Рисунок гипсовой головы подробно. Рисование гипсовой головы с античного образца. Этапы рисования гипсовой головы

С четвёртого года обучения по учебной программе изостудии «Живопись» начинается рисунок гипсовых частей лица (глаз, нос, губы, ухо).

При построении изображения гипсовой головы обучающиеся должны хорошо усвоить закономерности строения формы человеческой головы.

Учебный рисунок античной гипсовой головы "Аполлон" - 7 этапов.

На первом этапе работа начинается с размещения изображения головы на листе бумаги.

На натуру надо посмотреть со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы. На композицию рисунка влияют освещение и наклон головы натуры. Рисующий должен красиво и выразительно заполнить плоскость листа бумаги.

На втором этапе работы необходимо определить характер формы головы, её пропоции и наклон, а также не забыть о перспективе и точно установить горизонт, направление уходящих в глубину поверхностей. Форма головы - это шарообразная черепная коробка, состоящая из шести основных костей: лобная, две теменные, две височные, затылочная. Все эти кости соеденены между собой швами и состовляют единую форму. Лицевая часть головы делится на три равные части:

  • от линии покрова волос до надбровных дуг;
  • от надбровных дуг до основания корня носа;
  • от основания корня носа до основания подбородка.

Расстояние между глазами равно ширине глаза. Высота уха равна длине носа.

Четвёртый этап работы - пластическая моделировка формы. Правильно наметив конструктивную основу изображения головы, переходим к выявлению объёма средствами светотени. На этом этапе важно проследить взаимосвязь конструции со светотенью и правильно понять её объём «большую форму» (изображение формы без деталей).

При работе над длительным рисунком точка зрения должна оставаться неизменной.

Шестой этап работы - тональная проработка формы и передача материальности.

Обучающиеся окончательно отделывают рисунок каждой детали и следят за плавностью переходов тональных отношений (рефлексов, бликов, полутонов). На этом этапе демонстрируются образцы великих мастеров (репродукции).

На седьмом этапе подводятся итоги проделанной работы. Проверяется общее состояние рисунка, подчиняются детали целому. Обобщение начинается с проверки и уточнения пропорций головы, затем тональные отношения (определяется самое тёмное и самое светлое место в натуре). Детали дальнего плана должны быть менее проработаны, чем детали первого плана. Рефлексы всегда должны быть темнее света.

Последовательность выполнения рисунка приучает обучающихся к осмысленному построению изображения на плоскости листа. Деление процесса работы на этапы условно.

Рисунки, выполненные обучающимися изостудии "Живопиь"



^ Рис. 35 - Последовательность выполнения рисунка с гипсового слепка головы Антиноя

Найдя по отношению к переносице и к верхним краям глазничных впадин их нижние края, определим таким образом величину и форму всей глазничной впадины, в которой и следует найти место для глазного яблока.

Увязанные с опорным пунктом построения, нижние края глазничных впадин подсказывают местонахождение скуловых костей. Дальше можно перейти к построению верхней челюсти, которая вместе с нижней представляет единую выгнутую наружу форму. На ней размещаются губы и носогубные складки, идущие по направлению к носу.

Снизу голова заканчивается нижней челюстью, представляющей изогнутую кость в виде параболы, с площадкой посередине. В пластической характеристике головы она имеет большое значение - ею определяется в нижней части овал лица.

Не ограничиваясь восприятием видимой части, нужно понимать строение всего объёма, как говорится, видеть его насквозь. Рисующий голову в фас, должен представлять себе, как она выглядит в профиль и наоборот.

Итак, рассмотрев выше подробно последовательность рисования гипсовой модели головы, вновь очень кратко повторим основные этапы выполнения рисунка:

1-й этап

Пометка крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча зрения всей композиции. Нанесение опорных точек подбородка и центрального луча для всей головы. Изображение общего овала головы и основания профильной линии, проходящей через середину лба, переносицы, ости основания носа и подбородка. Проведение легкими линиями направления шеи.

Пометка на основании профильной линии - линий глаза, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ, линии основания уха.

2-й этап

Нанесение конструктивных пунктов деталей головы: переносицы, подбородка, носа, глаз, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей, теменных бугров. Пометка основных точек шеи. Все парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы наносятся с учетом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. Для проверки парные опорные точки можно соединять лёгкими прямыми линиями.

3-й этап

Анализ ошибок, допущенных на второй стадии рисунка. Окончательная прорисовка общей формы и деталей головы более сильными правильными линиями. Возможна лёгкая пометка светотеневого перелома.

4-й этап

Построение собственных теней. Контрастное нанесение собственных и падающих теней по отношению света с учётом сечений общей формы головы и её частей. Прорабатывая тени по краям изображения головы, их не чернить, а делать несколько слабее, связывая с поверхностью бумаги и с пространством.

5-й этап

Нюансы и переходы в тенях и на свету.

6-й этап

Сравнение и обобщение всего изображения.

^ Рис. 36 - Последовательность выполнения рисунка с гипсового слепка головы Давида

Живая голова прекрасная натура для того, чтобы закрепить знания и навыки, полученные в процессе обучения рисунку на неподвижной гипсовой модели головы. Как и в рисунке гипсовой головы необходимо построить форму головы и точно передать пропорции, а также с помощью графических средств достичь похожести портретируемой натуры.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ


Рис. 37 - Учебный рисунок черепа в трёх положениях………….

53

Рис. 38 - Конструктивно-анатомический анализ построения и рисования гипсовой головы Сократа………………………….

Рис. 39 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Сократа………………………………………………………….

Рис. 40 - Учебный рисунок гипсовой головы Сократа………..

56

Рис. 41 - Конструктивно - структурное изображение гипсовой головы Гаттамелата…………………………………………….

Рис. 42 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Гаттамелата……………………………………………………..

Рис. 43 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата……..

59

Рис. 44 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата……..

60

Рис. 45 - Конструктивно-структурное изображение гипсовых голов……………………………………………………………..

Рис. 46 - Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы…………………………………………………………...

Рис. 47 - Конструктивно-структурное изображение гипсовых голов……………………………………………………………..

Рис. 48 - Учебный рисунок гипсовой головы Зевса……………

64

Рис. 37 - Рисунок черепа в трёх положениях. Учебная работа


Рис. 38 - Конструктивно-анатомический анализ построения и рисования гипсовой головы Сократа.

Учебный рисунок


^ Рис.39 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Сократа.

Учебный рисунок

Рис.40 - Учебный рисунок гипсовой головы Сократа.




Рис. 41 – Конструктивно - структурное изображение гипсовой головы Гаттамелата


^ Рис. 42 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Гаттамелата. Учебный рисунок


Рис. 43 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата


Рис. 44 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата





Рис. 45 - Конструктивно - структурное изображение гипсовых голов



Рис. 46 - Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы:

А)

Б)

В)


Рис. 47 - Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы:

А) линейно-конструктивное построение рисунка;

Б) конструктивно-структурное построение (детализация рисунка);

В) тональная моделировка рисунка (завершающий этап)



Рис. 48 - Учебный рисунок гипсовой головы Зевса

Список литературы :

1. Барчаи Ене. Анатомия человека. Изд.: - Эксмо.2007.

2. Гофрид Баммес. Художественная пластическая анатомия человека. - Дрезден, 1988.

3. О.Г. Максимов. Рисунок в профессии архитектора -М.: Стройиздат, 1999.

4. С.В.Тихонов. Рисунок: Учебное пособие для вузов. -М.: Стройиздат. 1995.

5. Н.Н. Ростовцев. Рисование головы человека: Учебное пособие. -М.: Изобразительное искусство, 1989.

6. Н.Г. Ли. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.:
Изд.-во Эксмо, 2006

7. Л.М. Писаревский. Лепка головы человека. Изд-во: -М.: Академия Художеств СССР, 1962 г.

8. Н.Н. Ростовцев. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие.- М.: Изобразительное искусство, 1983.

9. Н.Н. Анисимов. Основы рисования: Учебное пособие для вузов. - М.: Стройиздат, 1974.

10. Г.В. Беда. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 21.09 «Черчение, рисование и труд».-2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981.

^ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Конструктивно – пластичное построение Головы человека. Методические указания по самостоятельной работе и выполнению практического задания по курсу «Рисунок. Живопись. Скульптура» (для студентов 2 курса дневной формы обучения, направление 6.060102 - «Архитектура»)

Ответственный за выпуск: доцент Г. Л. Коптева

Редактор: З. И. Зайцева

Верстка: Ю.П. Степась

План 2009, поз.71 М

Подп. к печати 12.10.2009 Формат 60х84/1/16 Бумага офисная

Печать на ризографе Усл.печ.л. 2,8 Учёт.изд. л 3,4

Тираж 50 экз. Заказ. № .

Центр новых информационных технологий ХНАГХ

Сектор оперативной полиграфии ЦНИТ ХНАГХ

61002, Харьков, ул. Революции, 12

Весь комплекс работы над длительным рисунком головы должен следовать методическому принципу — от общего к частному и от частного снова к общему, иначе говоря, — от общего, через детальный анализ натуры, к общему образному выражению. Этот принцип заложен во всех учебных программах по рисунку и является ведущим в нашей художественной школе. Он предъявляется ко всем учащимся, независимо от степени их подготовки, при выполнении каждого длительного рисунка.

Чтобы учащимся было легче овладеть им и понять его содержание, сложный комплекс работы над рисунком разбивается на отдельные этапы, что дает возможность ученику, соблюдая методическую последовательность, ясно осознать каждый этап в отдельности и их взаимосвязь.

Процесс создания длительного рисунка очень сложен, и учащийся, не имеющий достаточного опыта работы, часто оказывается в большом затруднении. Он не знает на что следует прежде всего обратить внимание, как рациональнее использовать свои возможности, не умеет должным образом организовать свою работу. Такой студент обычно начинает добросовестно срисовывать все, что видит, внимательно копирует подробности внешней формы, увлекается деталями, думая, что они дадут сходство с натурой.

Многие студенты, рисуя голову человека, не соблюдают методической последовательности в работе, сразу берутся за решение сложных задач, что приводит их к неудаче. Такие студенты считают, что раз они усвоили методическую последовательность работы над рисунком вазы, натюрморта, то повторять все это на примере рисунка головы уже не нужно. Между тем методическая последовательность работы над рисунком головы имеет свои особенности и нюансы, о которых должен знать рисующий. Для усвоения учебного материала рисующему необходимо четко представлять, что конкретно он должен сделать на данном этапе работы, на каких моментах построения изображения ему необходимо сосредоточить особое внимание.

Таким студентам нужна четкая система и в наблюдениях, и в процессах построения рисунка. Чтобы понять все тонкости методической последовательности работы над рисунком, рассмотрим их на примере рисования гипсовой головы Антиноя. Раскрывая методическую последовательность работы над рисунком, мы будем одновременно продолжать раскрывать закономерности строения формы головы человека и методы изображения, включая технические приемы работы.

Первый этап — композиционное размещение изображения на листе бумаги (рис. 46).

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу. Рисующий должен научиться красиво заполнять плоскость листа бумаги. Однако не следует думать, что в композиции нужно придерживаться какого-то особого правила.


Рисунок №46 - Первый этап работы над рисунком головы

Например, некоторые считают, что, рисуя голову в трехчетвертном повороте или в профиль, нужно обязательно оставлять большее поле перед лицевой частью. В произведениях великих мастеров мы не найдем примеров соблюдения такого правила. Большинство портретов компонуется в середине картинной плоскости. У художников эпохи Возрождения есть целый ряд портретов, где перед лицевой частью головы край картины сильно приближен к голове. Примером такой композиции может служить портрет Беатриче Д"Эсте, выполненный Леонардо да Винчи, портрет молодой девушки Пьеро делла Франчески.

В учебном рисунке композиция должна помогать решению учебной задачи, но не усложнять ее. Например, студенту нужно нарисовать голову на нейтральном фоне (то есть без фона), которая освещена спереди. Согласно вышеприведенному совету он должен оставить большее поле перед лицевой частью головы. Приступая к тоновой проработке формы, он увидит, что тени на голове нарушили композицию, исчезло равновесие (в тоне). Чтобы избежать этого, рисующему придется около лицевой части вводить темный фон, что усложнит работу и нарушит целевую установку (рисунок без фона). Поэтому, прежде чем приступить к рисунку, необходимо сделать ряд небольших набросков, где будет решаться композиционная задача.

Студенту надо выбрать наиболее удачную точку зрения, а не садиться на первое попавшееся место, что мы часто наблюдаем у многих студентов. Более того, студенту необходимо ясно представить, как будет выглядеть в конечном итоге его рисунок. Только после этого можно браться за карандаш и начинать размещать рисунок на листе бумаги.

(Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, - 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. С. не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников - Ксенофонта и Платона , в большинстве диалогов которого С. выступает как главное действующее лицо.

С. был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них. К. Маркс назвал С. "олицетворением философии", "воплощённой философией" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 99; их же, Из ранних произведений, 1956, с. 199). Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию , С. обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному идеализму, он был далёк ещё от гипостазирования общих понятий в виде самостоятельных сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий С. индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи (ср. характеристику С. в ранних диалогах Платона). Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у С. в учение об общем и универсальном разуме или об отдельных богах-умах. Вопреки уверениям Ксенофонта, учение С. имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал её. Учение С. о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии .

В этике основной тезис С. гласил, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании С. не может быть противоречия между разумом и поведением.

С. необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления - монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ С. часто выступал как идеальное воплощение мудреца.

Лит.: Ксенофонт Афинский, Сократические соч., М. - Л., 1935; Платон, Соч., т. 1-3, М., 1968-72; Трубецкой С., Собр. соч., т. 3, М., 1910, с. 398-461; Гиляров А., Источники о софистах. Платон как исторический свидетель, ч. 1, К., 1891; Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913, с. 32-88; Жебелев С. А., Сократ, Берлин, 1923: Сережников В., Сократ, М., 1937; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969; Ма ier H., Sokrates, Tubingen, 1913; Ritter С., Sokrates, Tubingen, 1931; Meunier М., La legende de Socrate, P., 1965.

Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...


Конструктивный анализ формы предметов быта.


Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



Натюрморт из геометрических тел.


Предметный натюрморт на этапе придания формы.



Законченный предметный натюрморт.



Простой столовый натюрморт.


Рисунок сложного предмета.


Рисунок гипсовой палетки.



Рисунок капители колонны Ионического ордера.


Рисунок драпировки.


Перспективный рисунок интерьера.


Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


Рисунок обрубовки человеческой головы.


Рисунок экорше человеческой головы.


Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.