Рудин анализ. Cочинение «Идея романа «Рудин. Обед в поместье Ласунской

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески - "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман - большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, - писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, - удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха..."

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей - разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: "...Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли - или нас научили поднять - самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей - чаще всего небогатых, образованных дворян - и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях - общественных и личных - эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин - обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все - быть чиновником или помещиком, - делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени - и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, - мы должны будем признать, что мечтатель Рудин... был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель - он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности..."

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", - это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах...". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции - непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".

Публикация романа Тургенева в «Современнике» в 1856 году, переломную эпоху российской истории, стала значительным событием в литературной жизни. Писателя, давшего литературе выражение «лишний человек», всегда волновала эта тема. Не стал исключением и «Рудин».

История написания

В первой половине пятидесятых годов Тургенев работает над несколькими произведениями, в том числе и над романом «Рудин». Изначально произведение планировалось как повесть. Но автор стремился к более полному охвату социальной действительности, по сравнению с предыдущими сочинениями. Судя по переписке писателя, первый вариант романа не удовлетворил его.

После ознакомления с первой частью произведения корреспонденты Ивана Сергеевича указали ему на растянутость повествования, ненужные подробности, недостаточную выпуклость главных героев, которых заслоняют второстепенные персонажи. Для Тургенева это был своего рода экзамен на звание писателя. Он писал Боткину, что хотел бы оправдать надежды, которые тот на него возлагает и сообщил, что составил подробный план произведения, продумал до мелочей все лица.

«Посмотрим, - пишет Тургенев, - что даст последняя попытка?» Первый вариант «Рудина» Тургенев закончил за семь недель. Такое быстрое завершение произведения свидетельствовало о больших предварительных размышлениях автора и опыте работы над более ранними сочинениями. Таким образом, «Рудин» стал тем произведением, где автор изобразил принципы действительности, которые войдут в литературу как принципы «тургеневского романа».

Художественные средства

В первых двух главах автор в общих чертах обрисовывает среду, в которой раскрывается образ главного персонажа. Тургенев, при помощи контраста, эмоционально подготавливает его появление. В салоне Ласунской ожидают приезд барона и философа, но вместо него приезжает никому неизвестный Рудин. Одет он «посредственно», - общество разочаровано.

Барон в романе так и не появился. Его образ был необходим для сопоставления: автор принизил героя, чтобы подчеркнуть необыкновенную личность. Увидев вначале незначительного человека, общество видит затем человека одухотворенного, чувствующего прекрасное. Такое впечатление создается не только реакцией общества. Характеристику Рудина Тургенев также передает через детали портрета - лицо неправильное, но умное; глаза быстрые; «прекрасное выражение» лица, когда он слушает Шуберта; чудная летняя ночь воодушевляет его.

Через речевую характеристику автор передает представление о передовом человеке, погруженному в мир философских идей и ищущему в них смысл существования. Для того чтобы полнее раскрыть этот образ, автор уделяет внимание не столько содержанию его речей, сколько тому, как герой владеет «музыкой красноречия». В романе Тургенева «Рудин», в кратком содержании также можно заметить, что автор показывает главного героя, как вдохновенного оратора, с тихим и сосредоточенным голосом, «самый звук» которого увеличивает обаяние.

Обед в поместье Ласунской

Краткое содержание «Рудина» начинается с описания тихого летнего утра. Молодая вдова Александра Липина живет в собственном имении, которым управляет ее брат Сергей Волынцев. Александра Павловна славится не только своей красотой, но и добротой. Однажды утром она едет в соседнюю деревню к больной крестьянке, которой носит лекарства. Возвращаясь обратно, встречает брата и Константина Пандалевского, который приехал пригласить их к обеду. Он хорош собой, обаятелен и умеет ладить с дамами.

Договорившись с Липиной о визите, Константин возвращается в поместье Ласунской, где живет в приживалах. По пути ему встречается учитель Басистов. Мимолетная встреча не обошлась без ссоры. Некрасивый молодой человек, но с прекрасным образованием, он занимается воспитанием сыновей Ласунской, и терпеть не может пустышку и приживалу Пандалевского.

Дарья Ласунская, женщина умная, но недобрая, четверть века назад слыла первой красавицей Москвы. Лето проводит с детьми в деревне. Ласунскую в светском обществе недолюбливают за высокомерность. К обеду в ее доме собираются домочадцы и гости, в числе их и сосед Африкан Семенович, старый ворчун. С появлением Липиной и ее брата все собираются в саду, так как ждут важного гостя из столицы. Но вместо него приехал Дмитрий Рудин, который извиняется за барона и объясняет его отсутствие срочным вызовом в Петербург.

Знакомство с Рудиным

Никто из присутствующих с Рудиным знаком не был. Одетый весьма скромно, он производил впечатление человека посредственного. Продолжая краткое содержание «Рудина», необходимо отметить, что хозяйке сразу понравились ум и сдержанность красивого молодого человека. Дмитрий поставил на место наглого старика Африкана Пигасова. Гость рассуждал так умно, что учитель слушал гостя с открытым ртом, а семнадцатилетняя дочь хозяйки Наталья смотрела на него и восхищенно вздыхала.

Утром хозяйка дома пригласила гостя к себе в кабинет, где рассказала ему о здешнем обществе. Она уважительно отзывалась о Михаиле Лежневе, человеке умном и интересном. К великому ее сожалению, сторонящемуся людей. Но Рудин, как оказалось, был с ним знаком. Вскоре лакей доложил Ласунской о визите Лежнева, который приехал решить межевой вопрос.

Лежнев, небрежно одетый, тридцатипятилетний мужчина с невыразительным лицом, решив спор по поводу межи, холодно раскланялся и уехал. Гостя Дарьи Михайловны Лежнев узнал, но радости от встречи с Рудиным не проявил. Дмитрий пояснил, что учился с Михаилом Михайловичем в университете, но после учебы их пути разошлись. Ласунская занимается делами, а Дмитрий выходит на террасу, где встречает дочь хозяйки.

Подробности жизни Дмитрия

Наталья вышла прогуляться по саду, и Рудин присоединяется к ней. Они оживленно беседуют, Дмитрий признается, что ему нечем заняться в городе, и он планирует провести в деревне лето и осень. К обеду приезжает Волынский, который давно влюблен в Наталью. Сергею Павловичу не понравилось, как смотрит девушка на Рудина. С тяжелым сердцем он возвращается домой, где застает Лежнева, беседующего с его сестрой.

Краткое содержание «Рудина» продолжается историей жизни главного героя. По просьбе Липиной, Михаил Михайлович рассказывает о Рудине. Родился Дмитрий в небогатой дворянской семье. Матери с трудом удалось его выучить, так как отец Дмитрия рано умер. После университета Рудин уехал за границу. Матери писал редко и практически не навещал. Так она и умерла, держа в руке портрет единственного сына. За границей Дмитрий жил с какой-то барыней, которую потом бросил. Именно тогда между Рудиным и Лежневым произошла ссора, после которой они перестали общаться.

Рассказ Лежнева

Прошло два месяца. Рудин живет у Ласунской в доме, где становится значимой фигурой и дает советы по ведению хозяйства. Дарья Михайловна его выслушивает, но поступает по-своему. Басистов перед Рудиным преклоняется, но тот не обращает на него никакого внимания. С Натальей ведет долгие беседы, дает книги и статьи, в которых она ничего не понимает. Но это не важно, потому как Рудину нравится быть наставником наивной особы.

Александра Павловна восхищается Дмитрием, хоть и не понимает его. Ее брата, Сергея Михайловича, Рудин нахваливает и называет рыцарем. С Лежневым у гостя по-прежнему натянутые отношения. Однажды, когда Александра Павловна в очередной раз нахваливает гостя, Лежнев не выдерживает и называет Дмитрия «пустым человеком». Собственно, этим заявлением он раскрывает тему романа Тургенева «Рудин», автора которого всегда интересовала проблема «лишнего человека».

В подтверждение Лежнев рассказывает об их давней ссоре. Будучи студентами, они дружили. Михаил влюбился в одну особу и рассказал об этом Дмитрию. Тот взял в оборот обоих возлюбленных и стал руководить практически каждым их шагом. Он советовал, что делать, как и что писать, назначал место свиданий и, в конце концов, заставил Лежнева рассказать о своих чувствах отцу девушки. Это вылилось в большой скандал, после которого встречаться влюбленным запретили.

Лежнев об этом не жалеет, так как барышня вышла замуж и счастлива. Но простить Рудина, который «живет чужими чувствами», а сам «холоден, как лед», Лежнев не в силах. И, кроме того, в данный момент Михаила тревожит судьба Натальи, увлеченной Дмитрием.

Признание Рудина

Между Натальей и Дмитрием происходит разговор, в котором Рудин хвалит ее избранника, имея в виду Сергея Волынцева. Но Наталья все отрицает и признается Рудину в любви. Волынцев оказался случайным свидетелем этой сцены. После обеда Дмитрий шепчет Наталье, что хочет с ней встретиться вечером. Во время свидания он раскрывает ей свои чувства. Свидетелем их разговора становится Пандалевский.

Сергей Павлович грустит дома за книгой и Липина сильно встревожена, так как для его деятельной натуры это не характерно. Неожиданно приезжает Дмитрий и объявляет Сергею, что их с Натальей чувства взаимны, и протягивает в знак дружбы Волынцеву руку. Сергей отказывается ее пожать, он негодует и считает этот поступок верхом наглости.

После отъезда Рудина, Александра Павловна посылает за Лежневым, которому с трудом удается успокоить Сергея. В доме Ласунской также тревожно, хозяйка холодна с гостем. Наталья подавлена и бледна, вечером она посылает Рудину записку с просьбой о встрече.

Рудин ждет девушку у пруда, где Наталья назначила встречу. Она приходит и рассказывает, что Ласунской все известно о них, так как Пандалевский слышал их разговор. Дарья Михайловна уверяла дочь, что Рудин просто развлекается, но серьезных намерений у него нет. Скорее мать согласится увидеть дочь мертвой, чем замужем за этим никчемным человеком.

Дмитрий советует Наталье смириться с обстоятельствами. От его слов девушка приходит в ужас - она скорее согласиться жить с ним невенчанной, чем откажется от него. Вне себя от гнева, Наталья бежит в свою комнату, где падает без чувств. Рудин осознает, что его чувства вряд ли так же сильны, и он не стоит этой девушки. Он стоит в задумчивости у пруда, в это время его замечает Лежнев, и тотчас едет к Волынцеву.

Сергей Павлович сообщает Михаилу, что намерен стреляться с обидчиком. Но тут входит лакей с письмом от Рудина, в котором тот сообщает об отъезде и желает Волынцеву счастья. Лежнев отправляется на половину Липиной, рассказывает о своих чувствах и делает ей предложение. Александра Павловна его принимает.

Отъезд Дмитрия

Тургенев подчеркнул благородство героя, принявшего решение об отъезде. Рудин написал всем письма и объявил, что уезжает. С ним холодно прощаются. Учитель вызвался проводить Дмитрия до станции и в момент прощания разрыдался. Рудин тоже всплакнул, но не от горечи разлуки, а о своей неудачной судьбе.

Наталья в это время читает письмо Рудина, в котором тот признается, что не оценил глубину ее чувства, желает ей счастья и прощается навсегда. Девушка окончательно убеждается, что Рудин ее не любит, и обещает матери не упоминать впредь его имя.

Письмо из Москвы

Прошло два года. Липина вышла замуж за Михаила, у них растет сын. Вечер, в ожидании мужа, она коротает со стариком Пигасовым. Приезжает Лежнев с учителем, который привез Липиной письмо из Москвы от брата. Сергей Павлович сообщает, что сделал Наталье предложение, которое она приняла.

Речь заходит о Рудине. Лежнев, к удивлению многих, отзывается о нем тепло и говорит, что отдает должное уму Дмитрия и берет свои слова, о бесполезности его существования, обратно. Называть его бесполезным несправедливо, так как Рудин зажигает сердца молодых людей стремлением к совершенствованию и знаниям.

Тем временем Дмитрий появляется на станции одной южной губернии и спрашивает лошадей до Пензы. Ему отвечают, что только до Тамбова. И постаревший, осунувшийся Рудин, говорит, что ему все равно, - поедет в Тамбов.

Эпилог

Лежнев и Рудин, герои романа Тургенева, встречаются случайно через несколько лет в городе, куда Михаил приехал по делам. Они вместе обедают, Лежнев рассказывает об общих знакомых: старик Пигасов женился; Пандалевский, при содействии Дарьи Михайловны, пристроился на высокую должность. Поседевший Рудин интересуется Натальей. Но Лежнев ничего не рассказывает о ней, просто говорит, что у нее все хорошо.

Рудин, в свою очередь, рассказывает о себе. За эти годы он брался за всякие дела, но нигде не имел успеха. Работал секретарем, занимался сельским хозяйством, был преподавателем в гимназии. Но ни дома, ни семьи так и не завел, - остался вечным скитальцем. Лежнев пишет вечером жене письмо, в котором рассказывает о Рудине, называя его «беднягой».

26 июня 1848 года в Париже, на одной из баррикад, когда перед наступающими войсками разбегаются последние защитники, Дмитрий Рудин поднимается во весь рост с красным знаменем в руках. Пуля поразила его в самое сердце.

Ненужный человек

Роман «Рудин» занимает особое место в работе Тургенева над проблемой «лишнего человека». В лице героя автор обобщил свои размышления и наблюдения над типом человека, который в последние годы стал объектом внимания многих писателей. С одной стороны, автор подчеркивает положительные черты людей, внесших вклад в освободительное движение, с другой - Тургенев подчеркивает их слабости.

В лице этого героя «лишний человек» выступил в социально значимой разновидности, в этом и заключалась идея Тургенева. Рудин - не скучающий аристократ, который задыхается в светском обществе. Но он и не рвет с ним окончательно. Дмитрий не принадлежит к обеспеченной дворянской семье. Он пробует свои силы и в преподавании, и в науке, но нигде не находит удовлетворения. В конце концов, умный и образованный человек, считает себя ненужным.

Жизнь Рудина подчинена идее, ради которой Дмитрий пренебрегает благами и которую горячо пропагандирует. Однако, все попытки осуществить ее, хотя бы частично, заканчиваются полной неудачей, так как не имеют под собой твердой, объективной почвы. Жизнь бьет Дмитрия, он падает духом, но не в силах смириться с реальностью. И в нем вновь вспыхивает любовь к истине.

Значимость романа

Краткий обзор романа Тургенева «Рудин» показал, что устами Лежнева автор дает оценку своему герою, называя его «инвалидом мысли». Вероятно, это самое верное определение. Так как ограничение общественных связей только дворянским кружком, жизнь вне практической деятельности, а постоянная привычка заменять дело словом, - все это накладывало отпечаток на духовный облик дворянской интеллигенции.

Тургенев отобразил все мелочное и позерское, что проступало в главном герое, в откровенно-ироничном тоне. Это сделало Рудина слабым и жалким. Дав многогранное изображение человека 40-х, автор так и не смог ответить на вопрос, который его волновал: где кроются причины слабости и противоречий прогрессивного дворянства? Лежнев в романе дает оценку Рудину, утверждая, что нет в нем «натуры, крови нет». По мнению автора, это не вина героя, - причины следует искать в обществе.

В конце произведения Лежнев призывает дворянскую интеллигенцию духовно объединиться перед лицом новых поколений. Его призыв звучит, как выпад против революционной демократии. Анализ произведения Тургенева «Рудин» показал, что истинным героем романа является не либерал-помещик Лежнев, а мечтатель Рудин. Основным идейным содержанием роман Тургенева был принят прогрессивно настроенной общественностью как произведение, которое помогает в борьбе за преобразование России.

Которая имела для Тургенева острейшее личное значение и представлялась важнейшей для любой семьи, для общества, для человеческой культуры в целом. А в целом его романы представляют собою художественную историю “молодой России” второй половины XIX века. Писателю был присущ не только постоянный интерес к молодежи, но и глубочайшая сердечная привязанность к ней. Автор как будто чувствует себя среди своих молодых героев примерно так, как это изображается в его романе “Рудин” (1856). Тургенев воссоздал здесь ту духовную атмосферу, в которой

Сложился он сам как писатель и человек и которая всегда чувствовалась и в его собственном облике, и в облике любимых его героев. Тургеневу, непримиримому противнику рабства, молодежь была близка и как самая динамичная и радикальная часть общества.
Подобно всем мыслящим людям России, писатель видел необходимость реформирования ее социальной организации на началах гуманизма, внесословного равенства людей перед законом, свободы от насилия.
Сторонником революционного переустройства России Тургенев никогда не был. Свое мнение на этот счет он выразил цитатой из “Капитанской дочки” А. С. Пушкина: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Но Тургенев понимал и нетерпеливое стремление молодежи к обновлению своей страны, ее возмущение крепостничеством, продажностью и произволом властей, ее боль за некогда могучую державу, оказавшуюся бессильной в защите своей независимости, как это произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. Как раз в разгар Крымской войны был задуман писателем первый его роман – “Рудин” (1856) “Уступая некоторым другим произведения г. Тургенева в художественной выдержанности целого, “Рудин” должен быть поставлен, по глубине и живости содержания, им охватываемого, по силе и по самому характеру впечатления, им производимого, очень высоко, ” – писал Н. А. Некрасов в своих заметках 1856 года.
Идея этого романа – показать тип некоторых людей, стоявших во главе умственного и жизненного движения, постепенно охватывавшего все более и более значительный круг в лучшей части общества. Эти люди имели огромное значение. Их нельзя не уважать, несмотря на все их недостатки. Их идеи не могли воплотиться в жизнь только по той причине, что не была готова еще почва для их осуществления. Отрицательную сторону их воззрений и чувств прекрасно показал Тургенев.
Не столь ясно и полно представлена им положительная сторона в типе Рудиных. Вероятнее всего, по мнению Некрасова, “произошло это оттого, что г. Тургенев, сознавая в себе очень сильное сочувствие к своему герою, опасался увлечения, излишней идеализации и вследствие того иногда насильственно старался смотреть на него скептически. Оттого характер Рудина действительно не столь отчетливо представлен, как многие другие характеры той же повести”. Другие персонажи очерчены почти безукоризненно, а создание такого характера, как Лежнев, открывает ту сторону в таланте Тургенева, который “вообще не встречался в русских писателях последней эпохи”. Ум, образованность, красноречие Рудина вначале поражают читателя. Его внешний облик, манера держать себя со “спокойствием и изящной учтивостью вызывает симпатию. Благородные идеи героя пленят душу семнадцатилетней Натальи Ласунской, дочери хозяйки имения, где гостит герой.
Она обладает ясным умом, сильным характером, чуткой душой и жадно впитывает идеи добра и правды, проповедуемые Рудиным. Ее образ открывает галерею обаятельных женских образов – “тургеневских девушек”. Рудин не выдерживает испытание любовью. Первое же препятствие заставляет его принять малодушное решение: “покориться”. Рудин не смог отстоять право на счастье, на любовь, но он выдержал другие испытания: он смог остаться честным бедняком, не расстался со своими убеждениями и до последней минуты стремился к деятельности, направленной на общее, а не на личное благо. Жизнь его не была бесполезной.
Горячие речи Рудина будили мысль, волновали сердца его молодых слушателей. “Доброе слово – тоже дело”, – замечает один из героев. Роман завершается сценой гибели Рудина. Он погибает с красным знаменем в руках на парижских баррикадах.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. В образе Рудина Тургенев рассматривает историю так называемого “лишнего человека”. Р. подготовлен целым рядом героев предшествующих произведений Тургенева: Андрей Колосов (“Андрей Колосов”), Алексей (“Переписка”), Яков Пасынков (“Яков Пасынков”) и др. Но фигура Рудина намного значительнее всех предыдущих образов. Тургенев неоднократно Read More ......
  2. В романе И. С. Тургенева представлен яркий тип, герой своей эпохи в лице Дмитрия Рудина. Рудин дворянин, образованный и интеллигентный 492 Молодой человек, который предстает при первом знакомстве как опытный говорун, обладающий музыкой красноречия. Тургенев пишет о том, что его Read More ......
  3. Рудин Характеристика литературного героя РУДИН – герой романа И. С. Тургенева “Рудин” (1856). В образе Р. Тургенев рассматривает историю так называемого “лишнего человека”. Р. подготовлен целым рядом героев предшествующих произведений Тургенева: Андрей Колосов (“Андрей Колосов”), Алексей (“Переписка”), Яков Пасынков (“Яков Read More ......
  4. “Рудин” (1855) – первый роман Тургенева, запечатлевший целую полосу в развитии русского общества 30-40-х годов XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в “Рудине”- не описание быта, а воссоздание идеологической картины эпохи. Характеры героев раскрываются Read More ......
  5. Доброе слово тоже дело. И. С. Тургенев И. С. Тургенев обладал редкой способностью улавливать все новое, что появля­лось в современной ему жизни, и отражать это в своих произведениях. Поэтому В его романах всегда указано точное время действия. В “Рудине” оно Read More ......
  6. Работу над “Рудиным” Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855. Сначала роман назывался “Гениальная натура”. Под “гениальностью” Тургенев понимал способность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкую образованность, а под “натурой” – твердость воли, острое чутье к потребностям общественной жизни. Read More ......
  7. Нет, Рудин лицо не жалкое, как принято К нему относиться, это несчастный человек, – но Своевременный и сделавший немало доброго. М. Горький К работе над романом “Рудин” Тургенев приступил в 1855 году. Эпоха только что отошедших сороковых годов ждала своего Read More ......
  8. С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие Read More ......
Идея романа “Рудин”

В романе «Рудин» (1855) И.С.Тургенев пытается ос­мыслить свою эпоху, выделив в ней самое важное. А самой важной из общественных проблем недавнего прошлого становится для него проблема «лишнего человека». Но увидена она теперь по-новому: «лишний человек» оказы­вается предметом дискуссии, в ходе которой сталкиваются различные точки зрения. Возникает образ противоречивый и многозначный.

В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк, ореолом пророческой исключительности ок­ружены идеи и сами человеческие качества героя. Броса­ется в глаза облагораживающее воздействие речей Рудина на окружающих людей. Но очень скоро становится замет­но, что ему не чужды рисовка, тщеславие и кокетство. Потом будет прямо сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а затем сразу же зазвучит тема человеческой ущербности героя. Выясняется, что он не способен любить, сделать счастливым другого человека, страдать обычными человеческими муками, не способен к настойчивым уси­лиям, к повседневному труду, к творческим радостям и свершениям. И чем дальше, тем отчетливее вырисовывает­ся взаимная внутренняя связь этих различных свойств. Очевидно, что пророческий пафос Рудина и вообще все качества, составляющие его исключительность, неотдели­мы от его слабостей и недостатков. Характер Рудина пред­стает своеобразной загадкой русской общественной жизни - явлением удивительным и странным, ускользаю­щим от любых окончательных суждений о нем.

Однако в эпилоге романа способ и масштаб изображе­ния героя резко меняются. Все мелкое, тривиальное, это мистическое в Рудине отходит на второй план, как нечто несущественное. Открывается глубинная - подвижничес­кая - сущность его жизненной позиции: перед читате­лем - трагический герой, который стремится служить ис­тине и добру. Но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современ­ной ему России. Герой вновь и вновь терпит неизбежные в его положении неудачи, но не хочет и не может приспо­собиться или отступить.

В эпилоге удостоверено общенациональное, а в конце концов и общечеловеческое значение рудинских исканий и рудинской судьбы. В образе Рудина соединяются приме­ты общественно-психологических типов, ранее Тургене­вым противопоставлявшихся. Узнаваемые черты «лишнего человека» переплетаются с чертами пылкого романтика-энтузиаста, сливаются характерные свойства дворянина и разночинца, и, наконец, все это сложное сочетание вклю­чает в себя ассоциации, ведущие к образам народных правдоискателей - странников и юродивых из «Записок охотника».

По мере приближения романа к финалу фигура Рудина все определеннее становится воплощением родовых черт русской интеллигенции в целом и все определеннее ут­верждается мысль о высшем назначении лучших ее пред­ставителей. Тургенев понимает и признает, что их воздей­ствие на основную массу людей, на окружающие обстоятельства несоразмерно их высокой цели. С узко­практической точки зрения их жизнь может считаться даже бесплодной. Но значение русской интеллигенции Тургенев видит в другом: для него важна ее способность выдвинуть высокие, общезначимые идеалы, способность утвердить эти идеалы ценой героического самопожертвования.

В своем первом романе «Рудин» (1855), написанном на фоне проигранной Крымской войны, на пороге больших исторических изменений, Тургенев старается осмыслить эту эпоху, отделяя в ней важнейшее. И важнейшей общественной проблемой недавнего прошлого стала для него именно проблема «лишнего человека». В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк. Тем не менее, в скором времени оказывается, что он не лишен тщеславия и кокетства. Потом будет откровенно сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а возле зазвучит тема человеческой ущербности героя, который не способен любить, осчастливить другого человека, не способен к настойчивым усилиям, к повседневной работе, к творческой радости и свершениям. Тем не менее, в эпилоге романа способ и масштаб изображения героя резко изменяются. Все мелкое, тривиальное, эгоистическое в Рудине отходит на второй план как что-то несущественное. Приоткрывается глубинная - подвижническая - сущность его жизненной позиции: перед читателем - трагический герой, который старается служить истине и добру, но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современной ему России.

В «Рудине» сложилась своеобразная форма тургеневского романа, где развитие сюжета концентрируется вокруг одной напряженной коллизии, ограничиваются пространственно-временная сфера и круг действующих лиц, развернутый психологический анализ заменяет лаконичным отбором характерных деталей, разными формами объективного самораскрытия героев.

Анализ романа "Рудин"

В Рудине мы узнаем знакомый тип «лишнего человека». Он много и горячо говорит, но неспособен найти себе дело, точку приложения сил. Всем заметна его склонность к красивой фразе и красивой позе. А вот на поступок он оказывается неспособен: даже на зов любви он побоялся ответить. Наташа - очаровательный пример цельной и думающей тургеневской девушки - проявляет себя куда более решительной натурой. Слабость героя вызывает разочарование. Однако гораздо больше в Рудине замечательных черт романтика, пылкого правдоискателя, человека, который способен пожертвовать жизнью за свои идеалы. Гибель на баррикадах полностью оправдывает Рудина в глазах читателя.

4 билет. Трагическое, «наложенное историей», в романах Тургенева (на примере 1 романа «Отцы и дети»)

Трагический характер новейших конфликтов Тургенев попробовал показать в новом произведении - романе «Отцы и дети» (1862). Читатель видит хозяйственные нелады, закостенелость и бессилие администрации, обнищание народа, расписание традиционного быта, разрушение обычных связей крестьянина с землей, общиной, семьей. На этом фоне разворачивается спор о путях спасения России, которые ведут герои, которые представляют две основные партии русской интеллигенции. Программа либералов, главным защитником которой выступает Павел Петрович Кирсанов, объединяет идее достоинства и прав личности, самоуважения, чести, свободы и мысль о большом значении земледельческой общины и патриархальной семьи.

Либералам противопоставлен «нигилист» Базаров, в котором читатель легко узнавал выразителей идей и настроев революционной молодежи. Базаров провозглашает идею «полнейшего и беспощадного возражения», не признавая никаких границ при ее воплощении. Существующий мир должен быть разрушен до основания - иначе Россия никогда не выйдет из замкнутого круга механических изменений. Герой не менее категорически исключает любовь и поэзию, музыку и красоту, философское мышление и семейные отношения, такие моральные категории, как обязанность, право, традиции. Выступая сознательным и беспощадным противником традиционного гуманизма, Базаров противопоставляет ему истины природоведения, которые утверждают жестокую логику жизни-борьбы.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров легко побеждает. Тем не менее, все это лишь часть истины. Тургенев проводит своего героя кругами жизненных испытаний, которые и обнаруживают с настоящей полнотой и объективностью правоту и неправоту Базарова. Выход романа вызвал громкий литературный скандал. Писатель был ошеломлен и кричащей противоречивостью откликов, и субъективной односторонностью большинства из них. скорбленный и разочарованный, он снова поехал за границу и в течение нескольких лет почти не писал.

Обыкновенная история» А.И.Гончарова- роман воспитания.

Анализ: В «Обыкновенной истории» каждый человек на любом этапе своего развития найдет для себя необходимый урок. Смешна в деловой атмосфере наивность и сентиментальность Сашеньки Адуева. Его пафос фальшив, а возвышенность речей и представлений о жизни далеки от реальности. Но и дядюшку идеалом не назовешь: дельный заводчик, уважаемый в обществе человек, он боится искреннего живого чувства и в своем практицизме заходит слишком далеко: боится проявить искренние теплые чувства к жене, чем доводит ее до нервного расстройства. В поучениях дядюшки много иронии, простоватый же племянник принимает их слишком прямо - сначала споря с ними, а потом соглашаясь.

Лишаясь фальшивых идеалов, Александр Адуев не приобретает идеалов подлинных - он просто становится расчетливым пошляком. Ирония Гончарова направлена на то, что подобный путь - не исключение. Юношеские идеалы исчезают, как «волоски» с головы сына, о которых так сокрушается матушка Адуева-младшего. Это - «обыкновенная история». Не много найдется людей, которые смогут противостоять давлению большого города и буржуазного общества на их разум и душу. В конце романа мы видим, что циник-дядюшка куда более человечен, чем его способный ученик-племянник. Александр Адуев превратился в делового человека, для которого нет ничего важнее карьеры и денег. А Петербург ожидает новых жертв - наивных и неискушенных.

Билет. Роман Гончарова «Обломов». В чем его современность?

«Обломов» – это социальный роман, из которого каждый должен вынести свой урок. Общество всегда будет делиться на обломовых и штольцей, и наверное, общество всегда будет косным. Однако, пока существует такие как Андрей Штольц, у этого общества всегда будет надежда на «выздоровление», хотя все это утопические идеи. Как скажет много позже того, как был написан «Обломов», поэт Маяковский: «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Так и в случае с обломовыми, если они существуют, значит это необходимо для чего-то. Может быть, для равновесия, ибо тогда для чего нужны бы были штольцы? Но каждый человек, как во времена Гончарова, так и в современном обществе имеет право выбора, кем ему быть. Либо как Обломов рассуждать: «Ах, жизнь! … Трогает, нет покоя! Лег бы и заснул... навсегда...», либо как Штольц: «Пусть она [жизнь] будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! … сколько бы можно было переделать дела!» Выход из состояния застоя – он в каждом из нас, и можно либо пенять на судьбу и обстоятельства, либо взять и все изменить, и, прежде всего, изменить себя, чтобы когда наступит конец, то люди сказали бы, что вот этот человек был счастлив, он многого достиг, или, что он сгорел на работе, а не: «А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал!»

Философская лирика Тютчева

Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен I в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии:

«Природа – сфинкс. И тем она верней...».
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Тютчев «последовательно противоречив» в своей философской позиции относительно сущности природной) бытия - прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку.
С одной стороны, автор указывает на наличие в природном бытии высших духовных начал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык... (отрывок?)
В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.
В стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...» бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира:
Природа знать не знает о былом...
Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепомогающей и миротворной бездной, - с жутковатой иронией («приветствует») пишет поэт.
В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира («Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрастья...», «Зима недаром злится...»). Такова знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе . «...Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены», - говорит Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной». Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре «Последний катаклизм»: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

8 Билет. Любовная лирика Ф.И. Тютчева («денисьевский цикл»).

В зрелые годы Тютчев был полон страстей. В 1850, будучи женатым человеком и отцом семейства, влюбился в 24-летнюю Е.Денисьеву, почти ровесницу своих дочерей. Открытая связь между ними, во время которой Тютчев не оставлял семью, продолжалась 14 лет, у них родилось трое детей. Общество восприняло это как скандал, от Денисьевой отрекся отец, ее перестали принимать в свете. Все это привело Денисьеву к тяжелому нервному расстройству, а в 1864 она умерла от туберкулеза. Потрясение от смерти любимой женщины привело Тютчева к созданию «денисьевского цикла» – вершины его любовной лирики. В него вошли стихи О, как убийственно мы любим... (1851), Я очи знал, – о, эти очи!.. (1852), Последняя любовь (1851–1854), Есть и в моем страдальческом застое... (1865), Накануне годовщины 4 августа 1865 г. (1865) и др. Любовь, воспетая в этих стихах как высшее, что дано человеку Богом, как «и блаженство, и безнадежность», стала для поэта символом человеческой жизни вообще – муки и восторга, надежды и отчаяния, непрочности того единственного, что доступно человеку, – земного счастья. В «денисьевском цикле» любовь предстает как «роковое слиянье и поединок роковой» двух сердец.

После смерти Денисьевой, в которой он винил себя, Тютчев уехал к семье за границу. Год провел в Женеве и Ницце, а по возвращении (1865) в Россию ему пришлось пережить смерть двоих детей от Денисьевой, затем матери. За этими трагедиями последовали смерти еще одного сына, единственного брата, дочери. Ужас подступающей смерти выразился в стихотворении Брат, столько лет сопутствовавший мне... (1870). В строках этого стихотворения поэт предчувствовал свою «роковую очередь».

Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: Люблю глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848). Поэт не только передает оттенки собственных переживаний, но и описывает эмоциональное состояние возлюбленной.

Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу...», 1858; «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).

Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.

Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:

О, как убийственно мы любим,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Тютчев, используя громкие, грозные метафоры, пишет о том, как часто мы убиваем самое прекрасное, что в нас есть. Тютчев как бы пытается предупредить читателей обо всех опасностях любви, предостерегает, призывает быть осторожнее.

На протяжении всего стихотворения идет контрастом то, какой Она была при первой встрече и то, что с Ней сделали его любовь, толпа, незаслуженные упреки.
В конце Тютчев повторяет первый катрен. Повторяет его с удвоенной горечью, виня в очередной раз себя за то, что его любовь стала для нее жизнью отреченья и страданья. Он повторяет с паузой, будто отдыхиваясь от так стремительно набежавших чувств. Тютчев в последний раз вспоминает розы ее ланит, улыбку уст и блеск очей, ее волшебный взор и речи, младенчески живой смех; в последний раз подводит черту случившемуся. Одновременно повтором первого четверостишия Тютчев показывает, что все повторяется: каждая его новая любовь проходит через подобные трудности, и это является замкнутым кругом в его жизни и никак он не может этот круг разорвать.
Тютчев пишет пятистопным хореем и перекрестной рифмой, что влияет на плавность стихотворения, а значит и на плавность мыслей автора.

9 Вопрос. Гражданская поэзия Н.А.Некрасова

Лирика Н. А. Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических кругов.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к дей­ствительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По прав­дивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее даль­нейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и граж­данин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта - служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ли­кующей толпы» к его трагической судьбе:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать...

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные , но правди­вые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь - Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жиз­нью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждени­ями об ином, «высоком» назначении поэзии:

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угне­тателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внут­ренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переус­тройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных сти­хотворений - «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскош­ных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию . Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчерк­нуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходи­мости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судь­бе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочув­ствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

- Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной сим­волике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза Некрасова - это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза на­рода, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмще­нию.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека , лю­бящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в фор­мирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлияв­шего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она.

Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт ос­тался верен до конца.