всех окружающих, что неизменно приводит его к гневу и алчности. Почему возникает гордыня? Грех, утверждает православие, становится следствием неправильного воспитания и ограничения развития. Избавить человека от порока тяжело. Обычно высшие силы дают ему испытание в виде бедности или физического увечья, после которого он либо становится ещё более злым и гордым, либо очищается полностью от нечестивого состояния души.

Алчность

Второй по тяжести грех. Тщеславие - порождение алчности и гордыни, их общий плод. Поэтому эти два порока - фундамент, на котором растёт целый букет аморальных качеств характера. Что касается алчности, то она проявляется в виде неукротимого желания получать много денег. Люди, которых она коснулась своей ледяной рукой, перестают тратить свои финансы даже на необходимое, они копят богатство вопреки здравому смыслу. Кроме способа заработать, такие индивиды больше ни о чём не думают. Именно из семян алчности пускают ростки такие пороки человеческой души, как жадность, корысть и зависть. Они причина того, что вся история человечества залита кровью невинных жертв.

В наше время алчность продолжает занимать лидирующие позиции в греховной иерархии. Популярность кредитов, финансовых пирамид и бизнес-тренингов подтверждает тот печальный факт, что смысл жизни многих людей - обогащение и роскошь. Алчность - схождение с ума по деньгам. Как и любое другое помешательство, она разрушительна для личности: лучшие годы жизни индивид тратит не на поиски самого себя, а на бесконечное накопление и приумножение капитала. Часто он решается на преступление: воровство, мошенничество, коррупцию. Чтобы побороть алчность, человеку нужно понять, что истинное счастье находится внутри него, и оно не зависит от материального достатка. Противовесом является щедрость: отдавайте часть заработанного нуждающимся. Только так можно воспитать в себе умение делиться благами с другими людьми.

Зависть

Рассматривая 7 смертных грехов, православие называет этот порок одним из самых страшных. На почве зависти совершается большинство преступлений в мире: люди грабят соседей только потому, что они богаче, убивают знакомых, находящихся у власти, строят козни против друзей, злясь на их популярность у противоположного пола... Перечислять можно бесконечно. Даже если зависть не становится толчком к проступку, она неизменно спровоцирует разрушение личности человека. Например, индивид преждевременно загонит себя в могилу, терзая душу искривлённым восприятием действительности и негативными эмоциями.

Многие успокаивают себя, что их зависть - белая. Мол, они по-хорошему оценивают достижения близкого человека, что становится для них стимулом для личностного роста. Но если посмотреть правде в глаза, как ни раскрашивай этот порок, он всё равно будет аморальным. Чёрная, белая или разноцветная зависть - грех, потому что предусматривает ваше стремление провести финансовую инспекцию в чужом кармане. А иногда и присвоить то, что вам не принадлежит. Чтобы избавиться от этого неприятного и пожирающего духовность чувства, необходимо осознать: чужие блага всегда лишние. Вы - вполне самодостаточный и сильный человек, поэтому можете найти и своё место под солнцем.

Чревоугодие

Слово старинное и красивое. А ещё прямо указывает на суть проблемы. Чревоугодие - прислуживание своему телу, поклонение земным желаниям и страстям. Только подумайте, как отвратительно выглядит человек, в жизни которого главное место занимает первобытный инстинкт: насыщение организма. Слова «живот» и «животное» - родственные и похожие по звучанию. Они произошли от старославянского исходника живъ - «живой». Безусловно, чтобы существовать, индивид должен питаться. Но при этом следует помнить: мы едим, чтобы жить, а не наоборот.

Обжорство, жадность по отношению к еде, пресыщение, употребление большого количества продуктов - всё это и есть чревоугодие. Грех этот большинство людей не воспринимают всерьёз, считая, что любовь к вкусностям является их небольшой слабостью. Но стоит только посмотреть в более глобальных масштабах, как порок становится зловещим: миллионы людей на Земле умирают от голода, в то время как кто-то без стыда и совести до тошноты набивает своё брюхо. Побороть чревоугодие часто бывает непросто. Понадобится железная сила воли, чтобы придушить внутри себя низменные инстинкты и ограничить себя в еде до необходимого минимума. Строгий пост и отказ от любимых лакомств помогают справиться с чревоугодием.

Блуд

Грехи в православии - это низменные желания слабовольного человека. Проявление половой активности, что осуществляется не в благословенном церковью браке, считается блудом. Сюда можно отнести также измены, различного рода интимные извращения и беспорядочные связи. Самое главное - это только физическая оболочка того, что на самом деле гложет мозг. Ведь именно серое вещество, его воображение и способность к фантазиям посылают импульсы, толкающие человека на аморальный поступок. Поэтому в православии блудом считается также просмотр порнографических материалов, слушание похабных анекдотов, непристойные замечания и мысли - одним словом, всё, из чего рождается сам телесный грех.

Многие часто путают блуд с похотью, считая их одним и тем же понятием. Но это немного разные термины. Похоть может проявляться и в законном браке, когда муж по праву желает свою жену. И это не считается грехом, наоборот, поощряется церковью, которая считает подобную связь необходимой для продолжения рода человеческого. Блуд же - это неизменное отступление от проповедуемых религией правил. Когда говорят о нём, часто употребляют выражение «содомский грех». В православии под этим термином подразумевается противоестественное притяжение к лицам одного пола. Часто избавиться от порока невозможно без помощи опытных психологов, а также в силу отсутствия сильного внутреннего стержня внутри человека.

Гнев

Казалось бы, такое естественное состояние человека... Мы злимся или негодуем по разным причинам, но церковь это осуждает. Если посмотреть на 10 грехов в православии, этот порок выглядит не таким уж и страшным проступком. Тем более что в Библии даже часто употребляется такое понятие, как праведный гнев - подаренная Богом энергия, нацеленная на решение проблем. Как пример можно привести конфронтацию Павла и Петра. Последний, кстати, привёл неправильный пример: злое сетование Давида, услышавшего от пророка о несправедливости, и даже негодование Иисуса, узнавшего об осквернении храма. Но обратите внимание: ни один из упомянутых эпизодов не относится к самозащите, наоборот, все они подразумевают охрану других людей, общества, религии, принципов.

Гнев становится грехом только тогда, когда он преследует эгоистичные мотивы. В этом случае искажаются Божественные цели. Также он осуждается, когда является затяжным, так называемым хроническим. Вместо того чтобы генерировать негодование в энергию, мы начинаем наслаждаться им, позволяем злости подчинить нас себе. Конечно, в этом случае забывается самое важное - цель, которой нужно достичь с помощью гнева. Вместо этого мы концентрируемся на человеке и на неудержимой агрессии к нему. Чтобы справиться с ней, нужно в любом случае отвечать добром на любое зло. Это ключ к превращению гнева в истинную любовь.

Лень

Этому пороку в Библии посвящена не одна страница. Мудростью и предупреждениями наполнены притчи, говорящие о том, что праздность способна погубить любого индивида. В жизни верующего человека не должно быть места безделью, ведь оно нарушает Божью цель - добрые дела. Лень - это грех, потому что неработающий человек не способен обеспечить свою семью, поддерживать слабых, помогать неимущим. Вместо этого труд - инструмент, с помощью которого можно приблизиться к Богу, очистить душу. Главное - работать на благо не только себе, а и всем людям, обществу, государству и церкви.

Лень способна превратить полноценную личность в ограниченное животное. Валяясь на диване и живя за счёт других, человек становится язвой на теле, сосущим кровь и жизненные силы существом. Чтобы освободиться от лени, нужно осознать: без труда ты слабак, всеобщее посмешище, существо низкого ранга, не личность. Безусловно, речь не идёт о тех людях, которые в силу определённых обстоятельств не могут полноценно трудиться. Имеются в виду полные сил, физически здоровые индивиды, которые имеют все возможности принести пользу обществу, но игнорируют их из-за болезненной склонности к праздности.

Другие страшные грехи в православии

Они разделены на две большие группы: пороки, приносящие вред ближнему, и те, которые направлены против Бога. К первой относятся такие злодеяния, как убийство, побои, клевета, унижение. Библия учит нас любить ближнего, как самого себя, а также прощать виновных, почитать старших, оберегать младших, помогать нуждающимся. Всегда выполняйте в срок обещания, цените чужой труд, воспитывайте детей согласно канонам христианской веры, оберегайте растения и животных, не осуждайте за ошибки, забудьте о лицемерии, злословии, ревности и насмешках.

Грехи в православии против Бога подразумевают неисполнение воли Господа, игнорирование заповедей, отсутствие благодарности, суеверие, обращение за помощью к магам и гадалкам. Старайтесь не произносить имя Господа без необходимости, не хулите и не ропщите, учитесь не грешить. Вместо этого читайте Святое Писание, посещайте храм, искренне молитесь, духовно обогащайтесь и почитайте все