Сценарии по творчеству давыдычева. Лев давыдычев о мальчишеской дружбе. Каковы же особенности произведений Давыдычева

Научился я быть веселым…

К юбилею Л.И. Давыдычева

Лев Иванович Давыдычев... Его книги любят и читают в России и за рубежом. По его произведениям сняты фильмы и поставлены спектакли. Веселому и мудрому другу детей и взрослых 1 января 2017 года исполнилось бы 90 лет. Он прожил недолгую, но очень насыщенную жизнь. Уже почти тридцать лет нет с нами этого замечательного человека и писателя. Но мы по-прежнему воздаем дань восхищения искрометному таланту нашего земляка - писателю, публицисту, драматургу - Льву Ивановичу Давыдычеву.

Родился будущий писатель в 1927 году в городе Соликамске Пермской области, в семье филологов. С самого детства мальчик мечтал писать книги, но путь к писательству оказался не простым и не коротким. На долю юного Давыдычева выпало страшное лихолетье - Великая Отечественная война. Будучи еще совсем мальчишкой, Лева мечтал сбежать на фронт добровольцем, но не получилось, мал еще был. В тылу тоже было тяжело. Голодали, много и тяжело работали, а еще приходилось учиться. Закончил семилетку, поступил в нефтяной техникум. Но душа не лежала у Льва к полученной профессии. Хотелось другого. Писать хотелось! Связать свою жизнь со словом, литературным трудом.

И он пришел в журналистику. Начинал в газетах «Звезда» и «Большевистская смена», работал в Пермском книжном издательстве, одновременно заочно учился на историко-филологическом факультете Пермского университета.

Первая его книга, посвященная детям, выходит в свет в 1955 году, называлась она «Друзья мои, приятели». Полная искрометного юмора, мальчишеской удали, беззаботности - она сразу нашла отклик в сердцах юных читателей. А когда в 1962 году появилась «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника», - восторгу ребятни не было предела. Везде, где вслух или про себя читали эту книгу, хохот стоял невообразимый.

Лев Давыдычев любил выдумывать, он изобретал великолепный сюжет. А за сюжетной находкой выстраивалась вся цепь приключений. Давыдычев очень хотел писать так, чтобы его книги читали родители вместе с детьми, чтоб те и другие смогли найти в них ответы на свои вопросы. Лев Иванович Давыдычев умер в 1988 году.

Дети и взрослые нескольких поколений знают и любят книги Давыдычева. Они изданы большими тиражами на многих языках мира, по ним поставлены спектакли, сняты художественные фильмы. Детское творчество писателя - это праздник смеха, веселья, юмора, настоящий праздник детства.

Материал подготовила Т. Г. Лобанова.

Произведения Л. И. Давыдычева, имеющиеся в фонде ПКДБ им. Л. И. Кузьмина:

Волшебник дачного поселка и другие сказки / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1952. − 52 с.

Генерал-лейтенант Самойлов возвращается в детство: роман для детей / Л. И. Давыдычев; худож. В. Аверкиев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1985. − 380 с. : ил.

Гул дальних поездов: пять тетрадей рассказов / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское областное издательство, 1961. − 208 с. : ил.

Друзья мои, приятели; Жизнь Ивана Семенова; Лёлишна; Руки вверх! или враг № 1 / Л. И. Давыдычев. − [Переизд.]. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1976. − 592 с.

Друзья мои, приятели: юмористические повести / Л. И. Давыдычев; худож. Г. Валек. − Москва: Детская литература, 1981. − 318 с. : ил.

Душа не на своем месте: семь тетрадей рассказов / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1965. − 292 с. : ил.

Дядя Коля − поп Попов − жить не может без футбола: повесть: [для мл. шк. возраста] / Л. И. Давыдычев; [худож. С. Можаева]. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1980. − 198, с. : ил.

Жизнь и страдания Ивана Семенова, второклассника и второгодника / Л. И. Давыдычев; [худож. А. Елисеев]. − Москва: РИПОЛ классик, 2015. − 163, с. : цв. ил. − (Веселые истории в школе и дома).

Жизнь Ивана Семенова; Лелишна: повести / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1990. − 278, с. : ил.

Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника: повесть / Л. И. Давыдычев; худож. О. Базелян. − Москва: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2005. − 411, с. : ил. − (Внеклассное чтение). − Содерж.: Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника; Лелишна из третьего подьезда. − Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника; Лелишна из третьего подьезда.

Иван Семенов; Дядя Коля − поп Попов; Генерал Шито-Крыто и другие: [повести и роман для детей] / Л. И. Давыдычев; [худож. В. Бушуев]. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1986. − 357, с. : ил. − Содерж.: Руки вверх! или Враг №1: роман; Повести: Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника; Дядя Коля − поп Попов − жить не может без футбола.

Как медведь кашу ел / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1954. − 8 с. : ил.

Лелишна из третьего подъезда, или Повесть о доброй девочке, храбром мальчике, укротителе львов, двоечнике, по прозвищу Пара, смешном милиционере и других интересных личностях, перечислить которые в названии нет никакой возможности, потому что оно и так получилось слишком длинным / Л. Давыдычев; [худож. О. Давыдычева]. − Пермь: Мастер-ключ, 2005. − 207, с. : ил.

Лёлишна из третьего подъезда / Л. И. Давыдычев; [худож. Е. Володькина]. − Москва: РИПОЛ классик, 2015. − 288, с. : ил. − (Веселые истории в школе и дома).

Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника, написанная на основе личных наблюдений автора и рассказов, которые он слышал от участников излагаемых событий, а также некоторой доли фантазии / Л. И. Давыдычев; [худож. О. Давыдычева]. − Пермь: Мастер-ключ, 2006. − 110, с. : цв. ил.

Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника; Друзья мои, приятели; Лелишна из третьего подъезда / Л. И. Давыдычев; худож. Г. Валек. − Москва: Эксмо, 2011. − 540, с. : ил.

Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника: повесть / Л. И. Давыдычев; худож. Г. Соколов. − Москва: Махаон: Азбука-Аттикус, 2016. − 142, с. : цв. ил. − (Веселая компания).

Мой знакомый воробей: сказки: [для дошкольного возраста] / Л. И. Давыдычев; [худож. Х. Аврутис]. − 2-е изд. − Пермь: 2-я книжная типография, 1965. − 52 с. : ил.

Повести / Л. И. Давыдычев. − Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1972. − 272 с. : ил.

Повести и рассказы / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1978. − 239 с.

Руки вверх!, или Враг № 1: роман: [для сред. шк. возраста] / Л. И. Давыдычев; худож. С. Калачев. − Москва: Советская Россия, 1989. − 269, c. : ил.

Руки вверх!, или Враг № 1: роман: [для сред. возраста] / Л. И. Давыдычев; худож. Р. Багаутдинов. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1972. − 429 с. : ил.

Руки вверх! или враг № 1: роман чуть-чуть детективный, да еще с научно-медицинским уклоном, да еще с прологом, но зато без конца... / Л. И. Давыдычев; [худож. О. Давыдычева]. − Пермь: Мастер-ключ, 2006. − 270, с. : цв. ил.

Самое длинное мгновение: повести и рассказы / Л. И. Давыдычев; [худож. В. Капридов]. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1988. − 282, c. : ил.

Случайный спутник: повесть и рассказы / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1975. − 287 с. : ил.

Старик и его самая большая любовь / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1965. − 32 с. − (Рассказы о советских людях).

Страдания второгодника Ивана Семенова: повесть / Л. И. Давыдычев; худож. А. Шахгелдян. − Москва: Стрекоза-Пресс, 2005. − 125, с. : цв. ил. − (Библиотека школьника).

Трудная любовь: повесть / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1955. − 280 с.

У звонких ручьев: рассказы / Л. И. Давыдычев. − Пермь: [Пермское книжное издательство], 1953. − 79 с. : ил.

Чужой чемодан: [для детей младшего школьного возраста] / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1959. − 28 с. : ил.

Чумазый Федотик: рассказы для детей / Л. И. Давыдычев; [худож. Н. Горбунов]. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1983. − 125 с. : ил.

Эта Милая Людмила: роман для детей и некоторых родителей / Л. И. Давыдычев. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1982. − 316, с. : ил.

Эта милая Людмила: роман для детей и некоторых родителей / Л. И. Давыдычев; [худож. О. Давыдычева]. − Пермь: Мастер-ключ, 2007. − 255, с. : цв. ил.

в издании которых он принял непосредственное участие:

Волшебное лукошко : стихи и сказки писателей Прикамья / Е. Трутнева [и др.] ; худож. А. Столбова; [сост. И предисл. К. Б. Гашевой]. − Пермь: МТ Пермь, 2015. − 118, с. : цв. ил.

Зеленое чудо : [стихи о русском лесе, деревьях, о чувствах и думах, внушенных ими] / [сост. Л. Давыдычев; худож. Е. Дербилова]. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1991. − 221, с. : цв. ил.

Колчанов, А. П. Развеселое житье: повести и рассказы / А. П. Колчанов; предисл. Л. Давыдычева; худож. В. Вагин. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1969. − 497 с. : ил.

Ожидание : рассказы пермских писателей / [сост. Л. И. Давыдычев]. − Пермь: Пермское книжное издательство, 1986. − 351 с. − Авт.: И. Байгулов, В. Баталов, О. Волконская, В. Воробьев, М. Голубков, Л. Давыдычев, А. Крашенинников, Л. Кузьмин, И. Лепин, Л. Правдин, О. Селянкин, В. Соколовский, Г. Солодовников, А. Спешилов, В. Черненко.

Давыдычев, Л. И. Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника; Лелишна из третьего подъезда: отрывки из повестей / Л. И. Давыдычев // Литература Прикамья: хрестоматия для нач. шк. : учеб. пособие. − Пермь, 2000. − С. 68-81: ил.

Давыдычев, Л. И. Мой знакомый воробей: [рассказ] / Л. И. Давыдычев // Литература Урала: учеб. пособие хрестомат. типа для нач. шк. − Екатеринбург, 2006. − С. 348−355.

Сост.: гл. библиограф С. Ю. Штеле.

А Вы знаете как продлить свою жизнь? Не знаете? Не расстраивайтесь, я тоже не знала. Но недавно я прочитала очередную повесть Льва Ивановича Давыдычева « Друзья мои, приятели» и теперь знаю ответ на этот важный вопрос. Так что, если Вам интересно, то Вы тоже можете узнать. Заодно выясните как бороться с крапивой, где находится поселок Нижние Петухи и как избавиться от привычки говорить неправду. Впрочем, из повести « Друзья мои, приятели» еще много чего можно узнать!

Вообще, книги Льва Ивановича Давыдычева мне очень нравятся. Не знаю как Вам, дорогие читатели, но мне от произведений этого писателя всегда на душе становится светлее, поднимается настроение, а жизнь видится совсем в иных красках. Об одной из популярных повестей «Жизнь и страдания Ивана Семенова, второклассника и второгодника» мы уже говорили на страницах "БиблиоГида". Стиль у Льва Ивановича Давыдычева легкий, слова простые, а события летят стремительно и быстро, как в жизни любого мальчишки! И если в повести про Ивана Семенова автор нас знакомит со школьной жизнью пацанов, то « Друзья мои, приятели» позволяют раскрыть мальчишеские тайны летнего отдыха.

А лето, и это знает каждый настоящий пацан, очень короткое! Поэтому нельзя пропускать ни одного важного денечка! Видимо, Лев Давыдычев не понаслышке знает о жизни мальчишек, поэтому он описал каждый важный день главного героя повести Павлика Меркушева 7 лет от роду. Ничего из событий упущено не было. И даже лекцию по истории поселка Нижние Петухи Лев Давыдычев на всякий случай тоже записал. Потому как любой мальчик знает, что история в жизни каждого человека очень важна! Особенно когда так хочется узнать почему же Петухи именно Нижние, и куда подевались, в таком случае, Петухи Верхние и Средние? Только не подумайте, что лекция эта была придумана каким-нибудь Мурашкиным! Вот уж кто фантазер из фантазеров! Врун из врунов! Жаль, что за бесконечные выдумки медали не дают и не печатают статьи о героях-лгунах в журнале "Огонек"! А что же касается лекции, то ее читал самый настоящий историк! И звали его Петр Петрович Золотарев. Так что, история поселка Нижние Петухи в надежных руках!

Если же кто из читателей пожелает возразить и вдруг в комментариях заявит, что нет такого поселка на свете!, то это значит, что мечта архитектора дяди Семена сбылась! Потому как именно он запланировал в своих чертежах как поселок разрастется в курортный город. В нем даже цирк должен быть! Правда, зеленых тигров поймать и выдрессировать мальчишкам так и не удалось, но зато желающих продавать билеты на представление искать точно не придется!

А знаете ли Вы, как себя ведут настоящие смелые мальчики в возрасте 7 лет, когда на них нападает сухопутный пират? Я тоже не знала. Теперь вот знаю. Оказывается, не такие уж они и страшные, эти сухопутные пираты! Главное — при встрече с ними дать им достойный и бесстрашный отпор!

А знаете ли Вы, что коровы даже очень разумные существа? Представляете, они знают адрес своего места жительства! И ни по чем не желают заходить в чужой двор! Даже если их очень вежливо об этом попросить!

В один из десяти важных дней ребята решили устроить войну. Сами понимаете, какие же это мальчишки, если нет игр в войнушку?! Врага ребята выбрали самого что ни на есть страшного и очень опасного. Были даже раненные! Попробуйте угадать кто был врагом! Сдаетесь? Так и быть, расскажу, а то ведь могла навредничать и отправить к книжке! А врагом мальчики выбрали КРАПИВУ! Ох и досталось ребятам! Война была очень трудная. Чтобы одержать победу пришлось пополнить свои ряды взрослыми и… и это хуже всего, девчонками!

Да, скажу я Вам, мальчишки — народ отважный. Но стоит только завести речь о девчонках, или еще хуже, начать с девчонками дружить, то тут нужна сверх-смелость! А это не каждому мальчику под силу!

Словом, событий в то лето у Павлика Меркушева хватало. То вездеход нужно было делать, то разгадать тайну бородатого человека… Но самое главное — Павел наконец-то смог преодолеть свою трусость и подружиться… с девчонками! Не верите? Я тоже не сразу поверила. Но… так написал Лев Давыдычев , а уж он-то про мальчишескую дружбу знает все!

Увлекательного Вам чтения!

Урок – игра по произведению Л.Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника»

"... самое трудное на свете -

не делать глупостей..."

Л. Давыдычев

Демидова Ирина Борисовна

Место работы, должность:

СОШ №1, зав. библиотекой

Пермский край, г. Чайковский

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное образование

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

вызвать интерес к чтению произведений пермских авторов

Используемое оборудование:

Медеопроектор, проекционный экран.

Краткое описание: Две части урока: 1.Виртуальная с использованием CD . 2. Игровая.

деление на команды, вопросы по повести, за правильные ответы выдаются жетончики. В конце подведение итогов.

    Виртуальная часть

Начинается урок с посещения виртуальной гостиной Льва Ивановича (используется диск «Друзья мои приятели и все, все, все…» по творчеству Л.Давыдычева). Посещение видео салона: просмотр документального фильма «Душа не на своем месте» (5-6 минут до отрывка из кинофильма). После просмотра задаются вопросы по фильму:

    Где родился Лев Иванович? (Соликамск)

    Кто привил любовь к книгам? (мама)

    Какое произведение принесло Льву Ивановичу мировую славу? («Жизнь Ивана Семенова»)

Затем можно посетить галерею – посмотреть фотоматериалы. После - Игровую комнату: ответить на вопросы викторины№1.

Попрощаться с виртуальной гостиной и продолжить игру.

    Игровая часть.

    Портреты некоторых героев повести мы с вами угадывали в игровой комнате виртуальной гостиной. Но создатели диска кое о ком забыли. Эти герои тоже сыграли немалую роль в приключениях Ивана Семенова. Вот их портреты - угадывайте:

«… Смешной это был пес. Засоня,.. просыпался он только для того, чтобы поесть и почесаться…»

(Былхвост)

«..Выгнув спину дугой, двигалось чудовище – черное, безухое, трехногое …»

(Бродячий кот Бандюга)

    Что за слова: БАКАНОМ, ГАСТРОЛЕЯ. Ребята, кто сможет объяснить? (Иван по дороге в школу читал вывески и потом переставлял и складывал слоги, получались новые слова) – использовать презентацию для наглядности.(Слайд 2).

    Иван Семенов очень любил болеть, хотя был очень здоровым мальчиком. Почему? (не ходил в школу). Что с ним происходило при виде врача? (Застонет, глаза закатит и не шевелится).

    «Я зайка» - Объясните эти слова Ивана. Что он хотел сказать?

(…что он заика, болезнь у него такая) – (презентация – слайд 3)

    Иван Семенов после очередного нагоняя сказал друзьям: «Хватит. Точка. Не могу больше так жить. Буду проситься на пенсию. Сегодня же напишу заявление…». Каждая из команд получает копию письма Ивана. Задание – исправить ошибки Ивана.

    Вспомнить, о чем мечтал главный герой (презентация: картинки – ответы. Слайды 4,5)

1 мечта

«Хорошо бы сделать так, чтобы голова отвинчивалась. Пришел бы он в класс, спокойненько бы сел на свое место, отвинтил бы свою собственную голову и спрятал бы ее в парту. Идет урок. Ивана, конечно, не спрашивают: не может же человек без головы говорить…»

2 мечта

«Вот если бы за один день выучить все учебники за все классы! …»

3 мечта

«…Придумать бы такую специальную ручку, чтобы сама уроки делала! Колпачок бы с нее снял, положил бы ее на тетрадь – и поехали! Вжик- вжик, чик-чирик – готово домашнее задание…»

    Узнай эпизод. На слайдах 7-9 иллюстрации к повести. Необходимо объяснить, какой эпизод проиллюстрирован.

    «… у подъезда стоит голубая «Волга». Дяденька Артист распахивает дверцу, Иван садится на переднее сиденье рядом с шофером и говорит подбежавшей Аделаиде:

Еду выступать по телевидению…»

    Иван с друзьями играл в шпионов. Иван спрятался в квартире №16. Дверь захлопнулась, и он не смог выйти… «…В комнату вошли двое.

Пистолет на стол! Так… Давно заброшены сюда?..»

    Иван пришел к Аделаиде, хотел вернуть золотой зуб, но вышла мама А..

«- Вот! – крикнул он радостно и протянул в щель между досками руку. Мамаша схватила зуб левой рукой, а правой - руку Ивана, спросила:

Второй где?..»

    Конкурс театральный. Предлагается реквизит: черные очки, соломенная шляпа, пистолет, веревка, кепка. После показа: презентация – ответы. Сдайды 10-12.

    Показать шпиона: «…странного человека в пиджаке с поднятым воротником и в соломенной шляпе. Глаза его прятались за темными очками, руки были засунуты в карманы.»

    Показать Ивана – Лунатика (тренировка)

    Показать, каким способом Иван пытался достать свою фуражку, которую уронил в лужу.

    Какую оценку получил Иван Семенов за самостоятельно сделанное домашнее задание.(3+5, 8)

    Кого так звали – ГОЛОВА МОЯ ПЕРСОНА (Дед с собакой Былхвостом)

    Какое событие стало для Ивана поворотным? Когда он решил взяться за ум?

(1. выступление на телевидении, 2. Аделаида расскажет всем, что он УО )

    Главный враг Ивана Семенова, который никак не позволял Ивану стать самостоятельным. (его лень, бабушка - Слайд 13)

Слайд 14 – памятник Ивану Семенову.

    Заключение.

Подведение итогов.

Обратить внимание на книжную выставку произведений Л. Давыдычева, которые есть в школьной библиотеке.

Веселые повести и рассказы нашего земляка обошли всю страну. Они завоевали сердца и детей, и взрослых. Каждая книга этого писателя – радостный праздник для всех, кто любит читать. Ребята, только намотайте себе на ус один совет: читая веселые повести Льва Ивановича Давыдычева, улыбаясь во весь рот, думайте, вглядывайтесь, соображайте. В них много серьезного, Есть там очень ценные для вас уроки, которые обязательно пригодятся в жизни, - только их надо заметить.

Литература.

    Давыдычев Л.И.. Жизнь Ивана Семенова. Лелишна из третьего подъезда: Повести. – Пермь: Кн. изд.,1990.- 279 с.

    Друзья мои приятели и все, все, все…: CD / Перм. Обл. дет. Библиотека им. Л.И. Кузьмина.- «Литературное Прикамье детям: Золотая коллекция»

Разделы: Начальная школа , Внеклассная работа

Русский язык и литература

Задания на 1 балл

1. Разбери по составу слова:

Ручка, стишок, подъезд, бабушка, бесхвостенький.

2. Найди и подчеркни главные члены предложения.

А) Иван старательно вырвал забрызганный лист и переписал примеры.
Б) Иван Семёнов – самый несчастный человек на всём белом свете.

3. Составь толковый словарик. Соедини линией слово и его значение.

Задания на 2 балла

1. Вспомни героев повести. Вставь пропущенные имена собственные:

Иван ____________________
Паша ____________________
Алик ____________________
Колька ___________________
Буксир ___________________
Учительница ______________________________
Милиционер ______________________________
Дед по прозванью __________________________

2. Разделите слова на 2 группы: разные формы слова болезнь и однокоренные слова к слову болезнь. Какое слово лишнее?

Болезнь, заболел, болен, болезни, болела, больной, болезнью, болеет, большущий, больница, о болезни.

3. Помогите Ивану Семёнову исправить ошибки в заявлении. Вот что у него получилось:

Вминестерство

Учитаельнца Меня Мучеит. за каждую ашупку ставит пару. Прашу принятмеру и асвабадит Меня по здоровю атучебы спасибо Хочу палучитпеньсию. За это к вам опять спасибо и привет. Иван семёнов.

Задания на 3 балла

1. Алик никак не мог научиться правильно произносить слова с приставками “пре-” и “пере-”. Запиши, какие слова произносил Алик:

Пер-прыгнул, пер-пугался, пер-нёс, пер-кратите, пер-ступники, пер-бежал, пер-путал, пер-дерутся, пер-едут, пер-спокойный.

2. Напиши правильно слова.

Конч[и]к, внуч[и]к, цветоч[и]к, хвост[и]к, Бандит[и]к, замоч[и]к, ребёноч[и]к, жул[и]к, человеч[и]к, сусл[и]к.

3. Укажи над словами, какой частью речи они являются.

Аделаида не шевелилась. Пёс ткнул влажным носом в её колени и замер с закрытыми глазами. Из-за угла клуба появились две фигуры и направились прямо к Аделаиде. Впереди шагал милиционер Егорушкин, за ним вприпрыжку торопился дед Голова Моя Персона.

Математика

Задания на 1 балл

1. Как Иван получил две восьмёрки за домашнее задание?

2. Сколько раз Иван показал сам себе кулак в зеркале около парикмахерской?

3. Врач прописал Ивану ложку лекарства через каждые 20 минут. На какое время хватит Ивану этого лекарства, если в пузырьке его ровно на 3 приёма?

Задания на 2 балла

1. Взял Иван полотенце, чтобы убить муху. А муха улетела. Иван от злости хлопнул полотенцем по потолку 4 раза. Потом еще столько, да полстолька, да четверть столько. Сколько раз хлопнул Иван полотенцем по потолку?

2. Во сне Иван увидел, что будто бы сидит в столовой и ест учебники. Они вкусные-вкусные. Вот он съел уже 4 учебника русского языка и 3 учебника чтения, но особенно понравилась ему арифметика – с жареным луком и соусом. Поэтому он их съел в 3 раза больше, чем учебников русского языка. Сколько всего учебников съел Иван?

3. Мамаша Аделаиды до смерти боялась жуликов. Поэтому на двери было три висячих и четыре врезных замка, две щеколды да ещё цепочка. 5 окон закрывались ставнями, а ставни замками. Во сколько раз больше было замков на двери, чем на окнах?

Задания на 3 балла

1. Лужа, в которой Иван утопил свою фуражку, была необычной формы. Сколько всего квадратов в этой фигуре? Раздели фигуру на три равные части.

2. Три первых урока в школе были: арифметика, русский язык и чтение. Арифметика – не первый, чтение – не первый и не третий. Какой порядок уроков?

3. Бабушка положила на стол две квадратные салфетки 5 дм на 5 дм на столе так, что получается прямоугольник 5 дм на 8 дм. Какая площадь стола покрыта в два слоя?

Окружающий мир

Задания на 1 балл

1. Назови три состояния воды. В каком состоянии встречается вода в повести? Приведи примеры.
2. Какое животное лишнее? Объясни почему?

Белый медведь, кот Бандюга, муха обыкновенная, пёс Былхвост.

3. Составьте цепь питания.

Задания на 2 балла

1. О какой части тела говорится в отрывке? Какие части тела ты ещё знаешь?

“Пришёл бы он (Иван Семёнов) в класс, спокойненько бы сел на своё место, отвинтил бы … и спрятал бы в парту”.

2. Иван и Аделаида сварили борщ. Иван съел три тарелки. Цифрами укажи последовательность переваривания пищи в его организме:

  • Ротовая полость ___
  • Желудок ___
  • Лёгкие ___
  • Пищевод ___
  • Кишечник ___

3. Чем питаются мухи?

  • Пыльцой растений
  • Кровью людей и животных
  • Кожей людей и животных

Задания на 3 балла

1. Мокрую одежду Ивана и выстиранную одежду Кольки Анна Антоновна развесила на балконе и сказала: “Высохнет через два часа”.

А) Почему через некоторое время мокрая одежда становится сухой?
Б) Что можете рассказать о погоде, если выстиранная одежда будет сухой через 2 часа?

2. В одной из глав повести рассказывается о том, как Иван научился чистить картошку.

А) При каком правителе картофель попал в Россию?

  • Иван Грозный
  • Пётр I
  • Екатерина II

Б) С какого континента завезли картофель?

  • Африка
  • Северная Америка
  • Южная Америка

В) Какое вещество получают из картофеля?

3. Годы жизни Льва Ивановича Давыдычева 1927 – 1988. Как называлась наша страна в этот период? Какого цвета был флаг нашей страны?

ТРИЗ

1. Предположи, как бы развивались события в повести, если бы Ивана Семёнова не пригласили сниматься на телевидение.

2. Фуражка Ивана намокла, утонула, и из лужи виднелся лишь кончик козырька. Придумайте свой метод, как можно извлечь фуражку из лужи, если нельзя использовать ведро или палку, нельзя “разуваться и босиком – топ-топ” или “держать за ноги в воздухе, а руками топ-топ”.

3. На данном рисунке найди и раскрась пса Былхвоста.