Сценарий книжная история игра путешествие. В помощь библиотекарю. Цель и задачи игры

Литературно-игровая программа для детей 5 - 6 лет, посвященная Международному Дню детской книги.

Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.

Задачи:

Привлечь детей к чтению книг;

Развивать интерес у детей к русскому народному творчеству, к книге, чтению;

Развивать творческие способности, речевую активность, фантазию и воображение.

Возраст: 5 - 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в Королевство книг»

литературно-игровая программа

Разработала

методист

ЦРТДиЮ «Левобережный» г. Липецка

Захарова Надежда Алексеевна

Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.

Задачи:

Привлечь детей к чтению книг;

Развивать интерес у детей к русскому народному творчеству, к книге, чтению;

Развивать творческие способности, речевую активность, фантазию и воображение.

Возраст: 5 - 6 лет.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день! В весёлый час! Рады здесь мы видеть вас!

Здравствуйте, ребята и родители!

Мы с вами находимся в сказочном Королевстве книг, которое зовется библиотека. Нет в нем ни золота, ни серебра. Богатство этого королевства – книги. В них – вся мудрость жизни, а мудрость помогает выйти из любого трудного положения, чувствовать себя не только богатым, красивым, но и находчивым.

И сегодня у нас праздник. А вы знаете - какой? Мы отмечаем именины. У Илюши? Оли? Димы? У девчонок? У мальчишек? Нет! У наших книжек!

Именины Буратино

Мы отпразднуем с тобой,

Не забудем про Мальвину

И про ключик золотой.

Именинник теремок

И бесстрашный петушок,

Дядя Федор, кот Матроскин

И веселый колобок.

Чтобы много узнать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать!

Ведущий: Сегодня мы пригласили самого веселого в мире сказочного героя. (Смотрит на часы.) Только он почему-то задерживается. Пока он не пришел, я загадаю вам сказочные загадки. Вы сказки любите? (Ответы детей.) Тогда и загадки мои отгадаете и героев сказок назовете.

Деревянный шалунишка

Добрым, смелым

Был мальчишкой.

Вот за то ему Тортила

Ключ волшебный подарила.

Как зовут у Карло сына?

Ну конечно, … (Буратино).

Два розовых уха

И розовый хвостик,

Ходил с Винни-Пухом

Он к Кролику в гости. (Пятачок.)

Девочка хорошая

По лесу идет.

И в корзине булочки

Бабушке несет.

За кустами светятся

Пара злющих глаз.

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас. (Красная Шапочка.)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисичке на зубок

Все ж попался … (Колобок.)

Лягушка дом себе нашла:

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Тесно стало от жильцов. (Теремок.)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки. (Три медведя.)

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила. (Царевна-лягушка.)

Красна девица грустна -

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)

Кук зовут крысу старухи Шапокляк? (Лариска.)

Берегись болезнь любая -

грипп, ангина, дифтерит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор... (Айболит.)

С ним Малыш знаком давно.

Он к нему влетел в окно. (Карлсон.)

(Звук пропеллера. Влетает Карлсон.)

Карлсон: Привет, Малыши! Я, наверное, самый великий опаздывальщик в мире. Но я же не мог оторваться от самой большой банки с вареньем. Ведь варенье - это лучшее в мире лекарство. Извините, пожалуйста, за опоздание.

Ведущий: Опаздывать, конечно, не хорошо. Но этот раз мы тебе простим. Правда, ребята? Мы очень рады, что ты, Карлсон нашел время и прилетел на наш праздник.

Карлсон: Я праздники люблю. А где же торт? (Оглядывается.) Ну, я так не играю. Что же это за праздник такой?

Ведущий: Праздники разными бывают. Сегодня здесь собрались дети, которые очень хотят познакомиться с разными книжками.

Ребята, вы же хотите подружиться с книгами? (Ответы детей.)

А это значит, у книжек станет больше друзей-читателей. Это настоящий праздник!

Карлсон: Можно я стану лучшим читателем?

Ведущий: Конечно, можно.

Ведущий: Ой! Кто бы это мог быть?

(Звучит музыка. В зал входит Дюдюка.)

Дюдюка: Позвольте представиться. Дюдюка Барбидокская! (Раскланивается.)

Ведущий: Но мы тебя не приглашали.

Дюдюка: Меня никто не приглашает, я сама прихожу. Я вот подслушала, что у вас тут праздник и решила праздник-то вам и испортить.

Карлсон: Как же ты его испортишь?

Дюдюка: А я всех перессорю.

Ведущий: Ничего у тебя не выйдет. Наши ребята дружат не только между собой, но и с книжками. Правда, ребята?

Дюдюка: Ой, насмешили! Как же с книжкой можно дружить? С ней даже поссориться нельзя - она говорить не умеет.

Ведущий: Поссориться с книжкой, конечно, нельзя. А вот рассказать она может много нового и интересного.

Карлсон: Чтобы стать хорошим читателем, надо учиться.

Дюдюка: (в сторону) Бумсик не удался. Сейчас я им устрою!

А я сказки люблю. Хотите, вам сказочку расскажу? Тогда слушайте!

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он репку тянуть, а вытянуть не может. Позвал дед курочку рябу, Красную Шапочку, Винни-Пуха. Вот тянули они, тянули и вытянули невод с золотой рыбкой. И сказала золотая рыбка: «Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси дедушке, неси бабушке.».

Понравилась сказка?

Ведущий: Я думаю, тебе, Дюдюка, просто необходимо перечитать сказки. Ребята, помогите Дюдюке, подскажите, как называется сказка, с которой она начала свой рассказ. («Репка».) Давайте вспомним всех персонажей сказки:

Кого позвал дед? (бабку)

А бабка кого позвала? (внучку)

Внучка кого? (Жучку.)

А Жучка? (кошку)

Ну и, наконец, кого позвала кошка? (мышку)

Чем закончилась сказка? Вытянули репку или нет?

Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете эту сказку!

Карлсон: Часто у сказочных героев длинные имена. Такие длинные, что я не могу запомнить. Сейчас я буду произносить одну часть имени, а вы - дружно, вместе, продолжайте:

Кощей … (Бессмертный) ;

Иван … (Царевич) ;

Василиса … (Премудрая) ;

Спящая … (Красавица) ;

Змей … (Горыныч) ;

Конек … (Горбунок) ;

Крошечка … (Хаврошечка) ;

Мальчик … (с-пальчик) ;

Сивка … (Бурка) ;

Жар … (птица) ;

Гуси … (лебеди) .

Карлсон: Спасибо, ребята! Благодаря вам, я запомнил имена этих героев.

Дюдюка: (в сторону) И все равно я испорчу им праздник.

Я побегала по сказкам и отобрала у героев разные предметы. Без них сказки не смогут вам рассказать свои истории.

Ведущий: Что же ты наделала? Надо срочно вернуть вещи на место. Ребята, надо отгадать, какому сказочному герою каждый предмет принадлежит.

Игра «Угадай героя сказки по предмету»

Азбука, колпак, ключик (Буратино);

Туфелька (Золушка) ;

Метла (Баба-Яга) ;

Стрела (Иван-царевич) ;

Корзинка с пирожками (Красная Шапочка) ;

Фонендоскоп, шприц (Доктор Айболит) ;

Горшочек с медом (Винни-Пух) ;

Горошина (Принцесса на горошине) .

Ведущий: Молодцы, ребята. Помогли героям сказок вернуть свои вещи.

Дюдюка: (в сторону) : Опять бумсик не удался.

Конкурс-эстафета «Сказочная мозаика»

Ведущий: Мы убедились, что героев сказок вы знаете.

Ребята, у нас случилась одна неприятность. Со стены упали портреты двух сказочных героев и разбились. Помогите их собрать.

(Одна команда собирает картинку с изображением Колобка, а другая с изображением Вини-пуха.)

Ведущий: Спасибо, ребята! Теперь мы их портреты снова повесим на стену.

Конкурс-эстафета “Колобок”

Ведущий: А давайте вспомним, как катился колобок в сказке. А катился он по извилистым дорожкам. Он и от дедушки ушел, и от бабушки ушел и от волка, и от зайца … Посмотрим от кого из вас он тоже убежит.

(Дети встают в круг и под музыку быстро передают друг другу колобок. Музыка останавливается. Тот у кого в руках остался колобок, выбывает из игры.)

Карлсон: Ой, как интересно. Мне тут очень нравится. Я хочу записаться в вашу библиотеку. Библиотека как большой город. Здесь есть свои улицы и проспекты-стеллажи. У каждой книжки есть свой адрес, свой домик - это место на полочке. Быстро отыщет этот домик тот, кто внимательно прочтет надписи на специальных табличках-разделителях.

Дюдюка: Я все равно не могу найти то, что мне надо! (Нервничает. Топает ногой.)

Карлсон: Тогда надо подойти к библиотекарю …

Дюдюка: К кому?

Карлсон: К библиотекарю. Это человек, который в библиотеке работает, книжки находить помогает и домой их почитать дает.

Библиотекарь: Правильно, Карлсон. (Представляется.) Меня зовут …

Дюдюка: А вы книжки навсегда даете?

Библиотекарь: Нет. Книжки мы навсегда не можем вам отдать. С ними ждут встречи и другие наши читатели. А вот на время - пожалуйста. Только потом их надо обязательно вернуть.

Дюдюка: Я тоже хочу записаться к вам в библиотеку. Больше не буду всякие гадости и пакости делать! Буду учиться и стану хорошим читателем.

Карлсон: А что, если мы запишемся, то можем к вам каждый день ходить?

Библиотекарь: Да. (Библиотекарь рассказывает о времени работы библиотеки.)

Ведущий: Вот, ребята, и подошло наше путешествие в сказочное Королевство книг к концу.

Библиотекарь: Я надеюсь, что вам у нас понравилось. Много книг вы уже знаете! А сколько книжек еще незнакомых! Сколько замечательных историй они вам еще расскажут, стоит только захотеть.

Дюдюка: А можно мы пойдем, ваши книжки посмотрим?

Библиотекарь: Конечно, можно.

Карлсон: Тогда все летите за мной!

Дюдюка: (Карлсону) : Подожди! Я с тобой.

(Библиотекарь приглашает детей на экскурсию по библиотеке.)

Использованная литература:

Елкина Н.В., Тарабарина Т.Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Липатникова Т.Н. Праздник начинается. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2011. – 224 с.

Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. – М.: Линка-пресс, 2001. – 256 с.


Ведущий: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок. Ее щедро населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кощей Бессмертный, Иван- царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолете далеко-далеко, через моря и океаны, леса и степи. Вот он опускается все ниже и ниже и, наконец-то, мы стоим на незнакомой улице.
Женя: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Вы помните сказочное заклинание?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Конечно же, это заклинание из сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик». А в каких сказках встречаются цветы и какие? Ответить на эти вопросы нам поможет «Цветик-Семицветик*. (Лепестки цветка изготовлены из цветной бумаги, на обратной сто¬роне которых написаны отрывки из сказок.)
Сейчас я буду отрывать по одному лепестку и зачитывать отрывок из сказки. Вы должны указать название сказки, а если есть автор, то назвать его.
1-й лепесток:
«Из ларца достали чудесную розу.
— Ах, как мило сделано! — в один голос сказали фрейлины.
— Мало сказать мило, — отозвался император,
— прямо-таки недурно!
Только принцесса потрогала розу и чуть не зап-лакала:
— Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая!»
(Г. X. Андерсен. «Свинопас»)
2- й лепесток:
в «На пригорочке зеленом цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струится, бежит».
(С. Аксаков. «Аленький цветочек»)
3- й лепесток:
«Старуха: “Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать”.
Падчерица: “Куда же это, далеко?”
Старуха: “В лес, за подснежниками”».
(С. Маршак. «Двенадцать месяцев»)
4- й лепесток:
«Когда все розы были спрятаны, старушка по¬вела девочку в свой цветник. У девочки разбежа¬лись глаза. Тут были цветы всех стран и всех вре¬мен года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми пушинками, набитыми го¬лубыми фиалками».

5- й лепесток:
«Сейчас же беги к человеческим хижинам в до¬лине и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в маленьких горшочках и его боятся все звери».
(Р. Киплинг. «Маугли»)
6- й лепесток:
«Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его поса¬дила, зернышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюль¬пан».
(Г. X. Андерсен. «Дюймовочка»)
7- й лепесток:
«Чтобы передохнуть, мальчик вылез на боль¬шой лист водяной лилии. Сел на нем плотно, об¬хватил коленки и сказал, стуча зубами:
— Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!».
(А. Толстой. «Золотой ключик»)
Женя: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием.
Ведущая; Мы попрощались с девочкой Женей и с Цветочной улицей, а теперь свернем на бульвар Новостроек. Какие замечательные здесь дома, дворцы и замки! Интересно, какие герои сказок здесь живут? Об этом нам расскажет Света. А вы, ребята, ей в этом помогайте.
(У Светы в руках книга-домик, сделанная из ватмана или плотной бумаги. На первой странице надпись: «Здесь живут герои сказок».)
Света: «Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями и с большими зеркалами...»
(Ш. Перро. «Золушка, или Хрустальный
башмачок»)
«Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть комнаты. Перед дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было как настоящее озеро. Все это было так прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на поро¬ге, в широко раскрытых дверях».
(Г. X. Андерсен. «Стойкий оловянный
солдатик»)
2. Зак 209
«В это самое время король проезжал мимо. Он увидел прекрасный замок Людоеда и пожелал ос-мотреть его.
— Как, господин маркиз! — воскликнул король.
— Неужели и этот принадлежит вам? Никогда еще не видал таких прелестных замков! Войдем в него».
(Ш. Перро. «Кот в сапогах»)
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь, с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут Люди добрые живут...
(А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»)
«Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье сюда и не заглядывало! Холодно было здесь, пусто, мертво и величе¬ственно. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро».
(Г. X. Андерсен. «Снежная королева»)
Ведущая: Наше путешествие продолжается, и мы с вами подошли к Театральной площади. Здесь находится кинотеатр «Изумруд». И сегодня там показывают ваши любимые мультики. Ребята, угадайте, кто это?
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена... (крокодил).
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин И приятель... (Пятачок).
Для него прогулка праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух).
Ведущая: Итак, наше путешествие заканчивается. За это время мы посетили улицу Цветочную, бульвар Новостроек и площадь Театральную. Мы встретились со многими сказочными героями. Нам приходилось отвечать на трудные вопросы. А кто особенно хорошо выдержал это испыта¬ние, заслуживает награды.
(Ребята определяют победителей.)

Цель и задачи игры

  • поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения;
  • активизировать и развить творческие способности кадетов;

Оформление

  • На сцене картина Библиотечная страна, выставка книг писателей-классиков, два стола (или две парты), стулья для игроков. В зале - места для членов жюри.

Музыкальное оформление

Любая веселая музыка, которую можно включать на протяжении всей игры в качестве заставок.

Подготовка

В игре принимают участие три команды по три человека.

В жюри приглашаются учителя, воспитатели, кадеты старших классов.

Для проведения игры заранее подготовлены три копии картины Библиотечная страна (в масштабе) с указанием маршрута путешествия, карточки с заданиями (вопросы подбираются в соответствии с программой по литературе). Чистые листы бумаги и фломастеры для выполнения заданий (либо ответы на вопросы пишутся на карточках с заданиями). Предлагаемый сценарий игры для 5 -го класса.

В ходе игры также принимают участие зрители каждой команды, правильный ответ на вопрос приносит дополнительные баллы команде, зрителю - карточку.

Команда - победитель награждается призами, другие команды и активные зрители (набравшие большее количество карточек) получают сувениры.

Игру проводит Ведущий (в роли ведущего могут быть зав.библиотекой, воспитатели, учителя).

Ход мероприятия

На сцену выходит Ведущий.

Ведущий: Здравствуйте!

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по Библиотечной стране, по книгам, которые написали классики мировой литературы. В нашей литературной игре примут участие три команды, которые я приглашаю на сцену.

Команды поднимаются на сцену.

Оценивать нашу игру будет жюри (представление членов жюри ). И, наконец, аплодисменты всем, кто в зале, это не просто зрители, а активные болельщики.

Начинаем игру.

Звучит музыка (несколько тактов).

Ведущий: Командам выдается карта Библиотечной страны с указанием маршрута путешествия. Прежде, чем начать игру, предлагаю назвать команды. Игроки могут посовещаться, а я расскажу зрителям и жюри ход нашей игры.

Начало нашего путешествия - родник Поэзии. Далее через пролив Поговорок мы попадаем в море Энциклопедий, обойдем остров Сказок, по Былинному морю, через пролив Истории попадем в океан Прозы. У озера Фантазий сделаем привал, обойдя полуостров Приключений, по морю Газет попадем на Словарные острова. Встретим бурю в океане Учебников и причалим в долине Грёз. Затем путешествуем по суше. По дороге Повестей, по тропе Рассказов подойдем к горам Трудолюбия. Конечная цель путешествия - вершина Знаний. Все это - шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

Звучит музыка (несколько тактов).

Ведущий: Команды ":" , ":" ":" получают первое задание. Родник Поэзии.

Задание1. Вспомните отрывок из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила и вставьте в текст пропущенные слова.

Правильный вариант

У: дуб:; У лукоморья дуб зеленый;
Златая: на дубе том: Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью: ученый И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи:; Все ходит по цепи кругом;
Идет: - песнь заводит, Идет направо - песнь заводит,
: - сказку говорит. Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший:, Там чудеса: там леший бродит,
: на ветвях сидит; Русалка на ветвях сидит.

Время на выполнение задания - 2 минуты. Максимальная оценка - 3 балла.

Звучит музыка.

Ведущий: Время. Команды, прошу сдать задание в жюри. И мы ждем первые оценки.

Жюри оглашает оценки.

Ведущий: Пролив Поговорок. Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу речь. Порой в разговоре мы произносим пословицу и не замечаем этого. Второе задание покажет нам, хорошо ли вы знаете наши пословицы.

Задание 2. Назовите пословицы о книгах, учебе. Три пословицы - три балла, каждая следующая - дополнительный бал. Время на выполнение задания - 5 минут.

Пример пословиц:

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Век живи - век учись.

Повторенье - мать ученья.

Книга - друг человека.

Книга мала, а ума придала.

Смотрит в книгу, а видит фигу.

Ведущий: А зрителям предлагаю вспомнить поговорки. Я буду говорить первые слова поговорки, вы продолжите её. Поговорки простые, на все случаи жизни. Каждая пословица - балл.

Ведущий: Думаю, команды выполнили задание досрочно. Пожалуйста, отдайте ваши труды в жюри. Сейчас мы узнаем итоги задания.

Жюри зачитывает пословицы написанные командами, объявляет результаты задания и итог игры.

Ведущий: "Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят". Мы на острове Сказок.

Поговорим о сказках. Вспомним то, что проходили на уроках литературы.

Задание 3. Командам надо ответить на четыре вопроса.

1. Имя героя сказки, который разбудил возлюбленную? (Королевич Елисей, А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

2. Что позволяло герою сказки "Черная курица, или Подземные жители" знать всё, не уча ничего? (Алеша получил конопляное зерно ), А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители".

3. Что пообещала королева за корзину подснежников в сказке "Двенадцать месяцев"?

("Мы дадим столько золота, сколько поместится в корзине, пожалуем бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании")

С. Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

4. Какое прозвище было у Фильки, героя сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"?

(Прозвище Фильки "Ну Тебя") К. Паустовский "Теплый Хлеб"

Время на выполнение задания - 3 минуты. Максимальная оценка 3 балла.

Звучит музыка.

Ведущий: Команды отвечают на вопросы, а я предлагаю вопрос болельщикам, на мой взгляд, сложный. Кто ответит на него, заработает 3 балла.

Вопрос зрителям: "Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят". Как называется это произведение и кто его автор? (Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

Ведущий: Команды готовы. Умные у нас "путешественники", и это задание для них выполнимо. Попросим жюри оценить знания игроков.

Жюри объявляет результаты задания и общий итог игры.

Ведущий: По Былинному морю, через пролив истории мы попадаем в океан Прозы.

Думаю, что прозаических произведений написано больше чем стихотворных.

Задание 4. Назовите прозаические произведения. Побеждает та команда, которая назовет больше произведений. Максимальная оценка - 3 балла.

Прошу тишины в зале. Игроки команд готовы - начинаем!

Прозаические басни?

Ведущий: Как оценит жюри это задание?

Жюри объявляет результаты задания и общий итог игры.

Звучит музыка.

Ведущий: Предлагаю отдых у озера Фантазий. Кадеты любят читать книги о приключениях с фантастическими героями, детективы, страшилки.

Сейчас я задам вопрос для всех, знания и быстрота реакции принесут 2 балла. Я прошу жюри определить того, кто первый верно ответит на вопрос. Готовы? Внимание, вопрос.

Вопрос для всех: В нашей библиотеке на полке "фантастика и приключения" эти книги стоят практически рядом. В названии книг есть общее слово, название книг состоит из двух слов.

Назовите эти книги. ("Человек - амфибия", Александра Беляева и "Человек - невидимка" Герберта Уэллса).

Звучит ответ.

Если ответ не прозвучал, слова Ведущего: Печально, я назову эти книги и советую вам прочитать их.

Ведущий: А теперь вопрос для команд. Правильный ответ принесет команде 2 балла.

Вопрос: Назовите имя героя, который заключил выгодную сделку и получил несметные богатства, среди которых: яблоко (вернее всё, что от него осталось), бумажный змей, дохлая крыса, 12 алебастровых шариков, осколок синей бутылки, кусок мела,шесть хлопушек.

(Том Сойер, Марк Твен, "Приключение Тома Сойера).

Ведущий: Прошу жюри сказать сумму баллов за ответы на вопросы и итог игры.

Ведущий: Наше путешествие продолжается. Огибаем полуостров Приключений, мимо Словарных островов попадаем в океан Учебников. Мимо которого не пройти. Вопрос для команд. Правильный ответ - 2 балла. Прошу тишины.

Вопрос: Сколько учебников вы получили в этом учебном году? (ответ - 14 ).

Ведущий: Пожалуйста, жюри, приплюсуйте 2 балла к результатам команды ":".

Задание 5. Командам надо ответить на 3 вопроса.

1. Должность Герасима в рассказе И. Тургенева "Муму".

(дворник)

2. Назовите героев-детей повести Короленко "В дурном обществе".

(Вася и Соня,Валек и Маруся)

3. Кто вылечил зайца в рассказе К. Пришвина "Заячьи лапы"?

(детский врач Карл Петрович)

Ведущий: Вновь ждем оценок.

Жюри объявляет сумму баллов за вопросы и общий итог игры.

Ведущий: Ура! Горы Трудолюбия. Покорим вершину Знаний блицзаданием !

Что означает приставка к слову блиц . Это первая часть сложных слов со значением очень быстрый (Ожегов, Толковый словарь русского языка). Время на выполнение блицзадания -минута, семь заданий за минуту, каждое задание - 1 балл. Максимальное количество баллов - 7.

Мы "путешествуем с классиками", поэтому вопросы блицзадания о классиках литературы, по произведениям классиков.

Блицзадание:

Что послано на завтрак Голубушке - вороне? (кусочек сыру).

Кто рассказал о Бородинском бое? (дядя, "Скажи -ка, дядя, :).

Кто "Все ту же песню поет, Все ту же лямку несет:" (бурлак, Н.Некрасов "На Волге").

Имя писателя Чехова? (Антон).

Героям повести В. Короленко этот предмет принес одновременно и минуты радости, и минуты тревоги. (Кукла, Марусе - радость, Васе - тревогу,В.Короленко "В дурном обществе").

"Еще в полях белеет снег,
А: уж весной шумят -:"

Впишите пропущенное слово (воды, Ф.Тютчев, "Весенние воды").

Главная книга П. Бажова: Малахитовое лукошко

Малахитовая чаша

Малахитовая шкатулка

Укажите правильное название книги. (Малахитовая шкатулка).

Ведущий: Команды выполняют задание, а я предлагаю последнее шуточное задание зрителям .

В руках у меня книга. Кто точнее угадает количество страниц в книге, получит её в подарок.

Вручается книга победителю.

Ведущий: Время на выполнение блицзадания истекло. Команды передают ответы в жюри.

Ждем подведения итогов блицзадания и общий итог игры.

Звучит музыка.

Оглашается общий итог игры и фамилии активных болельщиков.

Ведущий: Отличная игра! Для награждения команд и активных зрителей приглашается:..

А мне остается добавить: "Спасибо всем участникам команд за интересную игру, зрителям - за поддержку, жюри - за честность и понимание.

Награждение победителей и вручение сувениров второй команде и активным болельщикам.

Литература.

  1. Литература.5кл. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 4ч.
  2. Авторы-составители. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин
  3. 7 -е изд., перераб.- М.: Просвещение - ОАО "Московские учебники", 2006.

Сценарий игры путешествия «Литературный дилижанс Даля». - страница №1/1

МОУ «НОРОВОРОТАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА»

Перов, Василий Григорьевич

Портрет В.И. Даля. 1872.

СЦЕНАРИЙ

ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ
«Литературный дилижанс Даля».

(для учащихся 5-9 классов)

учитель русского языка и литературы

ХАУСТОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА.

С.ГЛАЗОВО

2008 -2009 учебный год

Ведущий 1: Игра-путешествие «Литературный дилижанс Даля» посвящена русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, пословиц и поговорок, автору известного «Толкового словаря живого великорусского языка», за который он был удостоен звания Почётного академика Петербургской академии наук.

Ведущий 2: Родился Владимир Иванович Даль в 1801 году в городе Луганске в семье врача.

Отец Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий и древнееврейский языки. Получив в Йенском университете богословское и филологическое образование, он был приглашён в Россию. После чего он вновь вернулся в Йенн, чтобы изучить медицину, затем вернулся в Россию лекарем горного ведомства на Луганском литейном заводе.

Мать – Мария Фрайтах – немка по отцу и француженка по матери – была женщиной образованной.

Родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец Даля всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

Учиться Владимира отдали в морской кадетский корпус, где он подружился с Павлом Нахимовым. Там и появился у Даля интерес к языку, и он составил словарь кадетского жаргона из 34-х слов.

В марте 1819 года в звании мичмана был выпущен и отправлен служить в Николаев.

Ведущий 1: По пути к месту службы Даль остановился на почтовой станции. Ямщик его спросил:

Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?

А доберёмся в такую пургу?

Не сомневайся.… Замолаживает.

Как это «замолаживает»?

Пасмурнеет. К теплу.

Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Так. Небо тучами заволакивает; к ненастью клонит.

Ведущий 2: Этот морозный мартовский день стал главным в жизни Даля. Он записал в свою тетрадь первое слово.

А в 1825 году Владимир Иванович вышел в отставку и поступил в императорский Дерптский университет на медицинский факультет. Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.

Ведущий 1: В перерывах между операциями да перевязками он всё с карандашиком ходил, наблюдал за солдатами. А когда его спрашивали, что это он, улыбнувшись, записывает. Он отвечал: «Есть у меня увлечение – слова собирать. Ещё поговорки разные, загадки…»

Ведущий 2: Многое ему довелось услышать во время войны. Каждый день тетрадки наполнялись новыми записями. А однажды Владимир Даль стал сочинять сказки. Сначала страшновато ему было отдавать их на суд читателей. Но потом решился напечатать несколько, только вот фамилию свою не поставил. Придумал псевдоним – казак Луганский (по месту рождения).

Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток». Многие из вас читали сказки «Медведь – половинщик», «Снегурочка», «Лиса – лапотница», но мало, кто знает, что принадлежат они перу Владимира Ивановича Даля.

Ведущий 1: Осенью 1832 года Даль собрался с духом, взял книгу своих «Русских сказок» и отправился в дом Жадимировского на углу Гороховой и большой Морской, где в то время жил А.С.Пушкин. Тот принял его хорошо, сказал, что уже видел эту книгу и порадовался ей. Похвалил за сказки, но подсказал идти дальше – заняться составлением словаря. На сомнение Даля:

А осилю?

Гений ответил:

Непременно осилите!.. Тут и думать нечего. Вам позавидовать можно – жизненную цель имеете.

И В.И.Даль с ещё большим рвением принялся за работу.

Ведущий 2: Осенью 1833 года Владимир Даль женился на девице Уолии Андре. Она родила ему сына и дочь, но вскоре, к несчастью, умерла.

Прошло время. Как-то во время операции Даль познакомился с героем Бородинского сражения отставным майором Соколовым. Впоследствии Владимир женился на его дочери, которая подарила ему ещё трёх девочек.

Зимой 1837 года семья жила в Петербурге, где Даль много общался с А.С.Пушкиным.

За несколько минут до смерти поэт подарил на память Далю простреленный сюртук и свой перстень с зелёным камнем.

Ведущий 1: С лёгкой руки Даль занялся составлением словаря русского языка, хотя по образованию не был филологом. Работа эта продолжалась в течение 53 лет. Труд Даля был удостоен Золотой медали от русского географического общества.

Ведущий 2: Толковый словарь Даля состоит из 4-х томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок.

А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов. Только сказок он один собрал больше, чем всё Российское географическое общество. А сколько сочинил их сам…

Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Ботаника» и «Зоология».

Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат. Так как считал, что народ владеет точным, выразительным словом. Где же нам учиться по-русски, если не у него?

Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем автора «Толкового словаря живого великорусского языка» - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.

Ведущий 1: Уважаемые команды, наступила пора показать вам знания на станции «Автобиографической».

(Вспомните по очереди сведения о жизни и творчестве В.И.Даля. Кто больше назовёт – тот победил).

Слово жюри

Станция «Игровая»

После недолгого пути мы прибыли на станцию «Игровая», где поиграем с вами в игру Даля «Полетушки».

Все участники обеих команд садятся за один стол и кладут указательный палец на стол. Ведущий, называя летающее насекомое, птицу или транспорт, поднимает свой палец вверх – все должны сделать то же самое. Кто замешкался поднять палец или «полетел» с нелетающим животным или транспортом (например, коровой или трактором) выбывает из игры. Последний, оставшийся за столом, выигрывает жеребьёвку и приносит своей команде право первой начать игру.

Слово жюри

Станция «Толковая»

Здесь ребята принимают участие в игре «Словарная уха». Каждый из участников, вооружившись удочкой (вместо крючка у неё магнит), поочерёдно отправляется на «пруд» и ловит рыбку-задание (карточка со скрепкой), на которой написаны слова из «Толкового словаря» Даля.

Участник, не поймавший рыбку-вопрос с первой попытки, лишается права хода. Игрок, выловивший рыбку, должен найти нужный том словаря, нужное слово и дать ему толкование. Игрок, справившийся с заданием, приносит своей команде 1 балл.

Слова для поиска: календарь, мендрюга, пшеница, прыть, поминать, притурять, нахмарить, побаклушить и другие.

Слово жюри.

Станция «Загадкино».

На этой станции растёт Дерево Загадок, на его листочках написаны загадки из книги Даля, на которые нужно дать ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла. В этом конкурсе предусмотрена помощь зрителей-болельщиков, которые могут выручить свою команду и принести ей 1 балл за правильно отгаданную загадку.

Загадки:


  1. Что выше леса? (Солнышко).

  2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).

  3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).

  4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь).

  5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь).

  6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).

  7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава).

  8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб).
Слово жюри.

Станция «Гора пословиц». Конкурс капитанов.

Нужно взять картинку-иллюстрацию из книги Даля, сделать копию, разрезать её на 8 равных квадратов. На обратной (чистой) стороне каждого квадрата написать продолжения пословиц, начало которых будет зачитывать ведущий. Ведущий зачитывает первую часть пословицы, а капитаны, выбрав вторую часть, начинают составлять картинку по принципу детских кубиков. Если пословицы угаданы правильно, то, перевернув все 8 квадратиков, капитаны должны получить целую иллюстрацию. Если кубики сложены неправильно, то за каждую ошибку с команды снимается по 1 баллу.

Пословицы:


  1. Под лежачий камень…(вода не течёт).

  2. Труд человека кормит… (а лень портит).

  3. Дело мастера…(боится).

  4. У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).

  5. Молодец на овец…(а на молодца и сам овца).

  6. Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).

  7. Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).

  8. Кто хвалится…(тот с горы свалится).
Слово жюри.

Ведущий: Спустившись с «Горы пословиц», мы отправляемся к следующей станции.

Станция «Скороговоркино»

Здесь по условиям конкурса каждый участник должен произнести скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» (из сборника Даля). Игроки, которые произносят скороговорку, приносят своей команде по 1 баллу.

Жюри подводит итоги игры.

Ведущий: Молодцы! Ребята, на этом наше путешествие «Литературный дилижанс Даля» подходит к концу и завершает сегодня Неделю детской и юношеской книги.


  1. Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведёт их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной,

Мир науки и знаний.


  1. Книги учат детей
Всем премудростям жизни –

Как быть человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.


  1. Книги им помогают
Красоту постигать,

Как прекрасное видеть,

Как его передать,

И как в малом увидеть

Большое значенье,

И как в жизни найти

Золотое сеченье.


  1. Мудрость книжных страниц –
Это жизни уроки

О дне настоящем

И о наших истоках.

Они их побуждают

Мечтать о высоком,

О будущем думать –

О потомках далёких.


  1. В книгах знания, свет,
В книгах память веков,

В книгах мудрость людей –

Наших дедов, отцов.

Нам без книг, как без хлеба,

Даже дня не прожить,

Так давайте же будем

Их беречь и хранить!

Песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь…»

1). Если с книгой дружишь ты,

Если с книгой дружишь ты,

Веселей живётся.

А без книги, ты пойми,

А без книги, ты пойми,

Всё трудней даётся.

Припев: Что мне А,

Что мне Б,

Что мне А, Б, В,Г,Д,

Когда я знаю буквы все.

2). На уроках я всегда,

На уроках я всегда

Отвечаю чётко.

Книга - верная моя,

Книга - верная моя

Мне во всём подмога.

Припев.

3).И скажу я вам, друзья,

И скажу я вам, друзья,

С книгой вы дружите.

Книги – верные друзья,

Книги – верные друзья,

Книги вы любите!

Припев 2 раза .

Учитель: Наступает самый торжественный момент – чествование победителей – умниц и умников, показавших свою любовь к книге, чтению, продемонстрировавших знания по русскому языку и литературе на литературном треке, посвящённом Неделе детской и юношеской книги.


(Вручение грамот и сувениров уч-ся и благодарность учителям-помощникам).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа­интернат № 1
Основного общего образования г. Томска
«ЛИТЕРАТУРНАЯ КРУГОСВЕТКА»
Игра­путешествие
Составитель:
Беляева Ирина Ивановна,
воспитатель
МБОУ школы­интерната№1
1

г. Томск ­ 2013
«ЛИТЕРАТУРНАЯ КРУГОСВЕТКА»
Игра­путешествие
(для младшего и среднего школьного возраста)
Цель: Воспитания у детей бережного отношения к книге, развитие
любознательности, кругозора и интереса к чтению, развитие творческих и
сценических способностей, приобщение к миру любителей книг.
Оборудование:
 Красочные указатели: «Поляна сказок», «Замок сказок», «Бульвар
природы и экологии», «Река Поэзии и Песен», «Площадь друзей».
 Клубок ниток.
 Набор пакетиков из ткани или коробочки из киндер­сюрпризов с
разными наполнителями (пахучие травы, лавровый лист, чеснок и т.д.).
 Вязанные пальчиковые фигурки­персонажей к сказке «Рукавичка»
(украинская народная сказка).
 Разрезные картинки – слова «Названия сказки».
 Подборка небольших стихов о Томске.
 Подборка музыкального сопровождения.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я рада
вас приветствовать. Вокруг нас тысячи книг. И все они учат доброте и любви.
И сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие. А что вас ждет ­
интересно узнать? Вам очень хочется всё посмотреть?
Дети: Да.
Ведущий: Вас ожидает много интересного: «Поляна Сказок» и «Замок
Сказок», «Бульвар природы и экологии», «Река Поэзии и Песен», «Площадь
друзей». Книги нужны, чтобы их читать. А вы, ребята, любите читать?
Давайте проверим готовы ли вы к путешествию, читаете ли вы?
Дети: Да!
Ведущий: Сейчас мы проведем небольшую викторину.
Викторина «Читаете ли вы?»
1. Что потерял ослик Иа­Иа? (Хвост).
2. Смерть свою он хранил на конце иглы (Кощей Бессмертный).
3. С кем девочка Элли путешествовала в Изумрудный город? (Тотошка,
Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев).
4. Как звали девочку, которую нес в коробе Медведь? (Маша).
5. Как звали девочку, растопившую ледяное сердце? (Герда).
2

6. Как звали последнюю знакомую Колобка? (Лиса).
7. Прикольная Бабушка, живущая в избушке на курьих ножках? (Баба­
яга).
8. Кто снес золотое яичко? (Курочка­Ряба).
9. Какое время года пропела попрыгунья – стрекоза? (Лето).
10.Большой овощ, который не мог вытянуть из земли дед? (Репка).
11.Как звали вожака стаи в «Маугли»? (Акела).
Ведущий: Молодцы, ребята! Я рада, что среди вас многие любят читать,
любят книги. Ребята, а вы, знаете, как надо с книгой обращаться?
Дети: Да!
Ведущий: Это мы сейчас проверим и за одно повторим правила обращения с
книгой. Предлагаю вам игру «Да – нет».
Игра «Да – нет»
Что любит книжка?
Обложку - Да.
Грязные руки - Нет.
Закладку - Да.
Дождик и снег - Нет.
Бережное отношение - Да.
Ласку - Да.
Яичницу -Нет.
Чистые руки -Да.
Валяться на полу - Нет.
Драться - Нет.
Жить на книжной полке - Да.
Любознательных читателей - Да.
Ведущий:
Теперь я точно знаю всё про вас:
Хорошие вы детки, много умниц среди вас.
Уж так и быть, дружить мы станем с вами,
Но прежде клятву верности должны нам дать.
Я буду вслух её читать, а вы за мною повторять.
­ Клянусь быть аккуратным и примерным читателем!
­ Клянусь беречь, любить и уважать книги!
­ Знания, полученные при чтении книг, клянусь использовать только в добрых
делах, на благо людям!
­ Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Итак, вы готовы к путешествию? Тогда в путь.
Нас книжки в город пригласили.
3

Смекалку вы не позабыли?
Хочу предупредить заранее,
Что впереди ждут испытания.
До старта несколько минут,
В деревне Сказкино нас ждут.
Как тут не выбирай пути,
Ее никак не обойти.
Так поторопимся! Нас с вами
Ждет встреча с добрыми друзьями.
Давайте бросим вдаль клубок
И нет сомнений даже,
Что нужную из всех дорог
Он сразу нам укажет.
Счастливого пути!
А чтобы путь показался вам не таким далеким, давайте споем куплет из
песенки «Если с другом вышел в путь...».
(песня)
Ведущий: Много удивительных открытий,
невероятных приключений
переживет любознательный читатель. Нам предстоит совершить путешествие
по страницам литературных произведений.
Все девчонки и мальчишки
Знаем, очень любят книжки,
Любят сказки, любят песни...
А чтоб было интересней,
Приглашаем поиграть,
Все заданья разгадать.
Ведущий: Первая остановка «Поляна сказок». Сказка! Она давно знакома вам.
Еще не умея читать, вы слышали эти завораживающие душу слова: «В
некотором царстве, в некотором государстве жил­был...». Сказка всегда
считалась выдумкой, но выдумкой полезной. Вы хотите посмотреть на себя со
стороны и избавиться от недостатков, которых раньше не замечали? Прочтите
еще раз внимательно повесть­сказку Виталия Губарева «Королевство кривых
зеркал».
Внимание! Вопрос первый: В чем особенность имен всех главных героев этой
сказки?
Ответ детей: Имена читаются наоборот: Оля – Яло, Жаба – Абаж, Друг –
Гурд, Гадина ­ Анидаг.
Ведущий: С момента появления на свет человек начинает учиться. Его учат
солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая
песня, веселая игра и любимая книга. Быть незнайкой не только стыдно, но и
опасно. И вы в этом убедитесь, если познакомитесь с главным героем книги
Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Витей Перестукиным.
4

Вопрос второй: Какой знак препинания больше всех был обижен Витей
Перестукиным?
Ответ детей: Запятая.
Ведущий: На «Поляне сказок» стоит «Замок Сказок». Вам необходимо пройти
через него, чтобы попасть на следующую остановку. И здесь вас ждут
следующие испытания:
 Из разрезанных слов составить правильное название сказки.
Игра «Собери название сказки»
Терем ­ теремок Муха – Цокотуха
Сивка – бурка Красная шапочка
Старик Хоттабыч Жар – птица
Сестрица Алёнушка Цветик – семицветик
Курочка ряба Лиса и заяц
Аленький цветочек Три медведя
Кот в сапогах Крокодил Гена.
Ведущий быстро задает вопрос, на который должен быть дан моментальный
ответ (Следует обратить внимание, что некоторые вопросы могут иметь
несколько вариантов правильных ответов).
«Блиц – опрос»
1. В какой сказке герой меняет свой голос, чтобы достичь цели? (Волк в
сказке «Волк и семеро козлят»).
2. Героя какой сказки похищают птицы? (Ванюшку в сказке «Гуси­лебеди»).
3. Кому стал тесен домик? (Зверятам в сказке «Теремок»).
4. Кого чуть не погубило любопытство? (Петушка в сказке «Петушок –
Золотой Гребешок», Машу в сказке «Три медведя»).
5. Кто пострадал из­за своей лени? (Поросята Ниф­Ниф и Нуф­Нуф в сказке
«Три поросенка»).
6. Кому помогло знание ботаники? (Мужику в сказке «Мужик и медведь»).
7. Герой какой сказки попадает в разные неприятные ситуации, потому что он
не пошел в школу? (Буратино в сказке «Золотой ключик»).
8. Какого героя спасли любовь и самоотверженность девочки? (Кая в сказке
«Снежная Королева»).
9. В каких сказках рыбы помогали людям? (Щука в сказке «По щучьему
велению», Золотая рыбка в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»).
10. Кого в русских сказках изображают хитрой? (Лису).
 Дети должны ответить на необычные вопросы.
«Викторина ­ уморина»
1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
(Колобок).
5

2. Назовите героиню русской народной сказки,
которая была
сельскохозяйственным продуктом? (Репка).
3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а
две лучше»? (Змей Горыныч).
4. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья, говоря
умным, взрослым языком, проблемы жилищно­коммунального хозяйства?
(Теремок).
5. В какой русской народной сказке брат не слушался сестру, один раз
нарушил санитарно­гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
(«Аленушка и братец Иванушка», попил из лужи - превратился в
козленка).
6. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным
способом? Какие слова он при этом должен был произносить? (Волк,
опустив хвост в прорубь, говорил: «Ловись, рыбка, большая и маленькая).
7. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе? (Нечистая сила).
8. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной
сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее
звали? (Курочка Ряба)
Ведущий: Дальше покатился наш клубок. И наша следующая остановка
«Бульвар природы и экологии».
«Литературно­детективные загадки»
Ведущий: На этой остановке я предлагаю вам ребята стать юными
детективами. И для начала необходимо ответить на следующие вопросы.
Вопрос: Настойка из этого растения действует на человека как
успокаивающее средство, а кошки от него возбуждаются. Не случайно это
растение зовут кошачьим корнем. Читавшие «Приключение Тома Сойера»
Марка Твена, вероятно, помнят эпизод, когда Том угостил кота Питера
лекарственными каплями. «Он заплясал посреди комнаты в бешеном веселье,
склонив голову к плечу и всем выражая неукротимую радость. Потом он
помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение». Из какого
растения была сделана настойка?
Ответ: Валериана.
Вопрос: В сказке Андерсена «Дикие лебеди» Элиза плела рубашки для своих
братьев. Из какого растения она это делала.
Ответ: Из крапивы.
Вопрос: В сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях» насекомое укусило сватью бабу Бабариху. Как называется
насекомое и куда оно укусило героиню?
Ответ: Шмель, в нос.
Вопрос: Цветочек для доброй, ласковой девочки.
6

Ответ: Аленький цветочек из сказки Аксакова.
Вопрос: Орех, с помощью которого можно было снять колдовство с
человека.
Ответ: Орех кракатук. Сказка А.Гофмана «Щелкунчик».
Вопрос: Какие птицы «спасли Рим»? Этих птиц используют для
предотвращения ограблений.
Ответ: Гуси. Произошло это, согласно преданию, следующим образом. В
ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные стены на
Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража, и только
гуси, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготом римских воинов.
Дело в том, что гуси ­ птицы очень осторожные, и отдыхающая стая всегда
выставляет несколько недремлющих «часовых» на случай опасности.
Вопрос: Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает
множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не
захотели помочь хозяйке. Кто её выручил?
Ответ: Комар.
Ведущий: А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в детективную игру
«Узнай по запаху» (Для этой игры необходимо подобрать листочки полыни,
мяты, пижмы, ромашки пахучей, тимьяна, душистые плоды ягодных растений.
Можно добавить лук, небольшую веточку сосны, листья укропа и т.д. Каждый
образец помещают в баночку и закрывают крышкой с дырочками. Играющие
должны по запаху узнать, что это за растение).
Дальше наш путь лежит к «Реке Поэзии и Песен».
И широка, и глубока,
Переливается река,
Она то плавная течет,
То с гор стремглав несется,
И все богатство этих вод
Поэзией зовется.
Давайте вдоль реки шагать,
Туда лежит дорога,
Пришла пора стихи читать.
Вы знаете их много?
Ну, кто любимые сейчас
Стихи, друзья, прочтет для нас?
Ведущий: А теперь ребята, я предлагаю вам прочитать стихи о нашем городе.
Дети читают заранее разученные стихи о родном городе Томске.
(Приложение №1)
7

Ведущий: А сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс. Я буду читать
определение к детской песенке, вы угадываете ее, а затем все поют куплет
этой песни.
Конкурс «Все мы песни перепели»
1. Песенка о части суши, окружённой водой, жители которой счастливы от
постоянного поедания тропических фруктов («Чунга­Чанга»).
2. Песенка о средстве передвижения небесного цвета («Голубой вагон»).
3. Песенка о том, как лохматое существо исполняет музыкальную
композицию и одновременно принимает солнечные ванны («Я на солнышке
лежу»).
4. Песенка о растении, выросшем в условиях дикой природы и срубленном
мужичком («В лесу родилась елочка»).
5. Песенка о том, как весело маршировать с коллективом («Вместе весело
шагать»).
6. Песенка о маленьком существе­насекомом, по цвету напоминающем некий
овощ («В траве сидел кузнечик»).
7. Песенка о том, что плохие погодные условия не могут испортить праздник
(«Неприятность эту мы переживем»).
Ведущий: Прочитали стихи, спели песни, а наш клубок не сидит на месте, он
всё катится и катится. И прикатился он на «Площадь друзей».
На «Площади друзей» мы поиграем в интересную игру. Литературные герои
по очереди расскажут вам о своем друге, а вы, ребята, угадайте, кто говорит и
о каком друге идет речь.
Игра «Я расскажу о друге, а ты узнай кто я»
1. «Ох, много лет я строил домик. Каждый кирпичик доставался мне с
огромным трудом. И вот ко мне пришла страшная беда: мой домик сделали
будкой для злобного пса. И тогда мне помог мой друг. Находчивый и смелый,
он смог обхитрить пса и увез мой домик вместе со мной в лес, где врагам нас
не найти. Ох!» (Кум Тыква и Чиполлино. Дж. Родари «Приключения
Чиполлино»).
2. «На наших окнах цвели прекрасные розы. Мы жили весело и дружно. Но
однажды зимой мне в глаз попал осколок волшебного зеркала, и я стал видеть
все злым и безобразным. Я попал в королевство бездушной волшебницы и был
готов стать ее послушным слугой. Но смелая слабая девочка вызвала ее на бой
и одержала победу, чтобы спасти меня» (Кай и Герда. Г. X. Андерсен.
«Снежная королева»).
3. «Я мечтал, чтобы мне подарили собаку, верного друга. Но мама и папа
были почему­то против. И все же друг у меня появился – самый лучший друг
в мире, в меру упитанный мужчина средних лет, лучший в мире знаток
паровых машин, рисовальщик петухов, лучший в мире поедатель плюшек»
(Малыш и Карлсон, А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»).
8

Ведущий: А сейчас я предлагаю встать в круг и немного отдохнуть. (Все
встают в общий круг и выполняют движения в соответствии с текстом)
Физминутка
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Ведущий: Отдохнули и незаметили, как наш клубок вновь привёл нас на
«Поляну сказок». А когда оживают сказки? Думаете только под Новый
год? А вот и нет. Сейчас мы с вами оживим одну сказку. Вы все знаете
русскую народную сказку «Теремок». А есть похожая по содержанию
украинская народная сказка «Рукавичка». И мы с вами сейчас поиграем в неё.
Вы согласны?
Дети: Да!
Ведущий:
Чтобы сказку здесь сыграть,
Нужно роли всем раздать.
Кто загадку отгадает,
Роль он тут же получает.
(Ведущий загадывает загадки про героев из сказки «Рукавичка», кто
отгадывает, тот и получает данную роль и слова которые он должен
будет произносить)
Загадки.
 Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она (Мышка).
 Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? … (Зайчишка).
 За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
9

Нет ни дыма, ни пожара (Лисичка).
 Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (Волк).
 Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет жёлуди… (Кабан).
 Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (Медведь).
 Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (Собака).
Инсценирование сказки «Рукавичка».
(Сценарий сказки смотрите в приложении №2).
Ведущий: А наше путешествие подошло к концу. Пусть с вами по жизни
шагают книги, дарящие радость, надежду, романтику и улыбку.
Звучит песня «Улыбка».
Приложение №1
СТИХОТВОРЕНИЯ О ТОМСКЕ
Это что такое - МИБС?
То ль загадка, то ли «икс»?
То ли лампочка в подъезде,
То ли яркий солнца диск?
­Это с детства нам дана необъятная
страна:
Двадцать пять библиотек!
Не забудем их вовек!
Мы с «Сибирской» начинаем -
По родной земле шагаем…
Час в «Центральной» посидим
И к «Фламинго» полетим -
Этой встрече каждый рад!
Дальше курс наш на «Фрегат»:
Нам расскажут, как сыны
Защищали честь страны…
Ну, а в «Эврике», друзья,
Чудо ждет нас, как всегда.
Мир прекрасного откроем
Томская зима
У природы свои права:
В Томске вновь наступила зима
И с улыбкой белой кружась
Осыпают снежинки нас.
А вчера закружилась метель,
Из сугробов лепила постель,
И над Томью смеялась она,
Ледяные плетя кружева.
Ты, Сибирь, для того рождена,
Чтоб любила тебя зима,
Чтобы снежную карусель
Ты кружила по самый апрель.
Анохин Кирилл
Томск
О, как в томском лесу чудесно!
Там очень прелестно!
Белочки в лесу живут.
10

И с писателем поспорим…
В общем, некогда скучать,
Если книги нам читать.
Такова система наша:
Никаких тебе поблажек!
Через запад, через юг
Возвратимся, сделав круг,
Как всегда, - к себе домой:
- «Кольцевая»! - дверь открой!
Напои горячим чаем,
на вопрос наш отвечая:
- В чем у Томской МИБС секрет?
- У нее - авторитет!
И в системе нет изъяна!
...Приезжали к нам титаны.
­ Все отлично! ­ нам сказали,
Опыт наш перенимали...
10 лет ей, как и мне, -
Этой солнечной стране!
Вечно с книгой вам шагать
И народ наш просвещать!
Стихотворение о МИБС участников
конкурса "Юные таланты старого
города 2008" . Авторы ­ учащиеся 4
класса школы­интерната № 1
Марина Бирюкова, Сергеева Аня,
Садовский Олег, Гайтур Иван и др.
10 лет. 3­е место
Люблю я свой Томск ненаглядный,
Люблю я в нём жить и творить,
Люблю города стародавние,
Люблю я по Томску ходить.
Томск ­ моя гордость,
Сила, свобода.
Томск ­ моя радость,
Любовь и забота.
В Томске живу я
И буду жить,
И никогда в нём
Орешки почти все время они грызут.
Еще ёжики есть в лесу.
А в окрестностях Томска ­ мишка,
который любит пчелу.
Очень редко в лесу волки
встречаются,
На глаза людям они не часто
попадаются.
Когда еще не было Томска, здесь
были они!
Растения воздух очищают,
Который, увы, люди загрязняют.
Еще некоторые растения для людей и
животных ­ еда.
Пусть не исчезнут с Земли они
никогда!
Анохин Кирилл
Томский рэп
Город Томск
Не хуже, чем Омск.
В этом городе
Счастья больше, чем ненастья.
Здесь природа ­ красота
И зимою и всегда.
Тут птицы летают
О гнездах мечтают.
Словом, томичи,
Ты Томск лечи!
Сафаров Эмиль
Мой таежный, Мой любимый,
Стародавний, Красочный.
Ты один такой в России,
Будто терем сказочный,
Весь в резьбе, как в паутинке,
Птиц на ставни выпускал,
На певучей берестинке
Тебя мастер высветлил,
Из травинок, из росинок
На досуге сотворил
И в счастливый час России
Это чудо подарил.
11

Не буду тужить!
Михаил Карбышев
Красивый мой город
Томск расписной ­
Доброй душою
Всегда молодой.
Город науки и город труда,
Город Сибирский, цвети же всегда!
Славят тебя люди труда,
В памяти нашей ты навсегда.
Неизвестный томский житель
На трёх холмах,
На четырех ветрах,
В краю таёжном
Посреди, Сибири
Стоит мой город
Над рекою синей,
Стоит и отражается
в веках.
Сергей Заплавный
Приложение №2
РУКАВИЧКА
украинская народная сказка
Действующие лица:
12
 Мышка
 Зайчик
 Лисичка
 Волк
 Кабан
 Медведь
 Собака
 Рассказчик
Рассказчик:

Люли­люли, тили­тили!
Зайцы по воду ходили
И из речки, как ковшами,
Воду черпали ушами,
А потом домой носили.
Тесто для лапши месили.
На ушах развесили –
Очень было весело!
Но случаются в лесах
Позанятней чудеса!
Эта сказка – невеличка.
Про зверей и рукавичку.
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –
Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.
(Из­за деревьев справа появляется Мышка).
Мышка:
Я под кустиком сижу.
И от холода дрожу.
Рукавичка – это норка!
Побегу я к ней с пригорка –
Это норка новая,
Теплая, пуховая!
(Мышка бежит к рукавичке и прячется в ней. Появляется Зайчик).
Зайчик:
Прыгал зайчик вдоль опушки,
У него замерзли ушки.
И куда теперь мне деться,
Где несчастному согреться?
(Зайчик подбегает к рукавичке.)
Зайчик:
Кто внутри – зверек иль птичка?
Есть кто в этой рукавичке?
(Мышка выглядывает из рукавички.)
13

Мышка:
Это Мышка – поскребушка!
Зайчик:
Ты пусти меня, норушка!
Очень мерзнет Зайчик,
Зайчик – побегайчик!
Мышка:
Нам обоим места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
(Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку. Появляется Лисичка).
Лисичка:
Ой, спасите, дед Мороз
Укусил меня за нос,
По пятам за мной бежит –
Хвост от холода дрожит!
Отвечайте вы лисичке,
Кто ютится в рукавичке?

Мышка:
Я вот Мышка – поскребушка,
Длиннохвостая норушка!

Зайчик:
Я вот Зайчик – побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Лисичка:
Пожалейте вы лисичку
И пустите в рукавичку!
14

Зайчик:
Нам троим здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
(Зайчик и Лисичка прячутся в рукавичку. Появляется Волк).
Волк:
На луну я ночью выл
И от холода простыл.
Громко серый волк чихает –
Зуб на зуб не попадает.
Эй, честной лесной народ,
Кто, скажите, здесь живет?
(Из рукавички выглядывает Мышка).
Мышка:
Я вот Мышка – поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
(Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.)
Зайчик:
Я вот Зайчик – побегайчик,
В рукавичку залезайчик!

Лисичка:
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
Волк:
Вы меня пустите жить,
Вас я буду сторожить!
Лисичка:
Четверым здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
15

Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
(Волк и Лисичка прячутся в рукавичку. Появляется Кабан).
Кабан:
Хрю! Совсем замерз бочок,
Мерзнут хвост и пятачок!
Рукавичка эта кстати!
(Из рукавички выглядывает Мышка).
Мышка:
Места здесь тебе не хватит!
Кабан:
Влезу я уж как­нибудь!
(Мышка и Кабан прячутся в рукавичку. Из рукавички выглядывает Лисичка).
Лисичка:
Тесно здесь! Ну, просто жуть!
(Лисичка снова прячется в рукавичку. Выходит Медведь).
Медведь:
Мерзнет Мишка косолапый
Мерзнет нос и мерзнут лапы.
Нету у меня берлоги!
Что тут, посреди дороги?
Рукавичка подойдет!
Кто, скажите, в ней живет?
(Из рукавички выглядывает Мышка).
Мышка:
Я вот Мышка – поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
(Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик).
Зайчик:
16

Я вот Зайчик – побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
(Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка).
Лисичка:
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
(Лисичка прячется, из рукавички выглядывает Волк).
Волк:
Здесь еще живет волчок,
Теплый серенький бочок!
(Волк прячется, из рукавички выглядывает Кабан).
Кабан:
Ну а я кабан – клыкан,
Рукавичку затыкан!
Медведь:
Что­то вас тут многовато,
Я залезу к вам, ребята?
Кабан:
Нет!
Медведь (примирительно):
Да я уж как­нибудь!
(Кабан и Медведь прячутся в рукавичку. Из нее выглядывает Лисичка).
Лисичка:
Негде здесь уже чихнуть!
(Лисичка снова прячется в рукавичку. Из нее выглядывает Мышка).
Мышка (сердито):
Толстый, а еще туда же!
(Мышка прячется в рукавичку.)
17

Рассказчик:
Тут хватился дед пропажи –
Псу велел назад бежать,
Рукавичку отыскать!
(Появляется Собака и бежит к рукавичке.)
Собака:
Гав­гав­гав! Так вот она!
За версту она видна!
Эй вы, звери там иль птицы,
Быстро брысь из рукавицы!
Если в ней кого застану,
Очень громко лаять стану.
Тут же дед с ружьем придет,
Рукавичку отберет!
(Из рукавички по очереди выскакивают звери и убегают. Собака берет
рукавичку и уходит со сцены.)
Рассказчик:
Звери очень испугались,
Врассыпную разбежались,
Схоронились кто куда,
И лишились навсегда
Рукавички новой
Теплой и пуховой!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
18

О.В. – Волгоград: Учитель, 2002.
1. Праздники круглый год: в учебное время и летом/Сост. Калашникова
2. Стрельникова Т. Мы путешествуем, друзья, по «Азбуке» от «А» до
«Я»: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению
работать с информацией. – М.: Школьная б­ка, 2005.
3. Сценарии школьных праздников/Сост.: Гребенкина Л.К., Жокина Н.А.,
4. Узорова О.В. Праздники в начальной школе. – М.: ООО «Издательство
5. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа. – М.:
Мартишина Н.В. и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
Астрель», 2003.
Издательство «Первое сентября», 2001.
19