Рисуем с детьми 5 6 интересное. Учим ребенка рисовать карандашом и акварелью. Как поэтапно научить ребенка рисовать животных

Предлагаем вашему внимаю серию игровых развивающих заданий в картинках, направленных на подготовку дошкольников к обучению в школе

Задание 1

Сравни по величине

Самый высокий из этих троих мальчиков живет в самом маленьком доме, мальчик пониже — в самом длинном доме, самый низкий мальчик — в самом высоком доме. Проведи от каждого мальчика стрелку к дому, в котором он живет. Раскрась шарик с самой длинной ниточкой красным цветом, шарик с ниточкой покороче — синим цветом, а шарик с самой короткой ниточкой — желтым цветом.

Задание 2

Подбери по форме

Соедини точки по порядку. Какие геометрические фигуры у тебя получились? Раскрась их.

Задание 3

Готовим руку к письму

Задание 4

Цветная страничка

Какого цвета каждый из этих предметов? При смешении каких красок получились эти цвета? Покажи при помощи стрелок.

Задание 5

Будь внимательным

Сосчитай и запиши, сколько раз встречается каждая фигурка.

Задание 6

Запомни картинки

Назови и запомни все предметы в таблице. Когда запомнишь, открой предыдущую картинку.

Задание 7

Запомни картинки

Каких предметов в таблице не стало, а какие появились вновь?

Начало задания на следующей картинке

Задание 8

Пройди по дорожке

Обведи картинки сначала по пунктирам, а потом самостоятельно.

Задание 9

Весёлый счёт

Сосчитай, сколько звёздочек, сколько листочков, сколько ягод, сколько лепестков. Расскажи, как составлены числа.

Задание 10

Какой кубик можно склеит из этой заготовки?

Задание 11

Волшебная картинка

Нарисуй вокруг маленькой фигуры постепенно увеличивающиеся, а внутри большой — постепенно уменьшающиеся фигуры.

Задание 12

Сравни пo величине

У какого клоуна штаны в широкую полоску, а у какого — в узкую? На каком мячике узкие полоски, а на каком широкие? Раскрась зонтик с широкими полосками красным цветом, а с узкими — зеленым.

Задание 13

Подбери по форме

Найди каждой геометрической фигуре ее новое место (пройди по линии до нужного квадратика и нарисуй в нем точно такую же фигуру).

Задание 14

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинки.

Задание 15

Цветная страничка

Художник решил раскрасить предметы и подобрал вот такие краски. Что перепутал художник? Раскрась предметы в нужные цвета.

Задание 16

Будь внимательным

Найди пару каждой картинке. Расскажи, чем похожи разные картинки и чем они отличаются.

Задание 17

Пройди по дорожке

Помоги зверятам пройти по дорожкам.

Задание 18

Весёлый счёт

Всем ли обезьянкам хватит по банану?

Всем ли замочкам хватит по ключику?

Задание 19

Задачки для ума

Не нарушая закономерности, выбери из предложенных вариантов тот, который подойдет в пустую клеточку.

Задание 20

Волшебная картинка

Обведи картинку по точкам и раскрась.

Задание 21

Сравни по величине

Соедини книжки стрелочками по порядку от самой тонкой до самой толстой.

Задание 22

Подбери по форме

Объемные геометрические фигуры называются геометрическими телами. Назови эти тела и найди похожие на них предметы.

Задание 23

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинки.

Задание 24

Цветная страничка

Подбери пары (чашечки с блюдцами). Раскрась нужную пару своим цветом.

Задание 25

Будь внимательным

Сколько раз повторяются в рамке выделенные фрагменты? Раскрась эти фрагменты на картинках в рамках.

Задание 26

Запомни картинки

Запомни схемы, которые соответствуют картинкам. Когда запомнишь, открой предыдущую картинку.

Задание 27

Вспомни и нарисуй, что было нарисовано в пустых рамках.

Начало задания (см. выше)

Задание 28

Пройди по дорожке

Помоги мальчику проехать по дорожке.

Наталья Фаттахова
Нетрадиционные техники рисования для детей 4–5 лет

Нетрадиционные техники рисования для детей 4-5 лет

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев . От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей . Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду . Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности : зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки : зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Поэтому тему свою считаю актуальной.

Целью моей работы являетсяразвитие интереса у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования .

Задачи :

1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с , формировать интерес к изобразительной деятельности;

2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами : листья деревьев, ватные диски и палочки, спонжи…

3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять рисование пальчиками

Рисование нетрадиционными способами , увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей . Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно –пространственной развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей . Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного : палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем , что здесь не присутствует слово «нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику . Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием :

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования , ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию . Существует много техник нетрадиционного рисования , их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей .

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть :

Игра, которая является основным видом деятельности детей ;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

Живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования , дать понятие о разных техниках изображения .

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования , начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Ожидаемые результаты :

1. Дети знакомы с нетрадиционными способами рисования , сформирован интерес к изобразительной деятельности;

2. Дошкольники владеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

3. Воспитанники применяют самостоятельно нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками , ладошками, ватными палочками и т. д).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

«Пушистый котёнок» .

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка : пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

Цель занятия : помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость) .

Материал для занятия : альбомный лист, с нарисованным контуром котёнка , жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски, салфетки, картинки кошек, конверт с фото котенка.

Ход занятия:

I. Воспитатель : Сегодня к нам придет одна гостья. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку :

«Хвост пушистый и усы…

Нет приятнее красы!

Лапки – мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки.

Ну. Подумайте немножко.

Догадались? Это… (кошка)

II. - Правильно! Расскажите о кошке? Какая она? Она пушистая, у неё четыре лапки, пушистый хвостик и длинные усы. Я сегодня поведу вас на выставку кошек, и мы их поближе рассмотрим. Посмотрите, какие кошки. Красивые? Они все разные. И пушистые, и гладкие, худые и толстенькие, весёлые и грустные.

Ребята, наши пальчики хотят поиграть в кошек.

Пальчиковая гимнастика «Кошки»

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре!

В нашем доме кошки жили

Кошки с мячиком играли,

Кошки молоко лакали

Кошки коготки точили,

Мышек сереньких ловили. Скользящие удары ладонями друг о друга

Поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую.

Соединяют пальцы рук

Подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание.

Легко царапают колени.

Хлопок ладошками.

Вы слышите, кто-то стучится! Это письмо от моей знакомой кошки Мурки. Тут написано, что у Мурки потерялись котята! А что ещё в конверте? Это же фотография одного из ее котят. Посмотрите на котенка. Что можно сказать о нем? Какой он? Каким он цветом? Дети, что же мы можем сделать для Мурки? Как мы можем ей помощь? Мы можем нарисовать котят и повесить рисунки в приемной и будем всех спрашивать : не видел ли кто-нибудь этих котяток? Мы обязательно поможем Мурке. Вы видите, на столах лежат не законченные рисунки. Сделаем наших котят пушистыми. Сегодня кисточка будет работать по особенному : станет прыгать вверх и вниз. Посмотрите, показываю. Беру кисточку, обмакиваю ее в воду, затем лишнюю воду вытираю об губочку, набираю на кисточку оранжевую краску - у меня котенок будет рыжим и начинаю по контру рисовать прыгающей кисточкой вот-так - вверх-вниз. И таким же способом закрашиваю всего котенка, не оставляя белого места на нем, чтобы он получился таким пушистым. Вот какой пушистый котёнок получился.

Физкультминутка. А давайте поиграем немного «Зарядка для котят»

1. Утром солнышко проснулось (Руки вверх – круг)

Встали и котята (Ручки на голове - показ ушки вперед-назад)

Маме улыбнулись (Небольшой наклон вперед, указательные пальцы обеих рук к уголкам губ - показ улыбки)

Вышли на зарядку (Маршируем на месте)

2. Мыли, мыли, мыли лапки (Моем ручки, наклонясь вперед)

Причесали все усы!

Мыли, мыли, мыли ушки (Указательными пальцами крутим возле ушек, морщимся)

Мыли брюшки малыши (Двумя руками гладим животик)

3. А потом они гуляли (Пошли по кругу)

Дружно ножками шагали

Дружно ножками шагали

С мамой солнышко встречали (Руки вверх – круг)

Запомнили, как рисовать ? Вы, ребята, постарайтесь, чтоб все котята получились красивые и пушистые. Котята бывают разного цвета. Какую краску вы видите на столах? (оранжевую, черную, коричневую и серую) .

Молодцы! Начинаем рисовать . (Самостоятельная работа детей , индивидуальная помощь)

Какие вы молодцы! Мама кошка обязательно найдёт всех своих котят. Ваши котята получились пушистыми, весёлыми. Давайте всем дадим имена (Пушок, Уголёк, Мурзик, Муся, Барсик, Тишка, Черныш, Васька) .

III. - Ой, ребята, вы слышите? По-моему там кто-то пришёл! Кто здесь мурлычет? Смотрите, это же Мурка к нам пришла! Мурке понравилось, как вы красиво нарисовали её котят . Теперь она их обязательно найдёт и у них всё будет хорошо!

Использованная литература

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий/ Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. – М.: ТЦ Сфера, 2005; А-59

Рисование – любимое занятие маленьких детей 5-6 лет. Часто в этой забаве принимают участие и взрослые, ведь рисовать с детьми – это весело и интересно. Мы расскажем вам, как изобразить для детей диких или же домашних животных так, чтобы деткам это понравилось.

Котик – это, наверное, первое и самое часто рисуемое животное для детей. Мы расскажем, как рисовать котиков поэтапно, чтобы картинки получались правдоподобными и в то же время были очень простыми для начинающих. Итак, рисуем поэтапно упитанного красивого кота карандашом.

Сначала нарисуйте кружок, а на его верху – положенный на бок овал. К овалу пририсуйте два треугольника – это будут ушки. Пририсуйте с одной стороны к большой кружку хвостик той формы, какой захотите. Чуть выше середины большого кружка поставьте точку и от нее нарисуйте лапки ротика. Внизу по бокам у большого круга нарисуйте по половинке овала – это будут задние лапки. Теперь осталось изобразить глазки и мордочку котику, усы и детали лапок. Ваш красивый и правдоподобный кот готов.

Как нарисовать кошку карандашом поэтапно для детей

Собаки

Собачек тоже любят все дети, поэтому давайте научимся рисовать этих красивых и добрых животных карандашом на бумаге поэтапно. Это будет очень-очень просто для начинающих художников, ведь картинки будут очень красивыми, схематичными и легкими.

Итак, рисуем друга человека – собаку. Сначала нарисуйте прямоугольник с не слишком ровными углами. К прямоугольнику с правой стороны пририсуйте еще один примерно такой же прямоугольник, только поменьше. Сверху этого прямоугольника пририсуйте ушки. Внизу прямоугольника побольше нарисуйте передние и задние лапки.

Теперь осталось изобразить хвостик-треугольник, а также провести палочку, которая покажет шею собачки от верхнего левого угла маленького прямоугольника к большому. Осталось изобразить собачке глазик и носик и штрихами придать шерсть. Получилась очень красивая маленькая собачка.

Как нарисовать собаку? Учимся рисовать собаку!

Утка

Для начинающих поэтапно рисовать уточку будет проще простого, так как это очень простой и смешной вариант картинки для детей 5-6 лет. Сначала нужно будет нарисовать овал со сношенным низом, а к нему провести кружок-голову. На голове изобразить еще один кружок, который будет касаться левой стороны большого круга, это будет мордочка.

На туловище-овале нужно будет нарисовать еще один овал, который тоже будет прикасаться к левой стороне большого овала. Внизу овала изобразить овальчики-ноги, а под головой – крылышки.

Теперь осталось нарисовать детали – глаз на голове и клювик, а также придать ножкам утки форму ласт. Также можно пририсовать маленький хвостик и штрихами выделить отдельные перышки. Вот наша уточка и готова.

Медведь

Карандашом поэтапно можно нарисовать абсолютно разных животных, но будьте готовы к тому, что в какой-то момент малыш попросит вас нарисовать медведя, и вы должны будете его как-то изобразить. Итак, рисуем красивого и милого мишку.

Сначала вам нужно будет рисовать овал, в этом овале нарисуйте кружочек и пуговку носа. От носа нарисуйте вниз палочку и горизонтальную черточку, которая чуть загнута вверх. Мордочка медведя почти готова, теперь только поставить глаза-точки и нарисовать ушки.

К голове нужно пририсовать овал со срезанным верхом и в самом его низу нарисуйте кружок с точкой по середине. Это будет пузико медвежонка. Теперь пририсуйте лапки с когтиками. Медведь готов, при желании можете пририсовать ему и другие детали.

Заяц

Многие детки любят зайчиков и чтобы их нарисовать, нужно будет немножко постараться. Чтобы нарисовать зайца, сначала нужно будет изобразить на листе бумаги шестиугольник с вогнутым верхним краем. После этого к нему сверху пририсовать кружок с ушами, это будет достаточно просто для начинающих Посредине нашего шестиугольника рисуем овальчик, а по бокам – овалы-лапки.

Два овала на животе зайца изобразят передние лапки, а овалы на ушах придадут им правильную форму и объем. Овалы на лапках будут означать пяточку и пальчики, а точки на мордочке – глазки и носик зайца. Получившего зайца можно еще и раскрасить, чтобы картинки были красивыми, а изображение зайца – правдоподобным.

Птицы

Рисуем курочку, ведь картинки с птичками, пусть и домашними, всегда нравятся детям. Сначала нужно будет нарисовать кружочек, это будет тело птицы. По краям нарисуйте резные крылышки, а сверху нарисуйте шейку. На шейку посадите небольшой овал, это будет голова.

Теперь приступаем в рисованию деталей, таких как гребень на голове, а ножки пририсуйте к низу тела. Клюв и глаза можно изобразить схематично, так же как и перышки на крыльях. Можете раскрасить вашу курочку так, чтобы она была красивая.

Пчелы

Нарисуем для детей 5-6 лет красивую и очень веселую пчелку. Это будет очень просто и доступно, достаточно лишь немножко постараться.

Сначала нужно будет нарисовать овал, а к нему пририсовать кружок. Это будет тело. После на кружок нужно будет пририсовать круг поменьше, это будет голова пчелки. К большему кругу нужно пририсовать по три лапки с каждой стороны. Осталось к низу большого круга пририсовать овалы-крылышки, а также нарисовать мордашку довольной пчелы. Для большего эффекта разрисуйте тело пчелы черными и желтыми полосками и ваш рисунок готов.

Как нарисовать животных

Наряду с физическим и интеллектуальным развитием малыша, необходимо уделять достаточно внимания детскому творчеству. Одним из способов его проявления является рисование. Многие дети любят создавать собственные картины. Обычно они стараются изобразить , любимых сказочных героев, людей. Малышам может быть интересно, как лучше изображать тот или иной объект. Потому родители должны быть готовы прийти на помощь в подготовке рисунка, если кроха об этом просит. Например, интересно разобраться, как научить ребенка в 5 лет поэтапно рисовать человека. Можно подобрать несколько вариантов, которые будут под силу даже дошкольнику.

Как научить ребенка рисовать человека карандашом?

Начать следует с простых способов. Для этого понадобится простой карандаш и бумага.

Вариант 1

Каждая мама сможет сама разобраться, как научить ребенка рисовать поэтапно. Это позволит интересно и с пользой провести время семейного досуга.

Вариант 2

Этот несложный вариант тоже понравится непоседам.

  1. Необходимо набросать направляющие линии, по которым будет удобно потом дорисовывать тело, руки, ноги. В верхней части следует изобразить овал (голову). Малыш может делать это сам, под руководством мамы. Также надо на лице обозначить линии, на которых будут располагаться глаза, нос, рот.
  2. Далее по направляющим следует прорисовать тело человека (ноги, туловище, руки). Можно пририсовать прическу, например, забавные хвостики. Малыш может проявить фантазию и добавить в руки сумку или другую деталь. Также необходимо детализировать лицо, изобразив глазки, носик, ротик.
  3. Пусть кроха попробует самостоятельно аккуратно удалить все лишние линии.

Изучив пошаговую инструкцию о том, как научить ребенка рисовать человека, можно легко объяснить это даже самому маленькому художнику.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа дополнительного образования

по художественно-творческому развитию дошкольников

«Рисую с удовольствием»

для детей 4-5 лет

Программу составила:

воспитатель

Нетеребская В.В.

Санкт-Петербург

2015

  1. Пояснительная записка…………………………………………………
  1. Цели и задачи программы………………………………….…………..
  1. Возрастные особенности детей 4-5 лет………………………………
  1. Содержание психолого-педагогической работы по программе…....
  1. Перспективный план работы на учебный год………………………..
  1. Календарно-тематическое планирование……………………………..
  1. Показатели художественно-эстетического развития детей 4-5 лет...
  1. Диагностика художественно-эстетического развития детей 4-5 лет.
  1. Список литературы………………………………………………………

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знанийэстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как ониоткрывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Наше творчество». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесспедагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может бытьодинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель и задачи программы:

Цель: Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.

Задачи:

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них

интересно или эмоционально значимо.

Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения

новых цветов и оттенков.

Используемые методы :

Для качественного развития творческой деятельности юных художников дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Методы, которые используются в работе :

Репродуктивный (воспроизводящий);

Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

Эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала.

Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Организация занятий кружка:

Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 20 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

Материалы:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролон;
  • трубочки коктейльные;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти;
  • цветные карандаши

Возрастные особенности детей 4-5 лет:

Изобразительная деятельностьв этом возрасте получает значительное развитие. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?»,большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 4 до 5 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает:

  • предметное,
  • сюжетное,
  • декоративное рисование,
  • рисование по замыслу,

включает необходимое оборудование. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:

  • систематичность,
  • последовательность,
  • доступность,
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество детских работ зависит от :

Грамотного методического руководства со стороны взрослых;

Уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.)

Степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

Развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Используются нетрадиционные техники рисования.

  • Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  • Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

  • Оттиск поролоном

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

  • Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

  • Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

  • Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

  • Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

  • Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

  • Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

  • Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  • Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

  • Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  • Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

  • Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

  • Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым

Перспективный план работы на учебный год

п/п

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

Всего часов (мин.)

Летний луг

Украсим вазу для цветов

Бабочки, которых я видел летом

По замыслу

Лесные колючки

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями

Осенние листья

Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение.

Осенний пейзаж

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.

Я шагаю по ковру из осенних листьев

Я люблю пушистое, я люблю колючее

Первый снег

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему

Снегопад

Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции

Волшебные

Снежинки

Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение

Зимняя ночь

(2 занятия)

Ёлочка нарядная

Зимний лес

Лесной сторож(филин)

Пингвины на льдинах

По замыслу

Лодочка

Семеновские матрешки

(2 занятия)

Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

Открытка для мамы(мамины любимые цветы)

Моя мама

Рамка для фотографии

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему

Фантастическая планета

Звездное небо

Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Старинная картина

Расцвели цветы

Краски моря

Как я люблю

одуванчики

Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа

По замыслу

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Цели и задачи

Программное содержание

Оборудование

ОКТЯБРЬ

«Лесные колючки»

Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями.

1.Загадка про ежика

2. Воспитатель подсказывает, как создать образ ежа с помощью мятой бумаги

3. Самостоятельный выбор детей фоновой бумаги

4.Физминутка

5.Выполнение работы

6.Выставка работ, подведение итогов

Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей.

«Осенние листья»

Тиснение

Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение.

1.Музыкальное сопровождение начала занятия(Вивальди.Времена года)

2.Рассказ о листопаде

3.Игра «Собери листья»

4.Показ, как работать с шаблонами

5.Физминутка

6.Выполнение работы

7.Обсуждение выполненной работы

Шаблоны листьев разной формы, прост. карандаш, цв. карандаши, материал для тиснения (предм.сразл.фактур.,гуашь.

«Осенний пейзаж»

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.

1.Демонстрация иллюстраций с осенними пейзажами различных художников

2.Игра «Краски осени»

3.Физминутка

4.Напомнить детям о приеме тычкование

5.Краткое описание композиции осеннего пейзажа

6.Выполнение работы\

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги, красная, коричневая, белая бумага для грибов, листья, изготовл. на пред.занятии.

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

1.игровая ситуация «В гостях у осени»

2.Загадки про осень

3.Знакомство с техникой «набрызг»

4.Игра «Я знаю осени цвета»

5.Физминутка

6.Выполнение работы

7.Оформление выставки

Листы формата А3 чёрн.цвета, опавшие листья,гуашь, кисти, поролонов.тампоны, трафареты.

НОЯБРЬ

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

1.Рассматривание иллюстраций с ежами и цыплятами

2.Сенсорное упражнение «Что я чувствую»

3.Показ использования жесткой кисти для приема «тычкование»

4.Физминутка

5.Выполнение работы

6.Рассматривание и обсуждение выполненных работ.

Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная), скомканная бумага,поролон.тампоны, эскизы, фото, тарелка, для печати.

«Первый снег»

Монотипия. Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

1.Игровое упражнение «Мокрый снег»

2.Беседа о составлении композиции.3.Рассматривание дерева с листьями и без

3.Показ приема рисования пальчиками

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6.Оформление выставки

Лист формата А4, тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная и белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему.

1.Спросить детей, что они рисовали, что им понравилось

2.Вспомнить техники и приемы, которые были использованы в предыдущих работах.

3.Физминутка

4.Выполнение работ

5.Создание выставки

Всё имеющееся в наличии.

«Снегопад»

Тычкование

Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.

1.Загадка про снег

2.Показ приема смешивания красок

3.Рассматривание иллюстраций со снегопадом

3.Игра «Расскажи, какого цвета»

4.Показ приема тычкование

5.Физминутка

6.Выполнение работ

7.Обсуждение выполненных работ

Лист бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы.

ДЕКАБРЬ

«Волшебныеснежинки»

Тычкование

Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции

1.Игровая ситуация «Снежная Королева»

2.Игра « Теплое –холодное»

3. Показ воспитателем приема тычкование4. Выполнение работ

4.Физминутка

5.Игра « Северные гости»

6.Оформление выставки

Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы.

«Зимняя ночь»,

I занятие

Чёрно – белый граттаж

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа.

1.Рассматривание иллюстраций зимнего ночного пейзажа

2.Загадка про ночь

3.Беседа о выборе материалов для рисунка

4.Показ воспитателем техники натирания свечой альбомного листа

5.Физминутка

6.Игра «День-Ночь»

Лист полукартона, свеча,тушь+жидкое мыло, кисть

«Зимняя ночь»,

II занятие

Чёрно-белый граттаж

Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих.

1.Игровая ситуация «В гости к северному оленю»

2.Показ воспитателем способов изображения при помощи процарапывания листа заостренной палочкой

3.Физминутка

4.Выполнение работ

5.Оформление выставки

Заострённая палочка, эскизы, иллюстрации.

«Ёлочка нарядная»

Рисование пальчиками, акварель+восковые мелки

Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

1.Прослушивание песни « К нам елочка пришла зимой»

2.Создание игровой ситуации «Новогодние игрушки»

3.Рассматривание новогодних игрушек

4.Показ техники обрывание

5.Физминутка

6.Выполнение работ

7.Обсуждение работ, оформление выставки.

Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки.

ЯНВАРЬ

«Зимний лес»

Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью

Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик.

  1. Рассматривание репродукций художников на тему «Зимний лес»
  2. 2.Слушание музыкального произведения «Времена года» Вивальди
  3. 3.Показ приема обрывания и тычка полусухой кистью

4.Физминутка

5.Выполнение работ

  1. 6.Рассматривание выполненных работ оформление выставки

Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блёстки.

«Лесной сторож» (филин)

Тычок мятой бумагой, ватные палочки

Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

1. Загадка про филина

2.Игровая ситуация « Я в дремучем лесу»

3.Показ эскизов леса и филина в разных техниках

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6.Оформление выставки

Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы.

«Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь)

Печать поролоном

Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном.

1.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Вот север..»

2.Предложение выбрать подходящие иллюстрации из предложенных

3.Игра «Теплое-холодное»

4.Показ приема смешивания гуаши для получения необходимого оттенка

5.Физминутка

6.Выполнение закрашивания фона

Листы формата А3, гуашь, кисть, поролоновые тампоны.

«Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины)

Печать поролоном

Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

1.Игровая ситуация « К нам на льдине приплыли пингвины»

2.Обсуждение и показ рисования пингвинов техникой печати поролоном

3.физминутка

4. выполнение работ

5.обсуждение и оформление выставки

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации

ФЕВРАЛЬ

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему.

1.Игровая ситуация «Подарок для мишки»

2.Рассматривание предыдущих работ

3.Обсуждение техник, в которых были выполнены работы

4.Физминутка

5.Беседа « Что бы я нарисовал»

6.Физминутка

7.Выполнение работ

8.Оформление выставки

Всё имеющееся в наличии.

«Лодочка»

Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме.

1.Рассматривание репродукций морских пейзажей

2.Показ техники рисования по сырому акварельными мелками

3.Игра « В лодочке»

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6.Оформление выставки

Картон, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

«Семёнов-ские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие

Рисование акварельными мелками по сырому фону

Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины

1.Игра «Матрешки»

2.Показ семеновской матрешки

3.Рассматривание узоров, обсуждение

4.Показ отдельных узоров

5.Физминутка

6.Выполнение работ

Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер и акварель.

«Семёно-вские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

1.Игра «Разложи узор»

2.Игровая ситуация «Подарок матрешкам»

3.Показ рисования узоров

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6.Игровая ситуация «Матрешка говорит спасибо»

Семёновские матрёшки, ранее нарисованные, гуашь.

МАРТ

«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)»

Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками

Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному.

1.Слушание песни про маму

2.Игровая ситуация

«Мамы разные нужны»

3.Показ и обсуждение новой техники рисования опилками

4.Физминутка

5.Выполение работ

6.Беседа «Вот какие мамы»

Картон, трафареты цветов, клей ПВА, опилки, иллюстрации, открытки.

«Моя мама»

Рисуем жидким тестом, пальчиками

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (пальчиками). Развивать чувство композиции.

1.Чтение стихов про маму

2.Рассматривание репродукций портретов

3.Игра «Какой формы»

4.Игра «Подбери глаза»

5.Обсуждение материала для работы

6.Физминутка

7.Выполнение работ

8.Обсуждение и оформление выставки

Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого крашеного теста.

«Рамка для фотографии»

Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви

Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество.

  1. Рассматривание вариантов узора
  2. Игровая ситуация «Что можно подарить»

3.Показ правильного выполнения работы с помощью клея

4.Физминутка

5.Выбор материалов для работы

6.Выполнение работ

7.Рассматривание выполненных работ, обсуждение

Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обуви, золотая акриловая краска, тряпочка.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему.

2.Напоминание тех рисунков, которые были выполнены ранее

3.Физминутка

4.Выполнение работ

5.Оформление выставки

Всё имеющееся в наличии.

АПРЕЛЬ

«Фантас-тическая планета»

Пастельные мелки, рисование ватными палочками

Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество.

  1. Прослушивание музыкального произведения « Как звучат планеты»
  2. Рассматривание иллюстраций на тему «Планеты»
  3. Показ техники рисования ватными палочками

4.Обсуждение и показ композиций

  1. Физминутка
  2. Выполнение работ
  3. Оформление выставки, обсуждение получившегося

Плотная бумага с шершавой поверхностью, пастельные мелки, ватные палочки.

«Звёздное небо»

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

  1. Загадки о космосе
  2. Игра «Какой цвет?»
  3. Показ техники набрызг и печать по трафарету
  4. Физминутка
  5. Выполнение работ
  6. Оформление выставки

Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть, эскизы, иллюстрации.

«Старин-ная картина»

Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками

Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике.

1.Рассматривание иллюстраций со старинными картинами

2.Беседа « В чем отличие?»

3.Показ техники работы с воском и краской

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6..Оформление выставки

Альбомный лист, восковые мелки, плакатная краска, утюг (при необходимости)

«Расцвели цветы»

Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером

Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем.

  1. Чтение стихотворения о цветах

2.Рассматривание иллюстраций и эскизов цветов

3.Беседа «Мои впечатления»

4.Игра «Подбери цвет»

5.Предложить нарисовать цветы, самостоятельно выбирая материал и композицию

6.Физминутка

7.Просмотр детских рисунков

Папиросная бумага, клей ПВА, чёрный фломастер, белый картон А3

МАЙ

«Краски моря», I занятие

Изготовление силуэтов из папиросной бумаги

Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца.

  1. Слушание музыкального произведения «Шум моря»
  2. Рассматривание репродукций на морскую тематику
  3. Показ техники работы с папиросной бумагой
  4. Физминутка
  5. Выполнение работ

Папиросная бумага, фломастер, целлофановый пакет, клей ПВА, эскизы и иллюстрации обитателей моря.

2

«Краски моря», II занятие

Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером

Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

  1. Игра «Краски моря»
  2. Показ техники обведения контуров черным фламастером
  3. Выполнение работ
  4. Обсуждение результатов деятельности и оформление выставки

Чёрный картон, фломастер

3

«Как я люблю одуванчики»

Восковой мелок+ акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

  1. Загадка про одуванчики
  2. Беседа «Как выглядят одуванчики»
  3. Рассмотретьбукет, обращая внимание на форму листьев,цветов
  4. Физминутка
  5. Выполнение работ
  6. Оформление выставки

Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки (2*2), зелёная бумага, синтепон, клей.

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему.

1.Беседа «Что бы я нарисовал»

2.Обсуждение различных материалов и техник

3.Игра « Выбери подходящий фон»

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6Оформление выставки

Всё имеющееся в наличии.

Показатели уровня художественного развития

детей4-5 лет

Важнейшим показателем уровня художественно- эстетического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу рисования, желание ребенка как рисовать по заданной теме, так и пытаться создать композицию по собственному замыслу.

Наслаждаться созданными произведениями, материалом, с которым дети работают, рисунками своими и товарищей- задача, позволяющая говорить о высоком уровне развития художественных способностей

В этом возрасте ребенок использует достаточное количество изобразительного материала- краски, карандаши, мелки, а также нетрадиционные материалы (ватные палочки, листья, трубочки для коктейля и т.д.)

При достаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность рисунка детей повышается, выявляет творческую одаренность, творческие способности.

Умение внимательно рассматривать произведения искусства, передавать свои эмоции, полученные при этом процессе также являются важной составляющей развития художественного вкуса.

Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности. Любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.

Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения.

Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности.Узнает некоторые предметы и произведения народных промыслов.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности, соотносить воспринимаемое с собственным опытом.

В процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует инструменты и материалы.

Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, осваивает некоторые способы создания изображения в различных техниках.

Система мониторинга:

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение.
  • и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.

Рисунки, выполненные детьми на занятиях кружка «Наше творчество» оцениваются по следующим критериям:

Формообразующие движения

Вертикальные

Горизонтальные

Короткие

Пересекающиеся

Волнистые

Круг

Овал

Треугольник

Квадрат

3 балла – наличие всех линий и форм

2 балла – неточные, неровные, неуверенные, незаконченные

1 балл – нет в рисунке данных линий и форм

Части предметов

3 балла – ребёнок изображает предметы, состоящие из 3-х частей разной формы

2 балла – предметы из 2-х частей разной формы

1 балл – предметы из частей одинаковой формы

Сюжет

3 балла – в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой

2 балла - 2 предмета

1 балл – 1 предмет

Использование цвета

3 балла – 3 цвета

2 балла – 2 цвета

1 балл - 1 цвет

Соответствие реальному цвету

3 балла – предметы соответствуют реальному цвету

2 балла – есть некоторые несоответствия

1 балл - все предметы одного цвета или не совпадают с реальным

3 балла – соблюдение пропорций

2 балла – некоторое несоответствие

1 балл - отсутствие пропорций

Композиция

3 балла – располагает предметы по всему листу или узкой полосе

2 балла – расположение выше узкой полосы

1 балл - хаотичное расположение

Творчество

3 балла – составляет рассказ о нарисованном

2 балла – перечисляет нарисованные предметы

1 балл - не идёт на контакт

Контур

3 балла – умение рисовать набросок

2 балла – сильный нажим в некоторых местах

1 балл – неумение рисовать набросок

Строение предметов, присутствие частей

3 балла - присутствуют все части, расположены верно

2 балла – есть незначительные искажения

1 балл – части предметов расположены неверно, некоторых не хватает

Динамика

3 балла – присутствует, передано достоверно

2 балла – есть недостатки в передаче движения

1 балл – изображение статично

Итоговая карта динамики художественного развития детей 4-5 лет

Ф. И. ребенка

Формообразующие движения

Части предметов

Сюжет

Использование цвета

Соответствие реальному цвету

Соотношение по величине, пропорции

Композиция

Творчество

Контур

Динамика

Всего баллов

Уровни художественно-творческого развития

детей 4-5 лет

Высокий (25-30 баллов) – владеет формообразующими движениями, изображает предметы, состоящие из трех частей разной формы, в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой, использует три и больше цветов, предметы соответствуют реальному цвету, соблюдает пропорции в рисунке, располагает предметы по всему листу, учитывает расположение сюжета, составляет рассказ о нарисованном, умеет сделать набросок, все части нарисованы верно, достоверно передана динамика.

Средний (15-20) – формообразующие линии присутствуют, но они неточные и нечеткие, изображает предметы, состоящие из двух частей, в рисунке присутствуют два предмета, связанные между собой, использует два и больше цветов, есть некоторые несоответствия по реальному цвету, есть некоторые несоответствия по пропорциям, не всегда соблюдает композиционное расположение, перечисляет нарисованное, сильно нажимает в некоторых местах, не все части нарисованы правильно, есть недостатки визображении движений.

Низкий уровень(10-15) – о тсутствие формообразующих линий, изображает предметы, состоящие из одной части, в рисунке не более одного предмета, использует один-два цвета, цвета не соответствуют реальному предмету, пропорции не выдерживает, композиционное расположение отсутствует, не может рассказать о нарисованном, не умеет рисовать набросок,части предметов изображает неверно, изображение статично.

Список литературы

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1978. - 191 с.
  2. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
  3. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.». Г.Н. Давыдова. «Издательство Скрипторий 2003» Москва 2008 год.
  4. Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М.: ТД «Мир книги», 2006.
  5. Рисование веревочкой: - Санкт-Петербург, КАРО, 2010 г.- 96 с.
  6. Рисунок и живопись. Полный курс: Хейзл Гаррисон - Санкт-Петербург, Эксмо, 2005 г.- 256 с.