Родоначальником лозаннской школы является. Лозаннская школа политической экономии. Развитие учения лозаннской школы В. Парето

Представители лозаннской школы: Л. Вальрас и В. Парето.

Леон Вальрас (1834-1910) «Элементы чистой политической экономии » 1874 г.

Предложил разделить экономическую науку (политэкономию) на

    чистую п/э - абстрактную математическую теорию обмена;

    прикладную п/э - решающую практические задачи в различных областях экономики;

    социальную п/э - теорию распределения богатства.

Модель общего экономического равновесия Вальраса построена на микроэкономических принципах. Он разделил общество на две группы: владельцев факторов производства и предпринимателей. Владельцы ресурсов являются их продавцами и покупателями на рынке товаров. Предприниматели выступают покупателями на рынке ресурсов и продавцами на рынке товаров. Все рынки (факторов производства и потребительских благ) взаимосвязаны. Спрос и предложение на рынке определенного товара зависят не только от его цены, но и от цен на все остальные товары.

Вальрас исходил из количественной теории полезности, считал возможным измерение индивидуальных полезностей индивидов и совокупной полезности для общества. Предельную полезность он называл «редкостью» и рассматривал ее как убывающую функцию от потребленного блага.

В экономической системе, находящейся в состоянии равновесия, должны соблюдаться три исходные предпосылки:

    Спрос на ресурсы и их предложение равны

    Цены на рынках устойчивы

    Цены потребительских благ равны издержкам их производства. Прибыль равна нулю.

В математической модели эти условия выражаются через взаимосвязанные системы уравнений:

1-я: характеризует предложение ресурсов. Оно является функцией рыночных цен на все виды товаров и услуг производственного назначения.

2-я: отражает потребление факторов производства. Сумма затрат каждого фактора на производство всей готовой продукции должна равняться их совокупному предложению.

3-я: описывает спрос на готовые продукты. Спрос на каждый вид продуктов - это функция цен на все ресурсы и на все продукты.

4-я: характеризует соотношение цен на ресурсы и готовой продукции. Цена каждого продукта равна сумме цен всех затраченных на его производство ресурсов.

Общее число неизвестных в системе уравнений равно числу уравнений. Задача определения параметров общего рыночного равновесия в принципе разрешима. Согласно Вальрасу, модель характеризует стремление всех субъектов экономики к извлечению максимальной полезности и на стороне производства и на стороне потребления. Максимизировать полезность можно только в условиях равновесной экономики.

Главный вывод теории Вальраса: при рыночном равновесии невозможно какое-либо перемещение ресурсов и благ, способное одновременно увеличить полезность для всех индивидов. Модель Вальраса представляет собой математическое выражение закона Сэя, дополненное уравнением цен. Она отражает идеальное состояние статичной экономической системы, в которой нет никаких изменений, нововведений, неопределенности.

Вильфредо Парето (1848-1923)

«Курс политической экономии » 2-томник 1896-1897 гг.

«Руководство (Учебник) по политической экономии » 1906 г.

Выдающийся итальянский социолог и экономист. Маржиналист «второй волны», ученик и преемник Вальраса в Лозаннском университете.

Парето отверг идею об измеримости и сопоставимости индивидуальных полезностей. Как и Визер, он был ординалистом. Считал, что для экономического анализа достаточно определить степень индивидуального предпочтения одного блага по сравнению с другими. Предельные полезности могут быть представлены как отношения, не зависящие от абсолютного размера предельных величин. Поэтому для условий рыночного равновесия абсолютная величина предельной полезности не имеет значения.

Парето широко использовал для обоснования общего экономического равновесия кривые безразличия, предложенные Эджуортом. Поскольку существуют различные варианты предпочтений, может наблюдаться и множество вариантов экономического равновесия. Парето определил следующие условия равновесия :

1) Взвешенные по ценам предпочтения равны для всех товаров.

2) У любого субъекта экономических отношений суммы доходов и расходов равны.

3) Переход от неравновесного состояния к равновесному не требует ни увеличения, ни уменьшения количества благ.

4) Цены готовых продуктов равны издержкам на их производство.

5) Все имеющиеся ресурсы полностью используются в производстве.

Если бы эти условия оставались неизменными, то равновесие длилось бы вечно.

Модель Парето отражает процесс становления долгосрочного равновесия на рынке совершенной конкуренции. В долгосрочном периоде конкурентный рынок приводит к оптимальному распределению ресурсов между производителями и оптимальному их использованию. Это, в свою очередь, оптимизирует полезность потребителей.

Парето ввел в общественные науки понятие социального оптимума . Его стали называть оптимумом Парето или Парето-оптимальным состоянием . Это такое состояние экономической системы, когда невозможно улучшить положение хотя бы одного субъекта, не ухудшив при этом положение другого субъекта (или субъектов).

Название «социальный оптимум» не точно отражает суть вопроса. Это скорее экономический оптимум. Ресурсы могут эффективно распределяться и использоваться. Но доходы от использования ресурсов могут распределяться в пользу ограниченного круга лиц. Тогда в обществе установится высокий уровень социальной дифференциации.

Парето считал, что распределение доходов неизменно во всех странах и во все эпохи. Оно подчиняется «естественному экономическому закону» (закону Парето ). В соответствии с этим законом, преобладающая часть доходов распределяется у большинства населения, а крупные состояния составляют незначительную часть национального дохода.

Согласно Парето, когда экономика достигает оптимума, то дальнейшее улучшение возможно только за счет качественного скачка в развитии производства. Технический прогресс увеличивает общественное богатство и приводит к росту благосостояния всех слоев населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Представители лозаннской школы

1.1 У.С Джевонсон и Ф.И. Эджуорту

1.2 Леон Вальрас

1.3 Вильфредо Парето

Заключение

Список используемой литературы

Введение

ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА - Школа экономической мысли, существовавшая в Лозаннском университете в Швейцарии, представители которой делали упор на использование математических методов для раскрытия взаимозависимостей в рыночной экономике.

Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. По сути, неоклассическое направление в значительной мере можно трактовать в качестве соединения учения лозаннской школы с находками Д. Б. Кларка и А. Маршалла.

Именно представители лозаннской школы, наряду с английскими маржиналистами У.С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов.

Другой важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было ее уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков, как уже упоминалось, уподобление экономики механическим объектам имело значения с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.

Это еще одна, быть может, самая значительная характеристика подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории

1. Представители лозаннской школы

1.1 У. С. Джевонс и Ф. И. Эджуорту

С именем Джевонса связан постепенный разрыв математической школы с традициями маржинализма, превращение математики из метода изложения в метод исследования. Джевонс, идеи которого были впоследствии развиты Вальрасом и Парето, оперирует уже не с субъективным, а с другим, математическим понятием предельной полезности.

Маржинально-субъективистские идеи в трудах У.Джевонса очевидны из следующего. Во-первых, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является, на его взгляд, сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т.е. потребления и спроса. Во-вторых, рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, У.Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а последняя, в свою очередь, зависит от товарных цен, обусловленных издержками производства. Это значит, что он не признавал самостоятельного значения издержек и предельной полезности, как это затем делали А.Маршалл и В.Парето. И, в-третьих, У.Джевонс разделял положение «классиков» о совершенной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям быть доступными друг для друга и обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. Это свидетельствует о постижении им принципов предельного анализа («законов Госсена») и дает основание считать его одним из родоначальников маржинализма.

У. С. Джевонсу не удалось создать в Великобритании собственной маржиналистской школы, в этой стране у него все же нашелся один последователь. Ф. И. Эджуорту принадлежит заслуга развития и уточнения предложенной У. С. Джевонсом модели обмена (и соответственно, концепции совершенной конкуренции). Развитие состояло в том, что он смог продемонстрировать процесс достижения равновесной цены, обнаруженной У. С. Джевонсом только алгебраически.

Для достижения этой цели Ф. И. Эджуорт в своей работе "Математическая психология" ["Mathematical Psychics"] (1881) дополнил джевонсовскую модель обмена еще одной предпосылкой. Он допустил, что на рынке существует бесконечное количество продавцов и покупателей. Тем самым он в еще большей степени, чем сам У. С. Джевонс, приблизил эту модель к совершенно-конкурентным условиям.

При анализе самого процесса достижения равновесной цены Ф. И. Эджуорт вслед за У. С. Джевонсом (который здесь опирался еще на Г. Г. Госсена) предполагал, что участники рынка (торгующие лица) не воспринимают рыночную цену как данность. В этом принципиальное отличие подхода к определению равновесной цены на рынке Госсена - Джевонса - Эджуорта от подхода Курно - Вальраса (см. разделы 5.2.1 и 5.5.4). Процесс функционирования рынка описывается Ф. И. Эджуортом как процесс непрерывного перезаключения контрактов . Этот процесс состоит в том, что участники рынка заключают друг с другом сделки, но, если обнаруживают более выгодные условия покупки или продажи товаров, немедленно перезаключают их. Такое перезаключение происходит до тех пор, пока на рынке не установится система относительных цен, устраивающая всех его участников. Именно с помощью этой идеи Ф. И. Эджуорт дополнил недостающее звено в теории обмена У. С. Джевонса.

Недостаток концепции перезаключения контрактов Ф. И. Эджуорта состоит в том, что в рыночной экономике реального мира заключение контрактов предполагает их обязательное выполнение; процедура перезаключения контрактов невозможна. Поэтому можно говорить о том, что концепция Ф. Эджуорта (впрочем, отнюдь не в меньшей степени, чем концепция Л. Вальраса) в значительной мере нереалистична и может рассматриваться лишь как первое приближение к исследованию реалий ценообразования в рыночной экономике.

1.2 Леон Вальрас

К числу маржиналистов первой волны можно отнести Леона Вальраса -. швейцарский экономист, профессора Лозаннского университета основатель лозаннской школы, которая является ветвью математической школы. Экономической теорией увлекся благодаря работам О. Круно. С 1870 года работал на кафедре политической экономии в Лозаннском университете. В своем основном труде “Элементы чистой политической экономии”, он дает характеристику предельной полезности, считая ее основой ценности товара. Л. Вальрас считается основоположником современного макроэкономического моделирования, так как именно он впервые создал математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Он впервые характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому он по праву считается основоположником “Лозаннской школы” маржинализма.

Л. Вальрас -- создатель общей статистической экономико-математической модели хозяйства страны, известной под названием системы общего экономического равновесия.

Математическая модель общего экономического равновесия Л. Вальраса отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.

В числе допущенных упрощений в уравнениях модели Л. Вальраса имели место: заданные функции предельной полезности, что означало заданное первоначальное количество товаров и услуг, которые реализуются на рынке; заданные функции предельной производительности, что означало допущение идентичных издержек, т. е. их постоянную отдачу; изменения цены прямо зависят от величины превышения спроса над предложением и другие.

В модели Вальраса все экономические субъекты делятся на две группы: владельцев производительных услуг (земли, труда и капитала) и предпринимателей, которые приводят в действие все эти три фактора производства. Экономические отношения между ними Вальрас выразил с помощью систем уравнений спроса, предложения, издержек и цен.

По Вальрасу равновесное состояние рынков означает, что спрос и предложение факторов производства равны, цены на рынке факторов производства и потребительских продуктов стабильны, продажная цена продуктов равна издержкам производства (цене факторов производства).

Если представим, что в данной модели меняется цена на средства

производства. Так как цена на средства производства является функцией от предложения факторов производства, то автоматически меняется и предложение данных факторов. Отсюда сразу же изменится спрос на факторы производства, что в общем ведет к полному нарушению равновесия системы.

В 50 -- 60-е годы модель Вальраса преобразована средствами линейного программирования.

В модели рынков отражено следующее:

Определены основные условия соответствия спроса и предложения товаров;

Взаимосвязь между основными показателями производства и обмена представлена системой уравнений;

Все сделки на рынке совершаются одновременно;

Модель статична (предполагает неизменность запаса и разнообразия продуктов);

Идеальная информированность субъектов производства;

Решение задачи для всего народного хозяйства на экстремум.

Цель модели - вывести общие законы действия системы цен при наличии множества рынков.

Государство, по мнению Л, Вальраса, должно осуществлять следующие функции:

Контролировать стабильность денег;

Обеспечивать безопасность граждан;

Сдерживать спекулятивные процессы;

Поддерживать всеобщее образование граждан;

Гарантировать социальную защиту рабочим;

Способствовать функционированию эффективной конкуренции;

Поощрять производство и потребление полезных вещей.

В государстве должен действовать принцип равенства возможностей при неравенстве фактического положения.

1.3 Вильфредо Парето

Вильфредо Парето- крупный итальянский представитель неоклассической экономической теории, продолжатель традиций “лозаннской школы” маржинализма. Парето наряду с экономией интересовали и политика и социология. Основные его труды: “Курс политической экономии”, “Учение политэкономии”, “Трактат по общей социологии” до сих пор являются учебниками для начинающих.

В своих работах Парето дает характеристику экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение(производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.

Прежде всего, В. Парето попытался избавить экономическую науку от чрезмерной субъективности и психологизма, и в частности, от идеи ценности, базирующейся на количественном измерении полезности. Он предложил заменить термин «полезность» понятием «предпочтения» или «выгодности». Выгодность - понятие относительное: его можно использовать при сравнении двух или нескольких благ, а точнее, их наборов, отметив, что один набор благ выгоднее или предпочтительнее другого. Непосредственного измерения или соизмерения полезности при этом не требуется.

Для формализованного анализа выгодности наборов благ В. Парето воспользовался инструментарием кривых безразличия, впервые предложенного Ф. И. Эджуортом. Но если же последний применял его для определения равновесной цены в ходе функционирования рыночного хозяйства, то В. Парето использовал этот инструмент для анализа исследования определения оптимума потребления. Другое различие в применении данного инструментария между Ф. И. Эджуортом и В. Парето заключалось в том, что последний оперировал не кривыми на плоскости, а поверхностью в трехмерном пространстве. В рамках его подхода взаимное пересечение поверхностей безразличия давало «тропинки» оптимального восхождения от одного уровня предпочтений к другому с минимальной тягостью.

Парето поставил вопрос о достижении оптимального соблюдения интересов всех сторон в ходе установления рыночного равновесия, так как общий эффект не означает выигрыша для каждого отдельного лица. Полезность у Парето может быть измерена не количественно, а путем сопоставления значимости отдельных благ, их предпочтения. При выборе товаров потребитель не измеряет величины полезности того или иного продукта, а сравнивает полезности благ для себя. На основе потребительских предпочтений сопоставляются затраты и результаты на различных уровнях. Повышение результатов при прежних затратах, не означает, что выиграли все члены общества.

Парето вывел критерий общественной максимальной полезности - “оптимум Парето”. Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека. Парето считал, что оптимальной следует считать такую ситуацию, когда никто не может улучшить свое положение, не ухудшая при этом положение других. Отсюда следует, что нужно искать вариант, при котором увеличение производства одного блага не вызывает снижения производства какого-либо другого блага.

Именно к этому оптимальному соотношению в экономике стремиться сейчас Россия. Но полное достижение такого равновесия практически невозможно.

Заключение

Огромным достижением Леона Вальраса и Вильфредо Парето была демонстрация системы общего равновесия отдельных продавцов и покупателей, определяемой единственным набором цен и количества. Современная теория общего равновесия Джона Хикса, Кеннета Эрроу и Фрэнка Хана многим обязана работам этих своих предшественников.

Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы

На деле правительства различных стран разнятся в своей экономической политике, а акценты постоянно смещаются от государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними до господства свободной конкуренции. Таким образом, и кейнсианство, провозглашающее поддержание эффективного спроса и полной занятости, и школа неоклассицизма, и другие направления, которые находят свое применение и синтезируются в новые теории, нашли свое отражение здесь.

В современной экономической теории доминирующую роль играют труды зарубежных экономистов. Однако русская экономическая наука также ярко представлена учеными разных взглядов и убеждений, которые отражали в своих изысканиях специфику экономической системы России. Представляется целесообразным показать наличие различных школ экономического учения и рассмотреть ниже процесс формирования и развития экономических теорий в России как неотъемлемой и значимой части мировой экономической мысли.

Список используемой литературы

1.Чудновская С.Н. История менеджмента.- СПб: Питер, 2004

2.Бартенев С.А. История Экономических учений: учебник.- М.: Экономистъ, 2005

3.Гоголева Т.Н., Кузнецова Ю.И. История экономических учений (XX век): Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. - 45 с.

4.Зубарева Т.С. История экономики. В 3-х частях. Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999-2002. - Ч.1 - 73 с., ч.2 - 73 с., ч.3 - 90 с.

5.Толмачева Р.П. Краткий словарь по экономической истории. М., 2003.

6.История экономических учений. Учебное пособие./И.С.Потапова. М.: МГИУ, 2000. 244с.

7.История экономических учений. Современный этап. Под общей ред.А.Г.Худокормова. М.: ИНФРА, 2004.

Подобные документы

    История возникновения теории маржинализма. Концепции. Австрийская, Кембриджская, Американская, Лозаннская школы маржинализма. Методология экономического анализа Вальраса. Модель общего экономического равновесия. Развитие учения Лозаннской школы Парето.

    реферат , добавлен 07.07.2008

    Математический подход к экономическим вопросам. Исторический обзор жизни одного из представителей Лозаннской школы чистой политической экономии Мари Эспри Леон Вальраса. Использование статистических данных при построении различных экономических моделей.

    реферат , добавлен 04.03.2013

    Основные школы неолиберализма. Сущность неоавстрийской школы, ее представители Хайек и Мизес. Проблемы теории познания экономических явлений. Западногерманский неолиберализм. Концепция конкурентного порядка и модель социального рыночного хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2009

    Нетрадиционные направления в экономической науке. Обоснование государственного протекционизма. Влияние на экономику морали, права, обычаев, политики. Возникновение исторической школы в Германии, ее представители, вклад в развитие экономической теории.

    реферат , добавлен 25.04.2012

    Возникновение институционализма: понятия, развитие и представители теории. Институционализм и другие школы. Институционально-социологическое направления Гелбрейта. Институционализм мысли Гелбрейта. Технократические идеи Гелбрейта. "Новый социализм".

    курсовая работа , добавлен 25.03.2008

    Особенности Лозанской школы маржинализма. Концепция общего экономического равновесия в работах В. Парето. Сущность методологических позиций. Критерий достижения равновесия. "Кривые безразличия" и ранжирование потребностей. Концепция "оптимум Парето".

    контрольная работа , добавлен 26.10.2014

    Эволюция идей о предмете экономической науки. Методы изучения хозяйственной деятельности. Экономические теории и школы. Моделирование экономических процессов и систем. Представители марксистской идеологии. Роль экономической теории в развитии общества.

    реферат , добавлен 22.04.2013

    Основное отличие маржиналисткого подхода от классического. Вклад Дж.Б. Кларка в экономическую науку. Особенности методологического подхода англо-американской школы. Теория полезности, обмена и предложения труда. Экономическая оценка благ и их полезности.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Выдающиеся русские представители классической экономической школы XVII-XX вв., вклад в науку А. Чаянова и Н. Кондратьева. Развитие экономической мысли в Украине. Маржинализм и его экономико-математическое направление. Теория марксизма и ее оценки.

    реферат , добавлен 14.03.2012

    Планирование открытия школы для обучения различным стилям танцев. Определение общей концепции школы, танцевального стиля и времени занятий. Перечень услуг и способы увеличения доходности проекта. Разработка маркетингового и финансового плана школы танцев.

Лозаннская школа является второй школой маржинализма. Она является центральной. У нее есть фундаментальные идеи, ставшие всеобщим достоянием. Эта школа представлена двумя именами? Леоном Вальрасом (1834?1910) и Вильфредо Парето (1842?1923). Вальрас является не только основателем лозаннской школы, но и считается фактическим основателем и крупнейшим представителем математической школы в политической экономии. В 1874 г. он опубликовал книгу «Элементы чистой политической экономии». Некоторые исследователи считают эту работу библией современной неоклассической экономической теории. Вальрас создал общую экономико-математическую модель народного хозяйства, известную под названием «Система общего экономического равновесия». Иногда ее называют схемой воспроизводства.
В этой модели:
1) сформулированы основные условия соответствия спроса и предложения товаров;
2) через систему уравнений количественно описана взаимосвязь между основными экономическими показателями производства и обмена.
Модель Вальраса исходит из условий совершенной конкуренции. Задача этой модели? вывести общие законы действия системы цен при наличии множества рынков. Хотя эта модель не имеет практического применения, тем не менее она явилась мощным толчком для решения этой проблемы последующими экономистами, добивающимися больших успехов.
Ценным в модели Вальраса является:
1) постановка экстремальной задачи для народного хозяйства в целом;
2) подход к ценам как составному элементу нахождения общего оптимума.
Идеи Вальраса развил В. Парето, профессор политической экономии Лозаннского университета. В 1906 г. он опубликовал «Курс политической экономии».
Методологической особенностью Парето является отрицание причинно-следственной зависимости в общественных явлениях. В противовес он предложил функциональную зависимость между равнозначными явлениями. Далее он считал, что политическая экономия должна изучать механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными ресурсами для их удовлетворения. Для этого (по Парето) необходимо применение математических методов анализа.
Он продолжил исследование рыночного равновесия Вальраса. Но в отличие от него Парето рассматривал ряд состояний равновесия во времени. Он определил оптимум, который вошел в экономическую науку под названием Парето-эффективность. Суть ее состоит в следующем: экономическая эффективность хозяйственной системы? это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого.
Парето, в отличие от австрийской школы, сформулировал ординалистский подход к измерению полезных эффектов. Это позволило ему ввести кривые безразличия. Они широко используются неоклассической школой при исследовании микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Лозаннская школа:

  1. 7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
  2. 24.1. Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ
  3. 1.4. Возможность чисто предпринимательской ошибки (австрийская школа) против апостериорного обоснования всех решений (неоклассическая школа)
  4. 1.6. Предпринимательский процесс согласования (австрийская школа) против моделей общего и/или частичного равновесия (неоклассическая школа)

Лозаннская школа маржинализма
Основные представители: Леон Вальрас (1834 - 1910), Вильфредо Парето (1848 - 1923).
Основные работы: Л. Вальрас «Элементы чистой политической экономии» (1874); В. Парето «Учебник политической экономии» (1906).
    Общая характеристика
ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА - Школа экономической мысли, существовавшая в Лозаннском университете в Швейцарии, представители которой делали упор на использование математических методов для раскрытия взаимозависимостей в рыночной экономике.
Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. По сути, неоклассическое направление в значительной мере можно трактовать в качестве соединения учения лозаннской школы с находками Д. Б. Кларка и А. Маршалла.
Именно представители лозаннской школы, наряду с английскими маржиналистами У. С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов, особенно методов дифференциального исчисления.
Другой важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было ее уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков, как уже упоминалось, уподобление экономики механическим объектам имело значения с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.
Это еще одна, быть может, самая значительная характеристика подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории. Не случайно главный труд основателя лозаннской школы и одного из творцов Маржиналистской революции Л. Вальраса был назван Й. Шумпетером «Великой Хартией точной экономической науки», а Т. Негиши «библией современной неоклассической экономической теории»
К числу маржиналистов первой волны можно отнести Леона Вальраса(1834-1910) -швейцарский экономист, профессора Лозаннского университета основатель лозаннской школы, которая является ветвью математической школы. Экономической теорией увлекся благодаря работам О. Круно. С 1870 года работал на кафедре политической экономии в Лозаннском университете.

В 1874 г. вышел основной труд Вальраса «Элементы чистой политической экономии».
В нем он дает характеристику предельной полезности, считая ее основой ценности товара.
Он вошел в историю экономики как один из первых разработчиков теории предельной полезности. Вальрас определил предельную полезность как убывающую функцию от потребленного количества благ. Когда все потребители достигают максимума в удовлетворении своих потребностей, наступает экономическое равновесие.
Он впервые попытался применить математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности.
Но в отличие от моделей рыночного равновесия А.О. Курно, У. Джевонса, А.Маршалла, модель Л.Вальраса характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому Вальрас по праву считается основоположником современного макроэкономического моделирования.
4. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса
Цель модели - вывести общие законы действия системы цен при наличии множества рынков.
Общее равновесие предполагает установление равновесия в обмене и производстве. Равновесие в обмене означает, что эффективный (фактический) спрос на производительные услуги (продукты) равен эффективному предложению производительных услуг (продуктов). Равновесие в производстве означает, что цена каждого продукта равна издержкам на его изготовление, включающим в себя и нормальную прибыль как вознаграждение за капитал.
Подобное состояние равновесия в производстве и обмене представляет собой случай идеальный, а не реальный. Никогда не бывает такого, чтобы продажная цена продукта абсолютно точно равнялась издержкам на производство этого блага, так же как не имеет места точное соответствие эффективного спроса эффективному предложению. Но такое состояние можно назвать нормальным в том смысле, что экономика, действующая в условиях абсолютно свободной конкуренции, стремится к нему. В такой ситуации, если цена продукта превышает издержки его изготовления, предприниматели получают сверхприбыль и начинают расширять производство. Если же цена продукта ниже издержек его изготовления, предприниматели несут убытки и начинают сокращать выпуск. В результате изменяются цены конечных благ и устанавливается общее равновесие.
Общее экономическое равновесие означает, что спрос и предложение на каждом рынке равны, т. е. количество блага, выставленное на продажу, равно количеству блага, которое желают приобрести покупатели. Равенство этих количеств обеспечивается благодаря относительной цене блага. Равновесная цена устанавливается в модели Вальраса в ходе так называемого процесса «нащупывания» . На рынке действует особое лицо - аукционщик, - которое наблюдает за ходом дел в экономике и выкрикивает относительные цены на блага. Потом участники обмена сообщают аукционщику, какое количество того или иного блага они хотели бы продать или купить при данных ценах. Если при этом спрос не равен предложению, аукционщик назначает новые цены. Причем здесь действует следующее правило: если был избыток спроса, - цена повышается, если избыток предложения, - цена понижается. Обмен состоится только тогда, когда набор относительных цен, объявленный аукционщиком, окажется равновесным.
Деньги в модели общего равновесия, играют пассивную роль счетной единицы (меры ценности), в которой выражается ценность остальных благ. Здесь необходимо различать относительные и абсолютные цены. Относительная цена есть цена одного блага, отнесенная к цене другого блага. Абсолютная цена есть цена денег (Pn), или общий уровень цен. Хозяйствующих субъектов интересуют только относительные цены. Так, если я продавец ткани, то падение относительной цены продаваемого мною блага по отношению, скажем, к хлебу (независимо от того, чем это было вызвано: выросла ли цена хлеба, или упала цена ткани) означает, что, продав прежнее количество ткани, я смогу купить лишь меньшее количество хлеба. Абсолютная цена зависит от количества денег в обращении. Изменение денежной массы приводит к пропорциональному изменению абсолютного уровня цен. Так, если количество денег утроилось, то и абсолютные цены должны утроиться: цена каждого блага утраивается, и относительные цены остаются неизменными. Как следствие, изменение денежной массы не влечет за собой изменения реальных величин (спрашиваемых и предлагаемых количеств благ).
Таким образом, подход Л. Вальраса к процессу ценообразования базировался в значительной мере на идеях О. А. Курно и отличался от подхода Г. Г. Госсена - У. С. Джевонса - Ф. И. Эджуорта, отрицавших, что продавцы на рынке сталкиваются с уже «готовой» ценой. Если же Ф. И. Эджуорт при описании рыночного механизма опирался на концепцию перезаключения контрактов, то Л. Вальрас - на концепцию нащупывания. Однако, как и идея «перезаключения», концепция «нащупывания» нереалистична, ведь в рыночной экономике реального мира нет аукционщика, и сделки зачастую осуществляются по неравновесным ценам.
Кроме того, ввиду действий аукционщика, в вальрасовской модели общего равновесия покупки и продажи оказываются абсолютно синхронизированными во времени. Поэтому у хозяйствующих субъектов не возникают стимулов к использованию денег в качестве средства обмена и средства сохранения ценности. Тем самым, с помощью модели Л. Вальраса невозможно объяснить существование денег в рыночной экономике.
2. Методология экономического анализа Л. Вальраса
Согласно Л.Вальрасу, экономическая теория состоит из трех частей: чистая, прикладная и социальная теории. Основанием такого деления служит его определение общественного богатства. Общественное богатство - совокупность материальных и нематериальных благ, которые являются редкими, т. е., с одной стороны, представляют для нас определенную полезность, а с другой стороны, количество их в нашем распоряжении ограниченно. Из ограниченности количества этих благ вытекают три следствия:1) эти блага суть объект присвоения; 2)они являются объектом обмена; 3)они есть предмет промышленного производства.
Отсюда можно выделить три главных экономических явления, или три главных аспекта общественного богатства: обмен (меновая ценность), производство (промышленность) и распределение (собственность). Соответственно, возможны три точки зрения на общественное богатство: чистая, прикладная и социальная теории, каждая из которых изучает свою сферу экономики. В современной терминологии чистая теория представляет собой позитивную теорию функционирования рыночного механизма, прикладная теория - нормативную теорию оптимального размещения ресурсов, а социальная теория - нормативную теорию оптимального распределения дохода. При этом Л. Вальрас осуществил систематическую разработку только чистой теории.
3. Концепция кругооборота Л. Вальраса
Свой анализ Л.Вальрас начинает с классификации благ. Среди благ, составляющих общественное богатство, можно выделить капитальные и скоротечные блага. Первые используются более одного раза, тогда как вторые - только один раз. Капитальные блага состоят из земли, личных способностей и собственно капитала. Скоротечные блага делятся на предметы потребления и сырые материалы. Предметы потребления имеют непосредственную полезность, в то время как капитальные блага и сырье - косвенную. Каждое благо оказывает человеку услуги: потребительские блага - потребительские услуги, капитал и сырье - производительные услуги.
В обществе существуют четыре класса: землевладельцы, работники, капиталисты и предприниматели. Первые три класса владеют капитальными благами. Функция предпринимателей состоит в том, чтобы объединять различные капитальные блага в разных сочетаниях с тем, чтобы с помощью их производительных услуг создавать новые блага в сельском хозяйстве, промышленности и торговле.
Таким образом, мы можем выделить два разных рынка: рынок услуг (ресурсов, капитальных благ) и рынок продуктов (конечных благ). На первом землевладельцы, работники и капиталисты продают предпринимателям свои производительные услуги. На втором предприниматели продают землевладельцам, работникам и капиталистам конечные блага.

Государство , по мнению Л, Вальраса, должно осуществлять следующие функции :
- контролировать стабильность денег;
- обеспечивать безопасность граждан;
- сдерживать спекулятивные процессы;
- поддерживать всеобщее образование граждан;
- гарантировать социальную защиту рабочим;
- способствовать функционированию эффективной конкуренции;
- поощрять производство и потребление полезных вещей.
В государстве должен действовать принцип равенства возможностей при неравенстве фактического положения.
Заключение
Огромным достижением Леона Вальраса и Вильфредо Парето была демонстрация системы общего равновесия отдельных продавцов и покупателей, определяемой единственным набором цен и количества. Современная теория общего равновесия Джона Хикса, Кеннета Эрроу и Фрэнка Хана многим обязана работам этих своих предшественников.
Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы
На деле правительства различных стран разнятся в своей экономической политике, а акценты постоянно смещаются от государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними до господства свободной конкуренции. Таким образом, и кейнсианство, провозглашающее поддержание эффективного спроса и полной занятости, и школа неоклассицизма, и другие направления, которые находят свое применение и синтезируются в новые теории, нашли свое отражение здесь.
В современной экономической теории доминирующую роль играют труды зарубежных экономистов. Однако русская экономическая наука также ярко представлена учеными разных взглядов и убеждений, которые отражали в своих изысканиях специфику экономической системы России. Представляется целесообразным показать наличие различных школ экономического учения и рассмотреть ниже процесс формирования и развития экономических теорий в России как неотъемлемой и значимой части мировой экономической мысли.
и т.д.................

ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА - од-на из ве-ду-щих на-учных школ не-оклас-сического на-прав-ле-ния в эко-но-мической нау-ке сфор-ми-ро-вав-шая-ся в по-след-ней четверти XIX века в ре-зуль-та-те «мар-жи-наль-ной ре-во-лю-ции» 1871-1874 годов.

В сво-ём раз-ви-тии про-шла че-ты-ре эта-па: «валь-ра-си-ан-ский» (1874-1892), «па-ре-ти-ан-ский» (1893 - начало 1930-х годов), «син-те-ти-че-ский», свя-зан-ный с воз-ник-но-ве-ни-ем «не-оваль-ра-си-ан-ст-ва» (середина 1930-х - конец 1950-х гг.), «ра-ди-каль-ный» (с середины 1970-х годов). Из-за на-стой-чи-во-сти в при-ме-не-нии ма-те-ма-тических ме-то-дов в эко-но-ми-ке, а так-же вслед-ст-вие национальной при-над-леж-но-сти большей части её ран-них пред-ста-ви-те-лей час-то име-но-ва-лась в литературе «ма-те-ма-ти-че-ской шко-лой» и «фран-ко-италь-ян-ской шко-лой». С эти-ми осо-бен-но-стя-ми бы-ли свя-за-ны и труд-но-сти рас-про-стра-не-ния её взгля-дов в анг-лоя-зыч-ном ми-ре вплоть до начала 1950-х годов (ис-клю-че-ние со-став-ля-ют И. Фи-шер, Р. Ал-лен, Дж. Хикс, П. Сэмюэл-сон и не-ко-то-рые дру-гие).

Пер-вый этап

Ос-но-ва-те-лем Лозаннской школы был М. Э. Л. Валь-рас, соз-дав-ший тео-рию об-ще-го эко-но-мического рав-но-ве-сия. Ис-хо-дя из по-ни-ма-ния эко-но-мической нау-ки как уче-ния об об-ществ. бо-гат-ст-ве, со-стоя-щем из ма-те-ри-аль-ных и не-ма-те-ри-аль-ных благ, об-ла-даю-щих по-лез-но-стью и, глав-ное, ред-ко-стью (rareté), Валь-рас де-лил нау-ку на «чис-тую» (pure), при-клад-ную и со-ци-аль-ную. Пред-ме-том пер-вой яв-ля-ет-ся об-мен благ и со-от-вет-ст-вен-но их ме-но-вая цен-ность, это об-ласть нау-ки; вто-рой - про-изводство благ и сфе-ра ин-ду-ст-рии, это об-ласть ис-кус-ст-ва; треть-ей - соб-ст-вен-ность на бла-га, т. е. про-бле-ма рас-пре-де-ле-ния, это об-ласть мо-ра-ли. Главную свою за-да-чу Валь-рас ви-дел в соз-да-нии нау-ки - «чис-той» эко-но-мии, ко-то-рая по-ни-ма-лась им как тео-рия оп-ре-де-ле-ния цен при ги-по-те-тическом ре-жи-ме аб-со-лют-ной сво-бод-ной кон-ку-рен-ции.

Про-ве-дя раз-ли-чие ме-ж-ду бла-га-ми дли-тель-но-го поль-зо-ва-ния (ка-пи-та-ла-ми) и бла-га-ми ра-зо-во-го поль-зо-ва-ния (до-хо-да-ми), вы-де-лив со-от-вет-ст-вен-но рын-ки про-из-во-ди-тель-ных и по-тре-би-тель-ских ус-луг, а так-же вве-дя прин-цип взаи-мо-за-ви-си-мо-сти в по-ве-де-нии всех уча-ст-ни-ков эко-номической дея-тель-но-сти, М. Э. Л. Валь-рас су-мел опи-сать по-след-нюю сис-те-мой ли-ней-ных од-но-вре-мен-ных урав-не-ний. Её кон-ст-рук-ция ба-зи-ру-ет-ся на прин-ци-пе мак-си-му-ма удов-ле-тво-ре-ния (по-лез-но-сти) и ра-вен-ст-ве спро-са и пред-ло-же-ния по ка-ж-до-му бла-гу для всех уча-ст-ни-ков. Оба ос-но-во-по-ло-же-ния на-це-ле-ны на дос-ти-же-ние со-стоя-ния рав-но-ве-сия, при-чём пер-вое из них фик-си-ру-ет рав-но-ве-сие для ин-ди-ви-да, а вто-рое - рав-но-ве-сие сис-те-мы для всех взаи-мо-дей-ст-вую-щих субъ-ек-тов в це-лом (зе-мель-ных соб-ст-вен-ни-ков, ра-бот-ни-ков и пред-при-ни-ма-те-лей).

Вплоть до рас-про-стра-не-ния идей кем-бридж-ской шко-лы (А. Мар-шалл) в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе в начале XX века сис-те-ма М. Э. Л. Валь-ра-са без-ус-лов-но за-ни-ма-ла ли-ди-рую-щие по-зи-ции в об-лас-ти при-ме-не-ния ма-те-ма-тических ме-то-дов в эко-но-ми-ке, а его имя стоя-ло пер-вым (не счи-тая А. О. Кур-но, ко-то-ро-го сам Валь-рас счи-тал сво-им пред-ше-ст-вен-ни-ком) в не-боль-шом ря-ду эко-но-ми-стов-ма-те-ма-ти-ков: У. С. Дже-вон-са, К. Ф. В. Ла-ун-хард-та, Р. Аус-пи-ца, Р. Ли-бе-на и др.

В эти го-ды М. Э. Л. Валь-рас ока-зал зна-чительное влия-ние на ста-нов-ле-ние российской эко-но-ми-ко-ма-те-ма-тической мыс-ли; в ча-ст-но-сти, его прин-цип вы-ве-де-ния кри-вой спро-са из кри-вой по-лез-но-сти рас-це-ни-вал-ся как важ-ный этап в реа-ли-за-ции про-грам-мы «ор-га-ни-че-ско-го син-те-за» тру-до-вой тео-рии цен-но-сти и тео-рии пре-дель-ной по-лез-но-сти (В. К. Дмит-ри-ев, В. И. Борт-ке-вич, Н. Н. Ша-пош-ни-ков). Впо-след-ст-вии мас-штаб-ную про-грам-му по со-еди-не-нию сис-те-мы Валь-ра-са, в ко-то-рой со-дер-жа-лась идея «про-из-вод-ст-вен-ных ко-эф-фи-ци-ен-тов», со ста-ти-стической ин-фор-ма-ци-ей о ре-аль-ном ми-ре пред-при-нял В. В. Ле-он-ть-ев, а про-грам-ма син-те-за сис-те-мы Валь-ра-са и эко-но-мической тео-рии К. Мар-кса, со-ста-вив-шая с 1930-х годов пред-мет изу-че-ния японской эко-но-мической шко-лы, во мно-гом по-вто-ря-ет идеи российского эко-но-ми-ста-ма-те-ма-ти-ка Г. А. Ха-ра-зо-ва (1877-1931).

Вто-рой этап

Главным по-сле-до-ва-те-лем М. Э. Л. Валь-ра-са стал В. Па-ре-то. Счи-тая, что за-да-чей по-ли-тической эко-но-мии яв-ля-ет-ся изу-че-ние ме-ха-низ-ма ус-та-нов-ле-ния об-ще-го эко-но-мического рав-но-ве-сия, он был сто-рон-ни-ком тео-рии Валь-ра-са и прин-ци-па взаи-мо-за-ви-си-мо-сти всех эко-но-мических пе-ре-мен-ных, но стре-мил-ся их усо-вер-шен-ст-во-вать. Па-ре-то рас-смат-ри-вал об-ще-ст-во как ме-ха-ническую сис-те-му, ко-то-рая при-хо-дит в рав-но-ве-сие в ре-зуль-та-те взаи-мо-дей-ст-вия про-ти-во-по-лож-но на-прав-лен-ных ин-те-ре-сов отдельных её час-тей (ин-ди-ви-дов, клас-сов, «элит»). Сфор-му-ли-ро-вал кри-те-рий оп-ти-маль-но-сти («Па-ре-то-оп-ти-мум»), в со-от-вет-ст-вии с ко-то-рым бла-го-сос-тоя-ние од-но-го эле-мен-та сис-те-мы мо-жет уве-ли-чи-вать-ся толь-ко до тех пор, по-ка это не при-во-дит к сни-же-нию бла-го-сос-тоя-ния ос-таль-ных её эле-мен-тов. Од-на-ко главной за-бо-той Па-ре-то бы-ло раз-ви-тие «чис-той» эко-но-мии, ко-то-рая в его по-ста-нов-ке оз-на-ча-ла соз-да-ние тео-рии ра-цио-наль-но-го вы-бо-ра ин-ди-ви-да, пре-ж-де все-го по-тре-би-теля. В цик-ле ста-тей (1892) он при-шёл к не-об-хо-ди-мо-сти ос-во-бо-дить тео-рию по-лез-но-сти от эле-мен-тов субъ-ек-ти-виз-ма и пси-хо-ло-гиз-ма. В 1920-х годах П. Сраф-фа су-ще-ст-вен-но про-дви-нул тео-рию ор-га-ни-за-ции промышленных пред-при-ятий; в 1925-1926 годы Сраф-фа в раз-ви-тие прин-ци-па по-сто-ян-ной от-да-чи от мас-шта-ба (вы-те-каю-ще-го из «за-ко-нов до-ход-но-сти» А. Мар-шал-ла) раз-ра-бо-тал тео-рию не-со-вер-шен-ных форм кон-ку-рен-ции в мик-ро-эко-но-ми-ке. Даль-ней-шая за-слу-га в соз-да-нии тео-рии при-над-ле-жит Е. Е. Слуц-ко-му, ко-то-рый раз-вил её сна-ча-ла в диссертации «Тео-рия пре-дель-ной по-лез-но-сти» (1910), а за-тем в ста-тье (1915), по-ме-щён-ной в «па-ре-ти-ан-ском» итальянском журнале «Giornale degli economisti».

Тре-тий этап

Воз-вра-ще-ни-ем к эко-но-мической тео-рии М. Э. Л. Валь-ра-са по-слу-жи-ла ра-бо-та К. Г. Кас-се-ля «Тео-рия об-ще-ст-вен-но-го хо-зяй-ст-ва» (1918), в ко-то-рой, ис-поль-зуя «прин-цип ред-ко-сти» благ, он сфор-му-ли-ро-вал т. н. мо-дель Валь-ра-са - Кас-се-ля, где рав-но-вес-ные це-ны и ко-ли-че-ст-ва оп-ре-де-ля-ют-ся уже не при-чин-ным об-ра-зом, а од-но-вре-мен-но. Тем не ме-нее гос-под-ство мар-шал-ли-ан-ской ор-то-док-сии в Ве-ли-ко-бри-та-нии и взгля-дов немецкой ис-торической шко-лы в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе (в со-че-та-нии со сла-бой рас-про-стра-нён-но-стью ма-те-ма-тических ме-то-дов и ма-ло-дос-туп-ны-ми сред-ст-ва-ми ком-му-ни-ка-ции) ото-дви-ну-ло раз-ра-бот-ку тео-рии Валь-ра-са до середины 1930-х годов. На-чав-шие-ся в «Вен-ском кол-ло-к-виу-ме» (под руководством ма-те-ма-ти-ка К. Мен-ге-ра) ис-сле-до-ва-ния, в ча-ст-но-сти, Дж. фон Ней-ма-на по про-бле-ме су-ще-ст-во-ва-ния и един-ст-вен-но-сти рав-но-ве-сия, с од-ной сто-ро-ны, и Дж. Хик-са и П. Сэ-мюэл-сона по про-бле-ме его ус-той-чи-во-сти - с дру-гой, спо-соб-ст-во-ва-ли бо-лее глу-бо-ко-му по-ни-ма-нию рав-но-ве-сия, ос-на-сти-ли эко-но-ми-стов ап-па-ра-том тео-рии игр. Тео-ре-ма Ка-ку-та-ни о не-под-виж-ной точ-ке в тео-рии мно-жеств (1941), а так-же при-ме-не-ние эко-но-мет-рических ме-то-дов Т. Куп-ман-сом в рам-ках из-вест-ной ор-га-ни-за-ции «Ко-мис-сии Ко-ул-за» в 1940-е годы при-ве-ли в ито-ге к соз-да-нию об-щей не-оваль-ра-си-ан-ской тео-рии в тру-дах К.Дж. Эр-роу и Дж. Деб-рё (1954), в ко-то-рых до-ка-за-на эк-ви-ва-лент-ность кон-ку-рент-но-го рав-но-ве-сия в мо-де-ли Валь-ра-са и оп-ти-му-ма по Па-ре-то. Так раз-ви-ва-лось «мик-ро-эко-но-ми-че-ское» на-прав-ле-ние в тео-рии об-ще-го эко-но-мич. рав-но-ве-сия, за-вер-шён-ное в «Тео-рии цен-но-сти» Деб-рё (1959) и от-крыв-шее пер-спек-ти-вы ана-ли-за её этических ос-но-ва-ний. С этой точ-ки зре-ния главное от-ли-чие сис-те-мы об-ще-го эко-но-мического рав-но-ве-сия В. Па-ре-то от ана-ло-гич-ной сис-те-мы Валь-ра-са, со-сто-яв-шее как раз в ана-ли-зе эф-фек-тив-но-сти и оп-ти-маль-но-сти рав-но-ве-сия об-ще-ст-ва в це-лом, сни-ма-ет-ся в тео-рии об-щественного бла-го-сос-тоя-ния.

«Мак-ро-эко-но-ми-че-ское» на-прав-ле-ние в раз-ви-тии тео-рии об-ще-го эко-но-мического рав-но-ве-сия в ко-неч-ном счё-те свя-за-но с ра-бо-той Дж. М. Кейн-са «Об-щая тео-рия за-ня-то-сти, про-цен-та и де-нег» (1936), в ко-то-рой соз-да-ны ос-но-вы тео-рии мак-ро-эко-но-ми-ки. Че-рез приз-му кейн-си-ан-ст-ва в тео-рии М. Э. Л. Валь-ра-са бы-ли за-но-во по-став-ле-ны про-бле-мы де-нег, ожи-да-ний и не-оп-ре-де-лён-но-сти, крат-ко-сроч-ной ди-на-ми-ки.

Чет-вёр-тый этап

На-чи-ная с 1960-х годов тес-ное пе-ре-пле-те-ние сис-тем М. Э. Л. Валь-ра-са и В. Па-ре-то вы-ра-зи-лось и в по-сте-пен-ном от-ка-зе от чис-то фор-ма-ли-зо-ван-ных ме-то-дов изу-че-ния эко-но-мических сис-тем и воз-вра-те к изу-че-нию их об-щественных ас-пек-тов. При-чи-ной этих про-цес-сов ста-ла и кри-ти-ка основных ме-то-до-ло-гических и об-ще-тео-ре-тических по-зи-ций К.Дж. Эр-роу и Дж. Деб-рё со сто-ро-ны Ф. Пер-ру (1975), ко-то-рый пред-ло-жил от-ка-зать-ся от по-ни-ма-ния эко-но-ми-ки как замк-ну-той са-мо-дов-лею-щей сис-те-мы со-вер-шен-но-го кон-ку-рент-но-го рын-ка, ней-траль-ной к иму-ще-ст-вен-но-му со-стоя-нию со-став-ляю-щих её субъ-ек-тов, и за-ме-нить его ана-ли-зом бо-лее реа-ли-стич-ной эко-но-ми-ки. В его кон-цеп-ции об-ще-го эко-но-мического рав-но-ве-сия главное ме-сто за-ни-ма-ет ак-тив-ный субъ-ект или эко-но-мическая ор-га-ни-за-ция (фир-ма или го-су-дар-ст-во), вы-пол-няю-щие оп-ре-де-лён-ные эко-но-мические функ-ции, а их по-ве-де-ние обу-слов-ли-ва-ет-ся не ме-ха-низ-мом об-ме-на то-ва-ров, а со-от-но-ше-ни-ем сил парт-нё-ров по эко-но-мической дея-тель-но-сти.