Роман татьяны толстой 4 буквы. Биография неординарной и талантливой писательницы татьяны толстой. К вершине успеха

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого с богатыми литературными традициями. Татьяна росла в многодетной семье, где у неё было семь братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.
После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году. В этом же году выходит замуж и, вслед за мужем, переезжает в Москву, где устраивается работать корректором в «Главной редакции восточной литературы» при издательстве «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует, как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9). По собственным признаниям, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», - рассказывала Толстая.
В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988). В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли, как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.
Советская критика восприняла литературные произведения Толстой настороженно. Её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по одному, выстроенному шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.
В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York review of books, The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Впоследствии, все 1990-е годы писательница по несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание заграницей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора», Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке, Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».
В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф». Параллельно с журналистской деятельностью, она продолжает издавать книги. В 1990-х были опубликованы такие произведения, как «Любишь - не любишь» (1997), «Сёстры» (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), «Река Оккервиль» (1999). Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.
В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелевой, был осуществлен проект литературного сериала. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».
В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».
В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об ее содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чем она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».
В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк». Толстую относят к «новой волне» в литературе, называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я».
О себе говорит: «Мне интересны люди „с отшиба“, то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил».
Татьяна Толстая жила и работала в Принстоне (США), преподавала русскую литературу в университетах.
Сейчас живёт в Москве.

Татьяна Никитична Толстая – писатель, телеведущая интеллектуальной передачи «Школа злословия», автор романа «Кысь».

Татьяна родилась в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в мае 1951 года. Семья писательницы такая же колоритная и необычная, как и Татьяна. Дедушка по маминой линии – известный литературный переводчик Михаил Лозинский, поэт. Дедушка по отцу – знаменитый писатель , создавший незабвенный «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и «Гиперболоид инженера Гарина». Жена Толстого, бабушка Татьяны Никитичны, поэтесса Наталия Крандиевская.

Добился успехов и отец Татьяны Толстой, который пошел не по литературной, а по научной линии и стал профессором физики.

В доме, в котором родилась будущая писательница, всегда было шумно и весело. Ведь у Толстых росло 7 сыновей и дочерей. Позднее сестра Татьяны Наталья также стала писателем и преподавателем шведского языка. Филологией и историей периода холодной войны увлекся и брат Иван, высказывания которого можно услышать на радио «Свобода». Естественным наукам посвятил себя брат Михаил, который, помимо физики, позднее обратил внимание на политологию.


В детстве Татьяна увлеклась чтением. Окончив школу, девушка отправилась поступать в Ленинградский университет, выбрав классическую филологию. Здесь Толстая изучала литературу и два языка – латынь и греческий.

По окончании университета в 1974 году будущая писательница и телеведущая переехала в столицу вместе с мужем, филологом-классиком .

Книги и телевидение

В столице литератор из Питера устраивается корректором в редакции издательства «Наука». Здесь началась литературная биография Татьяны Толстой. Дебют писательницы – это критическая статья «Клеем и ножницами…», опубликованная в журнале «Вопросы литературы» в 1983 году.


Как позже поделилась Татьяна Никитична, взяться за перо самой, а не только читать и рецензировать чужие произведения, девушку заставило банальное обстоятельство. После произведенной на глаза операции Татьяне пришлось месяц пролежать с повязкой. От безделья, чтобы скоротать время, Татьяна Никитична начала сочинять тексты. Так родились первые сюжеты будущих произведений писательницы Толстой.

Сняв повязку, Татьяна Толстая сразу же взялась переносить фантазии на бумагу. Так родился дебютный рассказ, вышедший в популярном журнале «Аврора» под названием «На золотом крыльце сидели…». Рассказ тут же был признан лучшим литературным дебютом 1980-ых. Вдохновленная успехом, Толстая пишет еще два десятка рассказов, которые были напечатаны с 1984-го по 1988-ой годы – «Свидание с птицей», «Соня», «Чистый лист», «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «Охота на мамонта» и другие. Эти произведения охотно приняли модные «толстые» журналы – «Новый мир», «Знамя» и «Октябрь».


Первый сборник рассказов питерской писательницы получил такое же название, как и первый рассказ. Почитатели таланта Татьяны Никитичны смогли приобрести книгу в 1987 году.

Вскоре после издания сборника Татьяну Толстую приняли в Союз писателей СССР. Но вот советская критика отреагировала на произведения нового члена Союза писателей довольно холодно. Молодого литератора упрекали в «густом» письме, умничанье и шаблонности произведений.

Тем не менее, число поклонников творчества Татьяны Толстой росло стремительно. Молодой автор с острым умом и оригинальной точкой зрения, не боящийся резкости и броских красок, Толстая стремительно ворвалась в современную литературную тусовку. Писательница слывет интеллектуалкой и даже бунтаркой. Героями произведений становятся неожиданные персонажи – старорежимные старушки, инвалиды детства, городские сумасшедшие и бомжи. Особо резко высмеивается мещанство и потребительская психология современного общества.


В 1989 году Татьяну Толстую приняли в Российский ПЕН-центр. А в следующем году писательница отправилась в США, где предложили преподавать русскую литературу и письмо в одном из колледжей, расположенном в Принстоне. В этот период Толстая сотрудничает с известными журналами, среди которых «The New Yorker» и «TLS».

Все 1990-ые Татьяна Никитична регулярно наведывалась в Америку, где читала лекции в разных университетах. Толстая по нескольку месяцев жила в США и вскоре заметила, что под влиянием окружающей среды язык эмигрантов наполняется «недословами», некими уродливыми гибридами нескольких языков. Детально это явление остроумная писательница сумела отобразить в эссе «Надежда и опора».

В 90-е не забывала Татьяна и родину, где в еженедельнике «Московские новости» писательнице предоставили собственную рубрику под названием «Своя колокольня». В журнале «Столица» Толстая занимала пост редактора. Статьи литератора появлялись также в издании «Русский телеграф». За рубежом Татьяна Толстая принялась за создание переводов собственных произведений, благодаря чему приобрела мировую литературную славу. В 1998 году вместе с сестрой Натальей Толстой выпустила книгу «Сестры».


В России, куда писательница окончательно вернулась в 1999 году, Татьяна Толстая вернулась к журналистской и преподавательской деятельности.

В 2000 году появился первый роман Татьяны Толстой, названный «Кысь». Произведение было встречено неоднозначно, но приобрело множество поклонников. В книге речь пошла о России, пережившей ядерный взрыв, после которого интеллектуальные способности населения резко снизились. Первобытные инстинкты заменили человеку нормы морали и нравственности. В романе, созданном без единого положительно персонажа, каждая строчка сквозит сарказмом. Создательнице роман принес премию «Триумф» и вскоре превратился в бестселлер. Сюжет неоднократно становился основой для сценических постановок, в том числе и для радиоспектакля.

А в следующем году вышло еще три книги Толстой: сборники рассказов «День», «Ночь» и «Двое», тираж которых составил 200 тысяч экземпляров. В этом же году писательница была удостоена премии XIV Московской Международной книжной ярмарки в категории «Проза».


С 2002-го Татьяна Никитична Толстая появилась на экране. Сначала в передаче «Основной инстинкт», а потом и в «Школе злословия». Последнее ток-шоу она вела вместе с . Передача стала любимой для многих интеллектуалов и принесла ведущим премию «ТЭФИ». Позже Толстая появилась в еще одном шоу под названием «Минута славы».

В начале 2000-х библиография Татьяны Толстой пополняется работами «Изюм», «Круг», «Белые стены», «Женский день», «Не Кысь», «Река». В 2010 году Толстая вместе с племянницей Ольгой Прохоровой публикует первую книгу для детей, которая получила название «Та самая Азбука ». Здесь прослеживается связь с известнейшим произведением деда Татьяны Никитичны «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В 2010 году литератору вручается ряд международных премий. Через два года радиостанция «Эхо Москвы» и журнал «Огонек» помещает имя писательницы в список «Ста самых влиятельных женщин России». В 2014 году после выпуска повестей «На малом огне», «Невидимая дева», «Легкие миры» Татьяна Толстая становится лауреатом литературной премии Белкина. Через год писательница порадовала поклонников сборниками «Войлочный век» и «Девушка в цвету».


Еще один талант Татьяны Толстой – кулинария. За плечами писательницы большой багаж рецептов приготовления блюд европейской и русской кухни. Описание приготовления пирогов, салатов, тортов писательница размещает на собственной страничке в «

б С ОЕ ЙЪ бНЕТЙЛЙ.

бм: б ПФЛХДБ?

фф: у зЕВТЙДУЛЙИ ПУФТПЧПЧ.

бм: б ЗДЕ ЬФП?

фф: оБ ЪБРБДЕ ПФ ыПФМБОДЙЙ.

бм: рЕТЧЩК ТБЪ УМЩЫХ. чЩ ФБН ДПМЗП ЦЙМЙ, ЙМЙ ОБ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЛПОЖЕТЕОГЙА ЪБЕИБМЙ?

фф: оЙ ФП, ОЙ ДТХЗПЕ. нЩ У НХЦЕН МПЧЙМЙ УЛХНВТЙА ОБ УБНПДХТ.

бм: й ЛБЛ, ЧЩЫМП?

фф: б ЛБЛ ЦЕ.

бм: еУФШ-ФП УФБМЙ РПФПН?

фф: оЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ. уЛХНВТЙА ТЕЦХФ РПРПМБН Й ЪБЛМБДЩЧБАФ Ч ЧЕТЫХ ДМС МПЧМЙ ПНБТПЧ.

бм: б ПНБТПЧ-ФП ИПФШ ЕМЙ?

фф: у ЛТЙЛБНЙ ЧПУФПТЗБ.

бм: б Ч бНЕТЙЛЕ ПНБТЩ Х ЧБУ ОЕ МПЧЙМЙУШ?

фф: фБН ОЕЛПЗДБ.

бм: с ДХНБМ, ЮФП ЧЩ ФБН Й ТБВПФБЕФЕ Й ЦЙЧЕФЕ.

фф: рПЛБ ТБВПФБА - ЦЙЧХ. б ЛБЛ УЕНЕУФТ ЛПОЮЙФУС - ХЕЪЦБА.

бм: пНБТПЧ МПЧЙФШ?

фф: лБЛ РПЧЕЪЕФ. зМБЧОПЕ - ЧПО ПФФХДБ.

бм: б ФБН ЧБН ОЕ ПЮЕОШ ОТБЧЙФУС, УХДС РП ЧУЕНХ?

фф: оЕ ПЮЕОШ.

бм: б ХЕЪЦБС ПФФХДБ ЧЩ УЧСЪШ У НЙТПН ОЕ ФЕТСЕФЕ?

фф: у ЛПФПТЩН НЙТПН, БНЕТЙЛБОУЛЙН? фЕТСА. оП РПФПН С РТЙЕЪЦБА ОБЪБД, Б ПО ПРСФШ УФПЙФ ЛБЛ УФПСМ. юФП ЕНХ УДЕМБЕФУС? пО РТПЮОЩК.

бм: лПНРШАФЕТ, УНПФТА, Х ЧБУ ЕУФШ, Б НПДЕНПН РПМШЪХЕФЕУШ?

фф: рПМШЪХАУШ.

бм: фП ЕУФШ, Й йОФЕТОЕФ Й ЧУЕ ФБЛПЕ ЧБУ ОЕ РХЗБЕФ?

фф: пДОХ НЙОХФПЮЛХ. юФП ЪОБЮЙФ "ФП ЕУФШ". рПМШЪХАУШ, ОП РБОЙЮЕУЛЙ РХЗБАУШ. лБЛ Й ЧУЕИ РТЙВПТПЧ, ЛПФПТЩЕ ОХЦОП ЧФЩЛБФШ Ч УЕФШ. бВУПМАФОП ОЙЮЕЗП ОЕ РПОЙНБА ОЙ Ч ЬМЕЛФТПОЙЛЕ, ОЙ Ч ЬМЕНЕОФБТОПН ЬМЕЛФТЙЮЕУФЧЕ. лБЛ ЗПЧПТЙМБ НПС УПУЕДЛБ РП РМПЭБДЛЕ: "пК, НБФХЫЛЙ, ЧУЕ ФЕМП ФТХУЙФУС". оП ФБЛ ЛБЛ ДЕЧБФШУС ОЕЛХДБ, РТЙИПДЙФУС, У вПЦШЕК РПНПЭША, РТЕПДПМЕЧБС РБНПТЛЙ, ОБЦЙНБФШ ЛОПРЛЙ Й РПМШЪПЧБФШУС. нОЕ НОПЗП ТБЪ РЩФБМЙУШ ПВЯСУОЙФШ, ЮФП ФБЛПЕ йОФЕТОЕФ, ОП ХЧЙДЕЧ ОБ НПЕН МЙГЕ ВМБЦЕООХА ХМЩВЛХ ЙДЙПФБ, ФЙИП ПФИПДЙМЙ, ОЕ ЪБЛПОЮЙЧ ПВЯСУОЕОЙС.

бм: с ЧБН ФПЗДБ ОЕ ВХДХ ПВ йОФЕТОЕФЕ ЗПЧПТЙФШ.

фф: оЕФ, ПФЮЕЗП ЦЕ?

бм: юФПВЩ С ФЙИП ОЕ ПФПЫЕМ, ХЧЙДЕЧ ХМЩВЛХ.

фф: оЕ ОБДП ПФЮБЙЧБФШУС. ьМЕЛФТПООХА РПЮФХ С ПЮЕОШ ИПТПЫП ПУЧПЙМБ. еУМЙ НЕОС РТЙУПЕДЙОЙФШ Л йОФЕТОЕФХ, Й РПУЙДЕФШ УП НОПК РБТХ ДОЕК, ПВЯСУОСС, ЛБЛХА ЛОПРПЮЛХ ОБЦЙНБФШ, ФП С ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС ХДЕТЦХ РПМХЮЕООЩЕ УЧЕДЕОЙС Ч ЗПМПЧЕ.

бм: б ЛБЛ ЦЕ ЧЩ У НПДЕНПН Й ВЕЪ йОФЕТОЕФБ?

фф: фБЛ С ЛХРЙМБ НПДЕН ДМС РПМШЪПЧБОЙС ЬМЕЛФТПООПК РПЮФПК.

бм: б ТБЪЧЕ ЬФП ОЕ йОФЕТОЕФ??

фф: оЕ ЪБДХТЙЧБКФЕ НОЕ ЗПМПЧХ. с ЦЕОЭЙОБ УМБВБС, ВЕЪЪБЭЙФОБС. б ЧЩ ФБЛЙЕ УМПЧБ...

бм: ъОБЮЙФ, ЧЩ ИПФЙФЕ УЛБЪБФШ, ЮФП ОЙЮЕН, ЛТПНЕ ЬМЕЛФТПООПК РПЮФЩ, ЧЩ Й ОЕ РПМШЪХЕФЕУШ.

фф: тЕРМЙЛБ Ч УФПТПОХ: РТЙУФБМ, ЛБЛ ВБООЩК МЙУФ... оХ ИПТПЫП, НПДЕН С ЛХРЙМБ ОЕДБЧОП. оЕДЕМА РХФБМБУШ Ч РТПЧПДБИ. рПФПН ОБМБДЙМБ ЬМЕЛФТПООХА РЕТЕРЙУЛХ. ьФБ РЕТЕРЙУЛБ ПФОСМБ Х НЕОС ЛХЮХ ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ, РПФПНХ ЮФП ОБ НЕОС, ЛБЛ ОБ УЧЕЦЕЗП РПМШЪПЧБФЕМС, ОБЛЙОХМЙУШ ЧУЕ НПЙ ЪОБЛПНЩЕ, ЛПФПТЩЕ ДБЧОП ЦДБМЙ ОПЧЕОШЛПЗП. чУЕ ЬФП ВЩМП ПЮЕОШ РТЙСФОП Й ЙОФЕТЕУОП, ОП ЧЕДШ Й ТБВПФБФШ ФПЦЕ ОБДП. б ЕУМЙ С ВХДХ РПМШЪПЧБФШУС йОФЕТОЕФПН Ч ВПМЕЕ ЫЙТПЛПН ПВЯЕНЕ, ФП Х НЕОС УПЧУЕН ЧТЕНЕОЙ ОЕ ПУФБОЕФУС. рПЬФПНХ С ЬФПФ НПНЕОФ ПФЛМБДЩЧБА.

бм: оП ЧЩ РТЕДУФБЧМСЕФЕ УЕВЕ, ЮФП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПКФЙ Ч мЙФЕТБФХТОПЕ лБЖЕ, ЧБН ОБДП ВХДЕФ РТЕПДПМЕФШ ТХВЕЦ ПДОПК ФПМШЛП РПЮФЩ?

фф: й ЮФП?

бм: оХ Й УНПЦЕФЕ ЬФП ЙОФЕТЧША РТПЮЕУФШ.

фф: у УПВПК? фБЛ С Й ФБЛ ЪОБА, ЮФП С ДХНБА.

бм: оХ, ФХФ ОЕ ФПМШЛП ЧЩ, ЪБ ДТХЗЙНЙ "УФПМЙЛБНЙ" ЕЭЕ МАДЙ ЕУФШ.

фф: ьФП ДТХЗПЕ ДЕМП.

бм: б ЛБЛ ЧЩ ПФОПУЙФЕУШ Л УПУЕДУФЧХ ФБЛПНХ - рТЙЗПЧ, рЕМЕЧЙО, зБОДМЕЧУЛЙК, лБМЕДЙО?

фф: ч ЧЩУЫЕК УФЕРЕОЙ РПМПЦЙФЕМШОП. чУЕ ЬФП РТЕЛТБУОЩЕ РЙУБФЕМЙ. ъБ УФПМЙЛБНЙ ЙМЙ ОБ УФХМЙЛБИ, ОП ЧУЕ ПОЙ, ЧНЕУФЕ Й РПТПЪОШ, ПРТПЧЕТЗБАФ НПДОЩЕ УФПОЩ П ФПН, ЮФП Х ОБУ ОЕФ МЙФЕТБФХТЩ.

бм: ьФПФ УФПО Х ОБУ ЛТЙФЙЛПК ЪПЧЕФУС.

фф: фБЛПЧБ ТХУУЛБС ФТБДЙГЙС: УФПОБФШ - ЬФП ЧЩУЫЙК ЫЙЛ. с ДХНБА, ЮФП Х ЬФПЗП ЧППВЭЕ ЗМХВПЛЙЕ ЛПТОЙ.

бм: чЩ ЦЕ УЛБЪБМЙ, ЮФП УФПОЩ НПДОЩЕ.

фф: рТБЧЙМШОП. нПДБ ОБ ЛПТОЙ. ъБХОЩЧОЩЕ ТХУУЛЙЕ РЕУОЙ, РМБЮЙ. "фЩ ЗПТЙ, ДПЗПТБК, НПС МХЮЙОБ, ДПЗПТА У ФПВПК Й С". рПЕЫШ, РМБЮЕЫШ, ФБЛ УЕВС ЦБМЛП, ФБЛ УЕВЕ ОТБЧЙЫШУС. лТПНЕ ФПЗП, ЕУМЙ ПВЯСЧМСЕЫШ, ЮФП ТХУУЛБС МЙФЕТБФХТБ ЛПОЮЙМБУШ, ЙМЙ ОЕ ОБЮЙОБМБУШ, ЙМЙ ЦЕ ПОБ ЧУС ОБУЛЧПЪШ ЗОЙМБС, - РТЙЧМЕЛБЕЫШ ЧОЙНБОЙЕ ПЛТХЦБАЭЙИ. фБЛ ВПМШОЩЕ Ч РТЕДВБООЙЛЕ Х ЧТБЮБ МАВСФ ДЕНПОУФТЙТПЧБФШ СЪЧЩ, РЕТЕМПНЩ, ЗОЙМЩЕ ЪХВЩ, ЮФП Х ЛПЗП. зПТДСФУС. б ЕУМЙ ВХДЕЫШ ЧЩУФХРБФШ У ЪБСЧМЕОЙСНЙ, ЮФП Х ОБУ НОПЗП ИПТПЫЙИ, ЙОФЕТЕУОЩИ РЙУБФЕМЕК, ФП ФЕВЕ УЕКЮБУ ЦЕ УЛБЦХФ: "лБЛЙЕ РЙУБФЕМЙ? ьфп РЙУБФЕМЙ? дБ ЛБЛЙЕ ЦЕ ЬФП РЙУБФЕМЙ?" рПФПНХ ЮФП ЖЩТЛБФШ - ЬФП ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ЪБЭЙЭЕООБС РПЪЙГЙС.

бм: б РПЮЕНХ ЕЭЕ ОЕ ФБЛ ДБЧОП УЮЙФБМПУШ, ЮФП ИПТПЫЙЕ РЙУБФЕМЙ ЕУФШ, Й П ОЙИ Й РЙУБМЙ Й ЗПЧПТЙМЙ?

фф: рПФПНХ ЮФП ЛПЗДБ ЙЛТЩ ОЕФ, ПОБ ЛБЦЕФУС ЧЛХУОПК, Б ЛПЗДБ ПОБ ОБ ЛБЦДПН ХЗМХ, ФП ЕЕ ОЙЛФП ОЕ ВЕТЕФ. чЛХУ-ФП ЕЕ ПФ ЬФПЗП ОЕ НЕОСЕФУС.

бм: ъОБЮЙФ ЙЛТХ ТХЗБАФ Й ЗПЧПТСФ, ЮФП ИПТПЫЕК ОЕФ. юФП ЦЕ ФПЗДБ ОХЦОП?

фф: уНЕОЙН НЕФБЖПТХ. уЛБЪЛХ П ТЩВБЛЕ Й ТЩВЛЕ ЮЙФБМЙ? юЕМПЧЕЛХ УЧПКУФЧЕООП ЪБЦЙТБФШУС. дЕМП ОЕ Ч ФПН, ЮФП Х ОБУ ОЕФ ИПТПЫЙИ РЙУБФЕМЕК, Б Ч ФПН, ЮФП ЙИ УМЙЫЛПН НОПЗП. л ОЙН РТЙЧЩЛМЙ, ИПФСФ ВПМШЫЕЗП, ЕЭЕ ВПМШЫЕЗП, ЕЭЕ ВПМШЫЕЗП. чПУЛТЕУОЙ УЕКЮБУ ИПФШ ыЕЛУРЙТ, ИПФШ дБОФЕ, ИПФШ мЕЧ фПМУФПК, ИПФШ оБВПЛПЧ - ЙИ ОЕ ФП ЮФП ПРМААФ, ПОЙ ХЦЕ ПРМЕЧБОЩ, - Б РТПУФП ЪЕЧОХФ, Й УЛБЦХФ - ОХ Й ЮФП? еУМЙ ХЦ ЪБЗПЧПТЙМЙ П УЛБЪЛБИ, ОБРПНОА УЧПА МАВЙНХА УЛБЪЛХ РТП МЙУХ Й ДТПЪДБ. чЛТБФГЕ: РПКНБМБ МЙУБ ДТПЪДБ Й ЙЪДЕЧБЕФУС: "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБЛПТНЙ НЕОС". оБЛПТНЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБРПЙ НЕОС". оБРПЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБУНЕЫЙ НЕОС". оБУНЕЫЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, Б ФЕРЕТШ ОБРХЗБК НЕОС". дТПЪД ЧЕМЕМ ЕК ЧЩУФБЧЙФШ ИЧПУФ ЙЪ ОПТЩ, НЙНП ВЕЦБМЙ УПВБЛЙ Й УИЧБФЙМЙ ПВОБЗМЕЧЫХА МЙУХ. дТПЪД ЧПУРПМШЪПЧБМУС УЙФХБГЙЕК Й УРБУУС.

бм: б УЕКЮБУ РПМХЮБЕФУС, ЮФП ОБУ РХЗБАФ, Б ОБН ОЕ УФТБЫОП?

фф: дБ, НПЦОП Й ФБЛ УЛБЪБФШ. чППВЭЕ ЬФБ ЙУФПТЙС У МЙУПК ОБРПНЙОБЕФ ЙУФПТЙА МЙФЕТБФХТЩ - ФЕ ЦЕ УФБДЙЙ. рХВМЙЛБ Й ЛТЙФЙЛЙ, ЛБЛ ЕЕ ОБЙВПМЕЕ ТБЪЗПЧПТЮЙЧБС ЮБУФШ, ЛБРТЙЪОЙЮБАФ Й ИПФСФ ЧУЕ ВПМШЫЕЗП Й ВПМШЫЕЗП. мАДЙ РПРТПЭЕ Ч ЛБЛПК-ФП НПНЕОФ ВТПУБАФ ЙЗТБФШ Ч ЬФХ ЙЗТХ Й ОБЮЙОБАФ ЮЙФБФШ ОЕ МЙФЕТБФХТХ, Б ФХ ДТСОШ, ЮФП Ч МБТШЛБИ. ьФП ИПФШ ЮЕУФОЕЕ. б ЛТЙФЙЛЙ МАВСФ ЧЩТБЦБФШ ОЕХДПЧПМШУФЧЙЕ РТПЮЙФБООЩН. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЬФПЗП УДЕМБМЙ ГЕМХА РТПЖЕУУЙА. фБЛ ЮФП ДХНБЕЫШ: ТБЪ ФЕВЕ ФБЛ ОЙЮЕЗП ОЕ ОТБЧЙФУС, ТБЪ ФЩ ФБЛ НХЮБЕЫШУС, НПЦЕФ, ФПЦЕ ВТПУЙЫШ. еУФШ, ОБРТЙНЕТ, ФБЛПК ЛТЙФЙЛ, вПТЙУ лХЪШНЙОУЛЙК. уФПЙФ ЛПНХ-ОЙВХДШ ЮФП-ОЙВХДШ ОБРЙУБФШ, ПО ФБЛ УФТБЫОП ЧЙЪЦЙФ Й ВТБОЙФУС, ЛБЛ ВХДФП Х ОЕЗП ЮФП-ФП ПФОСМЙ. вЕДОЩК. вПМШОПК, ОБЧЕТОПЕ.

бм: рП-ЧБЫЕНХ, Ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС РПСЧЙМПУШ НОПЗП ИПТПЫЙИ РЙУБФЕМЕК, ЙИ ОЙЛФП ОЕ МАВЙФ Й ОЕ ЮЙФБЕФ. б ЧЩ ЧППВЭЕ РЕТЕУФБМЙ РЙУБФШ ТБУУЛБЪЩ Й ЪБОСМЙУШ РХВМЙГЙУФЙЛПК.

фф: ьФП ДЧБ ТБЪОЩИ ЧПРТПУБ. дП УЙИ РПТ С ПФЧЕЮБМБ ОБ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ ОЕ ЛБЛ РЙУБФЕМШ, Б ЛБЛ ЮЙФБФЕМШ. с ЧППВЭЕ МАВМА ЮЙФБФШ. рПУМЕДОЙЕ ЗПДЩ НОЕ, ЛБЛ ЮЙФБФЕМА ВЩМП ОЕ УЛХЮОП. юФП ЦЕ ЛБУБЕФУС ФПЗП, ЮФП С УБНБ ДЕМБА, ЬФП ЧППВЭЕ ДТХЗБС ФЕНБ.

бм: б ЮФП ЧЩ УБНЙ ДЕМБЕФЕ, ЛБЛ РЙУБФЕМШ?

фф: п-ИП-ИП... с ПДОПЧТЕНЕООП ДПРЙУЩЧБА ПДЙО ТПНБО ЙМЙ РПЧЕУФШ - ОЕ ЪОБА, ОБЮБМБ РЙУБФШ ЧФПТПК Й РТПДХНЩЧБА ФТЕФЙК.

бм: п ЮЕН?

фф: оБ ФБЛЙЕ ЧПРТПУЩ С ОЕ ПФЧЕЮБА. дПРЙЫХ - ОБРЕЮБФБА.

бм: лБЛ ЦЕ РПМХЮБЕФУС, ЮФП ЧЩ ЧУА ЦЙЪОШ РЙУБМЙ ТБУУЛБЪЩ, Б УЕКЮБУ РЙЫЕФЕ УТБЪХ ФТЙ ТПНБОБ?

фф: рПМПЦЙН, ОЕ ЧУА ЦЙЪОШ. оБЮБМБ РЙУБФШ РПЪДОП. оБРЙУБМБ, УЛПМШЛП ОБРЙУБМПУШ. рПФПН, ДХНБА, ОБДП РПРТПВПЧБФШ ЮФП-ФП ДТХЗПЕ. дТХЗЙЕ ЦБОТЩ. ч ЗБЪЕФЕ "нПУЛПЧУЛЙЕ ОПЧПУФЙ" Х НЕОС ВЩМБ ЛПМПОЛБ "уЧПС ЛПМПЛПМШОС". оЕ ЪОБА, ЛБЛ ПРТЕДЕМЙФШ ЬФПФ ЦБОТ, ОП НЕОС ПЮЕОШ ХУФТБЙЧБМП, ЮФП ЬФП ОЕЮФП ЧТПДЕ ПЮЕОШ ЛПТПФЛЙИ, РПМХИХДПЦЕУФЧЕООЩИ-РПМХДПЛХНЕОФБМШОЩИ ТБУУЛБЪЙЛПЧ ЙЪ ЦЙЪОЙ. с ЬФП ЧПУРТЙОЙНБМБ, ЛБЛ ЧРПМОЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ФЧПТЮЕУФЧП. ьФП ЧППВЭЕ ЙОФЕТЕУОП, ЛПЗДБ ФЩ ПЗТБОЙЮЕО ЮЕН-ОЙВХДШ: ОБРТЙНЕТ, Ч "но" ДБАФ ФПМШЛП ЮЕФЩТЕ УФТБОЙГЩ ФЕЛУФБ. йМЙ, ЧПФ, ОБРТЙНЕТ, С РЙУБМБ ТЕГЕОЪЙЙ ДМС БНЕТЙЛБОУЛПЗП ЦХТОБМБ "The New York Review of Books". фБН УЧПЙ ПЗТБОЙЮЕОЙС. чП-РЕТЧЩИ, ЬФП ЧУЕ-ФБЛЙ ТЕГЕОЪЙС. чП-ЧФПТЩИ, ФЩ ДПМЦЕО РПУФБЧЙФШ ОЕЛХА ЛОЙЗХ, Ч НПЕН УМХЮБЕ ТХУУЛХА, Ч ЛХМШФХТОЩК ЛПОФЕЛУФ. бНЕТЙЛБОГБН ЦЕ ТХУУЛЙК ЛПОФЕЛУФ, ЛБЛ РТБЧЙМП, УПЧЕТЫЕООП ОЕ ЪОБЛПН. еУМЙ ПОЙ ХВЕЦДЕОЩ, ЮФП ЧП ЧТЕНС чФПТПК нЙТПЧПК ЧПКОЩ тПУУЙС ЧПЕЧБМБ ОБ УФПТПОЕ зЙФМЕТБ, ФП П ЮЕН ЗПЧПТЙФШ. лПЗДБ РЙЫЕЫШ ДМС БНЕТЙЛБОГЕЧ, ФП РТЙИПДЙФУС ПВЯСУОСФШ НОПЗП ПЮЕЧЙДОЩИ ЧЕЭЕК. ч еЧТПРЕ ЬФПЗП ДЕМБФШ ОЕ ОХЦОП. оП ОБРЙУБФШ ОБДП ФБЛ, ЮФПВЩ ЮЙФБФЕМШ ОЕ ЮХЧУФЧПЧБМ, ЮФП ЕЗП УЮЙФБАФ ОЕЧЕЦДПК. б ЛТПНЕ ФПЗП, ЦЕМБФЕМШОП РПУНЕЫЙФШ.

бм: б ЧЩ БНЕТЙЛБОГЕЧ РП-БОЗМЙКУЛЙ Й УНЕЫЙФЕ?

фф: оЕФ, ЬФП ФТХДОП. с РЙЫХ ФПМШЛП Й ЙУЛМАЮЙФЕМШОП РП-ТХУУЛЙ. х НЕОС ПФМЙЮОБС РЕТЕЧПДЮЙГБ - дЦЕНЙ зБНВТЕММ. юФП Ц С ВХДХ НХЮЙФШУС, УПЮЙОСФШ ОБ ЮХЦПН СЪЩЛЕ, ЛПЗДБ ЬФП Й РП-ТХУУЛЙ ОЕ МЕЗЛП. нОЕ, ЛУФБФЙ, ЦБМЛП, ЮФП НПЙ ТЕГЕОЪЙЙ (ПОЙ ЙОПЗДБ РЕТЕТБУФБАФ Ч ЬУУЕ) ОЕДПУФХРОЩ ТХУУЛПНХ ЮЙФБФЕМА.

бм: оЕ Ч РПУМЕДОАА ПЮЕТЕДШ ДМС ЬФПЗП Й УХЭЕУФЧХЕФ мЙФЕТБФХТОПЕ лБЖЕ.

фф: дБК ФЕ вПЗ ЪДПТПЧШЙЮЛБ, УЩОПЮЕЛ, ФЕВЕ Й ДЕФЛБН ФЧПЙН, ЧУА-ФП ЦЙЪОШ ЪБ ФЕВС зПУРПДБ НПМЙФШ ВХДХ.

бм: б ЮФП ЧЩ ЧППВЭЕ ДХНБЕФЕ ПВ ЙДЕЕ ФБЛПЗП мЙФЕТБФХТОПЗП лБЖЕ Ч йОФЕТОЕФЕ?

фф: йДЕС ЪБНЕЮБФЕМШОБС, РПФПНХ ЮФП ПОБ РТЙНЙТСЕФ НЕОС У ЬМЕЛФТПООЩН ЖПТНБФПН ЛХМШФХТЩ. чППВЭЕ, ПВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФБЛПК ЙОФЕТЕУОЩК ЖБЛФ: ТБЪЧЙФЙЕ ФЕМЕЖПОБ ЧТПДЕ ВЩ ХВЙМП ЬРЙУФПМСТОЩК ЦБОТ. б ЬМЕЛФТПООБС РПЮФБ ЕЗП ЧПЪТПДЙМБ. лФП ВЩ НПЗ РПДХНБФШ. чЕДШ МАДЙ ЦЙЧХФ ОБ ФБЛЙИ ВПМШЫЙИ ТБУУФПСОЙСИ, Б ФЕМЕЖПО ФБЛ ДПТПЗ - Й ЧПФ РПСЧМСЕФУС e-mail Й ОЙЛБЛЙИ РТПВМЕН. оПТНБМШОЩЕ ЗЕТПЙ ЧУЕЗДБ ЙДХФ Ч ПВИПД. чПФ С ФПТЮХ Ч бНЕТЙЛЕ. тХУУЛЙЕ ЦХТОБМЩ ДПТПЗЙ, РПЪДОП Й ТЕДЛП ДПИПДСФ. б ЙОПЗДБ ИПЮЕФУС ЧПФ УЕКЮБУ, УТБЪХ, РПМЙУФБФШ ЛОЙЗХ ФБЛПЗП-ФП РЙУБФЕМС ЙМЙ ХЪОБФШ, ЮФП ПО ЧППВЭЕ ФБН УЕВЕ УЙДЙФ Й ДХНБЕФ.

бм: й ЮФП ВЩ ЧЩ ИПФЕМЙ РПЦЕМБФШ ФЕН, ЛФП УЕКЮБУ ДПЮЙФЩЧБЕФ ЙОФЕТЧША У ЧБНЙ Й ЧПФ-ЧПФ ОБЮОЕФ ЮЙФБФШ ЧБЫЙ ТБУУЛБЪЩ, ЛПФПТЩЕ, ОБУЛПМШЛП С ЪОБА, ЙЪДБЧБМЙУШ ПЮЕОШ ОЕЮБУФП?

фф: нОЕ ВЩ ИПФЕМПУШ ОЕ РПЦЕМБФШ, Б РПРТПУЙФШ. юФПВЩ ЮЙФБМЙ ФЕ ФЕЛУФЩ, ЛПФПТЩЕ С ПФДБА ОБ йОФЕТОЕФ, Б ЕУМЙ РПОТБЧЙФУС, ФП, НПЦЕФ, ЛБЛ-ОЙВХДШ ПФЛМЙЛОХМЙУШ ВЩ. б С У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РПЮЙФБА ДТХЗЙИ.

Одна из ста самых влиятельных женщин России, писательница, ставшая ярким событием в современной русской литературе. Будучи наследницей известной фамилии, она достойно продолжает дело своих знаменитых предков, прославившихся на литературном поприще.

В своих произведениях она затрагивает самые волнующие темы и делает читателя своим собеседником, предельно уважительно относясь к нему. Писательница, истинный мастер слова, литературный критик, журналист, замечательная жена и мать, которой семейная жизнь не только мешает, но и помогает развиваться дальше и уверенно держаться в топе лучших, – Татьяна Никитична Толстая. Биография этой женщины будет рассмотрена в настоящей статье.

Будущий филолог, Телец по знаку зодиака, Таня родилась 3 мая 1951 года в северной столице. Ее родители были уважаемыми людьми: отец – доктор физических наук, мать – поэтесса. Кроме Татьяны в семье подрастало шестеро братьев и сестер. Оба деда Татьяны были писателями, а среди прадедов были врач и тайный советник. Знаменитый Лев Толстой – ее семиюродный дедушка.

В детстве девочка очень любила читать. Целые дни она проводила с книжками и учебниками по литературе. И после окончания школы без сомнений решила выбрать филологический факультет СПбГУ. Учеба давалась Тане достаточно легко, несмотря на то, что выбрала она отделение классической филологии, где уклон был на латынь и греческий язык. Но девушка успешно со всем справлялась.

Получив диплом о высшем образовании, будущая писательница сразу вышла замуж и вместе с супругом переехала в Москву, где устроилась работать в редакцию восточной литературы. На этой должности Татьяна Никитична проработала достаточно долго, почти 10 лет.

Случилось это при весьма необычных обстоятельствах. В 1983 году ей сделали серьезную операцию на глазах, после которой молодой женщине пришлось месяц лежать с повязкой. Именно тогда в голове Толстой начали рождаться идеи и образы будущих рассказов. Она их представляла достаточно ярко. Когда ей разрешили читать и брать в руки карандаш, Татьяна Никитична перенесла все свои мысли на бумагу и поняла, что это нечто стоящее.

К вершине успеха

1983-й стал годом начала ее литературной карьеры. На страницах журнала «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели…», который был признан самым успешным литературным дебютом года. Литературные критики и читатели тепло приняли прозу писательницы, по всей России начали обсуждать новое имя в литературе.

Вскоре успех ожидал и другие ее рассказы:

  • «Соня».
  • «Любишь – не любишь».
  • «Чистый лист» и другие.

Однако были те, кто отзывался о сборнике не очень положительно. Писательницу обвиняли в «густоте» сюжетов рассказов, чрезмерной шаблонности и слишком глубоком анализе и синтезе, характерных для ее произведений. Несмотря на это, Толстая была принята в Союз писателей Советского Союза.

Произведения Татьяны Никитичны неоднократно отмечались премиями и наградами. Круг ее читателей с каждым годом расширялся, а имя нового человека в литературе стали обсуждать чаще.

В конце 80-х годов Татьяна Толстая решает уехать за границу, куда ее пригласили читать лекции по русской литературе. Работая в колледже в Соединенных Штатах, писательница начала раскрывать в себе все больше возможностей, глубже узнавать людей и получать больше практического опыта.

До конца XX века Татьяна работала в зарубежных университетах, где в то время возрос интерес к изучению языка и литературы. Именно тогда Толстая начала слышать и анализировать «гибридность» русских слов, оценивать возможность их перевода на иностранный язык.

Но Толстая не забывала и о России. Проживая за рубежом, она периодически отправляла свои работы (статьи, очерки, обзоры) в Москву, где печаталась в газете «Московские новости». У нее даже была своя авторская колонка. Параллельно писательница занималась переводом собственных рассказов, благодаря чему начала приобретать мировую славу.

В начале 2000-х годов Татьяна Никитична вернулась в Москву и начала работать журналистом и преподавателем в университете. С этого же времени начинают с успехом выходить ее книги. Всего на данный момент опубликовано 14 книг. Среди них:

  • «День. Личное» (2007 год).
  • «Сестры» (1998 год).
  • «Кысь» (2001 год).
  • «Легкие миры» (2014 год).
  • «Войлочный век» (2015 год) и другие.

В своем творчестве писательница всегда выбирала общечеловеческие темы зла и добра, смерти и жизни, отношений между поколениями. Со временем герои ее произведений становились более разнообразными и глубокими. Так, у нее можно встретить и сумасшедших бабушек, и слабоумных инвалидов, и людей, оказавшихся в трудных, нечеловеческих условиях.

Телеуспех

В начале XXI века Татьяна Никитична все чаще стала появляться на телеэкранах. Всенародную славу и успех ей принесла передача «Школа злословия», которую Толстая вела вместе с Авдотьей Смирновой. За свою программу ведущим была вручена высшая награда в области журналистики – «ТЭФИ».

Кроме того, известную писательницу часто приглашают в качестве эксперта в жюри различных телешоу. Например, с ее участием на одном из центральных каналов выходило шоу талантов «Минута славы».

Помимо художественных произведений и критических статей Татьяна Никитична выпустила книгу о кулинарии, в которой поделилась секретами «личной кухни», собственными фотографиями и цитатами.

Семейное счастье

Личная жизнь Татьяны Никитичны никогда не была бурной, все в ней шло размеренно. Со своим первым и единственным мужем Толстая познакомилась, будучи студенткой, и сразу после окончания университета вышла за него замуж. Ее избранником стал Андрей Лебедев, в браке с которым у нее родились двое мальчишек: Артемий и Алексей. Старший впоследствии стал известным дизайнером, младший – компьютерным (системным) архитектором.

Сегодня Татьяна Никитична по-прежнему идет своим путем в литературе. Правда, ей не чужды и современные технологии: писательница освоила блогинг. Сегодня в Сети можно прочитать ее тексты, подписаться на ее страницы и периодически получать новости и материалы из личных блогов писательницы.

Кроме того, Толстая уделяет большое внимание творческим встречам со своими читателями. Она считает, что живое общение приносит больше полезных эмоций и помогает людям приобщиться к литературе и более глубоко ее постичь. Автор: Анастасия Кайкова

Татьяна Никитична Толстая (род. 3 мая 1951, Ленинград, РСФСР, СССР) - российская писательница, публицист, литературный критик и телеведущая. Лауреат литературной премии «Триумф» (2001) и телевизионной премии «ТЭФИ» (2003).

Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира. В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк».

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.

После окончания школы Татьяна Толстая поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году.

В этом же году вышла замуж за филолога-классика А. В. Лебедева и, вслед за мужем, переехала в Москву, где поступила на работу в Главную редакцию восточной литературы издательства «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9). По собственному признанию, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», - рассказывала Толстая.

1983-1989: Литературный успех

В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был тепло встречен как читателями, так и критикой. При этом признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988). В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.

Не все советские критики однозначно высоко оценили первые литературные произведения Толстой. В частности, её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтёшь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что её произведения написаны по одному, выстроенному, шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.

1990-1999: Переезд в США и журналистская деятельность

В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York Review of Books (англ.)русск. , The New Yorker , TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Впоследствии, все 1990-е годы, писательница несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание за границей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора» Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «Там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».

В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф». Параллельно с журналистской деятельностью она продолжает издавать книги. В соавторстве с сестрой Наталией опубликовала в 1998 году книгу «Сёстры». Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

2000-2012: Роман «Кысь» и телепередача «Школа злословия»

В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелёвой, был осуществлён проект литературного сериала. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза», а также литературную премию «Триумф». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».

В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».

В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об её содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чём она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».

Творчество Татьяны Толстой

Татьяна Толстая часто рассказывает о том, как начала писать рассказы. В 1982 году у неё были проблемы со зрением и она решила сделать операцию на глазах, которую в то время проводили с помощью надрезов бритвой. После операции на втором глазу она долгое время не могла находиться при дневном свете.

Так продолжалось долго. Я повесила двойные занавески, выходила на улицу только с наступлением темноты. Ничего не могла делать по дому, ухаживать за детьми не могла. Читать тоже не могла. Через три месяца это всё проходит и начинаешь видеть так неожиданно чётко… То есть весь импрессионизм уходит, и начинается полный реализм. И вот накануне этого я почувствовала, что могу сесть и написать хороший рассказ - от начала и до конца. Так я начинала писать.

Татьяна Толстая

Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская классика. В 2008 году её персональный читательский рейтинг составляли Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь. На формирование Толстой как писателя и человека сильно повлиял Корней Иванович Чуковский, его статьи, мемуары, воспоминания, книги о языке и переводы. Писательница особенно выделяла такие работы Чуковского, как «Высокое искусство» и «Живой как жизнь», и говорила: «Кто не читал - очень советую, потому что это интереснее, чем детективы, и написано потрясающе. И вообще он был одним из самых гениальных русских критиков».

Толстую относят к «новой волне» в литературе. В частности, Виталий Вульф писал в своей книге «Серебряный шар» (2003): «В моде писатели „новой волны“: Б. Акунин, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин. Талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости…». Её называют одним из ярких имён «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я». Андрей Немзер так высказался об её ранних рассказах: «„Эстетизм“ Толстой был важнее её „морализма“».

Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова. Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определённых черт реализма, модернизма и постмодернизма».

Творчество писательницы является объектом большого количества научных исследований. В разные годы её произведениям были посвящены работы Елены Невзглядовой (1986), Петра Вайля и Александра Гениса (1990), Прохоровой Т. Г. (1998), Беловой Е.(1999), Липовецкого М. (2001), Песоцкой С. (2001). В 2001 году была издана монография «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой» авторства Гощило Е., в которой было проведено исследование творчества Татьяны Толстой в культурно-историческом контексте.

Татьяна Толстая активно ведёт личные аккаунты на «Фейсбуке» и в Живом журнале, где публикует частично или полностью тексты, которые включаются в дальнейшем в её книги. С её блогом в «Фейсбуке» неоднократно возникали скандалы (Аркадий Бабченко, Божена Рынска) и эмоциональную редакцию интернет-сообщества о возможности либо невозможности предъявления счётов за оказанную ранее помощь.

Период рассказов

Для раннего периода творчества Толстой характерно преобладание таких тем, как общечеловеческие вопросы бытия, «вечных» тем добра и зла, жизни и смерти, выбора пути, взаимоотношения с окружающим миром и своего предназначения. Славина В. А. отмечала, что в творчестве писательницы ощущается тоска по утерянным гуманистическим ценностям в искусстве. Исследователи отмечали, что практически все персонажи Толстой являются мечтателями, которые «застряли» между реальностью и своим вымышленным миром. В рассказах преобладает парадоксальная точка зрения на мир, с помощью сатиры демонстрируется абсурдность некоторых явлений жизни. А. Н. Неминущий в своей работе «Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой» отмечал художественные приёмы воплощения идеи смерти в рассказах писательницы, которые близки к эстетике модерна и постмодерна.

В учебнике «Современная русская литература» отмечалась особенная авторская позиция Толстой, которая выражается в особой литературно-сказочной метафоричности стиля, поэтике неомифологизма, в выборе героев-рассказчиков. Неомифологизм в её произведениях проявлялся и в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей» она использовала известный русский фольклорный образ - птицу Сирин. Александр Генис в «Новой газете» отмечал, что Толстая лучше всех в современной литературе справляется с употреблением метафоры. Автор писал, что в её метафорах есть влияние Олеши, но они более органично встроены в сюжет.

В некоторых других рассказах используется приём противопоставления, контрастов. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в более позднем рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет - тьма» в рассказах Татьяны Толстой занимает центральное место и включает: «противопоставление духовного и материального, возвышенного и низменного, живого и мёртвого, бытового и бытийного, мечты и действительности (воображаемого и реального), вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного».

В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь - не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать из них составили вышедший в 1987 г. сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 году - «Сомнамбула в тумане».

Семья

  • Прадед по материнской линии - Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.
  • Дед по материнской линии - Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт.
  • Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой, писатель.
  • Бабушка по отцовской линии - Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, поэтесса.
  • Отец - Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.
  • Мать - Наталья Михайловна Лозинская (Толстая).
  • Сестра - Наталия Никитична Толстая, писательница, преподаватель шведского языка при кафедре скандинавской филологии факультета филологии и искусств СПбГУ.
  • Брат - Иван Никитич Толстой, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио «Свобода».
  • Брат - Михаил Никитич Толстой, физик, политический и общественный деятель.
  • Старший сын - Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель студии Артемия Лебедева, ведёт блог в Живом журнале.
  • Младший сын - Алексей Андреевич Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ, живёт в США. Женат.

Телевидение

  • 12 августа 1999 года участвовала в телепередаче «Основной инстинкт».
  • С октября 2002 года по 2014 год вместе с Авдотьей Смирновой вела телепередачу «Школа злословия».
  • Совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы» на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).

Библиография

Библиография Татьяны Толстой представлена следующими сборниками и романами:

  • «На золотом крыльце сидели…»: Рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 198 с.
  • Любишь - не любишь: Рассказы. - М.: Оникс; ОЛМА-пресс, 1997. - 381 с.
  • Сёстры: Эссе, очерки, статьи, рассказы. - М.: Изд. дом «Подкова», 1998. - 392 с. (В соавторстве с Н. Толстой)
  • Река Оккервиль: Рассказы. - М.: Подкова; Эксмо, 2005. - 462 с.
  • Двое. - М.: Подкова, 2001. - 476 с. (В соавторстве с Н. Толстой)
  • Кысь: Роман. - М.: Подкова, 2001. - 318 с.
  • Изюм. - М.: Подкова; Эксмо, 2002. - 381 с.
  • Круг: Рассказы. - М.: Подкова; Эксмо, 2003. - 345 с.
  • Не кысь: Рассказы, статьи, эссе и интервью Татьяны Толстой. - М.: Эксмо, 2004. - 608 с.
  • Белые стены: Рассказы. - М.: Эксмо, 2004. - 586 с.
  • Кухня «Школы злословия». - М.: Кухня, 2004. - 360 с. (В соавторстве с А. Смирновой)
  • Женский день. - М.: Эксмо; Олимп, 2006. - 380 с.
  • День. Личное. - М.: Эксмо, 2007. - 461 с.
  • Ночь: Рассказы. - М.: Эксмо, 2007. - 413 с.
  • Река: Рассказы и новеллы. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
  • Кысь. Зверотур. Рассказы. - М.: Эксмо, 2009. - 640 с.
  • Та самая Азбука Буратино. - М.: Розовый жираф, 2011. - 72 с. (В соавторстве с О. Прохоровой)
  • Лёгкие миры: Повести, рассказы, эссе. - М.: Редакция Елены Шубиной, 2014. - 480 с.
  • Девушка в цвету. - М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2015. - 352 с. - 12 000 экз. - ISBN 978-5-17-086711-0.
  • Войлочный век. - М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2015. - 352 с. - 14 000 экз.

В переводе

  • On the Golden Porch, and other stories Alfred A. Knopf, New York, 1989, then Penguin, 1990, ISBN 0-14-012275-3.
  • The Slynx New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-196-9
  • White Walls New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-197-7

Награды

  • Лауреат премии «Триумф» (2001)
  • Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «ОЛИМПИЯ» (2003)
  • Лауреат премии «ТЭФИ», совместно с Авдотьей Смирновой (2003)
  • Обладатель приза в номинации «Новая культура новой Европы» ХХ Международного экономического форума в Польше (2010)
  • Лауреат «Премии Белкина» за повесть «Лёгкие миры» (2014)
  • Вошла в шорт-лист литературной «Премии Саши Чёрного» (повесть "Лёгкие миры")

Татьяна Толстая - фото

Татьяна Толстая - цитаты

Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия равнодушных как раз и творятся все злодейства. Ты ведь «Муму» читал? Понял притчу? Как он всё молчал‑молчал, а собака‑то погибла.